Лингвистический марафонский бег по теме "Обобщение изученного о причастии"
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

Малинина Нина Владимировна

Урок в форме лингвистического марафонского бега по теме " Обобщение изученного о причастии".План урока:

1. Лингвистическая  зарядка.

2. Лингвистическая разминка.

3. Психологическая подготовка.

4.Марафон.

5 Финиш.

6 . Домашняя работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lingvisticheskiy_marafonskiy_beg_po_teme.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Лингвистический марафонский бег по теме «Обобщение изученного о причастии». 

Цель: обобщить и систематизировать материал по теме «Причастие»; дать понятие о крылатом выражении «марафонский бег»; попутное повторение; воспитывать быстроту реакции, учить работать в быстром ритме.

Оборудование: рисунок марафонца, план марафона, свисток.

Ход урока

 Объявление темы, целей  и формы урока, знакомство с планом марафона. Сообщение ученика о крылатом выражении «марафонский бег»:

«Марафонский бег в лёгкой атлетике – бег на дистанцию 42км.195м.

Название и дистанция связаны с легендой  о древнегреческом воине, прибежавшем из Марафона в Афины с вестью о победе греков над персами (490г. до н.э.).

Селение Марафон находилось северо-восточнее Афин на расстоянии около 40 км. Здесь греческие войска Мильтиада разбили персидские войска.

Сейчас это крылатое выражение, обозначающее «быстроту и дальность бега, целей».

Учитель даёт свисток к началу марафона.

1.Лингвистическая зарядка.

Словарный диктант  на грамматическую тему: исправленная работа, крашеная рама, собранный металлолом, лента привязана, подстреленный заяц, продуманный ответ, раненный в бою, ветреный день, расчищенные дорожки, выкачанная из подвала вода, выкаченная из подвала бочка.

 -Докажите, что  в диктанте есть причастия.

 -Когда в страдательных причастиях прошедшего времени и в прилагательных, образованных от глаголов, пишется одна н, а когда нн?

 -Когда в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени пишется перед н и нн а(я), а когда е?

 -Какое словосочетание здесь «лишнее» и почему?

2.Лингвистическая разминка.

 -Что такое причастный оборот?

 -Когда причастный оборот на письме выделяется запятыми?

Задание  на доске: исправьте ошибку, обоснуйте ответ:

Издали были видны плывущие брёвна на воде.

 -Перестройте предложение, поставив причастный оборот после определяемого слова. Сделайте синтаксический разбор предложения.

 -Какие причастия называются действительными, какие страдательными?

 -От глаголов какого вида нельзя образовать действительные причастия настоящего времени? (сов.в.)

 -Какие причастия можно образовать от любого глагола? (действ.прич. прош.вр.)

Задание: образуйте все возможные формы причастия от глаголов колебать, хранить, воздвигнуть, молоть, убедить, сидеть.

-ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-

-вш-, -ш-

-ом-, -ем-, -им-

-енн-, -ённ-, -нн-, -т-

колеблющий

колебавший

колебемый

----

хранящий

хранивший

хранимый

----

-----

воздвигнувший

----

воздвигнутый

мелющий

моловший

----

молотый

----

убедивший

----

убеждённый

сидящий

сидевший

----

----

  -Когда после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени пишется е, а когда ё?

 -В чём ошибочность ответа ученика: «Все причастия изменяются по падежам». Обоснуйте свой ответ, приведите примеры.

 -Почему в § 132 написано: «Причастия в предложении  являются определениями и сказуемыми»?

 -Запишите предложение и сделайте морфологический разбор причастия:

Последняя стена комнаты была занята тремя окошками.

3.Психологическая подготовка.

 -Пересмотрите те §§ по теме «Причастие», знание которых у вас вызывает сомнение, обратите внимание на правописание не с причастиями (§ 140).

4.Марафон.

Диктант «На берегу Лены».

Горы, ещё не освещённые солнцем, выделялись на посветлевшем небе. На тёмном фоне гор, покрытых непроходимыми лесами, проносились клочья тумана, а внизу стояли непроницаемые сумерки. Река Лена, ещё не скованная льдом, мрачно катила свинцовые воды. Холодный ветер, не прогнавший остатки ночного тумана, забирался под одежду. Вдруг на вершине утёса вспыхнули и засветились верхушки ещё не потерявших игл лиственниц. Первый луч ещё не взошедшего для нас солнца коснулся утёса.

(Соколов-Микитов)

5.Финиш.

Оценки.

6.Домашняя работа: повторить §§ 132 – 140, подготовиться к диктанту,  вспомнить и записать пословицы, поговорки, загадки, в которых употреблены причастия (не менее 6-7).

 Свисток.

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение изученного о причастии и деепричастии..

Конспект урока по русскому языку по обобщению изученного в форме игры "Звездный час"....

Разноуровневый контроль при изучении темы "Причастие"

В материале представлен комплект дидактического материала для осуществления разноуровневого контроля при изучении темы "Причастие" с подробным описанием его использования....

Повторение изученного по причастию (Ох уж это причастие)

Конспект урока в форме устного журнала. Разные страницы, сказки о причастии, кроссворды, тесты, сигналы, инсценировки - всё это составляет основу урока....

Лингвистические и методические аспекты изучения темы «Причастие» в свете обучения по стандартам второго поколения

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования определяет программу развития личности ребенка через формирование универсальных учебных действий (УУД). Изучение...

Приобщение к лингвистическому и фольклорному краеведению при изучении рассказа И.С.Тургенева «Бежин луг»

Аннотация.В данной работе представлено описание моего передового педагогического опыта по теме «Приобщение к лингвистическому  и фольклорному   краеведению при изучении рассказа И...