Подготовка к ГИА - статья из опыта работы
статья по русскому языку (9 класс) на тему

Статья из опыта работы над сжатым изложением

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon PODGOTOVKA_K_GIA_statya.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

                                     

                                            ПОДГОТОВКА К ГИА.

  Говоря выше о задачах преподавания, одной из важнейших мы посчитали подготовку учащихся к итоговой аттестации, к сдаче Единого государственного экзамена.

  Проблема возникает еще в период подготовки к ГИА в 9 классе: многие дети не способны воспринимать и понимать художественный текст. Методика работы над сжатым изложением предполагает следующие этапы:

  • Прослушивание текста первый раз
  • Определение темы, идеи
  • Составление плана
  • Использование приемов сжатия текста
  • Прослушивание текста 2 раз
  • Создание собственного текста

  Именно на первом этапе, при первичном восприятии текста происходит сбой в ,казалось бы, отлаженной методике. Ученики не способны запомнить содержание, они произвольно интерпретируют его. Происходит это по разным причинам:

  • Слабо развитое умение запоминать прочитанное
  • Низкая техника чтения
  • Психологическая зажатость ребенка ( Все равно не запомню! или Текст очень трудный!  Ничего не понимаю! )

 Неумение воспринять текст целиком, конечно, приводит к тому, что изложение выглядит бессвязным набором кусков исходного текста, не говоря уже о причинно-следственных связях, авторской идее, сохранении стиля.

                Что же делать? Как научить ребенка приемам осмысливания, а затем создания собственного текста?

  Обращаясь к опыту Е.Н.Ильина,читаем: «Уроки литературы – это «со – бытие (совместное бытие) учителя, ученика и автора художественного произведения», «человекоформирующий процесс, урок – общения, урок – искусство, урок – жизнь».

   Проанализируем слова педагога.

                                            Урок понимания текста.

«со- бытие»

Учитель                                            общение                                           ЖИЗНЬ

Ученик

Автор

  Итак, чтобы ученик осмыслил текст, нужно, чтобы с помощью учителя в процессе обучения он узнал в тексте себя, увидел свои проблемы,

  О – СО – ЗНАЛ  и  У – ЗНАЛ свою жизненную ситуацию.

                           Как выстроить общение?

1 этап. Работа с первичным восприятием .

            Вопросы: Понравился текст? Что понравилось?

                               Что не понравилось? Почему? О чем текст?

                                Почему текст так называется?

2 этап. Вторичное восприятие. Прием «поделись своей находкою» -  

             поиск в тексте важных для понимания смысла слов, характеристика    

             героя, авторская позиция, формулирование идеи. Работа над языком

             и средствами художественной выразительности, художественной

             деталью.

             Как ты думаешь, почему автор характеризует своего героя именно

              такими словами? Оцени поступок героя. Согласен ли ты с ним?

               Зачем в тексте употребляется это слово?

3 этап. Создание собственного текста – перевод текста на свой язык.

              После вторичного прослушивания и работы с планом   интерпрети-

              рованный текст записывается на черновике.  

Конечно, я согласна с автором тестов для проведения ГИА Егораевой Г.Т., которая не раз говорила, что текст для сжатого изложения должен быть обязательно интересным, трогающим за живое   не только ребенка, но и учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: Обобщение опыта работы. Организация работы в классах для детей со сложным дефектом.

Представлен опыт работы учителя начальных классов с детьми с тяжёлой  степенью умственной отсталости....

Статья из опыта работы "Индивидуальные технологии работы с одаренными детьми."

В нашей гимназии учатся много талантливых и одаренных детей. Ведущими, профильными предметами являются языки, в первую очередь английский язык. Несмотря на это всегда есть дети, которые серьезно интер...

Приложения к статье "Из опыта работы по краеведению и просветительской работе на селе"

Материалы созданы на протяжении многих лет работы в школе и общественной работе на селе. Данный фотоотчёт служит доказательной базой к статье "Из опыта работы по краеведению и просветительской работе ...

Статья. Подготовка к итоговому сочинению ( из опыта работы).

Статья представляет собой опыт работы по подготовке к итоговому сочинению по направлениям  2017 - 2018 гг. В работе рассмотрены основные критерии оценки итогового сочинения и приёмы работы ....

Статья из опыта работы по теме:"Групповая работа на уроках"

Статья из опыта работы по теме:"Групповая работа на уроках" . Возможное использование на разных уроках в коррекционной школе....

Статья из опыта работы по теме "Работа с историческими документами"

В данной статье представлены виды исторических документов с примерами и возможные вопросы  в ходе работы над ними....

Организация работы по аудированию на ранних этапах изучения английского языка на уроках и во внеурочное время. Методическая статья. (Из опыта работы).

Статья написана в результате изучения материалов по  аудированию и дополнена личным опытом обучения аудированию. Идея родилась после общения  с Оливером Робинсоном, учителем-методистом из ме...