Материалы к урокам
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме
Конспект урока русского языка в 7 классе по программе Разумовской по теме "Наречие".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_v_7_klasse_narechie.doc | 58.5 КБ |
k_uroku_narechie_7_klass.ppt | 95 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Преображенская СОШ»
Киквидзенского муниципального района
Волгоградской области
Работу выполнила
учитель русского языка и литературы
Каменская Наталья Владимировна
2010г.
- - овладение практическими навыками определения роли наречий в художественном и публицистическом текстах,
- - создание условий для исследовательской деятельности учащихся;
- - обогащение синтаксического строя речи наречиями, делающими высказывание более точным, выразительным;
- - развитие связной письменной речи учащихся.
- признаки наречия,
- разряды наречий.
- находить наречия в тексте,
- определять роль наречий в тексте.
Ход урока.
1 этап. Организационный момент. Формулирование темы урока.
- Здравствуйте. Садитесь.
Сегодня урок мы начнём с красивого стихотворения. (слайд 1)
Наш язык и скромен, и богат,
В каждом слове скрыт чудесный клад.
Слово «высоко» произнеси –
И представишь сразу неба синь.
Вспомнится наречие «светло»,
И увидишь- солнышко взошло.
Если скажешь ты «темно»,
Сразу вечер постучит в окно.
Если скажешь « ароматно» ты,
Сразу вспомнишь ландыша цветы.
Ну а если скажешь ты «красиво»-
Пред тобою сразу вся Россия!
- Какова главная мысль стихотворения?
(Стих-ие о красоте и богатстве нашего языка, о силе слова- сколько можно описать с помощью слов.)
- На каком приёме построено стихотворение? (Приём ассоциаций)
- Какая часть речи помогает подобрать соответствующие ассоциации? ( Наречие)
- В каком стиле речи мы встретили наречие? (В художественном)
- С каким стилем речи вы работали дома? ( С публицистическим)
- На основе всего сказанного сформулируйте тему урока. ( Наречие в художественной и публицистической литературе.)
2 этап. Постановка целей урока, определение знаний и умений на уроке.(слайды 2, 3, 4)
- Откройте тетради, запишите число, классная работа и тему урока.
- Сегодня на уроке мы определим роль наречий в художественном и публицистическом текстах, обогатим нашу речь наречиями, делающими высказывание более точным, выразительным; будем развивать связную монологическую речь.
Для этого вам понадобятся все полученные ранее знания о наречии.
Навыки и умения вы сможете продемонстрировать, выполняя задания различной сложности .
3 этап. Проверка домашнего задания.
Учащиеся, которые хотят поделиться своим материалом, своими выводами по теме «Наречие в публицистическом стиле», выступают с домашней работой. Те, кто не выполнил по каким – то причинам домашнее задание, выполняют работу в классе, пока остальные учащиеся делятся своими работами.
Индивидуальное задание:
1.Предлагаются статьи из газет и журналов, необходимо выписать наречия и определить их разряд. Попробовать сформулировать вывод: для чего нужны наречия в данных текстах.
2. Упр. 258 с.158
-Какой вывод можно сделать? Для чего употребляются наречия в публицистическом стиле речи?
(Характерной чертой данного стиля является информативность изложения. Сообщить и оценить нечто новое для читателя и слушателя обеспечивает успех публицистических жанров.
Оценочность выражается не только употреблением прилагательных, существительных, но наречий со значением положительной или отрицательной оценки. Наречия помогают материл изложить в хронологическом порядке.)
Оценка ответов учащихся.
4 этап. Работа с текстами художественного стиля.
( слайд5)
Сильный, переливчатый, звонкий крик раздался внезапно над нами и тотчас повторился уже немного впереди .Крупные, красивые птицы летели треугольником, резко и редко махая выпуклыми крыльями. Туго вытянув голову и ноги, круто выставив грудь, они стремились неудержимо и до того быстро, что воздух свистал вокруг. Чудно было видеть на такой вышине, в таком удалении от всего живого такую горячую, сильную жизнь, такую неуклонную волю. Не переставая победоносно ра
ссекать пространство, журавли изредка перекликались с передовыми
товарищами, с вожаком, и
было что-то гордое, важное, что-то несокрушимо самоуверенное в этом подоблачном разговоре. (И.С. Тургенев)
-Познакомьтесь с текстом . Найдите, с какими частями речи употребляются наречия. Выпишите словосочетания наречие +глагол, наречие + деепричастие, наречие + прилагательное. ( Для сильных учеников дополнительное задание: определить разряд наречий).
- Что придают наречия тексту? (Полноту и ясность. Писателю важно было передать действия птиц в полёте и с помощью наречий охарактеризовать более точно и выразительно эти действия.)
(слайд 6)
-Восстановите текст. Вместо пропусков употребите подходящие по значению наречия.
__________ночью пошёл дождь. Он________стучал в окна,__________шумел в густой листве деревьев,__________журчал в водосточных трубах. _______он затихал, и__________слышно было, как крупные дождевые капли ______и_______падают в бочку, стоявшую под окном ._______, как бы набравшись сил, дождь ________начинал лить густым потоками. (Л.Лагин)
Слова для вставки: поздно, потом, весело, иногда, деловито, тогда, снова, звонко, лихо, солидно.
- Чьим помощником является наречие? (глагола)
-Можно ли точно представить картину дождя без наречий? Не кажется ли вам текст скучным без них?
- Проверьте, так ли у вас получилось. ( слайд 7)
Поздно ночью пошёл дождь. Он деловито стучал в окна, весело шумел в густой листве деревьев, звонко журчал в водосточных трубах. Иногда он затихал, и тогда слышно было, как крупные дождевые капли солидно и лихо падают в бочку, стоявшую под окном. Потом, как бы набравшись сил, дождь снова начинал лить густыми потоками.
- А теперь давайте прочитаем пословицы и поговорки, в которых тоже есть наречия. ( слайд 8)
- Что помогают передать наречия в пословицах? Постараемся объяснить смысл каждой пословицы.
1. На солнце тепло, а возле матери хорошо.
2. Яблоко от яблони недалеко падает.
3. Завистливое око видит далеко.
4. Тяжело молоту - тяжело и наковальне.
5. Тише едешь – дальше будешь.
6. Подальше положишь – поближе возьмёшь.
7. Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
8. Дальше земли не упадёшь.
- Запишите 2-3 пословицы в тетрадь и подчеркните наречие как член предложения.
5. Работа по карточкам. Самостоятельная работа.
Слабые ученики выполняют 1-2 карточки, сильные- не менее 3-х. Несколько учеников выполняют задания всех карточек на макбуке.
Задание в карточках – найти наречия, определить их роль в тексте.
Наречия выписываются в тетради. Затем записываются выводы по каждой выполненной карточке. Кто выполнил – подходит к учителю и получает оценку. Сильные ученики помогают учителю проверять.
Карточка №1. Королева. Ну, прощайте, наш урок окончен.Сегодня, перед Новым годом, у меня очень много дел. Профессор. Как угодно вашему величеству!.. (Грустно и покорно собирает книги.) Королева. (ставит локти на стол и рассеянно следит за них). Право же, хорошо быть королевой, а не простой школьницей. Все меня слушаются, даже мой учитель. Скажите, а что бы вы сделали с другой ученицей, если бы она отказалась ответить вам, сколько будет семью восемь? Профессор. Не смею сказать, ваше величество. Королева. Ничего, я разрешаю. Профессор ( робко). Поставил бы в угол. (С. Маршак) |
Карточка №2. Аня. Пройдёмте здесь. Ты, мама, помнишь какая эта комната? Любовь Андреевна ( радостно, сквозь слёзы).Детская! Шарлотта (Пищику). Моя собака и орехи кушает. Пищик ( удивлённо). Вы подумайте! ( А. Чехов) |
Карточка №3. Женя заглянула в соседнюю комнату. Здесь стоял письменный стол, на нём чернильный прибор, пепельница, небольшое зеркало. Справа, возле кожаных краг, лежал старый ободранный револьвер. Тут же у стола , в облупленных и исцарапанных ножках, стояла кривая турецкая сабля. (А.Гайдар) |
Карточка №4. В Индии растёт дерево баньян. Оно поражает прежде всего размерами. В его благодатной тени можно легко спрятать десятка два автомобилей. Сотни человек в состоянии расположиться здесь без боязни, что кто-то окажется на жарком солнце. Ещё издали я обращаю внимание на верхушку дерева. Там сидят огромные грифы. Рядом головы орлов резко поворачиваются то вправо, то влево. |
Карточка №5. Вспомните, как ведёт себя Остап во время битвы запорожцев под Дубно. Какие части речи помогают охарактеризовать его поведение? |
№1, №2 -наречия для уточнения интонации , поведения, указаний для актёра.
№3,№4 – наречия служат для связи слов в предложении.
№5 – наречия для характеристики героя.
- Скажите, есть ли среди текстов, текст публицистического стиля?( №4)
- Почему вы так решили?
6. Подведение итогов.
-Какова же роль наречий в нашей речи?
- Часто ли употребляются наречия в публицистическом и художественном стилях речи? В каком чаще?
-. ( слайд 9) Писатель Максим Горький сказал о наречиях: “Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной.”
По словам А.Пушкина, наречие – особенная часть речи: и трудная, и интересная, а еще она живописует глагол.
- Согласны вы с этими мнениями?
7. Выставление оценок.
8. Домашнее задание.
- Домашнее задание вы выбираете сами. (слайд 10)
1. Упр. 260 в учебнике
2. Написать сочинение-миниатюру на тему «Наречия в моей речи»
3.Подобрать выразительные тексты с наречиями и выписать на карточки.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
- овладение практическими навыками определения роли наречий в художественном и публицистическом текстах, - создание условий для исследовательской деятельности учащихся; - обогащение синтаксического строя речи наречиями, делающими высказывание более точным, выразительным; - развитие связной письменной речи учащихся.
- признаки наречия, - разряды наречий.
- находить наречия в тексте, - определять роль наречий в тексте.
Сильный, переливчатый, звонкий крик раздался внезапно над нами и тотчас повторился уже немного впереди . Крупные, красивые птицы летели треугольником , резко и редко махая выпуклыми крыльями. Туго вытянув голову и ноги, круто выставив грудь, они стремились неудержимо и до того быстро , что воздух свистал вокруг . Чудно было видеть на такой вышине, в таком удалении от всего живого такую горячую, сильную жизнь, такую неуклонную волю. Не переставая победоносно рассекать пространство, журавли изредка перекликались с передовыми товарищами, с вожаком, и было что-то гордое, важное, что-то несокрушимо самоуверенное в этом подоблачном разговоре . (И.С. Тургенев)
__________ ночью пошёл дождь. Он ________ стучал в окна, __________ шумел в густой листве деревьев, __________ журчал в водосточных трубах. _______ он затихал, и _________ слышно было, как крупные дождевые капли ______ и _______ падают в бочку, стоявшую под окном. _______, как бы набравшись сил, дождь ________ начинал лить густым потоками. (Л.Лагин) Слова для вставки: поздно, потом, весело, иногда, деловито, тогда, снова, звонко, лихо.
Поздно ночью пошёл дождь. Он деловито стучал в окна, весело шумел в густой листве деревьев, звонко журчал в водосточных трубах. Иногда он затихал, и тогда слышно было, как крупные дождевые капли солидно и лихо падают в бочку, стоявшую под окном. Потом, как бы набравшись сил, дождь снова начинал лить густыми потоками.
1. На солнце тепло, а возле матери хорошо. 2. Яблоко от яблони недалеко падает. 3. Завистливое око видит далеко. 4. Тяжело молоту - тяжело и наковальне. 5. Тише едешь – дальше будешь. 6. Подальше положишь – поближе возьмёшь. 7. Не стыдно не знать, стыдно не учиться. 8. Дальше земли не упадёшь.
Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной. Наречие – особенная часть речи: и трудная, и интересная, а еще она живописует глагол.
1. Упр. 260 в учебнике 2. Написать сочинение-миниатюру на тему «Наречия в моей речи» 3.Подобрать выразительные тексты с наречиями и выписать на карточки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: дифференциация звуков “ш-ж” на материале темы урока. Работа над мелодико-интонационной стороной речи.
Тема урока: дифференциация звуков “ш-ж” на материале темы урока. Работа над мелодико-интонационной стороной речи.Цель урока: дифференцировать звуки ш-ж”. Учить учащихся г...
Презентация урока на тему:"Малая металлопластика". Материалы к уроку технологии в 5 классах.
Данная презентация имеет следующее содержание: 1. Введение в "Малую металлопластику." 2. Содержит операционно-технологическую карту. 3. Знакомит с инструментами и материалами. 4. Даёт технологию...
Материалы к уроку "Категория состояния" Конспект урока
Урок "Категория состояния" разработан для учащихся 10 класса на основе рассказа К. Паустовского "Телеграмма"...
Урок-презентация для уч-ся 10-11 классов для любого УМК Рождество для всех, Материалы к уроку в 8 классе о творчестве Р.Дала "Разыскивается", Мониторинг знаний уч-ся 9 класса ( Листы контроля ) в рейтинговой системе оценки
Уроки разработаны к УМК Миллениум , пособия помогают учителям разнообразить материал для чтения младших школьников и подготовиться к урокам-тестам...
"Как денди лондонский одет", или "Хвост сзади". История фрака по материалам русской литературы. Материалы к урокам в 9 классе.
Зарисовка по материалам книг об истории моды поможет лучше понять характеры и судьбы героев Пушкина и Грибоедова....
Разработки уроков и материалы к урокам информатики и ИКТ
Здесь размещен материал к урокам информатики и ИКТ...
Конспект урока по теме "Описательная структура "There is/there are" (имеется, находится, есть (стол диван)/имеются, находятся, есть (столы, диваны))" с вариативным дидактическим материалом на уроке английского языка в 5-ом классе.
Конспект урока по теме "Описательная структура "There is/there are" (имеется, находится, есть (стол диван)/имеются, находятся, есть (столы, диваны))" с вариативным дидактическим материалом на уроке ан...