План - конспект урока
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему
Тема урока: Причастие как часть речи.
1. Ф.И.О. автора: Колобанова Анна Григорьевна.
2. Место работы: МОУ СОШ № 13 пос. Щербиновский Щербиновский район Краснодарский край.
3. Должность: учитель русского языка и литературы.
4. Предмет: русский язык.
5. Класс: 7.
6. Тема и номер урока в теме: Причастие как часть речи, №19.
7. Базовый учебник: М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская.
8. Цель урока: познакомить учащихся с причастием, его морфологическими и грамматическими признаками, употреблением в речи.
9. Задачи:
- обучающая:
научить учащихся выделять причастие среди других частей речи;
-развивающая:
развивать внимание, память, речь, логическое мышление, коммуникативные навыки, умение сравнивать, классифицировать, делать выводы; отрабатывать навык употребления правила на практике;
-воспитательная:
воспитывать речевую культуру учащихся; вызвать интерес к урокам русского языка.
10. Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.
11. Формы работы учащихся: аудиторная, коллективная под руководством учителя, самостоятельная, индивидуальная.
12. Необходимое техническое оборудование: проектор и экран или интерактивная доска, Интернет-ресурсы, персональный компьютер, теннисный мячик, листы контроля, презентация к уроку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_kolobanova.zip | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План - конспект урока
Тема урока: Причастие как часть речи.
1. Ф.И.О. автора: Колобанова Анна Григорьевна.
2. Место работы: МОУ СОШ № 13 пос. Щербиновский Щербиновский район Краснодарский край.
3. Должность: учитель русского языка и литературы.
4. Предмет: русский язык.
5. Класс: 7.
6. Тема и номер урока в теме: Причастие как часть речи, №19.
7. Базовый учебник: М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская.
8. Цель урока: познакомить учащихся с причастием, его морфологическими и грамматическими признаками, употреблением в речи.
9. Задачи:
- обучающая:
научить учащихся выделять причастие среди других частей речи;
-развивающая:
развивать внимание, память, речь, логическое мышление, коммуникативные навыки, умение сравнивать, классифицировать, делать выводы; отрабатывать навык употребления правила на практике;
-воспитательная:
воспитывать речевую культуру учащихся; вызвать интерес к урокам русского языка.
10. Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.
11. Формы работы учащихся: аудиторная, коллективная под руководством учителя, самостоятельная, индивидуальная.
12. Необходимое техническое оборудование: проектор и экран или интерактивная доска, Интернет-ресурсы, персональный компьютер, теннисный мячик, листы контроля, презентация к уроку.
Структура и ход урока:
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время |
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 |
1 | Организационный момент. | Запись темы в журнал, запись отсутствующих. | Запись даты в тетрадь. | 1-2 | |
2 | Актуализация знаний. | Задание и указания учителя. | Формулирует задание для учащихся. | Принимают задание учителя и отвечают на вопросы. | 5 |
3 | Объяснение нового материала. | ||||
1) | Слово учителя | Дает понятие о причастии как о части речи. Раскрывает существенные признаки изучаемых явлений. | Беседа, отвечают на вопросы учителя. | 3 | |
2) | Записи в тетради темы урока. Объяснение учащимся новой информации. | ЭУМ И-типа «Понятие о причастии. Морфологические признаки причастия» (1). | Раскрывает морфологические признаки причастия. Руководит деятельностью учащихся по работе с ЭУМ. | Воспринимают тему, выполняют ЭУМ. | 3 |
3) | Работа с интерактивной таблицей «Прилагательные и причастия». | Работа с таблицей «Прилагательные и причастия» с помощью ЭОР П-типа (2). | Формирует умения разграничивать причастия и прилагательные. | Воспринимают и осмысливают информацию. | 3 |
4) | Работа над упражнением 52 (выполняется устно). Первичное закрепление полученных знаний. | ЭОР П-типа. Интерактивный текст «Согласование причастий с существительными» (4). Интерактивные схемы «Согласование в роде, числе и падеже» (1, 2, 3) | Формулировка учителем заданий для выполнения учащимися ЭОР П- типа. Ответы на вопросы. | Знакомятся с заданием и задают вопросы по его выполнению. | 4 |
5) | Работа с текстом. | ЭОР П-типа. Интерактивный текст с заданием «Понятие о причастии» (5) | Раскрытие морфологических признаков глаголов, которые есть у причастия. | Выполняют ЭОР П-типа и задают вопросы. | 6 |
4 | Самостоятельная работа. | ЭОР К-типа. Электронное задание «Понятие о причастии» (1 и 2 варианты). | Объяснение выполнения задания. Проверка заданий, выполненных учащимися с помощью ЭОР. | Запись основных понятий, воспроизведение усвоенного материала. | 3 |
5 | Формирование умений и навыков. | Объяснение выполнения задания. | Выполнение упражнения, задания учителя. | 10 | |
6 | Обобщение. | ЭОР И-типа. «Лингвисты о причастии» (1) | Чтение сведений. | Воспринимают и осмысливают информацию. | 1 |
7 | Подведение итогов урока. | Дает оценку деятельности учащихся. | Подают дневники на оценку. | 1 | |
8 | Консультация по домашнему заданию. | ЭОР К-типа. Электронное задание «Понятие о причастии» (3 вариант). | Консультирует учащихся по выполнению домашнего задания | Запись домашнего задания. | 2 |
Перечень используемых на данном уроке ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | «Понятие о причастии. Морфологические признаки причастия» | сетевой | Демонстрационный, иллюстрированный | http://fcior.edu.ru/card/13945/ponyatie-o-prichastii-morfologicheskie-priznaki-prichastiya-i.html |
2 | Таблица «Прилагательные и причастия» | сетевой | Интерактивная схема | |
3 | «Согласование причастий с существительными» | сетевой | Интерактивный текст | |
4 | «Согласование в роде» | сетевой | Интерактивная схема | |
5 | «Согласование в числе» | сетевой | Интерактивная схема | |
6 | «Согласование в падеже» | сетевой | Интерактивная схема | |
7 | «Понятие о причастии» | сетевой | Интерактивный текст с заданием. | |
8 | «Понятие о причастии» | сетевой | Электронное задание | |
9 | «Лингвисты о причастии» | сетевой | Демонстрационный, иллюстрированный |
Ход урока:
I. Организационный момент.
Цель этапа: создание рабочей обстановки.
- Запишем число, классная работа.
II. Актуализация знаний.
Цель этапа: выяснение степени осознанного усвоения пройденного материала.
1. Опрос по теме «Стили литературного языка»:
- Какие стили литературного языка вам известны?
- Чем они отличаются друг от друга?
- В какой сфере используется каждый из стилей?
2. Выборочная проверка упражнения 50 (определение стиля текстов).
III. Объяснение нового материала.
Цель этапа: раскрыть существенные признаки изучаемых явлений.
1. Слово учителя
- У меня в руках мяч. Какой он? (Теннисный, белый, круглый, маленький)
- Каково грамматическое значение этих слов? (Признак предмета)
- Каково лексическое значение этих слов? (По цвету - белый, по форме - круглый, по величине – маленький, по назначению – теннисный)
- Могут ли измениться эти признаки мяча? (Нет)
- Какой частью речи являются эти слова? (Прилагательные)
- Я бросаю мяч на пол, что с ним происходит до того момента, пока он не упадет на пол? (Он летит)
- Каково грамматическое значение этого слова? (Действие предмета)
- Какой частью речи является это слово? (Глагол)
- Назовите признак мяча во время полета, падения. (Летящий – тот, который летит, падающий – тот, который падает)
- Это постоянный признак мяча? (Нет, временный)
- Можно ли назвать эти слова прилагательными? (Нет)
- Почему? (Летящий, падающий – признаки непостоянные, т.е. находятся в процессе полета, падения)
- Речь сегодня пойдет именно о временных признаках предметов. Мы переходим к ранее не изучаемой части речи, имя которой – причастие.
2. Запись темы урока на доске и в тетрадях. Объяснение темы учителем с использованием ЭУМ И-типа, http://fcior.edu.ru/card/13945/ponyatie-o-prichastii-morfologicheskie-priznaki-prichastiya-i.html
3. Работа с интерактивной таблицей «Прилагательные и причастия»
Цель этапа: формировать умения разграничивать причастия и прилагательные.
Работа с таблицей с помощью ЭОР П-типа
4. Работа над упражнением 52 (выполняется устно).
Формулировка учителем заданий для выполнения учащимися ЭОР П- типа.
Если причастие обозначает признак, значит, имеет признаки прилагательного. Выполнив задания, мы узнаем, какие морфологические признаки прилагательного можно обнаружить у причастия. И дадим ответ на вопрос: Как изменяется причастие?
Темнеющий (лес) – темнеющая (роща) | По родам |
Темнеющий (лес) – темнеющего (леса) | По падежам |
Темнеющий (лес) – темнеющие (леса) | По числам |
- Чем сходны причастия и прилагательные? (Они отвечают на одни и те же вопросы, одинаково изменяются)
Ответ учащихся формируется с помощью ЭОР П-типа «Согласование причастий с существительным»
5. Работа с текстом.
Цель этапа: выявление морфологических признаков глаголов, которые есть у причастия.
- Чтобы узнать, в чем различие прилагательного и причастия, запишите предложения, сделайте синтаксический разбор этих предложений:
- Какими частями речи являются выделенные слова? (Причастия)
- На какой вопрос отвечают причастия (выделенные слова)? (Каких? Каким?)
- Как определить эту часть речи в тексте? (Причастие можно заменить сочетанием «местоимение который + глагол»: Прибывших (сундуков) - от глагола прибыть, которые прибыли, признак непостоянный, вопрос каких?, изменяется по родам, числам, падежам. Не стесняющимся (видом) - от глагола не стесняться, который не стесняется, признак непостоянный; вопрос каким?, изменяется по родам, числам, падежам. Подобной замены с прилагательным сделать нельзя, можно лишь в некоторых случаях подобрать синоним (темный лес – мрачный))
- Причастие, в отличие от прилагательного, образуется не от существительного, а от глагола.
- Чем отличаются данные причастия?
сов. в., пр. вр. несов. в., наст. вр.
прибывших (сундуков) делаемые (вопросы)
- Следовательно, причастие имеет признаки глагола: вид, время, наличие зависимого слова (в степи) ночующий (обоз).
- Каким членом предложения могут быть причастия? (Причастие в предложении обычно бывает определением)
IV. Самостоятельная работа.
Цель этапа: запоминание новых сведений, воспроизведение усвоенного, усвоение алгоритма применения знаний на практике. Выполнение заданий с помощью ЭОР по вариантам. (Первые 2 варианта выполняются в классе. 3 вариант учащиеся, у которых есть возможность, выполняют дома).
Воспроизведение правила учащимися (заполнение таблицы).
«Сравнительная характеристика прилагательного и причастия» (лист контроля у каждого учащего)
Вопросы | Прилагательное | Причастие |
1. От какой части речи образуются? | ||
2. На какие вопросы отвечают? | ||
3. Что обозначают? | ||
4. Как изменяются? | ||
5. Чем можем заменить? | ||
6. Какими членами предложения могут быть? | ||
7. Какую часть речи распространяют в предложении? |
Инструмент проверки (модельный ответ зачитывается учителем):
Вопросы | Прилагательное | Причастие | Кол-во баллов |
1. От какой части речи образуются? | От имени существительного | От глагола | 1 балл |
2. На какие вопросы отвечают? | Какой? Каков? | Какой? Каков? Что делающий? Что сделавший? | 1 балл |
3. Что обозначают? | Признак предмета по цвету, форме, запаху, свойству и т.д. (постоянный) | Признак предмета по действию (временный: настоящее и прошедшее время) | 1 балл |
4. Как изменяются? | По родам, числам, падежам (склоняются) | По родам, числам, падежам (склоняются) | 1 балл |
5. Чем можем заменить? | Синоним (иногда) | Сочетание «местоимение который + глагол» | 1 балл |
6. Какими членами предложения могут быть? | Определение, сказуемое | Определение, сказуемое | 1 балл |
7. Какую часть речи распространяют в предложении? | Существительное | Существительное | 1 балл |
Отсутствие ответа на вопросы | 0 баллов | ||
Максимальное количество баллов: | 7 баллов |
V. Формирование умений и навыков.
Цель этапа: закрепление полученных знаний, овладение языковыми и речевыми навыками.
1. Задание № 1(выполняется в тетрадях)
Запишите в первый столбик прилагательные, во второй – причастия; подберите к ним подходящие по смыслу имена существительные. Выделите суффиксы прилагательных и причастий.
(Слова диктуются учителем)
Темный, темнеющий; синий, синеющий; горящее, горячее; желтая, желтеющая; колющий, колючий; шумный, шумящий; спеющая, спелая; дремучий, дремлющий.
2. Задание № 2. Выполнение упражнения 54.
1) Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. ( М. Лермонтов)
2) Люблю дымок спалённой жнивы, в степи ночующий обоз и на холме средь жёлтой нивы чету белеющих берёз. ( М. Лермонтов).
- Какими частями речи являются однокоренные слова? (Белеет – глагол, белеющий – причастие)
-Какие ещё причастия есть в записанных предложениях? (Спаленной, ночующий)
- Как вы их узнали? (Причастие можно заменить сочетанием «местоимение который + глагол»: Ночующий (обоз) - от глагола ночевать, который ночует, признак непостоянный, вопрос какой?, изменяется по родам, числам, падежам. Спалённой (жнивы) - от глагола спалить, которую спалили, признак непостоянный; вопрос какой?, изменяется по родам, числам, падежам.
- Каким членом предложения могут быть причастия? (Причастие в предложении обычно бывает определением)
VI. Обобщение.
Цель этапа: обобщение по теме урока.
- Что вы узнали о причастии как о части речи?
- А вот как о причастии говорят лингвисты:
- Что особенного они видят в этих словах?
VII. Подведение итогов урока.
Цель этапа: дать оценку деятельности учащихся.
- Ребята, сегодня на уроке вы проделали большую работу. Молодцы! А интересно ли было вам на уроке? Работа каждого из вас будет оценена по достоинству. (Комментированное оценивание работ учащихся на уроке).
VIII. Консультация по домашнему заданию.
Цель этапа: проконсультировать учащихся по выполнению домашнего задания.
1 группа: § 9 учебника, материал таблицы - составить связный рассказ о причастии; найти в тексте причастия http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/90092de6-d1e7-476d-a969-22d3e91aa656/%5BRUS7_132%5D_%5BQS_202%5D.html
2 группа: § 9 учебника, материал таблицы - составить связный рассказ о причастии; найти в тексте причастия; упражнение 56.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»
Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование техники выполнения передачи мяча ...
План-конспект урока английского языка в 6 классе УМК «Английский в фокусе» авторы Н.И.Быкова, Дж.Дули и др. Тема урока: “Holiday plans”. Планы на каникулы.
Тема урока: “Holiday plans”. Планы на каникулы. Место и роль урока в изучаемой теме: 1 урок по теме «Holiday plans» , 1 урок по разделу «Holiday time»...
План конспект урока. Требования к плану урока.
План конспект урока математики. Требования к плану урока.Система планирования урока включает:-годовое и полугодовое планирование;-тематическое планирование;-поурочное планирование.Необходимо уделять б...
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Б...
План-конспект урока по профильному труду 6 класс. Тема урока: «Ориентирование в задании по чертежу. Разбор чертежа. Составление плана работ изготовления скамейки».
Изучение план изготовления скамейки, научить самостоятельно изготавливать скамейку по плану; Развитие моторики рук, глазомер, связную речь, развить образную память, логическое мышление; Ко...