Методическая разработка к мероприятию, посвященному 225-летию А. С. ПУШКИНА
методическая разработка

Борькина Виктория Валенитиновна

Данное мероприятие разработано к 225-летию А.С.Пушкина, с целью расширить знания учащихся по творчеству Пушкина А.С.; показать связи литературных произведений с эпохой их написания, выявить заложенные в них нравственные ценности и их современное звучание.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  КАЗЕННОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР  ОБРАЗОВАНИЯ  № 24»

Методическая разработка к мероприятию,

посвященному 225-летию  А. С. ПУШКИНА

Учитель русского языка

и литературы Борькина В.В.

2023-2024 учебный год

Дата проведения: 17 ноября 2023 год

Час любви и признания.

«Мы любим Пушкина за то, что Пушкин он…»

Цели:

Образовательные: расширить знания учащихся по творчеству Пушкина А.С.; показать связи литературных произведений с эпохой их написания, выявить заложенные в них нравственные ценности и их современное звучание.

Развивающие: развивать память, творческие способности учащихся; приобщить к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры.

Воспитательные: совершенствовать духовно-нравственные качества личности, воспитывать уважительное отношение к русской литературе.

Оснащение мероприятия:

1. Письменный стол, на столе листы бумаги, перо, свечи и подсвечник.

2. Портрет А. С. Пушкина.

3. Портрет няни А. С. Пушкина- Арины Родионовны (Яковлевой).

4. Презентация слайдов .

5. Костюмы для участников инсценировки произведения А. С. Пушкина («Евгений Онегин»).

6. Музыкальное оформление - звукозапись произведений (Музыка П. И. Чайковского «Времена года» и  Г. Свиридова  «Вальс»)

7. Выставка книг Пушкина.

8. Видеоролик.

(Литературный вечер посвящён жизни и творчеству А.С. Пушкина. Факты биографии перемежаются с выразительным чтением и инсценировкой фрагмента из произведения поэта.

Внеклассное мероприятие проводится параллельно с изучением творчества А. С. Пушкина. Рекомендовано для учащихся 5-10-ых классов. Развивает творческий потенциал учащихся, знакомит с историей произведений, созданных им, с интересными событиями из жизни великого поэта, даёт возможность окунуться в эпоху начала XIX века)

Сценарий мероприятия

(В зале полумрак. На камине стоят свечи и портрет А. С. Пушкина. Около камина в углу комнаты стоит письменный стол, на нём лежат листы бумаги и перо. Зрители рассажены полукругом)

Вступление.

Звучит тихая мелодия (отрывок из произведения

П. И. Чайковского «Времена года. Осень. Октябрь»)

Отрывок из романа «Евгений Онегин» читает ученица

Ведущий 1.

Добрый день, дорогие гости. Мы любим Пушкина за то, что Пушкин он. Час любви и признания. Думаю, что присутствующие догадались, из какого произведения А. С. Пушкина эта сцена. О чем же этот монолог героини ? (О любви.)  Татьяна признается в любви Онегину.

Ученик

Мы чтить тебя привыкли с детских лет

И дорог нам твой образ благородный;

Ты рано смолк, но в памяти народной

Ты не умрёшь, возлюбленный поэт.

Бессмертен тот, чья муза до конца

Добру и красоте не изменяла,

Кто волновать умел людей сердца

И в них будить стремленье к идеалу.

Ведущий 2.

Я предлагаю навестить места, где прошли детство и юность поэта. Москва… Здесь у Сергея Львовича и Надежды Осиповны 6 июня в 1799 году родился Александр Сергеевич. В семье увлекались литературой. Все Пушкины, родители и дети, общались на французском языке, так было принято в дворянских семьях. Пушкин рано научился говорить и читать по-французски. Своё первое стихотворение он написал на французском. Его бабушка Мария Алексеевна Ганнибал качала головой и говорила: «Ты же русский…». Она научила будущего поэта читать и писать на родном языке. Мария Алексеевна была первым учителем Пушкина.

Ученик.

Я сам не рад болтливости своей,

Но с детских лет люблю воспоминанье,

Ах! Умолчу ль о мамушке моей,

О прелести таинственных ночей,

Когда в чепце, в старинном одеянье,

Она рассказывать мне станет

О мертвецах, о подвигах …

От ужаса не шелохнусь, бывало,

Едва дыша, прижмусь под одеяло,

Не чувствуя ни ног, ни головы.

Ведущий 1.

Матвеева Арина Родионовна – няня А. С. Пушкина. Она была крестьянкой. Её взяли служить в семью Пушкиных. Арина Родионовна нянчила всех детей в семье. Но больше всех любила старшего сына Александра. Она была прекрасной сказительницей. Александр Сергеевич любил слушать сказки и песни своей няни. Ей он посвящал стихи.

Ученик.

НЯНЕ

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждёшь меня.

Ты под окном своей светлицы

Горюешь, будто на часах,

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках.

Глядишь в забытые ворота

На черный отдалённый путь;

Тоска, предчувствия, заботы,

Теснят твою всечасно грудь…

Ведущий 2.

Стихотворение написано в 1826 году. Пушкина увезли жандармы в Москву к царю Николаю. Он вспоминает о няне, которая осталась в Михайловском. Она тревожилась о судьбе Александра Сергеевича. Это стихотворение осталось неоконченным.

Ведущий 1.

Бабушка и няня ввели Александра Сергеевича в чудесный мир русских сказок, вдохнули в него народную душу.

Ведущий 2.

Юный Александр Сергеевич Пушкин приехал поступать в Царскосельский лицей вместе со своим дядей, известным в свое время поэтом. Лицей был открыт 19 октября в 1811 году. Пушкин, происходивший из дворянского рода, выдержал экзамен и оказался одним из 30лицеистов. Он учился в нем 6 лет.

Александр Сергеевич жил в комнате № 14. У Александра Сергеевича были отличные отметки по русскому языку, французскому и фехтованию. В лицее у поэта было прозвище «француз», за любовь к французской литературе.  В лицее Пушкин зарекомендовал себя хорошим товарищем. Его любили за общительность и чувство юмора.

В лицейские годы у Пушкина появилось много друзей: Иван Пущин (спокойный юноша), Вильгельм Кюхельбекер (восторженный «Кюхля»), Антон Дельвиг (добродушный и медлительный).   Вспыльчивый по натуре, поэт иногда был зачинщиком ссоры. Шутки задевали товарищей. Но Пущин всегда мирил друзей.

Ученик

ПРОРОК

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился, –

И шестикрылый серафим

На перепутье мне явился.

Перстами легкими как сон

Моих зениц коснулся он.

Отверзлись вещие зеницы,

Как у испуганной орлицы.

Моих ушей коснулся он, –

И их наполнил шум и звон;

И внял я неба содроганье,

И горний ангелов полет,

И гад морских подводный ход,

И дольней лозы прозябанье.

И он к устам моим приник,

И вырвал грешный мой язык,

И празднословный и лукавый,

И жало мудрыя змеи

В уста замершие мои

Вложил десницею кровавой.

И он мне грудь рассек мечом,

И сердце трепетное вынул.

И угль, пылающий огнем,

Во грудь отверстую водвинул.

Как труп в пустыне я лежал,

И бога глас ко мне воззвал:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей».

Ведущий 1.

В этом произведении А. С. Пушкина  говорится о свойствах, которыми должен обладать настоящий поэт, чтобы выполнить свое назначение.

Звучит вальс из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь» (исполняют ученики)

Ученик

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты.

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной,

В тревогах шумной суеты,

Звучал мне долго голос нежный

И снились милые черты.

Шли годы. Бурь порыв мятежный

Рассеял прежние черты,

И я забыл твой голос нежный,

Твои небесные черты.

В глуши, во мраке заточенья

Тянулись долго дни мои

Без божества, без вдохновенья,

Без слез, без жизни, без любви.

Душе настало пробужденье:

И вот опять явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

И сердце бьется в упоенье.

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье.

И жизнь, и слезы, и любовь.

Ведущий 1.

Это стихотворение он посвятил Анне Петровне Керн, очень привлекательной девушке. Встреча их была мимолетной. Поэт встретил ее на балу в 1819 году.

Ведущий 2.

Однажды Пушкина пригласили на бал. Там произошло знакомство с Натальей Николаевной Гончаровой. Пушкин писал своему приятелю: «Участь моя решена. Я женюсь…Та, которую любил я целых 2 года, которую везде первую отыскивали глаза мои, с которой встреча казалась мне блаженством, - боже мой, она…почти моя». Рост поэта был 166 сантиметров. А Наталья Николаевна была на 10 см выше Пушкина.Ведущий-1831 год. Февраль. В Москве, в церкви Вознесения, А. С. Пушкин и Н. Н. Гончарова были обвенчаны.Когда свадьба наконец состоялась, Пушкин пишет своему другу Плетневу: «Я женат - и счастлив; одно желание мое, чтоб ничего в жизни моей не изменилось,- лучшего не дождусь». Исполнилось то, о чем Пушкин мечтал: Наталья Николаевна Гончарова вошла в его дом.

Ведущий 1.

 «Любовь Пушкина к жене была безгранична, — вспоминает жена одного из самых близких друзей Пушкина, Вера Александровна Нащокина, — Наталья Николаевна была его богом, которому он поклонялся, которому верил всем сердцем. Надо было видеть радость и счастье поэта, когда он получал письмо от жены. Он весь сиял и осыпал эти листочки бумаги поцелуями».

Ученик

Мадона

Не множеством картин старинных мастеров

Украсить я всегда   желал свою обитель,

Чтоб суеверно им дивился посетитель,

Внимая важному сужденью знатоков.

В  простом углу моем, средь медленных трудов,

Одной картины я желал быть вечно зритель,

Одной: чтоб на меня  с холста, как с облаков,

Пречистая и наш божественный спаситель-

Она с величием, он  с разумом в очах-

Взирали, кроткие, во славе и в лучах,

Одни, без  ангелов, под пальмою Сиона.

Исполнились мои желания. Творец

Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадона,

Чистейшей прелести чистейший образец.

Ведущий 2.

Это стихотворение он написал в 1830 году. Когда Гончарова Н.Н. стала его невестой.

Но в последние годы жизни клевета и анонимные письма омрачали семейную жизнь поэта, однако все друзья видели его всегда неизменно веселым, как и в прежние годы, никогда не допускавшим никакой дурной мысли о своей жене. Он боготворил жену. Но людская зависть и молва сделали свое дело. Между Пушкиным и Дантесом состоялась дуэль. Подлая травля привела к гибели величайшего русского гения.

Та самая пуля, из-за которой погиб А.С. Пушкин, попала и в его жену. Эта пуля – людская клевета. В высшем свете нашлось немало людей, которые объявили  Наталью Николаевну виновницей дуэли.

Ученик

Любовь его, как солнечный восход,

Воображенье согревает наше.

И тот, кто сомневается в Наташе,-

Не сторону ль Дантеса он берет?

Ведь Пушкин верил ей, идя к барьеру.

Кто смеет посягнуть на эту веру?

Одно мерило всех мерил,

Что он ей верил,

Верил свято.

И перед смертью говорил:

Она ни в  чем не виновата.

Игра со зрителем (игра№1)

  1. Говорят, светская дама Идалия Полетика сыграла не последнюю роль в организации дуэли А.С. Пушкина, так она отомстила поэту за шутку. В ответ на просьбы написать в альбом стихи, поэт написал, что она прекрасна и  умна, но в конце сделал приписку, вызвавшую месть. Какая дата была приписана в конце стихотворения?

(1 апреля)

  1. Пушкин был задирист,  часто участвовал в дуэлях. Но во время дуэлей он ни разу не пролил кровь противника и никогда не стрелял первым. Однажды он стрелялся со своим товарищем Кюхельбекером.

Поводом к данной дуэли послужила эпиграмма Пушкина на Кюхельбекера следующего содержания:

«За ужином объелся я,

Да Яков запер дверь оплошно,

Так было мне, мои друзья,

И кюхельбекерно и тошно»

Кюхельбекер ,обидевшись, вызвал поэта на дуэль. Дуэль носила необычный характер. Чем зарядили оба пистолета?

(Клюквой).

  1. Какой врач лечил умирающего поэта, известный языковед, создатель словаря? (В. И. Даль)
  2. Лицейское братство Пушкина было очень остроумным и озорным. И прозвища, которые давали друзья друг другу отражали суть характера человека. Были они и у Пушкина. Одно из них «француз». Почему поэта так называли?

(Александра Сергеевича Пушкина в лицее товарищи прозвали французом. Такое прозвище он получил за то, что очень хорошо знал французскую литературу.  Первые литературные пробы были на французском языке).

  1. Раньше на телевидении была научно-популярная программа «Очевидное-невероятное», а заставкой к ней были  известные слова Пушкина. Назовите, пожалуйста, известную фразу.

(«О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух и опыт, сын ошибок трудных, и гений, парадоксов друг»)

  1. Почему девушки - служанки Лариных пели, когда собирали ягоду на грядках?

В саду служанки, на грядах,

Сбирали ягоду в кустах

И хором по наказу пели

(Наказ, основанный на том,

Чтоб барской ягоды тайком

Уста лукавые не ели

И пеньем были заняты:

Затея сельской остроты!

«Железная память» (игра №2)

Ведущий 1.

Продолжите стихотворную строку.

  1. Сижу за решеткой…

(В темнице сырой)

  1. Я помню чудное мгновенье…

(Передо мной явилась ты)

  1.  Жил – был поп…

(Толоконный лоб)

  1. Три девицы под окном…

(Пряли поздно вечерком)

  1. Я вас любил…

(Любовь еще быть может)

  1. У Лукоморья дуб зеленый…

(Златая цепь на дубе том)

  1. Мой дядя самых честных правил…

(Когда не в шутку занемог)

  1. Если жизнь тебя обманет…

(Не печалься, не сердись)

  1. Я к вам пишу…

(Чего же боле, что я могу еще сказать…)

Ведущий 1.

Спасибо за игру.

Ученик

Я памятник себе воздвиг нерукотворный

Я памятник себе воздвиг нерукотворный.

К нему не зарастет народная тропа,

Вознесся выше он  главою непокорной

Александрийского столпа.

Нет, весь я не умру – душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит-

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,

И назовет меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой

Тунгус, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век прославил я Свободу

И милость к падшим призывал.

Веленью божию, о муза, будь послушна,

Обиды не страшась, не требуя венца,

Хвалу и клевету приемли равнодушно

И не оспаривай глупца.

Ведущий 1.

Стихотворение Пушкин  написал за полгода до гибели. Тяжелое было время. Критики бранили. Царь запрещал печатать многие произведения, его преследовали различные сплетни. Пушкин подвел итог своему творчеству в этом произведении.

Просмотр видеоролика.

Ведущий 2.

Сегодня мы узнали  много интересного о судьбе А.С. Пушкина. Но наше мероприятие  подошло к концу.

Судьбы и времени седого

 Звучит музыка Г. Свиридова «Вальс»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия посвященное 20-летию Конституции Российской Федрации

Задача данного мероприятие - подведение итогов работы учащихся 9 класса по созданию исследовательско-правовых проектов по изучению Конституции РФ. Учащиеся класса были предварительно распределены по л...

методическая разработка открытого мероприятия посвященного 70 летию полного снятия Блокады Ленинграда

"Блокадные фонарики"- литературно- музыкальная композиция , посвященная детям блокадного Ленинграда с подробной аннотацией ....

Методическая разработка. Сценарий мероприятия, посвященного 70-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.

Ведущий: Уважаемые ветераны и жители блокадного Ленинграда! От лица администрации нашего лицея я рада приветствовать Вас в этот торжественный час, посвященный Великому юбилею. Благодаря Вашим дедам,...

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного 175-летию со дня рождения П.И. Чайковского, "Заседание музыкального клуба". Автор: Головина М.В., учитель музыки МБОУ "Гимназия №24" г. Калуги.

Представленный в методической разработке сценарий написан для проведения внеклассного мероприятия, которое предназначено для 9-10 классов. Его целью стало знакомство учащихся с малоизвестными ст...

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного 75-летию Победы

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного 75-летию Победы...

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного 200-летию со дня рождения И.С.Тургенева

Материал, представленный в данной методической разработке (литературно-музыкальной композиции), направлен на расширение и углубление знаний обучающихся о жизни и творчестве русского писателя-реалиста ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного 75-летию Великой Победы!

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного 75-летию Великой Победы!...