Урок обучения написанию письма (5 класс)
план-конспект урока русского языка (5 класс) по теме
Урок предоставляет возможность познакомить учащихся с видами почтовых отправлений со времени ВОв до нашего времени, обучить учащихся правильному оформлению письма, развивает интерес к эпистолярному жанру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_obucheniya_napisaniyu_pisma.docx | 21.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Письмо ветерану
_Оборудование: словарные слова - цензура, конверт, адрес марка, штемпель, индекс; лист бумаги для конверта-треугольника.
Цель: возродить традиции эпистолярного жанра ,сконцентрировать внимание учащихся на ценностях родного языка, обогатить историческими фактами; воспитывать гордость за принадлежность к гражданству России, воспитывать уважение к участникам Вов.
Ход урока
1.Организационный момент
Учитель (показывает треугольник-конверт времён Вов)
В руках конверт, почти истлевший,
На нём слова едва видны.
Внутри листочек пожелтевший-
Родная весточка с войны.
-Знаете ли вы, ребята, что это такое? Почему так необычно выглядит это письмо?
2. Работа по теме
1.Информация. Пересылка корреспонденции с фронта производилась бесплатно. Письма складывались простым треугольником, что не требовало конвертов, которые на фронте были всегда в дефиците. Конверт-треугольник - обычно тетрадный лист бумаги, сначала загнутый справа налево, потом слева направо. Оставшаяся полоса бумаги (лист не квадратный) вставлялась как клапан внутрь треугольника. Готовое к отправке письмо не заклеивалось: его всё равно должна была прочитать цензура; почтовая марка была не нужна, адрес писался на наружной стороне листа. (Выясняется значение непонятных слов)
2.-Посмотрите ещё раз на фронтовое письмо. Вы видите слово» Просмотрено» ,значит, цензура уже проверила его , и оно может отправляться к адресату. Давайте попробуем с вами сложить письмо-треугольник .(Работа учащихся с листами бумаги)
3.Слово учителя. Их так ждали, вестей с фронта радовались им и боялись других писем, где лаконичным канцелярским почерком написано: «Ваш муж (сын, брат) пал смертью храбрых в боях за нашу Родину». Это было великое горе. Давайте посмотрим, что же за письмо в нашем фронтовом конверте.(Учитель читает текст письма) «Любимая, нас осталось мало. К вечеру подойдёт подкрепление, а до вечера будем драться до последней капли крови, но врагу своей позиции не отдадим. Береги сына.» Это было великое горе.
«Я вернусь», «Жди меня»- этими словами часто завершались послания к родным. В этих словах были и надежда, и заклинание, и вера в победу жизни над смертью. А письма из дома согревали бойца в холодном окопе, защищали от смерти и вселяли надежду на встречу с родными.
(Ученик читает стихотворение)
Здравствуй, папка! Ты опять мне снился,
Только в этот раз не на войне.
Я немножко даже удивилась-
До чего ты прежний был во сне!
Прежний - прежний, ну такой же самый,
Точно не видались мы два дня.
Ты вбежал, поцеловался с мамой,
А потом поцеловал меня.
Я даю тебе те два осколка,
Что нашли недавно у ворот.
Говорю тебе: «А скоро ёлка!
Ты приедешь к нам на Новый год?»
Папа! Ты вернёшься невредимый!
Ведь война когда-нибудь пройдёт?
Миленький, голубчик мой родимый,
Знаешь, вправду скоро Новый год!
Я тебя, конечно , поздравляю
И желаю вовсе не болеть.
Я тебе желаю –прежелаю
Поскорей фашистов одолеть!
Пожелай бойцам удачу,
Пусть идут на немцев день и ночь…
….Я пишу тебе и чуть не плачу,
Это так, от счастья….. Твоя дочь
. –Прошло много времени после войны. Совсем мало осталось ветеранов. А их фронтовые письма бережно хранятся в семейных архивах. У кого из вас в семье сохранились такие конверты-треугольники? Написать письмо –настоящее искусство. Сегодня мы будем учиться писать письма, научимся правильно заполнять конверт. Я хочу познакомить вас с правилами написания письма. С чего начинаются письма, которые вы прослушали? (Приветствие, обращение-имя того, кому предназначено письмо. Здравствуйте).Затем идёт вступление – вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес, пожелания. В основной части излагается информация, интересующая адресата. Можете рассказать о себе, своих делах. И в заключении выражается уважение, чувство любви, слова прощания.(До свидания, прощайте и т. д.) и наконец идёт подпись и дата.
4. Составление плана-схемы письма. Запись плана.
1.Приветствие или обращение (прослушиваются варианты)
2.Вступление ( о делах адресата)
3.Основная часть ( о себе).
4.Заключение (слова прощания)
5.Подпись, дата.
5.-Но чтобы письмо попало по назначению, необходимо ещё указать адрес. Кто знает, как это сделать? Какую информацию следует сообщить.
(Уточняются правила заполнения конверта; проводится словарная работа: индекс, марка, штемпель)
Современные конверты отличаются от военных треугольников. Если вы будете отсылать своё письмо, чтобы оно дошло до адресата, конверт должен быть правильно заполнен. (Проверка заполнения конверта).
Вот теперь у нас всё готово. Осталось написать письмо. Но прежде я хочу познакомить вас с отрывком из письма солдату –ветерану Вов нашего выпускника Фраёнова Сергея.
«Солдат, я не ждал тебя, не смотрел на дорогу, ожидая почтальона и боясь его увидеть, я не плакал ночами в подушку, волнуясь о тебе. Солдат, меня тогда ещё не было. Но почему , солдат, у меня так болит сердце у Вечного огня? Может, потому, что я русский?» И в конце письма: »Солдат, спасибо тебе! Спасибо за жизнь, за Москву, за нас. Спасибо, солдат . »
Всё, что необходимо для написания письма, вы теперь знаете.
Желаю вам успешной работы.
6. Написание письма ветерану ( по желанию учащихся адресата можно сменить)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Письмо как средство общения. Написание письма "Хочу рассказать тебе о своём родном крае"
Письмо как средство общения. Написание письма "Хочу рассказать тебе о своём родном крае" Стили литературного языка. Разговорно-бытовой стильЦели урока: 1. Расширить знания учащихся о функциональных ст...
«Фронтовые письма как отражение эпохи». (Урок развития речи. Написание письма ветерану ВОВ)
Представлена методическая разработка по написанию письма ветерану ВОВ. Урок развития речи....
Роль писем в жизни человека. Особенности написания письма. Фронтовые письма (ко Дню Победы) (Урок в 7 классе)
Цели и задачи:· развитие интереса у обучающихся к эпистолярному жанру;· воспитание познава...
Учебно-творческий проект "История письма. Написание письма"
Учебно-творческий проект "История письма. Написание письма"...
Написание открытки написание письма
Презентации, дидактические материалы по теме Написание английской открытки Написание английского письма...
Технологическая карта по предмету: Развитие речи и письмо, написание письма Деду Морозу, 6 класс + анализ урока
Технологическая карта по предмету Развитие речи и письмо для 6 класса с анализом урока...