«Об отъявленных специалистах, их вопиющих достижениях и лексической сочетаемости»
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Ивушкина Ольга Павловна

 

Мастер-класс  по теме:

Опыт преподавания стилистики. «Об отъявленных специалистах, их вопиющих достижениях и лексической сочетаемости».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc50.5 КБ
Office presentation icon prezentaciya_microsoft_office_powerpoint.ppt857 КБ
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka.doc480.5 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛОКОЛАМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МОУ «ГИМНАЗИЯ №1  Г. ВОЛОКОЛАМСКА»

Адрес: Московская область, г. Волоколамск, ул. Школьная, д.12

Почтовый индекс: 143600

Телефон: 8(496-36)2-15-18

Web-сайт: www.myfirstschool.ru

E-mail: vlk_gimn_1@mail.ru mail@myfirstschool.ru

Мастер-класс  по теме:

Опыт преподавания стилистики. «Об отъявленных специалистах, их вопиющих достижениях и лексической сочетаемости».

Учитель:

О.П.Ивушкина

Г. Волоколамск

Опыт преподавания стилистики

«Об отъявленных специалистах,  их вопиющих достижениях

и о лексической сочетаемости…»

Тип урока: урок-практикум.

Цели

       урока : 1.   вспомнить понятие о лексической сочетаемости,

  1. реализовать понимание лексической сочетаемости  и несочетаемости через практическое применение,
  2. совершенствовать умение использовать наиболее точные лексические соответствия,
  3. совершенствовать умение видеть и исправлять речевые ошибки, возникшие вследствие нарушения лексической сочетаемости,
  4. видеть и объяснять тропы и стилистические фигуры, созданные на основе нарушения лексической сочетаемости.

План – конспект урока.

  1. Оргмомент.
  2. Психологическая подготовка к восприятию темы.

Слово учителя.

         Сегодня у нас урок практической стилистики. Мы стремимся, чтобы речь наша точно выражала наши мысли и чувства, была правильной, лингвистически грамотной. Порой, чтобы этого добиться, мало знать значения слов…

- Посмотрите на следующие словосочетания. Правильно ли они построены?

                   

Запись на доске :   Табун коров

                                Стая лошадей

                                Стадо волков

                                Отара сорок

                                Стая овец

- Что вам не нравится? Посмотрите, ведь первые слова обозначают «сообщество животных» ? Как следует сказать?

     (Табун лошадей, стая волков, стадо коров, отара овец, стая сорок.)

- Значит, чтобы быть грамотными часто недостаточно знать значения используемых слов, нужно обязательно учитывать их способность соединяться друг с другом, т.е. , как говорят лингвисты, лексическую сочетаемость.

   

                                          3.  Практикум по теме.

Итак, вспоминайте, мы говорили о лексической сочетаемости на уроках стилистики в 9 классе.

Лексическая сочетаемость – это способность слов соединяться друг с другом. Розенталь называл это притяжением слов друг к другу.

- Чем же определяется лексическая сочетаемость? Конечно же, прежде всего лексическим значением слов. Вам приходилось видеть фиолетовый апельсин? Может быть, вы наблюдали, как спят бегом? Нет?

Тогда вы без труда справитесь с «путаницей», которую я для вас приготовила.

Упражнение № 1.

- Соедините линиями слова так, чтобы все ошибки были устранены:

 Потерпеть                   победу                          

 Одержать                    поражение

 Отъявленные              специалисты

 Выдающиеся               недостатки

 Вопиющие                   достижения

 Хорошие                      преступники

 Безвыходное               горе

 Безысходное               положение

 Придавать                   внимание

 Уделить                       значение

 Повысить                    качество

 Улучшить                   уровень

 Оказать                        вред

 Нанести                       влияние

Упражнение № 2.

Задания, предполагающие знание лексической сочетаемости слов, встречаются нам и в ЕГЭ. Например, такие :

  1. Найдите словосочетание, которое образовано верно:

А)   занять звание чемпиона;

Б)   одержать успехи;

В)   пользоваться спросом;

Г)   поставить концерт.                   (Ответ - В)

   

 

  1. Укажите неправильный вариант сочетания:

А)   Выдать требования;

Б)    Обратить внимание;

В)    Договор на поставку продуктов;

Г)    Иметь опасения.                       (Ответ - А)

  1. Укажите, в каком предложении не нарушены границы лексической сочетаемости:

А)   Она вывела за собой табунчик девушек в сарафанах..

Б)    Этот актер уже давно заслужил признание зрителей.

В)    Большая половина игры уже прошла.

Г)    Два единственных вопроса тревожили жителей.       (Ответ - Б)

                                                                               

  1. Найдите словосочетание, в котором нарушение лексической сочетаемости не является ошибкой:

А)   Три единственные дочери;

Б)    Живой труп;

В)    Облокотиться спиной;

Г)    Страшная красавица.                                           (Ответ - Б)

Почему вы считаете, что сочетание «живой труп» не является речевой ошибкой?

       (Это один из видов тропов – оксюморон.)

Упражнение № 3.

 Совершенно очевидно, что нередко лексическую сочетаемость нарушают поэты

                                в поисках неожиданных образов, яркой экспрессии,

                                                 оригинальных метафор.

Вот примеры очень талантливого переосмысления привычного употребления слов.

Определите, какие словосочетания стали основой метафор созданных  поэтами.

1. Смеюсь навзрыд, как у кривых зеркал.                                                                                                                

     Меня, должно быть, ловко разыграли:

     Крючки носов и до ушей оскал,

     Как на Венецианском карнавале. (В. Высоцкий.)  ( - плакать навзрыд)

2.  Февраль. Достать чернил и плакать!

      Писать о феврале навзрыд… (Б.Пастернак.)          ( - плакать навзрыд)

3.  Мы не умрем мучительною жизнью,

     Мы лучше верной смертью оживем… (В.Высоцкий.)            

                                              ( - умереть мучительной смертью,  верная смерть)

4.  Поэты ходят пятками по лезвию ножа

     И режут в кровь свои босые души… (В.Высоцкий.)            ( - босые пятки )

 

4. Подведение итогов урока.

Мы сегодня говорили о лексической сочетаемости слов. К сожалению, время наше очень ограничено. Можно было бы поговорить, например, о том, как замечательно используют юмористы нарушение сочетаемости слов, о том, как «гениев признают заживо» или  как «трудно нам прощать чужие недостатки, но еще труднее прощать чужие достоинства». Следовало бы сказать о том, что правила соединения слов в речи определяет и грамматическая сочетаемость. Это важно знать, что допускается, например, соединение существительных с прилагательным, но запрещено сочетание прилагательных с числительными, притяжательных местоимений с глаголами. Нельзя же сказать: «большое сто» или «моя твоя не понимает».

Но обо всем этом разговор еще у нас будет, в другой раз. Спасибо за урок.

До свидания.

Использованная литература.

  1. Т.В.Потемкина, С.В. Сабурова  «Русский язык. 10-11 классы. Культура устной и письменной речи».
  2. Д.Е.Розенталь, И.Б.Голуб «Секреты стилистики. Правила хорошей речи».
  3. Д. Е.Розенталь, И.Б.Голуб  «Занимательная стилистика».
  4. С.И.Львова «Уроки словесности».

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СЕМИНАР ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ ДИРЕКТОРОВ «ИННОВАЦИОННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ГИМНАЗИИ» Мастер-класс Опыт преподавания стилистики «Об отъявленных специалистах, их вопиющих достижениях и лексической сочетаемости» О.П.Ивушкина

Слайд 3

Найдите словосочетание, которое образовано верно: А) занять звание чемпиона; Б) одержать успехи; В) пользоваться спросом; Г) поставить концерт.

Слайд 4

2. Укажите неправильный вариант сочетания: А) Выдать требования; Б) Обратить внимание; В) Договор на поставку продуктов; Г) Иметь опасения.

Слайд 5

3. Укажите, в каком предложении не нарушены границы лексической сочетаемости: А) Она вывела за собой табунчик девушек в сарафанах. Б) Этот актер уже давно заслужил признание зрителей. В) Большая половина игры уже прошла. Г) Два единственных вопроса тревожили жителей.

Слайд 6

4. Н айдите словосочетание, в котором нарушение лексической сочетаемости не является ошибкой: А) Три единственные дочери; Б) Живой труп; В) Облокотиться спиной; Г) Страшная красавица.

Слайд 7

1. Смеюсь навзрыд, как у кривых зеркал. Меня, должно быть, ловко разыграли: Крючки носов и до ушей оскал, Как на Венецианском карнавале. (В. Высоцкий)

Слайд 8

2. Февраль. Достать чернил и плакать! Писать о феврале навзрыд… (Б.Пастернак)

Слайд 9

3. Мы не умрем мучительною жизнью, Мы лучше верной смертью оживем… (В.Высоцкий)

Слайд 10

4. Поэты ходят пятками по лезвию ножа И режут в кровь свои босые души… (В.Высоцкий)



Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛОКОЛАМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МОУ «ГИМНАЗИЯ №1 Г. ВОЛОКОЛАМСКА»

Телефон: 8(496-36)2-15-18                                                    Адрес: 143600 Московская область,

Web-сайт: www.myfirstschool.ru                                        г. Волоколамск, ул. Школьная, д.12

E-mail: vlk_gimn_1@mail.ru

     mail@myfirstschool.ru

 СЕМИНАР  ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ  ДИРЕКТОРОВ

«ИННОВАЦИОННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ГИМНАЗИИ»

C:\Documents and Settings\Администратор\Мои документы\Мои рисунки\gimnazia_osen (5).JPG

Мастер-класс

Опыт преподавания стилистики

«Об отъявленных специалистах, их вопиющих достижениях и лексической сочетаемости»

О.П.Ивушкина

Упражнение № 1.

Соедините линиями слова так, чтобы все ошибки были устранены:

 Потерпеть                                        победу                          

 Одержать                                         поражение

 Отъявленные                                  специалисты

 Выдающиеся                                   недостатки

 Вопиющие                                      достижения

 Хорошие                                         преступники

 Безвыходное                                   горе

 Безысходное                                   положение

 Придавать                                       внимание

 Уделить                                           значение

 Повысить                                        качество

 Улучшить                                        уровень

 Оказать                                            вред

 Нанести                                          влияние

Упражнение № 2.

Задания, предполагающие знание лексической сочетаемости слов, встречаются нам и в ЕГЭ. Например, такие:

  1. Найдите словосочетание, которое образовано верно:

А)   занять звание чемпиона;

Б)   одержать успехи;

В)   пользоваться спросом;

Г)   поставить концерт.                  

   

  1. Укажите неправильный вариант сочетания:

А)   Выдать требования;

Б)    Обратить внимание;

В)    Договор на поставку продуктов;

Г)    Иметь опасения.                      

  1. Укажите, в каком предложении не нарушены границы лексической сочетаемости:

А)   Она вывела за собой табунчик девушек в сарафанах.

Б)    Этот актер уже давно заслужил признание зрителей.

В)    Большая половина игры уже прошла.

Г)    Два единственных вопроса тревожили жителей.

                                                                               

  1. Найдите словосочетание, в котором нарушение лексической сочетаемости не является ошибкой:

А)   Три единственные дочери;

Б)    Живой труп;

В)    Облокотиться спиной;

Г)    Страшная красавица.                                          

Упражнение № 3.

Определите, какие словосочетания стали основой метафор, созданных  поэтами. Словосочетания подчеркните.

1. Смеюсь навзрыд, как у кривых зеркал.                                                                                                                

     Меня, должно быть, ловко разыграли:

     Крючки носов и до ушей оскал,

     Как на Венецианском карнавале. (В. Высоцкий)

2.  Февраль. Достать чернил и плакать!

      Писать о феврале навзрыд… (Б.Пастернак.)          

3.  Мы не умрем мучительною жизнью,

     Мы лучше верной смертью оживем… (В.Высоцкий.)            

4.  Поэты ходят пятками по лезвию ножа

     И режут в кровь свои босые души… (В.Высоцкий)  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-презентация по русскому языку "Поговорим о лексической сочетаемости слов"

Урок- практикум в 10-11 классах, ставящий своей целью повторение и закрепление, орфоэпических, лексических, грамматических норм русского языка....

Изучение грамматической и лексической сочетаемости слов при работе над переводом.

   Непременным условием свободного владения английским языком является умение «связывать» слова друг с другом для выражения мыслей в процессе общения. Усвоение учащимися закономерност...

Урок по русскому языку для 9 класса. Лексическая и грамматическая сочетаемость слов.

Лексическая и грамматическая сочетаемость слов. Цели урока:Познакомить учеников с нормами лексической и грамматической сочетаемости слов.Развивать языковое чутьё. Вести работу по предупрежд...

Лексическая сочетаемость

Лексическая сочетаемость...

Готовимся к ЕГЭ. Задание 5. Лексическая сочетаемость, паронимы.

Презентация для работы с 5 заданием КИМов ЕГЭ по русскому языку....

Современные подходы к оценке образовательных достижений студентов по иностранному языку при реализации программ подготовки специалистов среднего звена

Статья содержит основные требования к контролю на уроках иностранного языка при компетентностном подходе....

Конспект урока по родному русскому языку в 9 классе «Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости»

Конспект урока по родному русскому языку в 9 классе на тему «Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости». В урок добавлены типичные ошибки, присущие своей ...