Рассказ Евы Лисиной «Ломоть хлеба»
план-конспект урока (6 класс)
Разработка урока родной (чувашской) литературы в 6 классе в соответствии с требованиями ФГОС
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема урока:
«Рассказ Евы Лисиной «Ломоть хлеба»
(урок чувашской литературы)
Разработку урока по родной
(чувашской) литературе в соответствии
с требованиями ФГОС для 6 класса подготовила
учитель чувашского языка и литературы
МОБУ СОШ с.Ефремкино МР Кармаскалинский
район Республики Башкортостан
Павлова Людмила Николаевна
Разработка урока родной (чувашской) литературы в 6 классе в соответствии с требованиями ФГОС
Тема: «Рассказ Евы Лисиной «Ломоть хлеба»
Цели:
- Образовательная цель:
— Развивать универсальные учебные действия обучающихся при прохождении новой темы.
— Продолжать формировать умения и навыки поисковой и творческой деятельности.
— Научить выразительному чтению рассказа, правильному пересказу содержения, раскрыть образы персонажей.
— Научить использовать ранее усвоенные знания и умения в новой нестандартной ситуации.
- Воспитательная цель: 1) Воспитание требовательности к себе: трудолюбия, дисциплинированности, аккуратности, добросовестности, ответственности.
2) Воспитание товарищества, гуманности, доброты и деликатности, способности к взаимовыручке.
3) Воспитание чувства долга, ответственности перед коллективом, чувства сопереживания к больным и пожилым людям, умения радоваться успехам других, максимальной работоспособности.
4) Воспитание бережного отношения к родному языку. - Познавательная цель:
Формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности к родной литературе, универсальный учебных действий на основе:
— соединения теоретического материала с пониманием его практического применения;
— установления связи изучаемого с жизнью;
— создания нестандартной ситуации при закреплении и отработке изученного материала;
— создания ситуации успеха.
— развития речевого умения в монологической форме (умение логично и связно высказываться);
— развития коммуникативных умений и навыков;
— обогащения словарного запаса учащихся;
— расширения кругозора учащихся.
Планируемые результаты:
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;
личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;
регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, иллюстрации к произведению, аудиодиск к рассказу Е.Лисиной «Ломоть хлеба», наглядный материал (распечатанные листы).
Тип урока: урок изучения новой темы
Вид урока: урок - беседа
Литература:
- Иванова Н.Г. Уроки родной литературы в 6 классе. – Чебоксары, 2007.
- Скворцов М. Чувашско-русский словарь. – Чебоксары, 2009.
- Презентация «Берегите хлеб».
Межпредметные связи: русская литература, музыка, изобразительное искусство.
Ресурсы сети Интернет:
- Ева Николаевна Лисина (http://ru.wikipedia.org/wiki/)
- Сайт жизни и творчества Евы Лисиной (http://www.chuvashiya.biz/news/16066.html)
Необходимое оборудование: компьютер, проектор, аудиодиск, портрет Евы Лисиной, круглый хлеб, кусок хлеба.
Словарная работа:
Антăхса — каятăп 1.задыхаться, 2.захлебываться.
Асамлă — волшебный.
Кашлич — бот. свербига (едят корни).
Пушхир — пустыня.
Урмăшнă — ненормальный, искаженный (голос).
Хурланчăк — печальный.
Чÿрече хашакĕ — 1.оконные рамы, 2.карниз.
Эпиграф урока:
«Тус-тăванăм, çакна эс ан ман:
Çĕр çинче асли çук çăкăртан.
Пуç тайса хисепле эс ăна,
Вăй та пурнăç парать вăл сана»
В.Давыдов-Анатри
Технологическая карта урока. (На чувашском языке)
Этапы урока | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организация начала занятия | личностные: внимание, уважение к сверстникам; коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; регулятивные: мобилизация сил и энергии. | Психологический настрой детей на урок. Учитель: Посмотрим друг на друга и произнесем: «Сывлăх сунатăп!» | Самоопределе ние |
Мотивация к учебной деятельности | личностные: самоопределение, установление связи между целю учения и ее его мотивом. коммуникативные УУД:планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли | Чтение отрывка из рассказа «Ломоть хлеба» — Расскажите, какие чувства у вас вызвал рассказ «Ломоть хлеба»? Понравился ли вам рассказ Евы Лисиной? Сегодня на уроке не будет оценок, привычных для вас. Вместо них – солнышки. За каждый правильный ответ – солнышко, которое вам улыбается. Кто наберет три жетона и больше, тот получит за урок «5». | Выявление желания знакомиться с творчеством автора. |
Актуализация знаний Постановка цели (целеполагание) Организация деятельности по восприятию рассказа Открытие обучающимися нового знания Физк ультминутка Самостоятельная работа Рефлексия деятельности (итог урока) Домашнее задание Конец урока | познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать; коммуникативные УУД:умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками. личностные: моральный выбор; регулятивные УУД:, планирование, целеполагание, рефлексия, саморегуляция; познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели личностные:самоопределение, побуждение к деятельности; регулятивные: составление плана и последовательности действий; познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме познавательные: структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач; коммуникативные:инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации в группах. логические: установление причинно- следственных связей, представление цепочек объектов и явлений; познавательные:самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. личностные: жизненное самоопределение, нравственно-эстетическая ориентация логические: выдвижение гипотез и их обоснование (доказательство) познавательные:самостоятельное выделение и формулирование своих мыслей; логические: построение логической цепочки рассуждения; коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли личностные: - оценивать результат учебной деятельности. регулятивные: - соотносить полученный результат с поставленной целью. личностные: стремление к речевому самосовершенствованию; регулятивные: саморегуляция. | Слово учителя о писателе —Посмотрите, пожалуйста, на портрет Евы Лисиной. —Перед нами немолодая писательница с приятным лицом. Выразительные глаза, задумчивое лицо. Она, кажется, многое видела, пережила. Это Ева Николаевна Лисина – чувашский детский писатель, переводчик. Она родилась 26 июля 1939 года в деревне Именево Батыревского района Чувашии в семье сельского учителя. Окончила Тимирязевскую сельскохозяйственную академию в Москве. Работала в Ботаническом саду МГУ, Библиотеке иностранной литературы имени М. И. Рудомино, преподавала в Театральном училище имени Щепкина, обучала будущих артистов чувашскому языку и литературе. С 1994 года живёт в Чебоксарах. В 2009 году завершила перевод Библии на чувашский язык. Ева Лисина создала много рассказов, сказок, повестей, пьес на чувашском и русском языках. На чувашский язык перевела произведения А.Н.Островского, Э.де Филиппо, П.Гаринеи, Ю. О’Нила и других мастеров. А теперь мы познакомимся с содержанием книжной выставки. ЭКСКУРСИЯ по выставке, рассказывающая о жизни и творчестве Евы Лисиной. —Книга «Çăкăр чĕлли» посвящена детям, умершим от голода во время войны, считается одной из лучших книг писателя. Книга написана в 1970 году, переведена на многие языки мира. Учитель ставит аудио диск с отрывком рассказа, а после этого дети сами читают. — Прочитайте эпиграф. Как вы думаете, почему именно эти слова взяты за основу нашего урока? — Какие основные задачи урока стоят перед нами? — Как бы вы определили основную мысль рассказа? — Какие чувства у вас вызвал рассказ? — Случалось ли вам самим принимать самостоятельные решения? — Почему рассказ называется «Ломоть хлеба»? Кто главный герой рассказа? Сколько ему лет? **На протяжении всего творчества Еву Лисину интересовала судьба детей современного мира. Любовь к детям досталась ей с детства, когда она, старшая, по-матерински заботилась о своих сёстрах и братьях. Рассказ «Ломоть хлеба» является автобиографическим, образ Лисук – это родная сестра Евы и его брата-писателя Г.Айги, которая во время войны попала под бомбежку в Финляндии и стала инвалидом. В дальнейшем, она научилась только рисовать. И ее рисунки были высоко оценены на выставке в Германии. Пирĕн пĕчĕк юлташĕ Тухрĕ доска умнелле. Урисемпе трст! тапать, Аллисемпе шарт! çапать. Хорошо мы с вами потрудились, на пользу! Составление плана рассказа — Как вы думаете, на какие части можно поделить рассказ?
Беседа по второй части рассказа. —Получив в столовой кусок хлеба, о чем думает Еля? — Съедят ли девочки долгожданный кусок хлеба? — Какое место занимает хлеб в нашей жизни и в жизни главного героя? Почему? — Найдите глаголы, с помощью которых Лисина описывает поступки Ели. Почему она ударила свою сестру? Что вы можете сказать о характере девочки Ели? Объединитесь в группы по два человека и постарайтесь расшифровать алгоритм. Работа с текстом: — Найдите в тексте ключевые фразы и объясните их смысл: «Моя мечта – как в сказке: по пути домой, сядем в поле и съедим пол куска хлеба, а другой кусок принесем домой…» «Моя земля – пылкая и волшебная, как горячая печь». «Она радуется как ребенок, мечтает о новом платьице». —Как вы понимаете смысл этих фраз? —С каким трудом раньше доставался хлеб? Подчеркнём созидательную роль человеческого труда. — Во что верил отец Никиты? Что означают слова: “Давай всё трудом работать, и все живые будут?» — Изменилось ли ваше понимание этого рассказа? Как вы сейчас понимаете главную мысль рассказа «Ломоть хлеба»? —Вспомним фрагмент рассказа, где девочки теряют хлеб. Какие впечатления вызвал у вас этот эпизод? —Сравните ваши первоначальные представления о героях? — Что показалось интересным? Охарактеризуйте интонацию, с которой герои произносят диалоги о хлебе? —Каковы ваши открытия? Объединитесь в группы по два человека и постарайтесь расшифровать алгоритм. Ответьте письменно на вопрос: «О чем заставил вас задуматься рассказ Евы Лисиной» Продолжите предложения: «На мой взгляд, произведение Евы Лисиной «Ломоть хлеба» - …»; «Хлеб – это…»; «Рассказ Е.Лисиной научил меня…» Задание на выбор:
| Знакомятся с жизнью и творчеством писателя, делают опорные записи в тетради (по желанию). Обучающиеся рассматривают фотографии, репродукции, книги, которые раскрывают перед ними жизнь писателя. Знакомство с эпиграфом, вывод о том, что речь пойдет о трудностях, которые преодолевает девочка. Выражают свои чувства от прочтения, размышляют над образом главного героя. Составляют сложный план самостоятельно в группах, затем сверяют его с планом на доске. 1. Мама уходит на работу. 2. Еля преодолевает трудности самостоятельно ради куска хлеба. 3. Девочка Еля приводит больную сестру в больницу и беседует с врачом. Дети подтверждают ответы примерами из текста. Работа по алгоритму с целью сделать выводы по данному этапу урока. Ребята работают с текстом, делают выводы, строят высказывания. Прослушивание фрагмента рассказа, обмен мнениями. Работа по алгоритму с целью сделать выводы по данному этапу урока. Дети письменно отвечают (несколько предложений), после чего обмениваются тетрадями с целью соотнести свои мысли с точкой зрения одноклассника Дети продолжают начатые предложения, формулируя важные мысли урока. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
открытый урок литературы в 5 классе по рассказу К.Паустовского "Теплый хлеб"
Урок был дан в рамках районного ресурсного центра в технологии критического мышления...
Урок внеклассного чтения в 5 классе.«Лучший способ сохранить своих друзей - не предавать их». По рассказу Е.Носова «Трудный хлеб».
Цели: 1.Обучить сравнительно – сопоставительному анализу текста, формировать умение сопоставлять близкие по теме...
УРОКИ ДОБРОТЫ И НРАВСТВЕННОСТИ (По рассказу Е.Носова «Трудный хлеб»).
Программа «Вокруг тебя — Мир», разработанная Международным комитетом Красного Креста совместно с Российским обществом Красного Креста, замечательна и подбором гуманистических по содержанию произ...
Конспект урока к рассказу А.Платонова"Тёплый хлеб" 6кл
Конспект урока по рассказу Платонова "Тёплый хлеб"...
Разработка урока по родной (чувашской) литературе в 6 классе в соответствии с требованиями ФГОС «Рассказ Евы Лисиной «Ломоть хлеба»
Тема: «Рассказ Евы Лисиной «Ломоть хлеба»Цели:1. Образовательная цель: — Развивать универсальные учебные действия обучающихся при прохождении новой темы. — Пр...
«Голод как нравственная проблема в рассказе В.Ф.Тендрякова «Хлеб для собаки».
Урок литературы в 7 классе по программе «Школа 2100»...
«Чему учит рассказ «Цветок хлеба?» (урок родной литературы в 5 классе по рассказу Ю.Яковлева «Цветок хлеба»)
Урок «Чему учит рассказ «Цветок хлеба?» (урок родной литературы в 5 классе по рассказу Ю.Яковлева «Цветок хлеба»)...