Подготовка к ГИА - статья из опыта работы
статья по русскому языку (9 класс) на тему
Статья из опыта работы над сжатым изложением
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
PODGOTOVKA_K_GIA_statya.doc | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОДГОТОВКА К ГИА.
Говоря выше о задачах преподавания, одной из важнейших мы посчитали подготовку учащихся к итоговой аттестации, к сдаче Единого государственного экзамена.
Проблема возникает еще в период подготовки к ГИА в 9 классе: многие дети не способны воспринимать и понимать художественный текст. Методика работы над сжатым изложением предполагает следующие этапы:
- Прослушивание текста первый раз
- Определение темы, идеи
- Составление плана
- Использование приемов сжатия текста
- Прослушивание текста 2 раз
- Создание собственного текста
Именно на первом этапе, при первичном восприятии текста происходит сбой в ,казалось бы, отлаженной методике. Ученики не способны запомнить содержание, они произвольно интерпретируют его. Происходит это по разным причинам:
- Слабо развитое умение запоминать прочитанное
- Низкая техника чтения
- Психологическая зажатость ребенка ( Все равно не запомню! или Текст очень трудный! Ничего не понимаю! )
Неумение воспринять текст целиком, конечно, приводит к тому, что изложение выглядит бессвязным набором кусков исходного текста, не говоря уже о причинно-следственных связях, авторской идее, сохранении стиля.
Что же делать? Как научить ребенка приемам осмысливания, а затем создания собственного текста?
Обращаясь к опыту Е.Н.Ильина,читаем: «Уроки литературы – это «со – бытие (совместное бытие) учителя, ученика и автора художественного произведения», «человекоформирующий процесс, урок – общения, урок – искусство, урок – жизнь».
Проанализируем слова педагога.
Урок понимания текста.
«со- бытие»
Учитель общение ЖИЗНЬ
Ученик
Автор
Итак, чтобы ученик осмыслил текст, нужно, чтобы с помощью учителя в процессе обучения он узнал в тексте себя, увидел свои проблемы,
О – СО – ЗНАЛ и У – ЗНАЛ свою жизненную ситуацию.
Как выстроить общение?
1 этап. Работа с первичным восприятием .
Вопросы: Понравился текст? Что понравилось?
Что не понравилось? Почему? О чем текст?
Почему текст так называется?
2 этап. Вторичное восприятие. Прием «поделись своей находкою» -
поиск в тексте важных для понимания смысла слов, характеристика
героя, авторская позиция, формулирование идеи. Работа над языком
и средствами художественной выразительности, художественной
деталью.
Как ты думаешь, почему автор характеризует своего героя именно
такими словами? Оцени поступок героя. Согласен ли ты с ним?
Зачем в тексте употребляется это слово?
3 этап. Создание собственного текста – перевод текста на свой язык.
После вторичного прослушивания и работы с планом интерпрети-
рованный текст записывается на черновике.
Конечно, я согласна с автором тестов для проведения ГИА Егораевой Г.Т., которая не раз говорила, что текст для сжатого изложения должен быть обязательно интересным, трогающим за живое не только ребенка, но и учителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья: Обобщение опыта работы. Организация работы в классах для детей со сложным дефектом.
Представлен опыт работы учителя начальных классов с детьми с тяжёлой степенью умственной отсталости....
Статья из опыта работы "Индивидуальные технологии работы с одаренными детьми."
В нашей гимназии учатся много талантливых и одаренных детей. Ведущими, профильными предметами являются языки, в первую очередь английский язык. Несмотря на это всегда есть дети, которые серьезно интер...
Приложения к статье "Из опыта работы по краеведению и просветительской работе на селе"
Материалы созданы на протяжении многих лет работы в школе и общественной работе на селе. Данный фотоотчёт служит доказательной базой к статье "Из опыта работы по краеведению и просветительской работе ...
Статья. Подготовка к итоговому сочинению ( из опыта работы).
Статья представляет собой опыт работы по подготовке к итоговому сочинению по направлениям 2017 - 2018 гг. В работе рассмотрены основные критерии оценки итогового сочинения и приёмы работы ....
Статья из опыта работы по теме:"Групповая работа на уроках"
Статья из опыта работы по теме:"Групповая работа на уроках" . Возможное использование на разных уроках в коррекционной школе....
Статья из опыта работы по теме "Работа с историческими документами"
В данной статье представлены виды исторических документов с примерами и возможные вопросы в ходе работы над ними....
Организация работы по аудированию на ранних этапах изучения английского языка на уроках и во внеурочное время. Методическая статья. (Из опыта работы).
Статья написана в результате изучения материалов по аудированию и дополнена личным опытом обучения аудированию. Идея родилась после общения с Оливером Робинсоном, учителем-методистом из ме...