Активные методы обучения на уроках русского языка
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
В материале представлены фрагменты разработок нетрадиционных уроков и внеклассных мероприятий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktivnye_metody_obucheniya_na_urokah_russkogo_yazyka.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Активные методы обучения на уроках русского языка.
Остапенко Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №11.
Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.
К непосредственно активным методам, относятся методы, использующиеся внутри образовательного мероприятия, в процессе его проведения. Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа:
- АМ начала образовательного мероприятия («Мой цветок», «Галерея портретов», «Поздоровайся локтями», «Измерим друг друга» или «Летающие имена» помогут начать урок, задать нужный ритм).
- АМ выяснение целей, ожиданий и опасений («Список покупок», «Дерево ожиданий», «Лицензия на приобретение знаний», «Разноцветные листы» позволяют эффективно провести выяснение ожиданий и опасений и постановку целей обучения).
- АМ презентации учебного материала ( «Инфо-угадайка», «Стриптиз», «Кластер», «Мозговой штурм» позволят вам сориентировать обучающихся в теме).
- АМ организации самостоятельной работы над темой ( Для работы над темой урока можно использовать методы «Ульи», «Визитные карточки», «Экспертиза», «Карта группового сознания»).
- Активные методы релаксации («Энергия - 1», «Роботы», «Постройся по росту», «Красная Шапочка и Серый Волк», «Шест», «Земля, воздух, огонь и вода» позволят повысить уровень энергии в классе).
- АМ подведения итогов урока ("Мухомор", «Мудрый совет», «Письмо самому себе», «Все у меня в руках!», «Итоговый круг», «Что я почти забыл?», «Ресторан», «Комплименты» помогут эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока и завершить работу).
Нетрадиционные формы урока можно рассматривать как одну из форм активного обучения.
При проведении открытых уроков необходимо помнить:
- Нетрадиционные уроки являются только одним из видов уроков, поэтому их проведение возможно нечасто;
- Не всегда содержание материала темы или тем может быть представлено в нетрадиционной форме;
- Данные уроки требуют предварительной подготовки, как со стороны учителя, так и со стороны учащихся, поэтому возможности их проведения несколько ограничены;
- Все содержание учебного материала не может быть представлено через нетрадиционные формы.
Цели, решаемые на нетрадиционных уроках:
- Обобщение знаний по предметам, развитие интеллекта.
- Совершенствование коллективных форм работы, поддержание интереса к изучаемому на уроках.
- Воспитание самостоятельности.
Приведу несколько фрагментов уроков, внеклассных мероприятий, которые позволят учителю справиться с усталостью детей, помочь настроить их на рабочий лад:
- На уроках русского языка большое внимание уделяется словарной работе. Если постараться разнообразить приемы проведения словарной работы, то у детей не будет ослабевать интерес к этому этапу урока, да и готовиться дома к словарной работе, на мой взгляд, у них будет больше желания.
- отгадать ребусы, кроссворды, составленные учителем из словарных слов, отгадать, записать слова, подчеркнуть орфограмму.
- игра «разлетевшиеся шары». На доске на писаны слова с пропущенными орфограммами, а справа за чертой находятся разноцветные шары с написанными на них буквами. Учащиеся выходят к доске, находят нужный шар и прикрепляют его к слову.
- грамматическая эстафета с элементами соревнования. На доске в 3 столбика выписаны слова с пропущенными орфограммами. Учащиеся делятся на 3 команды , по сигналу одновременно выходят к доске и вставляют в слово пропущенную орфограмму. Выигрывает тот ряд, который быстрее справляется с заданием, сделав при этом наименьшее количество ошибок.
- Грамматический бой
Данная форма работы включает:
- Приветствие команд.
- Разминка «Назови одним словом»
- Игра «В две колонны становись!»
- Игра «Загадка в загадке»
- Игра «Кто быстрее?»
- Конкурс капитанов
- Подведение итогов.
В непринужденной игровой форме ученикам легче усваивать материал, а командный дух и соревнования мотивируют к активной деятельности.
- Игра – путешествие для учащихся 5-6 классов «Грамматическое кольцо» (правила игры).
Цели и задачи игры – обобщить знания учащихся по грамматике русского языка, развивать интерес учащихся к предмету, воспитывать чувство коллективизма.
Оборудование: «Экспресс знаний» (паровоз), жетоны, презентация, медали.
Каждая команда занимает свои места в вагонах (за столами), и отправляется в путь. На маршруте следования «Экспресса» будут остановки. Вот здесь и нужно будет показать свои знания и ответить на вопросы, на обсуждение дается определенное время. Если ответа нет, то вопрос адресуют команде – сопернице. За каждый правильный ответ команда получит жетон. У кого больше окажется жетонов, тот и победил. Болельщики также могут участвовать в обсуждении и получать жетоны.
«Экспресс знаний» проходит следующие станции:
- станция «Теоретическая» (конкурс капитанов);
- станция «Фонетическая» (решаются фонетические задачи, транскрипция);
- станция «Словообразовательная» (словообразовательный анализ);
- станция «Морфологическая» (морфологический анализ);
- станция «Занимательная» (ребусы).
Уроки нетрадиционной формы приносят пользу тогда, когда им найдено точное место среди обычных типов уроков. И только проанализировав весь материал по предмету, который подлежит пройти с учениками, определяется, какие уроки целесообразно провести в нетрадиционной форме.
Использованная литература
- С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина «Совсем необычный урок» (практическое пособие), Воронеж, 2006.
- С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина «Нетрадиционные уроки», ТЦ «Учитель», Воронеж, 2004.
- Т.П. Лакоценина, Е.Е. Алимова, Л.М. Оганезова «Современный урок», часть 5 (инновационные уроки). Издательство «Учитель», 2007.
- Образовательный портал «Мой университет».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активные методы обучения на уроках русского языка и литературы.
В качестве активного метода обучения – метода, позволяющего побудить обучаемого к творческому участию на уроке, – я использую метод – ассоциаций....
Активные методы обучения на уроках русского языка и литературы
В качестве активного метода обучения – метода, позволяющего побудить обучаемого к творческому участию на уроке, – я использую метод – ассоциаций....
Использование активных методов обучения на уроках русского языка и литературы
Примеры активных методов обучения и их описание....
Использование активных методов обучения на уроках русского языка
Использование активных методов обучения на уроках русского языка...
«Раскрытие нравственного и интеллектуального потенциала личности через использование активных методов обучения на уроках русского языка и литературы»
Современному обществу нужны грамотные, всесторонне развитые, свободные, самоопределяющиеся личности, самостоятельно адаптирующиеся в коллективе и обществе. Использование активных ф...
Активные методы обучения на уроках русского языка и литературы как благоприятный способ перехода на новые ФГОС.
Активные методы обучения на уроках русского языка и литературы как благоприятный способ перехода на новые ФГОС....
Инновационные и активные методы обучения на уроках русского языка и литературы/ Выступление и презентация.
В статье представлен опыт работы по использованию сервиса LеarningApps на уроках русского языка, приведены примеры созданных интерактивных упражнений. Также раскрыты преимущества конструктора Le...
Комментарии
Активные методы обучения на уроках русского языка.