Орфоэпический практикум
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Васильева Мария Леонидовна

 Практикум содержит основныеПр

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchebnoe_posobie.doc1009.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя школа № 8 с углублённым изучением отдельных предметов»

                 

Разработан учителем русского языка и литературы

второй квалификационной категории

Васильевой Марией Леонидовной


Уважаемые коллеги!



Предлагаю вашему вниманию орфоэпический



практикум.



Он содержит основные теоретические сведения и



     учебные задания по темам: произношение безударных                     гласных после твердых и мягких согласных, произношение глухих и звонких, твердых и мягких согласных звуков, особенности произношения иноязычных слов в русском языке, произношение отдельных грамматических форм.



Упражнения предлагаются различной степени трудности, что дает возможность использовать их в разных классах с учетом уровня подготовленности.



Практикум содержит  памятки, которые можно распечатать и раздать каждому.



Данные теоретические сведения и практические упражнения помогут вам в подготовке уроков по изучению фонетики – одного из сложных разделов русского языка. Надеюсь, что данное пособие будет полезно не только филологам, но и учителям начальных классов, т.к. именно в курсе начальной школы закладываются основы грамотности, а фонематический принцип орфографии является одним из основных в русском языке. Учебное пособие может быть использовано учащимися при самостоятельном повторении и изучении фонетики и орфоэпии.





Творческих вам успехов!

































ПРОИЗНОШЕНИЕ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ







В современном русском литературном языке 6 гласных звуков:



    [ а, о, э, и, ы, у]. В сильной позиции, т. е. под ударением, гласные   произносятся более отчетливо и характеризуются напряженной        артикуляцией. В слабой позиции, т. е. в безударном положении,



           гласные отличаются краткостью и меньшей четкостью.



Произношение безударных гласных определяется их местоположением по отношению к ударному слогу: 1-й предударный, 2-й предударный, 3-й заударный слоги.



Безударные [и, ы, у] произносятся более кратко и ослабленно по сравнению с ударными, однако их качество не изменяется:



 былины        



[былины]



Гласные [о, а, э] в безударном положении подвергаются редукции, изменяются не только количественно, но и качественно.





1.ПРОИЗНОШЕНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ ПОСЛЕ ТВЕРДЫХ СОГЛАСНЫХ



В 1-м предударном слоге после твердых согласных на месте букв О и А произносится звук [ ^], отличающийся от ударного [а] большей краткостью: вода [в^да ], пароль [п^рол ], алмаз [ ^лмас], огонь [ ^гон], алыча [ ^лыча],оборот [ ^б^рот].



Во всех остальных позициях и других предударных и во всех заударных слогах произносится редуцированный среднего ряда [ ъ], ещё более краткий  звук, с меньшей продолжительностью артикуляции:



водовоз [ въд^вос], под водой [ пъд-в^дой], тропинка [ тр^пинкъ].





УПРАЖНЕНИЯ



1.Затранскрибируйте. Как произносится О в абсолютном начале слова? Проверьте, если возможно, написание О в словах.



Обвал, обоз, обдать, ожог, облом, обрез, обрыв, оброк, овес, ольха, омар, отвар, отлов, омлет, орать, осмотр, острог, отбой, отпор, отец, окоп, обочина, орел, один, остыть, отлив, отказ, отара, отсек, отрез, обгон, обзор,  откос, обман, обнять, объект, облава, оборка, обновка.



    Обида, обычай, обделка, обивка, обкатка, облезлый, обмерка,        обмотка, обойма, оборвыш, обрезки, очистки, овчина, окрошка,        овальный, овсянка, огласка, ограда, однажды, окраска, окрепнуть,           округлый, оливка, опара, опора, оправа, освоить, осина, осока,              охрана, отсюда, оплата, осада, отрава.





2. Затранскрибируйте. Сравните произношение



гласного О под ударением и в 1-м предударном слоге.



Вол - волы, пол - полы, мост - мосты, сор - сорить, слом - сломать,



звон-звонок, добрый - добро, крот - кроты, ноги - ножной,



твой - твоя,  свод -сводить, гордый - горда, грозный - грозить,



стол-столы, кровь – в крови, море- моря, войны - война,



 бросит - бросать.



Плохо – плохой, больно – больной, молит – молить, улов – ловить, зонт – зонты, точит – точить, корм – кормить, слово – слова, совы – сова, кройка – кроить, злой – злодей, укол – уколоть, тропка – тропа, порка – пороть, подкова – ковать, лось – лосенок, морж – моржиха, просит – просить.





3. В приведенных парах слов сравните произношение безударных гласных О и А. С данными словами составьте словосочетания или предложения.



Компания – кампания, умолять – умалять, сровнять – сравнять, наколите – накалите, отворить – отварить, старожил- сторожил, закалите – заколите, заплотить – заплатить.





4. Затранскрибируйте слова. Объясните произношение О в абсолютном начале слова  и 1-м предударном слоге. С подчеркнутыми словами составьте словосочетания.



Оборот, обводной, обгореть, обглодать, обколоть, обломок, обморозить, обмолоть, обгореть, ободок, ободрать, обозвать, оборона, обормот, обровнять, обронить, обходной, обточить, обмотать, ободрить, обобщать, обложной, отволочь, отмокать, обождать.









5. Затранскрибируйте, следя за произношением О в предударных



слогах. Объясните значение подчеркнутых слов.



Борода, бормотать, водопой, водород, волосок, волокно, воробей, ворожить, вороной, гонорар, говорун, голодать, голова, городской, гороскоп, горьковатый, господа, доводить, договор, догонять, доктора, домострой, допросить, клокотать, поколдовать, колобок,                                                                      



композитор, контролер, коротковатый, космонавт,



косолапый, крохобор, локомотив, молодой, молоток, монолог, ноготок, носовой, поворот, подобострастный.





Подковать, поколотить, покорить, полковой, подоплёка, полноводный, полноправный, полнота, полотно, потолок, помолчать, пополнять, поросенок, поролон, посмотреть, потонуть, похлопать, проворонить, провожатый,







проголосовать,  прогрохотать, продолговатый, прозорливый, проколоть, прокормить, прогорать, протопить, проломить.



Промотать, пропороть,  пропотеть, протокол, прохлопотать, прототип, сковорода, скоростной, соловьёнок, скороход, сотворить, прополоскать, тонкоголосый, прогонять, торопить, фронтовой, хвостовой, хлопотать, породить, холостой, холодок, хоровод, хохотать.







6. Затранскрибируйте, обращая внимание на произношение О в заударных слогах.



Волос, голод, долго, донор, лотос, мамонт, масло, мрамор, много, модно, мокро, поздно, полночь, полость, порох, рапорт, ровно, свёрток, сколько, сладость, сложно, соло, сорок, ворох, способ, табор, толком, топот, тормоз.



Выпороть, грамотно, заговор, загородный, заново, запросто, золото, колокол, корочкой, лакомство, надобно, новость, подавно, поротый, проволока, паводок, форточкой, хлопотно, холодно, дорого, городом, солоно, обморок, образно.





7. Затранскрибируйте, обращая внимание на произношение безударных А. Объясните значение подчёркнутых слов.



Баклажан, балаган, барабан, балагур, балахон, баранина, башмачок, гражданин, забастовка, заказной, зазнайка, запанибрата, запасной, каланча, каламбур.



Канарейка, каравай, караул, каталог, катакомбы, магазин, макароны, мандарин, маргарин, паралич, сарафан, таракан, фанфарон.





8.Сравните произношение О в различных позициях.



Вода – воды – водяной, дом – дома – домовой, мой – моя – моему, волны – волна – волнорез, мост – мосты – мостовая, слово – слова – словари, молот – молотит – молотить, нос – носы – носоглотка, грозы – гроза – грозовой,  сон – сонливый – сновидение.





9. Сравните произношение А в различных позициях.



Сад – сажать – садовод, травка – трава – травостой, грамота – грамотей, пар – пары – паровой, прав – права – правота.



10.Какие звуки обозначают гласные в предлогах?



От силы, обо мне, о дорогом, за нами, до города, со мной, по дому, о сове, во рву, до самолёта, ко всем, на полу, о нём, ото всех, от мороза, около дома, под подошвой.





10. Затранскрибируйте. Объясните произношение безударных гласных после твёрдых согласных. Раскройте смысл приведённых пословиц и поговорок.



Видом сокол, голосом ворона.



Ума палата, а спина горбата.



Хороша кашка, да мала чашка.



Из-за куста и ворона остра.



Огонь маслом не тушат.



Ровно шла, а в ров зашла.



Обмолвка не обида.



Два брата с Арбата, да оба горбаты.



Куда один барин, туда и всё стадо.



Лучший способ обороны – самому напасть.





2.ПРОИЗНОШЕНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ



В безударных слогах гласные [ а] и [э ]  подвергаются качественным и количественным изменениям. В 1-м предударном слоге они произносятся как [и э] – звук, средний между гласными [и ] и [ э]: дела [д иэла ], ряды



иэды ]. Во 2-м, 3-м и других предударных и заударных слогах произносится редуцированный переднего ряда [ ь]: деловой [ дьл^вой], рядовой [ рьдвой].



После мягких шипящих [ ч, ш] в 1-м предударном слоге также произносится [иэ] , в остальных безударных слогах - [ь]: час [час] – часы [чиэсы] – часовой [ чьсвой].



В безударных окончаниях на месте буквы Я после мягких согласных вместо редуцированного гласного переднего ряда [ь] возможно произношение   редуцированного среднего ряда: море - [морь ], у моря - [ у-моръ].



Этот звук может произносится и в глагольных формах: занят - [ занът], готовясь - [гтовъс ].







УПРАЖНЕНИЯ



1.Сравните произношение данных слов. Составьте с ними словосочетания или предложения.



Запевать – запивать, освящать – освещать, разрядить – разредить, поседеть – посидеть, спешите – спишите, мила – мела, увидать – увядать.





2. Затранскрибируйте, обращая внимание  на произношение Е в предударных слогах. С подчёркнутыми словами составьте словосочетания.



Беглец, берлога, всегда, бегемот, ветчина, древесина, вернисаж, лебеда, лепесток, непременный, серенада, деликатный, верещать, пелена, пепелище, репетитор, семенить, телефон, теребить.





3. Затранскрибируйте, следя за произношением Е в заударных слогах. Объясните значение подчеркнутых слов.



Наготове, поле, четыре, вместе, печень, плесневеть, пепел, дерево, селезень, мелет, младенец, деверь, посередине.





4.Сравните произношение Е в различных позициях.



Лес – леса – лесоруб, десять – десятый – десятина, дети – детишки – детвора, бег – убежать – беговой, зелень – зелёный – озеленить.



Место – места, петь – певица, поле – полевой, крепкий – укрепить, смена – сменить, вылет – вылетать, горе – горевать, гневный – гневить.





5.Затранскрибируйте.  Как произносится Я в предударных слогах?



Смягчать, мякина, мясистый, мятеж, пята, пятерка, рябиновый, вязанка, гряда, посвящать, избяной, костяника, земляника, лягнуть.





6. Сравните произношение Я в различных позициях.



Грязь – грязнуля – грязевой, князь – княгиня, пять – пятак – пятачок. Пляска – плясать – плясовая.





7.Затранскрибируйте слова, обращая внимание на правильное произношение гласных после мягких шипящих в 1-м предударном слоге.



Чабан, чаинка, чалма, часок, частица, щавель, щадить, щеколда, щенок, щетина.





8. Затранскрибируйте слова, обращая внимание на правильное произношение гласных после мягких шипящих в предударных слогах.



Человек, чечевица, чемодан, чемпион, чепуха, черепаха, черновик, щебетать, чебурек.





9.В приведенных устойчивых оборотах объясните произношение гласных после мягких согласных.



Плечом к плечу, перегибать палку, семи пядей во лбу, звезда первой величины, исчезать из памяти, бередить рану (душу).





10.Затранскрибируйте слова. Объясните произношение гласных после мягких согласных. Раскройте смысл пословиц и поговорок.



К недоброму человеку и голубь не летит.



Осень – перемен восемь.



Всяк велик на своем месте.



Легко очернить – нелегко обелить.



Дело идет, как мастер поведет.



Лес рубят – щепки летят.



Ленивому всегда праздник.



Без песен мир тесен.







3.ПРОИЗНОШЕНИЕ ЙОТИРОВАННЫХ ГЛАСНЫХ





Йотированные гласные обозначают сочетание звука [j] и гласного звука в следующих позициях:



  1. В начале слова: яма [j‘амъ], ель [j‘эл], ёж [j‘ош], юг [j‘ук].


  1. После гласных: маяк [м^j‘ак], поел [пᏙj‘эл], моё [мᏙj‘о].


  1. После разделительных ъ и ь: пьян [п‘jан], пьеса [п‘jэсъ], объем [бjом].


Сочетание двух звуков [jи] обозначает букву И в положении после разделительного ь: воробьи [вьрб‘jи], лисьи [лис‘jи].



В названных позициях на месте букв Е и Я в 1-м предударном слоге  произносится сочетание звуков [¡иэ]: еловый  [¡иэ ловыi], маяки [мъ¡иэки].



Во  втором, третьем других предударных и заударных слогах произносится сочетание [¡] и редуцированного переднего ряда [ ь]: единица [¡ьдинцъ]





УПРАЖНЕНИЯ



1.В каких позициях буквы Е и Я обозначают сочетание двух звуков?



Сёмка – съёмка, полёт – польёт, сел – съел, дядя – дядья, семи – семьи, салют – сольют, Коля – колья, дарю – Дарью, солю – солью, обеденный – объеденный, полю – полью.





2. В данных словах сравните произношение Я в различных позициях.



Австрия – австрияки, баян – баянист, ярлык – ярлычок, якорь – якоря, маяк – маяки.





3.Затранскрибируйте.



Объявление, появление, яичница, японская, январский, янтарный, якутский.





4.В данных именах собственных объясните произношение йотированных гласных.



Ярослав, Эмилия, Юлия, Евгения, Егор, Емельян, Яким, Якуб, Ямайка, Ефрем, Евтушенко, Египет, Евдокия, Елизар, Аглая, Ямал, Лилия.





5.Затранскрибируйте. Объясните смысл пословиц и поговорок.



Злой язык – злое оружие.



Змея погибает, а яд испускает.



Едет Емеля, а ждать его неделю.



4.ПРОИЗНОШЕНИЕ ГЛАСНЫХ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц





После всегда твердых согласных [ж, ш, ц ] под ударением  и в безударном положении  [ и] произносится как [ы ]: жить [жыт ], ширина [ шырина], лыжи [ лыжы], цирк [ цырк].



В 1-м предударном слоге на месте буквы А в большинстве случаев произносится [ ]: жасмин [жсмин ], однако в отдельных случаях предпочтительнее традиционное произношение [ыэ ] – звука, среднего между [ы] и [э]: лошадей [лъшыэдэ¡].



Этот же звук произносится в 1-м предударном слоге после согласных [ж, ш, ц]



на месте буквы Е: шептать  [шыэптат ], желток [жыэ лток], цена [цыэ на].



Во втором и других предударных и заударных слогах произносится редуцированный [ъ]: шалаша [шълша], целовать [цълват], зеркальце [зэркълцъ ].

























УПРАЖНЕНИЯ





  1. Затранскрибируйте слова, обращая внимание на правильное произношение И после твёрдых шипящих. Объясните значение подчёркнутых слов.


Живой, живописец, животрепещущий, живьём, жижа, жизнь, жирный, жираф, зажим, тиражировать, протежировать, дорожить, завьюжить, служить, шантажировать.





2.Затранскрибируйте, следя за произношением гласных  в заударных слогах.



Даже, также, тоже, краше, лучше, раньше, меньше, деревце, сердце, платьице, коленце, полотенце, оконце, пшеница, ящерица.





3.Как произносятся гласные после шипящих? Объясните значение данных фразеологизмов.



Сжигать свои корабли, желтая пресса, жить чужим умом, чужими руками жар загребать, красная цена, мыши на сердце скребут.





5.ПРОИЗНОШЕНИЕ СОЧЕТАНИЙ ГЛАСНЫХ В БЕЗУДАРНЫХ СЛОГАХ



В русском языке сочетания гласных чаще всего встречаются на стыке морфем или на стыке служебного и знаменательного слов. При стечении гласных АА, АО, ОО первый гласный произносится как [] не только в первом предударном, но и в других предударных слогах, поэтому названные сочетания рекомендуется произносить как [ᏙᏙ], не допуская стяжения: на асфальте [н- сфалть], зоопарк [з парк], за островами [з-стрвами]. На месте сочетаний ЕИ во всех предударных слогах произносится [ьи]: неисполнимо [ньисп^лнимъ].





УПРАЖНЕНИЯ



1.Затранскрибируйте. Объясните произношение сочетаний согласных.



Киноактер, фотоальбом, зааплодировать, заарканить, черноокий, сообщник, соорудить, пообедать, баобаб, Гаага, книгообмен, кругооборот, коала, заалеть.



6. ПРОИЗНОШЕНИЕ Е/Ё (О) ПОД УДАРЕНИЕМ





В русском языке буква Ё употребляется в ударном слоге, обозначая звук О после мягких согласных. Поскольку на письме Ё обычно заменяется буквой Е, произношение звука [ э] или [о] на месте буквы Е может вызвать затруднения. Разграничение следует проводить в словарном порядке.







УПРАЖНЕНИЯ



1.Сравните произношение однокоренных слов.



Стегать – стеганый, перст – наперсток, вести – вел, грезить – грезы, слеза – слезный, зернистый – зернышко, шептать – шепот, реветь – рева, желтый – желтоватый, лед – ледниковый.





7.ПРОИЗНОШЕНИЕ ГЛАСНЫХ Э И Е



Ударный гласный звук [э] на письме обозначается буквами Э и Е.



Буква Э обозначает открытый звук [э] в следующих позициях:



-в начале слова под ударением ( эти, эхо, эй, эра);



-в названиях русских букв [бэ], [вэ], [эм] и т.д.;



-после твердых шипящих (цель [цэл] );



-в иноязычных словах: (каратэ, мэр).



В предударных слогах и в начале  русифицированных слов иноязычного происхождения произносится несколько редуцированный звук, средний между  [ы] и [ъ]: экран [ыъкран], этаж [ыъташ].





УПРАЖНЕНИЯ



1.Затранскрибируйте слова, обращая внимание  на произношение  Э в предударных слогах.



Экзамен, экология, эклер, экран, эпизод, эвкалипт, экипаж.







ПРОИЗНОШЕНИЕ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ





Звонкие и глухие согласные различаются в следующих позициях:



-перед гласными: бар – пар, вон – фон, год – код;



-перед сонорными: злить -слить, дрова – трава, бьет – пьет;



-перед [в] и [ в]: дверь – Тверь, двое – твой, сват – звать.





УПРАЖНЕНИЯ



1.Сравните произношение звонких и глухих согласных перед гласными.



Был – пыл, гол-кол, быль – пыль, зять – сядь, бочка – почка, дочка – точка, доля – Толя, душит – тушит.





2.Сравните произношение звонких и глухих согласных перед сонорными.



Обрыв – отрыв, злой – слой, грот – крот, гнут – кнут, зверь – сверь, драп – трап.





3.Сравните произношение звонких и глухих согласных перед В.



Дворец –творец, звать сват, дворник – затворник.









1.ОГЛУШЕНИЕ И ОЗВОНЧЕНИЕ СОГЛАСНЫХ



       Различение звонких и глухих согласных происходит только в сильной позиции по глухости – звонкости перед гласными, перед сонорными и шумными звонкими [ в] и [в ].



Позиционные изменения звонких и глухих согласных наблюдаются в слабой позиции по глухости-звонкости: в конце слова и в положении перед глухими шумными  и звонкими шумными согласными. В этих позициях глухость и звонкость не различаются, нейтрализуются. На конце слова и перед глухими шумными парные звонкие оглушаются: сад [ сат], обшивка [^пшыфкъ ].



В положении перед звонкими согласными (кроме В и сонорных согласных) парные глухие согласные озвончаются: сдать [здат], рюкзак [ругзак].



УПРАЖНЕНИЯ





1.От данных существительных образуйте форму единственного числа.



Как произносятся конечные согласные?



Небоскребы, фланги, логопеды, саквояжи, круизы, прогнозы, экипажи, филологи, прогнозы.





2.Отметьте сильные и слабые позиции по глухости – звонкости.



Званый обед, зрелый виноград, военный парад, ударный слог, снежный покров, змеиный яд, унять дрожь, родной  кров, затяжной дождь.





3.Затранскрибируйте, обращая внимание на оглушение парных звонких согласных перед глухими.



Лавка, веревка, коробка, автобус, ошибка, рыбка, обивка, голубка, трубка, подливка, уловка, обновка, редька, разведка, развязка, обложка, варежка, бедняжка, бумажка, подружка.





4.Разграничьте значения данных слов. Объясните их произношение и правописание. Составьте словосочетания с данными парами слов.



Род – рот, код – кот, пруд – прут, луг – лук, стог – сток, съезд – съест, молод – молот, гриб – грипп, серб – серп.





5.От данных существительных образуйте форму множественного числа.



Погребок, ястребок, грибок, колобок, полушубок, поплавок, рядок, флажок, дружок, прыжок, огрызок.





6. Затранскрибируйте. Как произносятся глухие согласные в положении перед звонкими?



Косьба, просьба, рюкзак, вокзал, сдобный, отгиб.





7.Объясните произношение согласных в предлогах.



Привезти с дачи, сбросить с горы, приехать из Прибалтики, сказать в шутку, шар из красного стекла, вдали от дома, находиться близ села, проститься без слез, пойти в кино, село под Киевом, уехать из страны.





2.ПРОИЗНОШЕНИЕ ТВЕРДЫХ И МЯГКИХ СОГЛАСНЫХ





Твердые и мягкие согласные различаются в следующих позициях:



-на конце слова: кон – конь, стан-стань, мол – моль;



-в середине слова: горка – горько, Сергей – серьги, банка – банька;



-[л ] и [л ] различаются перед всеми согласными: волна – вольна, молчи – мальчик.



Перед гласными [а, о, у] мягкость согласных обозначается при помощи йотированных букв Я, Ю, Е, Ё. Перед гласными переднего ряда [и, э ] согласные ( кроме твердых шипящих) произносятся всегда мягко: мел [мэл], сила [силъ].



Мягкость согласных обозначается также при помощи буквы ь. Исключение  составляет указание на грамматическую форму: не плачь (глагол в повелительном наклонении, детский плач), черная тушь (существительное женского рода, играть туш), испечь (инфинитив), наотмашь (наречие), слышишь (глагол 2 лица, ед. числа).



УПРАЖНЕНИЯ



1.В данных парах слов сравните произношение твердых и мягких согласных.



Рад – ряд, ров – рев, мал – мял, лук – люк, быт – бит, вал – вял, Таня – тянет, мал эмаль, плед – плеть, балет – болеть.





3.СМЯГЧЕНИЕ СОГЛАСНЫХ ПЕРЕД МЯГКИМИ СОГЛАСНЫМИ



В русском языке твердые согласные могут смягчаться под воздействием последующего мягкого согласного. Такая мягкость не отражается на письме. Более полно смягчение проводится внутри корня и суффикса.



УПРАЖНЕНИЯ



1.Сравните произношение приведенных пар слов.



Шест – шесть, мост – мостик, косточка – кость, ослы – ослик, езда – ездить, бант – бантик, чистый – чистить.





4.ПРОИЗНОШЕНИЕ ТВЕРДЫХ СОГЛАСНЫХ ПЕРЕД Э, И



В русском языке на стыке предлога на согласный и знаменательного слова, начинающегося с открытого гласного Э, конечный согласный предлога произносится всегда твердо: к этому [к-этъму], с этим [с-этим].



После предлогов на согласный перед словами на И произносится как [ ы]: с Ирой [с-ыръ¡ ], от иглы [т-ыглы]. В потоке речи И может произноситься как [ ы] после самостоятельных слов: Петр Иванович [потр-ыванъвич], он идет



[он-ыдот].



УПРАЖНЕНИЯ



1.Прочитайте, обращая внимание на правильное произношение предлогов.



С этим, над экраном, перед эскалатором, об этике, об экологии, перед экскурсией.





2.Затранскрибируйте. Объясните произношение И.



Снег и дождь, Кавказ и Крым, дым и огонь, кот и лиса, Том и Джерри, Иван Иванович, дед и внук, и смех и грех.





5.ПРОИЗНОШЕНИЕ СЛОВ С УДВОЕННЫМИ СОГЛАСНЫМИ





В русском языке нет противопоставления согласных по долготе-краткости, но есть слова с удвоенными согласными. Написание удвоенных согласных совпадает с произношением в следующих позициях:



1. Чаще всего удвоенные согласные произносятся в двусложных словах в заударной позиции: Анна [анъ], масса [масъ].



2.Удвоенные согласные наблюдаются на стыке морфем: рассол [рсол], ввоз [ вос].



3.Удвоение согласного также происходит на стыке предлога и последующего слова или на стыке двух знаменательных слов: над домом [н^домъм], наш шар [н^шар].



 





УПРАЖНЕНИЯ



1.Прочитайте слова с удвоенными согласными в заударной позиции. Объясните значение подчеркнутых слов.



Ванна, саванна, колли, манна, мадонна, тонна, касса, масса, трасса, месса, пресса, капелла, вилла, группа, труппа, доллар, нетто, брутто.





2.Прочитайте. Обратите внимание на произношение удвоенных согласных в данных именах собственных.



Анна, Савва, Алла, Эмма, Жанна, Мирра, Агнесса, Нелли, Бэлла, Виолетта, Нонна, Генриетта, Сусанна.





3.Разграничьте значение данных слов.



Труппный – трупный, бал – балл, конфета – конфетти, коррида – коридор, месса – месиво.





4.Запомните слова, в которых написание удвоенных согласных не соответствует произношению.



Агрессивный, акклиматизация, аккомпанировать, аллергия, аллея аллигатор, алло, аннулировать, аппликация, аппетит, артиллерия, аттестат, аттракцион, аффикс, балласт, баррикада, бацилла, бестселлер, грамм, грамматика, грипп, джинн, дрессировать, иллюстрация, интеллект, интеллигент, ипподром, каллиграфический, капилляр, коллега, коллектив, кристалл, коллекция, колоннада, комментарий, комиссия, компресс, конфетти, корреспондент, металл, миллион, мисс, мусс, пассажир, прогресс, российский, теннис, территория, эффект.







5.Сравните произношение данных пар слов.



Ведение – введение, валиться – ввалиться, везти – ввезти,  верить – вверить, вернуть – ввернуть, воз – ввоз, отек – оттек, отереть оттереть, подавать поддавать, поделка- подделка, садить – ссадить, сутулиться – ссутулиться.





6.Затранскрибируйте.



Беззаботный, бессонница, рассада, в вагоне, иметь в виду, в феврале, без слов, к Коле, ваш шарф, этот театр, дал лимон, ров велик.











ПРОИЗНОШЕНИЕ СОЧЕТАНИЙ СОГЛАСНЫХ





1.Сочетание ЧТ произносится всегда как [ шт], исключение составляет слова нечто.



2.На месте сочетания ЧН  в женских отчествах  и в некоторых других словах произносится [ шн]: скучный [скушны¡ ], Кузьминична [куз'м'ин'шнъ ].



3.Сочетания ТСЯ и ТЬСЯ произносятся как [ц]: крутится [ крут'ицъ].



4.Сочетания ТС, ДС на стыке морфем и на стыке предлога и последующего слова произносятся как [ц]:детство [д'эцтвъ], от стола [^цт^ла ].



5.На месте сочетаний ТЦ и ДЦ произносится [ц ]: отца [ца], тридцать [тр'ицът'].



УПРАЖНЕНИЯ



1.От данных существительных образуйте имена прилагательные (при помощи суффикса н).



Пустяк, тысяча, брюки, язык, привычка, скука, наука, мешок, сутки, восток, цветок, урок, строка, уборка, сказка, лодка.





2.Затранскрибируйте. Сверьте произношение со словарем.



Нарочно, двоечник, горчичники, Ильинична, мелочный, ничто, нечто, Фоминична.





3.Как произносится сочетание ДЦ в именах числительных 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 30?





4.Сравните произношение ТСЯ  и ТЬСЯ.



Стыдится – стыдиться, тревожится – тревожиться, поселится -поселиться, пылится – пылиться, хвалится – хвалиться.





























ПРОИЗНОШЕНИЕ СОЧЕТАНИЙ С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ



В русском языке при стечении нескольких согласных звуков один из согласных может выпадать из произношения: сочетание СТСК произносится как [ ск], ЛНЦ – как [нц], РДЦ – как [рц]: поздно [познъ], солнце [сонцъ], сердце [с'эрцъ].



Сочетание ЗДН произносится как [зн], звук [д] сохраняется только в книжных словах бездна, безвозмездный: бездна [ б'эзднъ], звездный



[зв'озны¡].



На месте сочетания СТЛ произносится [сл]: жалостлив [ жалъсл'иф].



Однако в отчетливой речи [ т] сохраняется: постлать [пстлат'], в слове костлявый [т] не выпадает.



Сочетание ВСТВ произносится как [ств] в словах здравствуй, чувство и их производных, в остальных случаях выпадения [ф] не происходит: здравствовать [ здраствъвът'], баловство [бълфство].







УПРАЖНЕНИЕ



1.Затранскрибируйте.



Баловством хлеба не добудешь.



Завистливый по чужому счастью сохнет.



Не все высказывается, что чувствуется.



Гладка шерстка, да ноготок остер.





ПРОИЗНОШЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ГРАММАТИЧЕСКИХ ФОРМ





1.В прилагательных на –гий, -кий, -хий и глаголах на –гивать, -кивать произношение соответствует написанию: горький [гор'к'и¡], строгий



[строг'и¡ ].



2.В прилагательных на –ого (-его) на месте Г произносится звук [в]: горького [горкъвъ], того [тво].



3.Безударные окончания прилагательных –ая (-яя) произносятся как



 ¡ъ] ([ь¡ъ]): белая [бэлъ¡ъ], синяя [синь¡ъ].







УПРАЖНЕНИЯ



1.Затранскрибируйте  словоформы.



Боюсь, боимся, бойся, боялся, боявшийся, беречься, бояться.





2.Затранскрибируйте. Объясните произношение сочетаний  –ого, (-его).



Любимого, кого, чего, сегодня, много, итого, всего, моего, строго.













ПРОИЗНОШЕНИЕ СЛОВ ИНОЯЗЫЧНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ



 Большинство слов иноязычного происхождения освоено фонетической системой русского языка, и их происхождение не противоречит правилам русской орфоэпии.



В 1-м предударном слоге и абсолютном начале слова гласный О произносится как []: мораль [мрал], романс [рманс].



В ряде заимствованных слов безударный О сохраняет свое произношение: отель   [отэл ], боа [ боа].



Твердое и мягкое произношение согласных в иноязычных словах во многом определяется традицией и зависит от степени освоенности слова фонетической системой русского языка: кофе [кофь], кафе [кфэ].            







УПРАЖНЕНИЯ



1.Затранскрибируйте. Как произносится безударный О в данных словах?



Болеро, бокал, болонка, бордо, бордюр, Йошкар – Ола, конфуз, соло, рокфор, сонет, фонема.



2.Пользуясь «Словарем новых иностранных слов» Н.Г.Комлева, установите значение данных слов.



Презентация, бартер, библиотерапия, брейк, дежа – вю, икебана, принтер, рейтинг, тефлон, тинейджер, шоумен, бартер, блейзер, дисплей.








ПАМЯТКИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

Памятка 1

ГЛУХИЕ

ЗВОНКИЕ

СОГЛАСНЫЕ

БЕЗУДАРНЫЕ

УДАРНЫЕ

МЯГКИЕ

ЗВУКИ РЕЧИ

Какие бывают звуки речи ГЛАСНЫЕ

ТВЕРДЫЕ

Памятка 2

Учимся записывать в транскрипции гласные

 После какого согласного стоит безударный гласный

Под ударением слышатся звуки

В безударном положении произносятся

В 1-м предударном слоге или в самом начале слова

Далеко от ударения

(во 2-м предударном или заударном слоге)

После твердого согласного

[а]

[о]

[^]

[ъ]

После мягкого согласного

[а]

[о]

[э]

[и]

[иэ]

[ь]

Для записи безударных гласных в транскрипции используются специальные значки, их всего четыре. Называются они так:

[^] – краткий [а];

[иэ] – «и» с призвуком «э» (звук, средний между [и] и [э], но ближе к [и]);

[ъ] – «ер», звук, средний между [ы] и [а], произносится после твёрдых согласных;

[ь] – «ерь», звук, средний между [ы] и [а], но произносится после мягких согласных.

Важно!

[ъ] и [ь] – это не твёрдый и мягкий знаки! В транскрипции эти значки обозначают особые гласные звуки, правда, очень неотчётливые, редуцированные.

Памятка 3

Учимся записывать в транскрипции согласные

Сонорные

Парные по звонкости - глухости

Особые случаи

[р], [л]

[м], [н]

[р'], [л']

[м'], [н']

Трудностей нет: записываются, как слышатся:

[л']и[м]о[н],

[м]а[н]да[р']и[н].

Согласные стоят

  1. Буквосочетания

 –тся и –ться в глаголах, а также тс, дс, тц, дц произносятся с долгим звуком [ц] :

умыва[ц]а

2.Буквосочетания сч, зч произносятся как [щ']: [щ']астье, изво[щ']ик.

1.Перед гласными, или перед сонорными, или перед [в], [в'].

Трудностей нет: записываются, как слышатся. Например:

жира[ф]ы, арбу[з]ный.

2.На конце слова.

Записываются как глухие согласные. Например: [^рбус].

  1. Перед парными согласными (кроме [в], [в']).

  1. Записываются по второму согласному: второй глухой – первый также глухой: ска[с]ка.

А если второй звонкий – первый тоже звонкий:

про[з']ба.

Буквы – актеры е, ё, ю, я.

Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука:

Буквы е, ё, ю, я после согласных обозначают один гласный звук: [э],[о],[у],[а]

Пёс - [п'ос], тётя - [т'от'ь].

В начале слова:

Юг - [j'ук]

Ель - [j'эл']

После гласного:

Моя - [м^j'а]

Мою - [м^j'у]

После ъ и ь:

Вьюга - [в'j'угъ]

еЕ

Орфоэпия в поэтических образах

1.Шесть друзей, шесть гласных звуков                                

Выщли погулять, держась за руки.

[а], [о], [у], [и], [ы], [э] – им завидовали все.

Вместе играли, вместе гуляли,

И неразлучными вскоре стали.

Ты, дружок, их знай всегда,

К ним в компанию других не прибавляй.

2.Гласные мы гласные,

Мы такие классные:

Сильную позицию если мы займем

Очень уж отчетливо мы тогда споём.

Если хочешь нас услышать, ударение поставь:

Мама, дочка, сын, папуля пили праздничный коктейль.

Ты услышал? Так спеши,

Звук ударный подчеркни!

                                                                                                   

3.Мы шестеро друзей,

В мире нет нас шустрей.

Любим мы с тобой играть,

Плащ – невидимку надевать.

Нас не заметишь, кратки мы,

В слабой позиции если звучим.

4.[а] ударный – громкий, ясный,

Сильный, крепкий и прекрасный.

Ну а в первом предударном он становится коварным,

Образ свой легко меняет,

«Крышечку» он представляет.

[^гон'], [п^рол'], [^лмас] - [а] не встретишь ты сейчас.

5.Ну а если О и А в прятки захотят играть,                                

И тебе найти их сложно, даже просто невозможно,

Не теряйся, не спеши, их позицию смотри:

Если предударный, да не первый, а второй,                        

Может и какой другой, даже заударный,

О и А тогда уж нет – вместо них

Во всей красе  - редуцированный «ер» (ъ)-

Гласный очень краткий, еле слышный,

Сам такой весь необычный

в[ъ]довоз, тропинк[ъ] – слышишь?

Мы нашли его, ты видишь?

6.Очень часто А и Э

За мягкими согласными катаются в седле.

Смело погоняют, ловко управляют,

А сами незаметными в их тени бывают.

Ты их  не теряй, четко знай –

Их позицию ты определяй.

7.Вышли на сцену четыре актрисы –

Буквы Е, Ё, Ю, Я,

Им рукоплескала публика вся!

Очень талантливо они играли,

В разных позициях облик меняли:

Встанут первыми в слове – уже не они,

Юг, Ямал, ель, ёж – появляется звук «йот».

Ну а если твердый или мягкий знаки –

Буквы снова забияки,

«Йот» зовут играть скорей,

В мире нет их веселей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Орфоэпические минутки на уроках русского языка

 Автор: учитель русского языка и литературы Подойницына Ирина Николаевна ( МОУ Кадаинская средняя общеобразовательная школа Забайкальского края Калганского района )Как научить школь...

Тест. Орфоэпические и лексические нормы русского языка.

Данный тест даёт возможность отработать задания ЕГЭ А-1, А-2....

Речевой практикум «Языковые нормы. Орфоэпические нормы»

Речевой практикум «Языковые нормы. Орфоэпические нормы»  позволяет повторить материал по теме и подготовиться к экзамену по русскому языку. В первой части «Практикума» учащиеся повторяют языковые...

Орфоэпические разминки

Разминки, включающие слова из орфоэпического минимума. Позволяют организовать подготовку к ЕГЭ....

Урок в 9 классе.Фонетика.Орфоэпия.Орфоэпические нормы современного русского языка.

Материалы к уроку позволяют обобщить и систематизировать знания учащихся по фонетике и орфоэпии, отработать орфоэпические нормы современного русского языка в процессе работы над устной речью учащихся,...

Готовимся к ЕГЭ. Орфоэпические нормы

Как установлено учёными, большая часть слов русского языка отличается фиксированным ударением (96 %), однако оставшиеся 4 % и являются наиболее употребительными словами, составляющими частотную ...

Орфоэпический диктант для 8 класса ( орфоэпическая минутка )

Это задание помогает  быстро проверить основные орфоэпичекие нормы...