Урок русского языка в 11 классе "Эссе"
презентация к уроку русского языка (11 класс) по теме
Урок русского языка в 11 классе "Эссе" с презентацией.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема урока: Эссе.
Цель урока: подготовка к написанию эссе.
Задачи урока:
- познакомить с особенностями жанра эссе и основными жанрообразующими признаками;
- развивать умения комментировать проблему, определять авторскую позицию;
- учить приемам аргументации собственного мнения.
Оборудование: раздаточный материал: Что такое эссе? (Оп ределение жанра в различных справочных посо биях); текст (отрывок из статьи В. В. Розанова «Возврат к Пушкину»); памятка для лаборатор ной работы с элементами стилистического ана лиза текста, презентация.
Эпиграф к уроку: «Эссе — способ рассказать о мире через себя и о себе с помощью мира» (А. Эльяшевич).
Ход урока.
- Постановка целей урока.
Выработка собственной позиции, собственного отношения к прочитанному, соразмышление, сопереживание, сопоставление своего и авторского «я» - на это ориентируют задания части С. (Слайд 2). Эта тенденция требует овладения новыми жанрами сочинения, среди которых чаще всего упоминается эссе. Сегодня на уроке и познакомимся с особенностями жанра эссе и основными жанрообразующими признаками.
II. Слово учителя:
— Среди жанров прозы есть жанр, который вби рает в себя воспоминания, дневники, письма, ис поведь, проповедь, даже своеобразный очерк, рассказ. Четкого оп ределения у этого жанра нет. Одни склонны ви деть в нем мемуары особого рода, другие применяют к нему название «записки», третьи осторож но употребляют иностранное слово «эссе». А На талья Иванова в своей книге «Точка зрения» окре стила его «авторской прозой», прозой «прямого непосредственного действия», в которой автор выступает одновременно и рассказчиком, и геро ем. (Табличка «Синонимы») «Стремление обнажить самого себя, понять себя и свое время, напряженный диалог с самим собой...» — вот основа прозы «авторской»,— утверждает один критик. Познание действительно сти через самопознание — формула подобных произведений,— утверждает другой. Итак, что такое авторская проза, или эссе? (Слайд 3) Обратимся к определениям этого жанра, дан ным в различных литературоведческих справоч никах.
III. Работа с раздаточным материалам. (Слайд 4)
Задание: прочтите определения, выделите ключевые слова в них.
Какие особенности жанра обозначены в данных определениях?
Особенности жанра эссе (запись в тетради после обсуждения) (Слайд 5)
1. Обращение к значительным философским, историческим, искусствоведческим, литературным проблемам.
2. Субъективность, ярко выраженная позиция автора, порой исповедальный характер произве дений.
3. Отсутствие заданной композиции, свобод ная форма изложения.
4. Сравнительно небольшой объем.
IV. Лекция учителя. (Задание: запишите данный материал в форме тезисов.)
История жанра.
Зарубежная эссеистика.
Родоначальником жанра эссе был француз ский писатель-гуманист М. Монтень, написав ший в 1580 году «Essais», где изложил мысли о судьбе общества и человека. На русский язык название произведения М. Монтеня переведено как «Опыты». В 1697 году Ф. Бэкон создал свои «Essais», а затем к эссе обращались Д. Локк, Г. Филдинг… У них жанр трансформировался — его стали понимать как опыт автора в разработке определенной проблемы. (Слайды 6-7)
В 20 веке к эссе обращались такие крупные художники, как Б. Шоу, Дж. Голсуори, А. Франс, Р. Роллан и другие. (Слайды 8-10)
Термин «эссе» широко распространен на За паде, особенно в Англии, Франции, Польше. В Германии употребляют термин «скитце» — набросок, зарисовка впечатлений, фрагментар ный рассказ, возникший в результате переноса импрессионизма на почву литературы.
Русская эссеистика.
Как заметил критик А. Эльяшевич, «еще со времен «Путешествия из Петербурга в Москву» Радищева и «Путешествия в Арзрум» Пушкина складывается свой собственный вариант эссеистического мышления». Радищев был ближе к публицистическому высказыванию, Пушкин — к путевому очерку. Уникальным явлением в этом жанре стал роман А. И. Герцена «Былое и думы», который назван критиком А. Эльяшевичем «эссеистическим романом, эпопеей, энцик лопедией эссеизма», в котором воспоминания соседствуют с публицистикой, историческая хроника с очерком, исповедь с раздумьями социолога. К этому жанру можно отнести и «Выбранные места из переписки с друзьями» Н. В. Гоголя, и «Исповедь» Л. Н. Толстого. (Слайды 11-13)
В истории эссеистики 2 половины 20 века необходимо указать имена М. Кольцова, М. При швина, В. Некрасова, Ю. Нагибина, В. Солоухина, А- Адамовича и такие произведения, как «Гамбург ский счет» В. Шкловского, «Ни дня без строчки» Ю. Олеши, «Золотая роза» К. Паустовского, «Пе речитывая Чехова», «Уроки Стендаля» И. Эренбурга, «Трава забвения» и «Святой колодец» В. Катаева, путевые очерки Д. Гранина, В. Некра сова, «Люди или нелюди» В. Тендрякова. (Слайд 14)
Единой модели, единого образца эссе не было и не будет: жанр обновляется и развивается согласно велениям времени.
Жанр эссе в 90-е годы 20 века.
Бывают времена, когда открытый, «начистоту» разговор художника с читателем становится насущно необходимым. Может быть, поэтому последние годы отмечены яркой вспышкой заложенной в эссе духовной энергии. Интерес к этому жанру заметно вырос. В эпоху крутых общечеловеческих переломов «авторская» проза, как никакая другая, аккумулирует в себе острей шее социальное содержание.
В наши дни повысился читательский интерес к личности писателя. Необычайно популярны мемуары, воспоминания о писателях, переписка, дневники. Огромную аудиторию собирали встречи с писателями в телевизионной студии «Останкино». Это свидетельство повышенного спроса на личность, которую олицетворяет в глазах публики писатель, всегда бывший в России больше, чем просто поэтом.
Отсюда и новое явление в литературном процессе последнего времени — эссеизация жанров повести и романа. «Печальный детек тив» В. Астафьева, «Все течет», «Жизнь и судьба» В. Гроссмана, «Пушкинский дом» А. Битова, «Все впереди» В. Белова, «Факультет ненужных вещей» Ю. Домбровского, «Белые одежды» В. Дудинцева, «Мужики и бабы» Б. Можаева, «Ягодные места» Е. Евтушенко... (Слайд 15) В них ткань художественного повествования пронизана тока ми публицистики, а в хоре голосов персонажей отчетливо звучит — порой даже солирует — авторский голос.
Законом жанра является предельная откры тость автора, его позиции, его мыслей. Это очень похоже на театр одного актера, где нет возможности уйти в тень, на второй план, где луч прожектора направлен только на тебя, беспощадно высвечивая самую суть.
V. Работа с текстом В. Розанова. (Раздаточный материал). (Слайд 16-17)
Вопросы к классу: Что дорого автору в Пушкине? Подтвердите свои ответы текстом. Докажите принадлежность произведений В. Розанова к жанру эссе, выделяя особен ности, отмеченные сегодня на уроке.
VI. Лабораторная работа с элементами линг вистического анализа текста.
Задание: используя памятку, найдите в данных отрывках характерные для жанра эссе особенно сти стиля.
- Подготовка к творческой работе — эссе. (Слайды 18-20)
1.Обращение к эпиграфу
2 Структура эссе (с учетом всех особенностей и специфики вопроса), как правило, должна включать в себя следующие смысловые элементы (которые не обязательно должны выделяться как отдельные разделы текста):
Вступление — один абзац. Используйте ловушки для привлечения внимания, такие как: цитата, стихотворение, вопрос, размышления, необычные факты, идей или смешные истории.
Нет необходимости высказывать в первом предложении основную мысль. Но оно должно подводить к ней или как-то относиться к главной идее или тезису, а также содержать основные положения эссе.
Избегайте таких фраз, как « Это эссе про ...» или « Я собираюсь поговорить про...».
Основная часть — 2-3 абзаца. Выражайтесь понятно. Подкрепляйте основные идеи фактами, размышлениями, идеями, яркими описаниями, цитатами или другой информацией или материалами, которые интригуют и захватывают внимание читателя.
Используйте справочные материалы, чтобы устранить тавтологию.
Заключение — один абзац. Продемонстрируйте ваш рост и потенциал в данной области. Покажите ваши взгляды на проблему.
Какие действия вы планируете в вашем будущем предпринимать в отношении данного вопроса.
Ваша главная мысль в модифицированном варианте.
Домашнее задание: сочинение-эссе « Для чего человек учится?»
Вариант: «О совести», «О добродетели», «Об именах», «О предсказаниях», «О книгах», «О дружбе», «О воспитании» (Мишель Монтень);
МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
Что такое эссе?
Эссе — жанр критики, литературоведения, характеризующийся свободной трактовкой какой-либо проблемы. Автор эссе анализирует избранную проблему (литературную, эстетиче скую, философскую), не заботясь о систематич ности изложения, аргументированности выводов, общепринятости вопроса (Словарь литературо ведческих терминов.— М., 1984).
Эссе — разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий, ассоциаций (Краткий словарь литературоведческих тер минов.— М., 1987).
В. В. Розанов
ВОЗВРАТ К ПУШКИНУ
Пушкин — это покой, ясность и уравновешенность. Пушкин — это какая-то странная вечность. В то время как романы Гете уже невозможно читать сейчас или читаются они с невыносимым утомлением и скукою, «Пиковую даму» и «Дубровского» мы читаем с такой живостью и интересом, как бы они теперь были написаны. Ничего не устарело в языке, в течении речи, в душевном отношении автора к людям, вещам, общественным отношениям. Это — чудо. Пушкин нисколько не состарился; и когда и Достоевский, и Толстой уже несколько устарели, устарели по самой нервозности своей, по идеям, по взглядам некото рым,— Пушкин ни в чем не устарел. И поглядите: лет через двадцать он будет моложе и современнее Толстого, Достоевского. Как он имеет в себе нечто для всякого возраста, так (мы предчувствуем) в нем сохранится нечто для всякого века и поколения. «Просто — поэт», как он и определял себя («Эхо»),— на все благородное давший благородный отзвук. Скажите, когда этому перестанет время, когда это станет «не нужно»? Так же это невозможно, как и то, чтобы «утратили прелесть и необходимость» березовая роща и бегущие весной ручьи. Пушкин был в высшей степени не специален ни в чем: и отсюда-то — его вечность и общевоспитательность.
Пушкин всегда с природою и уклоняется от человека везде, где он уклоняется от природы. В самом человеке он взял только природно-человеческое — то, что присуще мудрейшему из зверей, полу-богу и полу-животному: вот — старость, вот — детство, вот — потехи юности и грезы девушек, вот — труды замужних и отцов, вот — наши бабушки. Все возрасты взяты Пушкиным; и каждому возрасту он сказал на ухо скрытые думки его и слово нежного участия, утешения, поддержки. И все — немногослов но. О, как все коротко и многодумно! Пушкина нужно «знать от доски до доски».
Купите-ка, господа, сегодня своим детям Пушкина и отберите у них разные «новейшие произведения»... Уберите и крепко заприте в шкаф, а еще лучше — ключ потеряйте. «Новейшие произведения» тем отме чаются, что польза от них происходит только тогда, когда их теряешь, забываешь у приятеля, когда их «зачитывают» или, наконец, когда какая-нибудь не сгорающая «Анафема» (Л. Андреева) наконец сгорает, хоть при пожаре квартиры.
К Пушкину, господа! — к Пушкину снова!
Памятка для лабораторной работы
- Афористичность (иногда парадоксальность) речи.
- Наличие художественных тропов (метафо ра, сравнение, эпитет). Использование полеми чески заостренных утверждений, субъективность изложения.
- Эмоциональность речи.
- Смешение разнородных пластов лексики.
- Стилистические фигуры: анафора, антитеза, бессоюзие, градация, инверсия, многосоюзие, па раллелизм, риторический вопрос, риторическое обращение, умолчание, эллипс, эпифора.
Задание: используя памятку, найдите в данном отрывке характерные для жанра эссе особенно сти стиля.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Формулировка проблем исходного текста. (1балл) Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста (2) Отражение позиции автора исходного текста (1) Формулировка собственного мнения по проблеме и его аргументация (2) Вспомним обязательные элементы структуры сочинения
Анализ эссе научить определять признаки жанра, выявлять способы постижения действительности и средства художественной выразительности, которые избирают те или иные авторы эссе, видеть оригинальность замысла писателя.
Что такое эссе?
Эссе — жанр критики, литературоведения, характеризующийся свободной трактовкой какой-либо проблемы. Автор эссе анализирует избранную проблему (литературную, эстетическую, философскую), не заботясь о систематичности изложения, аргументированности выводов, общепринятости вопроса (Словарь литературоведческих терминов.— М., 1984). Эссе — разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий, ассоциаций (Краткий словарь литературоведческих терминов.— М., 1987).
На основании словарных статей выделите основные признаки эссе 1. Обращение к значительным философским, историческим, искусствоведческим, литературным проблемам. 2. Субъективность, ярко выраженная позиция автора, порой исповедальный характер произведений. 3. Отсутствие заданной композиции, свободная форма изложения. 4. Сравнительно небольшой объем.
Из истории создания жанра Родоначальник эссе — французский философ Мишель Монтень (1533—1592). С издания его «Опытов» в 1580 году в словесной европейской культуре бытует жанр эссе.
ЛОКК (Locke) Джон (1632-1704), английский философ ФИЛДИНГ (Fielding) Генри (1707-54), английский писатель, классик
ШОУ (Shaw) Джордж Бернард (1856-1950), английский писатель. ГОЛСУОРСИ (Galsworthy) Джон (1867-1933), английский писатель.
ФРАНС (France) Анатоль (1844-1924), французский писатель РОЛЛАН (Rolland) Ромен ( 1866 – 1944 ) – французский писатель.
«Путешествие из Петербурга в Москву» «Путешествие в Арзрум»
«Выбранные места из переписки с друзьями» «Исповедь»
А.И.Герцен «Былое и думы»
РОЗАНОВ Василий Васильевич (1856-1919), русский писатель, публицист и философ. Задание : прочитайте текст В.Розанова «Возврат к Пушкину» Что дорого автору в Пушкине? Подтвердите свои ответы текстом. Докажите принадлежность произведений В. Розанова к жанру эссе, выделяя особенности, отмеченные сегодня на уроке.
Памятка для лабораторной работы Афористичность (иногда парадоксальность) речи. Наличие художественных тропов (метафора, сравнение, эпитет). Использование полемически заостренных утверждений, субъективность изложения. Эмоциональность речи. Смешение разнородных пластов лексики. Стилистические фигуры: анафора, антитеза, бессоюзие, градация, инверсия, многосоюзие, параллелизм, риторический вопрос, риторическое обращение, умолчание, эллипс, эпифора. Задание: используя памятку, найдите в данном отрывке характерные для жанра эссе особенности стиля.
Задание на дом: написать эссе «О совести», «О добродетели», «Об именах», «О предсказаниях», «О книгах», «О дружбе», «О воспитании» (Мишель Монтень); Для чего человек учится?
Высказываем свое мнение по проблеме Приходилось ли слышать иное мнение о поднятой проблеме? Если да, то изложите коротко его суть. Вероятно, вы вспомнили чье-то высказывание? Есть ли у вас свое мнение , отличное от точки зрения автора , по этой проблеме? Если вы согласны или не согласны с мнением автора, приготовьтесь это обосновать.
Собственные аргументы (2-3) Логические (чье-либо высказывание, народная мудрость, научные сведения, дальнейшее развитие авторской мысли, собственная логика…) Рассуждение от противного («представим, что…») Образные, эмоциональные (горячий протест, глубокое сопереживание, согласие, восхищение, сомнение, тактичное возражение…) Ярко изложенный пример может стать прекрасным аргументом в защиту вашего мнения. Во-первых, во-вторых, в дополнение к сказанному…, таким образом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"
Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...
Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"
Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...
Интегрированный урок русского языка и истории. Тема урока: «Русский язык - один из развитых языков мира, язык межнационального общения в Российской Федерации». 6 класс.
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний. Форма проведения: интегрированный урок....
Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»
Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...