Выступление на педсовете
материал

Выступление на педсовете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_pyataeva_a.r.docx7.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА : Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы

Эпиграфом к своему выступлению я взяла замечательные слова великого педагога  Яна Амоса Коменского, которые как нельзя лучше отражают суть функциональной грамотности: «Для жизни, а не для школы мы учимся»

      Сегодня общество предъявляет к школьному образованию определённые требования. Одним из основополагающих требований является формирование личности, умеющей самостоятельно и творчески решать различные задачи, критически мыслить, уметь пользоваться информацией, отстаивать свою точку зрения, систематически пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения и творчески применять их в действительности. Можно сказать, что современное образование нацелено на развитие функциональной грамотности обучающихся.

 «Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

Для нас, учителей русского языка и литературы, формирование функциональной грамотности также является актуальным направлением работы.

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка подразумевает развитие следующих компетенций:

- коммуникативной компетенции, которая предполагает свободное владение всеми видами речевой деятельности; способность адекватно понимать чужую речь; самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменной речи;

- языковой компетенции, которая предусматривает знание системы языка, развитие чувства языка и формирование орфографической и пунктуационной грамотности;

- лингвистической компетенции, которая направлена на формирование мировоззрения о языке.

                 Формирование функциональной грамотности – это непростой процесс, который требует от учителя использования современных форм и методов обучения. Применяя эти формы и методы, мы сможем воспитать  самостоятельную, творчески мыслящую личность. 

                    Для формирования функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка и литературы  , в том числе и при подготовке к экзаменам я применяю некоторые приёмы и методы, используя игровые технологии и технологию развития критического мышления.

               Использование игровых технологий в 5-7 классах  способствует расширению кругозора учащихся, развитию познавательной активности, формированию разнообразных умений и навыков практической деятельности, а также является эффективным средством мотивации и стимулирования учащихся на обучение.

              Разгадывание  и составление кроссвордов, игра «Третий лишний», «Мозговой штурм», игра "Найди пару", «Лингвистическая сказка» в начале урока направлены на активизацию познавательной деятельности обучающихся, помогают ускорить процесс целеполагания, позволяют им быстро включиться в работу.Деятельность обучающихся носит преобразующий характер: наблюдают, сравнивают, группируют, выясняют закономерности, делают выводы.

Функциональную грамотность обучающихся можно развивать при изучении любой темы и на разных этапах урока по русскому языку и литературе.

На уроках литературы для формирования функциональной грамотности использую такие формы, как урок-суд, урок-КВН, урок-концерт, урок-диспут .К примеру, урок-суд над Печориным. Уроки проходят в форме ролевой игры, включают элементы театрализации,например при изучении басен Крылова. Исполняя роли, обучающиеся проявляют актерское мастерство, вживаются в определенный образ, глубже раскрывают характеры и поступки героев, приобретают новый опыт общения в предлагаемой ситуации.

Применение технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы позволяет развивать мыслительные навыки учащихся, необходимые не только в учебе, но и в обычной жизни: уметь принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений.

технология критического мышления помогает в работе с текстом, систематизировать, обобщать материал, развивает аналитические способности, помогает осуществить деятельностный подход. Использую на уроках такие приёмы и методы как мозговой штурм, написание эссе, составление таблицы, взаимоопрос, «кластер».

тестовая технология. На всех этапах обучения в разных классах по темам использую тестовую технологию. Это тесты с выбором и без выбора ответа, на установление правильного или неправильного ответа, на заполнение пропусков букв и знаков препинаний.

информационно-коммуникационная технология. ИКТ применяю не только при самоподготовке выпускников к экзамену, но и при изучении новой темы, закреплении материала, проверке. Это презентации , тренажёры, видеоролики, аудио, видео. Используя тренажёры, реализую поэтапную подготовку учеников к  итоговой аттестации по темам, изученным в течение школьного курса. Но, используя ИКТ, не следует забывать о здоровьесберегающих технологиях.

здоровьесберегающие технологии обеспечивают школьнику возможность сохранить здоровье за период обучения в школе, формируют у него необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни. Стараюсь организовывать уроки с учётом работоспособности учащихся и со сменой видов учебной деятельности.

Подготовка к итоговой аттестации - это всегда ответственный процесс. Каждый учитель постепенно формирует свой стиль подготовки к экзамену. Я неоднократно готовила ребят к итоговой аттестации в формате ОГЭ, и знаю, что успешная сдача экзаменов зависит от правильного выбора форм и методов работы при подготовке к ГИА. Качество сдачи экзаменов зависит также и от мотивации и целеустремлённости каждого ученика. Не все учащиеся осознают необходимость знаний в дальнейшей жизни, задача учителя - научить всех учеников, подготовить их к итоговой аттестации с учётом их возможностей и способностей.

Чтобы результаты были успешными, работа должна вестись в системе и начинаться как можно раньше (принцип системности). Большое внимание уделяю орфографической и пунктуационной работе с 5 ого класса .Начинаю уроки с синтаксических и орфографических пятиминуток, со словарных диктантов.

принцип мотивирования на понимание изученного материала. Начиная с 5 класса, мои ученики заводят тетради - справочники по русскому языку, в которые заносят весь теоретический материал, необходимый для сдачи ГИА в форме схем, таблиц, алгоритмов.

принцип системного повторения пройденного на каждом уроке. Считаю, что на каждом уроке необходима преемственность, основывающаяся  на комплексном изучении русского языка, которое предполагает системное  повторение. Опыт работы  подсказывает, что такое повторение может быть построено на анализе ошибок, допущенных в домашних, самостоятельных, контрольных работах, а также на повторении изученного ранее материала. Например, при изучении правописания частицы НЕ с причастием, я обязательно начинаю урок со словарного диктанта по правописанию НЕ с изученными частями речи. Причём, работу выполняем не только в тетради, но и на доске. Ребята проверяют записи, находят ошибки, объясняют написание частицы.

В уроки необходимо вводить комплексный анализ текста. Во время такой работы повторяются темы по разным разделам лингвистики. Ученики во время анализа текста повторяют не только орфограммы и пунктограммы, но и выполняют различные виды разборов, повторяют изобразительные средства языка. Умение анализировать помогает при выполнении творческих работ на экзаменах и по русскому языку, и по литературе.

Системный подход необходим для подготовки к сочинению. С 7 класса мы учимся определять проблему каждого произведения, авторскую позицию, приводить свои аргументы, писать сочинение-рассуждение по форме ОГЭ.

принцип контроля (со стороны учителя) и самоконтроля (со стороны учащегося). Грамотная организация контроля приучает  ученика к дисциплине, к требованиям по предмету. Школьник видит результаты своего труда, оценивает уровень своих знаний.Начиная с 8 класса контрольные работы по русскому языку  провожу в формате ОГЭ.

При  подготовке к итоговой аттестации каждый выпускник работает по сборнику экзаменационных материалов под редакцией И.П.Цыбулько, на сайтах Решу ОГЭ, сдам ГИА. Корректировка знаний, умений, навыков проходит через индивидуальную работу и консультации. В прошлом году мой 9 Б класс неплохо справился с экзаменом, большая часть оправдала свои оценки, некоторым не хватило по 1 баллу до хороших и отличных оценок.

Свое выступление позвольте закончить словами Колина Тернера: «Добиться успеха не означает, что вы должны сделать что-либо исключительное. Это означает, что вы должны делать то же, что и все, только исключительно хорошо».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете

Выступление на педсовете " Формы работы с родителями"...

Выступление на педсовете. Тема педсовета "Организация и содержание деятельности ОУ по профильному обучению.

Очень небольшое количество детей имеет одинаково хорошие успехи в изучении всех предметов программы, равное желание и стремление овладеть знаниями по математике и литературе и, что самое главное, равн...

Выступление на педсовете

Использование презентаций при подготовке учащихся к ЕГЭ....

Мои выступления (педсоветы, ШМО (кл рук., нач.шк)

Мои выступления (педсоветы, ШМО (кл рук., нач.шк)...

Выступление на педсовете. Тема выступления: "Работа с одаренными детьми как один из механизмов управления качеством образования".

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности...

Выступление на педагогическом совете "Выступление на педсовете "Творчество как важнейшая составляющая интеграции урочной и внеурочной деятельности в процессе образования и воспитания школьников по новым образовательным стандартам"

В выстурлении рассматривается важный вопрос о развитии детского творчества через такие составляющие, как абота в кружках, исследовательская деятельность и т.д....

Презентация к выступлению. Педсовет май 2018 г. Анализ деятельности педагога-психолога Ильиновой Н.В. в 2017-2018 у.г.

Презентация   к выступлению. Педсовет май 2018 г. Анализ деятельности педагога-психолога Ильиновой Н.В. в 2017-2018 у.г....