Рабочая программа по русскому языку для II и III ступеней общеобразовательной школы.
рабочая программа по русскому языку (11 класс) по теме

Зверева Елена Евгеньевна

Такая рабочая программа является наиболее полной из всех использовавшихся мной когда-либо форм. Она объединяет и ГОС, и типовую программу, и тематическое и поурочное планирование, и требования к уровню подготовки выпускника любого класса. При желании в неё можно (точнее, нужно) включать и виды деятельности учащихся, которые удобнее всего вставлять в таблицы планирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon RP_rus_yaz..doc436.5 КБ

Предварительный просмотр:

Принято:                                                                                                                              Утверждено:

Методсовет,                                                                                                     приказ №______от_____

протокол №____от______                                                                        Директор школы_________

                                                                                                                                            И. М. Тарасова

РУССКИЙ ЯЗЫК

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

для второй-третьей ступени

общеобразовательной школы

(5-9, 10-11 класс)

Разработчик:

Зверева Е. Е., учитель русского языка

и литературы

высшей квалификационной категории

д. Гора

2010-2011

Пояснительная записка

  1. Нормативная база:

Рабочая программа по русскому языку для 5-9, 10-11 классов составлена на основе Закона РФ «Об образовании» (ст. 7, 9) от 10 июля 1992 г. № 3266-1 и всех его последующих редакций; Закона Свердловской области «Об образовании в Свердловской области» от 16 июля 1998 г. № 26-03; ФК ГОС общего образования, утверждённого приказом МО РФ от 5 марта 2004 г. № 1089; опубликованного в журнале «Вестник образования» № 13-14 за 2004 г.; Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, одобренной распоряжением Правительства РФ от 29. 12. 2001 г. № 1756-Р; НРК ГОС общего образования, утверждённого Постановлением правительства Свердловской области от 17. 01. 2006 г. № 15-ПП.

Структура рабочей программы:

  • Пояснительная записка (включает, в числе прочего, общую характеристику и основное содержание образования для обеих ступеней в форме ФК ГОС);
  • Тематическое и поурочное планирование (для каждого класса обеих ступеней отдельно; позволяет выстраивать единую образовательную линию по предмету на обеих ступенях образования и соблюдать преемственность между классами по годам обучения, включает содержание образовательной программы по предмету);
  • Требования к уровню подготовки выпускников (для каждого класса отдельно);
  • Критерии оценивания образовательных достижений обучающихся (являются едиными для обеих ступеней образования и регламентируют единый подход к оцениванию образовательных достижений обучающихся).
  1. Преподавание учебного предмета «Русский язык» в МОУ «Горная средняя общеобразовательная школа» реализуется на б а з о в о м   у р о в н е.
  2. Общая характеристика и основное содержание образования II ступени:

СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Изучение русского языка на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
  • развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах (V-VII, VIII-IX классы).

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Учебный предмет «Русский язык» в образовательных учреждениях с русским языком обучения выполняет цели, обусловленные ролью родного языка в развитии и воспитании личности ребенка, а также ролью родного языка в усвоении всех изучаемых в школе учебных предметов.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

РУССКИЙ ЯЗЫК В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
С РУССКИМ ЯЗЫОМ ОБУЧЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ
КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Речевое общение. Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая.

Сферы и ситуации речевого общения. Функциональные разновидности языка[1]1. Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной литературы.

Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа, спор), научного (отзыв, реферат, выступление, доклад, статья, рецензия), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк), официально-делового (расписка, доверенность, заявление, резюме) стилей.

Культура речи. Критерии культуры речи.

Текст как продукт речевой деятельности. Функционально-смысловые типы текста. Повествование, описание, рассуждение; их признаки. Структура текста.

Основные виды информационной переработки текста: план, конспект, аннотация. 

Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли; основной и дополнительной, явной и скрытой информации; структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу, определенной функциональной разновидности языка.

Овладение основными видами речевой деятельности: аудированием (слушанием), чтением, говорением, письмом.

Адекватное восприятие устной и письменной речи в соответствии с ситуацией и сферой речевого общения.

Овладение различными видами чтения (ознакомительным, изучающим, просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.

Создание устных монологических и диалогических высказываний на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы в соответствии с целями, сферой и ситуацией общения.

Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Написание сочинений; создание текстов разных стилей и жанров: тезисов, конспекта, отзыва, рецензии, аннотации; письма; расписки, доверенности, заявления.

СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ
ЯЗЫКОВОЙ И ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ (ЯЗЫКОВЕДЧЕСКОЙ)
КОМПЕТЕНЦИЙ

Наука о русском языке и ее основные разделы. Краткие сведения о выдающихся отечественных лингвистах.

Общие сведения о языке

Роль языка в жизни человека и общества.

Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения.

Русский язык – язык русской художественной литературы.

Понятие о русском литературном языке и его нормах.

Русский язык как развивающееся явление. Лексические и фразеологические новации последних лет.

Основные лингвистические словари. Извлечение необходимой информации из словарей.

Система языка

Фонетика. Орфоэпия

Основные средства звуковой стороны речи: звуки речи, слог, ударение, интонация.

Система гласных и согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Соотношение звука и буквы. Фонетическая транскрипция.

Основные орфоэпические нормы русского литературного языка.

Связь фонетики с графикой и орфографией.

Основные выразительные средства фонетики.

Нормы произношения слов и интонирования предложений. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм.

Применение знаний и умений по фонетике в практике правописания.

Морфемика (состав слова) и словообразование

Морфема – минимальная значимая единица языка. Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание. Основа слова. Чередование звуков в морфемах.

Основные способы образования слов.

Основные выразительные средства словообразования.

Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.

Лексика и фразеология

Слово – основная единица языка.

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова.

Синонимы. Антонимы. Омонимы.

Стилистически окрашенная лексика русского языка.

Исконно русские и заимствованные слова.

Лексика общеупотребительная и лексика ограниченного употребления.

Фразеологизмы; их значение и употребление.

Понятие об этимологии как науке о происхождении слов и фразеологизмов.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка.

Основные выразительные средства лексики и фразеологии.

Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

Морфология

Система частей речи в русском языке.

Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.

Служебные части речи.

Междометия и звукоподражательные слова.

Основные морфологические нормы русского литературного языка.

Основные выразительные средства морфологии. 

Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания.

Синтаксис

Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса.

Синтаксические связи слов в словосочетании и предложении.

Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.

Грамматическая (предикативная) основа предложения. Предложения простые и сложные.

Главные и второстепенные члены предложения и способы их выражения.

Предложения двусоставные и односоставные, распространенные и нераспространенные, полные и неполные.

Однородные члены предложения. Обособленные члены предложения.

Обращения. Вводные, вставные слова и конструкции.

Предложения сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные.

Сложные предложения с различными видами связи.

Способы передачи чужой речи.

Текст. Смысловые части и основные средства связи между ними.

Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка.

Основные выразительные средства синтаксиса.

Применение знаний и умений по синтаксису в практике правописания.

Правописание: орфография и пунктуация

Орфография

Правописание гласных и согласных в составе морфем.

Правописание Ъ и Ь.

Слитные, дефисные и раздельные написания.

Прописная и строчная буквы.

Перенос слов.

Соблюдение основных орфографических норм.

Пунктуация 

Знаки препинания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания.

Знаки препинания в конце предложения, в простом и в сложном предложениях, при прямой речи, цитировании, диалоге.

Сочетание знаков препинания.

СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ
КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Отражение в языке культуры и истории народа. Взаимообогащение языков народов России.

Пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые слова.

Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и др.).

Русский речевой этикет. Культура межнационального общения.

СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ
ЯЗЫКОВОЙ И ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ (ЯЗЫКОВЕДЧЕСКОЙ)
КОМПЕТЕНЦИЙ

Общие сведения о русском языке

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения. Русский язык – национальный язык русского народа. Русский язык – язык русской художественной литературы.

Роль и место русского языка в современном мире, в жизни современного общества, государства.

Основные лингвистические словари.

Система языка

Фонетика. Орфоэпия. Интонация

Система гласных и согласных звуков речи, их произношение. Отличия от звуков родного языка.

Слог, ударение, их особенности. Фонетическая транскрипция.

Интонация, ее особенности. Основные типы интонации.

Основные правила литературного произношения и ударения. Орфоэпические словари.

Преодоление в произношении влияния звуковой системы и интонации родного языка.

Состав слова и словообразование

Основа слова и окончание. Корень, приставка, суффикс. Однокоренные слова.

Отличия структуры русского слова от структуры слов родного языка.

Основные способы образования слов в русском языке.

Лексика и фразеология

Слово – основная единица языка.

Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова.

Синонимы. Антонимы. Омонимы.

Лексика общеупотребительная и лексика ограниченного употребления.

Стилистически окрашенная лексика русского языка.

Исконно русские и заимствованные слова.

Лексика общеупотребительная и лексика ограниченного употребления.

Фразеологизмы, их значение, употребление.

Морфология

Части речи в русском языке. Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.

Категория одушевлённости и неодушевлённости. Категория рода. Предложно-падежная и видо-временная системы русского языка.

Служебные части речи.

Междометия и звукоподражательные слова.

Основные морфологические нормы русского литературного языка.

Синтаксис

Словосочетание и предложение – единицы синтаксиса.

Словосочетание. Типы связи слов в словосочетании.

Виды предложений по цели высказывания, эмоциональной окраске. Средства оформления предложений: интонация, логическое ударение, порядок слов.

Грамматическая основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения, способы их выражения.

Простое предложение. Двусоставные и односоставные, распространенные и нераспространенные, полные и неполные предложения. Однородные члены предложения. Обособленные члены предложения. Обращение, вводные слова и конструкции.

Сложное предложение. Сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные предложения. Сложные предложения с разными видами связи.

Способы передачи чужой речи.

Текст. Средства связи предложений текста. Смысловые части текста, средства связи между ними.

Нормы построения словосочетания, простого и сложного предложения, текста.

Орфография. Пунктуация

Соотношение звука и буквы. Правописание гласных и согласных, правописание Ь и Ъ. Слитное, дефисное и раздельное написание слов. Перенос слов. Орфографические словари.

Знаки препинания в конце предложения, в простом и сложном предложениях. Знаки препинания при прямой речи, цитировании, диалоге.

Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм.

СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ
КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Отражение в языке культуры и истории народа. Взаимообогащение языков народов России.

Единицы русского языка с национально-культурным компонентом значения.

Нормы русского речевого этикета, его особенности в сопоставлении с речевым этикетом родного народа.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ II СТУПЕНИ (9 КЛАСС)

РУССКИЙ ЯЗЫК В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
С РУССКИМ ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ

В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать

  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
  • смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
  • основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
  • особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
  • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
  • основные единицы языка, их признаки;
  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь

  • различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
  • определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
  • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
  • объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

аудирование и чтение

  • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
  • читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым);
  • извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо

  • воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
  • создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотацию, реферат, выступление, письмо, расписку, заявление);
  • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
  • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
  • свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
  • соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
  • соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
  • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
  • удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

4. Общая характеристика и основное содержание образования III ступени:

СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ

Изучение русского языка на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
  • развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии;
  • освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
  • овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

Достижение указанных целей осуществляется в процессе совершенствования коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
[2]

СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ
КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации.

Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи **[3].

Развитие навыков монологической и диалогической речи.

Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста.

Информационная переработка текста.

Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров.

Учебно-научный, деловой, публицистический стили, разговорная речь, язык художественной литературы. Их особенности.

Культура учебно-научного и делового общения (устная и письменная формы). Написание доклада, реферата, тезисов, рецензии. Составление деловых документов различных жанров (расписки, доверенности, резюме).

Культура публичной речи **.

Культура разговорной речи.

СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ
ЯЗЫКОВОЙ И ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ (ЯЗЫКОВЕДЧЕСКОЙ)
КОМПЕТЕНЦИЙ

Русский язык в современном мире.

Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго).

Нормы литературного языка, их соблюдение в речевой практике.

Литературный язык и язык художественной литературы **.

Взаимосвязь различных единиц и уровней языка.

Синонимия в системе русского языка.

Словари русского языка и лингвистические справочники; их использование.

Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков.

Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка.

СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ
КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Взаимосвязь языка и культуры.

Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов.

Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур.

Соблюдение норм речевого поведения в различных сферах общения.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛЫ (11 КЛАСС)

В результате изучения русского языка на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;
  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение

  • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

  1. Содержательные линии НРК ГОС.

При составлении программы учтены следующие линии Национально-регионального компонента ГОС.

«Культура здоровья и охрана жизнедеятельности»: развитие культуры общения как основа психофизического благополучия в школьном коллективе, нормы и правила бесконфликтного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

«Информационная культура»: виды источников информации и эффективные способы её использования, различные формы познания и осмысления получаемой информации, её научно обоснованный анализ и обобщение, способы критического отбора информации с учётом специфики её источников и возможности практического использования, эффективные способы развития навыков самообразования, самоанализа и рефлексии; информационные технологии в образовании; стили подачи информации в учебной деятельности (разговорный, официально-деловой, научно-публицистический), умение ими пользоваться в процессе общения; монолог, диалог, полилог.

«Родной язык»*: способы передачи основного содержания прочитанного или услышанного, выражение своего отношения к прочитанному, формирование навыков письменной речи, их развитие с соблюдением всех норм и правил русского языка, соблюдение требований фонетической системы языка при произношении.

*Мы считаем возможным учитывать данную линию содержания НРК, поскольку она относится к обучению родному языку, которым для наших школьников является русский язык.

Эти линии повторяются при реализации всех тем и разделов программы.

  1. Возможности коррекции рабочей программы.

При реализации данной рабочей программы предусмотрены такие виды её коррекции:

  • Перегруппировка часов внутри предметных тем (блоков) в сторону увеличения-уменьшения.
  • Изменение порядка следования тем (блоков).
  • Перенос изучаемых произведений из содержания программы одного класса в содержание другого.  

Все они возможны только при тщательном мониторинге уровня качества образования или обосновании необходимости вносимых учителем изменений.

  1.  Требования к уровню подготовки.

Требования к уровню подготовки выпускников непереводных классов прилагаются к тематическому и поурочному планированию по каждому классу отдельно.

8. Критерии и нормы оценивания знаний, умений и навыков учащихся  (взяты из образовательной  программы по русскому языку).

1. Оценка устных ответов учащихся по русскому языку.

Развёрнутый ответ учащегося должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определённую тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа необходимо руководствоваться следующими критериями:

  • Полнота и правильность ответа.
  • Степень осознанности, понимания изученного.
  • Языковое оформление ответа.

Отметка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Отметка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Отметка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьёзным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Отметка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

2. Оценка диктантов.

Диктант оценивается одной отметкой:

«5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки;

«4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, или 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные;

«3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных, или 7 пунктуационных при  отсутствии орфографических (в V классе эта отметка допускается при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках; также отметка «3» допускается при 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибках, если среди них есть однотипные и негрубые);

«2» выставляется за диктант, в котором допущено 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных, или 5 орфографических и 9 пунктуационных, или 8 орфографических и 6 пунктуационных.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

При вариативности количества ошибок следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную отметку; таким пределом является первое заявленное для каждой отметки число орфографических ошибок.

 Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. При оценке такого диктанта: отметка «5» ставится за безошибочный диктант; «4» ставится при 1-2 ошибках; «3» ставится при 3-4 ошибках; «2»ставится при количестве до 7 ошибок; при большем количестве ошибок ставится «1».

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две отметки за каждый вид работы. Сам диктант оценивается по общим критериям. При оценке дополнительного задания необходимо руководствоваться следующим: отметка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно; «4» - если выполнено правильно не менее ¾ заданий; «3» - если правильно выполнено не менее половины заданий; «2» - если не выполнено более половины заданий; «1» - если не выполнено ни одно задание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении отметки за диктант.

3. Оценка сочинений и изложений.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по русскому языку.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

Отметка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

  1. Содержание работы полностью соответствует теме.
  2. Фактические ошибки отсутствуют.
  3. Содержание излагается последовательно.
  4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
  5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочёт в содержании и 1-2 речевых недочёта.

Допускается:

1 орфографическая,

или 1 пунктуационная,

или 1 грамматическая ошибка.

«4»

  1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения).
  2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
  3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
  4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
  5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочётов в содержании и не более 3-4 речевых недочётов.

Допускаются:

2 орфографические и 2 пунктуационные,

или 1 орфографическая и 3 пунктуационные,

или 4 пунктуационные при отсутствии орфографических,

а также 2 грамматические ошибки.

«3»

  1. В работе допущены существенные отклонения от темы.
  2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
  3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
  4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
  5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочётов в содержании и 5 речевых недочётов.

Допускаются:

4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки,

или 3 орфографических и 5 пунктуационных,

или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических.

«2»

  1. Работа не соответствует теме.
  2. Допущено много фактических неточностей.
  3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними.
  4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
  5. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочётов в содержании и до 7 речевых недочётов.

Допускаются:

по 7 орфографических и пунктуационных ошибок,

или 6 орфографических и 8 пунктуационных,

или 5 орфографических и 9 пунктуационных,

или 8 орфографических и 6 пунктуационных, а также 7 грамматических ошибок.

«1»

В работе допущено более 6 недочётов в содержании и более 7 речевых недочётов.

Имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок.

Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.

9. Учебно-методическое и дидактическое сопровождение.

1. Гольцова Н. Г. Программа курса «Русский язык. 10-11 классы» : Учебное пособие. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2005.

2. Гольцова Н. Г., Шамшин И. В. Русский язык. 10-11 классы : Учебник для общеобразовательных школ. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2005.

3. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2009.

4. Русский язык. Учебники для 5, 6, 7, 8, 9 классов общеобразовательных учреждений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.; Под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. – М.: Дрофа, 2002 – 2005. (Комплект учебников)

Тематическое и поурочное планирование

5 КЛАСС

1. Повторение изученного в начальных классах. 42 часа.

Требования типовой программы:

     I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корнях слов. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные Ъ и Ь.

     Самостоятельные и служебные части речи.

     Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Буква Ь на конце существительных, после шипящих.

     Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.

     Местоимения 1, 2 и 3 лица.

     Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов I и II спряжения; буква Ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание –тся и –ться; раздельное написание не с глаголами.

     Наречие (ознакомление).

     Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.

     II. Текст. Тема текста. Стили речи.

урока

Тема урока

1.

Знакомство с учебником.

2.

Зачем человеку нужен язык?

3.

Что мы знаем о русском языке?

4.

РР Что такое речь. Речь монологическая и диалогическая, устная и письменная. (&&92 – 93, стр. 234, 236)

5.

Зачем людям письмо?

6.

Орфография. Нужны ли правила?

7.

Орфограммы в корнях слов. Правила обозначения буквами гласных звуков.

8.

Орфограммы в корнях слов. Правила обозначения буквами согласных звуков.

9.

РР Что изучает стилистика? (&94, стр. 238)

10.

Сочетания букв жи-ши, ча-ща, чу-щу, нч, чн, чк, нщ, рщ.

11.

Ь после шипящих в конце имён существительных и глаголов.

12.

РР Разговорная и книжная речь. (&95, стр. 239)

13-14.

Разделительные Ь и Ъ.

15.

 НЕ с глаголами.

16.

Написание –тся, -ться на конце глаголов.

17.

Обобщение изученного по теме.

18.

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ.

19.

УРОК КОРРЕКЦИИ. Анализ ошибок диктанта.

20.

РР Художественная и научно-деловая речь. (&96, стр. 240)

21-22.

РР Сочинение-описание по картине И. И. Шишкина «Корабельная роща». (упр. 204, стр. 65)

23.

УРОК КОРРЕКЦИИ. Анализ ошибок сочинения.

24.

Повторим правописание.

25.

Повторим правописание.

26-27.

Почему корень, приставка, суффикс и окончание – значимые части слова?

28-29.

Как образуются формы слова с помощью окончания.

30.

Слово как часть речи. Морфология.

31-32.

Самостоятельные части речи.

33-34.

РР Подробное изложение «Барсучонок». (упр. 726, стр. 244)

35-36.

Как изменяются имена существительные, имена прилагательные и глаголы.

37-38.

Служебные части речи.

39.

Обобщение и систематизация изученного.

40.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.

41.

УРОК КОРРЕКЦИИ. Анализ ошибок контрольной раб.

42.

РР Что такое текст? Тема текста. (&&97 – 98, стр. 245, 246).

2. Фонетика. Орфоэпия. 14 часов.

Требования типовой программы:

     I. Фонетика как раздел науки о языке. Звуки как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.

     Фонетический разбор слова.

     Орфоэпические словари.

     Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.

     Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.

     Орфографический разбор.

     Орфографические словари.

     II. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.

урока

Тема урока

1.

Что изучает фонетика.

2-3.

Звуки гласные и согласные.

4.

Слог, ударение.

5.

Что изучает орфоэпия. Произношение ударных и безударных гласных звуков.

6.

Произношение согласных звуков.

7.

Звуки и буквы. Алфавит.

8.

Что обозначают буквы е, ё, ю, я.

9-10.

Фонетический и орфоэпический разбор слова.

11-12.

РР Сочинение-описание по картине И. Т. Хруцкого «Цветы и плоды». (упр. 723)

13.

Обобщение изученного по теме.

14.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.

3. Лексика. Словообразование. Правописание. 43часа.

Требования типовой программы:

     I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.

     Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. Чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.

     Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.

     Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях –лаг- - -лож-, -раст- - -рос-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.

    II. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображённого на картине с использованием необходимых языковых средств. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.

урока

Тема урока

1-2.

Как определять лексическое значение слова.

3.

Сколько лексических значений имеет слово?

4-6.

Когда слово употребляется в переносном значении.

7-8.

РР Сочинение-описание по картине К. Ф. Юона «Русская зима». (упр. 234, стр. 76)

9-10.

Как пополняется словарный состав русского языка.

11.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.

12-13.

Как образуются слова в русском языке.

14.

Оценка действительности. (& 105, стр. 266)

15.

Какие чередования гласных и согласных происходят в словах.

16.

Обобщение изученного.

17.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.

18-19.

Правописание чередующихся гласных о и а в корнях лаг- - -лож-, -раст- - -рос-.

20.

РР Строение текста типа рассуждения.

21-22.

Буквы е и о после шипящих в корне слов.

23.

Чем отличаются друг от друга слова-омонимы.

24-25.

РР Строение текста типа повествования.

26-27.

Что такое профессиональные и диалектные слова.

28.

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ.

29.

УРОК КОРРЕКЦИИ. Анализ ошибок диктанта.

30.

О чём рассказывают устаревшие слова.

31.

Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова?

32.

Словари русского языка.

33-34.

РР Строение текста типа описания предмета.

35-36.

Правописание приставок.

37.

Буквы ы и и после ц.

38.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.

39.

Обобщение и систематизация изученного.

40.

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ.

41.

УРОК КОРРЕКЦИИ. Анализ ошибок диктанта.

42-43.

РР Сочинение-описание по картине И. И. Машкова «Клубника и белый кувшин». (упр. 844, стр. 284)

4.Синтаксис и пунктуация. 47 часов.

Требования типовой программы:

     I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.

     Пунктуация как раздел науки о языке.

     Главное и зависимое слово в словосочетании.

     Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения.

     Грамматическая основа предложения.

     Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.

     Нераспространённые и распространённые предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.

     Синтаксический разбор словосочетания и предложения.

     Обращение, знаки препинания при обращении.

     Вводные слова и словосочетания.

     Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).

     Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.

     Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.

     Диалог. Тире в начале реплик диалога.

    II. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.

урока

Тема урока

1.

Что изучают синтаксис и пунктуация?

2-3.

Словосочетание.

4.

РР Основная мысль текста. (& 99, стр. 247)

5.

Разбор словосочетания.

6-7.

РР Сочинение-описание по фотографии В. Гиппенрейтера «Сухие стволы сосен». (упр. 741, стр. 250)

8-9.

Предложение. Интонация предложения. Виды предложений по цели высказывания.

10.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.

11.

Восклицательные предложения.

12-13.

Главные члены предложения.

14-15.

Тире между подлежащим и сказуемым.

16.

Предложения с одним главным членом.

17.

РР Смысловые отношения между предложениями и последовательность предложений в тексте. (& 100, стр. 250)

18.

Предложения распространённые и нераспространённые.

19.

Второстепенные члены предложения.

20.

Дополнение.

21.

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ.

22-23.

Определение.

24-25.

РР Абзац как часть текста. (& 101, стр. 252)

26-27.

Обстоятельство.

28.

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ.

29.

УРОК КОРРЕКЦИИ. Анализ ошибок диктанта.

30-31.

Однородные члены предложения.

32.

РР Как связываются предложения в тексте. «Данное» и «новое» в предложениях. (& 102, стр. 257)

33.

Обобщающее слово перед однородными членами.

34.

Двоеточие после обобщающего слова.

35.

Обращение.

36.

Синтаксический разбор простого предложения.

37.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.

38.

РР Что такое тип речи. (& 103, стр. 260)

39-40.

Сложное предложение.

41-42.

Прямая речь.

43.

Диалог.

44.

РР Описание, повествование, рассуждение. (& 104, стр. 263)

45.

Обобщение изученного по теме.

46.

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ.

47.

УРОК КОРРЕКЦИИ. Анализ ошибок диктанта.

5. Морфология. Правописание. Глагол.  29 часов.

Требования типовой программы:

     I. Место причастия, деепричастия, категории состояния в системе частей речи. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.

     Неопределённая форма глагола (инфинитив на  -ть (-ться), -ти  (-тись), -чь (чься). Правописание ться и –чь (-чься) в неопределённой форме (повторение).

     Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.

     Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов –бер- - -бир-, -дер- - -дир-, -мер- - -мир-, -пер- - -пир-, -тер- - -тир-, -стел- - -стил-. Правописание не с глаголами.

     II. Понятие о рассказе, особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.

урока

Тема урока

1.

Что вы знаете о частях речи?

2.

Что обозначает глагол.

3.

Слитное и раздельное написание не с глаголами.

4.

Как образуются глаголы.

5.

Виды глагола.

6-7.

Корни с чередованием букв е - и.

8.

Неопределённая форма (инфинитив) глагола.

9.

Правописание –тся и –ться в глаголах.

10.

Наклонение глагола.

11.

Как образуется сослагательное наклонение глагола.

12-13.

Как образуется повелительное наклонение глагола.

14.

РР Соединение типов речи в тексте. (& 109, стр. 285.)

15.

Как изменяется глагол.

16-17.

Времена глагола.

18.

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ.

19.

УРОК КОРРЕКЦИИ. Анализ ошибок диктанта.

20-21.

Спряжение глагола. Лицо и число.

22-23.

Правописание личных окончаний глаголов.

24.

Безличные глаголы.

25-26.

РР Сочинение-повествование с элементами описания.

27.

Обобщение и систематизация изученного по теме.

28.

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ.

29.

УРОК КОРРЕКЦИИ. Анализ ошибок диктанта.

6. Морфология. Правописание. Имя существительное.  21 час.

Требования типовой программы:

    I.  Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.

     Существительные одушевлённые и неодушевлённые (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географических названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имён существительных: изменение существительных по падежам и числам.

     Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.

     Морфологический разбор слов.

     Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

     Склонение существительных на –ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имён существительных.

     II. Доказательства и объяснения в рассуждении.

урока

Тема урока

1.

Что обозначает имя существительное?

2.

Как образуются имена существительные.

3-4.

Употребление суффиксов существительных –чик, -щик, -ек, -ик (-чик).

5.

Слитное и раздельное написание не с сменами существительными.

6.

Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.

7.

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ.

8.

УРОК КОРРЕКЦИИ. Анализ ошибок диктанта.

9.

Собственные и нарицательные имена существительные.

10.

Род имён существительных. Почему в русском языке три рода.

11-12.

РР Изложение текста описательного характера. (упр. 856, стр. 288)

13.

Существительные общего рода. Род несклоняемых имён существительных.

14.

Число имён существительных.

15.

Падеж и склонение имён существительных.

16.

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.

17.

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ.

18.

УРОК КОРРЕКЦИИ. Анализ ошибок диктанта.

19.

Употребление существительных в речи.

20-21.

РР Сочинение на заданную тему «Как я однажды…». (упр. 857, стр.289)

7. Морфология. Правописание. Имя прилагательное.  8 часов.

Требования типовой программы:

     I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.

     Полные и краткие прилагательные.

     Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.

     Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких – по родам и числам.

     II. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.    

урока

Тема урока

1.

Что обозначает имя прилагательное? Разряды прилагательных.

2.

Правописание окончаний имён прилагательных.

3.

Образование имён прилагательных. Прилагательные полные и краткие.

4-5.

Степени сравнения имён прилагательных.

6.

Обобщение и систематизация изученного по теме.

7.

Обобщение и систематизация изученного за год.

8.

Обобщение и систематизация изученного за год.

Требования к уровню подготовки выпускника 5 класса

     I. Учащийся должен з н а т ь определения основных изучаемых в 5 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры.

     II. Учащийся должен овладеть у м е н и я м и  и  н а в ы к а м и:

  • Разбирать слова фонетически, по составу и морфологически, а предложения (с двумя главными членами) – синтаксически; составлять простые и сложные предложения изученных видов.
  • Разъяснять значения известных слов и правильно употреблять их.
  • Соблюдать произносительные нормы литературного языка в пределах изученного материала.
  • По о р ф о г р а ф и и: находить в словах изученные орфограммы; находить орфографические ошибки и исправлять их; правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 5 классе.
  • По п у  н к т у а ц и и: находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.
  • По с в я з н о й   р е ч и: определять тему и основную мысль текста, его стиль; подробно и сжато излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов, животных); составлять простой план исходного и собственного текста; писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, а также описывать отдельные предметы, животных по наблюдениям, опыту, по картине; совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом); правильно в смысловом и стилистическом отношении использовать языковые средства в текстах разного содержания; грамотно пользоваться известными лексическими и грамматическими средствами в устной и письменной речи; пользоваться орфографическими, орфоэпическими, морфемными и толковыми словарями.

Требования взяты из

«Программы общеобразовательных учреждений.

Русский язык. 5-9 классы».

М.: «Просвещение, 2006».

Тематическое и поурочное планирование

8 КЛАСС, 68 ЧАСОВ

1. Повторение изученного в 5-7 классах. 9 часов.

Требования типовой образовательной программы:

     Анализ текста, его стиля, средств связи его частей.

урока

Тема урока

1.

Функции русского языка в современном мире.

2.

Комплексное повторение (анализ текста, части речи, члены предложения, состав слова, фонетика, орфография).

3.

Комплексное повторение (фонетика, графика, состав слова, орфография,  части речи, члены предложения).

4.

Комплексное повторение (состав слова,  орфография, морфология, лексика)

5.

Комплексное повторение ( состав слова,  орфография)

6.

РР Стили речи. Строение текста.

7.

РР

8.

Комплексное повторение ( состав слова,  орфография, морфология, лексика, синтаксис)

9.

Контрольный диктант

урока

Тема урока

1.

Функции русского языка в современном мире.

2.

Комплексное повторение (анализ текста, части речи, члены предложения, состав слова, фонетика, орфография).

3.

Комплексное повторение (фонетика, графика, состав слова, орфография,  части речи, члены предложения).

4.

Комплексное повторение (состав слова,  орфография, морфология, лексика)

5.

Комплексное повторение ( состав слова,  орфография)

6.

                                       

7.

РР  Стили речи. Строение текста.

8.

Комплексное повторение ( состав слова,  орфография, морфология, лексика, синтаксис)

9.

2. Словосочетание. Простое предложение. 24 часа.

Требования типовой образовательной программы:

     1. Повторение изученного в 5-7 кл о словосочетании и предложении, подлежащем и сказуемом, второстепенных членах предложения. Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные). Грамматическая (предикативная) основа предложения. Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение. Способы выражения подлежащего. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым. Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление). Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное). Сравнительный оборот, знаки препинания при нём.

     2. Умение: правильно определять форму зависимого слова при согласовании и управлении; использовать в речи синонимические по значению словосочетания; выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении, выразительно читать предложение;  интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием; пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого; использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.

1.

Словосочетания, их строение и грамматическое значение.

2.

Связь слов в словосочетании.

3.

Предложение как средство выражения мысли. Строение предложения.

4.

Орфографический урок. Написание НЕ с существительными, прилагательными, наречиями на –о, -е, глаголами и глагольными формами, числительными.

5.

Грамматическое значение предложения.

6.

Порядок слов в предложении. Логическое ударение.

7-8.

РР Обучающее сжатое изложение.

9.

Грамматическая основа предложения. Подлежащее.

10.

Сказуемое. Простое глагольное сказуемое.

11.

Орфографический урок. Правописание глаголов.

12.

Составные сказуемые. Составное глагольное сказуемое.

13.

Составное именное сказуемое.

14.

Тире между подлежащим и сказуемым.

15.

Тире между подлежащим и сказуемым.

16.

Контрольное тестирование.

17.

Второстепенные члены предложения. Дополнение.

18.

Определение.

19.

Приложение.

20-21

РР Изложение. «Прощание с Пушкиным».

22-23

Обстоятельство.

24.

Контрольный диктант.

3. Односоставные предложения. 13 часов.

Требования типовой образовательной программы:

     1. Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определённо-личные, неопределённо-личные, безличные) и подлежащим (назывные). Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль. Понятие о неполных предложениях. Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.

     2. Умение: пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами; пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места.

1-2.

Односоставные предложения. Определённо-личные предложения.

3.

Неопределённо-личные предложения.

4-5.

Безличные предложения.

6.

Назывные предложения.

7-8.

Обобщение и систематизация по теме «Односоставные предложения».

9.

Контрольное тестирование.

10-11

Неполные предложения.

12-13

РР Изложение с элементами сочинения.

4. Однородные члены предложения. 15 часов.

Требования типовой образовательной программы:

     1. Повторение изученного об однородных членах предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при  однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях. Вариативность постановки знаков препинания.

    2. Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах.

1.

Понятие об однородных членах предложения.

2-3.

Однородные и неоднородные определения.

4-6.

Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них.

7-9.

Обобщающие слова при однородных членах и пунктуация при них.

10.

Орфографический урок. Написание Н и НН в прилагательных, причастиях, наречиях.

11-12

Обобщение и систематизация по теме «Однородные члены предложения».

13-14

РР Сочинение-рассуждение.

15.

Контрольный диктант.

5. Обращения. Вводные слова и предложения. Междометия. 13 часов.

Требования типовой образовательной программы:

     1. Повторение изученного об обращении. Распространённое обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях. Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания. Текстообразующая роль обращений, вводных слов и междометий.

     2. Умение: интонационно правильно произносить предложения с обращениями, вводными конструкциями, междометиями; пользоваться в речи синонимическими вводными словами; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста.

1.

Понятие об обособлении (повторение).

2-3.

Обращение и знаки препинания при нём.

4.

Понятие о вводных словах.

5-8.

Вводные слова и предложения и знаки препинания при них.

9-10.

РР Сочинение-рассуждение публицистического характера.

11.

Контрольный диктант.

12.

Урок коррекции (анализ ошибок).

13.

Орфографический урок. Правописание падежных окончаний прилагательных и причастий, написание глагольных суффиксов в глагольных формах.

6. Обособленные члены предложения. 21 час.

Требования типовой образовательной программы:

     1. Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения. Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.

     2. Умение: интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами; использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.

1.

Понятие об обособленных членах предложения.

2-3.

Обособление согласованных распространённых и нераспространённых определений.

4.

Обособление несогласованных определений и определений с обстоятельственным оттенком.

5.

Обособление определений и приложений, относящихся к личному местоимению.

6-7.

Обособление согласованных приложений.

8.

Отсутствие или наличие запятой перед союзом как.

9.

Обобщение изученного по теме «Обособленные члены предложения».

10-11

РР Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему.

12.

Контрольный диктант.

13-14

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями.

15.

Обобщение по теме «Обособление деепричастий».

16.

Обособленные обстоятельства, выраженные существительными с предлогами.

17-18

Обособление уточняющих членов предложения.

19.

Урок-зачёт по теме «Обособленные и уточняющие члены предложения».

20.

Контрольный диктант.

21.

Орфографический урок. Правила написания наречий.

7. Способы передачи чужой речи. 7 часов.

Требования типовой образовательной программы:

     1. Повторение изученного о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи. Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании. Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.

     2. Умение выделять в произношении слова автора; заменять прямую речь косвенной.

1-2.

Знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью.

3.

Знаки препинания при цитировании.

4-5.

Повторение и систематизация изученного за год.

6.

Контрольный диктант.

7.

Итоговое обобщение.

Требования к уровню подготовки

выпускника VIII класса

  1. Учащиеся должны знать определения основных изученных в VIII классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
  2. К концу VIII класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

- производить синтаксический разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью;

- составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложнённые однородными и обособленными членами, вводными конструкциями, обращениями;

- пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи;

- соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

     По пунктуации. Находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами. Ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой и косвенной речью, при  цитировании, при обращениях, междометиях, вводных словах и предложениях. Ставить тире в нужных случаях между подлежащими и сказуемыми.

     По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами. Правильно писать изученные в VIII классе слова с непроверяемыми орфограммами.

     По связной речи. Определять стиль и тип текста. Подробно и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания. Писать сочинения-описания, сочинения-рассуждения на морально-этические темы. Совершенствовать сочинение и изложение в соответствии с темой, основной мыслью и стилем, находить и исправлять различные языковые ошибки. Уметь просто и в то же время выразительно выступать перед слушателями по общественно важным проблемам.

Тематическое планирование

11 класс, 34 часа

РЯ 1. СИНТАКСИС ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ. 11 часов.

     Требования типовой программы:

     Основные понятия синтаксиса и пунктуации. Основные синтаксические единицы. Основные принципы русской пунктуации. Сочетание знаков препинания. Пунктуационный анализ. Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи. Синтаксический разбор словосочетания. Понятие о предложении. Классификация предложений. Предложения простые и сложные. Виды предложений по цели высказывания, эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные. Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения.  Главные члены предложения.  Тире между подлежащим и сказуемым. Распространённые и нераспространённые предложения. Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения. Тире в неполном предложении. Соединительное тире. Интонационное тире. Порядок слов в простом предложении. Инверсия. Синонимия разных типов простого предложения.

 

урока

Тема урока

Примечания

1.

Повторение изученного в 10 кл. Синтаксис и пунктуация, их основные единицы.

Стр. 235.  Составление устного лингвистического высказывания.

2.

Основные принципы русской пунктуации.

& 66.Опорный конспект.

3.

Словосочетание. Виды синтаксической связи.

& 67, 68. Таблица синт. связей.

4.

Понятие о предложении. Классификация предложений.

& 69.

5.

Виды предложений по цели высказывания, эмоциональной окраске.

& 70, 71, 72.

6.

Двусоставные и односоставные предложения.

&  73. Опорный конспект.

7.

Тире между подлежащим и сказуемым.

& 74. Схематический диктант.

8.

Распространённые и нераспространённые предложения.

& 75.

9.

Полные и неполные предложения.

& 76.

10.

Тире в неполном предложении.

& 77. Опорный конспект.

11.

Урок контроля.

Тестирование.

РЯ 2. ПРОСТОЕ ОСЛОЖНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. 7 часов.

     Требования типовой программы:

     Синтаксический разбор простого предложения. Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами, при однородных и неоднородных определениях, при однородных и неоднородных приложениях, при однородных членах, соединённых повторяющимися и парными союзами. Знаки препинания при обобщающих словах. Знаки препинания при обособленных членах предложения: обособленные и необособленные определения, обособленные обстоятельства, обособленные дополнения. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения. Параллельные синтаксические конструкции. Знаки препинания при сравнительном обороте. Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением: при обращении, вводных словах, вставных конструкциях, междометиях. Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова.

урока

Тема урока

Примечания

1.

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

& 79.

2.

Знаки препинания при однородных членах с обобщающими словами.

& 80. Схематический самодиктант.

3.

Знаки препинания при однородных членах, соединённых неповторяющимися, повторяющимися и парными союзами.

& 81.

4.

Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях, приложениях.

& 82-83.

5.

Знаки препинания при обособленных членах предложения.

& 82-83.

6.

Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением

& 84. Схематический диктант.

7.

Урок контроля.

Диктант с грамматическим заданием.

РЯ 3. СИНТАКСИС СЛОЖНОГО СОЮЗНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ. 10 часов.

Требования типовой программы: 

     Понятие о сложном предложении. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Синтаксический разбор сложносочинённого предложения. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с одним придаточным. Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения с одним придаточным. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными. Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными. Синонимия разных типов сложного предложения.

урока

Тема урока

Примечания

1.

Понятие о сложном союзном предложении.

& 94.

2.

Знаки препинания в сложносочинённом предложении.

& 95.

3.

Знаки препинания в сложносочинённом предложении.

& 95. Схематический диктант.

4.

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с одним придаточным.

& 96. Схематический диктант.

5.

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными.

& 97.

6.

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными.

& 97.

7.

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными.

& 97. Схематический диктант.

8.

Понятие о периоде. Знаки препинания в периоде.

& 99.

9.

Понятие о периоде. Знаки препинания в периоде.

& 99.

10.

Урок контроля.

Диктант.

РЯ 4. СИНТАКСИС БЕССОЮЗНОГО СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ. 6 часов.

Требования типовой программы:

     Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении: запятая, точка с запятой, двоеточие, тире. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения. Период. Знаки препинания в периоде. Синонимия разных типов сложного предложения. Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи, диалоге, цитировании.

урока

Тема урока

Примечания

1.

Понятие о бессоюзном сложном предложении (повторение).

Опорный конспект.

2.

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Урок-практикум.

3.

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Урок-практикум.

4.

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Урок-практикум. Схематический диктант.

5.

Знаки препинания в предложениях с чужой речью.

Урок-практикум. Схематический диктант.

6.

Обобщающий контроль.

Тестирование.

Зверева Е. Е. Моу «Горная СОШ»


[1]1         Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.

[2]         Основные компоненты Обязательного минимума содержания для образовательных учреждений с русским языком обучения и с родным (нерусским) языком обучения едины. Специфические темы для образовательных учреждений с родным (нерусским) языком обучения указаны в разделе «Материал для образовательных учреждений с родным (нерусским) языком обучения».

[3]         Материал, отмеченный **, не подлежит изучению в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 11 класса для татарских школ по учебнику Н.А.Андрамоновой.

Рабочая программа по русскому языку для 11класса составлена на основании следующих документов: 1. Федерального компонента государственного стандарта для школ с родным (нерусским) языком обучени...

Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 6 классов коррекционной школы VIII вида

Программа по русскому языку и развитию речи определяет содержание предмета и  последовательность его прохождения по годам, учитывает особенности познавательной деятельности дет...

Рабочая программа по русскому языку для учащихся 8 класса коррекционной школы VIII вида

Главная цель обучения русскому языку в специальном (коррекционном) учреждении состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать ...

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса основной общеобразовательной школы

Пояснительная записка Рабочая программа по русскому языку для 5 класса основной общеобразовательной школы реализует основные идеи Федерального образовательного государственного стандарта основног...

Рабочая программа по русскому языку в 10-12 классах вечерней школы.

Программа учебной дисциплины «Русский язык» предназначена для изучения русского языка в вечерней школе (10-12 класс) по программе  Н.Г.Гольцовой....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс(для коррекционных общеобразовательных школ V вида)

Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с примерной программой основного общего образования по русскому языку с учетом  требований федерального компонента государственного ...

Рабочая программа по английскому языку для 2-4 классов общеобразовательной школы

Рабочая программа учебного предмета «Иностранный язык» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ М...