Урок русского языка в 7 классе на тему:"Напиши мне письмо"
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме
История развития составления письма. Правильность подписания почтовых конвертов...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_pisma.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
«Лучший урок письма» в 7 классе.
Учитель Козлова Татьяна Алексеевна
I. 1. Тема: «Напиши мне письмо…»
2. Дидактическая цель: формирование новых знаний: зачем, о чем и как писать письма
3. Тип урока: урок развития речи
4. Триединые цели:1. возродить традицию русского эпистолярного жанра; 2. развивать навыки правильного написания письма; 3. развитие важных психологических характеристик личности учащихся:
* интереса к изучению русского языка
* способностей к общению, умению письменно излагать свои мысли;
* психических свойств, таких, как память, вербальная и образная, произвольное внимание, коммуникативность, ясность речи.
5. Методы (проблемный, исследовательский, тренинговый, объяснительно-иллюстративный)
6. Формы организации познавательной деятельности (фронтальная, коллективная, индивидуальная)
7. Средства работы: учебники, тетради, доска, стенд с образцами конвертов, раздаточный материал (карточки, тесты)
8. Эпиграф к уроку: «Напиши мне письмо, хоть две строчки всего, чтобы я иногда прочитать мог его» (слова из песни)
II. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята!
Не можешь – сумей,
Не знаешь – узнай,
Не бойся тропы отвесной,
Пробуй,
Ищи,
Свершай,
Достигай.
Чтоб жизнь твоя стала песней.
- Тема нашего урока «Напиши мне письмо…», на этом уроке мы узнаем: зачем, о чем и как писать письма, повторим сведения об обращении и знаках препинания при обращении, продолжим развивать орфографическую грамотность.
1
Обратите внимание на эпиграф. Прочитайте эти слова и ответьте на вопросы:
Что обозначает слово «письмо»
1 значение –
2 значение
Вывод:
- Какие современные способы передачи информации вам известны?
- Прежде чем приступить к серьезному обсуждению темы нашего урока, давайте вспомним сказочных персонажей, связанных с работой почты (Почтальон Печкин, Снеговик – почтовик, Лапландка и Финка из сказки «Снежная Королева» и т.д.)
III. Актуализация знаний учащихся.
- Одним из способов передачи информации вы назвали письмо. Зачем люди пишут письма?
- Правильно, чтобы передать какое-нибудь сообщение или, как сейчас принято говорить, информацию.
- Откуда пошел обычай писать письма?
- Верно, все началось в древности. Но не сразу люди писали письма. Письменности, как вы знаете, тогда еще не было. А как же люди передавали информацию? (дети приводят примеры)
- А сейчас дадим слово ребятам, подготовившим сообщения о некоторых способах передачи информации в древности.
1 учащийся.
Жители африканской деревни сообщали своим соседям, что у них удачно прошла охота и потому объявляется пир горой. Передать это надо быстро, пока мясо не испортилось под жарким африканским солнцем. Придумали. Застучали тамтамы (барабаны), далеко разнесся их рокот, докатился до ближайшей деревни. Там послушали, разобрались в условных сигналах, своих барабанщиков вызвали и дальше передают.
2 учащийся.
Племена индейцев «переписывались» дымом. Поднимались над холмами столбы дыма – выше, ниже, светлее, темнее.
Если столбы дыма поднимаются высоко, то необходимо собираться к ущелью, прятать детей и женщин.
Об этом способе передачи информации учащимся нашей школы рассказали в крепости Меджибож Хмельницкой области Украины, куда ребята ездили по
2
туристическим путевкам. (показывает фотографию крепости)
Следовательно, такой способ передачи информации был известен и нашим предкам – славянам.
- Ребята, какие еще древние способы передачи информации вам известны? (вязали разноцветные узелки на длинных шнурах, так называемое «узелковое» письмо; передавали букеты)
Учащийся (Так в Южной Америке индейцы для письма использовали листья разных деревьев
Учащийся (На Востоке в арабских странах существовали письма
3 учащийся.
Люди до сих пор пользуются древним изобретением – языком цветов.
В известном фильме «Вариант «Омега» капитан взял две красные и одну чайную розу. Это значило, что капитану грозит опасность.
- Скажите, какие недостатки есть у этих способов «переписки»?
- Верно, самый главный недостаток – неточность. Не всегда можно было разобраться в том, что означает тот или иной способ передачи информации.
Это просто замечательно, что люди изобрели письменность. Теперь каждый грамотный человек может написать письмо, открытку, телеграмму, SMS – сообщение. И большая армия почтальонов, операторов МТС, телеграфистов передает важные сообщения адресатам.
Учитель:
Итак, между первой весточкой в бумажном конверте и современной электронной почтой – столетия. А сегодня они рядом.
- Почему мы ждем писем от близких нам людей, родных, друзей? Мы ждем именно писем, а не звонков (варианты ответов учащихся)
- Итак, попробуем сделать вывод.
Учащийся ( Письма помогают общаться – общаться душой, они более объемны, чем, скажем, телеграмма или SMS – сообщение. )
Учитель:– К сожалению, эта удивительная, благородная, древняя форма письма сегодня вытесняется другими. Мы звоним, шлем факсы, отправляем Интернет – письма. Общаемся? Да. Но уж очень по-деловому. Давайте вместе вспомним, что такое эпистолярный жанр.
Окончательную формулировку нам представит …учащийся (Эпистолярный жанр – умение, искусство писать письма, общение через письмо….
Учитель: Сегодня забыт некогда почитаемый в России вид этого жанра, это забытая форма человеческого общения, соединяющая людей, помогающая взаимопониманию.
- Многие литературные произведения сохранили образцы этого искусства слова и сам процесс написания письма. Вспомните произведения, в которых герои пишут письма, и назовите этих героев. (Ванька Жуков, Кот Матроскин и Дядя Федор и т.д.)
3
- Какие качества личности и эмоции проявляются в письмах? (фантазия, воображение, радость, сочувствие, поддержка и т.д.)
- Характер письма может быть разным. Каким может быть письмо?
Учащийся ( деловым, официальным, дружеским, поздравительным, личным)
А задумывались ли вы над таким этическим вопросом, почему нельзя читать чужие письма.
- Верно. Чужие письма – тайна за семью замками. Попытаться заглянуть в них (независимо от того, кому они адресованы) – все равно, что залезть в чужой карман или подсмотреть в замочную скважину.
- Поднимите руки те, у кого из вас есть друзья, живущие не в нашем селе.
Значит, вам приходится общаться с помощью писем. О чем можно написать в письме другу? (школьные дела, повседневная жизнь, увлечения и занятия, события семейного значения, что вас волнует и т.д.)
Учащийся. (В письмах собеседники размышляют,спорят, ругаются, утешают друг друга, а чаще рассказывают о своей жизни)
В письмах можно поделиться мыслями о фильмах, концертах, рассказать о волнующих нас вопросах и проблемах, выразить чувства и настроение, но главное, надо помнить о том, что именно интересует моего друга. Считаю, что письмо другу должно быть образцом разговорного стиля, как будто мой друг рядом, и мы просто разговариваем с ним обо всем. Нужно писать правду, всегда интересно читать письмо, если оно написано с юмором.
- Давайте поиграем в почтальона, он потерял конверты и не знает, кому адресованы письма: другу, маме, в газету. Определите, какое именно – кому.
1. « … Ты не волнуйся, у меня все отлично. Кормят нас хорошо, у меня много новых друзей. Приеду, расскажу о ребятах из нашего отряда…»
2. «Привет! Представляешь, у нас новый учитель, прикольный такой. Я сейчас тебе напишу, как весело проходят уроки русского языка. Тебя так не хватает в классе. На твоем месте сейчас сидит Иринка…»
3. «В Калининской школе прошел интересный фестиваль, посвященный казахской культуре. Ученики младших классов устроили выставку рисунков, старшеклассники приготовили блюда казахской кухни. Мы пригласили уважаемых людей района С.З Байзульдинова, К.М. Декисова…»
- Молодцы, ребята, быстро справились!
4
- Поговорим об уважении к адресату. Что это значит? Правильно, письмо надо писать аккуратным, разборчивым почерком, без ошибок. Ведь если в 17 строчках уместилось 20 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 5 зачеркиваний и 7 исправлений, трудно поверить, что вы уважаете того, кому пишите.
- Предлагаю вам ответить на вопросы теста (раздаются листочки):
1. В правом верхнем углу письма должна быть поставлена …
2. Обращение обычно пишут где ….
3. В конце письма следует что сделать …
4. Поля оставлять можно, нужно, не обязательно (подчеркните правильное)
5. Почерк должен быть каким ….
6. Писать карандашом можно, нельзя, в исключительных случаях (подчеркните правильное)
7. Бумага должна быть какой ….
8. Чистый неизмятый конверт подписывать как …
(Итоги теста подводим на последующем уроке)
- Хочу познакомить вас со строками А.С.Пушкина, поставленными в начало одного из стихотворений:
Мой первый друг! Мой друг бесценный!
Эти стихотворение он написал своему лицейскому другу И.Пущину.
В тетрадях напишите обращение к вашему другу. (Привет, Хомячок! – Здорово, дружище! – Милая моя Анечка! – Салют, камарадос! – Привет, Вован!)
- Расскажите о знаках препинания при обращении.
Домашнее задание. Дома напишите письмо школьному другу или одному из ваших учителей.
Помните, когда будете писать, что люди писали на глиняных и деревянных дощечках, на камне, на бересте и на коже. Много сил и труда потребовалось для того, чтобы перед нами на стол лег чистый лист бумаги.
Вы будете писать письмо. Для чего? Для того чтобы кто-то читал и перечитывал то, что ты напишешь, бережно хранил дорогое письмо? Или для
5
того чтобы, запутавшись в пустой болтовне и грязных каракулях, раздраженно скомкал и бросил его в мусорное ведро? Решать тебе.
Итоги урока. Оценки.
Итак, что нового вы узнали сегодня на уроке? Что вам запомнилось?
- Спасибо вам за урок.
Муницмпальное общеобразовательноеучреждение — средняя общеобразовательная школа с. Калининское Марксовского района Саратовской области
Общешкольное мероприятие, посвященное творчеству И.А. Крылова
Подготовила и провела 21.10.11 учитель русского языка и литературы Козлова Т.А.
2011-2012 уч. год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урок русского языка (8 класс) по теме "Обособленные определения и приложения"
Урок для 8 класса готовит учащихся к ГИА и ЕГЭ по русскому языку: содержит работу с текстом, тестовые задания. В содержании урока ярко выражена воспитательная функция: ребята знакомятся с творчеством ...
Презентация к уроку русского языка (6 класс) по теме "Имя существительное как часть речи"
Презентация разработана в полном соответствии с конспектом урока по данной теме, опубликованным чуть ранее....
разработка урока русского языка 8 класс по теме "Односоставные предложения"
Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения» Цель урока: Проверить знания теоретического материала по теме.Развивать умение использовать односоставные предложения в связной речи.Воспитыват...
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только человек м...
Презентация к уроку русского языка 5 класс по теме "Орфограммы в разных частях слова"
Презентация к уроку русского языка пр теме "Орфограммы в разных частях слова" 5 класс.Урок проводила после повторения за курс начальной школы в 5 клаасе....
Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»
Работа по подготовке к ЕГЭ и отрабатка заданий , связанных с синтаксисом. Наша цель – контроль усвоенных знаний по теме «Словосочетание»....
Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»
Работа по подготовке к ЕГЭ и отработка заданий , связанных с синтаксисом. Цель – контроль усвоенных знаний по теме «Словосочетание»....