Конспект урока по русскому языку для 5 класса по теме "Предложение и словосочетание"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Подробный конспект урока русского языка для 5 класса по программе Баранова М.Т. на тему "Словосочетание и предложение"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_kl_rya_slovosochet_i_predl.doc | 220.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Словосочетание и предложение
Цели:
Обучающая: Разграничить понятие "словосочетание" и "предложение". Дать их общие и отличительные черты. Сформулировать определение понятия "предложение". Показать, что слова в предложении связаны между собой не только по смыслу, но и грамматически. Отработать интонацию завершенности (конца) предложения. ввести понятия "двусоставное" и "односоставное" предложение. Закрепить полученные сведения на практике
Воспитательная: Воспитывать бережное отношение к русскому языку, любовь к правильной и красивой речи.
Развивающая: Развивать навык грамотного письма, правильной речи. Совершенствовать навык морфемного и орфографического разбора. Создавать психологически комфортную обстановку на уроке.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: практикум.
Способ контроля: выполнение упражнения 136.
Оснащение урока:
1. Схема "Словосочетание. Предложение".
2. Учебники.
3. Дидактический материал из сборника заданий Л.А.Жердеева "Русский язык. 5 класс" (М., 2010).
План урока:
1. Организационный этап (1 мин.).
2. Этап проверки домашнего задания (3 мин.).
3. Этап актуализации субъективного опыта учащихся (5мин.).
4. Этап усвоения новых знаний и способов действий (2 мин.).
5. Этап первичной проверки понимания изученного (8 мин.).
6. Этап закрепления изученного (10 мин.).
7. Этап контроля (10 мин.).
8. Этап информации о домашнем задании (1 мин.).
9. Этап подведения итогов (1 мин.).
10. Рефлексия (2 мин.).
Содержание учебного занятия:
№ п/п | Наименование этапа | Задачи этапа | Содержание |
1. | Организационный | Приветствие. Фиксация отсутствующих. Проверка готовности учащихся к УЗ. Организация внимания, раскрытие общей цели УЗ и плана его проведения. | Учитель и ученики приветствуют друг друга. В журнале отмечаются отсутствующие на УЗ. Учитель объявляет тему УЗ. Совместно с детьми делается вывод о том, чем предстоит заниматься на данном УЗ. Формулируются цели, выстраивается план работы. |
2 | Проверка выполнения домашнего задания | Установить правильность, полноту и осознанность выполнения ДЗ. Выявить пробелы в знаниях и способах деятельности учащихся и определить причины их возникновения. Устранить обнаруженные пробелы. | 1. Каким было ДЗ? Нужно было закончить работу, начатую в классе. Выписать и произвести разбор словосочетаний, присутствующих в записанном предложении. 2. Проверяем по цепочке. |
3 | Актуализация субъективного опыта учащихся | Актуализировать объективный опыт учащихся | 1. Что такое словосочетание? 2. В чем отличие словосочетания от простого предложения? 3. Сделайте вывод о том, что такое предложение? Это сочетание слов или словосочетаний, которые связаны между собой по смыслу, обладает интонацией завершенности, в конце можно поставить точку, вопросительный или восклицательный знаки. |
4 | Усвоение новых знаний и способов действия | Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала. Содействовать усвоению учащимися способов, средств, которые привели к определенному выводу. Создать содержательные и организационные условия усвоения учащимися методики воспроизведения изучаемого материала. | 1. Как помимо смысла связаны между собой слова в словосочетании? Грамматически, показатели – окончания и предлоги. 2. Если предложение – это набор словосочетаний, будут ли словосочетания в нем связаны грамматически? Да, все слова в предложении связаны между собой грамматически. Показатель – окончание и предлоги. 3. Кроме того, в предложении может быть как один, так и два главных члена. В зависимости от того, из скольки компонентов состоит грамматическая основа, предложение может быть односоставным (только подлежащее или только сказуемое) и двусоставным (и подлежащее, и сказуемое). |
5 | Первичная проверка понимания изученного | Установить правильность и осознанность изученного материала. Выявить пробелы первичного осмысления, неверные представления. Провести коррекцию выявленных пробелов. | 1. Из слов составьте предложение. Докажите, что все слова в нем связаны между собой по смыслу и грамматически. Обозначьте тип предложения по составу грамматической основы. Выглянуло, из-за, яркое, гор, солнце. Горы, орел, над, летал, вершиной. Нежный, кудрявые, снежок, ветки, украсил. |
6 | Закрепления изученного | Обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий, необходимых для самостоятельной работы по новому материалу. Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания | Упр. 134. Прочитайте. Выпишите односоставные предложения, в которых есть только один главный член (подлежащее или сказуемое) Утро. Рассвело незаметно. Иду, любуюсь дорогой, прислушиваюсь к звукам. Вот и река. |
7 | Контроль знаний и способов действий | Выявить качество и уровень усвоения знаний и способов действий. Развивать у учащихся способности к оценочным действиям. | Упр. 136. Почему данную запись нельзя назвать текстом? Спишите, обозначая границы предложений. Обозначьте основу в односоставных предложениях. |
8 | Информация о ДЗ | Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения ДЗ | §28, упр. 135 (по заданию) |
9 | Подведение итогов | Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся | поблагодарить ребят за работу, объявить отметки, полученные на уроке |
10 | Рефлексия | Инициировать и интенсифицировать рефлексию учащихся по поводу своего психо-эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и другими учащимися. Обеспечить освоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества. | На листочках необходимо выставить себе отметки, которыми вы оцениваете уровень усвоения изученного материала. Шкала от 1 до 5. |
Тема: Обучающее сжатое изложение по тексту упражнения 137
Цели:
Обучающая: Систематизировать знания учащихся о сжатом изложении, его композиции. Совершенствовать навык составления плана сжатого изложения. Совершенствовать умение выделять главное в тексте.
Воспитательная: Воспитывать бережное отношение к русскому языку, любовь к правильной и красивой речи.
Развивающая: Развивать навык грамотного письма, правильной речи. Совершенствовать навык морфемного и орфографического разбора. Создавать психологически комфортную обстановку на уроке.
Тип урока: развитие речи, проблемный.
Метод обучения: объяснительно-иллюстративный.
Форма урока: практикум.
Способ контроля: написание сжатого изложения по тексту упражнения 137.
Оснащение урока:
1. Текст упражнения 137.
2. Учебники.
План урока:
1. Организационный этап (1 мин.).
2. Этап актуализации субъективного опыта учащихся (5мин.).
4. Этап усвоения новых знаний и способов действий (10 мин.).
5. Этап первичной проверки понимания изученного (8 мин.).
6. Этап контроля (10 мин.).
7. Этап информации о домашнем задании (1 мин.).
8. Этап подведения итогов (1 мин.).
9. Рефлексия (2 мин.).
Содержание учебного занятия:
№ п/п | Наименование этапа | Задачи этапа | Содержание |
1. | Организационный | Приветствие. Фиксация отсутствующих. Проверка готовности учащихся к УЗ. Организация внимания, раскрытие общей цели УЗ и плана его проведения. | Учитель и ученики приветствуют друг друга. В журнале отмечаются отсутствующие на УЗ. Учитель объявляет тему УЗ. Совместно с детьми делается вывод о том, чем предстоит заниматься на данном УЗ. Формулируются цели, выстраивается план работы. |
2 | Актуализация субъективного опыта учащихся | Актуализировать объективный опыт учащихся | На уроке мы будем готовиться к написанию сжатого изложения по тексту В.П.Катаева "Пень". 1. Что такое изложение? Чем оно отличается от сочинения? 2. Что такое "сжатое изложение"? Как вы понимаете этот термин? (ответы учащихся) 3. Да, отдельные фрагменты текста мы будем пересказывать кратко, а другие подробно. 4. Какие же кратко, а какие - подробно? (ответы учащихся) Верно, сокращать будем те фрагменты, которые не несут особой смысловой нагрузки. |
3 | Усвоение новых знаний и способов действия | Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала. Содействовать усвоению учащимися способов, средств, которые привели к определенному выводу. Создать содержательные и организационные условия усвоения учащимися методики воспроизведения изучаемого материала. | 1. Выразительное чтение текста учителем или хорошо читающим учеником (текст в учебнике упр. 137) 2. Осмысление текста. Беседа: - Понравился ли вам рассказ? - Докажите, что данный отрывок является текстом? (учащиеся называют признаки текста, затем на экране появляются признаки текста в виде плана) 3. Важно понимать, что в тексте всегда есть цельность, связность, завершенность. Ваше изложение тоже должно быть текстом. 4. Чтение текста учащимися. Установка учителя: прочитайте текст вполголоса, подумайте: - О чем этот рассказ, т.е. его тема? - Какова основная мысль текста, т.е. авторский замысел? (ответы учащихся: осуждение гордого пня) 5. Казалось бы, мы правильно определили идею рассказа. Но не показался ли вам этот рассказ похожим на басню, в которой осуждается не столько старый бедный пень, сколько кичливый высокомерный человек, мнение которого о себе явно завышено? (учащиеся вспоминают, что такое басня, т.к. недавно изучали это на уроке литературы. Они сравнивают героев басни с героем рассказа. Говорят, что прочитанный рассказ носит поучительный характер так же как басня) - Какой урок можно извлечь из данного текста? (ответы учащихся) - Как бы вы назвали этот рассказ? Варианты: - "Старый пень" - "Притча о гордом человеке" - "Ты не царь" - Какое название отражает в большей степени основную мысль? 6. Словарно-лексическая работа. - Какое слово в этом тексте является ключевым? (уч-ся отвечают: гордость) - Подберите синонимы к слову гордость. Гордость, зазнайство, высокомерие. - Понимаете ли вы разницу в значении слов? (учащимся помогают словари) 7. Текст делится на абзацы - микротемы. (На доске: Микротема–наименьшая составная часть темы целого текста.). Давайте сейчас выделим микротемы и составим план нашего текста. - Разделите текст мысленно на части, сколько частей у вас получилось? - Прочитайте каждую часть и дайте ей название. - Что мы составили для рассказа? План Грибники вокруг старого пня Старый пень возгордился Молчание деревьев "Я ваш царь!" " Ничего ты не царь" -Теперь вы будете знать, что в плане столько пунктов, сколько микротем. 8. Сжатый пересказ. Вам предстоит создать текст изложения этого рассказа. Свой текст. Особенностью вашего текста должна стать краткость. Вспомним приемы сжатия текста: обобщение, исключение, упрощение. 9. Отбор нужной информации. - Прочитайте первую часть. Почему мы объединили 1 и 2 абзац? Скажите, какой прием сжатия здесь можно использовать? (ответ учащихся: обобщение. Можно выделить главное из ряда второстепенных и передать своими словами или предложением из 2 абзаца, которое мы объединили в одну часть: Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше. - Прочитайте 2 часть текста. Вся ли информация важна для раскрытия темы? - Верно, уберем повторяющуюся информацию путем ее исключения. (учащиеся предлагают заменить прямую речь на косвенную) - Как вы думаете, следует ли оставить предложение 3 абзаца полным или его можно упростить. - Верно, его можно сделать покороче. (пример: Но деревья стояли молча. Деревья молчали.) - Как вы думаете, важен ли для раскрытия темы 4 абзац? Подумайте самостоятельно. (учащиеся оставляют его, т.к. он важен для раскрытия темы) - Прочитайте последнюю часть. Какая мысль содержится в ней? (главная) - Выберите ключевые фразы из последней части. (Учащиеся предлагают упростить некоторые предложения и предлагают свои варианты: Прилетела синичка и сказала: - Ничего ты не царь, а обыкновенный старый пень. Люди вовсе не тебе кланяются, а ищут возле тебя опенки, да и тех не находят. |
4 | Первичная проверка понимания изученного | Установить правильность и осознанность изученного материала. Выявить пробелы первичного осмысления, неверные представления. Провести коррекцию выявленных пробелов. | Несколько минут на то, чтобы пересказать данный текст в уже готовом сжатом варианте. |
5 | Контроль знаний и способов действий | Выявить качество и уровень усвоения знаний и способов действий. Развивать у учащихся способности к оценочным действиям. | Пишем сжатое изложение. Сначала на черновиках, затем – в тетрадях по развитию речи. |
6 | Информация о ДЗ | Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения ДЗ | Закончить работу |
7 | Подведение итогов | Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся | поблагодарить ребят за работу, объявить отметки, полученные на уроке |
8 | Рефлексия | Инициировать и интенсифицировать рефлексию учащихся по поводу своего психо-эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и другими учащимися. Обеспечить освоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества. | На листочках необходимо выставить себе отметки, которыми вы оцениваете уровень усвоения изученного материала. Шкала от 1 до 5. |
Тема: Виды предложений по цели высказывания
Цели:
Обучающая: Определить цель высказывания в предложении; объяснить постановку знаков препинания в конце предложения; научить самостоятельно строить предложения, разные по цели высказывания; научить формулировать вопросы; продолжать учиться принимать коллективное решение.
Воспитательная: Воспитывать бережное отношение к русскому языку, любовь к правильной и красивой речи.
Развивающая: Развивать навык грамотного письма, правильной речи. Совершенствовать навык морфемного и орфографического разбора. Создавать психологически комфортную обстановку на уроке.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: практикум.
Способ контроля: выполнение упражнения 136.
Оснащение урока:
1. Схема "Предложения по цели высказывания".
2. Учебники.
3. Дидактический материал из сборника заданий Л.А.Жердеева "Русский язык. 5 класс" (М., 2010).
План урока:
1. Организационный этап (1 мин.).
2. Этап проверки домашнего задания (3 мин.).
3. Этап актуализации субъективного опыта учащихся (5мин.).
4. Этап усвоения новых знаний и способов действий (2 мин.).
5. Этап первичной проверки понимания изученного (8 мин.).
6. Этап закрепления изученного (10 мин.).
7. Этап контроля (10 мин.).
8. Этап информации о домашнем задании (1 мин.).
9. Этап подведения итогов (1 мин.).
10. Рефлексия (2 мин.).
Содержание учебного занятия:
№ п/п | Наименование этапа | Задачи этапа | Содержание |
1. | Организационный | Приветствие. Фиксация отсутствующих. Проверка готовности учащихся к УЗ. Организация внимания, раскрытие общей цели УЗ и плана его проведения. | Учитель и ученики приветствуют друг друга. В журнале отмечаются отсутствующие на УЗ. Учитель объявляет тему УЗ. Совместно с детьми делается вывод о том, чем предстоит заниматься на данном УЗ. Формулируются цели, выстраивается план работы. |
2 | Проверка выполнения домашнего задания | Установить правильность, полноту и осознанность выполнения ДЗ. Выявить пробелы в знаниях и способах деятельности учащихся и определить причины их возникновения. Устранить обнаруженные пробелы. | 1. Каким было ДЗ? 2. Его проверка |
3 | Актуализация субъективного опыта учащихся | Актуализировать объективный опыт учащихся | Укажите, какие предложения сообщают о чем-либо, отражают вопрос, выражают совет или просьбу? 1) Обязательно прочитайте рассказы Е.И.Носова. 2) Ребята с большим интересом прочли рассказ Е.И.Носова "Белый гусь". 3) Вы прочитали рассказы Е.И.Носова? |
4 | Усвоение новых знаний и способов действия | Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала. Содействовать усвоению учащимися способов, средств, которые привели к определенному выводу. Создать содержательные и организационные условия усвоения учащимися методики воспроизведения изучаемого материала. | То есть все зависит от того, какую цель перед собой ставит говорящий или пишущий. По цели высказывания различают повествовательное, побудительное и вопросительное предложения. Предложения, в которых мы сообщаем о чем-либо, называются повествовательными. Предложения, в которых содержится вопрос, – вопросительными. Предложения, в которых мы побуждаем к действию, приказываем, просим, – побудительными. |
5 | Первичная проверка понимания изученного | Установить правильность и осознанность изученного материала. Выявить пробелы первичного осмысления, неверные представления. Провести коррекцию выявленных пробелов. | Таким образом, у нас получается следующая схема (см. Приложение). Упр. 140. (По заданию) |
6 | Закрепления изученного | Обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий, необходимых для самостоятельной работы по новому материалу. Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания | Упр. 141. Составьте с данными глаголами предложения из школьной жизни. Укажите, какие из составленных вами предложений побудительные, какие – повествовательные, какие – вопросительные. Запишите побудительные предложения. Упр. 146. |
7 | Контроль знаний и способов действий | Выявить качество и уровень усвоения знаний и способов действий. Развивать у учащихся способности к оценочным действиям. | Упр. 147. |
8 | Информация о ДЗ | Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения ДЗ | §29, упр. 142 |
9 | Подведение итогов | Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся | поблагодарить ребят за работу, объявить отметки, полученные на уроке |
10 | Рефлексия | Инициировать и интенсифицировать рефлексию учащихся по поводу своего психо-эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и другими учащимися. Обеспечить освоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества. | Что из сегодняшнего материала вам показалось непонятным? Что вам понятно больше всего? |
Тема: Тире между подлежащим и сказуемым
Цели:
Обучающая: повторить знания учащихся по синтаксису и пунктуации; закрепление сведений о грамматической основе предложения и способах их выражения;
выяснить условия постановки тире между подлежащим и сказуемым;
Воспитательная: воспитывать бережное отношение к русскому языку, любовь к правильной и красивой речи.
Развивающая: развивать навык грамотного письма, правильной речи; совершенствовать навык морфемного и орфографического разбора; создавать психологически комфортную обстановку на уроке.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: практикум.
Способ контроля: выполнение упражнения 169.
Оснащение урока:
1. Схема "Тире между подлежащим и сказуемым".
2. Учебники.
3. Дидактический материал из сборника заданий Л.А.Жердеева "Русский язык. 5 класс" (М., 2010).
План урока:
1. Организационный этап (1 мин.).
2. Этап проверки домашнего задания (3 мин.).
3. Этап актуализации субъективного опыта учащихся (11 мин.).
4. Этап усвоения новых знаний и способов действий (2 мин.).
5. Этап первичной проверки понимания изученного (2 мин.).
6. Этап закрепления изученного (10 мин.).
7. Этап контроля (10 мин.).
8. Этап информации о домашнем задании (1 мин.).
9. Этап подведения итогов (1 мин.).
10. Рефлексия (2 мин.).
Содержание учебного занятия:
№ п/п | Наименование этапа | Задачи этапа | Содержание | ||||||
1. | Организационный | Приветствие. Фиксация отсутствующих. Проверка готовности учащихся к УЗ. Организация внимания, раскрытие общей цели УЗ и плана его проведения. | Учитель и ученики приветствуют друг друга. В журнале отмечаются отсутствующие на УЗ. Учитель объявляет тему УЗ. Совместно с детьми делается вывод о том, чем предстоит заниматься на данном УЗ. Формулируются цели, выстраивается план работы. | ||||||
2 | Проверка выполнения домашнего задания | Установить правильность, полноту и осознанность выполнения ДЗ. Выявить пробелы в знаниях и способах деятельности учащихся и определить причины их возникновения. Устранить обнаруженные пробелы. | 1. Каким было ДЗ? 2. Его проверка | ||||||
3 | Актуализация субъективного опыта учащихся | Актуализировать объективный опыт учащихся | 1. Найдите соответствия
2. - Вспомните, что изучает синтаксис. - Что такое словосочетание? - Назовите виды словосочетаний? - Как грамматически связываются словосочетания? - Что такое предложение? Приведите примеры. - Назовите виды предложений по цели высказывания. Примеры. - Какие предложения бывают по интонации? - Может ли предложение быть без главных членов? - Что такое подлежащее? Сказуемое? - Чем они могут быть выражены? Ваши примеры. - Какой раздел науки о языке изучает систему знаков и правила их постановки? - Какую роль выполняют знаки препинания? | ||||||
4 | Усвоение новых знаний и способов действия | Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала. Содействовать усвоению учащимися способов, средств, которые привели к определенному выводу. Создать содержательные и организационные условия усвоения учащимися методики воспроизведения изучаемого материала. | 1. - На какие вопросы отвечает подлежащее? Сказуемое? - Прочитайте данные предложения. Найдите грамматические основы. Чем выражены они? В каком падеже данные слова? Знание – высшее богатство. Книга – лучший дар дружбы. Узда для языка – голова. Длинный язык – это лестница, по которой в дом входит несчастье. - Сделайте вывод. * Если подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в форме именительного падежа, то между ними ставится тире. 2. Чтение учебника (с. 69). 3.Физкультминутка | ||||||
5 | Первичная проверка понимания изученного | Установить правильность и осознанность изученного материала. Выявить пробелы первичного осмысления, неверные представления. Провести коррекцию выявленных пробелов. | Расставьте знаки препинания в данных предложениях. Подчеркните грамматическую основу. Объясните знаки препинания. Составьте схемы данных предложений. Доброе начало половина дела. Семь загадочное число. Ум одежда, которая никогда не износится. У лжи ноги коротки. Дружба с хорошим человеком свет, дружба с плохим змеиный яд. Ложь зло для всех. Детство это путешествие, которое никому не удалось совершить дважды. | ||||||
6 | Закрепления изученного | Обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий, необходимых для самостоятельной работы по новому материалу. Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания | Упр. 166 (устно) Упр. 168 (списать, расставить знаки препинания, составить схемы; письменно объяснить значение слов партер, планер, пороша). | ||||||
7 | Контроль знаний и способов действий | Выявить качество и уровень усвоения знаний и способов действий. Развивать у учащихся способности к оценочным действиям. | Упр. 169. | ||||||
8 | Информация о ДЗ | Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения ДЗ | §35, упр. 167 | ||||||
9 | Подведение итогов | Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся | 1. Назовите главные члены предложения? - Чем они могут быть выражены? - Когда между главными членами ставится тире? 2. Поблагодарить ребят за работу, объявить отметки, полученные на уроке | ||||||
10 | Рефлексия | Инициировать и интенсифицировать рефлексию учащихся по поводу своего психо-эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и другими учащимися. Обеспечить освоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества. | Закончите предложения: – Мне понравилось на уроке… – Сегодня я понял… – Чтобы правильно ставить знаки препинания… – Тире между подлежащим и сказуемым ставится … |
Тема: Нераспространенные и распространенные предложения. Второстепенные члены
Цели:
Обучающая: повторить знания учащихся по синтаксису и пунктуации; закрепление сведений о распространенных и нераспространенных предложениях, систематизировать сведения о второстепенных членах предложения.
Воспитательная: воспитывать бережное отношение к русскому языку, любовь к правильной и красивой речи.
Развивающая: развивать навык грамотного письма, правильной речи; совершенствовать навык морфемного и орфографического разбора; создавать психологически комфортную обстановку на уроке.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: практикум.
Способ контроля: выполнение индивидуальных заданий.
Оснащение урока:
1. Схема "Второстепенные члены предложения".
2. Учебники.
3. Дидактический материал из сборника заданий Л.А.Жердеева "Русский язык. 5 класс" (М., 2010).
План урока:
1. Организационный этап (1 мин.).
2. Этап проверки домашнего задания (3 мин.).
3. Этап актуализации субъективного опыта учащихся (11 мин.).
4. Этап усвоения новых знаний и способов действий (5 мин.).
5. Этап первичной проверки понимания изученного (2 мин.).
6. Этап закрепления изученного (10 мин.).
7. Этап контроля (7 мин.).
8. Этап информации о домашнем задании (1 мин.).
9. Этап подведения итогов (1 мин.).
10. Рефлексия (2 мин.).
Содержание учебного занятия:
№ п/п | Наименование этапа | Задачи этапа | Содержание |
1. | Организационный | Приветствие. Фиксация отсутствующих. Проверка готовности учащихся к УЗ. Организация внимания, раскрытие общей цели УЗ и плана его проведения. | Учитель и ученики приветствуют друг друга. В журнале отмечаются отсутствующие на УЗ. Учитель объявляет тему УЗ. Совместно с детьми делается вывод о том, чем предстоит заниматься на данном УЗ. Формулируются цели, выстраивается план работы. |
2 | Проверка выполнения домашнего задания | Установить правильность, полноту и осознанность выполнения ДЗ. Выявить пробелы в знаниях и способах деятельности учащихся и определить причины их возникновения. Устранить обнаруженные пробелы. | 1. Каким было ДЗ? 2. Его проверка |
3 | Актуализация субъективного опыта учащихся | Актуализировать объективный опыт учащихся | – Что такое предложение? – Какими бывают предложения по цели высказывания? Примеры. – Какими бывают предложения по эмоциональной окраске? Примеры. – Что такое главные члены предложения? Чем они могут быть выражены. – Какие второстепенные члены предложения вам известны? |
4 | Усвоение новых знаний и способов действия | Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала. Содействовать усвоению учащимися способов, средств, которые привели к определенному выводу. Создать содержательные и организационные условия усвоения учащимися методики воспроизведения изучаемого материала. | 1. Какое предложение называется распрострененным? Какое предложение называется нераспространенным? 2. Какие второстепенные члены вам известны? Составим схему. |
5 | Первичная проверка понимания изученного | Установить правильность и осознанность изученного материала. Выявить пробелы первичного осмысления, неверные представления. Провести коррекцию выявленных пробелов. | 1. Укажите нераспространенное предложение: Дул ветер. Из-за туч проглянуло солнце. 2. Обозначьте второстепенные члены: Кудрявые ветки украсил нежный снежок. В доме стояла пронзительная тишина. |
6 | Закрепления изученного | Обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий, необходимых для самостоятельной работы по новому материалу. Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания | Упр. 171. Упр. 173. |
7 | Контроль знаний и способов действий | Выявить качество и уровень усвоения знаний и способов действий. Развивать у учащихся способности к оценочным действиям. | Исправьте ошибки при выделении второстепенных членов |
8 | Информация о ДЗ | Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения ДЗ | Упр. 174 (по зад.) |
9 | Подведение итогов | Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся | поблагодарить ребят за работу, объявить отметки |
10 | Рефлексия | Инициировать и интенсифицировать рефлексию учащихся по поводу своего психо-эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и другими учащимися. Обеспечить освоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества. | Закончите предложения: – Мне понравилось на уроке… – Сегодня я понял… – Распространенные предложения – это... – Второстепенные члены предложения – это... |
Тема: Второстепенные члены. Дополнение. Обстоятельство
Цели:
Обучающая: повторить знания учащихся по синтаксису и пунктуации; закрепление сведений о распространенных и нераспространенных предложениях, систематизировать сведения о второстепенных членах предложения; подробно проанализировать дополнение и обстоятельство как второстепенные члены предложения.
Воспитательная: воспитывать бережное отношение к русскому языку, любовь к правильной и красивой речи.
Развивающая: развивать навык грамотного письма, правильной речи; совершенствовать навык морфемного и орфографического разбора; создавать психологически комфортную обстановку на уроке.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: практикум.
Способ контроля: выполнение индивидуальных заданий.
Оснащение урока:
1. Схема "Второстепенные члены предложения".
2. Учебники.
3. Дидактический материал из сборника заданий Л.А.Жердеева "Русский язык. 5 класс" (М., 2010).
План урока:
1. Организационный этап (1 мин.).
2. Этап проверки домашнего задания (3 мин.).
3. Этап актуализации субъективного опыта учащихся (11 мин.).
4. Этап усвоения новых знаний и способов действий (5 мин.).
5. Этап первичной проверки понимания изученного (2 мин.).
6. Этап закрепления изученного (10 мин.).
7. Этап контроля (7 мин.).
8. Этап информации о домашнем задании (1 мин.).
9. Этап подведения итогов (1 мин.).
10. Рефлексия (2 мин.).
Содержание учебного занятия:
№ п/п | Наименование этапа | Задачи этапа | Содержание |
1. | Организационный | Приветствие. Фиксация отсутствующих. Проверка готовности учащихся к УЗ. Организация внимания, раскрытие общей цели УЗ и плана его проведения. | Учитель и ученики приветствуют друг друга. В журнале отмечаются отсутствующие на УЗ. Учитель объявляет тему УЗ. Совместно с детьми делается вывод о том, чем предстоит заниматься на данном УЗ. Формулируются цели, выстраивается план работы. |
2 | Проверка выполнения домашнего задания | Установить правильность, полноту и осознанность выполнения ДЗ. Выявить пробелы в знаниях и способах деятельности учащихся и определить причины их возникновения. Устранить обнаруженные пробелы. | 1. Каким было ДЗ? 2. Его проверка |
3 | Актуализация субъективного опыта учащихся | Актуализировать объективный опыт учащихся | – Что такое предложение? – Какими бывают предложения по цели высказывания? Примеры. – Какими бывают предложения по эмоциональной окраске? Примеры. – Что такое главные члены предложения? Чем они могут быть выражены. – Какие второстепенные члены предложения вам известны? |
4 | Усвоение новых знаний и способов действия | Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала. Содействовать усвоению учащимися способов, средств, которые привели к определенному выводу. Создать содержательные и организационные условия усвоения учащимися методики воспроизведения изучаемого материала. | Составить и записать предложения. Люблю, весну, я. — В первом предложении подчеркнуть подлежащее и сказуемое. — Какое слово поясняет слово весну? — Каким членом предложения оно будет? Составим схему. |
5 | Первичная проверка понимания изученного | Установить правильность и осознанность изученного материала. Выявить пробелы первичного осмысления, неверные представления. Провести коррекцию выявленных пробелов. | Определить, где подлежащее, а где дополнение. Паровоз тянет электровоз. Электровоз тянет паровоз. Грузовик везёт на буксире самосвал. Самосвал везёт на буксире грузовик. Весло задело платье. Платье задело весло. |
6 | Усвоение новых знаний и способов действия | Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала. Содействовать усвоению учащимися способов, средств, которые привели к определенному выводу. Создать содержательные и организационные условия усвоения учащимися методики воспроизведения изучаемого материала. | Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с еще одним второстепенным членом предложения – обстоятельством. Для этого запишем текст. - Подчеркните основы предложений, а потом попробуйте догадаться, где в этих предложениях обстоятельства. Кому трудно, могут прочитать материал учебника, затем вновь обратиться к написанному. - Итак, вы самостоятельно все вместе попробовали без моей помощи найти обстоятельства. Какие вопросы вы можете к ним задать? - Какими частями речи они могут быть выражены? Посмотрите на таблицу и попробуйте еще раз сформулировать правило на тему: “Что такое обстоятельство?” Составим схему |
7 | Первичная проверка понимания изученного | Установить правильность и осознанность изученного материала. Выявить пробелы первичного осмысления, неверные представления. Провести коррекцию выявленных пробелов. | Из предложения выпишите обстоятельства (выборочное списывание): Старый человек медленно поднялся на второй этаж своего дома за керосиновой лампой. |
8 | Закрепления изученного | Обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий, необходимых для самостоятельной работы по новому материалу. Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания | Упр. 178. Упр. 179. Упр. 184. Упр. 187 |
9 | Контроль знаний и способов действий | Выявить качество и уровень усвоения знаний и способов действий. Развивать у учащихся способности к оценочным действиям. | Расскажите про уже изученные члены предложения. |
10 | Информация о ДЗ | Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения ДЗ | Упр. 180 (диктант), 190. |
11 | Подведение итогов | Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся | поблагодарить ребят за работу, объявить отметки |
12 | Рефлексия | Инициировать и интенсифицировать рефлексию учащихся по поводу своего психо-эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и другими учащимися. Обеспечить освоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества. | Закончите предложения: – Мне понравилось на уроке… – Сегодня я понял… – Распространенные предложения – это... – Второстепенные члены предложения – это... |
Скоро Новый год
Скоро наступит Новый год. Из Москвы в полночь дойдут до нас звуки Кремлевских курантов. В школах начнутся зимние каникулы. Ребята уедут отдыхать в санатории, лагеря. Мы радостно встретим 2008 год.
Обстоятельство
зависит от глагола | обозначает место, время, способ действия | где? куда? когда? откуда? почему? зачем? как? | наречиями или сущ. в косвенных падежах |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний....
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс
Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...
План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс
Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...
Конспект урока по русскому языку 5 класс . Тема урока : "Морфемика и орфография"
Данный материал позволит учащимся закрепить определения морфем, морфемики, орфографии...
конспект урока по русскому языку 8 класс по учебнику М.М.Разумовской « Русский язык в семье славянских языков».
конспект урока по русскому языку 8 класс по учебнику М.М.Разумовской...
Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...
Конспект урока по русскому языку 8 класс Виды словосочетаний
Конспект по теме "Виды словосочетаний" для уроков по русскому языку в 8 классе. Включает в себя цели, задачи, схемы, изучение нового метериала, упражнения для практики, закрепление изученног...