Урок по русской литературе по рассказу "Телеграмма"
план-конспект урока (7 класс)
Конспект открытого урока по рассказу Паустовского "Телеграмма"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературы
Дудко Александра Викторовна, учитель русского языка и литературы СШ № 46 г.Минска
Предмет: Литература
Класс: 7
Тема: «Лишь бы не было поздно…». Проблема одинокой старости и ненужности старшего поколения
Цель:
1. Обучающая:
1) проанализировать рассказ К.Г.Паустовского «Телеграмма»,
2) помочь учащимся постичь общечеловеческий смысл рассказа,
3) подвести детей к пониманию того, что каждый ответствен за жизнь
близких людей.
2. Развивающая:
1) способствовать развитию у учащихся умения анализировать, наблюдать,
сопоставлять, делать выводы,
2) создать условия для развития у учащихся устной и письменной речи.
3. Воспитательная:
1) содействовать воспитанию у учащихся добрых чувств по отношении. К
матери, готовность отдать им свое сердце, внимание, память, долг.
Тип урока: урок детального изучения художественного произведения.
Оборудование: презентация, эпиграф, листы для написания телеграммы
План урока:
- Вступление, обозначение темы урока
- Слово о К.Г.Паустовском.
3. История написания рассказа «Телеграмма».
4 Игра "Закончи фразу"
#1040;нализ рассказа «Телеграмма».
6. Облако слов
#1058;елеграмма
8. Рефлексия
Ход урока:
- Организационный момент: приветствие.
Добрый день, ребята, сегодня мы с вами проведем необычный урок по литературе, в котором задействуем свои знания, чувства, свою душу. У нас сегодня непростой урок. Непростой по содержанию, по осмыслению, непростой эмоционально. Пусть рассказ, о котором будем говорить сегодня, растревожит ваши души и оставит «зарубки на сердце».
Итак, начинаем!
Какое бы время мы не взяли, всегда у всех народов мать - святыня. Сегодня мы с вами будем говорить о матери, о том, как мы, дети, порой относимся к матерям и как должны относиться.
- Актуализация знаний.
Предлагаю начать наш урок с составления эпиграфа для урока, для этого давайте вспомним, а кто забыл, запишем, что же такое эпиграф(Слайд на доске), а попутно вспомним, что же такое рассказ и что такое телеграмма.
Работа в тетрадках.
На столе у вас лежат слова, из которого вы должны воссоздать фразу, которая и будет эпиграфом для нашего урока.
Что у вас получилось?
Теперь давайте продолжим урок рассказом о Паустовском. Почему? Потому что имя этого замечательного писателя сегодня, к сожалению, незаслуженно забыто
- Биография Паустовского
- Перед нами портрет писателя, жившего в 20 веке. Седой человек с мудрым и чуть усталым взглядом ... Давайте полистаем страницы жизни и творчества писателя.
Итак, слово предоставляется 1-му учащемуся
Константин Георгиевич Паустовский — русский советский писатель, сценарист и педагог, журналист, военный корреспондент. Константин Георгиевич родился 31 мая 1892 года в Москве, но его семья несколько раз переезжала с места на место, сначала в Псков, потом в Вильно, и, в конце концов, обосновалась в Киеве. Паустовский учился в Киевской классической гимназии. Первый небольшой рассказ Паустовского "На воде", написанный в последний год учебы в гимназии, был напечатан в киевском альманахе "Огни".
По окончании гимназии в 1912 г. он поступил в Киевский университет, на историко-филологический факультет, затем перевелся в Московский университет, на юридический факультет. Первая мировая война заставила его прервать учёбу. После гибели двух его братьев Паустовский вернулся в Москву к матери, но через некоторое время уехал оттуда. Работал репортёром в газетах, оказавшись свидетелем всех событий в Москве в дни Октябрьской революции. Во время гражданской войны служил в Красной Армии в караульном полку. Впоследствии переехал в Киев, много ездил по югу России.. В 1928 вышел первый сборник рассказов "Встречные корабли". В 1930-е годы Паустовский активно работал как журналист газеты "Правда" и журналов "30 дней", "Наши достижения" и др.
В годы Великой Отечественной войны Паустовский работал военным корреспондентом на Южном Фронте и писал рассказы, среди них "Снег" и "Дождливый рассвет", которые критики назвали нежнейшими лирическими акварелями. В 1950-е годы Паустовский жил в Москве и в Тарусе на Оке. Стал одним из составителей важнейших коллективных сборников демократического направления "Литературная Москва" и "Тарусские страницы". В середине 1950-х годов к Паустовскому пришло мировое признание. В 1965 году Паустовский едва не стал нобелевским лауреатом, однако в итоге награду получил Михаил Шолохов. Книги К. Паустовского неоднократно переводились на многие языки мира.
Константин Георгиевич Паустовский умер 14 июля 1968 года в Москве. Имя Константина Паустовского носит малая планета под номером 5269, которая была открыта советским ученым в 1978 году.
4) Ребята, а теперь всмотритесь в портрет К.Г.Паустовского. Что может
сказать нам портрет о внутренних качествах этого человека?
Учитель:
Сегодня мы начнём очень серьёзный разговор, в центре которого будет одно произведение К.Г.Паустовского.
Читатели часто спрашивают людей пишущих, каким образом и долго ли они собирают материал для своих книг. И обыкновенно очень удивляются, когда им отвечают, что никакого нарочитого собирания материала нет и не бывает.
Жизненный материал… не изучают. Просто писатели живут, если так можно выразиться, внутри этого материала – живут, страдают, думают, радуются, участвуют в больших и малых событиях, и каждый день жизни оставляет, конечно, в их памяти и сердце свои заметы и свои зарубки.
Может быть, все эти мысли станут яснее, если мы вспомним о том, как был написан рассказ “Телеграмма”.
Но прежде я хочу, чтобы вы услышали историю создания рассказа
Рассказ 2 ученика.
В своей книге о писательском творчестве «Золотая роза» (в главе «Зарубки на сердце») К. Г. Паустовский описывает события, которые легли в основу рассказа. Писатель осенью поселился в деревне под Рязанью, в усадьбе , где «одиноко доживала свой век дряхлая ласковая старушка —Катерина Ивановна». Её единственная дочь Настя жила в Ленинграде и «совсем позабыла о матери». Старушке помогала «соседская девочка Нюрка, по характеру своему угрюмая и всем недовольная», при этом «Нюрка, пожалуй, единственная любила Катерину Ивановну». Когда Катерина Ивановна умерла, писатель дал телеграмму Насте, однако к похоронам та приехать не успела. Паустовский отмечал, что «все обстоятельства, все подробности, самая обстановка деревенского дома и осени — всё это было в полном соответствии с состоянием Катерины Ивановны, с той тяжелой душевной драмой, какую она переживала в последние свои дни». При этом он добавлял: «конечно, далеко не всё увиденное и передуманное тогда вошло в „Телеграмму“. Многое осталось за рамками рассказа, как это и происходит постоянно
Учитель: Мы тоже с Вами знакомы с содержанием этого рассказа и сейчас попробуем вместе поразмышлять, подумать, поговорить .
Для начала посмотрите на доску, там изображено две картинки!
Поднимите руку те, кто считает, что под настроение рассказа подходит картинка под номером 1, а теперь поднимите руку те, кто считает, что рассказу подходит больше вторая картика. Объясните, почему вы так думаете...
- Для того, чтобы повторить содержание рассказа, давайте поиграем в игру "Продолжи фразу", на доске написаны предложения, которые вы должны закончить
Действие происходит в деревне….
Главную героиню зовут….
Ее дочь зовут…. - Катерина Петровна живет….
- Ей помогают…..
- Катерина Петровна пишет дочке…
- Дочка отвечает/не отвечает
- Катерина Петровна…..
Дочка успевает/не успевает….
Давайте обратимся к тексту произведения и посмотрим, как построен рассказ.
- Какова композиция рассказа? Сколько частей можно выделить?
(3 или 4 части части)
Озаглавим.
Мать, Дочь, Телеграмма, Раскаяние…
1 часть «Мать».
Начало рассказа. Анализ пейзажа, интерьера.
Обратимся к тексту рассказа. Послушайте его начало (От слов «Октябрь был на редкость ...» до «Из них назойливо сыпался дождь»)
Ребята, если бы у вас были краски, какую картину вы бы нарисовали?
Какие ощущения у вас возникли? (Возникает ощущение запущенности, заброшенности, одиночества, печали, безысходности. Увядание природы, даже омертвение ее.)
Вывод. Итак, мы видим, что Паустовский соотносит состояние природы с душевным состоянием человека. В природе, как и в жизни человеческой, наступает медленное увядание, нежелание «сдаваться» зимним холодам и сон, подобный смерти
Паустовского называют мастером детали. С ее помощью автор создает определенное настроение и передает психологическое состояние героев, выражает свое отношение к изображаемому.
Какие детали интерьера свидетельствуют о том, что жизнь замерла в старом доме? («Горький запах» нетопленных печей, пыльный «Вестник Европы», пожелтевшие чашки на столе, давно не чищенный самовар.)
- Какие цвета преобладают в пейзаже и в интерьере? (Желтый, серый, черный,.. Всюду неясность, расплывчатость
(Подчеркивают одиночество хозяйки дома)
1 часть. Катерина Петровна
- Давайте осторожно приоткроем дверь и войдём в дом Катерины Петровны. Постарайтесь увидеть, что происходит с её жизнью.
- Какие чувства вызывает у вас Катерина Петровна?
- Что мы узнаём о её прошлом?
- Почему автор говорит, что она «доживала свой век»? (У неё осталось только прошлое)
Вывод. Катерина Петровна живет воспоминаниями о прошлом. А в настоящем у нее нет никакой радости, только боль одиночества и потому равнодушное ожидание смерти.
- Кто живет рядом с Катериной Петровной? Назовите их имена.
(Тихон и Манюшка)
- Подтвердите словами, что Тихон переживал за Катерину Петровну?
- Почему Катерина Петровна решает написать письмо дочери? Вы только послушайте, как она пишет.
Один из учеников зачитывает письмо Катерины Петровны дочере.
«Ненаглядная моя, - писала Катерина Петровна, - зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, - смерть забыла ко мне дорогу. Сад сохнет - совсем уж не тот, - да я его и не вижу. Нынче осень плохая. Так тяжело, вся наша жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень ».
Чем поражает это послание? Да, старая женщина как-то удивительно просто пишет о приближающейся смерти, упоминает не о знакомых, как это обычно делают в письме, о саде, об осени. Мир природы - это родная земля Катерины Петровны, та самая земля, в которую ей вскоре суждено будет лечь навсегда.
- Как отреагировала Настя на получение такого письма?
2 часть. Дочь.
Вы обратили внимание на композицию рассказа? Во 2 части рассказа Паустовский резко меняет место действия: он переносит читателя в иной мир - мир большого города, где живёт и работает дочь Катерины Петровны, Настя. Почему, рассказывая о дочери, Паустовский не дает описания природы? (Она недобрый черствый человек, без души. Такие люди не замечают природу. В Ленинграде много садов, парков, но Насте некогда было все это видеть)
Что мы узнаём о жизни и работе девушки?
Найдите в тексте описание внешности Насти.
(зачитать)
Посмотрите, как скупо говорит автор о её внешности. Л.Н.Толстой говорил, что «глаза - зеркало человеческой души», а здесь такой разоблачающий эпитет. Какие глаза у Насти? Но авторское определение «холодные» противопоставлено этому имени. Солнце не может быть холодным.
Нужно ли еще что-то говорить о характере Насти? Пустые глаза говорят о равнодушии. Страшно, когда встречаешь человека с холодными глазами. Очевидно, у человека такое же холодное, жестокое сердце.
Вывод: Паустовский как всегда краток: одним штрихом он изобразил характер Катерины Петровны, говоря о том, что она не жалуется, а оправдывает дочь, и одним эпитетом он выписал характер Насти, сказав, что у нее «холодные глаза».
Что позволяет нам думать о какой-то раздвоенности сознания Насти? Как она ведёт себя, когда получает письмо от матери? (Она не видела мать три года, а письмо сразу не стала читать. И ехать ей просто не хочется).
Можем ли мы назвать девушку чёрствым человеком, зная об её участии в судьбе скульптора Тимофеева? (Конечно, она помогла ему. Но здесь не последнюю роль сыграло то обстоятельство, ЧТО БЫЛ Тимофеев Очень талантлив. Настя поняла это. Он и сам со временем пробился бы, поэтому она и стала так усердно заниматься устройством его выставки, возможно, предвидя слова благодарности ей за чуткость, внимание к людям. Выставка предоставляла возможность самой Насте выдвинуться, стать заметной, прославиться.)
- И вот настал долгожданный день - выставка Тимофеева. И именно в этот момент приносят телеграмму от Тихона: ".. Катя помирает Тихон" (СЛАЙД: телеграмма)
Как вы считаете, что должна была чувствовать, делать Настя в этот момент? (Настя должна была, получив такую телеграмму, почувствовать боль, отчаяние. Она должна была плакать и кричать, ведь речь идет о жизни самого близкого человека).
- Для нас важна реакция на телеграмму?
(Настя сначала даже не поняла о ком идет речь в этой телеграмме, так была она увлечена тем, что происходило на выставке: ".? Какая Катя - растерянно подумала Настя - Какой Тихон Должно быть, это не мне". Настя скомкала телеграмму и нахмурилась. И продолжала слушать выступление Першина).
- А что же в это время говорили с кафедры? (Першин о говорил о чуткости и заботливости Насти: ". Этой выставкой мы целиком обязаны - да не в обиду будет сказано нашему руководству - одной из рядовых сотрудниц Союза, нашей милой Анастасии Семеновне)
- Автор пишет, что "Настя смутилась до слез". А чем вызваны эти слезы?
(Это слезы радости, гордости, ведь «Першин поклонился Насте, и все зааплодировали Аплодировали долго»)
Вывод. Всё в этой жизни взаимосвязано, ничего не переделать, не убрать.
Но в какой-то момент произошел перелом. Отступила суета. Осталось главное: мать и одиночество.
Когда-нибудь приходит прозрение. Приходит оно и к Насте. С чего оно началось? Настя всё время чувствует на себе чей-то взгляд. Почему именно Гоголя, а не Пушкина или другого писателя? (Гоголь - великий сатирик, который обладал, по мнению Пушкина, удивительной способностью сразу угадывать человека. И автор, и великий сатирик видят Настю изнутри:.. доброта ее нестоящая, показная Настя совершила предательство)
Оценку ее поступку дает Гоголь:«Эх ты»
- Что стоит за этим «Эх ты»? (Презрение, укоризна)
- Гоголь словно видит Настю насквозь: ее фальшь, предательство. Он, может, даже презирает ее за бессердечность, тщеславие и эгоизм.
- Автор, описывая душевное состояние Насти после того, как она ушла с выставки Тимофеева, вводит в рассказ пейзаж. Какова его роль? Какие художественные средства использует Паустовский? (Автор использует эпитеты: серая (изморозь), хмурое (небо)).
- «Хмурое небо все ниже опускалось на город, на Настю, на Неву" Небо как бы давит на Настю Пейзаж подчеркивает боль Насти, ее одиночество, раскаяние Она понимает, что никого у нее в жизни нет.... (фильм: монолог )
- Настя как бы по-новому читает слова матери "ненаглядная моя") -
- Каким чувством наполнен этот монолог? - Найдите Ключевые слове
3 часть. Телеграмма
А что происходит в это время в старинном, заброшенном, опустевшем доме Катерины Петровны ? Каково состояние героини
(Катерина Петровна доживала последние дни и ждала, слабо надеясь. Эта надежда поддерживала в ней жизнь.)
Кто проявил настоящую человечность, чуткость, заботу? (Это простые люди, которых любил Паустовский. Они незаметны, не привыкли красиво говорить, но не пройдут мимо чужого горя).
Это Манюшка, дочь колхозного сапожника, прибегает каждый день, чтобы принести воды из колодца, подмести полы, поставить самовар. Именно она шесть суток не отходит от Катерины Петровны, не раздеваясь, спит на старом диване. По ее речи видно, что она не очень грамотная, простая крестьянская девочка, но она понимает самое главное - человек в беде, надо помочь. Очень скупо говорится и о стороже Тихоне Автор просто перечисляет, что он делает.. рубит, пилит, колет старые деревья на дрова Он тоже не умеет красиво говорить. Но именно он помогает Катерине Петровне)
- К какому обману прибегает Тихон, чтобы утешить её? Почему он решился на обман? (Чтобы поддержать ее, утешить, смягчить горечь одиночества и последние мгновения жизни. Он отправляет телеграмму Катерине Петровне от имени дочери, чтобы скрасить её последние мгновения. И тогда сторож Тихон идет на почту и что-то пишет на телеграфном бланке корявыми буквами, а затем приносит Катерине Петровне телеграмму. «. Дожидайтесь, выехала Остаюсь всегда любящая дочь ваша Настя») (СЛАЙД: телеграмма)
Успела Настя проститься с матерью? (зачитаем окончание рассказа ) Как вы думаете, эта часть важна? Докажите свою мысль. (Холод души растоплен слезами боли и раскаяния.) Отсюда же можно выделить и 4 часть рассказа…РАССКАЯНИЕ… Да, Настя изменилась, она совсем другая. Но уже поздно: мать умерла и похоронена посторонними людьми, односельчанами. Дочь не успела увидеть мать в последний раз.
Итог: Итак, Паустовский затрагивает одну из важнейших проблем всех времен – проблему отношения детей и родителей. Всегда ли дети спешат на помощь родителям, живущим далеко, всегда ли пишут им письма, умеют ли проявлять о них заботу, стараются ли быть ласковыми со стариками?
К. Паустовский, осуждая Настю, все же верит в ее искреннее раскаяние и исправление. Не случайно значение имени. «Настя» - воскрешающая. «Воскресить» - восстановить, возродить утраченное, забытое. Наверное, недаром это имя дал своей героине Паустовский. Только мать смогла бы облегчить её страдания.
Для закрепления содержания и понимания темы нашего урока попрошу вас поработать с вами над облаком слов, которое я создала по нашему произведению (Работа с интерактивной доской)
А сейчас немного необычное задание...Перед вами лежат на партах чистые листы бумаги… У вас есть уникальная возможность написать письмо своей маме, бабушке, или еще какому-то родному человеку… Напишите все, что вы хотели бы сказать ….
(На интерактивной доске оказываю фото известных людей со своими матерями)
Подведение итогов.
Рефлексия. На стене висит конверт для 3 смайликов, после урока подойдите, пожалуйста, к доске и положите свой смайлик в тот конверт, который соответствует вашему настроению и вашей работе на уроке.
Выставление отметок.
Д/з сделать на выбор: иллюстрации к рассказу (на 9- 10 баллов), до 8 баллов: сделать устно задания 2, 3, стр. 127
Всем спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русской литературе . В.Шукшин Рассказы .
Работа над текстами рассказов В. Шукшина на уроке внеклассного чтения. Урок посроен на основе групповой работы по методу Рахимова....

Презентация к уроку "Обзор русской литературы 2 половины XIX века
Данная презентация предлагается как иллюстрация к одноименному уроку....

Викторина для обобщающего урока по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского». Русская литература. 6 класс
Викторина по рассказу В.Распутина "Уроки французского" предназначена для обобщающего урока по произведению. В игровой форме можно выявить знания учеников по содержанию рассказа, по выявлению важных эп...

Открытый урок по русской литературе Тема урока: Стихотворение В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»
Cтихотворение В. В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»...

Конспект урока по русской литературе на тему "Русская литература XIX века. Основные этапы исторического развития России и русской классической литературы" 10 класс
Развёрнутый конспект урока литературы в 10 классеРусская литература XIX века. Основные этапы исторического развития России и русской классической литературы(с использованием технологий проблемного обу...

Урок родной русской литературы в 9 классе Тема урока «Читая Астафьева… Думы о рассказе «Далёкая и близкая сказка»
Урок родной русской литературы в 9 классе. Тема урока «Читая Астафьева… Думы о рассказе «Далёкая и близкая сказка» . Работа с текстом на уроке ст...
Открытый урок по русской литературе в 8 классе "Уроки доброты".
Открытый урок в 8 «Б» классе «Уроки доброты» ( по рассказу В. Распутина « Уроки французского»)Цель урока:- познакомить учащихся с творчество...