очерк с презентацией
презентация к уроку по русскому языку (10 класс) по теме

Очерк выполнен учащимся 10 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Очерк , что эо?118.18 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Что такое портретный очерк? В центре такого очерка - человек, его дело; очерк решает общественно значимую проблему, связанную с характером или поступками героя, и, выражает авторское отношение к самому герою очерка. Портрет бывает внешним и «внутренним» Внешний – это не только внешнее описание человека , одежды, это и походка, жесты, манеры, особенности голоса, смеха. В ажно сказать о выражении глаз, взгляде, улыбке, достаточно передать самое, характерное для человека . «Внутренний» - характер человека, его внутренний мир: интересы, привычки, образ мыслей, отношение к делу, к людям.

Слайд 2

В портретном очерке сочетаются компоненты портрет в узком смысле этого слова; описание обстановки, в которой живёт и работает герой очерка; рассказ о главном деле его жизни, интересах , взаимоотношениях с окружающими.

Слайд 3

Написание портретного очерка Примерная последовательность действий : Шаг 1: Выбор героя Шаг 2. Сбор материала Шаг 3. Беседа Шаг 4. Написание очерка. Шаг 5. Представление и оценка очерка

Слайд 4

Шаг 1: Выбор героя очерка Первый шаг – самый трудный. Половина успеха зависит от выбора героя для очерка. Герой очерка – человек, который представляет интерес для читателей. Крупно повезло тем, у кого есть знакомый космонавт, герой Чечни или выдающийся учёный. Интерес вызывают люди, осуществившие своё предназначение, добившиеся чего-то значительного в жизни. По ним можно судить о характере эпохи, с них можно брать пример решения жизненных задач (отрицательный или положительный); герои утверждают те или иные культурные ценности. Героем может быть в принципе любой человек .Главное, что требуется учесть при выборе – это то, что на примере вашего героя нужно утверждать базовые ценности и нашей культуры, которая является христианской.

Слайд 5

Рекомендации по ограничению в выборе героев. 1 . Опыт показывает, что нельзя убедительно написать о своих родственниках – маме, папе, братьях и сёстрах. Вы обрекаете себя на неудачу, если напишете, какая хорошая у вас мама. К сожалению, очеркист – бесстрастный и холодный аналитик. Так что первая запретная фигура - условно назовём её «Родственники». 2. Вторая запретная фигура – «Звёзды», то есть знаменитости, с которой вы в принципе не имеете возможности лично поговорить. Звёзды потому так и называются, что находятся очень далеко в космосе, вне досягаемости человека. Только если эта звезда согласится на интервью и даст новые о себе сведения . 3. Третья группа – это «Покойники» (Мао, Рейган, Пётр Первый и т.д ) 4. Часто по неопытности пишут про своих ближайших подруг или друзей. Это вполне допустимо. Есть интересные работы про совсем молодых людей. Но чаще всего молодые люди не так интересны, как уже состоявшиеся.

Слайд 6

Где искать героев? Прежде всего – в своём ближайшем окружении: друзья, знакомые, учителя, профессора, врачи, люди героических профессий. Опросите своих родителей и друзей. Может быть, кто-то знает вполне достойного человека, о котором стоит написать. Искать героев в прессе или Интернете можно, но рискованно.

Слайд 7

Шаг 2. Сбор материала для очерка Предварительная работа Даже если будущий герой вам хорошо знаком, всё равно надо постараться рассмотреть все известные о нём сведения, прежде чем объявить человеку о своём намерении сделать из него героя литературного произведения. Начать работу над его портретом. 1 . имя 2 . возраст 3 . особенности телосложения 4 . происхождение 5 . семейное положение 6 . профессиональные достижения 7 . имущественное положение

Слайд 8

Подготовка к беседе Важно отбирать самые интересные факты, события в биографии . Вопросов может возникнуть множество: их все надо для себя записать, но не все можно задать. И надо чтобы человеку было приятно разговаривать с вами. Не стоит рассчитывать на длительную беседу. Их обязательно надо записать на бумаге ..

Слайд 9

Шаг 3. Беседа До беседы: 1 . Договориться о времени и месте проведениябеседы . 2. Отдать (если нужно) вопросы для предварительно го ознакомления. 4. Собрать необходимые для беседы вещи (фотоаппарат, блокнот, диктофон и т.п.)

Слайд 10

Во время беседы: 1. Записывать ответы в блокнот. Можно избежать беседы , если получите письменные ответы на ваши вопросы.

Слайд 11

Следует всегда подчёркивать, что ваш собеседник и его деятельность лично вам интересны и вы хотели бы с ним познакомиться, что вы хорошо и по-доброму к нему относитесь, что вы много слышали о его достижениях ,и знаете о нём много интересного, цените его время, но готовы к продолжительной беседе.

Слайд 12

Что надо в результате получить (БЛОКИ) 1. Яркая и краткая характеристика героя – цитаты или высказываний о нём других людей. ЦИТАТА 2. Краткое изложение жизненного пути.) ПУТЬ 3. Краткая характеристика области , в которой герой работает ПОПРИЩЕ 4 .Достижения и награды ДОСТИЖЕНИЯ 5. Жизненный принцип героя, КРЕДО 6. Проблемы, которые сейчас решает герой ПРОБЛЕМЫ 7. Планы на будущее БУДУЩЕЕ . Лучше всего, если герой рассказал вам всё о себе по каждому пункту . Эти блоки, - готовые части композиции очерка.

Слайд 13

Шаг 4. Написание очерка Композиция очерка Выше уже было сказано о «блоках», из которых можно составить такой текст. Так что эти блоки и составят основу очерка.

Слайд 14

Шаг 5. Представление и оценка очерка Свой очерк автор представляет для обсуждения и оценки в учебной группе . .Очерк автором зачитывается вслух и защищается перед группой . .Рекомендуется распечатать текст Поощряется использование дополнительных технических средств ,

Слайд 15

Чтение вслух оценивается 1 . Громкость, 2 . Отчётливость, 3 . Грамотность , 4 . Ясность , 5. Краткость .

Слайд 16

Содержание оценивается по параметрам . Критерии оценки очерка 1. ЗАГОЛОВОК 2. ИДЕЯ 3 . ИЗУЧЕННОСТЬ 4. КОМПЕТЕНЦИЯ 5. НЕСТАНДАРНОСТЬ 6. ЛОГИКА 7. ЭТИЧНОСТЬ

Слайд 17

Итог работы за исполнение за содержание Дополнительно может быть оценено использование технических средств представления очерка.

Слайд 18

Желаю удачи в работе над портретным очерком!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок подготовки к изложению по очерку С. Т. Аксакова "Очерк зимнего дня"

Это урок обучающего изложения при подготовке к написанию сочинения-описания природы. Урок построен на основе дифференцированного подхода...

Презентация к уроку литературы по региональному компоненту "Образ Ставрополя в очерке Д.Сургучева "Китеж""

Презентация к уроку литературы по региональному компоненту "Образ Ставрополя в очерке Д.Сургучева "Китеж""...

Конспект урока в 10 классе "Две Катерины" (по драме А.Н.Островского "Гроза" и очерку Н.С.Лескова "Леди Макбет Мценского уезда") и презентация к нему.

Конспект урока внеклассного чтения  в 10 классе "Две Катерины" (по драме А.Н.Островского "Гроза" и очерку Н.С.Лескова "Леди Макбет Мценского уезда") и презентация к нему....

Технологическая карта урока родного (русского) языка в 9 классе Тема урока: «Виды очерков. Портретный очерк. Особенности портретного очерка. Работа с очерком Б. Полевого «Полководец Конев». Портретный очерк нашего современника»

Технологическая карта урока родного (русского) языка в 9  классе Тема урока: «Виды очерков. Портретный очерк. Особенности портретного очерка. Работа с очерком Б. Полевого «Полководец ...