Рабочие программы и календарно-тематическое планирование
календарно-тематическое планирование по русскому языку по теме

Паршина Римма Владимировна

Рабочие программы, тематическое планирование, элективные курсы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochie_programmy_parshina.rar235.34 КБ

Предварительный просмотр:

Лингвостилистический анализ художественного текста

Программа курса для учащихся 10-11 классов

Пояснительная записка

В основу содержания и структуры курса положена концепция литературного образования на основе творческой деятельности. Программа ориентирована на специальные уроки, развивающие творческие способности школьников. Предлагаемый курс рассчитан на 58 часов. Срок освоения 2 года/ 29 часов в год. Каждый из блоков (классов) может изучаться автономно. Программа курса «Лингвостилистический анализ художественного текста» предусматривает более глубокое овладение рядом специальных понятий, которые хотя и анализируются на уроках русского языка и литературы (по основной программе), но не рассматриваются в достаточно полном объеме и в определенной системе. Курс имеет как теоретическую, так и практическую направленность: в программе представлены понятия и категории теории художественной речи, научных методов филологического анализа художественного текста и методики его комментирования, а также самореализация школьников в деятельностной сфере на практических занятиях.

Цель курса – ознакомить учащихся с величайшими памятниками культуры, литературы, расширить представление учащихся о жанрах литературы, показать своеобразие и самобытность произведений литературы. Контроль проводится в виде тестирования, практических  работ, рефератов.

Задачи курса:

  1. Сформировать интерес к языкознанию, литературе, используя комплексный анализ текстов художественных произведений.
  2. Научить рассматривать художественные произведения в единстве форм и содержания.
  3. Организовать практическую деятельность учащихся, развивающую их творческие способности.
  4. Создать психологические речевые ситуации, способствующие овладению учащимися различными видами речевой деятельности.
  5. Сформировать навыки и умения анализа и комментирования художественного текста,
  6. Воспитать грамотного читателя, способного по достоинству оценить и полностью воспринять художественно-эстетические ценности произведения.
  7. Развить творческое отношение к языку, умение владеть художественным словом.

Курс «Лингвостилистический анализ художественного текста » направлен не только на образовательное, но и духовное, эстетическое развитие учащихся. Поэтому предполагается использование таких форм занятий, когда  создается творческая атмосфера совместной деятельности  учителя и учащихся, атмосфера духовного общения. Учитель отбирает для работы материал с учетом как его эстетической ценности, так и значимости для раскрытия темы и идеи художественного произведения. Занятия по спецкурсу проводятся параллельно урокам литературы и русского языка.

Организация деятельности учащихся.

Деятельность учащихся организуется на занятиях, которые можем назвать мастерскими. Характер и направленность таких занятий различны.

Перед знакомством с творчеством писателя и анализом его произведений проводится - мастерская по подготовке восприятия текста.

В процессе работы с текстом -  мастерская по лингвистическому, стилистическому, художественному анализу.

В зависимости от уровня представления понятия учащимися проводится мастерская по углублению теоретических сведений.

В основе практических занятий - мастерская творческого письма, комплексный анализ художественного текста. Для успешной реализации деятельности учащихся важны психологические особенности восприятия художественного слова, поэтому рекомендуются следующие виды деятельности:

1) психологические упражнения со словом; 2) накопление словарного запаса, на основе которого создается текст:, 3) пересказ текста услышанного, прочитанного, его выразительное и исполнительское чтение как результат восприятия и анализа художественного текста.

Курс направлен на образовательное развитие учащихся:

  1. углубление знаний об основных литературных направлениях, родах, жанрах;
  2. общие сведения по теории стихосложения;
  3. умение владеть различными видами речевой деятельности,
  4. создание творческих текстов различных жанров;
  5. развитие представления об эстетической ценности языковых средств выразительности.

Программа «Лингвостилистический анализ художественного текста» направлена на выработку у учащихся следующих основных умений:

  1. анализ художественного произведения в контексте сюжетно - композиционного единства;
  2. умение видеть эстетическую функцию языковых средств и художественных деталей произведения;
  3. умение определять жанрово-родовую природу произведения как воплощение историко-культурного развития искусства слова;
  4. умение давать эстетическую оценку произведению и аргументировать ее: интер-претировать в контексте художественной культуры и традиции;
  5. умение выполнять исследовательские работы по художественному анализу текста, умение выполнять письменные творческие работы различных жанров.

 

10 класс

Тема  занятия

Количество часов

I

СЛОВО И СЛОВЕСНОСТЬ

4

1

Многозначность понятий

«слово и словесность»

1

2

Жизнь слова

1

3

Словесность народная и книжная

Словесность и гуманитарные науки

1

4

Практическая  работа по теме:

“ Лесков-художник слова ”

1

II

К ИСТОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА

3

1

Русский язык - один из славянских языков

Этапы развития русского литературного языка

1

2

Русский язык и русская классическая литература как духовное достояние народа, основная форма проявления национального и личностного самосознания

1

3

Мастерская творческого письма. Углубление понятия “ Слово ”

1

III

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ-

ДИАЛОГ С ЧИТАТЕЛЕМ

3

1

Восприятие художественного текста – процесс творческий. Писатель и читатель

1

2

Учись понимать язык произведения

1

3

Практическая  работа. Комплексный анализ текста

1

IV

ВЛИЯНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ РУССКОЙ СЛОВЕСНОСТИ НА ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

2

1

Что и как мы читаем. Системное и бессистемное чтение. Читательский дневник. Его роль в самообразовании. Дневник русских писателей.

1

2

Мастерская творческого письма: «Читательский дневник»

1

V

СЛОВО КАК ПЕРВОЭЛЕМЕНТ ТЕКСТА

3

1

Слово в художественном тексте. Его смысловая гибкость. Правильность, точность, последовательность, чистота, выразительность, богатство.

1

2

Контекстуальные синонимы и антонимы

1

3

Творческая мастерская по углублению понятий типа: 1) гордыня – гордость:

2) воля – свобода : 3) дерзать – дерзить ;

1

V

РОДЫ И ЖАНРЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

7

1

Эпос и лирика. Их особенности. Драма как сценический вид искусства.

1

2

Эпические жанры: эпопея, былина, сказка, поэма, роман, повесть, новелла, рассказ, басня.

1

3

Лирические жанры: ода, баллада, элегия, послания, стихотворение.

1

4

Драматические жанры: трагедия, комедия, драма, мелодрама, водевиль.

1

5

Практическая  работа. Исследование текстов разных жанров.

1

6

 Жанр. Особенности жанра. На примере литературного произведения  (практическая работа)

2

VI

ТЕКСТ И ЕГО ПРИЗНАКИ

5

1

Тема и содержание. Тема и идеи. Сюжет и композиция.

1

2

Композиция как средство развертывания сюжета. Композиционные функции “деталей” в словесном произведении.

1

3

Практическая работа. Исследование художественного текста по изученной теме.

3

VII

ОБРАЗ АВТОРА И РАССКАЗЧИКА В ТЕКСТЕ

2

 

11 КЛАСС

№ п/п

Тема занятий

Количество часов

I

ЗАДАЧИ КУРСА. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 10 кл

2

II

ОСОБЕННОСТИ СТИХОТВОРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.

14

1

Общее понятие о системах стихосложения.

1

2

Силлабическое стихосложение

1

3

Силлабо – тоническое стихосложение. Стопа. Двусложные и трехсложные стопы. Размер стиха. Вольный стих.

1

4

Мастерская по углублению понятия “поэзия”

1

5

Пауза. Перенос. Цензура. Анакруза. Клаузула.

1

6

Рифма. Внутренняя рифма. Точная и неточная рифма. Составная рифма. Мужская, женская, дактилическая и гипердактилическая рифма. Рифмы смежные, перекрестные, охватные.

1

7

Мастерская по подготовке восприятия творчества поэта. ( В соответствии с прохождением программы по литературе )

1

8

Строфа. Четверостишие, двустишие, трехстишие, терцина, октава, сонет, онегинская строфа. Астрофические стихи.

1

9

Акцентный стих и свободный стих.

1

10

Звуковые средства художественной изобразительности

1

11

Отбор словесного материала для стихотворного произведения. Путь к стиху от слова “живых” словосочетаний.

1

12

Мастерская творческого письма: “Мой поэт”.

2

13

Различие понятий “стихотворный” и “поэтический”. Ритм и интонация в прозе.

1

III

ВОЗМОЖНОСТИ РАЗЛИЧНОГО СЛОВЕСНОГО ВЫРАЖЕНИЯ ОДНОЙ ТЕМЫ.

7

1

Языковые построения с установкой на “чужое слово”.

1

2

Стилизация. Сказ. Пародия.

1

3

Перифраза. Бурлеск. Травести.

1

4

Мастерская по углублению изученных понятий на основе комплексного анализа художественных текстов.

2

5

Средства словесного выражения сатиры и юмора.

1

6

Мастерская творческого письма по сказки Л.Филатова “Про Федота”.

1

IV

ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД И ТВОРЧЕСКАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ.

4

1

Лабораторная работа. “Стиль и язык литературного произведения”.

2

2

Семинар на тему: “Писатель – мой современник”

2

V

ЛИТЕРАТУРНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ.

1

VI

ИТОГОВАЯ  ЗАЧЕТНАЯ  РАБОТА ПО КУРСУ.

1

Методическое обеспечение программы

  1.  Альбеткова Р.И. «Учимся читать лирическое произведение». – М., Дрофа, 2003 г.
  2. Власенкова А.И., Рыбченкова Л.М. «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи». – М., Просвещение, 2002 г.
  3. Барлас Л.Г. Русский язык. Стилистика. М., Просвещение, 2005 г.
  4. Горшков А.И. Русская словесность. 10-11 классы – М., Дрофа, 2000 г.
  5. Золотова Г.А., Дручинина  Г.П. Русский язык. От системы к тексту. 10 класс. – М., Дрофа, 2006 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку по программе С.И. Львовой, 9 класс

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку по программе С.И. Львовой, 9 класс...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование для 11 класса по программе Н. Г. Гольцовой

Рабочая программа для 11 класса по русскому языку с календарно-тематическим планированием создана в соответсвии с требованиями аккредитационной комиссии Министерства образования. Содержит в себе поясн...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование для 10 класса по программе Н. Г. Гольцовой

Рабочая программа для 10  класса по русскому языку с календарно-тематическим планированием создана в соответсвии с требованиями аккредитационной комиссии Министерства образования. Содержит в себе...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по алгебре и началам анализа (10 - 11 кл.), составленные на основе авторской программы Е. А. Семенко (2013-2014 учебный год)

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по алгебре и началам анализа (10 - 11 кл.) составлены на основе Авторской программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев Краснодарско...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по геометрии (10 - 11 кл.), составленные на основе авторской программы В. А. Смирнова, И. М. Смирновой (2009 год)

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по геометрии (10 - 11 кл.) составлены на основе авторской программы В. А. Смирнова, И. М. Смирновой  (2009 год).Рабочая программа и календ...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературе по программе Г.Беленького и Ю.Лыссого на 136 часов 6 класс

Рабочая программа составлена для класса с углублённым изучением литературы на 136 часов (из расчёта 4 часа внеделю). Учитель обращает особое  внимание на уроки по развитию речи (устной и письменн...