Лингвистический марафонский бег по теме "Обобщение изученного о причастии"
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме
Урок в форме лингвистического марафонского бега по теме " Обобщение изученного о причастии".План урока:
1. Лингвистическая зарядка.
2. Лингвистическая разминка.
3. Психологическая подготовка.
4.Марафон.
5 Финиш.
6 . Домашняя работа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lingvisticheskiy_marafonskiy_beg_po_teme.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Лингвистический марафонский бег по теме «Обобщение изученного о причастии».
Цель: обобщить и систематизировать материал по теме «Причастие»; дать понятие о крылатом выражении «марафонский бег»; попутное повторение; воспитывать быстроту реакции, учить работать в быстром ритме.
Оборудование: рисунок марафонца, план марафона, свисток.
Ход урока
Объявление темы, целей и формы урока, знакомство с планом марафона. Сообщение ученика о крылатом выражении «марафонский бег»:
«Марафонский бег в лёгкой атлетике – бег на дистанцию 42км.195м.
Название и дистанция связаны с легендой о древнегреческом воине, прибежавшем из Марафона в Афины с вестью о победе греков над персами (490г. до н.э.).
Селение Марафон находилось северо-восточнее Афин на расстоянии около 40 км. Здесь греческие войска Мильтиада разбили персидские войска.
Сейчас это крылатое выражение, обозначающее «быстроту и дальность бега, целей».
Учитель даёт свисток к началу марафона.
1.Лингвистическая зарядка.
Словарный диктант на грамматическую тему: исправленная работа, крашеная рама, собранный металлолом, лента привязана, подстреленный заяц, продуманный ответ, раненный в бою, ветреный день, расчищенные дорожки, выкачанная из подвала вода, выкаченная из подвала бочка.
-Докажите, что в диктанте есть причастия.
-Когда в страдательных причастиях прошедшего времени и в прилагательных, образованных от глаголов, пишется одна н, а когда нн?
-Когда в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени пишется перед н и нн а(я), а когда е?
-Какое словосочетание здесь «лишнее» и почему?
2.Лингвистическая разминка.
-Что такое причастный оборот?
-Когда причастный оборот на письме выделяется запятыми?
Задание на доске: исправьте ошибку, обоснуйте ответ:
Издали были видны плывущие брёвна на воде.
-Перестройте предложение, поставив причастный оборот после определяемого слова. Сделайте синтаксический разбор предложения.
-Какие причастия называются действительными, какие страдательными?
-От глаголов какого вида нельзя образовать действительные причастия настоящего времени? (сов.в.)
-Какие причастия можно образовать от любого глагола? (действ.прич. прош.вр.)
Задание: образуйте все возможные формы причастия от глаголов колебать, хранить, воздвигнуть, молоть, убедить, сидеть.
-ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ- | -вш-, -ш- | -ом-, -ем-, -им- | -енн-, -ённ-, -нн-, -т- |
колеблющий | колебавший | колебемый | ---- |
хранящий | хранивший | хранимый | ---- |
----- | воздвигнувший | ---- | воздвигнутый |
мелющий | моловший | ---- | молотый |
---- | убедивший | ---- | убеждённый |
сидящий | сидевший | ---- | ---- |
-Когда после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени пишется е, а когда ё?
-В чём ошибочность ответа ученика: «Все причастия изменяются по падежам». Обоснуйте свой ответ, приведите примеры.
-Почему в § 132 написано: «Причастия в предложении являются определениями и сказуемыми»?
-Запишите предложение и сделайте морфологический разбор причастия:
Последняя стена комнаты была занята тремя окошками.
3.Психологическая подготовка.
-Пересмотрите те §§ по теме «Причастие», знание которых у вас вызывает сомнение, обратите внимание на правописание не с причастиями (§ 140).
4.Марафон.
Диктант «На берегу Лены».
Горы, ещё не освещённые солнцем, выделялись на посветлевшем небе. На тёмном фоне гор, покрытых непроходимыми лесами, проносились клочья тумана, а внизу стояли непроницаемые сумерки. Река Лена, ещё не скованная льдом, мрачно катила свинцовые воды. Холодный ветер, не прогнавший остатки ночного тумана, забирался под одежду. Вдруг на вершине утёса вспыхнули и засветились верхушки ещё не потерявших игл лиственниц. Первый луч ещё не взошедшего для нас солнца коснулся утёса.
(Соколов-Микитов)
5.Финиш.
Оценки.
6.Домашняя работа: повторить §§ 132 – 140, подготовиться к диктанту, вспомнить и записать пословицы, поговорки, загадки, в которых употреблены причастия (не менее 6-7).
Свисток.
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение изученного о причастии и деепричастии..
Конспект урока по русскому языку по обобщению изученного в форме игры "Звездный час"....
Презентация к уроку русского языка в 6 классе. Тема: "Обобщение изученного о причастии".
Презентация к уроку русского языка в 6 классе....
Разноуровневый контроль при изучении темы "Причастие"
В материале представлен комплект дидактического материала для осуществления разноуровневого контроля при изучении темы "Причастие" с подробным описанием его использования....
Повторение изученного о причастии
урок-практикум...
Повторение изученного по причастию (Ох уж это причастие)
Конспект урока в форме устного журнала. Разные страницы, сказки о причастии, кроссворды, тесты, сигналы, инсценировки - всё это составляет основу урока....
Лингвистические и методические аспекты изучения темы «Причастие» в свете обучения по стандартам второго поколения
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования определяет программу развития личности ребенка через формирование универсальных учебных действий (УУД). Изучение...
Приобщение к лингвистическому и фольклорному краеведению при изучении рассказа И.С.Тургенева «Бежин луг»
Аннотация.В данной работе представлено описание моего передового педагогического опыта по теме «Приобщение к лингвистическому и фольклорному краеведению при изучении рассказа И...