"Типы речи". Дидактический материал для работы на уроках русского языка.
материал по русскому языку по теме
Данный материал удобен для использования на уроках русского языка, речи и культуры общения при изучении и повторении темы "Типы речи" в 5-9 классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tipy_rechi.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Типы речи.
Описание.
Описание - это тип речи. В тексте-описании изображаются, перечисляются признаки, отличительные приметы, характерные особенности людей, живых существ, предметов, событий, действий.
Виды описания:
классическое описание: трехчастное: начальная часть (представление предмета; может быть сказано почему автор описывает предмет, время, место нахождения предмета), основная часть (конкретизация предмета через топы; выражение отношения автора к предмету), заключительная часть (вывод или предложение, просто заканчивающее перечисление признаков);
свободное описание: называются только самые яркие признаки, активно используются образные средства.
План риторического анализа описательного текста.
1.Коммуникативная цель: дать информацию о предмете, то есть рассказать о его признаках, свойствах.
2.Основной вопрос к тексту: какой?
3.Тема: предмет описания (например: «Осень»).
4.Основная мысль:«Предмет описания имеет такие признаки…», «Предмет таков» (например: «Золотая ранняя осень», «Холодная, дождливая поздняя осень»).
5.Топы: «определение», «целое - части», «свойства», «сопоставление» (не обязательно все).
6.Схема построения:
начальная часть (представление предмета описания;
основная часть (конкретизация предмета через топы);
заключительная часть (возможна, но не обязательна).
7.Грамматические, риторические и др.особенности:
преобладание существительных и прилагательных;
глаголы несовершенного вида;
множество образных средств ( сравнение, метафора, олицетворение, эпитет, инверсия, антитеза, повтор слова и др.).
Текст 1.
Задание: сделать риторический анализ текста-описания.
Розовый куст, на котором расцвела роза, рос в небольшом полукруглом цветнике перед деревенским домом. Цветник был очень запущен; сорные травы густо разрослись по старым, вросшим в землю клумбам и по дорожкам, которые уже давно никто не чистил и не посыпал песком. Деревянная решетка совсем облезла, рассохлась и развалилась; пики растащили для игры в солдаты деревенские мальчишки. В дальнем углу цветника стояла ржавая бочка, наполненная грязной дождевой водой. Бочкой давно никто не пользовался, так как поливать было некому, да и нечего. Детские качели, на которых когда-то было весело и шумно, сиротливо и грустно скрипели, жалуясь ветру… Крапива занимала целый угол цветника. Она служила фоном для нежного и роскошного цветка розы.
( По Н. Гаршину.)
Типы речи.
Повествование.
Повествование - это тип речи. В тексте-повествовании рассказывается о действиях и событиях в определенном порядке (что было сначала, что потом… и наконец).
План риторического анализа повествовательного текста.
1.Коммуникативная цель: дать информацию о действиях и событиях.
2.Основной вопрос к тексту: что произошло?
3.Тема: о чем или о ком говорится в тексте (например: «История из школьной жизни», «Поездка в деревню»).
4.Основная мысль: «С героями произошло следующее…», «Герой действует так» (например: «Однажды Игорь Петров решил подсказать другу…», «Я научился защищать друзей и ценить дружбу»).
5.Топы: «обстоятельства места, времени, цели, причины, условия, уступки, образа действия».
6.Схема построения: вступление (экспозиция)(сообщается место, время события, о котором будет рассказано, представляются герои, с которыми это произошло);
завязка (момент, с которого начинается событие),
основная часть (развитие действия);
кульминация (момент наивысшего накала событий);
развязка (окончание в развитии событий), вывод.
7.Грамматические, риторические и др. особенности:
преобладание глаголов, называющих конкретные действия (движение, речь и др.);
использование деепричастий, деепричастных оборотов, наречий;
слова и словосочетания, помогающие показать строгую последовательность действий во времени ( однажды, сначала, затем, сперва, еще, уже, а в это время, тогда и др.);
характерна цепная связь.
Текст 1.
Задание: сделать риторический анализ текста-повествования.
У корня виноградной лозы кто-то обронил семя, и выросло деревце. Пока оно росло и нуждалось в помощи, великодушная лоза не обижала его, делилась с ним пищей и водой. Но вот дерево стало большим. У него теперь такие корни, что оно уже не просит пищи, а берет сколько ему нужно.
Виноградная лоза потеснилась. Она привыкла обходиться малым, и того, что оставалось от соседа, вполне хватало ей, чтобы в свой срок налить грузные кисти винограда сладчайшим соком.
Все бы хорошо, если бы дерево не отняло солнца у виноградного куста. Оно раскинуло над ним ветви, раскудрявило крону. Тут уж лоза не выдержала, попросила соседа не заслонять солнца. А дерево лишь плотнее сомкнуло над ней ветви.
Но проходил срок, и лоза снова радовала глаз новыми гроздьями – она ведь привыкла обходиться малым. А дерево и сей час растет без помех, безраздельно захватив солнце, но что-то никто не помнит, чтобы оно завязывало на своих ветвях хоть один плод.
( Л.Гурунц.)
Типы речи.
Рассуждение.
Рассуждение - это тип речи. В тексте-рассуждении излагаются причины явлений и событий, их взаимосвязь.
Основа рассуждения- перечисление фактов, доказательств, обосновывающих вывод, к которому стремится привести читателя автор.
Виды логических схем рассуждения:
веерная схема (доводы доказывают или объясняют тезис, следствие «вытекает» из тезиса и доводов);
цепная схема (тезис – причина для вывода, вывод-основа для нового вывода и т.д.).
Способы рассуждения:
дедуктивный (от общего к частному; тезис (основная мысль) – доводы);
индуктивный ( от частного к общему; примеры, доводы – вывод (основная мысль).
Виды доводов:
естественные доводы (доводы «к делу»; конкретные, бесспорные факты: документы, данные экспертизы, научного анализа, свидетельские показания и т.п.);
искусственные доводы (доводы «к человеку»; доводы, обращенные к морально-этическим представлениям убеждаемого). План риторического анализа текст – рассуждения.
1.Коммуникативная цель: убедить, объяснить.
2.Основной вопрос к тексту: почему?.
3.Тема: о чем или о ком говорится в тексте (например:«Монументы»).
4.Основная мысль: тезис (требует объяснения или доказательства (например: «Монументы возвышают дух народа»).
К каждому тезису можно сформулировать антитезис (например: «Монументы не возвышают дух народа»).
5.Топы:
«причина» (почему истинен тезис) ( выстраивает смысловые связи между тезисом и доводами с помощью логических связок: так как, ибо, потому что, поскольку, которые редко прямо представлены в тексте, их надо восстанавливать на логической схеме);
«следствие» (что «вытекает» из основного тезиса, справедливость которого доказывается)(выстраивает смысловые связи с помощью логических связок: следовательно, поэтому);
«пример» (иллюстрация к доводу)
6.Схема построения:
тезис (основная мысль, то, что надо доказать, объяснить; от основной мысли к тексту ставятся вопросы: почему? по какой причине? зачем? отчего? есть ли это? так ли это?);
доводы (от доводов к выводу задается вопрос: какой отсюда следует вывод);
вывод (автор может сам и не делать вывод).
7. Грамматические, риторические и др. особенности:
абстрактные существительные( называют не конкретный предмет, а умозрительное понятие, например: мировоззрение, знание, мнение и др.);
оценочные слова различных частей речи (прекрасно, ложное, идеально и др.);
слова, с помощью которых обозначаются человеческие эмоции, процессы размышления и речи (поразительно, радостно, обдумаем, сравним, выскажем и др.);
тропы (метафоры, олицетворения, сравнения, эпитеты);
риторические фигуры (повтор, антитеза, инверсия, гипербола, литота, градация, риторический вопрос и др.).
Текст 1.
Задание: сделать риторический анализ текста-рассуждения.
Петровские реформы системы государственного управления способствовали формированию ее четкой централизованной структуры.
Государственный аппарат значительно усилился и стал профессиональным. Произошла бюрократизация управления. Церковь превратилась в государственное учреждение. В петровском «регулярном» государстве человек был ценен не сам по себе, а лишь как часть государственного механизма.
( По А. Кацва.)
Типы речи.
Тексты, включающие различные типы речи.
Тип речи, выбранный для текста в качестве ведущего, определяет ход риторической деятельности автора при создании текста.
Виды текстов смешанного типа: повествование с элементами описания, описание с элементами повествования, рассуждение с фрагментами описания и повествования и т.д.
Текст 1.
Задание: определите какие типы речи использованы в тексте, какой из них является ведущим. Сделайте риторический анализ текста по плану:
1. коммуникативная цель и ведущий тип речи;
2. основной вопрос к тексту;
3. тема текста;
4. основная мысль;
5. роль фрагмента (фрагментов) «включенного» («включенных») типа (типов) речи;
6. топы;
7. схема построения;
8. грамматические, риторические и другие особенности текста;
9. авторское отношение к содержанию.
Первый зимний день в лесах.
Трудно было оставаться дома в первый зимний день. Мы ушли на лесные озера. В лесах было торжественно, светло и тихо. Мы бродили по ним до сумерек, обошли все знакомые места .На маленьком озере всегда плавало очень много ряски. Сейчас вода в озере была очень черная, прозрачная, - вся ряска к зиме опустилась на дно. У берегов наросла стеклянная полоска льда. Лед был такой прозрачный, что даже вблизи его было трудно заметить... Мы обламывали руками отдельные льдинки. Они хрустели и оставляли на пальцах смешанный запах снега и брусники. Кое-где на полянах перелетали и жалобно попискивали птицы. Небо над головой было очень светлое, белое, а к горизонту оно густело, и цвет его напоминал свинец. Оттуда шли медленные снеговые тучи. В лесах становилось все сумрачнее, все тише, и, наконец, пошел густой снег… Зима начала хозяйничать над землей…
(К. Паустовский.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Стили речи". Дидактический материал для работы на уроках русского языка.
Данный материал удобно использовать на уроках русского языка,речи и культуры общения при прохождении или повторении темы "Стили речи" в 5-9 классах. Котрольная работа "Стили речи" составлен...
Дидактический материал по теме "Сложноподчиненное предложение" Русский язык. 9 класс.
Дидактический материал по теме "Сложноподчиненное предложение" содержит СПП с разными видами придаточных. Может быть использован для индивидуальной и групповой работы при освоении названной темы....
Дидактический материал по здоровьесбережению к урокам русского языка
Дидактический материал содержит тексты и задания к разным темам курса русского языка в 5-9 классах....
Дидактический материал для практической работы на уроках русского языка в классах с полиэтническим составом
В помощь учителям русского языка...
Дидактический материал к различным темам уроков русского языка, включающий в себя пословицы, поговорки, «крылатые» слова и выражения.
Данный дидактический материал является дополнительным пособием для урокв русского языка. Может быть использован на различных этапах урока, а также как лингвистический практикум и физкультминутка....
Использование дидактического материала по краеведению на уроках русского языка
Данная интерактивная презентация включает в себя дидактический материал на основе материалов по родной Якутии. Данный материал можно использовать в 5, 6, 7 классах.https://cloud.mail.ru/public/Cv2y/Wh...
Дидактический материал для словарной работы на уроках русского языка в 5 классе.
Карточки для словарной работы составлены с использованием репродукций живописных полотен художников разных эпох. Такая работа даёт возможность не только понять и запомнить ...