Обучение чтению и письму как важнейшее условие формирования ФГ на уроках русского языка и литературы
презентация к уроку

Рябчикова Ольга Васильевна

Сегодня много говорят о формировании функциональной грамотности учащегося. Требования ФГОС таковы, что наравне с классическим определением «грамотность», возникло представление «функциональная грамотность». Для учителей русского языка и литературы этот вопрос наиболее актуален. Где, как не на уроках русского языка и литературы, учиться понимать текст и тренировать грамотность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_chteniyu_i_pismu_kak_sredstvo_formirovaniya_1.pptx2.39 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обучение чтению и письму как важнейшее условие формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы Выполнила: учитель русского я зыка и литературы МБОУ «СОШ д . Шибково » Рябчикова О. В.

Слайд 2

Новый подход к образовательным результатам. Указом Президента РФ о вхождении России в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования был сделан акцент на формировании высокого уровня функциональной грамотности выпускников школ для усиления позиций нашего государства в глобальной конкуренции и достижения технологического первенства на мировой арене. Термин «функциональная грамотность » был введён в 1957 году и включал лишь понятие «минимальная грамотность», которая подразумевала умения читать и писать.

Слайд 3

Функциональная грамотность «Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» А.А. Леонтьев ( советский и российский лингвист, психолог, доктор психологических и филологических наук)

Слайд 4

Что же такое функциональная грамотность? Функциональная грамотность - это способность человека свободно использовать навыки и умения чтения и письма для получения информации из текста, то есть для его понимания, компрессии, трансформации и для передачи такой информации в реальном общении.

Слайд 5

Читательская грамотность Термин введён в 1991 и выдвигал следующие требования: умение извлекать явную информацию; умение различать буквальный и небуквальный смысл сообщения, соотнося с ним смысл отдельных фактов, подробностей, деталей; умение восстанавливать последовательность основных событий и выделять среди них центральные; умение связывать в единое целое сведения, изложенные в разных частях текста; выделять главное; верно понимать логику информационного (как учебного, так и научно-популярного) текста; строить собственное суждение в этой логике; включать полученную информацию в более широкий контекст, видеть то большее, что стоит за сказанным; воссоздавать авторский замысел; понимать, почему для его выражения выбраны те или иные языковые средства; строить на основе прочитанного собственные суждения.

Слайд 6

Индикаторы функциональной грамотности В 2018 году функциональная грамотность уже включала 6 индикаторов (читательская грамотность, математическая грамотность, естественно-научная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции, креативное мышление) и оказалась системой стремительно развивающейся и открытой вовне. Так как международные и российские исследования уровня ФГ проводятся в письменной форме, а задания сначала нужно внимательно прочитать и понять, важно рассматривать обучение чтению и письму как важнейшее средство формирования не только читательской грамотности, но и всех составляющих функциональной грамотности в целом. Каковы возможности формирования всех имеющихся индикаторов функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы ?

Слайд 7

Обучение чтению В обучении русскому языку и литературе чтение занимает одно из главных мест по использованию, важности и доступности. Оно «выступает одновременно в качестве цели и средства. В первом случае учащиеся должны овладеть чтением как источником получения информации, во втором – пользоваться чтением для усвоения языкового и речевого материала. Использование чтения в качестве источника получения информации создаёт необходимые условия для формирования функциональной грамотности». Обучение чтению начинается параллельно с изучением алфавита и обучением письму, потому что материал лучше всего усваивается, когда проходит через все органы восприятия. Для формирования высокого уровня читательской грамотности нам нужны разнообразные интересные тексты.

Слайд 8

Работа с текстами При работе с художественным и информационным текстами большой интерес представляют тексты проблемные, а ещё лучше парадоксальные. Их отличают: наличие элементов, требующих мыслительных усилий и раздумий; описание спорных ситуаций, с которыми можно столкнуться в реальной жизни. Текст , в основе которого лежит некая неоднозначная проблема, позволяет обучающимся сравнить предлагаемое решение с собственным жизненным опытом, высказать свою точку зрения. Если предложить ребятам сайты, на которых они смогут найти интересующую их информацию, у них будут формироваться навыки компьютерной грамотности . На уроках « ведётся целенаправленная работа по формированию навыков работы с различными источниками информации. Это разные типы словарей, грамматические справочники, газеты, журналы, энциклопедии…». В данном случае идёт формирование и совершенствование информационной грамотности.

Слайд 9

Естественно-научная грамотность Тематическое содержание курса способствует формированию естественно-научной грамотности. При её формировании «рассматривают 3 уровня ситуаций: -личностная (ориентированная на самого учащегося, его семью, друзей) в начальных классах; -местная/краеведческая (ориентированная на проблемы своей малой родины и своей страны в целом) в среднем звене; -глобальная (ориентированная на явления, происходящие в мире) в старших классах». Здоровье, природные ресурсы, окружающая среда, последствия активности человека, связь технологий с наукой – наиболее приемлемые тематические области для реализации естественно-научной грамотности.

Слайд 10

Глобальная компетенция Формирование глобальной компетенции как обособленного интегрированного индикатора функциональной грамотности отражает объективную необходимость, связанную с требованиями современного мира, и субъективный запрос всех участников учебно-воспитательного процесса. Её формирование «зависит от практической реализации личностно-ориентированного подхода, равноправного сотрудничества всех участников процесса обучения, межпредметной интеграции, широкого использования современных педагогических технологий, обеспечивающих возможность участия обучающихся в межрегиональных и международных проектах. Инструментарием для её формирования должны стать творческие задания, содержащие близкие к реальным проблемные ситуации». Они будут требовать всякий раз не только знания основных учебных предметов, но и сформированности общеучебных умений и необходимых человеческих качеств.

Слайд 11

Типы уроков по обучению чтению и письму Урок № 1 Урок № 2 Урок №3 Урок №4 Урок №5 Урок №6 Урок №7 Тип урока. Фаза урока Рабо­та с информационным текс­том Работа с художес­твенным текстом Взаимообучение Дискуссия Письмо Урок- исследование Зачет по изученной теме Вызов Моз­говой штурм, клас­тер Мозговой штурм Цитаты; вер­ные- невер­ные утверж­дения Толстые вопросы Инвен­тариза­ция Пар­ная моз­говая ата­ка Тест, концерт-де­кламация Осмысление Инсерт, ПМИ Чтение с останов­ками Зигзаг Перекрестная дискуссия Состав­ление черно­вого текста, правка За­пол­нение таб­лицы ЗЖУ Двухрядный круглый стол Рефлексия Возвра­щение к клас­теру Выдви­жение но­вой версии развития сюжета. Творчес­кое ос­мысление и переос­мысление Возвра­щение к цита­там; сравни­тельная таблица Эссе Редак­тирова­ние, из­дание Клас­тер Синквейн

Слайд 12

Используемые технологии обучения Из всего арсенала имеющихся технологий обучения технология проектной деятельности помогает обучающемуся объединить в единое целое все знания и умения. Без технологии оценивания , без рефлексии опять же не обойтись при формировании функциональной грамотности. Рефлексировать – это значит осмысливать знание как самостоятельный объект, критически анализировать его содержание и методы познания. И этому должны научиться наши обучающиеся. Анализ умений, проверяемых междуна -родными исследованиями, анализ ВПР, итоговой аттестации, проведённый Центром оценки качества обучения Института стратегии развития образования РАО, позволил наметить «главные направления по повышению уровня сформированности функциональной грамотности: помогать лучше осознавать изученный материал; переводить знания из пассивных в активные; способствовать интеграции и переносу знаний, алгоритмов и способов действий, способов рассуждений; формировать читательскую грамотность ».

Слайд 13

Выводы: Взяв на вооружение главные направления по повышению уровня сформированности функциональной грамотности, детально проработав содержание обучения русскому языку и литературе, я сделала вывод, что при конструировании заданий к каждому уроку нужно обязательно продумывать : «Какую компетенцию или какую грамотность я буду формировать в каждом конкретном случае и у каждого конкретного ученика».

Слайд 14

Литература и интернет-ресурсы 1) https://www.edu.ru/images/doc/ ФГ/Ковалева Оценка функциональной грамотности; 2) Стулова, О. К. Формирование функциональной читательской грамот- ности у младших школьников с помощью конструктора приемов / О. К. Стулова // Социальные и педагогические вопросы образования: сборник материалов Международной научно-практической конференции. - 2020. - С. 124-127.; 3) Генике Е. А. Профессиональная компетентность педагога - М.: Библиотека журнала «Директор школы», сентябрь, 2008. - 176 с.

Слайд 15

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование УУД на уроках русского языка и литературы в классах III и IV вида.

Цель педагога - способствовать формированию у учащихся УУД. Как это сделать? Давайте думать вместе....

Формирование ОУН на уроках русского языка и литературы. Из опыта работы.

Представлен отчёт учителя о своей работе по формированию общеучебных умений и навыков у учащихся....

Формирование УУД на уроках русского языка и литературы

Статья посвящена формированию УУД на уроках русского языка и литературы...

Формирование УУД на уроках русского языка и литературы с использованием ИКТ

Формирование УУД средствами информационных технологий  является мощным фактором обогащения интеллектуального, нравственного, эстетического развития ребенка, а значит, приобщения его к миру информ...

Работа по формированию УУД на уроках русского языка и литературы в 5 классе

Урок, его планирование и проведение – это то, с чем учитель имеет дело ежедневно, это то, что ему понятно. Поэтому есть смысл сначала рассмотреть урок с позиции требований стандарта второго поколения ...

Формирование УУД на уроках русского языка и литературы с применением элементов технологии РКМ

Педагогический опыт формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы при помощи приемов технологии развития критического мышления....