интенсивный курс подготовки к экзамену по русскому языку
методическая разработка по русскому языку (11 класс) на тему

Голомидова Маргарита Леонидовна

В работе предложено несколько занятий  на основные правила орфографии, встречающиеся в тестах на экзамене.  В каждом занятии  предусмотрен краткий обзор правил и рекомендаций выпускникам по выполнению  заданий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon intensiv_ege_doc.doc115 КБ

Предварительный просмотр:

М.Л.Голомидова

Интенсивный курс подготовки к ЕГЭ по русскому языку.

Настоящий материал предназначен для быстрого и эффективного повторения всего курса русского языка, пройденного в средней школе, и подготовки к экзаменам. Курс содержит рекомендации для успешной сдачи экзамена, материал для самопроверки, справочный материал, тренировочные задания. Материал может быть использован учащимися старших классов для подготовки к тестированию, выпускным и вступительным экзаменам.

(курс  находится в процессе разработки)

        Занятие 1. Безударные гласные.        

Задание 1.

В каком слове при произношении происходит озвончение согласного звука?

1)вокзал     2) глаз    3)гвоздь     4) смеяться

В каком слове произносится звук  Т

1)впредь    2)отбежать   3) походка    4)  ходьба

В каком слове все согласные звуки мягкие?

1)щавель 2)приняться    3)цирк   4)щелкунчик

Задание 2.

1.Отметьте слова с пропущенной гласной А:

1)п..лисадник    2) з..рница   3) неприк..саемый   4) выр…щенный

2.Отметьте слова с пропущенной буквой Е:

1)бл..стательный   2)ч…стокол   3)оч…ровательный    4)тр…нажер

3.Отметьте слова с пропущенной гласной О:

1)заг..реться  2)пром..кать     3)благосл..вить      4)р…внина

4.Отметьте слова, где пропущена гласная корня, проверяемая ударением:

1)интелл…ктуальный   2)выбр…шенный    3)пл…вучий     4)прил…жить

Задание 3.

Выполните письменно, распределяя слова на проверяемые ударением и не проверяемые ударением:

Запл..тить, расст..лить, г..гантский, инт..лл..гентный, ч..столюбие, к..лоссальный, п..лисадник, выж..гать, п..ловер, отр..слевой, в..трина, д..корация, к..валерист, р..п..тиция, г..р..жанин,  вз..мать, тр..н..ровка, г..р..зонтальный, разв…вающийся, пр..цесс, прис…гать, выр..вненный,к..нонада, сверх..интересный, в..н..грет, к..л..рийный, иск..жение,  к..морка, н..вигация, выр..щенный, ож..г руки, ож..г руку, прил..жение, ст..пендия, г..рлянда, пл..вец, ор..ентир, ч..стокол, р..золюция,бл..госл..вить, ун..верситет, прик..сновение, ц..ниэм, бл..стательный, п..р..ферия, д..р..ж..р, разр..дить ружье, разр..дить саженцы, ур..внение, эш...лон, вым..кнуть, пр..в..легия, д..лина, пол..гаться, з..рница, к..лорит, р..стовщик, пос..девший старик, спл..тить, обм..кнуть,  забл..стеть, р..внина, пред..стория, разв..вающийся флаг, разв..вающееся государство, уд..ление, прил..гательное.

Задание 4.

Контрольный тест.

1.Отметьте слова, где пишется буква А:

1)к..сательная

2)малок..лорийный

3)обм..кнуть                        4)неч..янно     5)пл..вчиха

2.Отметьте слова, в которых пишется буква Е:

1)посв..тить фонарем                              2)разр..дить обстановку

3)прис..гать на верность                         3)разв..ваться на ветру

5)г..рлянда огней.

3.Отметьте слова, в которых пишется буква А:

1)ч..рующий голос                                2)гене..логическое дерево

3)оригинальная   ..ранжировка                        3)к..лоритный персонаж

4)воинский эш…лон                                                     4)р..стение-п..разит

4.Отметьте слова, в которых пишется буква Е:

1)муха-ц..котуха                   2)ож..говый центр

      3)дек..ративный орнамент                          4)радиол..кация

               5)не прич..м

Итоги: Если вы сделали в пробном и контрольном тестах не более 1 ошибки, а в упражнении- 2-3 ошибки, это неплохо. Если ошибок больше, то перечитайте теорию еще раз, выпишите трудные для Вас слова в блокнот, объяснив их правописание.

Удачи Вам в подготовке к экзамену!

Занятие 2.Правописание сложных слов.

Задание 1.

Прочитайте теоретический материал, выполните письменно упражнение.

Ави..лайнер, слав..словие, тысяч..ликий, контр..банда, пят..звездочный, девяност..летний,сребр..бородый, сорок..пят..градусный, вод..непроницаемый, сум..сброд, дв..язычный, столп..творение, злат..гривый, сладк..ежка, мил..сердие, ясн..видящий, скор..портящийся, ради..приемник, сем..балльный, сорок..ножка, дубин..головая, скоп..дом, электр..фикация, шест..кратный, одн..временный, сем..почка, друж..любие, пол..умный, конн..спортивный, врем..исчисление, ст..рублевый, смерт..носный, жизн..утверждающий, славян..фильство, сум..сшествие, велик..лепие, град..образующий, снег..очиститель, техн..кратия, серд..больный, солнц..ворот, кон..водство, верт..шейка, акв..ланг.

Для справки: Кроме случаев, когда в роли соединительных гласных выступают О или Е, есть более сложные случаи:

  1. Некоторые русские и иноязычные корни могут соединяться без помощи соединительной гласной: сумасшедший, сногсшибательный, умалишенный, авиадиспетчер, аквапарк.
  2. Отдельные существительные  на –МЯ сохраняют на стыке корней    Я:
  1. Времяпрепровождение, семядоля, имярек, но: знаменосец
  1. Существительные, включающие глагольные формы, сохраняют гласную глагола: перекати-поле, вертихвостка, горицвет
  2. Существительные и прилагательные с корнем, обозначающим число, сохраняют гласную формы числительного: шестигранник, двадцатилетний, пятидесятиградусный, сорокалетие. Исключение составляют слова: сороконожка, сорокоуст, девяностолетний, столетник, тысячеустый, (все слова, начинающиеся с девяносто-, сто-, тысяче-)

Задание 2. Отметьте слова, в которых пишется буква. Е

1)держ..морда

2)тысяч..летний

3)газ..фикация

4)тр..угольник

5)солнц..стояние

Задание 3.

Вставьте пропущенные буквы, сформулируйте правило употребления соединительных гласных О и Е.

Вод..провод, глаз..мер, гром..отвод, дожд..мер, земл…делие, овц..водство, сорок..ножка, басн..писец, власт..любие, дальн..зоркость, звер..бой, камн..дробилка, чест..любие, кост..образование, кост..прав, кров..пролитие, песн..творчество, песн..пение, чест..любие;

Раскройте скобки.

(Пол) комнаты, (пол) лимона, (пол) метра, (пол) города, (пол) листа, (пол) апельсина, (пол) Москвы, (пол) миллиона, (пол) яблока, (пол) килограмма, (пол) огурца, (пол) ложки.

Для справки: Числительное ПОЛ - (половина) в составе сложного слова пишется: а) слитно, если вторая часть сложного слова начинается с  согласной буквы  (полвторого)   б) через дефис, если вторая часть сложного слова начинается с гласной буквы (пол-апельсина) или с буквы Л (пол-лимона) либо является собственным именем (пол-Франции) В) ПОЛУ - всегда пишется слитно (полумесяц).

(Авиа) салон, (авто) база, (агро) техника, (био) станция, (вело) спорт, (гидро) механика, (зоо) магазин, (кино) театр, (метео) сводка, (микро) автобус, (мото) ход, (радио) передача, (теле) постановка, (фото) монтаж, (электро) станция, (гидро) (энерго) ресурсы, (тепло) (электро) централь, (электро) (свето) (водо) лечебница.

Для справки: Пишутся слитно сложные имена существительные, первую часть которых образуют элементы АВИА-, АВТО-, АГРО-, АЭРО-, БИО-, ВЕЛО-, ГИДРО-, ЗОО-, КИНО-, МИКРО-, РАДИО-, ТЕЛЕ-, ФОТО-, ЭЛЕКТРО-, независимо от их количества в слове.

(Дизель) электроход, (динамо) машина, (кран) балка, (стоп) кран, (диван) кровать, (плащ) палатка, (грамм) молекула, (киловатт) час, (тонно) километр, Иван (да) Марья, мать (и) мачеха, любишь (не) любишь, не (тронь) меня, ( вице) адмирал, (штаб) квартира, (экс) чемпион, (северо) запад, (Орехово) Зкево, (Алма) Ата, (Эльзас) Лотарингия, Ростов (на) Дону.

 Для справки: Пишутся через дефис:

1) сложные названия механизмов,

2)сложные единицы измерения,

3)названия растений, 4)слова, первую часть которых образуют иноязычные элементы вице -, штаб -, экс - и др., 5)названия промежуточных стран света,6) составные географические названия,7) географические названия, имеющие в составе служебные слова.

Приводимые ниже сочетания слов замените сложными словами:

Заготовка леса; испускание лучей; лечение грязями; машина для резки соломы; машина, которая косит сено; орудие для метания огня; приспособление для ловли мышей; тот, кто варит сталь; тот, кто ловит птиц; тот, кто ходит пешком; хранилище овощей;

         

Раскройте скобки, объясните написание сложных прилагательных

агоно) ремонтные мастерские, (горно) лыжная станция, (микро) волновая печь, (научно) популярный журнал, (вечно) зеленые растения, (выше) указанные факты, (дико) растущая яблоня, (много) сторонний  договор, (сильно) действующее средство, (Скоро) портящиеся продукты.

Для справки: Пишутся слитно сложные прилагательные:

А) образованные  на основе подчинительных словосочетаний (Древняя Греция) Б) употребляемые в качестве терминов или выражений в книжном языке (вышеперечисленный, нижеподписавшийся) .

(Авиационно) спортивный праздник, (журнально) газетное, (выпукло) вогнутая линза, (северо) западный округ, Орехово (Зуевский) район,(бледно) розовый, (блекло) желтый, (голубовато) фиолетовый, (тускло) серый, (сердечно) сосудистая система, (товарно) денежные отношения.

Для справки: Пишутся через дефис прилагательные:

А) образованные на основе сочинительных сочетаний (мясомолочные---- мясные и молочные) б) образованные от существительных, пишущихся через дефис,

В) обозначающие оттенки цветов.

(Абсолютно) необходимые условия, (внутренне) сдержанный человек, (глубоко) запавшие глаза, (детски) наивные воспоминания, (металлически) звонкий голос, (практически0 важное новшество, (резко) враждебный, (празднично) нарядное платье, (товарищески) чуткое внимание.

Для справки: Пишутся раздельно словосочетания, состоящие из наречия и имени прилагательного. В таких словосочетаниях наречие, выступающее в роли члена предложения, указывает степень признака, выраженного прилагательным, или то, в каком отношении рассматривается признак (общественно опасный, т.е. опасный для общества). Наречия на – СКИ определяют признак путем уподобления (чертовски хитрый).

Задание 4. Закрепление.

Перепишите, раскрывая  скобки в соответствии с правилами написания сложных слов.

  1. (Военно) стратегическая операция прошла успешно.2) Увеличилось поступление (дорого) стоящих, (остро) дефицитных товаров. 3) (Военно) обязанные явились на сборный пункт. 4)Задача решена (строго) математическим методом. 6)Издается серия (научно) фантастических романов. 7) Теория (бесконечно) малых величин является одним из разделов высшей математики. 8) (Черно) бурка выделялась своим (серебристо) черным мехом на (бело) снежной поверхности опушки. 9) Красиво пестрели анютины глазки, любишь (не) любишь, не (тронь) меня. 10) (Выше) изложенные факты подтвердились. 11) Смотришь, через поле (перекати) поле прыгает, как мяч. 12) Набух, оттаял лед на речке, стал пегим, (ржаво) золотым. 13) Каждый вечер (мышасто) серая (пяти) этажная громада загоралась ста семьюдесятью окнами. 14) Парнишка был настоящий (сорви) голова. 15) Большой интерес для языкознания представляет изучение группы (северо) кавказских языков.

Рекомендации: Если Вы допустили 1-2 ошибки, это неплохо. Если при выполнении задания Вам было довольно сложно, выполните задания 1,2,3 еще раз, внимательно вчитываясь в теорию.

Удачи вам!

Занятие 3. Чередующиеся гласные в корне.

Для справки:  Все корни с чередующимися гласными зависят от одного из четырех правил:

От ударения

От согласной в корне

От гласной после корня

От значения корня

  1. –гор-  -гар-

Под ударением пишется А, без ударения –О

Исключения: выгарки, изгарь, пригарь.

1)-лаг- -лож-

В корне перед Г  пишется А, перед Ж пишется О (прилагательное, приложение)

1)- кос- кас-

Если после корня стоит суффикс А, то в корне пишется гласная А (прикасаться)

1)-мак- в глаголах, имеющих значение «погружать в жидкость»

(макать в чай)

  1. –зор-  -зар-

Под ударением пишется О, без ударения –А

Исключение: зоревать

2)-раст- -ращ- -рос-

В корне перед СТ,Щ

Пишется А, в корне РОС пишется О

Исключения: ростовщик, Ростислав, Ростов, отрасль

2)-мер- -мир-

Если после корня стоит суффикс А, то в корне пишется гласная И (замирание)

2)-мок- в глаголах со значением «пропускать жидкость»

(вымокнуть под дождем»

  1. –клан-  -клон-

Под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения –О

Кланяться, поклонение

3)-скач- -скоч-

Перед К пишется А

Перед Ч пишется О

Исключения: скачок, скачу

3)-пер- -пир-

3)-равн- в словах со значением «равный, одинаковый»

(уравнение)

4)-твар- -твор- под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения –О

Исключения: утварь

4)-тер- тир-

4)-ровн- в словах со значением «прямой, гладкий» (выровнен)

5)-бер- -бир-

6)-стел - -стил-

7)-дер- -дир-

8)-блест- -блист-

9)-чет - -чит-

НО! Сочетать, сочетание

10)-жег - -жиг-

В корне – плав- гласный может быть ударным и безударным: плавать, плавучесть, поплавок. Корень- плов - содержится в словах пловец, пловчиха, корень – плыв - в слове плывуны.

Задание 1.Распределите на группы в соответствии с написанием безударных гласных:

Сторожил сад, вырежет картинку, выберет книгу, привскочить от неожиданности, борется отважно, возлагать ответственность, запирать на ключ, беспристрастный судья, расстели одеяло, проверяет знания, о русском пейзаже, выкосил луг, косой дождь, обмакнул в сметану, загорелись леса, выращенный на воле, росток дерева,  привокзальная площадь.

Задание 2.Выпишите слова с безударными гласными, проверяемыми ударением:

Резьба по дереву, просторная площадь, укладчик кирпича, чувствовать больную ногу, констатировать факты, отдернуть руку, поглядеть ввысь, мелкая дробушка,

справка с места жительства, ровесники встретились, полоскать белье, поласкать собаку, флаги развеваются, развивается промышленность, отваренный картофель, отворенная дверь.

Задание  3. Составьте словарный диктант на тему «Безударные гласные в корне слова» (35-40 слов)

Задание 4.Вставьте пропущенные буквы.

Остат..ся при своем мнении…, в разгорающ…мся пламен…, находиться в забыть…, по истечении… срока, вспышка эпидеми…, к распустивш…йся вишне,  в дальн…м странствии…, в сгущавш…йся туч…; о надежд…, оказавш…йся миражом; серебрист…м инее…м; об оставш…мся времен…; на окне, занавеш...нном тюл…; приснивш…йся истори…; в зеленеющ…й хво…; о сверкающ…й молни…; с сыном, беспоко…щ…мся о матери;  в непрекраща…щ…йся бол…; о захватыва…щ…м приключени…; в цветастом оперень…; остановиться в недоумени…; на грохоч…щ…й повозке; компоненты, содерж…щ…еся в шампун…; прыгать в одн… туфл…; у проросш…го сем…н…  .  (78 слов)

Для справки:

Падежи

Сущ. 1 склонения

Сущ.2 склонения

Сущ.3склонения

Р.П.

-и;-ы (гири)

-а;-я (коня)

-и (мыши)

Д.П.

-е (гире)

-у;-ю (коню)

-и (мыши)

П.П.

-е (о гире)

-е (о коне)

-и (о мыши)

Особую группу составляют сущ. на –ий, -ие, -ия (гербарий, знание, религия). Там, где у существительных 1,2 склонения пишется Е, у данных существительных пишется И.( о гербарии, о знании, о религии).Исключения ударные окончания в словах в забытьИ, на острие.

ЗАНЯТИЕ 4. Безударные окончания глаголов,  правописание суффиксов причастий.

Определенную трудность представляет собой задание А 17, где нужно вставить пропущенные буквы в окончания глаголов и суффиксы причастий.

  1. Для правильного выбора гласной в окончании  глагола необходимо определить спряжение. Как правильно это сделать? Начнем с инфинитива. Что такое инфинитив? Это начальная форма глагола, он называет действие. В древности инфинитив был сходен с существительным (печь-печь, течь-течь). Инфинитив и в предложении может выступать в роли подлежащего. (Жить - Родине служить).

Что такое спряжение? Это изменение слова по лицам и числам. Типов спряжения два, но существуют глаголы, которые при спряжении принимают форму и глаголов 1 спряжения, и глаголов 2 спряжения - это глаголы разноспрягаемые (хотеть, бежать, есть в значении «кушать»).

Понаблюдаем:

Я живу, говорю,                                      МЫ живем, говорим

ТЫ живешь, говоришь,                        ВЫ живете, говорите

ОН живет, говорит                                 ОНИ живут, говорят

Таким образом, мы видим, что следует обратить внимание на 2 лицо единственного числа и на множественное число 3 лицо. Глаголы 1 спряжения  во 2 лице ед.ч. имеют в окончании букву Е, а в 3 лице мн.ч. букву У (Ю). Глаголы 2 спряжения во 2 лице ед.ч. имеют букву И, а в 3 лице мн.ч. букву А (я). Определим спряжение глагола «спать»  ты спИшь, они спЯт. Гласные указывают на то, что это глагол 2 спряжения.

1 спряжение

2 спряжение

Брить, стелить, зиждиться все остальные глаголы на - ать, - оть, - уть-, ыть-

Все глаголы на – ить, кроме брить, стелить, зиждиться+11 глаголов-исключений:

Гнать, держать, смотреть и видеть,

Дышать, слышать, ненавидеть,

И зависеть, и вертеть,

И обидеть, и терпеть.

2)Что касается суффиксов причастий: Чтобы не ошибиться в написании суффикса действительного причастия (-ущ (-ющ), - ащ (-ящ)), необходимо определить спряжение глагола, от которого образовано данное причастие. Если причастие образовано от глагола 1 спряжения, то в суффиксе причастия пишется гласная у, ю (кол…щее оружие от глагола колоть 1 спряжения, следовательно, в суффиксе причастия, колющее оружие).

Если причастие образовано от глагола 2 спряжения, то в суффиксе причастия пишется гласная – а, - я (завис…щие от обстоятельств от глагола зависеть 2 спряжения, следовательно, в суффиксе причастия пишется я, зависящие от обстоятельств)

Потренируйтесь сами:

Щекоч…щий лицо ветер, звуки слыш…тся, стена руш…тся, движ…щаяся артиллерия, молния блещ…т, колыш…щиеся ветки, листья держ…тся, трепещ…щие флаги, они кле…т мо…щиеся обои. (у, а, и, у, е, у, а, у, я, ю).

3)Внимание! Следует быть острожными с  видовыми парами(пригласить-приглашать)

Начальная форма должна быть такого же вида, что и исходный глагол.

4)В страдательных причастиях встает вопрос о написании суффиксов – ЕНН, - А , - НН.

Если причастие образовано от глагола на – ИТЬ, то в причастии пишется суффикс – ЕНН

(взвесить - взвешенный). Если причастие образовано не на – ИТЬ, то пишется глагольный суффикс (буква перед – ТЬ) и суффикс-НН (увешать – увешАННый).

5)Суффиксы страдательных причастий - ИМ, - ЕМ тоже зависят от спряжения глагола, от которого образовано причастие. Если причастие образовано от глагола 1 спряжения, в суффиксе причастия пишется гласная Е ( подавать – подаваемый), если причастие образовано от глагола 2 спряжения, то в суффиксе причастия пишется гласная И (слышать – слышимый).

Потренируйтесь сами:

Вид…мый, увеш…нный, замеш…нный, украш…нный, ненавид…вший, запомн…вшийся, движ…мый, увид…вший, неслыш…мый, потрач…нный, муч…вшийся, скле…вший, прославл…нный, предусмотр…нный, анализиру…мый.

(Если Вам сложно определиться в выборе глагольного суффикса в действительном причастии, поставьте глагол, от которого образовано причастие, в начальную форму. Та гласная, которая окажется перед ТЬ, будет глагольным суффиксом. Н-Р.: муч…вшийся –мучАться, следовательно в причастии пишется глагольный суффикс А, мучАвшийся)

        

                        

ЗАНЯТИЕ 5. Работа с текстом

Текст- это словесное устное или письменное произведение, имеющее завершенное содержание.

Смысл текста - это конкретная информация, выраженная речью и при ее участии сформированная в сознании человека.

1. Прочитайте текст и выполните задания.

 (1) Мне поручили нап..сать статью о неизвес..ном в нашем городе учителе трудового обучения Евгени.. Александровиче Субботине. (2) Это был не просто талантливый конструктор, великолепный мастер. (3) Это был солнечный человек с отзывчивым, горяч..м сердцем.

(4) Я пришел к нему прямо на работу и, попросив уделить мне несколько минут, стал задавать специально приготовле..ые вопросы.

- (5) Знаешь что, Жень, мне приятно, что ты пиш..шь обо мне статью. (6) Там будет, наверное, много хороших слов. (7) Но я бы хотел, чтобы ты нап..сал о другом. (8) Конечно, теперь я стал извес..ным в городе, уважаемым человеком, но все могло бы сложит..ся совсем иначе. (9) И, наверное, совсем другой была бы моя жизнь, если бы не один случ..й.

(10) У меня не было отца, не было матери. (11) Вернее, они как бы существовали, пр..ходили н..чевать и см..трели на нас, г..лодных и грязных, с недоумением: откуда эти дети, что они тут делают? (12) Я жил тем, что в..р..вал или выпрашивал. (13) Под..янием к..рмил двух своих маленьких с..стренок. (14) Моих р..дителей то и дело вызывали на какие-то к..миссии, к нам постоянно приходил то учас..ковый, то инспектор по делам несоверше..олетних. (15) Да только что они могли ..делать… (16) Я рос волч..нком. (17) Вокруг меня был мир, населе..ый людьми, они жили в теплых домах, ели хлеб, покупали детям гостинцы, а я см..трел на них из глухого леса, где всегда было сыро и темно. (18) Вот тогда и научился открывать любой замок, разбираться во всех видах сигнализации… (19) Но однажды я попался. (20) В квартиру внезапно вернулись хозяева, мне пришлось прыгать с третьего этажа, и я выв..хнул ногу. (21) Суд. (22) Родителей нигде не могли найти, и на заседании с..дела классная руководительница. (23) Ни лица, ни ее имени я не помню. (24) Помню только, что она была совсем м..л..денькой девч..нкой. (25) Прокурор задал ей какой-то вопрос, она встала и вдруг заплакала. (26) Она плакала и говорила: «Не надо сажать его в тюрьму! (27) Пожалуйста». (28) Прокурор ей строго говорит: «Не плач..те, вы на вопрос ответ..те». (29) А она опять – плачет и только одно твердит: «Не сажайте его в тюрьму», (30) И в этот момент я испытал чувства, которые невозможно описать никакими словами. (31) Чужой человек плачет по тебе. (32) Это что значит? (33) Это значит, что я ей чем(то) дорог, это значит, что я ей нужен. (34) Выходит, что я не посторонний, не чуж..й! (35) Выходит, что со..нце светит и для меня, и трава на лугах – это тоже мое, и в жизни есть какое(то) мое место. (36) Значит, если меня не будет, то кому-то от этого станет плохо, значит, кому-то надо, что(бы) я был. (37) Я сейчас вот пытаюсь описать св..и мысли, а тогда это была какая-то безудержная радость, заполнившая всю мою душу.

(38) Мне дали четыре года колонии. (39) Я отсидел, вернулся и начал новую жизнь. (40) У меня было много хорошего, теперь я счас..ливый, состоявшийся человек. (41) Но до сих пор я не могу забыть тех слез, которые отогрели моё закоченевш..е сер..це. (42) И ( ни)когда не забуду.

                                                        (По Е. Новикову)

  1. Определите основные мысли текста.
  2. Выскажите свое мнение по этому поводу
  3. Аргументируйте свою точку зрения, используя примеры из  литературы, СМИ и др. источников.
  4. Выпишите словосочетания по типу связи согласование из 1 предложения.
  5. Определить части речи СЫРО, ТЕМНО ( предложение17)
  6. Объясните, как вы понимаете выражение «Я рос волчонком» (предложение 16)?
  7. Объясните, с какой целью автор употребил многоточие в 15, 17 предложениях?
  8. Выпишите местоимения, распределив их по разрядам.
  9.  Выпишите производные предлоги.
  10.  Выпишите слова с пропущенными буквами
  11. Определите типы придаточных в СПП.
  12. Определите типы О/С предложений.
  13. Укажите предложения с вводными словами.

Не забудьте, что при работе над текстом следует обратить внимание на стиль текста:

Если текст публицистического стиля, то проблема - общественнозначимая. Далее обращаем внимание на абзацное членение текста, каждый абзац – микротекст, где есть основная мысль. Затем нужно найти ключевые слова, чтобы прокомментировать сам текст.

Занятие 6. Работа над грамматическими и речевыми ошибками.

Культура речи – это раздел филологии, изучающий речевую жизнь общества в определенную эпоху и устанавливающий на научной основе правила пользования языков как основным средством общения людей и орудием формирования и выражения мысли.

Это нормативность речи.

Языковая норма

Литературный язык – это исторически сложившаяся  высшая и обработанная форма национального языка, обладающая богатым лексическим фондом, упорядоченной грамматической структурой и развитой системой стилей.

1 задание. Поставить ударения в словах.

Августовский, агрономия, апостроф, аэропортов, баловать, газопровод, генезис, диспансер, досуг, еретик, завидно, заговор, индустрия, коклюш, комбайнер, красивее, кулинария, кухонный, лоскут, мастерски, мельком, мизерный, металлургия, намерение, некролог, новорожденный, обеспечение, облегчить, огниво, отчасти, оптовый, партер, перечить, премировать, приговор, ракушка, ржаветь, сирота, сливовый, средства, статуя, столяр, танцовщица, портов, феномен, ходатайствовать, эксперт.

2 задание. Исправить ошибки словоупотребления в предложениях.

Нормы словоупотребления – это правильность выбора слова и уместность его употребления в общепринятых сочетаниях и в общественном значении.

1)Диктор сообщил телезрителям, что вновь встретится с ними только через месяц, так как уходит в отпуск.

2) Мы дети не только своего времени, но и своей страны.

3) Светильник подвешен над диваном и очень красивый.

4) Татьяна говорит Онегину, что «я другому отдана; я буду век ему верна».

5) Прочитав пьесу, передо мной отчетливо возникли образы персонажей.

6) Незнакомец опустился в кресло и протянул руки к огню, пылавшему в камине и который притягивал его.

7)Школу часто обвиняют в недостаточности знаний выпускников.

8) Газета «Колокол» пользовалась большим влиянием на русское общество.

9) Школу часто обвиняют за недостаточные знания выпускников.

10) Газета «Колокол» пользовалась большим влиянием в русском обществе.

11)Не восстановив своего здоровья, не сможешь серьезно заниматься спортом.

12) После суда опальный писатель был отправлен в Сибирь, находясь там долгие годы.

13) Мыслимо ли равнодушие родителей за судьбу своих детей?

14) Все десять победителей конкурса были награждены специальными призами.

15) Писатель подробно описывает о жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»

Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....

ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в 9 классе

Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на 34 часа. Он отвечает важным целям: знакомит с практикой экзамена по русскому языку в новой форме (ГИА...

Интенсивный курс подготовки к экзамену по русскому языку

Подготовка к экзамену по русскому языку...

Интенсивный курс подготовки к ЕГЭ по русскому языку на основе опорных схем, таблиц и алгоритмов

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку требует от учителя использования самых эффективных приёмов в обучении, в основе которых прежде всего должен  лежать принцип интенсивности. А это позволит осущес...

Методическая разработка по русскому языку: «Использование лингвостилистического анализа текстов разных стилей в процессе подготовки к экзамену по русскому языку»

Культурно-ориентированное обучение – актуальная установка сегодняшней лингводидактики. Включение языкового сознания ребенка в контекст культуры осуществляется посредством тексто-ориентированного препо...

Рабочая программа по элективному курсу "ОГЭ: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме»

Данная программа элективного курса предназначена для 9 класса и рассчитана  на 35 часов. Она знакомит с практикой экзамена по русскому языку в новой форме....

Программа по русскому языку в 9 классе «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме»

Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на 34 часа. Он отвечает важным целям: знакомит с практикой экзамена по русскому языку в новой форме (ГИА...