Рабочие программы
календарно-тематическое планирование (русский язык, 6 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку для учащихся 6-х классов составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений по русскому языку для 5-9 классов. / Авторы :М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др. Составитель Рыбченкова.-М., 2000г. для занятий по учебнику «Русский язык. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений» / Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.- М.Просвещение, 2007.
Рабочая программа по литературе для обучения учащихся 6-х классов составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений по литературе для 5 – 11 классов (под редакцией В.Я.Коровиной – М.: Просвещение, 2007 г.) с учетом рекомендаций М/О МОУ СОШ №44, современных требований к уровню знаний, умений и навыков по данному предмету.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Календарно – тематическое планирование.
№ | Раздел. Тема. | Кол час. | Дата | Содержание. | Контрольные параметры. | УМК | Домашнее задание. | ||
66 | |||||||||
1 | Русский язык – один из развитых языков мира. | 1 | Язык как средство общения, знакомство с понятием «развитой язык». | Работа с текстом. | Цитаты о языке | Упр.3 | |||
Повторение изученного в V классе. | |||||||||
2 | Административная контрольная работа | 1 | Выявление пробелов в знаниях учащихся. | Тест. | Твор.задание | ||||
3 | Фонетика. Орфография. | 1 | Систематизация и обобщение изученного по фонетике в предшествующие годы обучения. | Объяснитель- ный диктант. | Упр.8, сл.сл. | ||||
4 | Части слова. Орфограммы в приставках. | 1 | Систематизация и обобщение изученного по морфемике, орфографии в предшествующие годы обучения. | Терминоло- гический диктант | Таблица | Упр.13, сл.сл. | |||
5-6 | Орфограммы в корнях. | 2 | Систематизация и обобщение изученного по орфографии в предшествующие годы обучения. | Перфокарты. Выборочный диктант. | Таблицы. Схемы предложений. | Упр. 12, 15. | |||
7 | Части речи. | 1 | Систематизация и обобщение изученного по морфологии в предшествующие годы обучения. | Обобщающая таблица. | Упр.17. | ||||
8 | Орфограммы в окончаниях слов. | 1 | Систематизация и обобщение изученного по орфографии в предшествующие годы обучения. | Перфокарты. | Таблица. | Упр. 23 | |||
9-10 | Р.Р. Повторение изученного о тексте. | 2 | Смысловая и грамматическая цельность текста, его строение; лексические средства связи. | Анализ текстов. | Таблицы. Схемы. | Упр.24. | |||
11-12 | Р.Р. Повторение изученного о стилях и типах речи. | 2 | Стили и типы речи. Стилистическая норма. | Анализ текстов. | Таблицы. Схемы. | Сочинение. | |||
13-15 | Словосочетание. Простое и сложное предложение. | 3 | Систематизация и обобщение изученного по синтаксису и пунктуации в предшествующие годы обучения. | Схематиче- ский диктант. | Схемы предложений. | Упр.29, 37, 40, сл.сл., подготов-ка к диктанту | |||
16-17 | Контрольный диктант по теме «Повторение» и его анализ. | 2 | Выявление уровня усвоения материала. | Диктант | Творч. задание. Работа над ошибками | ||||
18 | Р.Р. Понятие об официально-деловом стиле. | 1 | Официально-деловой стиль: его особен-ти, жанры и сфера употр. Отличие от других стилей. Оформл. и сост-ние деловых бумаг. | Оформление и составление деловых бумаг. | Таблица | Твор. задание. | |||
19 | Р.Р. Деловой стиль «наоборот». | 1 | Использование официально-делового стиля для использования комических ситуаций. Обучение составлению текстов с использо-ванием делового стиля «наоборот». | Анализ текстов. | Стихи Г.Остера. | Сочинение. | |||
Лексика и фразеология. | |||||||||
20-21 | Повторение изученного по лексике в V классе. | 2 | Лексикология как раздел науки о языке; лексическое и грамматическое значение слов, однозначные и многозначные слова; переносное значение слова; синонимы, антонимы, омонимы. | Терминоло- гический диктант | Термины | Упр. 52, 58, сообщение о сл. статье | |||
22 | Р.Р. Словари. | 1 | Виды словарей. Словарная статья и ее строение. | Работа со словарями | Словари | Упр. 65 (устно) | |||
23- 24 | Р.Р. Изложение адаптированного текста. | 2 | На основе анализа адаптированного текста обучение усваивать точные художественные выражение мастеров слова, отбирать языковые средства в соответствии с темой, идеей текста, замыслом автора. | Изложение и последующее редактирование лексических средств. | Твор. задание. | ||||
25-26 | Общеупотребительные, диалектные и профессиональные слова. | 2 | Различие слов русского языка по сфере употребления (общеупотребительные и слова ограниченного употребления); нормы употребления диалектной и профессиональной лексики. | Работа со словарем. Работа по карточкам. | Словари. Карточки. | Упр. 62. Твор. задание. | |||
27 | Эмоционально окрашенные слова. | 1 | |||||||
28 | Устаревшие и новые слова. | 1 | Причины устаревания и появления новых слов в русском языке. Знакомство с терми-нами «устаревшие» слова, «неологизмы». | Работа со словарем. | Словари. | Сообщения о происхождении слов. | |||
29-30 | Заимствованные слова. | 2 | Исконно русские и заимствованные слова в русском языке, выяснение их значения и правильное использование в речи. | Работа со словарем. | Словари. | Упр. 73, 777 | |||
331-32 | Фразеологизмы. | 2 | Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, их роль в обогащении речи. Источники фразеологизмов. Фразеологический словарь. | Самост. работа со словарем. | Словари. | Упр.90 / твор. задание. | |||
33 | Повторение по теме «Лексика». | 1 | Обобщение и систематизация материала, выявление уровня усвоения материала. | Тест. Сл. диктант. | Твор. задание. | ||||
Словообразование и орфография. | |||||||||
34 | Повторение изученного в V классе. | 1 | Повторение основных сведений по словооб-разованию, полученных в 5 классе; опреде-ление зависимости правописания слова от его строения. | Выборочный диктант. Диктант «Проверь себя» | Схемы морфем | Упр. 98, 104. | |||
35-37 | Основные способы образова-ния слов в русском языке. | 3 | Знакомство с основными способами образо-вания слов в русском языке. Словообразо-вательный анализ слова. Словообразователь-ный словарь. | Словообразова-тельный разбор Работа со словарем.. | Схемы морфем. Словарь. | Упр.126, 127, 128., сл.сл. | |||
38 | Этимология слов. | 1 | Этимология как наука. Этимологический словарь. Этимологический анализ слова. | Работа со словарем.. | Словарь. | Упр. 131. | |||
39 | Р.Р. Описание помещения. | 1 | Знакомство с типом сочинения – описания помещения, термином «интерьер», его ролью в художественном произведении. | Сочинение. Анализ текстов. | Тексты для анализа. | Сочинение. | |||
40 | Р.Р. Сложный план. | 1 | Сложный план. Языковые средства его оформления. | Составление плана. | Твор. задание. | ||||
41 | Буквы О-А в корне –кос- - -кас-. | 1 | Знакомство с условиями выбора написания –кос- - -кас-. Отличие корней с чередованием от омонимичных корней. | Объяснительный диктант. | Упр. 139. | ||||
42-44 | Буквы О-А в корне –гор- - -гар-. | 3 | Лексическое значение корня –гор- - -гар-. Знакомство с условиями выбора написания корня –гор- - -гар-. Повторение правописа-ния других корней с чередованием. | Перфокарты Объяснительный диктант. | Таблица. | Упр. 143, 144,146. | |||
445 | Контрольный диктант по теме «Орфограммы в корне». | 1 | Выявление уровня усвоения материала. | Диктант. | Твор. задание. | ||||
46 | Буквы Ы и И после приставок. | 1 | Знакомство с условиями выбора букв Ы и И после приставок на согласные. | Перфокарты | Схемы слов. | Упр.153. | |||
47-51 | Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ- | 5 | Зависимость написания гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ- от лексического значения. Значения приставок. Правописание слов с трудноопределяемым значением приставок ПРЕ- и ПРИ- | Контрольный сл. диктант. Объяснительный диктант. Перфокарты | Карточки. Таблица со сл.сл. | Упр.Упр. 158, 161, 164, 166, сл.сл. Твор. задание. | |||
52 | Р.Р. Выборочное изложение | 1 | Обучение выборочному изложению текста с элементами описания помещения в художественном стиле по повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» | Изложение. | Текст повести. Иллюстрации. | Упр. 165 (устно). | |||
53 | Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ- | 1 | Развитие умения различать значения и правописание слов с приставками ПРЕ- и ПРИ- | Предупредительный диктант. Перфокарты | Упр. 165 (п). | ||||
54 | Соединительные О и Е в сложных словах. | 1 | Образование сложных слов от основ исход-ных слов с помощью соединительных согласных О и Е. | Контрольный диктант. | Упр. 169. | ||||
55 | Сложносокращенные слова. | 1 | Знакомство с видами сложносокращенных слов по способу их образования. Определе-ние лексического значения сложносокра-щенных слов, правильное употребление их с именами прилагательными, глаголами прошедшего времени. | Самостоятельная работа. | Упр. 176. | ||||
56-57 | Р.Р. Сочинение по картине Т.Н.Яблонской «Утро». | 2 | Обучение написания сочинения по картине. | Сочинение. | Репродукции картины. | Упр. 182. | |||
58 | Морфемный и словообра-зовательный разбор слова. | 1 | Различение морфемного и словообразова-тельного разбора слова. Порядок разборов. | Контрольный сл. диктант. | С.80, контр. вопр., упр.185 | ||||
59 | Повторение изученного по теме «Словообразование» | 1 | Обобщение и систематизация материала, выявление уровня усвоения материала. | Индив. работа по карточкам | Карточки. | Анализ текста. | |||
60-61 | Контрольный диктант по теме «Словообразование» и его анализ. | 2 | Выявление уровня усвоения материала. | Диктант. | Твор. задание. Работа нал ошибками. | ||||
Морфология и орфография. Имя существительное. | |||||||||
62-64 | Повторение изученного в V классе. | 3 | Номинативная, коммуникативная и эмоци-онально-выразительная роль имен сущест-вительных в речи (термины не даются). Грамматические признаки сущ-ных, их синтаксическая роль в предложении. Право-писание падежных окончаний сущ-ных. | Анализ текста. Опрос. Выборочный диктант. Самостоятельная работа. | Языковой материал для анализа. | Упр. 193, 195, 204. | |||
65-66 | Разносклоняемые существительные. | 2 | Знакомство с разносклоняемыми сущ-ными. Суффиксы –ен-(-ён-) в основе сущ-ных на –мя. | Работа с перфокартами, карточками. | Карточки. | Упр.209, 212. | |||
67 | Несклоняемые имена существительные. | 1 | Знакомство с несклоняемыми именами существительными. Употребление их в косвенных падежах. | Редактирование текста. | Текст с ошибками. | Упр. 223. | |||
68 | Род несклоняемых имен существительных. | 1 | Знакомство со способами определения рода несклоняемых имен существительных. Согласование прилагательных и глаголов прошедшего времени с несклоняемыми существительными. | Анализ языкового материала. | Упр.227, сл.сл. | ||||
69 | Имена существительные общего рода. | 1 | Знакомство с именами существительными общего рода. | Орфографиче-ская диктовка. | Упр.233, подготовка к диктанту | ||||
70 | Морфологический разбор имен существительных. | 1 | Определение морфологических признаков имен существительных. | Контрольный диктант. | Упр. 235. | ||||
71-72 | Контрольный диктант по теме «Имя существи-тельное» и его анализ. | 2 | Выявление уровня усвоения материала. | Диктант. | Твор. задание. Работа нал ошибками. | ||||
73-74 | Р.Р. Сочинение-рассуждение на нравственно-этические темы. | 2 | Обобщение и расширение представления учащихся о типе речи – рассуждении; работа над формирование м навыка построения текста-рассуждения на нравственно-этические темы на основе прочитанного в художественном стиле. | Сочинение. | Иллюстрации, тексту худо-жественных произведений. | Составить сл. диктант. | |||
75-76 | Не с существительными. | 2 (3) | Знакомство с условиями выбора слитного или раздельного написания не с сущ-ными. Различение НЕ – приставки, частицы, части корня. | Работа с перфокартами. Объяснительный диктант. | Упр.240, 243, сл.сл. Упр. 242 | ||||
Административная контрольная работа | (1) | Проверка уровня ЗУН | |||||||
77-78 | Буквы Ч и Щ в суффиксах существительных –чик и -щик | 2 (1) | Знакомство со способом действия при выборе написания в существительных суффиксов –чик и –щик. | Работа с перфокартами. Сл. диктант. | Схемы предложений. | Упр. 247, 250., сл.сл. | |||
79 | Гласные в суффиксах существительных –ек и –ик. | 1 | Образование существительных с помощью суффиксов –ек и –ик, ознакомление со способом действия при выборе данных суффиксов. | Контрольный словарный диктант. | Отрывок из мультиплика-ционного фильма | Упр. 252. | |||
80 | Р.Р. Пейзажные зарисовки. | 1 | Ознакомление с понятием пейзажной зари-совки; закрепление и углубление предста-вления о пейзаже в художественном стиле. Обучение написанию сочинения – описания пейзажа. | Сочинение. | Репродукции пейзажей. | Домашнее сочинение-миниатюра | |||
81 | Гласные О-Ё после шипящих в суффиксах существительных. | 1 | Повторение материала об образовании существительных с помощью суффиксов –ок, -ек, -онок и др. и условиях выбора в них гласных О-Е после шипящих под ударением. | Выборочный диктант. | Таблица. | Упр. 255, с.108, контр. вопр. | |||
82-83 | Р.Р. Сочинение «Описание природы» | 2 | Обучение написанию сочинения – описания пейзажа. | Сочинение. | Репродукции пейзажей. | ||||
84-85 | Повторение изученного по теме «Имя существительное». | 2 | Обобщение и систематизация изученного материала. | Работа с перфокартами. Сл. диктант. | Упр. 261, 268, подготовка к диктанту. | ||||
86 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | 1 | Выявление уровня усвоения материала. | Диктант. | Подготовка к тесту. | ||||
87 | Итоговый тест за I полугодие. | 1 | Выявление уровня усвоения материала. | Тест. | Творч. задание. | ||||
Имя прилагательное. | |||||||||
88-90 | Повторение изученного в V классе. | 3 | Углубление понятия о роли имени прил. в речи, об их морфологических признаках, правописании окончаний; определение синтаксической роли прил. в предложении | Орфографичес-кая диктовка | Таблица. Схемы суффиксов прил-ных | Упр. 270, 273, 275. Твор. задание. | |||
91 | Р.Р. Выборочное изложение с элементами пейзажа. | 1 | Отбор и систематизация материала. Осмыс-ление роли пейзажа в повествовательном тексте. Построение высказывания на основе собранного материала, установление логиче-ской последовательности частей текста, отбор языковых средств для их связи. | Изложение. | Текст повести «Ночь перед рождеством» Н.В.Гоголя. Иллюстрации. | Чистовик изложения. | |||
92-93 | Степени сравнения прилагательных. | 2 | Ознакомление со степенями сравнения имен прилагательных, их образованием. | Работа с перфокартами. | Таблица. | Упр.284, 287, сл.сл. | |||
94 | Разряды прилагательных. Качественные прилагательные. | 1 | Деление прилагательных на три разряда, признаки качественных прилагательных. Определение их синтаксической роли. | Творческая работа. | Текст для анализа. | Упр. 290. | |||
95 | Относительные прилагательные. | 1 | Ознакомление с определением относитель-ных прилагательных, их значением, грам-матическими признаками. Различие между качественными и относительными прил. | Работа с перфокартами. | Упр. 296. | ||||
96-97 | Притяжательные прилагательные. | 2 | Значение, вопросы, на которые отвечают притяжательные прилагательные; их правильное употребление | Орфографичес-кая диктовка. Выборочный диктант. | Упр. 299, 300. | ||||
98 | Морфологический разбор имени прилагательного. | 1 | Ознакомление с образцом морфологичес-кого разбора имени прилагательного. | Контрольный сл. диктант. | Упр.304., подго-товка к диктанту. | ||||
99-101 | Не с именами прилагательными. | 3 | Ознакомление с условиями выбора написания НЕ с именами прилагательными. | Различные диктанты. | Таблица. | 307, 311, 312. сл.сл. | |||
102 | Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагатель-ных. | 1 | Ознакомление с условиями выбора О и Е в суффиксах прилагательных после шипящих и Ц; сопоставление правил написания букв О и Е в корне, суффиксе, окончании имен существительных, прилагательных. | Работа с перфокартами. | Таблица по теме урока. | Упр. 314. | |||
103 | Р.Р. Сочинение по картине Н.П.Крымова «Зимний вечер». | 1 | Обучение написания сочинения по картине. | Сочинение. | Репродукции картины. | Чистовик сочинения. | |||
104-106 | Н и НН в суффиксах прилагательных. | 3 | Ознакомление с условиями выбора Н и НН в суффиксах прилагательных. | Работа с перфо-картами. | Таблица по теме урока. | Упр.318, 321, 326. | |||
107 | Различение на письме суффи-ксов прилагательных –К- и –СК- | 1 | Образование с помощью суффикса -К- качественных прилагательных (кроме исключений), с помощью суффикса –СК- - относительных прилагательных. | Выборочный диктант. | Упр. 329. | ||||
108- 109 | Дефисное и слитное написа-ние сложных прилагательных. | 2 | Ознакомление с условиями употребления дефиса в сложных прилагательных, разли-чения слитного и раздельного написания слов. | Работа с перфокартами. Словарная диктовка. | Упр. 334, сл.сл.; с. 140, контр. вопр. | ||||
110-111 | Повторение по теме «Имя прилагательное» | 2 | Обобщение и систематизация изученного материала. | Тест. | Таблицы. | Упр.337, 340. | |||
112 | Р.Р. Сочинение – рассужде-ние в научном стиле. | 1 | Закрепление и углубление сведений уч-ся о научном стиле речи; выработка умения строить текст-рассуждение с использовани-ем изучаемых языковых явлений. | Сочинение. | Таблица «Особенности научного стиля» | Сочинение. | |||
113 | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» | 1 | Выявление уровня усвоения материала. | Диктант. | Твор. задание. | ||||
Глагол. | |||||||||
114-117 | Повторение изученного в V классе. | 4 | Повторение и углубление знаний о глаголе, его грамматических признаках, употребле-нии в речи, правописании; ознакомление с понятием «бессоюзие» как средство выразительности речи. | Выборочный диктант. Самостоятельная работа. | Таблицы, схемы. | Упр.461, 466, 468, сл.сл. | |||
118 | Р.Р. Сочинение – рассказ. | 1 | Закрепление и углубление понятия о расска-зе как литературном жанре; обучение напи-санию сочинения – рассказа по данному началу в художественном стиле. | Сочинение. | Текст рассказа В.П. Астафье-ва «Конь с ро-зовой гривой». | Дописать сочинение. | |||
119 | Разноспрягаемые глаголы. | 1 | Ознакомление с разноспрягаемыми глаго-лами; правильным написанием окончаний, употреблением в речи. | Предупредитель-ный диктант. | Упр. 474, сл.сл. | ||||
120-121 | Глаголы переходные и непереходные. | 2 | Ознакомление с переходными и непереход-ными глаголами, их различиями.. | Анализ языково-го материала. | Упр. 478, 481, сл.сл. | ||||
122-123 | Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. | 2 | Ознакомление с наклонением глагола, с изменением глагола в изъявительном наклонении. С правильном написанием таких глаголов. | Работа с перфокартами. | Упр.482, 485. | ||||
124 | Р.Р. Изложение с изменением лица рассказчика. | 1 | Совершенствование умения излагать текст – повествование; обучение изложению текста с изменением лица рассказчика и авторской позиции. | Изложение. | Текст отрывка из повести «Левша» Н.С.Лескова. | Чистовик изложения. | |||
125-126 | Условное наклонение. | 2 | Ознакомление с образованием и изменением формы условного наклонения глагола, его значением. Различение форм изъявительно-го и условного наклонений. | Орфографичес-кая диктовка. | Схемы глаголов. | Упр.487, 490. | |||
127- 128 | Повелительное наклонение. | 2 | Ознакомление с образованием и изменением формы повелительного наклонения глагола, его значением, правильном употреблением в речи. | Выборочный диктант. Объяснительный диктант. | Тексты для анализа. | Упр. 495, 497. | |||
129 | Различение повелительного наклонения и формы будущего времени. | 1 | Ознакомление с различиями в написании глаголов повелительного наклонения и формы будущего времени. | Выборочный диктант. | Упр.499. | ||||
130. | Р.Р. Сочинение- рассказ по сюжетным картинкам. | 1 | Обучение приемам написания сочинения-рассказа по сюжетным картинкам; закрепление представления о средствах создания юмористического повествования. | Сочинение. | Сюжетные картинки. | Сочинение. | |||
131 | Различение повелительного наклонения и формы будущего времени. | 1 | Ознакомление с различиями в написании глаголов повелительного наклонения и формы будущего времени. | Объяснительный диктант. | Упр. 501. Подготовка к диктанту. | ||||
132 | Контрольная работа по теме «Глагол». | 1 | Выявление уровня усвоения материала. | Контрольная работа | Сост. сл. диктант. | ||||
133-134 | Употребление наклонений. | 2 | Ознакомление с различными способами выражения в языке просьбы, приказания с помощью разных наклонений глагола. | Орфографичес-кая диктовка. | Упр. 506, 510. | ||||
135-136 | Безличные глаголы. | 2 | Ознакомление с безличными глаголами (на материале безличных предложений), их лек-сическим значением, формой употребления. Отличие безличных глаголов от личных, употребление безличных глаголов в речи. | Контрольный словарный диктант. | Упр.516, 517. | ||||
137 | Морфологический разбор глагола. | 1 | Ознакомление с порядком морфологичес-кого разбора глагола. | Диктант «Проверь себя» | Схемы глаголов. | Упр. 518. | |||
138 | Р.Р. Рассказ на основе услышанного. | 1 | Обучение написанию сочинения-рассказа на основе услышанного. | Сочинение. | Сочинение. | ||||
139-140 | Правописание гласных в суффиксах глаголов. | 2 | Ознакомление со способом действия при выборе гласных в суффиксах глаголов. | Работа с перфокартами. | Таблица «Суффиксы глаголов» | Упр. 524, 525, подготовка к сл. диктанту. | |||
141-144 | Систематизация и обобщение изученного о глаголе. | 4 | Обобщение и систематизация изученного материала. | Контрольный сл. диктант. Тест. | Схемы слов, предложений. | Упр. 529, 531, 533, 535. | |||
145-146 | Контрольный диктант по теме «Глагол» и его анализ. | 2 | Выявление уровня усвоения материала. | Контрольный диктант. | Работа над ошибками | ||||
147 | Р.Р. Составление речевой характеристики комических персонажей. | 1 | Углубление знаний учащихся о средствах создания комического; обучение использо-вать эти средства в речи, воссоздавать образ литературного героя по его речевой характе-ристике. | Сочинение. | Иллюстрации и тексты рассказов А.П.Чехова. | Сочинение. | |||
Имя числительное. | |||||||||
148 | Имя числительное как часть речи. | 1 | Ознакомление с признаками числительного как части речи (общее значение, морфоло-гические признаки, синтаксическая роль в предложении). Отличие числительных от других частей речи с числовым значением. Различение количественных и порядковых числительных. | Анализ языкового материала. | Тексты для анализа. | Упр. 348., правило. | |||
149 | Простые и составные числительные. | 1 | Обозначение числительного одним или несколькими словами. Различение простых и составных числительных. | Выборочный диктант. | Упр.351, сл.сл. | ||||
150 | Мягкий знак на конце и в середине числительных. | 1 | Ознакомление с орфографическим правилом и его применение при написании числительных. | Самостоятельная работа. | Таблица. | Упр. 355, сл.сл. | |||
151 | Разряды количественных числительных | 1 | Ознакомление с разрядами количественных числительных (целые, дробные и собирательные). | Словарная диктовка. | Упр. 357, сл.сл. | ||||
152-153 | Числительные, обозначающие целые числа. | 2 | Ознакомление с особенностями склонения количественных числительных. | Словарная диктовка. | Упр. 361, 365, подготовка к изложению. | ||||
154 | Р.Р. Выборочное изложение. | 1 | Обучение отбору и систематизации матери-ала, относящегося к теме; осмысление роли портрета в повествовательном тексте; по-строение высказывания на основе собранно-го материала; формирование навыка выбо-рочного изложения отдельных микротем. | Изложение. | Текст М.М. Пришвина «Кладовая солнца» | Подготовка к сл. диктанту. | |||
155 | Дробные числительные. | 1 | Ознакомление с с функцией, составом дробных числительных, особенностями их склонения, правильным употреблением. | Устное сочинение. | Упр. 369, сл.сл. | ||||
156 | Собирательные числительные. | 1 | Ознакомление со значением собирательных числительных, их образованием, особенно-стями сочетания с существительными. | Объяснительный диктант. | Упр. 374 (у.), 375 (п.). | ||||
157-158 | Порядковые числительные. | 2 | Ознакомление с изменениями порядковых числительных, согласование их с сущ-ми, синтаксической роли в предложении, назначении в речи. | Контрольный сл. диктант.Индиви-дуальная работа по карточкам. | Карточки. | Упр. 380, 383. | |||
159 | Морфологический разбор числительного. | 1 | Ознакомление с планом морфологического разбора имени числительного. | Предупредитель-ный диктант. | Упр.385, с.162, контр.вопр. | ||||
160 | Систематизация и обобщение изученного о числительном. | 1 | Систематизация и обобщение изученного об имени числительном. | Диктант «Проверь себя» | Карточки. | Творч. задание | |||
161- 162 | Контрольный диктант по теме «Имя числительное» и его анализ. | 2 | Выявление уровня усвоения материала. | Контрольный диктант. | Работа над ошибками | ||||
Местоимение. | |||||||||
163-164 | Местоимение как часть речи. | 2 | Ознакомление с местоимением как частью речи (указывает на предмет, лицо, событие и т.д.), с ролью местоимений как средстве связи предложений в тексте, с синтаксиче-ской функцией местоимений. Анализ тек-стов с целью нахождения местоимений, определения их роли в тексте, правильного употребления. | Анализ текста. | Тексты. | Упр.391, 393, правило. | |||
165-166 | Разряды местоимений. Личные местоимения. | 2 | Ознакомление с личными местоимениями, особенностями их склонения, правильном их употреблении в речи. | Выборочный диктант. | Упр. 397, 400, сл.сл., правило. | ||||
167 | Возвратное местоимение себя. | 1 | Ознакомление с лексическим значением и особенностями склонения местоимения себя. | Фронтальный опрос. Диктант. | Упр. 404, правило. | ||||
168 | Р.Р. Сочинение. | 1 | |||||||
169 | Вопросительные местоимения. | 1 | Ознакомление с вопросительными местоимениями, их назначением в речи, особенностями склонения. | Контрольный словарный диктант. | Упр. 409, правило. | ||||
170 | Относительные местоимения. | 1 | Ознакомление с относительными местоиме-ниями, их употреблением в речи. Различие относительных и вопросительных местоиме-ний. Относительные местоимения в СП. | Объяснительный диктант. | Таблица. | Упр. 413, правило. | |||
171-172 | Неопределенные местоимения. | 2 | Ознакомление с отличительными признака-ми неопределенных местоимений (неопреде-ленности), с их образованием, написанием. Условия выбора дефисного написания и написания с НЕ. | Орфографичес-кая диктовка. Диктант «Проверь себя» | Схемы слов. | Упр. 415, 417, сл.сл., правило. | |||
173-175 | Отрицательные местоимения. | 3 | Ознакомление с особенностями образования и написания отрицательных местоимений (правописание с предлогом; приставки НЕ- и НИ-). | Фронтальный опрос. Различные диктанты. | Упр. 423, 428, 430, сл.сл., правило. | ||||
176-177 | Притяжательные местоимения. | 2 | Ознакомление с притяжательными место-имениями, с их склонением. Отличие между личными и притяжательными местоимени-ями. Употребление личных местоимений в значении притяжательных. | Орфографичес-кая диктовка. Предупредитель-ный диктант. | Упр. 434, 435, сл.сл., правило. | ||||
178 | Р.Р. Сочинение – рассуждение. | 1 | |||||||
179-180 | Указательные местоимения. | 2 | Ознакомление с указательными местоиме-ниями, их значением, употреблением в речи, в том числе и в качестве средств связи между предложениями. | Контрольный словарный диктант. Анализ текстов. | Тексты для анализа. Индивидуаль-ные карточки. | Упр. 440, 443, сл.сл., правило. | |||
181- 182 | Определительные местоимения. | 2 | Ознакомление с определительными место-имениями, их значением, употреблением в речи. | Объяснительный диктант. Анализ текстов. | Басни Крылова для анализа. Таблица. | Упр.445, подготовка к сочинению. | |||
183-184 | Р.Р. Контрольное сочинение. | 2 | Выявление уровня усвоения материала. | Контрольное сочинение. | Сост. сл. диктант. | ||||
185 | Морфологический разбор местоимений. | 1 | Ознакомление с порядком морфологическо-го разбора местоимений. | Упр. 449. | |||||
186 | Систематизация и обобщение изученного о местоимении. | 1 | Систематизация и обобщение знаний о местоимении. | Фронтальный опрос. Тест. | Подготовка к контр. работе. | ||||
187-188 | Контрольная работа по теме «Местоимение» и ее анализ. | 2 | Выявление уровня усвоения материала. | Контрольная работа | Работа над ошибками. | ||||
Повторение и систематизация изученного в VI классе | |||||||||
189 | Разделы науки о языке. | 1 | Повторение разделов науки о языке. | Различные формы контроля | Таблица. | Подг. к конт. сл. диктанту. | |||
190-191 | Орфография. Орфографический разбор. | 2 | Повторение и систематизация изученного по орфографии. | Орфографичес-кая диктовка. | Таблицы. | Упр. 541, 542,545. | |||
192-193 | Пунктуация. Пунктуационный разбор. | 2 | Повторение и систематизация изученного по пунктуации. | Объяснительный диктант. | Схемы предложений. | Упр.548, 549. | |||
194-195 | Лексика и фразеология. | 2 | Повторение и систематизация изученного по лексике и фразеологии. | Терминологиче-ский диктант. | Упр.550, 551. | ||||
196-197 | Словообразование. Морфем-ный и словообразовательный разбор. | 2 | Повторение и систематизация изученного по словообразованию. | Выборочный диктант. | Схемы морфем. | Упр.553, 554. | |||
198-199 | Морфология. Морфологичес-кий разбор слова. | 2 | Повторение и систематизация изученного по морфологии. | Диктант «Проверь себя» | Таблица «Части речи» | Упр.555, 556. | |||
200-201 | Синтаксис. Синтаксический разбор. | 2 | Повторение и систематизация изученного по синтаксису. | Предупредитель-ный диктант. | Схемы предложений. | Упр. 557, подго-товка к тесту. | |||
202 | Итоговый тест за курс VI класса. | 1 | Выявление уровня усвоения материала. | Тест. | Подготовка к диктанту. | ||||
203 | Итоговый контрольный диктант | 1 | Выявление уровня усвоения материала. | Диктант. | |||||
204 | Лингвистическая игра. | 1 | Подведение итогов за год. | ||||||
205-210 | Резервные часы | 6 |
Предварительный просмотр:
Календарно – тематическое планирование.
№ | Раздел. Тема. | Кол. час. | Дата | Содержание. | Контрольные параметры. | УМК | Домашнее задание. | ||
1 | Введение. | 1 | Повторение изученного в 5 классе; знакомство с учебником литературы; представление о художественной литературе как особой форме познания | Викторина | С. 3-10, чтение, иллюстрация | ||||
Устное народное творчество. | |||||||||
2 | Вн.чт. Устное народное творчество. Мифы древних славян. | 1 | Повторение УНТ, образность , поэтичность славянской мифологии. Сопоставление древнегреческих и славянских мифов. | Беседа,сопо-ставитель-ный анализ | С. 36-41 | ||||
3 | Вн.чт. Обрядовый фольклор. | 1 | Знакомство с образцами обрядового фольклора; художественные особенности обрядовых песен; народная поэзия – источник вдохновения для писателей и композиторов. | Беседа. | С.41-46, творч. задание. | ||||
4 | Малые фольклорные жанры. | 1 | Малые фольклорные жанры: пословицы, поговорки, загадки; их красота и ценность. | Интерпретация посло- виц и поговорок | С. 58-61. | ||||
Из древнерусской литературы. | |||||||||
5 | Русская летопись. «Повесть временных лет». | 1 | Знакомство с историей; осознание себя звеном в цеп поколений. | Беседа | Иллюстрации | С.62-64, вопросы. | |||
11 6 | «Сказание о белгородском киселе» | 1 | Отражение в летописи народных идеалов. Ощущение вязи времен, подлинность описанного в летописи. | Контрольная работа | Репродук-ции Васнецова | Подготовка к вн.чт. | |||
Из литературы XVIII века | |||||||||
7 | Баснописцы И.И.Хемницер и И.И.Дмитриев. | 1 | Из истории и теории жанра басни. Идейно-художественный смысл русской басни классицизма. Знакомство с творчеством Хемницера и Дмитриева. | Конспект, выразитель-ное чтение | Портрет, басни | Выучить одну из басен Крылова | |||
Из литературы XIX века. | |||||||||
8 | Басни И.А.Крылова. | 1 | Краткий рассказ о писателе. Басни «Листы и корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Развитие представления «басня», «аллегория». | Выразитель-ное чтение, викторина | Портрет, иллюстра-ции | С. 65-70, выучить стих-е | |||
9 | А.С.Пушкин. Лицейские годы. «Узник» | 1 | Лицейские годы, вольнолюбивые устремления поэта. Анализ стих-я «Узник». | Выразительное чтение, беседа. | Электрон-ная презен-тация | С.70-71, выучить стих-е | |||
10 | Дружба в жизни и творчестве Пушкина. «Пущину». | 1 | За строчками стихов скрываются чувства, переживания, реальные события и общечеловеческий смысл. Работа над выразительным чтением стих-я «Пущину». Антитеза. | Выразитель-ное чтение, беседа. | Электрон-ная презен-тация | С. 71-73, выучить сти-е | |||
11 | «Зимнее утро». Стихотворная речь. Двусложные размеры стиха. | 1 | Восприятие поэтического слова через выражения чувств. Теория литературы. Народно-поэтический колорит стих-я «Зимнее утро». | Выразитель-ное чтение, беседа. | Презента ция. | Читать 1 главу, озаглавить | |||
12 | Вн.чт. «Повести Белкина» | 1 | Цикл повестей. Художественный прием – повествование от лица вымышленного автора. «Барышня – крестьянка», «Выстрел». Роль антитезы в композиции. | Аналитический пересказ. | Иллюстра ции | Отзыв о повести. | |||
13 | А.С.Пушкин. «Дубровский». | 1 | История создания романа. Понятие жанра «роман». Изображение русского барства. Отношения между Троекуровым и Дубровским. | Комментиро ванное чте-ние, беседа | Иллюстра ции | Читать 2-10 главы. | |||
14 | Протест Владимира Дубровского. | 1 | Выявление характера сложных отноше-ний героев. Мотивировка поступков ге-роев. Бунт крестьян. Протест Дубров-ского против беззакония и несправедли-вости. | Аналитичес кое чтение | Иллюстра ции | Читать 11-17 главы | |||
15 | Романтическая история любви В.Дубровского и Маши Троекуровой. | 1 | Авторское отношение к героям. Характер отношений между Машей и Дубровским. | Пересказ от 3-го лица Беседа | Иллюстра ции | Дочитать роман. | |||
16 | Развязка романа «Дубровский». | 1 | Переживания героев, их мысли, объяс-нение их поступков. Мотивировка поступков героев, итоги романа. | Работа с текстом. | Иллюстра ции | Читать Составить план. | |||
17 | Р.Р. Подготовка к сочинению по роману «Дубровский». | 1 | Отбор материала к сочинению. Логическое развитие мысли в сочинении. | Анализ планов. | Сочинение. | ||||
18 | Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина. | 1 | Выявление уровня усвоения материала. | Тест. Миниатюра. | Инд. творч. задание. | ||||
19 | М.Ю.Лермонтов. Личность поэта. Стихотворение «Парус». | 1 | Знакомство с личностью поэта. Настро-ение стих-я «Парус». Символическое значение образов в стих-е. | Выразитель ное чтение. Беседа. | Портрет. Картины Лермонтова. | С. 157-161. Наизусть «Парус» | |||
20 | Стихотворения Лермонтова «Три пальмы», «Тучи». | 1 | Анализ стихотворений. Понятия «аллитерация», «баллада». | Выразитель ное чтение. | Иллюстра ции | Выучить стих-е | |||
21 | Мотив одиночества в лирике Лермонтова. | 1 | Дать понятие о мотиве в лирике. Анализ стихотворений. Оригинальность лермонтовского перевода. | Выразитель ное чтение. Тест. | Иллюстра ции | Выучить стих-е | |||
22 | Вн. чт. Н.В.Гоголь. «Ночь перед Рождеством». Картины народной жизни в повести. | 1 | Расширение знаний о биографии Гоголя. Знакомство с повестью. Работы над планом повести; определение реалистических и фантастических элементов; специфика природы юмора. | Словарная работа. Составление плана | Портрет. Иллюстра ции. Видеофильм | С. 170-206 | |||
23 | Вн.чт. Реалистическое и фантастическое в повести «Ночь перед рождеством» | 1 | Завершение работы над планом повести; определить реалистические и фантастические элементы; осознание прирлды юмора. | Составление плана. Беседа | Видеофильм. Иллюстрации | С. 171-197. «Бежин луг» прочитать | |||
24 | И.С. Тургенев. «Бежин луг». Герои рассказа. | 1 | Краткий рассказ о писателе. Цикл рас-сказов «Записки охотника» Сочувстве-нное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Роль картин природы в рассказе. | Беседа | Иллюстра ции | С. 199 ответить на вопросы устно. Рисунки к повести | |||
25 | Р.Р. Речевая характеристика героев рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг». | 11 | Развивать умение анализировать текст: исследовать речевую характеристику героев; развивать навыки устной речи. | Пересказ Анализ текста. Беседа | Иллюстрации. Рисунки учеников. | С. 199 вопрос 1-2. Пересказ фрагмента. | |||
26 | Пейзаж в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг». | 1 | Определить взаимосвязь человека и природы в рассказе; определить роль пейзажа. | Пересказ Выразительное чтение. Беседа | Рисунки. Иллюстрации | Инд.задание. Подобрать стихи, одно выучить | |||
27 | Пейзажная лирика Ф.И.Тютчева. | 1 | Рассказ о поэте. Стихотворения «Листья», «Неохотно и насмело…» Передача сложных, переходных состояний в природе, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. | Анализ стих-ий, беседа, выразитель-ное чтение. | Портрет, пейзажи | Инд.задание. Подобрать стихи, одно выучить | |||
28 | Пейзажная лирика А.А.Фета. | 1 | Жизнеутверждающее начало в стих-ях «Ель рукавом мне тропинку завесила», «Еще майская ночь», «Учись у них- у дуба, у березы» Природа как воплоще-ние прекрасного. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. | Анализ стих-ий, беседа, выразитель-ное чтение. | Портрет, пейзажи | С. 233-241 | |||
29 | Р.Р. Обучение анализу стихотворения. | 1 | Подготовка к сочинению-анализу стихотворения. | Сочинение. | Сочинение. | ||||
30 | Н.А.Некрасов. Стихотворение «Железная дорога» | 1 | Краткий рассказ о жизни писателя. Главная тема поэзии Некрасова. Стихотворение «Железная дорога» и его место в творчестве поэта. | Выразитель ное чтение. Анализ стих-я. | Портрет | Выучить отрывок. | |||
31 | Вн.чт. Н.А.Некрасов. Историческая поэма «Дедушка» | 1 | Жанр поэмы. Изображение декабриста в поэме. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенно-сти в исторической поэме. Трехсложные размеры. | Выразитель ное чтение. Анализ стих-я. | Иллюстрация. | С. 245-290. | |||
32 | Н.С.Лесков. Сказ «Левша». Особенности сказа. | 1 | Краткое знакомство с биографией и творчеством Лескова; определение жа-нра сказа, необычность повествования. | Беседа по вопросам, | Портрет. Иллюстра ция. | Перечитать 6 -10 гл., задан. по тексту | |||
33 | Судьба Левши. | 1 | Характеристика персонажей. Основная идея автора, патриотизм и талантли-вость народа против безответственности и преступного отношения властей. | Цитатная хар-ка героев Беседа. | Иллюстра ция. | Подготовка к вн.чт. | |||
34 | Вн.чт. Рассказы Н. С.Лескова. | 1 | Основные жанровые признаки святочного рассказа «Христос в гостях у мужика». Рассказ «Человек на часах». | Чтение и беседа по вопросам. | С. 293-302. | ||||
35 | Вн.чт. А.П.Чехов. Рассказы. | 1 | Личность Чехова; природа смешного в рассказе, особенности чеховского стиля. Рассказы «Пересолил», «Лошадиная фамилия». | Беседа, анализ рассказа | Портрет. Иллюстра ция. | Читать рассказ, задания по тексту. | |||
36 | А.П.Чехов. Рассказ «Толстый и тонкий». | 1 | Разоблачение лицемерия в рассказе. Речь героев и художественная деталь как источник юмора. | Беседа, анализ рассказа | Выраз. чтение с. 303-317. иллюстрации | ||||
37 | Образы родной природы в стихотворениях русских поэтов ХIХ века. | 1 | Разнообразие и выразительность образов родной природы в пейзажной лирике русских поэтов, настроения, чувства поэтов, способы создания образов. | Беседа по вопросам, Выразитель ное чтение. | Иллюстра ция. | Выучить стихотворение. | |||
38 | Р.Р. Анализ лирического произведения | 1 | Обучение выразительному чтению и связному анализу лирического стихотворения | Работа по плану. Беседа | Опорные схемы. Иллюстрации | Подготовка к контрольной работе | |||
39 | Контрольная работа по литературе ХIХ века. | 1 | Выявление уровня усвоения материала. | Тест, вопросы. | Сочинение. | ||||
Из русской литературы ХХ века. | |||||||||
40 | А.П.Платонов. Автобиографич-ность рассказа «В прекрасном и яростном мире». | 1 | Знакомство с биографией писателя; Образная система рассказа; авторское отношение к изображаемому, нравствен-ный смысл рассказа. | Беседа, аналитиче-ское чтение | Портрет. Иллюстра ция. | Подготовка к вн.чт. | |||
41 | Вн.чт. А.П.Платонов «Неизвестный цветок» | 1 | Знакомство с рассказом, его проблемой; обсуждение проблемы человека и окру-жающего мира. | Беседа. | Иллюстра ция. | С. 24 – 27. | |||
42 | М.М.Пришвин. «Кладовая солнца». Особенности жанра. | 1 | Знакомство с некоторыми фактами био-графии писателя; особенности жанра; характеры героев. | Коммент. чтение, беседа. | Портрет. Иллюстра ция. | Выборочный пересказ. | |||
43 | «Кладовая солнца». Человек в окружающем мире. | 1 | Метафоричность сказки-были; замысел писателя – показать единство человека и природы. | Коммент. чтение, беседа. | Иллюстра ции. | С. 72-98 | |||
44 | Вн.чт. Ю.М.Нагибин. «Мой первый друг, мой друг бесценный». | 1 | Знакомство с некоторыми фактами био-графии писателя; личность писателя в автобиографии; жанр рассказа.Настоящая и мнимая дружба в рассказе | Коммент. чтение, беседа. | Портрет. Иллюстра ция. | Подобрать стихи о войне, одно выучить. | |||
45 | Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов. | 1 | Значение поэзии в годы Великой Отече-ственной войны; высокие патриотичес-кие чувства в поэзии этого времени. | Сообщения уч-ся. Выразитель ное чтение. | Песни о войне, иллюстра-ции | С. 105-124 | |||
46 | В.П.Астафьев. «Конь с розовой гривой». | 1 | Знакомство с чертами личности писателя; автобиографический характер рассказа; особенности его композиции; своеобразие языка; изображение жизни и быта сибирской деревни. | Беседа по вопросам. Выразитель ное чтение. | Портрет. Иллюстра ции. | Пересказ эпизодов, составить словарь. | |||
47 | Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». | 1 | Нравственные вопросы в рассказе: честность, доброта, долг. | Беседа по вопросам. | С.128 - 165 | ||||
48 | В.Г.Распутин «Уроки французского» | 1 | Знакомство с чертами личности писателя, с главными темами его творчества; мотивы поведения героя рассказа. | Беседа по вопросам. | Портрет. Иллюстра ции. | Выборочный пересказ. С.165-168 | |||
49 | Смысл названия рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского». | 1 | Содержание понятий «духовные ценности», «духовная память». | Беседа по вопросам. | План сочинение. | ||||
50 51 | Р.Р. Классное сочинение «Нравственный выбор моего ровесника в рассказах В.П.Астафьева и В.Г.Распутина | 2 | Обучение написанию сочинения на нравственную тему. | Сочинение. | Выучить стих-е. | ||||
52 | «Тихая» лирика Н.М.Рубцова. | 1 | Краткий рассказ о поэте. Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова. | Выразитель ное чтение. | С.169-186, | ||||
53 | Фазиль Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла». | 1 | Знакомство с биографией писателя; своеобразие его прозы. Влияние учителя на становление детского характера. Юмор и его роль в рассказе. | Беседа по вопросам, анализ. | Портрет. Иллюстра ции. | С. 189-192. | |||
54 55 | Родная природа в русской поэзии ХХ века. | 2 | Традиции поэзии 19 века в поэзии 20 века. | Выразитель- ное чтение. | Портреты. | Выучить стих-е. | |||
Писатели улыбаются. | |||||||||
56 | Вн.чт. М.М.Зощенко. Автор и герой в рассказе «Галоша». | 1 | Краткое знакомство с биографией писателя, с его сатирическим рассказом. Повествователь и герой в рассказе. | Выразитель- ное чтение. | Портрет. | Читать рассказы Шукшина. | |||
57 | В.М.Шукшин. Рассказы. | 1 | Краткое знакомство с биографией писателя, с его сатирическим рассказом. Особенности шукшинских героев – «чудиков», правдоискателей, праведников. Образ «странного» героя в литературе. | Беседа по вопросам. | Портрет. | Инд. задания, подготовка к контрольной работе | |||
58 | Контрольная работа по литературе ХХ века. | 1 | Выявление уровня усвоения материала. | Тест, вопросы. | Сочинение. | ||||
Из литературы народов России. | |||||||||
59 | Обзор литературы народов России. | 1 | Слово о татарском поэте Габдулле Тукае, балкарском поэте Кайсын Кулиеве. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов. | Выразитель- ное чтение. Беседа по вопросам. | Стихи, портреты поэтов. | Перечитать «Дон Кихота» | |||
Произведения зарубежных писателей. | |||||||||
60 | Вн.чт. Мифы Древней Греции | 1 | Представление о мифе, его природе. Воплощение героев мифов в литературе | Рассказ учителя. Пересказ. Устное рисование. Иллюстрации | Сборники мифов. Репродукции картин на мифологические темы. | ||||
61 | Вн.чт. Гомер и его поэмы Илиада и Одиссея | 1 | Образ Гомера; предыстория его произведений. Неповторимость, богатство и красота поэм Гомера. | Пересказ. Беседа по вопросам. | Иллюстрации | ||||
62 | Вн.чт. М. де Сервантес Сааведра «Дон Кихот» | 1 | Судьба Сервантеса и образ Дон Кихота – человека чести и слова. Трагическое и комическое в романе Сервантеса. | Беседа по вопросам. | Портрет. Иллюстра ции. | ||||
63 | И.Ф. Шиллер «Перчатка» | 1 | Рассказ о писателе. Сопоставительный анализ переводов Лермонтова и Жуковского баллады. Жанр баллады. Образ рыцаря. | Анализ фрагментов по плану | Портрет, иллюстрации | ||||
64 | Вн.чт. П Мериме «Маттео Фальконе» | 1 | Знакомство с фрагментами биографии; выявить характерные особенности героев П. Мериме | Рассказ учителя. Беседа | Портрет, иллюстрации | ||||
65 | Вн.чт. Антуан де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» | 1 | Рассказ о писателе. «Маленький принц»- философская сказка и мудрая притча. Начальное представление о притче. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятия мира как величайшая ценность. | Беседа по вопросам | Портрет. Иллюстрации. | ||||
66 | Вн.чт. Литературная игра «Что? Где? Когда?» по итогам года | 1 | Подведение итогов года. Проверка знаний; развитие логического мышления | Конверты с вопросами, рисунки, муз. Записи, видеофрагменты. | Список литературы на лето. | ||||
67 70 | Резервный урок. | 4 |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа по русскому языку для учащихся 6-х классов составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений по русскому языку для 5-9 классов. / Авторы :М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др. Составитель Рыбченкова.-М., 2000г. для занятий по учебнику «Русский язык. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений» / Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.- М.Просвещение, 2007.
Дополнительная литература:
- Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 6 класс./А.Б.Малюшкин.- М.,2004.
- Г.А.Богданова. Уроки русского языка в 6 классе: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 2007.
- Уроки развития речи: Метод. Пособие для учителей – словесников по программе «Речь»: 6 кл. / Под общей ред. Г.И.Канакиной, Г.В. Пранцовой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
- Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
- Беляева О.В., Даценко О.А. Универсальные поурочные разработки по русскому языку к учебникам М.Т.Баранова и др. (М.: Просвещение) и М.М.Разумовской и др. (М.: Дрофа): 6 класс. – М.: ВАКО, 2007.
- Лейфман И.М. Карточки для дифференцированного контроля. М., 2005.
- Ходякова Л.А., Новикова Л.И., Штыркина О.П., Кабанова Е.В. Сочинение по картине в 6-м кл.: метод.пособие. М.: АСТ: Астрель, 2007.
- Пленкин Н.А. Уроки развития речи: 5-9 кл.: Кн. для учителя: Из опыта работы. – М.,1995
- Бурмако В.М. Русский язык в рисунках. Книга для учащихся. - М.: Просвещение, 1991.
По разделам часы распределены следующим образом:
- Русский язык – один из развитых языков мира. – 1 ч.
- Повторение изученного в V классе. – 12 + 6 р.р.
- Лексика. Фразеология. Культура речи. – 11 + 3 р.р.
- Словообразование. Орфография. Культура речи. – 23 + 5 р.р.
- Морфология. Орфография. Культура речи.
А) Имя существительное – 21 + 5 р.р.
Б) Имя прилагательное – 23 + 3 р.р.
В) Глагол – 29 + 5 р.р.
Г) Имя числительное – 14 + 1 р.р.
Д) Местоимение – 22 + 4 р.р.
6. Повторение и систематизация изученного в VI классе. – 16 ч.
Итого 210 уроков из расчета 6 уроков в неделю (5 часов - федеральный компонент + 1 час – школьный компонент).
Дополнительные 35 часов были распределены следующим образом:
- Повторение изученного в V - VI классах – 13 ч.
- Контрольные работы – 5 часов.
- Развитие речи – 4 часа.
- Изучение имени существительного – 1 часа.
- Изучение имени прилагательного – 4 часов.
- Изучение глагола – 5 ч.
- Изучение числительного -1 ч.
- Изучение местоимения – 1 ч.
Планирование практической части.
1 четв. | 2 четв. | 3 четв. | 4 четв. | Итого | |
Контрольные работы | 3 | 4 | 3 | 5 | 15 |
Уроки развития речи. | 12 | 8 | 8 | 4 | 32 |
Сочинения. | 3 | 4 | 6 | 3 | 16 |
Изложения. | 2 | 1 | 2 | - | 5 |
Рабочая программа отражает обязательное для усвоения в основной школе
содержание обучения русскому языку и имеет познавательно-практическую направленность, т.е. дает учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые, коммуникативные и лингвистические компетенции.
Языковая компетенция, т.е. осведомленность школьников в системе родного языка, реализуется в процессе решения следующих познавательных задач: формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании), развития языкового и эстетического идеала, т.е. представления о прекрасном в языке и речи.
Коммуникативная компетенция, т.е. осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной форме, реализуется в процессе решения следующих практических задач: формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований); овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучение школьников связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке «Русский язык», ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о ее методах, об этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.
Программа предусматривает прочное усвоение знаний, для чего отводятся уроки закрепления после изучения каждого раздела, часы на повторение изученного материала в начале, в конце года и при изучении каждого раздела. Учитывая возрастные психологические особенности учащихся, особенности мышления, планируется использовать личностно – ориентированные, активные формы работы с элементами занимательности, направленные на развитие не только учебных умений и навыков, но и на развитие памяти, внимания, мышления, креативности.
В связи с тем, что изучение глагола традиционно совпадает с концом учебного года, когда сказывается усталость школьников, в данной программе предлагается перестановка в тематическом планировании: глагол изучается перед числительным и местоимением (в начальной школе и в 5 классе учащиеся получают сведения о личных местоимениях, на которые можно опереться при изучении глагола).
Для осуществления контроля над уровнем усвоения материала планируется использовать традиционные и нетрадиционные методы и приемы:
- контрольные диктанты;
- контрольные диктанты с грамматическим заданием;
- словарные диктанты;
- орфографические и схематические диктовки;
- терминологические диктанты;
- объяснительные диктанты;
- выборочные диктанты;
- диктант «Проверь себя»;
- предупредительный диктант;
- работа с индивидуальными карточками;
- работа с карточками-опорами;
- работа с перфокартами;
- с картами самоконтроля;
- составление устного развернутого монологического ответа на лингвистическую тему;
- различные виды разбора;
- комплексный анализ текста и т.д.
В программе особое внимание уделяется развитию речевой компетенции учащихся. Используя программу «Речь», разработанную преподавателями Пензенского педагогического университета, планируется развить основные направления работы над текстом:
- формирование умения слушать и понимать текст;
- развития навыков комплексного анализа текста;
- совершенствование умения воспроизводить текст в устной и письменной форме, сохраняя его языковые и изобразительно-выразительные особенности;
- развитие творческих способностей учащихся по созданию текстов разных стилей, типов, жанров, в том числе и нетрадиционных для общеобразовательной программы, как например, сочинение на лингвистическую тему, пейзажные зарисовки, этюд и тд.
Требования к уровню подготовки учащихся
по русскому языку за курс 6 класса.
- Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 6 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил. Обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
- К концу 6 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
- производить словообразовательный разбор слов с ясной структурой. Морфологический разбор изученных в 6 классе частей речи, синтаксический разбор предложений с двумя главными членами и с одним главным членом, выраженным безличным глаголом;
- с помощью толкового словаря выяснять нормы употребления слов;
- соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По о р ф о г р а ф и и. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.
Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 6 классе.
По п у н к т у а ц и и. находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.
По с в я з н о й р е ч и. составлять сложный план. Подробно, сжато и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания помещения и пейзажа. Собирать и систематизировать материалы к сочинению с учетом темы и основной мысли. Описывать помещение, пейзаж, составлять рассказ на основе услышанного и по воображению. Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).
Уметь грамотно и четко отвечать на вопросы по пройденному материалу; выступать по заданной теме.
Уметь выразительно читать письменный (прозаический и поэтический) текст.
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа по литературе для обучения учащихся 6-х классов составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений по литературе для 5 – 11 классов (под редакцией В.Я.Коровиной – М.: Просвещение, 2007 г.) с учетом рекомендаций М/О МОУ СОШ №44, современных требований к уровню знаний, умений и навыков по данному предмету.
Программа предназначена для занятий по учебнику «Литература. 6 класс. Учебник -хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. / Автор-составитель В.П.Полухина – М.: Просвещение, 2008.)
В качестве дополнительной литературы использовались:
- Коровина В.Я., Коровин В.И., Журавлев В.П. Читаем, думаем, спорим…: 6 кл. – М.: Просвещение, 2004.
- Коровина В.Я., Коровин В.И. Литература: 6 кл.: Методические советы. – М.: Просвещение, 2004.
- Турьянская Б.И., Комисарова Е.В. Литература в 6 классе. Книга для учителя. – М., 2000.
- Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. 6 класс. – М.,2006.
По разделам часы распределены следующим образом:
1. Введение – 1 ч.
2. Мифы народов мира – 4 ч.
3. Устное народное творчество – 3 ч.
4. Древнерусская литература и литература 18 века. – 3 ч.
5. Из русской литературы ХIХ века. – 29 ч.
6. Из русской литературы ХХ века – 16 ч.
7. Писатели улыбаются – 2 ч.
8. Из литературы народов России – 1 ч.
9. Произведения зарубежных писателей – 7 ч.
Итого 70 часов из расчета 2 урока в неделю.
Планирование практической части.
Виды деятельности | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Итого |
Развитие речи | 2 | 2 | 2 | - | 6 |
Внеклассное чтение | 3 | 3 | 4 | 8 | 18 |
Контрольные работы | - | 1 | 1 | 1 | 3 |
Сочинения | 1 | 1 | 2 | 2 | 6 |
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравствен ными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе ос новывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основ ных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произ ведения, овладения богатейшими выразительными сред ствами русского литературного языка.
Цель изучения литературы в школе — приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классиче ской и зарубежной литературы. Основа литературного об разования — чтение и изучение художественных произведе ний, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художест венный текст становится важным средством для поддер жания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. «Чтение — вот лучшее учение», — утверждал А. С. Пушкин. Чтобы чтение стало интересным, продуман ным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развить эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного про изведения, развить потребности в чтении, в книге.
Чтобы ученик старался понимать прочитанное как можно глубже, необходимо осуществлять эстетическое, историко-культурное, духовное развития школьника. Важно активизировать художествен но-эстетические потребности детей, развить их литератур ный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими ху дожественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Анализ текста, при котором не нарушается особое настроение учащихся, возникающее при первом чтении, несомненно, трудная, но почетная задача. То же можно сказать и о формировании вдумчивого, талантливого чита теля.
Цель литературного образования определяет характер конкретных задач, которые решаются на уроках литературы. На этих уроках ученики должны:
-сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и её месте в культуре страны и народа;
-осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;
-освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;
-овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;
-воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;
-использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.
Решение названных задач может способствовать формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и творческой реакции на окружающее, окажет реальную помощь юному читателю в осознании окружающего мира.
В Рабочей программе соблюден принцип концентричности, на котором основывается программа В.Я.Коровиной. В 6 классе фокусируется внимание на главной задаче данного курса: показать значение художественной литературы в жизни человека. Кроме того, уделяется внимание и личности автора, проблематике произведений, привлекается внимание к книге, обучению работе с ней, основам анализа текста, в том числе и комплексного, взаимосвязям с другими видами искусства.
В связи с тем, что ограничено время на уроки внеклассного чтения, некоторые произведения планируется рекомендовать для самостоятельного прочтения. Контроль будет осуществляться через создание иллюстраций к произведениям, кроссвордов, тестов, викторин и другие формы творческих работ.
Важно познакомить учащихся с основными литературоведческими понятиям:
- миф, отличие мифа от сказки; понятие о героическом эпосе;
- притча (начальное представление);
- обрядовый фольклор (начальное представление); малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки;
- летопись (развитие представления);
- сравнение, эпитет, гипербола, метафора, звукопись, аллитерация, сравнение (развитие представления);
- мораль в басне, аллегория, иносказание (развитие понятий);
- стихотворное послание (начальное представление);
- пейзажная лирика, символическое содержание пейзажных образов (развитие понятий);
- антитеза, двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха, диалог, строфа;
- поэтическая интонация (начальное представление);
- сказ как форма повествования;
- фантастика, юмор, ирония, сюжет, композиция, литературный герой, герой-повествователь, речевая характеристика героя, портрет, пейзаж (развитие представления);
- драма, лирика как роды литературы, автобиографичность литературных произведений;
- стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения;
- баллада;
- общечеловеческое и национальное в литературе разных народов;
Формы контроля
Устно:
- правильное, беглое и выразительное чтение вслух художественных текстов, в том числе и тексты наизусть.
- устный пересказ — подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого лица, художественный (с макси мальным использованием художественных особенностей текста) — небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки.
- развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя.
- Анализ лирического произведения,
- отзыв на самостоятельно прочитанное произведение. Подготовка сооб щений, доклада; диалога литературных героев (на основе прочитанного).
- свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изучаемых в 6 классе произведений (в процессе беседы, сообщений, докладов и пр.)
- Навыки использования словарей (орфографических, орфоэпи ческих, литературных, энциклопедических, мифологичес ких, словарей имен и т. д.), каталогов.
- Создание иллюстраций к произведениям, кроссвордов, тестов, викторин и другие формы творческих работ
Письменно:
- развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением,
- сочинение,
- сочинение-миниатюра,
- сочинение на литературную и свободную тему небольшого объема в соответствии с чтением и изучением литературы в 6 классе,
- конспект,
- тест,
- создание рассказа-характеристики одного из героев, в том числе цитатная характеристика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...