Русская православная поэзия и музыка Серебряного века (материалы к уроку)
методическая разработка (11 класс)
Методическая разработка урока по литературе "Русская православная поэзия и музыка Серебряного века (материалы к уроку)" (IV Областной конкурс «Современный урок: лучшая учебно-методическая разработка: цикл ОГСЭ»). Исследования состоит в первую очередь в том, что сейчас в нашем обществе восстанавливается утраченное духовное наследие, утверждается значение вечных человеческих добродетелей: любви к ближнему, добра, сострадания и милосердия. Нам необходимо глубоко осознавать важность этих ценностей, уметь их хранить, бережно передавая из поколения в поколение.Сегодня Рождество вновь стало одним из самых почитаемых праздников и жанр рождественского стихотворения, утративший свое значение в советскую эпоху, получил свое второе рождение. К сожалению, в программе по литературе такая тема отсутствует. Но она на сегодняшний день очень актуальна. Материалы методической разработки могут быть использованы как на уроке по родной литературе, так и в процессе изучения поэзии Серебряного века или на внеклассном мероприятии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 43.69 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Министерство образования Воронежской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Воронежской области «Воронежский юридический техникум»
РМО преподавателей общего гуманитарного и социально-экономического цикла
основных профессиональных образовательных программ СПО
IV Областной конкурс «Современный урок:
лучшая учебно-методическая разработка: цикл ОГСЭ»
ГБ ПОУ «Воронежский музыкальный колледж им. Ростроповичей»
Разработчик: Бобрышева Наталья Ивановна
Номинация: Учебно-методическая разработка урока
Тема: «Русская православная поэзия и музыка Серебряного века (материалы к уроку)
Воронеж, 2024
Учебно-методическая разработка урока по родной литературе для 11 класса
«Русская православная поэзия и музыка Серебряного века»
Введение
В литературе достаточно часто возникает обращение к библейским сюжетам и в первую очередь к Рождеству. Сложился определенный жанр рождественского рассказа и стихотворения, без которого не обходился ни один журнал начала ХХ века в канун Рождества. Рождественские сюжеты наполнены ожиданием чуда, способного изменить человеческую жизнь, чуда, совершаемого человеком для человека.
Темой нашей работы стало обращение к рождественской тематике в русской литературе и музыке ХХ века.
Актуальность исследования состоит в первую очередь в том, что сейчас в нашем обществе восстанавливается утраченное духовное наследие, утверждается значение вечных человеческих добродетелей: любви к ближнему, добра, сострадания и милосердия. Нам необходимо глубоко осознавать важность этих ценностей, уметь их хранить, бережно передавая из поколения в поколение.
Сегодня Рождество вновь стало одним из самых почитаемых праздников и жанр рождественского стихотворения, утративший свое значение в советскую эпоху, получил свое второе рождение.
Цель работы - проанализировать обращение поэтов и музыкантов ХХ века к рождественской теме, обобщить полученные результаты.
Цель работы определила постановку следующих задач:
- Изучить художественную и научную литературу, посвященную теме рождественских традиций в русской литературе и музыке.
- Рассмотреть понятия «Рождество», «рождественское чудо» и их связь с христианскими традициями.
- Раскрыть понятие рождественского (святочного) стихотворения.
- Выбрать произведения, созданные на тему Рождества в лирике русскими поэтами и композиторами ХХ века и проанализировать их с точки зрения соблюдения традиций рождественского стихотворения и раскрытия в них понятия «Рождество» и «рождественское чудо».
- Выявить особенности написания выбранных для анализа рождественских произведений.
- Обобщить полученные результаты и сделать выводы.
- Привлечь учащихся к обсуждению темы Рождества через знакомство с классической русской литературой и музыкой.
Методами исследования в нашей работе являются анализ и сопоставление.
Предполагается, что результаты данной работы могут быть использованы при изучении поэзии и музыки Серебряного века.
Мотивация.
В рамках патриотического воспитания и приобщения студентов к русской православной традиции на уроках литературы мы проводим небольшие тематические экскурсы, которые предлагается подготовить самим студентам. Для будущего музыканта важно умение делать музыкально-литературные тематические подборки, которые могут, например, служить основой будущего концерта. Кроме того, работа с источниками расширяет кругозор студента, приучает его к анализу и систематизации полученных сведений, навыкам работы с каталогами.
Обычно музыкально-литературную композицию студенты готовят за месяц до занятия (чтобы им хватило времени собрать и проанализировать материал). В результате у них получается музыкально-литературная композиция на рождественскую тему в русской поэзии (дореволюционной, Серебряного века, а также эмигрантской) и русской музыке. В основном, конечно, учащиеся ищут информацию в сети Интернет. Однако подобные задания требуют от студента углубления в специальные источники, список которых дает ему преподаватель.
В результате поисков студентами поэтических и музыкальных текстов получаются интересные композиции и находки, прежде всего, радующие и удивляющие самих студентов. Они знакомятся с новыми именами. Подобные задания расширяют кругозор студентов, знакомя их с именами поэтов-эмигрантов, поэтов среди лиц духовного звания. Также они знакомятся с рождественскими текстами в творчестве изученных в начале семестра поэтов Серебряного века.
Приведем несколько примеров того, как мы анализируем рождественскую тему в поэзии Серебряного века.
Во тьму веков та ночь уж отступила,
Когда, устав от злобы и тревог,
Земля в объятьях неба опочила,
И в тишине родился с нами Бог.
В. Соловьев.
Поэты стремятся создать свою «вторую реальность», сотканную из субъективных представлений, воспоминаний, прогнозов, мечтаний, средствами расширения смысла слова, значения краски, детали. В итоге предельное усиление авторского начала в поэтическом повествовании вообще и в рождественском в частности сообщило последнему редкое разнообразие лирических форм и жанровых структур: от традиционных религиозных до «антисвяточных» стихотворений. Зинаида Гиппиус писала: «Теперь у каждого из нас отдельный, сознанный или несознанный, — но свой Бог, а потому так грустны, беспомощны и бездейственны наши одинокие, лишь нам и дорогие молитвы». У каждого «свой Бог» и «свое Рождество». Однако при всех поисках и духовных падениях рождественская поэзия исходила прежде всего из истины Христа, трактуемого в большинстве случаев в непременной связи с болезненными и трагическими предощущениями современности.
Так, рождественские стихи Блока «Рождество» (1906) и, в особенности, «Сочельник в лесу» (1912) являют собой, с нашей точки зрения, пример создания религиозного рождественского текста. Стихотворение «Рождество» написано по заказу журнала «Тропинка» и опубликовано в первом номере за 1907 год. Блок, безусловно, размывает границы жанра рождественского стихотворения, но при этом наполняет его новым содержанием, новой жизнью. Он рассказывает о празднике Рождества через восприятие ребенка: «И пойдешь ты дальше с мамой // Покупать игрушки //и рассматривать за рамой // Звезды и хлопушки... // Сестры будут куклам рады, // Братья просят пушек...» [1].
Ребенок — существо чистое и наивное, «носитель органической цельности» (так же, как и герой религиозной литературы) способен радоваться и празднику Рождества Христова и с благодарностью принимать созданный Богом мир. Стихотворение написано в том «мажорном тоне», который вполне можно рассматривать как проявление «целостного положительного религиозного миросозерцания»: «Звонким колокол ударом // Будит зимний воздух. // Мы работали недаром- //Будет светел отдых...» [1].
Радость праздника и надежда — вот смысловые доминанты стихотворения. Через шесть лет Блок вновь обращается к теме Рождества и пишет «Сочельник в лесу». Так же, как и в стихотворении 1906 года, поэт не описывает рождественские евангельские события. Он опять повествует лишь о празднике Рождества, рассказывает языком поэтических образов: удивительно красивых, прозрачных, чудесных (от слова «чудо»): «Так легко, как снежный пух, // Рождества крылатый дух // Озаряет небеса, // Сводит праздник на леса.» «Крылатый дух Рождества» зажигает лес, как большую рождественскую елку:
Тронет веткою сучок —
Треснет, вспыхнет огонек,
Округлится, задрожит,
Как по нитке, побежит,
Там и сям, и тут, и здесь...
Зимний лес сияет весь! [1].
В этом стихотворении Блока можно увидеть и проявление общей для всей новейшей поэзии начала XX века направленности, утверждающей возможность преобразить мир средствами искусства — открыть «подлинную реальность» («путь неложный») путем «преображения действительности в творческом акте» [2].
М. Цветаева в своем стихотворении «Рождественская дама» из книги «Волшебный фонарь» (1910—1911) продолжает детскую линию стихов Блока о Рождестве, но расставляет свои акценты:
Серый ослик твой ступает прямо,
Не страшны ему ни бездна, ни река...
Милая Рождественская дама,
Увези меня с собою в облака![3]
Образы стихотворения, вероятно, восходят к репродукции одной из картин «Бегства в Египет», да и странное на русский слух заглавие, видимо, является калькой с «UnsereliebeFrau», «NotreDame», «Madonna» или «OurLady» — название, которое могло стоять в подписи под репродукцией. Стихотворение написано от лица девочки, которая обещает не брать с собой игрушек: «Я игрушек не возьму на небо» или без спроса мамы «хочет напоить ослика молоком»: «Из кладовки, чуть задремлет мама, // я для ослика достану молока» [3].
Единственное желание ребенка, чтобы «Рождественская дама» забрала ее с собой. В отличие от светлого «мажорного тона» рождественских стихотворений Блока, благодарного приятия созданного Богом мира - в стихотворении Цветаевой четко просматривается противопоставление двух миров: мира людей, из которого хочет убежать героиня, и мира Богородицы, Христа, рождественского чуда. Противопоставление это достаточно традиционно для всей поэзии Серебряного века. С одной стороны, восприятие своей эпохи как времени необратимых исторических перемен, сопровождающихся крахом веры и духовных ценностей, и при этом «мужественное углубление в трагические диссонансы внутреннего бытия» [4], с другой стороны, — страстная жажда гармонии — вот исходная антиномия, пробудившая художественный поиск в поэзии Серебряного века.
Радости в рождественских стихах Серебряного века, за редким исключением, действительно очень немного. Так, например, в 1908 году О.Э. Мандельштам пишет такие строчки:
Сусальным золотом горят В лесах
рождественские елки,
В кустах игрушечные волки Глазами
страшными глядят.
О, вещая моя печаль,
О, тихая моя свобода,
И неживого небосвода
Всегда смеющийся хрусталь![5]
Мы видим, что рождественская история — это только сказка, не имеющая ничего общего с жизнью. И не просто сказка, а жестокий обман: «игрушечные волки» страшны по-настоящему, и «неживой небосвод» (неживой потому, что «Бог умер») только смеется над людьми. В этих строчках Мандельштама вполне можно увидеть воплощение ницшеанских настроений, столь популярных в России начала XX века.
В целом, для русской поэзии рубеж XIX и XX веков — это время поиска и осмысления собственного понимания Бога и мира. По сути — это новая эпоха русской духовной жизни. То же «религиозное беспокойство» (Н. Бердяев) в рождественском стихотворении В. Ходасевича 20-х годов:
Мечта моя! Из Вифлеемской дали
Мне донеси дыханье тех минут,
Когда еще и пастухи не знали,
Какую весть им ангелы несут...[6]
Ходасевич излагает евангельскую историю Рождества прозаично, тем самым лишая ее атмосферы чуда, божественности:
Все было там убого, скудно, просто.
Ночь; душный хлев; тяжелый храп быка.
В углу осел, замученный коростой,
Чесал о ясли впалые бока... [6]
Подобное изложение настолько далеко от религиозного канона, что текст звучит просто кощунственно. Автор это вполне осознает и констатирует с удручающим пессимизмом:
А в яслях. Нет, мечта моя, довольно:
Не искушай кощунственный язык!
Подумаю — и стыдно мне, и больно:
О чем, о чем он говорить привык! [6]
Однако стихотворение Ходасевича — это далеко не самый жесткий пример рождественской поэтической истории XX века. В.В. Маяковский в стихотворении «Хвои» (1916 г.) куда как более категоричен и с первых же строк заявляет: «Не надо.// Не просите.// Не будет елки» [7].
Реальность такова, что в ней нет места чуду, благости, празднику: «Нельзя.// Сегодня// горящие блестки// не будут лежать// под елкой //в вате.// Там— // миллион смертоносных осок // ужалят, // а раненым ваты не хватит» [7].
И все же автор оставляет надежду на то, что «Скоро // все, в радостном кличе // голоса сплетая, //встретят новое Рождество». Хотя из текста понятно, что речь идет не о христианском Рождестве, а о рождении какой-то новой жизни, в которой «будет стоять сплошное Рождество.// Так что // даже // надоест его праздновать» [7].
Эстетические игры и умозрительные построения в рамках рождественской тематики (изначально и, прежде всего, религиозной) подчас уводили поэтов так далеко, что в результате не только нарушались все религиозные каноны, но и порой стирались границы добра и зла. Так, в 1930 году Андрей Белый пишет стихотворение под названием «Рождество», хотя назвать его рождественским будет большой натяжкой. В тексте автор обозначает Рождество как «слезливую игру» и «старые турусы» (то есть «пустую болтовню» и «вздорное враньё», как толкует это просторечное выражение В. Даль):
И те же старые турусы —
Под бородою Иеговы...
О, звезды — елочные бусы, —
Когда же оборветесь вы? [8].
В стихотворении не только нет благодарного приятия созданного Богом мира, но и звучит откровенное проклятие его: «Вселенная, — погасни, тресни: // Ты злая глыба глупой блесни!». Окружающий мир настолько ужасен, что Бога быть не может, и потому:
Нет, лучше не кричать, не трогать
То бездыханное жерло:
Оно — черно, как кокс, как деготь...
И по нему, как мертвый ноготь, —
Луна переползает зло [8].
Духовная сумятица и имморализм в России начала XX века явились следствием крушения эпохи позитивизма, сменившейся смятением и разноголосицей философско-религиозных исканий. Известно влияние на эти поиски В.С. Соловьева. Мыслитель глубоко христианский, Соловьев в своем поэтическом творчестве обнаруживает стройную систему устойчивых образов-символов, в центре которой Бог — Свет — Слово. В рождественском стихотворении «Святая ночь» он предлагает один из самых весомых ответов ищущим Бога:
Он здесь, теперь — средь суеты случайной,
в потоке шумном жизненных тревог...[9]
Автор стихотворения не отрицает того, что в современном мире царит зло и безверие: «И многое уж невозможно ныне: //Цари на небо больше не глядят, // И пастыри не слушают в пустыне, // Как ангелы про Бога говорят» [9].
Человечество, однако, все еще может спастись. То, что «открылось» в «святую ночь» — «несокрушимо временем», и Христос вновь родился, но уже в «душе твоей»: «И Слово вновь в душe твоей родилось. // Рожденное под яслями давно. // Да! С нами Бог...»
И в этом главный смысл и главная радость праздника Рождества Христова: «Владеешь ты всерадостною тайной: // Бессильно зло; мы вечны; с нами Бог».
Присутствие Спасителя (вернее, надежда на его приход и присутствие) подчеркивается во многих рождественских стихотворениях эпохи. Об этом пишет Георгий Иванов в стихотворении «Рождество в скиту» (1914):
Пусть враг во тьме находится И меч иступит свой,
А наше войско — водится Господнею рукой [10].
В его же стихотворении «Сочельник» (1915) уставшие от войны люди мечтают «о сошедшем на землю Христе» как о «нетленном и благостном чуде», благодаря которому «напеву священному внемля, // кровь и ужас забудет земля».
В том же 1914 году Зинаида Гиппиус создает сразу два стихотворения, посвященные празднику Рождества Христова: «Наше Рождество» и «Белое». В них звучит уже знакомое нам противопоставление ужасов войны благости христианского мира: «...сверкают сизые стальные мечи // вместо елочной, восковой свечи. // Вместо ангельского обещанья // пропеллера вражьего жужжанье...» [11].
Гиппиус, не принимая первую мировую войну и выступая против нее («Вихрям, огню и мечу // покориться навсегда не могу», и «буду молить снова: // родись Превечное Слово!»), в своих рождественских молитвах напоминает о главной ценности для человечества — мире:
Мир на Земле, в человеках благоволение...
Боже, прими нашу мольбу несмелую:
Дай земле Твоей умиренье,
Дай побеждающей одежду белую [11].
Мотив повторного прихода Спасителя и его присутствия «здесь, теперь, — средь суеты случайной» звучит и в стихотворении Сергея Есенина «Не ветры осыпают пущи», написанном все в том же 1914 году: «Я вижу — в просиничном плате,// На легкокрылых облаках,// Идет возлюбленная Мати // С Пречистым Сыном на руках «[12].
Однако Есенин говорит не просто о рождении Христа в душе человека. В анализируемом тексте прежде всего обращает на себя внимание мотив повторного распятия Иисуса Христа, причем посылает Его в мир у Есенина Мать, а не Отец, как в Евангелиях:
Она несет для мира снова
Распять воскресшего Христа:
«Ходи, мой Сын, живи без крова,
Зорюй и полднюй у куста» [12].
Общая интонация стихотворения далека от традиционного рождественского звучания: боль и горечь слышны прежде всего. Россия гибнет, она нуждается в новой жертве, в Спасителе, и автор хочет надеяться, что Он уже пришел: «И в каждом страннике убогом //Я вызнавать пойду с тоской, // Не помазуемый ли Богом // Стучит берестяной клюкой».
Наряду с частичным и временным влиянием древнеиндийских и китайских религиозно-философских школ, на мировоззрение Константина Бальмонта именно учение Христа наиболее полноценно нашло свое отражение. Вследствие этого, в его творчестве гораздо больше именно основополагающих христианских идей, таких как: Бог есть вечная и безграничная любовь и без любви человечество ожидает только исторический тупик в виде гибели мира, а потому возлюби ближнего своего; вера в Бога дарует людям духовную помощь и защиту, душевное просветление и радость; прощение врагам и раскаяние в содеянных ошибках; человек должен жить в соответствии с божественными указаниями, ибо грешность души есть причина ее отпада от Бога; жертва Христа искупила человеческую душу и уничтожила смерть. Помимо идей и мотивов, поэтический космос Бальмонта чрезвычайно насыщен и образами-символами этой религии, затрагивающими самые разнообразные ее стороны.
Принятие жизни как Божьего дара, удовольствие от существования, радость и прославление красоты и многообразия Божьего мира, обожествление окружающего мира, природы в широком смысле слова, чувство «растворенности» себя в бытии, сочетание пантеистических и религиозных черт в мироощущении, тяготение к беспредельности, к высшей сущности (влияние Шеллинга, Гете, Новалиса, Шлегелей) воплощены в стихотворении:
Одна есть в мире красота.
Не красота богов Эллады,
И не влюбленная мечта,
Не гор тяжелые громады,
И не моря, не водопады,
Не взоров женских чистота.
Одна есть в мире красота -
Любви, печали, отреченья
И добровольные мученья
За нас распятого Христа. [13].
Певец русской природы, мастер философской и любовной лирики, Бунин продолжал классические традиции, никогда не отрываясь от национальной почвы, оставаясь русским, самобытным поэтом. «Жизнь моя — трепетное и радостное причастие вечному и временному, близкому и далёкому», — писал И.А. Бунин.[14]
В стихотворении «Бегство в Египет»(1915 поэт передаёт тревогу, сочувствие к Божьей Матери. Но мы как будто ощущаем уверенность в благополучном окончании этого пути. Над Младенцем — власть и защита Бога (“Божье полотенце” — “меч Ангела”) и материнская любовь, защищающая от окружающего зла.
«…Стлалось в небе Божье полотенце,
Чтобы Ей не сбиться, не плутать…»
«…И огнем вставал за лесом меч,
Ангела, летевшего к Сиону…»[14]
Изобразительность— одно из главных качеств поэзии И.А. Бунина. Вероятно, евангельский сюжет вызвал в сознании Бунина ассоциации с русской традицией праздновать Святки: с колядками, ряжеными (обязательно с медведями). Да и сама “кунья шубка”, как и лиса с волками и медведями, — русские приметы.
Библейский сюжет, описанный в стихотворении, переосмыслен автором, в его картине много деталей, передающих личное отношение И. А. Бунина к событиям, изображенным в произведении.
Стихотворение Пастернака «Рождественская звезда» входит в цикл «Стихотворения Юрия Живаго», который является заключительной главой романа. Романный контекст проясняет одну из значимых идей «Рождественской звезды»: проезжая по святочной Москве и возвращаясь мыслями к заказанной ему статье о Блоке, «Юра подумал, что Блок — это явление Рождества во всех областях русской жизни, в северном городском быту и в новейшей литературе, под звездным небом современной улицы и вокруг зажженной елки в гостиной нынешнего века»[15]. Чувство семьи, дома как основа существования человека в мире, праздник Рождества, как эмоциональное выражение идеи единства и целостности бытия, пронизывают стихотворение Пастернака. Поэт создает пейзаж, в котором приметы русской природы (степь, пруд, верхушки ольхи, гнезда грачей, поле в снегу, погост, оглобля в сугробе, кожухи пастухов) «вписаны» в иное, ближневосточное пространство (верблюды, ослики в сбруе, пещера в скале). Пространство Вселенной предстает обжитым, по-домашнему теплым и уютным. Одновременно подчеркивается универсальный, общезначимый и индивидуально-личностный, «присвоенный» каждым народом смысл евангельского сюжета. Родившийся Младенец входит в мир как сияющая точка, назначение которой — согреть и осветить темноту: контраст светящегося луча и темноты пещеры («углубленье дупла») подчеркивает эту мысль. Но и мир окружает Младенца теплом: «Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба, / как месяца луч в углубленье дупла. / Ему заменяли овчинную шубу / Ослиные губы и ноздри вола» [16], что подчеркивает единство Младенца и Жизни. Оппозиция холодного света Звезды и теплого сияния Младенца в то же время указывает на значение рождения Христа как события вселенского масштаба. Эта мысль подчеркивается символическим изображением рассвета, который приходит на смену хаосу ночи: «Светало. Рассвет, как пылинки золы, / Последние звезды сметал с небосвода»[16]. В пастернаковской интерпретации сюжета Рождества важен акцент на человеческой сущности Младенца. Дева Мария — начало жизни, и ее дитя выступает как единство человеческого и божественного.
Живя вдали от родных мест, поэт Саша Черный в 1920 году пишет предназначенное для детей стихотворение «Рождественское», явно вдохновленный одним из главных православных праздников. В рамках произведения поэт просто и доступно описывает масштабное событие – пребывание вынужденного скрываться от преследования Святого семейства в пещере. Описывая детали внешности ребенка, автор подчеркивает человеческую, земную ипостась его натуры.( «В яслях спал на свежем сене/ Тихий крошечный Христос./ Месяц, вынырнув из тени,/ Гладил лён Его волос…»), О божественной, небесной ипостаси дает представление поведение животных. Они, почувствовав торжественность момента, сгрудились вокруг Младенца и, согревая малыша дыханием, оттеснили незадачливого ослика. («Бык дохнул в лицо Младенца/ И, соломою шурша,/ На упругое коленце/ Засмотрелся, чуть дыша./ Воробьи сквозь жерди крыши/ К яслям хлынули гурьбой/ А бычок, прижавшись к нише,/ Одеяльце мял губой»). Стихотворение иллюстрирует известный библейский тезис о том, что последние станут первыми, толкует о милосердии, внимании к слабым, недалеким, и о том, что выстраданные искренние желания всегда исполняются.
Только глупый серый ослик
Всех беспомощно толкал:
«Посмотреть бы на Ребёнка
Хоть минуточку и мне!»
И заплакал звонко-звонко
В предрассветной тишине…
А Христос, раскрывши глазки,
Вдруг раздвинул круг зверей
И с улыбкой, полной ласки,
Прошептал: «Смотри скорей!..» [17]
Итак, проведенный анализ многочисленных рождественских стихов Серебряного века рождает естественный вопрос: чем можно объяснить столь пристальный интерес к сюжету Рождества? И.А. Есаулов рассматривает поэзию русского символизма как «великий переворот», характеризующийся «глобальным смещением традиционной эстетической доминанты русской культуры от (православного) пасхального архетипа к рождественскому (католическому, западному)»[18]. Действительно, поэты Серебряного века создают такое количество стихотворений на тему Рождества, что оно несопоставимо по объему ни с одним периодом развития русской поэзии.
Невозможно в рамках одной работы раскрыть все аспекты отображения темы Рождества в лирике Серебряного века. Анализ художественных произведений и критической литературы помогают раскрыть определение рождественского (святочного) стихотворения и его специфику.
Из музыкальных произведений, созданных в начале ХХ века на рождественскую, тему мы вспоминаем сочинения Н.А. Римского-Корсакова «Воскресная увертюра на темы из Обихода» (1888), музыку А.К. Глазунова к библейской драме «Царь Иудейский» (1913), А.Т. Гречанинова «Литургия Иоанна Златоуста» (1903), «Демественная литургия» (1917), М.П. Мусоргского «Иисус Навин» (для хора, солистов и фортепиано, 1877), С.В. Рахманинова «Литургия Иоанна Златоуста» (1910), «Всенощное бдение» (1915), П.И. Чайковского «Литургия Иоанна Златоуста» (1878), «Всенощное бдение» (1881) и др. [19].
Приведем несколько примеров того, как мы анализируем рождественскую тему в музыке Сергея Рахманинова, Николая Голованова, Владимира Беляева, Сергея Екимова.
Все мы помним со школьных лет строки Льва Толстого о том, как праздновали в семье Ростовых это волшебное время – святки. Тут и гадание на зеркалах, и ряженые, и песни, пляски, хороводы, и катание на санях, и святочные игры...
«Вот уж праздник! Что за веселье! Старики и старухи, молодежь, дети ходят в гости с утра до вечера. У всякого на столе питеры и едеры, как говорят сибиряки. Русскому хлебосольству полный разгул…» – пишет Николай Полевой в «Святочных рассказах». Самое веселое время на Руси, святки начинались с Сочельника (24 декабря по старому стилю, 6 января по новому) и продолжались вплоть до Крещения (6 января по старому и 19 января по новому стилю).
Рождество в семье Сергея Васильевича Рахманинова было одним из самых почитаемых и любимых праздников. Традиция отмечать Рождество, Пасху и другие церковные праздники шла от бабушки Рахманинова по матери Софьи Александровны Бутаковой, которая оказала большое влияние на любимого внука. Это был целый ритуал: посещение церковных служб, раздача подарков – «отдаривание».
И многие годы спустя родные и близкие старались поддерживать семейные традиции, собираться на несколько дней, а то и на неделю-другую все вместе. Сергей Васильевич любил делать подарки, всем помогать, причем тихо и порой инкогнито – чтобы, как он сам говорил, кому-то «немного теплее и светлее становилось».
Самым грустным в жизни композитора оказалось Рождество 1917 года. 23 декабря 1917 года Рахманинов с женой, двумя дочерьми и другом Николаем Струве он покинул Россию и отправился в Стокгольм – как сообщалось в газете «День», «в двухмесячное турне по Норвегии и Швеции». Никто из них не предполагал, что не вернется.
Композитор мучительно больно переживавший разлуку с родиной до конца жизни, но оставался верен традиции отмечать русское Рождество – и на своей вилле Сенар в Швейцарии, и в Париже, где жила его дочь, и в Нью-Йорке.
Литургия святого Иоанна Златоуста, написанная Рахманиновым в 1910 году, — одно из монументальных хоровых произведений, в котором композитор, осмысливая религиозные тексты, тем не менее не стремился к созданию исключительно богослужебной музыки. Литургия скорее напоминает хоровую ораторию, в которой прослеживается влияние творчества Петра Чайковского, Модеста Мусоргского, Александра Бородина, Александра Кастальского.
«Всенощное бдение», задуманное им в конце 1914 года, является выдающимся образцом произведения для хора, а капелла и по праву входит в сокровищницу духовно-музыкальной литературы. Рахманинов, отличавшийся особой требовательностью к себе, на этот раз был доволен: «Я и не знал, что написал такую хорошую музыку!» В работе над «Всенощной» композитор придерживался одновременно двух направлений: создание оригинального произведения духовной тематики и свободная обработка знаменных распевов.
В творчестве Рахманинова есть романсы на стихи русских поэтов, посвященные рождественской теме: «О нет, молю, не уходи» на слова Дмитрия Мережковского, «Перед иконой» на слова Голенищева-Кутузова, 6 романсов на слова К.Бальмонта, А.Блока, В.Брюсова, Ф.Сологуба, А.Белого, И. Северянина, написанные им в 1916 году.
Николай Голованов, известный, прежде всего, как выдающийся дирижер, в 1948–1953 гг. возглавлявший оркестр Большого театра, был разносторонним музыкантом, в том числе и композитором. Получив образование в Синодальном училище, впервые как дирижер он выступил с хором этого учебного учреждения в 1911 году, исполнив Литургию святого Иоанна Златоуста Рахманинова.
На протяжении всего творческого пути, помимо светских сочинений, среди которых две оперы, симфонические картины, пьесы для фортепиано, романсы, Голованов обращался к созданию духовной музыки, часть из которой посвящена рождественской программе. Это хоровой цикл «Кадило цевниц златоструйных» на стихи русских поэтов, который отличает высокая духовность поэтических текстов и удивительный по выразительности мелодизм.
Владимир Беляев - композитор, дирижер, педагог кафедры хорового дирижирования Воронежского института искусств, автор сочинений на тему «Рождество». Святочная кантата Беляева «Рождественская сюита» является творческой переработкой песен, исполняемых на Руси в святочную неделю - между Рождеством и Крещением. Во многих храмах нашей Родины звучат его произведения: «Матушка Мария», Тропарь Рождества Христова, «Появились над вертепом Ангелы», «Ночь тиха, ночь свята» и, конечно, колядки.
Заключение.
В разговоре о рождественской теме важно не просто найти стихотворение или музыкально произведение, но осмыслить его. Студенты делают это по заданному плану:
1. Рождественская тема у поэтов и музыкантов Серебряного века и первой воны эмиграции,
2.Какие чувства вызывает светлый Праздник у перечисленных вами поэтов и музыкантов?
3.Как перекликаются музыкальная и поэтическая рождественская стихии?
4.Что нового вы узнали о поэтах и композиторах Серебряного века и первой волны эмиграции?
Рассматривая рождественскую тему в поэзии и музыке русского Серебряного века, студенты, таким образом, повторяют пройденный в начале года материал, знакомятся с православной темой в эмигрантской поэзии, находят связи между поэтической и музыкальной традициями в данный период (работают с источниками по литературе и истории музыкальной литературы).
Литература
- Блок А. Полное собрание стихотворений: в 2 т. Т.2. Л., 1946. С. 200.
- Ходасевич В.Ф. Собрание сочинений: в 4 т. Т. 2. М., 1996. С. 181.
- Цветаева М.И. Стихотворения и поэмы / Сост. Е.В. Коркина. Л., 1990. С. 46.
- Смирнова Л. А. Единство духовных устремлений в литературе Серебряного века // РЛЖ. 1994. № 5-6. С. 35.
- Мандельштам О.Э. «Сохрани мою речь...». Лирика разных лет. Избранная проза. М., 1994. С. 35.
- Ходасевич В. Колеблемый треножник: Избранное. М., 1991. С. 116.
- Маяковский В.В. Собрание сочинений: в 8 т. Т. 1. М.,1968. С. 150.
- Белый А. Собрание сочинений. Стихотворения и поэмы / Сост. В.М. Пискунова. М., 1994. С. 376.
- Сборник духовной поэзии. Воронеж, 1990. С. 38.
- «Россия делится на сны...». Г. Иванов, В. Набоков, И. Елагин. М., 1968 С. 49.
- Гиппиус 3. Сочинения: стихотворения; проза. Л., 1991. С.182.
- Есенин С. Полное собрание сочинений: в 7 т. Т.1. М., 1995. С. 44..
- Беренштейн Е.П. «. Поэт Божьей милостью». Судьба и стихи Константина Бальмонта // Литература в школе. — 1994. № 3. — с. 9-21
- О. Н. Михайлов. И. А. Бунин в жизни и творчестве. М., Русское слово – учебник, 2013.
- Пастернак Б. Л. Доктор Живаго. С. 532
- Брюханова Ю. М. Творчество Б. Л. Пастернака как художественная версия философии жизни. Иркутск, 2009. С. 5.
- Рождественские стихи русских поэтов. М., Никея, 2016.
- Есаулов И.А. Проблема визуальной доминанты русской словесности // Евангельский текст в русской литературе XVIII—XX веков /сб. н. трудов. Вып.2. Петрозаводск, 1998. С. 53.
- Чарская Л. Голубая волна : Стихи и песни для юношества. СПб.:М.О. Вольф, 1910. 180с.
- Коваленко Н. Д. Духовная тема в творчестве С.И. Танеева и ее воплощение в кантате «По прочтении псалма» // Диссертации по гуманитарным наукам. URL: http://cheloveknauka.com/duhovnaya-tema-v-tvorchestve-s-i-taneeva-i-ee-voploschenie-v-kantate-po-prochtenii-psalma#ixzz4A300NFFp
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок Единство звуков и красок в живописи, поэзии и музыке Серебряного века
Интегрированный урок литературы и МХК. Использованы произведения А.Лентулова, А. Скрябина, Б. Пастернака....
![](/sites/default/files/pictures/2024/04/16/picture-99420-1713278818.jpg)
Презентация к проекту по литературе "Поэзия Серебряного века в современной музыке"
Данная презентация служит приложением к проекту по литературе "Поэзия Серебряного века в современной музыке" и может являться иллюстративным материалом для создания литературного вечера. На сайте muzo...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/17/picture-669184-1442508747.jpg)
История Русской православной церкви до начала XX века 10 класс
Программа факультативного курса «История Русской православной церкви до начала XX века» рассчитана на 34 часов для преподавания в X классе. Она предполагает параллельное и углубленное изучение отдел...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/08/picture-641230-1433769211.jpg)
Технологическая карта урока "Серебряный век" русской поэзии в музыке 21 века
Данный урок разработан для учащихся 9 класса средних общеобразовательных школ. ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/15/picture-70016-1542271791.jpg)
Поиски русскими писателями 2-ой половины 19 века «мировой гармонии». Уроки русской классической литературы. 10 класс
Презентация обзорного урока в конце года. Выстроена в свете требований ФГОС....
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/06/picture-1187818-1646565430.jpg)
Конспект урока литературы "Прошлое, настоящее и будущее России в трудах русских философов и стихотворениях поэтов "серебряного века", 11 класс.
Конспект урока литературы "Прошлое, настоящее и будущее России в трудах русских философов и стихотворениях поэтов "серебряного века", 11 класс....
Образ Гамлета в русской поэзии 20 века (материалы к уроку)
Обращаясь к русской литературе, русской поэзии, убеждаешься в том, что образ Гамлета переосмыслен русскими писателями и поэтами, "вписан" в историю литературы, ее традицию. Каждая новая эпоха снова и ...