«Об отъявленных специалистах, их вопиющих достижениях и лексической сочетаемости»
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме
Мастер-класс по теме:
Опыт преподавания стилистики. «Об отъявленных специалистах, их вопиющих достижениях и лексической сочетаемости».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.doc | 50.5 КБ |
prezentaciya_microsoft_office_powerpoint.ppt | 857 КБ |
tehnologicheskaya_karta_uroka.doc | 480.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛОКОЛАМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
МОУ «ГИМНАЗИЯ №1 Г. ВОЛОКОЛАМСКА»
Адрес: Московская область, г. Волоколамск, ул. Школьная, д.12
Почтовый индекс: 143600
Телефон: 8(496-36)2-15-18
Web-сайт: www.myfirstschool.ru
E-mail: vlk_gimn_1@mail.ru mail@myfirstschool.ru
Мастер-класс по теме:
Опыт преподавания стилистики. «Об отъявленных специалистах, их вопиющих достижениях и лексической сочетаемости».
Учитель:
О.П.Ивушкина
Г. Волоколамск
Опыт преподавания стилистики
«Об отъявленных специалистах, их вопиющих достижениях
и о лексической сочетаемости…»
Тип урока: урок-практикум.
Цели
урока : 1. вспомнить понятие о лексической сочетаемости,
- реализовать понимание лексической сочетаемости и несочетаемости через практическое применение,
- совершенствовать умение использовать наиболее точные лексические соответствия,
- совершенствовать умение видеть и исправлять речевые ошибки, возникшие вследствие нарушения лексической сочетаемости,
- видеть и объяснять тропы и стилистические фигуры, созданные на основе нарушения лексической сочетаемости.
План – конспект урока.
- Оргмомент.
- Психологическая подготовка к восприятию темы.
Слово учителя.
Сегодня у нас урок практической стилистики. Мы стремимся, чтобы речь наша точно выражала наши мысли и чувства, была правильной, лингвистически грамотной. Порой, чтобы этого добиться, мало знать значения слов…
- Посмотрите на следующие словосочетания. Правильно ли они построены?
Запись на доске : Табун коров
Стая лошадей
Стадо волков
Отара сорок
Стая овец
- Что вам не нравится? Посмотрите, ведь первые слова обозначают «сообщество животных» ? Как следует сказать?
(Табун лошадей, стая волков, стадо коров, отара овец, стая сорок.)
- Значит, чтобы быть грамотными часто недостаточно знать значения используемых слов, нужно обязательно учитывать их способность соединяться друг с другом, т.е. , как говорят лингвисты, лексическую сочетаемость.
3. Практикум по теме.
Итак, вспоминайте, мы говорили о лексической сочетаемости на уроках стилистики в 9 классе.
Лексическая сочетаемость – это способность слов соединяться друг с другом. Розенталь называл это притяжением слов друг к другу.
- Чем же определяется лексическая сочетаемость? Конечно же, прежде всего лексическим значением слов. Вам приходилось видеть фиолетовый апельсин? Может быть, вы наблюдали, как спят бегом? Нет?
Тогда вы без труда справитесь с «путаницей», которую я для вас приготовила.
Упражнение № 1.
- Соедините линиями слова так, чтобы все ошибки были устранены:
Потерпеть победу
Одержать поражение
Отъявленные специалисты
Выдающиеся недостатки
Вопиющие достижения
Хорошие преступники
Безвыходное горе
Безысходное положение
Придавать внимание
Уделить значение
Повысить качество
Улучшить уровень
Оказать вред
Нанести влияние
Упражнение № 2.
Задания, предполагающие знание лексической сочетаемости слов, встречаются нам и в ЕГЭ. Например, такие :
- Найдите словосочетание, которое образовано верно:
А) занять звание чемпиона;
Б) одержать успехи;
В) пользоваться спросом;
Г) поставить концерт. (Ответ - В)
- Укажите неправильный вариант сочетания:
А) Выдать требования;
Б) Обратить внимание;
В) Договор на поставку продуктов;
Г) Иметь опасения. (Ответ - А)
- Укажите, в каком предложении не нарушены границы лексической сочетаемости:
А) Она вывела за собой табунчик девушек в сарафанах..
Б) Этот актер уже давно заслужил признание зрителей.
В) Большая половина игры уже прошла.
Г) Два единственных вопроса тревожили жителей. (Ответ - Б)
- Найдите словосочетание, в котором нарушение лексической сочетаемости не является ошибкой:
А) Три единственные дочери;
Б) Живой труп;
В) Облокотиться спиной;
Г) Страшная красавица. (Ответ - Б)
Почему вы считаете, что сочетание «живой труп» не является речевой ошибкой?
(Это один из видов тропов – оксюморон.)
Упражнение № 3.
Совершенно очевидно, что нередко лексическую сочетаемость нарушают поэты
в поисках неожиданных образов, яркой экспрессии,
оригинальных метафор.
Вот примеры очень талантливого переосмысления привычного употребления слов.
Определите, какие словосочетания стали основой метафор созданных поэтами.
1. Смеюсь навзрыд, как у кривых зеркал.
Меня, должно быть, ловко разыграли:
Крючки носов и до ушей оскал,
Как на Венецианском карнавале. (В. Высоцкий.) ( - плакать навзрыд)
2. Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд… (Б.Пастернак.) ( - плакать навзрыд)
3. Мы не умрем мучительною жизнью,
Мы лучше верной смертью оживем… (В.Высоцкий.)
( - умереть мучительной смертью, верная смерть)
4. Поэты ходят пятками по лезвию ножа
И режут в кровь свои босые души… (В.Высоцкий.) ( - босые пятки )
4. Подведение итогов урока.
Мы сегодня говорили о лексической сочетаемости слов. К сожалению, время наше очень ограничено. Можно было бы поговорить, например, о том, как замечательно используют юмористы нарушение сочетаемости слов, о том, как «гениев признают заживо» или как «трудно нам прощать чужие недостатки, но еще труднее прощать чужие достоинства». Следовало бы сказать о том, что правила соединения слов в речи определяет и грамматическая сочетаемость. Это важно знать, что допускается, например, соединение существительных с прилагательным, но запрещено сочетание прилагательных с числительными, притяжательных местоимений с глаголами. Нельзя же сказать: «большое сто» или «моя твоя не понимает».
Но обо всем этом разговор еще у нас будет, в другой раз. Спасибо за урок.
До свидания.
Использованная литература.
- Т.В.Потемкина, С.В. Сабурова «Русский язык. 10-11 классы. Культура устной и письменной речи».
- Д.Е.Розенталь, И.Б.Голуб «Секреты стилистики. Правила хорошей речи».
- Д. Е.Розенталь, И.Б.Голуб «Занимательная стилистика».
- С.И.Львова «Уроки словесности».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Найдите словосочетание, которое образовано верно: А) занять звание чемпиона; Б) одержать успехи; В) пользоваться спросом; Г) поставить концерт.
2. Укажите неправильный вариант сочетания: А) Выдать требования; Б) Обратить внимание; В) Договор на поставку продуктов; Г) Иметь опасения.
3. Укажите, в каком предложении не нарушены границы лексической сочетаемости: А) Она вывела за собой табунчик девушек в сарафанах. Б) Этот актер уже давно заслужил признание зрителей. В) Большая половина игры уже прошла. Г) Два единственных вопроса тревожили жителей.
4. Н айдите словосочетание, в котором нарушение лексической сочетаемости не является ошибкой: А) Три единственные дочери; Б) Живой труп; В) Облокотиться спиной; Г) Страшная красавица.
1. Смеюсь навзрыд, как у кривых зеркал. Меня, должно быть, ловко разыграли: Крючки носов и до ушей оскал, Как на Венецианском карнавале. (В. Высоцкий)
2. Февраль. Достать чернил и плакать! Писать о феврале навзрыд… (Б.Пастернак)
3. Мы не умрем мучительною жизнью, Мы лучше верной смертью оживем… (В.Высоцкий)
4. Поэты ходят пятками по лезвию ножа И режут в кровь свои босые души… (В.Высоцкий)
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛОКОЛАМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
МОУ «ГИМНАЗИЯ №1 Г. ВОЛОКОЛАМСКА»
Телефон: 8(496-36)2-15-18 Адрес: 143600 Московская область,
Web-сайт: www.myfirstschool.ru г. Волоколамск, ул. Школьная, д.12
E-mail: vlk_gimn_1@mail.ru
mail@myfirstschool.ru
СЕМИНАР ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ ДИРЕКТОРОВ
«ИННОВАЦИОННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ГИМНАЗИИ»
Мастер-класс
Опыт преподавания стилистики
«Об отъявленных специалистах, их вопиющих достижениях и лексической сочетаемости»
О.П.Ивушкина
Упражнение № 1.
Соедините линиями слова так, чтобы все ошибки были устранены:
Потерпеть победу
Одержать поражение
Отъявленные специалисты
Выдающиеся недостатки
Вопиющие достижения
Хорошие преступники
Безвыходное горе
Безысходное положение
Придавать внимание
Уделить значение
Повысить качество
Улучшить уровень
Оказать вред
Нанести влияние
Упражнение № 2.
Задания, предполагающие знание лексической сочетаемости слов, встречаются нам и в ЕГЭ. Например, такие:
- Найдите словосочетание, которое образовано верно:
А) занять звание чемпиона;
Б) одержать успехи;
В) пользоваться спросом;
Г) поставить концерт.
- Укажите неправильный вариант сочетания:
А) Выдать требования;
Б) Обратить внимание;
В) Договор на поставку продуктов;
Г) Иметь опасения.
- Укажите, в каком предложении не нарушены границы лексической сочетаемости:
А) Она вывела за собой табунчик девушек в сарафанах.
Б) Этот актер уже давно заслужил признание зрителей.
В) Большая половина игры уже прошла.
Г) Два единственных вопроса тревожили жителей.
- Найдите словосочетание, в котором нарушение лексической сочетаемости не является ошибкой:
А) Три единственные дочери;
Б) Живой труп;
В) Облокотиться спиной;
Г) Страшная красавица.
Упражнение № 3.
Определите, какие словосочетания стали основой метафор, созданных поэтами. Словосочетания подчеркните.
1. Смеюсь навзрыд, как у кривых зеркал.
Меня, должно быть, ловко разыграли:
Крючки носов и до ушей оскал,
Как на Венецианском карнавале. (В. Высоцкий)
2. Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд… (Б.Пастернак.)
3. Мы не умрем мучительною жизнью,
Мы лучше верной смертью оживем… (В.Высоцкий.)
4. Поэты ходят пятками по лезвию ножа
И режут в кровь свои босые души… (В.Высоцкий)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-презентация по русскому языку "Поговорим о лексической сочетаемости слов"
Урок- практикум в 10-11 классах, ставящий своей целью повторение и закрепление, орфоэпических, лексических, грамматических норм русского языка....
Изучение грамматической и лексической сочетаемости слов при работе над переводом.
Непременным условием свободного владения английским языком является умение «связывать» слова друг с другом для выражения мыслей в процессе общения. Усвоение учащимися закономерност...
Урок по русскому языку для 9 класса. Лексическая и грамматическая сочетаемость слов.
Лексическая и грамматическая сочетаемость слов. Цели урока:Познакомить учеников с нормами лексической и грамматической сочетаемости слов.Развивать языковое чутьё. Вести работу по предупрежд...
Лексическая сочетаемость
Лексическая сочетаемость...
Готовимся к ЕГЭ. Задание 5. Лексическая сочетаемость, паронимы.
Презентация для работы с 5 заданием КИМов ЕГЭ по русскому языку....
Современные подходы к оценке образовательных достижений студентов по иностранному языку при реализации программ подготовки специалистов среднего звена
Статья содержит основные требования к контролю на уроках иностранного языка при компетентностном подходе....
Конспект урока по родному русскому языку в 9 классе «Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости»
Конспект урока по родному русскому языку в 9 классе на тему «Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости». В урок добавлены типичные ошибки, присущие своей ...