Рабочая программа дополнительного образования "Озадаченная химия" для 8 класса на 2023-2024 учебный год. Направленность - естественнонаучная.
рабочая программа (8 класс)
Направленность программы дополнительного образования «Озадаченная химия»- естественнонаучная, предназначена для дополнительного изучения химии на базовом уровне с использованием оборудования центра естественно-научной и технологической направленности «Точка роста» для обучающихся 8 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya_ozadachennaya_himiya_8klass.docx | 856.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Направленность программы дополнительного образования «Озадаченная химия»- естественнонаучная, предназначена для дополнительного изучения химии на базовом уровне с использованием оборудования центра естественно-научной и технологической направленности «Точка роста» для обучающихся 8 класса.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральным законом от 29.12.2021 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 №287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации № 568 от 18.07.2022 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования».
- ФОП основного общего образования. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования».
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
- Положением о дополнительном образовании в МБОУ «СОШ п.Мяунджа» Сусуманского муниципального округа.
Актуальность программы
Программа «Озадаченная химия» имеет профессиональную направленность. Ученику, избравшему химическую специальность, она поможет овладеть в совершенстве необходимыми приемами умственной деятельности, развить творческое мышление. Важным компонентом этого процесса является умение решать химические задачи, так как оно всегда связано с более сложной мыслительной деятельностью. Для тех, кто сможет овладеть содержанием данной программы, решение задач не будет вызывать особых трудностей. Процесс решения станет увлекательным и вызывает мотивацию для дальнейшего изучения химии на профильном уровне. Умение решать задачи развивается в процессе обучения, и развить это умение можно только одним путем – постоянно, систематически решать задачи.
С помощью программы «Озадаченная химия» школьник приобретет и закрепит практические навыки в работе с веществами, выполняя различного уровня сложности практические задания. В связи с этим данную программу по форме содержания и процесса педагогической деятельности можно отнести к интегрированному виду, т.к. она объединяет в целое области основного и дополнительного образования.
Новизна
За основу программы была выбрана авторская программа дополнительного образования 8–11 классы «Озадаченная химия» С. Б. Толстожинской, учителя химии, педагога дополнительного образования центра образования № 1475 г. Москва, [Электронный ресурс http://him.1september.ru/view_article.php?ID=201000403 ].
Отличительные особенности
Предлагаемый курс носит обучающий, развивающий и социальный характер, позволяет ориентироваться на выбор будущей профессии врача, генетика, биолога, эколога.
Программа разработана для учащихся 8 класса, количество детей в группе – 8-10 человек. Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: 14-15 лет.
Педагогическая целесообразность обусловлена тем, что школьникам предоставляется возможность пополнить знания, приобрести и закрепить навыки решения теоретических и, что особенно важно, практических задач по химии. Решение задач занимает в химическом образовании важное место, так как это один из важнейших приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение учебного материала по химии и вырабатывается умение самостоятельного осмысления и применения приобретенных знаний.
Главным критерием отбора учащихся в группы является желание ребенка приобрести навыки решения теоретических задач, выполнения практических работ по определению веществ.
Объем программы: 33 часа. Режим занятий: 1 час в неделю, 33 часа в год, занятия по 40 минут.
Сроки освоения программы: 1 год. С учетом особенностей возраста и уровня подготовки детей данная программа может адаптироваться, например: 2 часа в неделю, срок реализации 2 года.
Цель и задачи программы
Цель: развитие интеллектуального и творческого потенциала детей на основе формирования операционных способов умственных действий по решению теоретических и практических задач в области химии.
Задачи:
обучающие:
- совершенствовать знания учащихся о типах расчетных задач и алгоритмах их решения;
- формирование практического умения при решении экспериментальных задач на распознавание веществ;
- повторение, закрепление основных понятий, законов, теорий, а также научных фактов, образующих химическую науку;
- совершенствовать умения решать задачи интегрированного типа;
развивающие:
- развивать логическое мышление учащихся при решении задач с нестандартными формулировками;
- развивать самостоятельность, умение преодолевать трудности в учении;
- развивать практические умения учащихся при выполнении практических экспериментальных задач;
- развивать навыки самостоятельной работы и учебно-коммуникативные умения.
воспитательные:
- создавать педагогических ситуаций успешности для повышения собственной самооценки и статуса учащихся в глазах сверстников, педагогов и родителей;
- формировать познавательные способностей в соответствии с логикой развития химической науки;
- содействовать в профориентации школьников.
Планируемые результаты обучения
Задачи из стакана с раствором.
Обучающиеся приобретают знания:
∙ о растворе и его составных частях;
∙ основные виды концентраций растворов: процентная и молярная;
∙ основные пути перехода от одного вида концентраций к другому, уметь их
применять в расчетах;
∙ основные отрасли производства в народном хозяйстве, где применяются расчеты
на растворы.
Законы природы в мире химии.
∙ основные законы и понятия химии: атом, молекула, относительная атомная масса,
относительная молекулярная масса, количество вещества, массовая доля химического
элемента в веществе, нормальные условия, закон постоянства состава вещества, закон
Авогадро, число Авогадро;
Обучающиеся научатся:
∙ производить расчеты на определение процентной и молярной концентраций
раствора;
∙ определять массовую долю растворенного вещества в растворе;
∙ производить расчеты с использованием основных законов и понятий.
Озадаченные газы.
Обучающиеся приобретают знания:
∙ об особенностях строения газообразных веществ;
Обучающиеся научатся:
∙ производить расчеты на определение относительной плотности газообразного
вещества, определив которую вычислить относительную молекулярную массу
газообразного вещества;
∙ вычислять массу газообразного вещества по его объему, при нормальных
условиях, с использованием молярного объема газов и наоборот;
∙ определять молекулярные формулы веществ по массовым долям химических
элементов и относительной плотности газов;
∙ составлять задачи по данным темам.
Основными формами подведения итогов и оценки результатов обучения
Конкурсная защита решенных и составленных задач; зачеты; экспериментальные и практические работы в форме отчета о проделанной работе; участие в олимпиадах и интеллектуальных марафонах; смотр знаний.
Программой предусмотрены три уровня усвоения учебного материала.
Первый уровень - допустимый. Учащийся при выполнении задания опирается на помощь педагога: нуждается в дополнительных пояснениях, помощи, поощрении действий.
Второй уровень - средний. Учащийся может работать самостоятельно, опираясь на словесный комментарий и демонстрацию действий педагогом. Выполняет работу в соответствии с поставленным условием. Иногда нуждается в дополнительных пояснениях со стороны педагога.
Третий уровень - высокий. Учащийся справляется с поставленными задачами самостоятельно, не нуждается в дополнительной помощи со стороны педагога, старается использовать на занятии уже имеющиеся знания и умения, творчески подходит к выполнению заданий.
Критериями успешного освоения программы можно считать:
- степень проявления самостоятельности в работах;
- степень сложности работы, ее объем;
- субъективная, объективная новизна выполненной работы.
Методические материалы
Методы обучения
Эффективность учебно-воспитательного процесса в объединении при реализации данной программы обеспечивается использованием следующих педагогических технологий, способствующих активизации познавательной деятельности обучающихся:
личностно ориентированные;
групповые;
исследовательского (проблемного) обучения;
Реализация данных педагогических технологий позволяет выбор и использование разнообразных методов обучения, форм организации и проведения занятий.
Словесные методы - рассказ, чтение научной литературы, беседа, диалог, консультация, объяснение. Использование этого метода развивает мышление и внимание.
Наглядные методы - использование наглядных материалов: картины, плакаты, фотографии, таблицы, схемы, модели, видеоматериалы, натуральные наглядные пособия, демонстрационные опыты. Эти методы играют большую роль в реализации программы, так как наглядно позволяют детям изучить объект или отдельный процесс.
Практические методы – решение практических задач, творческие самостоятельные работы, разнообразные игры, конкурсы, викторины, кроссворды. Эти методы развивают интерес к учению, активизируют познавательную деятельность, развивая их мышления, практические навыки и умения.
Формы занятий: индивидуальная и групповая работа; анализ ошибок; самостоятельная работа; зачет; практические занятия, экспериментальная работа; конкурсы по составлению задач разного типа; конкурсы по защите составленных учащимися задач.
Дидактические материалы: таблицы, схемы, сборники задач, тематические презентации, видеоматериалы.
Условия реализации
Оборудование: Цифровая (компьютерная) лаборатория (ЦЛ) включающая в себя: программно-аппаратный комплекс, датчиковую систему — комплект учебного оборудования, включающий измерительный блок, интерфейс которого позволяет обеспечивать связь с персональным компьютером, и набор датчиков, регистрирующих значения различных физических величин; наборы химических веществ по неорганической и органической химии, для химического анализа; химическое оборудование и химическая посуда.
Содержание программы курса
Вводное занятие. Теоретическая часть: Знакомство с программой, структурой и задачами 1-го года обучения. Определение режима занятий. Проведение инструктажа по технике безопасности при работе с химическими веществами и в кабинете химии.
Задачи из стакана с раствором. Основные принципы оформления задач по химии. Методика решения задач на вычисления массовой доли растворенного вещества в растворе. Виды концентраций: процентная и молярная. Переход от одного вида концентрации к другому.
Практическая часть: решение задач по данной теме; приготовление растворов с заданной концентрацией путем выпаривания, разбавления, добавлением растворимого вещества.
Законы природы в мире химии. Методика решения задач на нахождение относительной молекулярной массы, на вычисление отношений масс элементов в веществе, на определение массовой доли химического элемента в веществе, на нахождение количества вещества по его массе и наоборот, на выведение простейшей формулы вещества по массовым долям элементов в соединении, на расчет числа структурных единиц по массе, количеству вещества или объему.
Практическая часть: решение типовых задач на данную тему; оформление задач; обсуждение рациональных способов решения.
Озадаченные газы. Методика решения задач на определение относительной плотности газа и нахождение по ней относительной молекулярной массы. Молярный объем газов. Нормальные условия. Принципы решения задач на: определение массы газообразного вещества по его объему, при нормальных условиях; вычисление объема газообразного вещества по его количеству; определение формулы вещества по массовым долям элементов и относительной плотности газа.
Практическая часть: нахождение и обсуждение рациональных способов решения задач. Составление задач по темам 1-го года обучения и их защита.
Итоговое занятие. Обобщение материала. Обсуждение и подведение итогов конкурсов.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№п/п | Наименование раздела, темы | Общий объем в часах | Форма аттестации /контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие. | 1 | 1 | ||
Задачи из стакана с раствором. | 7 | 3 | 4 | ||
2-3 | Вычисление массовой доли растворенного вещества в растворе. Процентная концентрация. | 2 | 1 | 1 | Составления задач по данной теме; |
4-5 | Расчеты, связанные с молярной концентрацией | 2 | 1 | 1 | |
6-8 | Переход от одного вида концентраций к другому. | 3 | 1 | 2 | |
Законы природы в мире химии | 14 | 2 | 12 | ||
9-10 | Тренажер расчетов по формуле вещества. | 2 | 1 | 1 | Обсуждение алгоритма составления задач по данной теме; участие в олимпиаде по химии; индивидуальные консультации |
11-12 | Вычисление отношений масс элементов в веществе | 2 | 1 | 2 | |
13-14 | Определение массовой доли химического элемента в веществе | 2 | 2 | ||
15-16 | Вычисление массы вещества по массе элемента в нем | 2 | 2 | ||
17 | Вычисление количества вещества по его массе | 1 | 1 | ||
18-19 | Расчет массы по известному количеству вещества | 2 | 2 | ||
20-21 | Расчет простейшей формулы вещества по массовым долям элементов в соединении | 2 | 1 | 1 | |
22 | Расчет числа частиц по его массе, по количеству вещества или по объему. | 1 | 1 | ||
Озадаченные газы. | 11 | 2 | 9 | ||
23-24 | Определение относительной плотности газа | 2 | 1 | 1 | составления задач на данную тему; участие в олимпиаде по химии |
25-26 | Вычисление относительной молекулярной массы по его относительной плотности | 2 | 2 | ||
27-28 | Определение массы газообразного вещества по его объему. Молярный объем газов | 2 | 1 | 2 | |
29-30 | Вычисление объема газообразного вещества по его массе, по количеству вещества | 2 | 1111111 | 2 | |
31-32 | Определение формулы вещества по массовым долям элементов и относительной плотности газа | 2 | 1 | 1 | |
33 | Итоговое занятие Конкурсы «Озадачь друга», «Интеллектуальный марафон». | 1 | 1 | ||
Итого за год обучения | 33 | 8 | 25 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов | Дата | |
План | Факт | |||
1 | Вводное занятие. | 1 | ||
Задачи из стакана с раствором. | 7 | |||
2-3 | Вычисление массовой доли растворенного вещества в растворе. Процентная концентрация. | 2 | ||
4-5 | Расчеты, связанные с молярной концентрацией | 2 | ||
6-8 | Переход от одного вида концентраций к другому. | 3 | ||
Законы природы в мире химии | 14 | 2 | 12 | |
9-10 | Тренажер расчетов по формуле вещества. | 2 | ||
11-12 | Вычисление отношений масс элементов в веществе | 2 | ||
13-14 | Определение массовой доли химического элемента в веществе | 2 | ||
15-16 | Вычисление массы вещества по массе элемента в нем | 2 | ||
17 | Вычисление количества вещества по его массе | 1 | ||
18-19 | Расчет массы по известному количеству вещества | 2 | ||
20-21 | Расчет простейшей формулы вещества по массовым долям элементов в соединении | 2 | ||
22 | Расчет числа частиц по его массе, по количеству вещества или по объему. | 1 | ||
Озадаченные газы. | 11 | 2 | 9 | |
23-24 | Определение относительной плотности газа | 2 | ||
25-26 | Вычисление относительной молекулярной массы по его относительной плотности | 2 | ||
27-28 | Определение массы газообразного вещества по его объему. Молярный объем газов | 2 | ||
29-30 | Вычисление объема газообразного вещества по его массе, по количеству вещества | 2 | ||
31-32 | Определение формулы вещества по массовым долям элементов и относительной плотности газа | 2 | ||
33 | Итоговое занятие Конкурсы «Озадачь друга», «Интеллектуальный марафон». | 1 | ||
ИТОГО: | 33 часа |
Список литературы
Список литературы для педагога:
- Акофф, Р. Искусство решения проблем. М.: Мир, 1982;
- Адамович, Т.П., Васильева, Г.И., Мечковский, С.А. Сборник олимпиадных задач по химии. Минск: Народная асвета, 1980; Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М.: Знание, 1981;
- Ерыгин, Д.П., Шишкин, Е.А. Методика решения задач по химии. М.: Просвещение, 1989; Конкурсный экзамен по химии: Руководство для абитуриентов. В 6 ч. // под ред. Н.Е. Кузьменко. М.: Изд-во МГУ, 1992;
- Кузьменко, Н.Е., Еремин, В.В., Попков, В.А. Химия для школьников старших классов и поступающих в вузы. М.: Дрофа, 1995;
- Кушнарев, А.А. Учимся решать задачи по химии. М.: Школа-Пресс, 1996;
- Лидин, Р.А., Молочко, В.А. Химия для абитуриентов. От средней школы к вузу. М.: Химия, 1993;
- Семенов, И.Н. Задачи по химии повышенной сложности для абитуриентов. В 4 ч. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991;
- Суровцева, Р.П., Савицкий, С.Н. Задания по химии для самостоятельной работы учащихся. М.: Просвещение, 1991; Химические олимпиады в школе. /Сост. С.Н. Перчаткин. М.: НПО «Образование», 1997;
- Хомченко, Г.Н., Хомченко, И.Г. Задачи по химии для поступающих в вузы. – М.: Новая Волна, 1997;
- Штремплер, Г.И., Хохлова, А.И. Методика решения расчетных задач по химии: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1998.
Список литературы для детей
- Ерыгин, Д.П., Грабовый, А.К. Задачи и примеры по химии с межпредметным содержанием (спецпредметы). М.: Высшая школа, 1989;
- Конкурсный экзамен по химии: Руководство для абитуриентов МГУ. Под ред. Н.Е.Кузьменко. М.: Изд-во МГУ, 1993;
- Кузьменко, Н.Е., Еремин, В.В., Попков, В.А. Химия для школьников старших классов и поступающих в вузы. М.: Дрофа, 1995;
- Кушнарев, А.А. Учимся решать задачи по химии. М.: Школа-Пресс, 1996; Лидин Р.А., Молочко В.А.Химия для абитуриентов. От средней школы к вузу. М.: Химия, 1993;
- Суровцева, Р.П., Савицкий, С.Н., Иванова, Р.Г. Задания по химии для самостоятельной работы учащихся. 2-е изд. М.: Просвещение, 1981;
- Хомченко, Г.П., Хомченко, И.Г. Сборник задач по химии для поступающих в вузы: Учебное пособие. 4-е изд. М.: Новая Волна, 2002;
- Хомченко, Г.П. Химия для поступающих в вузы. М.: Высшая школа, 2000.
Цифровые образовательные ресурсы
http://www.chemistry.ssu.samara.ru/;
http://www.repetitor.1c.ru/online;
http://www.informika.ru/text/database/chemy/START.html;
http://chemistry.ru/index.php;
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/eb17b17a-6bcc-01ab-0e3a-a1cd26d56d67;
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/528b6fb1-98e4-9a27-5ae1-2f785b646a41;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по алгебре 7 класс на 2023-2024 учебный год.
Рабочая программа по алгебре 7 класс на 2023-2024 учебный год...
Рабочая программа по геометрии 7 класс на 2023-2024 учебный год.
Рабочая программа по геометрии на 2023-2024 учебный год...
Рабочая программа по ВИС 7 класс на 2023-2024 учебный год.
Рабочая программа по ВИС на 2023-2024 учебный год...
Рабочая программа по алгебре 9 класс на 2023-2024 учебный год.
Рабочая программа по алгебре 9 класс на 2023-2024 учебный год....
Рабочая программа по геометрии 9 класс на 2023-2024 учебный год.
Рабочая программа по алгебре 9 класс на 2023-2024 учебный год....
Рабочая программа по ВИС 10 класс на 2023-2024 учебный год.
Рабочая программа по ВИС 10 класс на 2023-2024 учебный год....
Рабочая программа по литературе 10 класс на 2023-2024 учебный год
Рабочая программа по литературе для 10 класса на 2023-2024 учебный год...