Рабочая программа дополнительного образования "Озадаченная химия" для 8 класса на 2023-2024 учебный год. Направленность - естественнонаучная.
рабочая программа (8 класс)

Кужугет Нонна Чанчык-ооловна

Направленность программы дополнительного образования «Озадаченная химия»- естественнонаучная, предназначена для дополнительного изучения химии  на базовом  уровне с использованием оборудования центра естественно-научной и технологической направленности «Точка роста» для обучающихся 8 класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

 Направленность программы дополнительного образования «Озадаченная химия»- естественнонаучная, предназначена для дополнительного изучения химии  на базовом  уровне с использованием оборудования центра естественно-научной и технологической направленности «Точка роста» для обучающихся 8 класса.

Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

- Федеральным законом от 29.12.2021 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».

- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 №287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации № 568 от 18.07.2022 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования».

- ФОП основного общего образования. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования».

- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации  от 09.11.2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

- Положением о дополнительном образовании в МБОУ «СОШ п.Мяунджа» Сусуманского муниципального округа.

Актуальность программы

 Программа «Озадаченная химия» имеет профессиональную направленность. Ученику, избравшему химическую специальность, она поможет овладеть в совершенстве необходимыми приемами умственной деятельности, развить творческое мышление. Важным компонентом этого процесса является умение решать химические задачи, так как оно всегда связано с более сложной мыслительной деятельностью. Для тех, кто сможет овладеть содержанием данной программы, решение задач не будет вызывать особых трудностей. Процесс решения станет увлекательным и вызывает мотивацию для дальнейшего изучения химии на профильном уровне. Умение решать задачи развивается в процессе обучения, и развить это умение можно только одним путем – постоянно, систематически решать задачи.

С помощью программы «Озадаченная химия» школьник приобретет и закрепит практические навыки в работе с веществами, выполняя различного уровня сложности практические задания. В связи с этим данную программу по форме содержания и процесса педагогической деятельности можно отнести к интегрированному виду, т.к. она объединяет в целое области основного и дополнительного образования.

Новизна

За основу программы была выбрана авторская программа дополнительного образования 8–11 классы «Озадаченная химия» С. Б. Толстожинской, учителя химии, педагога дополнительного образования центра образования № 1475 г. Москва, [Электронный ресурс  http://him.1september.ru/view_article.php?ID=201000403 ].

Отличительные особенности 

Предлагаемый курс носит обучающий, развивающий и социальный характер, позволяет ориентироваться на выбор будущей профессии врача, генетика, биолога, эколога.

Программа разработана для учащихся 8 класса,  количество детей в группе – 8-10 человек.  Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: 14-15 лет. 

Педагогическая целесообразность обусловлена тем, что школьникам предоставляется возможность пополнить знания, приобрести и закрепить навыки решения теоретических и, что особенно важно, практических задач по химии. Решение задач занимает в химическом образовании важное место, так как это один из важнейших приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение учебного материала по химии и вырабатывается умение самостоятельного осмысления и применения приобретенных знаний.  

Главным критерием отбора учащихся в группы является желание ребенка приобрести навыки решения теоретических задач, выполнения практических работ по определению веществ.

Объем программы: 33 часа. Режим занятий: 1 час в неделю, 33 часа в год, занятия по 40 минут.  

Сроки освоения программы:  1 год.  С учетом особенностей возраста и уровня подготовки детей данная программа может адаптироваться, например: 2 часа в неделю, срок реализации 2 года.

Цель и задачи программы

Цель: развитие интеллектуального и творческого потенциала детей на основе формирования операционных способов умственных действий по решению теоретических и практических задач в области химии.

Задачи:

обучающие:

  •  совершенствовать знания учащихся о типах расчетных задач и алгоритмах их решения;
  • формирование практического умения при решении экспериментальных задач на распознавание веществ;   
  • повторение, закрепление основных понятий, законов, теорий, а также научных фактов, образующих химическую науку
  • совершенствовать умения решать задачи интегрированного типа;

развивающие: 

  • развивать логическое мышление учащихся при решении задач с нестандартными формулировками;
  • развивать самостоятельность, умение преодолевать трудности в учении;
  • развивать практические умения учащихся при выполнении практических экспериментальных задач;
  • развивать навыки самостоятельной работы и учебно-коммуникативные умения.

воспитательные:

  • создавать педагогических ситуаций успешности для повышения собственной самооценки и статуса учащихся в глазах сверстников, педагогов и родителей;
  • формировать познавательные способностей в соответствии с логикой развития химической науки
  • содействовать в профориентации школьников.    

Планируемые результаты обучения

Задачи из стакана с раствором. 
Обучающиеся приобретают знания: 

              ∙  о растворе и его составных частях;

               ∙ основные виды концентраций растворов: процентная и молярная; 
               ∙ основные пути перехода от одного вида концентраций к другому, уметь их 
применять в расчетах;

               ∙ основные отрасли производства в народном хозяйстве, где применяются расчеты 
на растворы.

 Законы природы в мире химии.

              ∙ основные законы и понятия химии: атом, молекула, относительная атомная масса, 
относительная молекулярная масса, количество вещества, массовая доля химического 
элемента в веществе, нормальные условия, закон постоянства состава вещества, закон 
Авогадро, число Авогадро;            

 Обучающиеся научатся: 

              ∙  производить расчеты на определение процентной и молярной концентраций 
раствора; 
               ∙  определять массовую долю растворенного вещества в растворе; 
              ∙  производить расчеты с использованием основных законов и понятий.

Озадаченные газы. 

Обучающиеся приобретают знания:

              ∙ об особенностях строения газообразных веществ;

Обучающиеся научатся:

                производить расчеты на определение относительной плотности газообразного 
вещества, определив которую вычислить относительную молекулярную массу 
газообразного вещества;

              ∙ вычислять массу газообразного вещества по его объему, при нормальных 
условиях, с использованием молярного объема газов и наоборот; 
              ∙ определять молекулярные формулы веществ по массовым долям химических 
элементов и относительной плотности газов;

              ∙ составлять задачи по данным темам.

Основными формами подведения итогов и оценки результатов обучения 

Конкурсная защита решенных и составленных задач; зачеты; экспериментальные и практические работы в форме отчета о проделанной работе; участие в олимпиадах и интеллектуальных марафонах; смотр знаний.

 Программой предусмотрены три уровня усвоения учебного материала.

Первый уровень - допустимый. Учащийся при выполнении задания опирается на помощь педагога: нуждается в дополнительных пояснениях, помощи, поощрении действий.

Второй уровень - средний. Учащийся может работать самостоятельно, опираясь на словесный комментарий и демонстрацию действий педагогом. Выполняет работу в соответствии с поставленным условием. Иногда нуждается в дополнительных пояснениях со стороны педагога.

Третий уровень - высокий. Учащийся справляется с поставленными задачами самостоятельно, не нуждается в дополнительной помощи со стороны педагога, старается использовать на занятии уже имеющиеся знания и умения, творчески подходит к выполнению заданий.

Критериями успешного освоения программы можно считать:

  • степень проявления самостоятельности в работах;
  • степень сложности работы, ее объем;
  • субъективная, объективная новизна выполненной работы.

Методические материалы

Методы обучения 

Эффективность учебно-воспитательного процесса в объединении при реализации данной программы обеспечивается использованием следующих педагогических технологий, способствующих активизации познавательной деятельности обучающихся:

личностно ориентированные;

групповые;

исследовательского (проблемного) обучения;

Реализация данных педагогических технологий позволяет выбор и использование разнообразных методов обучения, форм организации и проведения занятий.

Словесные методы - рассказ, чтение научной литературы, беседа, диалог, консультация, объяснение. Использование этого метода развивает мышление и внимание.

Наглядные методы - использование наглядных материалов: картины, плакаты, фотографии, таблицы, схемы, модели, видеоматериалы, натуральные наглядные пособия, демонстрационные опыты. Эти методы играют большую роль в реализации программы, так как наглядно позволяют детям изучить объект или отдельный процесс.                                                                                                                                    

Практические методы – решение практических задач, творческие самостоятельные работы, разнообразные игры, конкурсы, викторины, кроссворды. Эти методы развивают интерес к учению, активизируют познавательную деятельность, развивая их мышления, практические навыки и умения.

Формы занятий: индивидуальная и групповая работа; анализ ошибок; самостоятельная работа; зачет; практические занятия, экспериментальная работа; конкурсы по составлению задач разного типа; конкурсы по защите составленных учащимися задач.

Дидактические материалы: таблицы, схемы, сборники задач, тематические презентации, видеоматериалы.

Условия реализации

Оборудование: Цифровая (компьютерная) лаборатория (ЦЛ) включающая в себя: программно-аппаратный комплекс, датчиковую систему — комплект учебного оборудования, включающий измерительный блок, интерфейс которого позволяет обеспечивать связь с персональным компьютером, и набор датчиков, регистрирующих значения различных физических величин; наборы химических веществ по неорганической и органической химии, для химического анализа; химическое оборудование и химическая посуда.

Содержание программы курса

 Вводное занятие. Теоретическая часть: Знакомство с программой, структурой и задачами 1-го года обучения. Определение режима занятий. Проведение инструктажа по технике безопасности при работе с химическими веществами и в кабинете химии. 

Задачи из стакана с раствором. Основные принципы оформления задач по химии. Методика решения задач на вычисления массовой доли растворенного вещества в растворе. Виды концентраций: процентная и молярная. Переход от одного вида концентрации к другому.

Практическая часть: решение задач по данной теме; приготовление растворов с заданной концентрацией путем выпаривания, разбавления, добавлением растворимого вещества.

Законы природы в мире химии. Методика решения задач на нахождение относительной молекулярной массы, на вычисление отношений масс элементов в веществе, на определение массовой доли химического элемента в веществе, на нахождение количества вещества по его массе и наоборот, на  выведение простейшей формулы вещества по массовым долям элементов в соединении, на расчет числа структурных единиц по массе, количеству вещества или объему.

 Практическая часть: решение типовых задач на данную тему; оформление задач; обсуждение рациональных способов решения.

Озадаченные газы. Методика решения задач на определение относительной плотности газа и нахождение по ней относительной молекулярной массы. Молярный объем газов. Нормальные условия. Принципы решения задач на: определение массы газообразного вещества по его объему, при нормальных условиях; вычисление объема газообразного вещества по его количеству; определение формулы вещества по массовым долям элементов и относительной плотности газа.

Практическая часть: нахождение и обсуждение рациональных способов решения задач. Составление задач по темам 1-го года обучения и их защита.

Итоговое занятие. Обобщение материала. Обсуждение и подведение итогов конкурсов.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№п/п

Наименование раздела, темы

Общий объем в часах

Форма аттестации

/контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие.

1

1

 Задачи из стакана с раствором.

7

3

4

2-3

Вычисление массовой доли растворенного вещества в растворе. Процентная концентрация.

2

1

1

Составления задач по данной теме;

4-5

Расчеты, связанные с молярной концентрацией

2

1

1

6-8

Переход от одного вида концентраций к другому.

3

1

2

Законы природы в мире химии

14

2

12

9-10

Тренажер  расчетов по формуле вещества.

2

1

1

Обсуждение алгоритма составления задач по данной теме; участие в олимпиаде по химии; индивидуальные консультации

11-12

Вычисление отношений масс элементов в веществе

2

1

2

13-14

Определение массовой доли химического элемента в веществе

2

2

15-16

Вычисление массы вещества по массе элемента в нем

2

2

17

Вычисление количества вещества по его массе

1

1

18-19

Расчет массы по известному количеству вещества

2

2

20-21

Расчет простейшей формулы вещества по массовым долям элементов в соединении

2

1

1

22

Расчет числа частиц по его массе, по количеству  вещества или по объему.

1

1

Озадаченные газы.

11

2

9

23-24

Определение относительной плотности газа

2

1

1

составления задач на данную тему; участие в олимпиаде по химии

25-26

Вычисление относительной молекулярной массы по его относительной плотности

2

2

27-28

Определение массы газообразного вещества по его объему. Молярный объем газов

2

1

2

29-30

Вычисление объема газообразного вещества по его массе, по количеству вещества

2

1111111

2

31-32

Определение формулы вещества по массовым долям элементов и относительной плотности газа

2

1

1

33

Итоговое занятие 

Конкурсы «Озадачь друга», «Интеллектуальный марафон».

1

1

Итого за год обучения

33

8

25

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Дата

План

Факт

1

Вводное занятие.

1

 Задачи из стакана с раствором.

7

2-3

Вычисление массовой доли растворенного вещества в растворе. Процентная концентрация.

2

4-5

Расчеты, связанные с молярной концентрацией

2

6-8

Переход от одного вида концентраций к другому.

3

Законы природы в мире химии

14

2

12

9-10

Тренажер  расчетов по формуле вещества.

2

11-12

Вычисление отношений масс элементов в веществе

2

13-14

Определение массовой доли химического элемента в веществе

2

15-16

Вычисление массы вещества по массе элемента в нем

2

17

Вычисление количества вещества по его массе

1

18-19

Расчет массы по известному количеству вещества

2

20-21

Расчет простейшей формулы вещества по массовым долям элементов в соединении

2

22

Расчет числа частиц по его массе, по количеству  вещества или по объему.

1

Озадаченные газы.

11

2

9

23-24

Определение относительной плотности газа

2

25-26

Вычисление относительной молекулярной массы по его относительной плотности

2

27-28

Определение массы газообразного вещества по его объему. Молярный объем газов

2

29-30

Вычисление объема газообразного вещества по его массе, по количеству вещества

2

31-32

Определение формулы вещества по массовым долям элементов и относительной плотности газа

2

33

Итоговое занятие 

Конкурсы «Озадачь друга», «Интеллектуальный марафон».

1

ИТОГО:

33 часа

Список литературы

Список литературы для педагога:

  1. Акофф, Р. Искусство решения проблем. М.: Мир, 1982;
  2. Адамович, Т.П., Васильева, Г.И., Мечковский, С.А. Сборник олимпиадных задач по химии. Минск: Народная асвета, 1980; Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М.: Знание, 1981; 
  3. Ерыгин, Д.П., Шишкин, Е.А. Методика решения задач по химии. М.: Просвещение, 1989; Конкурсный экзамен по химии: Руководство для абитуриентов. В 6 ч. // под ред. Н.Е. Кузьменко. М.: Изд-во МГУ, 1992; 
  4. Кузьменко, Н.Е., Еремин, В.В., Попков, В.А. Химия для школьников старших классов и поступающих в вузы. М.: Дрофа, 1995; 
  5. Кушнарев, А.А. Учимся решать задачи по химии. М.: Школа-Пресс, 1996; 
  6. Лидин, Р.А., Молочко, В.А. Химия для абитуриентов. От средней школы к вузу. М.: Химия, 1993; 
  7. Семенов, И.Н. Задачи по химии повышенной сложности для абитуриентов. В 4 ч. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991; 
  8. Суровцева, Р.П., Савицкий, С.Н. Задания по химии для самостоятельной работы учащихся. М.: Просвещение, 1991; Химические олимпиады в школе. /Сост. С.Н. Перчаткин. М.: НПО «Образование», 1997; 
  9. Хомченко, Г.Н., Хомченко, И.Г. Задачи по химии для поступающих в вузы. – М.: Новая Волна, 1997; 
  10. Штремплер, Г.И., Хохлова, А.И. Методика решения расчетных задач по химии: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1998.

Список литературы для детей

  1. Ерыгин, Д.П., Грабовый, А.К. Задачи и примеры по химии с межпредметным содержанием (спецпредметы). М.: Высшая школа, 1989;
  2. Конкурсный экзамен по химии: Руководство для абитуриентов МГУ. Под ред. Н.Е.Кузьменко. М.: Изд-во МГУ, 1993; 
  3. Кузьменко, Н.Е., Еремин, В.В., Попков, В.А. Химия для школьников старших классов и поступающих в вузы. М.: Дрофа, 1995; 
  4. Кушнарев, А.А. Учимся решать задачи по химии. М.: Школа-Пресс, 1996; Лидин Р.А., Молочко В.А.Химия для абитуриентов. От средней школы к вузу. М.: Химия, 1993; 
  5. Суровцева, Р.П., Савицкий, С.Н., Иванова, Р.Г. Задания по химии для самостоятельной работы учащихся. 2-е изд. М.: Просвещение, 1981; 
  6. Хомченко, Г.П., Хомченко, И.Г. Сборник задач по химии для поступающих в вузы: Учебное пособие. 4-е изд. М.: Новая Волна, 2002;
  7. Хомченко, Г.П. Химия для поступающих в вузы. М.: Высшая школа, 2000.

Цифровые образовательные ресурсы

http://www.chemistry.ssu.samara.ru/

http://www.hemi.nsu.ru/

http://www.repetitor.1c.ru/online

http://www.informika.ru/text/database/chemy/START.html

http://chemistry.ru/index.php

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/eb17b17a-6bcc-01ab-0e3a-a1cd26d56d67

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/528b6fb1-98e4-9a27-5ae1-2f785b646a41

http://www.maratakm.narod.ru/.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по алгебре 7 класс на 2023-2024 учебный год.

Рабочая программа по алгебре 7 класс на 2023-2024 учебный год...

Рабочая программа по геометрии 7 класс на 2023-2024 учебный год.

Рабочая программа по геометрии на 2023-2024 учебный год...

Рабочая программа по ВИС 7 класс на 2023-2024 учебный год.

Рабочая программа по ВИС на 2023-2024 учебный год...

Рабочая программа по алгебре 9 класс на 2023-2024 учебный год.

Рабочая программа по алгебре 9 класс на 2023-2024 учебный год....

Рабочая программа по геометрии 9 класс на 2023-2024 учебный год.

Рабочая программа по алгебре 9 класс на 2023-2024 учебный год....

Рабочая программа по ВИС 10 класс на 2023-2024 учебный год.

Рабочая программа по ВИС 10 класс на 2023-2024 учебный год....

Рабочая программа по литературе 10 класс на 2023-2024 учебный год

Рабочая программа по литературе для 10 класса на 2023-2024 учебный год...