Творческая мастерская "Виды работ с текстом" (подготовка к ГИА 9 класса)
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме

Рахматуллина Вера Евгеньевна

обобщение изученного материала по теме «Виды работы с текстом» и  закрепление данного навыка на практике; развитие творческих способностей, умений самостоятельно мыслить, излагать свою точку зрения, аргументировать собственный ответ; воспитание ответственного отношения к процессу обучения и подготовке к ГИА на текстах, затрагивающих чувство патриотизма, любви к «малой родине».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.tvor_._masterskaya._gia_9kl..doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 9классе (подготовка к ГИА).

Творческая мастерская.

Тема: «Виды работы с текстом»

Цели урока:

1. Образовательные: обобщение изученного материала по теме «Виды работы с текстом» и  закрепление данного навыка на практике;

2. Развивающие: развитие творческих способностей, умений самостоятельно мыслить, излагать свою точку зрения, аргументировать собственный ответ;

3. Воспитательные: воспитание ответственного отношения к процессу обучения и подготовке к ГИА на текстах, затрагивающих чувство патриотизма, любви к «малой родине».

Ход урока.

1.Индукция  (10 мин.)                                             (Слайд № 2)

-Ребята, сегодня мы проведём с вами необычный урок русского языка.

Это творческая мастерская.

А тему и цель нашего урока попробуем определить сами. Для этого нам нужно посмотреть на экран и выполнить задание.

«Лингвистический кроссворд»                                      (Слайд № 3)

-Итак, ребята, у нас получились ключевые слова , зачитайте их.

                                                                                     (Слайд № 4)

-компрессия        

-расшифровка

-сочинение

-тесты

-контроль

-Все эти слова объединяет одно короткое слово. Какое?

        (текст)

-В какую категорию лингвистических понятий мы можем отнести данные слова?

                                                              (виды работы с текстом)

-Таким образом, тема нашей творческой мастерской «Виды работы с текстом»

                                                                                          ( слайд № 5)

-А эпиграфом к нашему уроку послужат эти строки.  

                                                                                          (слайд № 6)

-Кто сможет объяснить, почему именно этот эпиграф я выбрала для нашего урока?

 (все тексты урока будут посвящены нашей «малой родине» - Владимирской земле)

-Попробуем сформулировать цель нашего урока.

(-уметь применять на практике различные виды работы с текстом;

 -развивать творческую активность;

 -вести подготовку к ГИА;

-воспитание чувств патриотизма, любви к «малой родине»)

                                                                                             (Слайд № 7)

Установка

Я надеюсь, что мы успешно сегодня поработаем все. Прислушайтесь к себе, доверьтесь своим чувствам и мыслям.

 И у нас всё получится, мы всё сможем!

На своих листах запишите число и тему урока.

2.Самоконструкция   (5 мин.)

                          (Слайд № 8)

В течение 5 минут запишите всё, что вы знаете  о таких видах работы с текстом, как «расшифровка» и «компрессия».

- Как вы думаете, почему мы остановились на этих видах работы с текстом? (входят в ГИА, тесно связаны между собой)

3.Социоконструкция  (10 мин.)

                          (Слайд № 9)

А теперь поработай те в парах. Поменяйтесь листочками, посмотрите, что получилось. Подумайте вместе  над заданием и  в оценочных картах составьте кластеры:

Пары 1ряда – кластер «расшифровки» текста

Пары 2ряда – кластер «компрессии» текста

4.Социализация   (15 мин.)  

                          (Слайд № 10)

Объединитесь в группы и поделитесь полученными результатами (исправьте, дополните, уточните);

Примените на практике работу с текстом по кластеру

1группа –  «расшифровка» текста

2 группа - компрессия текста

(выбрать в группах консультантов)

5.Афиширование     (5мин.)

                          (Слайды № 11, 12)

(на доске вывешивается кластер и озвучивается (читается) полученный текст)

6. Разрыв     (10 мин.)

                          (Слайд № 13)

-Ребята, а как сказать по – иному, чем мы сейчас с вами занимались?

-Можно сказать, что мы строили текст?

-А какое есть профессиональное слово, синонимичное слову «строить»?

Строить дом

Строить текст  (выполнять работу, т.е. проводить монтаж)

-«Компрессия» и «расшифровка»  связана с «монтажом» текста?

-Что же такое «монтаж» текста? Давайте обратимся к источнику.

На экране (Из задачника – практикума  Г. Граника «Учимся понимать текст»  Из-во «Образование» 2006год                                    

«Монтаж» текста – это вид работы, при котором предложения или отдельные части выстраиваются в текст, подчиняясь основному замыслу автора»

Давайте попробуем составить кластер «монтажа» текста:    

                                                                                                     (Слайд № 14)      

  1. определение смысловой нагрузки предложений и отдельных частей
  2. распределение предложений в определённой последовательности
  3. «сбор» текста, т.е. одно предложение должно «цепляться» за другое
  4. проверка смысловой взаимосвязи предложений в тексте

7.Социализация   (10 мин.)           (Слайд № 15)      

                                                                                                                                                             

 

-А теперь закрепим полученные знания по «монтажу» текста на практике.

Конкурс  «Мозаика»

Задание:

Каждой группе из «россыпи» своих предложений  выполнить «монтаж» своего текста

8.Афиширование  (5 мин)        (Слайды № 16, 17)      

-зачитать текст

9. Рефлексия  (10 мин)        (Слайд № 18)      

(На каждую группу  выдаётся оценочная карта – рефлексия)

- Оцените свою работу  по пятибалльной системе

- Что бы вы пожелали сами себе в дальнейшем?

( Итоговый слайд № 19)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с текстом (подготовка к ЕГЭ и ГИА)

Данная работа поможет в подготовке к ЕГЭ и ГИА, а также систематезации ЗУНов учащихся 9-11 классов....

Работа с текстом. Подготовка к сочинению на лингвистическую тему.

Предложен текст, цитата А. А. Реформатского о местоименных словах. Подобран теоретический материал, изучив который учащиеся 9 класса смогут написать сочинение....

Коммуникативный аспект культуры речи. Работа с текстом. Подготовка к блоку С ЕГЭ

Ознакомить учащихся на уроке с  содержанием текста В. М. Пескова, сформировать умение работать с текстом для выполнения части  С  ЕГЭ;  развить логическое и творческое мышлени...

11 класс Технологическая карта урока "Работа с текстом.Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ"

Данный материал поможет педагогу провести занятие по отработке навыков подготовки обучающихся 10-11 классов к экзамену по русскому языку в формате ЕГЭ....

Учебная программа элективных курсов для учащихся 8 класса «Теория и практика работы с текстом. Подготовка к ОГЭ»

В соответствии с ФГОС основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность. Особое место в образовательной пр...

Открытый урок по русскому языку в 9 классе "Работа с текстом (Подготовка к ОГЭ)"

Открытый урок в 9 классе .       Тема:     Работа с текстом.    (Подготовка к ОГЭ)Цели урока:ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: обучение работе с текстом: умение в...

Технологическая карта урока. «Работа с текстом. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту»

Цели урока:Образовательная:подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту и в ходе комплексного анализа текста повторить и обобщить теоретические знания по созданию текста-...