Активные методы обучения на уроках русского языка
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

В материале представлены фрагменты разработок нетрадиционных уроков и внеклассных мероприятий

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aktivnye_metody_obucheniya_na_urokah_russkogo_yazyka.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Активные методы обучения на уроках русского языка.

Остапенко Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №11.

Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.

К непосредственно активным методам, относятся методы, использующиеся внутри образовательного мероприятия, в процессе его проведения. Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа:

  1. АМ начала образовательного мероприятия («Мой цветок», «Галерея портретов», «Поздоровайся локтями», «Измерим друг друга» или «Летающие имена» помогут начать урок, задать нужный ритм).
  2. АМ выяснение целей, ожиданий и опасений («Список покупок», «Дерево ожиданий», «Лицензия на приобретение знаний», «Разноцветные листы» позволяют эффективно провести выяснение ожиданий и опасений и постановку целей обучения).
  3. АМ презентации учебного материала ( «Инфо-угадайка», «Стриптиз», «Кластер», «Мозговой штурм» позволят вам сориентировать обучающихся в теме).
  4. АМ организации самостоятельной работы над темой  ( Для работы над темой урока можно использовать методы «Ульи», «Визитные карточки», «Экспертиза», «Карта группового сознания»).
  5. Активные методы релаксации («Энергия - 1», «Роботы», «Постройся по росту», «Красная Шапочка и Серый Волк», «Шест», «Земля, воздух, огонь и вода» позволят  повысить уровень энергии в классе).
  6. АМ подведения итогов урока  ("Мухомор", «Мудрый совет», «Письмо самому себе», «Все у меня в руках!», «Итоговый круг», «Что я почти забыл?», «Ресторан», «Комплименты» помогут эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока и завершить работу).

Нетрадиционные формы урока можно рассматривать как одну из форм активного обучения.

При проведении открытых уроков необходимо помнить:

  1.  Нетрадиционные уроки являются только одним из видов уроков, поэтому их проведение возможно нечасто;
  2. Не всегда содержание материала темы или тем может быть представлено в нетрадиционной форме;
  3. Данные уроки требуют предварительной подготовки, как со стороны учителя, так и со стороны учащихся, поэтому возможности их проведения несколько ограничены;
  4. Все содержание учебного материала не может быть представлено через нетрадиционные формы.

Цели, решаемые на нетрадиционных уроках:

  1. Обобщение знаний по предметам, развитие интеллекта.
  2. Совершенствование коллективных форм работы, поддержание интереса к изучаемому на уроках.
  3. Воспитание самостоятельности.

Приведу несколько фрагментов уроков, внеклассных мероприятий, которые позволят учителю справиться с усталостью детей, помочь настроить их на рабочий лад:

  1. На уроках русского языка большое внимание уделяется словарной работе. Если постараться разнообразить приемы проведения словарной работы, то у детей не будет ослабевать интерес к этому этапу урока, да и готовиться дома к словарной работе, на мой взгляд, у них будет больше желания.
  1. отгадать ребусы, кроссворды, составленные учителем из словарных слов, отгадать, записать слова, подчеркнуть орфограмму.
  2. игра «разлетевшиеся шары». На доске на писаны слова с пропущенными орфограммами, а справа за чертой находятся разноцветные шары с написанными на них буквами. Учащиеся выходят к доске, находят нужный шар  и прикрепляют его к слову.
  3. грамматическая эстафета с элементами соревнования. На доске в 3 столбика выписаны слова с пропущенными орфограммами. Учащиеся  делятся на 3 команды , по сигналу одновременно выходят к доске и вставляют в слово пропущенную орфограмму. Выигрывает тот ряд, который быстрее справляется с заданием, сделав при этом наименьшее количество ошибок.
  1. Грамматический бой

Данная форма работы включает:

  1. Приветствие команд.
  2. Разминка «Назови одним словом»
  3. Игра «В две колонны становись!»
  4. Игра «Загадка в загадке»
  5. Игра «Кто быстрее?»
  6. Конкурс капитанов
  7. Подведение итогов.

В непринужденной игровой форме ученикам легче усваивать материал, а командный дух и соревнования мотивируют к активной деятельности.

  1. Игра – путешествие для учащихся 5-6 классов «Грамматическое кольцо» (правила игры).

Цели и задачи игры – обобщить знания учащихся по грамматике русского языка, развивать интерес учащихся к предмету, воспитывать чувство коллективизма.

Оборудование: «Экспресс знаний» (паровоз), жетоны, презентация, медали.

Каждая команда занимает свои места в вагонах (за столами), и отправляется в путь. На маршруте следования «Экспресса» будут остановки. Вот здесь и нужно будет показать свои знания и ответить на вопросы, на обсуждение дается определенное время. Если ответа нет, то вопрос адресуют команде – сопернице.  За каждый правильный ответ команда получит жетон. У кого больше окажется жетонов, тот и победил. Болельщики также могут участвовать в обсуждении и получать жетоны.

«Экспресс знаний» проходит следующие станции:

  1. станция «Теоретическая» (конкурс капитанов);
  2. станция «Фонетическая» (решаются фонетические задачи, транскрипция);
  3. станция «Словообразовательная» (словообразовательный анализ);
  4. станция «Морфологическая» (морфологический анализ);
  5. станция «Занимательная» (ребусы).

Уроки нетрадиционной формы приносят пользу тогда, когда им найдено точное место среди обычных типов уроков. И только проанализировав весь материал по предмету, который подлежит пройти с учениками, определяется, какие уроки целесообразно провести в нетрадиционной форме.

Использованная литература

  1. С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина «Совсем необычный урок» (практическое пособие), Воронеж, 2006.
  2. С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина «Нетрадиционные уроки», ТЦ «Учитель», Воронеж, 2004.
  3. Т.П. Лакоценина, Е.Е. Алимова, Л.М. Оганезова «Современный урок», часть 5 (инновационные уроки). Издательство «Учитель», 2007.
  4. Образовательный портал «Мой университет».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активные методы обучения на уроках русского языка и литературы.

В качестве активного метода обучения – метода, позволяющего побудить обучаемого к творческому участию на уроке, – я использую метод – ассоциаций....

Активные методы обучения на уроках русского языка и литературы

В качестве активного метода обучения – метода, позволяющего побудить обучаемого к творческому участию на уроке, – я использую метод – ассоциаций....

Использование активных методов обучения на уроках русского языка

Использование активных методов обучения на уроках русского языка...

«Раскрытие нравственного и интеллектуального потенциала личности через использование активных методов обучения на уроках русского языка и литературы»

   Современному обществу нужны грамотные, всесторонне развитые, свободные, самоопределяющиеся личности, самостоятельно адаптирующиеся в коллективе и обществе. Использование активных ф...

Активные методы обучения на уроках русского языка и литературы как благоприятный способ перехода на новые ФГОС.

Активные методы обучения на уроках русского языка и литературы как благоприятный способ перехода на новые ФГОС....

Инновационные и активные методы обучения на уроках русского языка и литературы/ Выступление и презентация.

В статье представлен опыт работы по использованию сервиса  LеarningApps на уроках русского языка, приведены примеры созданных интерактивных упражнений. Также раскрыты преимущества конструктора Le...


 

Комментарии

Прочитала статьюоб использовании активных методов обучения на уроках русского языка .Спасибо.Сравниваю со своими методами, нахожу что-то похожее и отличительное.Всегда интересно узнать новое.