Рабочие программы и календарно-тематическое планирование
календарно-тематическое планирование по русскому языку по теме
Рабочие программы, тематическое планирование, элективные курсы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochie_programmy_parshina.rar | 235.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Лингвостилистический анализ художественного текста
Программа курса для учащихся 10-11 классов
Пояснительная записка
В основу содержания и структуры курса положена концепция литературного образования на основе творческой деятельности. Программа ориентирована на специальные уроки, развивающие творческие способности школьников. Предлагаемый курс рассчитан на 58 часов. Срок освоения 2 года/ 29 часов в год. Каждый из блоков (классов) может изучаться автономно. Программа курса «Лингвостилистический анализ художественного текста» предусматривает более глубокое овладение рядом специальных понятий, которые хотя и анализируются на уроках русского языка и литературы (по основной программе), но не рассматриваются в достаточно полном объеме и в определенной системе. Курс имеет как теоретическую, так и практическую направленность: в программе представлены понятия и категории теории художественной речи, научных методов филологического анализа художественного текста и методики его комментирования, а также самореализация школьников в деятельностной сфере на практических занятиях.
Цель курса – ознакомить учащихся с величайшими памятниками культуры, литературы, расширить представление учащихся о жанрах литературы, показать своеобразие и самобытность произведений литературы. Контроль проводится в виде тестирования, практических работ, рефератов.
Задачи курса:
- Сформировать интерес к языкознанию, литературе, используя комплексный анализ текстов художественных произведений.
- Научить рассматривать художественные произведения в единстве форм и содержания.
- Организовать практическую деятельность учащихся, развивающую их творческие способности.
- Создать психологические речевые ситуации, способствующие овладению учащимися различными видами речевой деятельности.
- Сформировать навыки и умения анализа и комментирования художественного текста,
- Воспитать грамотного читателя, способного по достоинству оценить и полностью воспринять художественно-эстетические ценности произведения.
- Развить творческое отношение к языку, умение владеть художественным словом.
Курс «Лингвостилистический анализ художественного текста » направлен не только на образовательное, но и духовное, эстетическое развитие учащихся. Поэтому предполагается использование таких форм занятий, когда создается творческая атмосфера совместной деятельности учителя и учащихся, атмосфера духовного общения. Учитель отбирает для работы материал с учетом как его эстетической ценности, так и значимости для раскрытия темы и идеи художественного произведения. Занятия по спецкурсу проводятся параллельно урокам литературы и русского языка.
Организация деятельности учащихся.
Деятельность учащихся организуется на занятиях, которые можем назвать мастерскими. Характер и направленность таких занятий различны.
Перед знакомством с творчеством писателя и анализом его произведений проводится - мастерская по подготовке восприятия текста.
В процессе работы с текстом - мастерская по лингвистическому, стилистическому, художественному анализу.
В зависимости от уровня представления понятия учащимися проводится мастерская по углублению теоретических сведений.
В основе практических занятий - мастерская творческого письма, комплексный анализ художественного текста. Для успешной реализации деятельности учащихся важны психологические особенности восприятия художественного слова, поэтому рекомендуются следующие виды деятельности:
1) психологические упражнения со словом; 2) накопление словарного запаса, на основе которого создается текст:, 3) пересказ текста услышанного, прочитанного, его выразительное и исполнительское чтение как результат восприятия и анализа художественного текста.
Курс направлен на образовательное развитие учащихся:
- углубление знаний об основных литературных направлениях, родах, жанрах;
- общие сведения по теории стихосложения;
- умение владеть различными видами речевой деятельности,
- создание творческих текстов различных жанров;
- развитие представления об эстетической ценности языковых средств выразительности.
Программа «Лингвостилистический анализ художественного текста» направлена на выработку у учащихся следующих основных умений:
- анализ художественного произведения в контексте сюжетно - композиционного единства;
- умение видеть эстетическую функцию языковых средств и художественных деталей произведения;
- умение определять жанрово-родовую природу произведения как воплощение историко-культурного развития искусства слова;
- умение давать эстетическую оценку произведению и аргументировать ее: интер-претировать в контексте художественной культуры и традиции;
- умение выполнять исследовательские работы по художественному анализу текста, умение выполнять письменные творческие работы различных жанров.
10 класс
№ | Тема занятия | Количество часов |
I | СЛОВО И СЛОВЕСНОСТЬ | 4 |
1 | Многозначность понятий «слово и словесность» | 1 |
2 | Жизнь слова | 1 |
3 | Словесность народная и книжная Словесность и гуманитарные науки | 1 |
4 | Практическая работа по теме: “ Лесков-художник слова ” | 1 |
II | К ИСТОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА | 3 |
1 | Русский язык - один из славянских языков Этапы развития русского литературного языка | 1 |
2 | Русский язык и русская классическая литература как духовное достояние народа, основная форма проявления национального и личностного самосознания | 1 |
3 | Мастерская творческого письма. Углубление понятия “ Слово ” | 1 |
III | ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ- ДИАЛОГ С ЧИТАТЕЛЕМ | 3 |
1 | Восприятие художественного текста – процесс творческий. Писатель и читатель | 1 |
2 | Учись понимать язык произведения | 1 |
3 | Практическая работа. Комплексный анализ текста | 1 |
IV | ВЛИЯНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ РУССКОЙ СЛОВЕСНОСТИ НА ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ | 2 |
1 | Что и как мы читаем. Системное и бессистемное чтение. Читательский дневник. Его роль в самообразовании. Дневник русских писателей. | 1 |
2 | Мастерская творческого письма: «Читательский дневник» | 1 |
V | СЛОВО КАК ПЕРВОЭЛЕМЕНТ ТЕКСТА | 3 |
1 | Слово в художественном тексте. Его смысловая гибкость. Правильность, точность, последовательность, чистота, выразительность, богатство. | 1 |
2 | Контекстуальные синонимы и антонимы | 1 |
3 | Творческая мастерская по углублению понятий типа: 1) гордыня – гордость: 2) воля – свобода : 3) дерзать – дерзить ; | 1 |
V | РОДЫ И ЖАНРЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ | 7 |
1 | Эпос и лирика. Их особенности. Драма как сценический вид искусства. | 1 |
2 | Эпические жанры: эпопея, былина, сказка, поэма, роман, повесть, новелла, рассказ, басня. | 1 |
3 | Лирические жанры: ода, баллада, элегия, послания, стихотворение. | 1 |
4 | Драматические жанры: трагедия, комедия, драма, мелодрама, водевиль. | 1 |
5 | Практическая работа. Исследование текстов разных жанров. | 1 |
6 | Жанр. Особенности жанра. На примере литературного произведения (практическая работа) | 2 |
VI | ТЕКСТ И ЕГО ПРИЗНАКИ | 5 |
1 | Тема и содержание. Тема и идеи. Сюжет и композиция. | 1 |
2 | Композиция как средство развертывания сюжета. Композиционные функции “деталей” в словесном произведении. | 1 |
3 | Практическая работа. Исследование художественного текста по изученной теме. | 3 |
VII | ОБРАЗ АВТОРА И РАССКАЗЧИКА В ТЕКСТЕ | 2 |
11 КЛАСС
№ п/п | Тема занятий | Количество часов |
I | ЗАДАЧИ КУРСА. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 10 кл | 2 |
II | ОСОБЕННОСТИ СТИХОТВОРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ. | 14 |
1 | Общее понятие о системах стихосложения. | 1 |
2 | Силлабическое стихосложение | 1 |
3 | Силлабо – тоническое стихосложение. Стопа. Двусложные и трехсложные стопы. Размер стиха. Вольный стих. | 1 |
4 | Мастерская по углублению понятия “поэзия” | 1 |
5 | Пауза. Перенос. Цензура. Анакруза. Клаузула. | 1 |
6 | Рифма. Внутренняя рифма. Точная и неточная рифма. Составная рифма. Мужская, женская, дактилическая и гипердактилическая рифма. Рифмы смежные, перекрестные, охватные. | 1 |
7 | Мастерская по подготовке восприятия творчества поэта. ( В соответствии с прохождением программы по литературе ) | 1 |
8 | Строфа. Четверостишие, двустишие, трехстишие, терцина, октава, сонет, онегинская строфа. Астрофические стихи. | 1 |
9 | Акцентный стих и свободный стих. | 1 |
10 | Звуковые средства художественной изобразительности | 1 |
11 | Отбор словесного материала для стихотворного произведения. Путь к стиху от слова “живых” словосочетаний. | 1 |
12 | Мастерская творческого письма: “Мой поэт”. | 2 |
13 | Различие понятий “стихотворный” и “поэтический”. Ритм и интонация в прозе. | 1 |
III | ВОЗМОЖНОСТИ РАЗЛИЧНОГО СЛОВЕСНОГО ВЫРАЖЕНИЯ ОДНОЙ ТЕМЫ. | 7 |
1 | Языковые построения с установкой на “чужое слово”. | 1 |
2 | Стилизация. Сказ. Пародия. | 1 |
3 | Перифраза. Бурлеск. Травести. | 1 |
4 | Мастерская по углублению изученных понятий на основе комплексного анализа художественных текстов. | 2 |
5 | Средства словесного выражения сатиры и юмора. | 1 |
6 | Мастерская творческого письма по сказки Л.Филатова “Про Федота”. | 1 |
IV | ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД И ТВОРЧЕСКАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ. | 4 |
1 | Лабораторная работа. “Стиль и язык литературного произведения”. | 2 |
2 | Семинар на тему: “Писатель – мой современник” | 2 |
V | ЛИТЕРАТУРНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ. | 1 |
VI | ИТОГОВАЯ ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ. | 1 |
Методическое обеспечение программы
- Альбеткова Р.И. «Учимся читать лирическое произведение». – М., Дрофа, 2003 г.
- Власенкова А.И., Рыбченкова Л.М. «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи». – М., Просвещение, 2002 г.
- Барлас Л.Г. Русский язык. Стилистика. М., Просвещение, 2005 г.
- Горшков А.И. Русская словесность. 10-11 классы – М., Дрофа, 2000 г.
- Золотова Г.А., Дручинина Г.П. Русский язык. От системы к тексту. 10 класс. – М., Дрофа, 2006 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку по программе С.И. Львовой, 9 класс
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку по программе С.И. Львовой, 9 класс...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование для 11 класса по программе Н. Г. Гольцовой
Рабочая программа для 11 класса по русскому языку с календарно-тематическим планированием создана в соответсвии с требованиями аккредитационной комиссии Министерства образования. Содержит в себе поясн...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование для 10 класса по программе Н. Г. Гольцовой
Рабочая программа для 10 класса по русскому языку с календарно-тематическим планированием создана в соответсвии с требованиями аккредитационной комиссии Министерства образования. Содержит в себе...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по алгебре и началам анализа (10 - 11 кл.), составленные на основе авторской программы Е. А. Семенко (2013-2014 учебный год)
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по алгебре и началам анализа (10 - 11 кл.) составлены на основе Авторской программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев Краснодарско...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по геометрии (10 - 11 кл.), составленные на основе авторской программы В. А. Смирнова, И. М. Смирновой (2009 год)
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по геометрии (10 - 11 кл.) составлены на основе авторской программы В. А. Смирнова, И. М. Смирновой (2009 год).Рабочая программа и календ...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературе по программе Г.Беленького и Ю.Лыссого на 136 часов 6 класс
Рабочая программа составлена для класса с углублённым изучением литературы на 136 часов (из расчёта 4 часа внеделю). Учитель обращает особое внимание на уроки по развитию речи (устной и письменн...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по математике для учащихся 7 классов коррекционных школ VIII вида (по программе 5-го класса)
Рабочая программа и КТП по математике 7 "б" класс (счет, арифметика)...