Чудесный гибрид
презентация к уроку по русскому языку (7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Конспект урока в 6 классе на тему: "Чудесный гибрид"
(по программе М.М.Разумовской)
Подготовила учитель МУ СОШ № 14 г. Иваново Князева Е.А.
Ход урока.
I. Организационный момент.(3 мин.)
II.Объявление темы урока. (5 мин.)
III.Объяснение нового материала.( 15 мин.)
IV.Тренировочные упражнения.( 15 мин.)
V.Подведение итогов.( 5 мин.)
VI.Домашнее задание. ( 2 мин.)
Конспект урока.
Номер слайда | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку. | Готовятся к уроку. Приветствуют учителя. | |
Слайд 1 | - Сегодня на уроке мы познакомимся со словами, которые нельзя отнести ни к одной из известных нам частей речи. Объявляет тему урока. | Записывают тему урока в тетрадь. |
Просит объяснить значение слова "гибрид". - А вот причём тут гибрид, мы узнаем, послушав лингвистическую сказку. | Объясняют значение слова "гибрид". Вспоминают значение слова "лингвистический". | |
Слайд 2 | - Старый учёный-языковед служил в морфологическом саду. Он выращивал не фрукты, не ягоды, а звуки, морфемы, части речи и члены предложения и вывел уже несколько новых сортов. - Может быть, к стволу глагола привить почку прилагательного? – размышлял как-то учёный-садовник. – Только будет ли толк, они так далеки друг от друга? | Слушают сказку. |
Слайд 3 | - Но сказано - сделано. Через несколько лет выросли диковинные плоды: не глаголы, не прилагательные, а особые слова, у которых были признаки «папы» – глагола и «мамы» – прилагательного. | Слушают сказку. |
Слайд 4 | - Учёный-садовник назвал получившийся гибрид причастием. С тех пор учёные-лингвисты спорят о том, что такое причастие. Одни утверждают, что причастие – ещё одна самостоятельная часть речи, другие рассматривают причастие как особую неспрягаемую форму глагола. | Слушают. |
- Попробуйте сформулировать определение причастия. | Размышляют, высказывают свои предположения о том, что такое причастие. | |
Слайд 5 | - Проверим наши предположения. Демонстрирует слайд. | Читают определение причастия. |
Записывают определение в тетрадь-справочник. | ||
Слайд 6 | - Глагол обозначает действие, прилагательное – признак предмета. Что же обозначает причастие? | Размышляют, высказывают предположения. |
Дополняют запись определения причастия. | ||
Слайд 7 | - В.И.Даль в своём «Толковом словаре живого великорусского языка» написал о причастии: «Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного» Объясните, как вы понимаете слова В.И. Даля. | Записывают слова В.И.Даля в тетрадь. |
Организует размышления учеников над поставленным вопросом. | Размышляют, высказывают свою точку зрения. | |
Слайд 8 | Демонстрирует слайд | |
- Какое из выделенных слов «причастно глаголу»? | Размышляют, высказывают свою точку зрения. | |
Слайд 9 | - Проверим свои предположения. Демонстрирует слайд. | Осмысливают полученную информацию, сравнивают со своими выводами. |
- Какой вывод мы можем сделать? | - Причастие можно заменить глаголом, а прилагательное нельзя. | |
Слайд 10 | Знакомит учащихся с 1-ой подсказкой: Причастие можно заменить сочетанием «который + глагол» | Записывают подсказку в тетрадь-справочник. |
Дает задания на применение подсказки. | Выполняют задания. | |
Слайд 11 | Знакомит учащихся со 2-ой подсказкой – суффиксами причастий. | Записывают суффиксы причастий в тетрадь-справочник. |
Слайд 12 | Предлагает упражнение по применению знаний на практике: Из приведённых ниже словосочетаний выпишите только те, в состав которых входят причастия. | Выполняют упражнение по применению полученных знаний |
Слайд 13 | Демонстрирует слайд с правильно выполненным заданием. | Проверяют и оценивают свою работу. |
Слайд 14 | Демонстрирует следующий слайд, содержащий строчки Вс.Рождественского: Фанфарой утра петушиный крик Ворвался в уши, тронул мне ресницы. А солнца пламенеющий язык Уже лизнул окно и половицы.
| |
Задает вопросы, направленные на выяснение восприятия художественного текста, анализ использованных художественных средств: - Мысленно представьте себе слуховые и зрительные образы, которые созданы в этом четверостишии. - Укажите художественные средства выразительности речи в этих строках. | Отвечают на поставленные учителем вопросы. | |
Предлагает задание на умение находить причастие в тексте, отличать его от прилагательного. | Выполняют задания в тетради. | |
Слайд 15 | Организует обобщение знаний, предлагает сделать выводы. | Повторяют определение причастия, рассказывают, как отличить причастие от прилагательного. |
Сообщает о домашнем задании: выучить записи в тетради-справочнике | Записывают задание в дневник. | |
Благодарит учащихся за работу, объявляет об окончании урока. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Чудесный мир воды.
Конспект урока - конференции "Чудесный мир воды" для 5 класса....
Влияние фиторегуляторов роста растений на продуктивность гибридов сахарной свеклы
Влияние фиторегуляторов роста растений на продуктивность гибридов сахарной свекл...
Сорта и гибриды томатов , предназначенные для выращивания в теплице
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------...
"Пчелоопыляемые сорта огурцов и гибриды"
В презентации рассмотрены сорта и гибриды пчелоопыляемых огурцов и их основные качества...
Презентация по теме: "Гибриды животных"
Данная презентация может быть использована на уроках биологии в 9 классе или в старшей школе. Презентация содержит примеры животных, которые являются примерами межвидовых гибридов....
презентация "Гибриды растений"
данная презентация содержит материал о гибридах растений...
«Баклажан. Сорта и гибриды, и их характеристика».
Цель: сформировать представления у обучающихся о сортах и гибридах баклажанов, и выявить их характеристику....