Литературная игра, посвященная 200-летней годовщине Ф.М.Достоевского
план-конспект урока
Игра нацелена на воспитание у подростков мысли о необходимости нравственного выбора и ответственности каждого человека за то, что происходит в мире на примере русской классической литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnaya_igra.docx | 45.17 КБ |
literaturnaya_igra.docx | 45.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Дуровская средняя общеобразовательная школа» Сафоновского района Смоленской области
Преступление и наказание
Литературная игра, посвященная 200-летней годовщине со дня рождения
Ф.М.Достоевского
(по одноименному роману Ф.М.Достоевского)
Подготовила: учитель русского языка и литературы Полещук Ирина Валерьевна
Цель мероприятия:
- Углубить знания учащихся о романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
- Развивать умения обобщать, выделять главное, сопоставлять, работать с деталью и словом Достоевского.
- Воспитывать у подростков мысль о необходимости нравственного выбора и ответственности каждого человека за то, что происходит в мире на примере русской классической литературы.
Оборудование: мультимедийный проектор, выставка книг Ф.М.Достоевского, наборы карточек, иллюстращии к роману
Подготовительная работа: литературная игра проводится как итог изучения творчества Ф.М.Достоевского. Требуется знание текста произведения, учащиеся выполняют индивидуальные задания по организации выставки книг, изготовлению карточек.
Могут принимать участие учащиеся 10-11 классов. Ребята делятся на две команды. Результаты соревнований оценивает жюри в составе учителей и учащихся, количество баллов за каждый конкурс устанавливает жюри.
Ход игры
Слайд 1-2
Ведущий. «Преступление и наказание» — первый роман Ф.М. Достоевского, входящий в знаменитое «Пятикнижие». «Не помнишь ли, — писал Ф.М. Достоевский брату в 1859 году, — я тебе говорил про исповедь-роман... На днях я совершенно решил писать его немедля <...> Всѐ сердце моѐ с кровью положится в этот роман». Произведение было начато позднее — в 1865 году. Отказался художник и от исповедальной формы. Тем не менее эта книга не знает себе равных по глубине психологического анализа. Этому уникальному творению Достоевского и посвящается настоящая игра.
Петербург Достоевского Слайд 3
Ведущий. «Это город полусумасшедших. Если б у нас были науки, то медики, юристы и философы могли бы сделать над Петербургом драгоценнейшие исследования, каждый по своей специальности, - говорил Свидригайлов Раскольникову. - Редко где найдѐтся столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге. Чего стоят одни климатические влияния! Между тем это административный центр всей России, и характер его должен отображаться во всѐм».
В романе «Преступление и наказание» «угрюмый» образ Северной Пальмиры создают грязные углы и подворотни, уродливые дворы-колодцы, вонючие трактиры и тесные каморки. Войдѐм вместе с художником в жилища его героев.
На доске закреплены иллюстрации с изображением жилищ персонажей.
Задача игроков - определить, жилищу какого персонажа принадлежат данные пред- меты, а также найти «лишний» элемент, не вписывающийся в интерьер этого жилища.
Слайды 4-6
Набор карточек № 1: простой тесовый стол, покрытый синенькою скатертью; около стола два плетеных стула; небольшой, простого дерева комод; туалет с зеркальцем в простенке. (Комната Сони Мармеладовой; «лишний» элемент — туалет с зеркальцем в простенке — из комнаты Алены Ивановны.)
Набор карточек № 2: три старых стула, не совсем исправных; крашеный стол в углу, на котором лежало несколько тетрадей и книг; в углу перед небольшим образом лампада; неуклюжая большая софа <...>, когда-то обитая ситцем, но теперь вся в лохмотьях.
(Каморка Раскольникова; «лишний» элемент — в углу перед небольшим образом лампада
— из комнаты Алены Ивановны.)
Набор карточек № 3: диван с огромною выгнутою деревянною крышкой; через задний угол была протянута дырявая простыня; картинки в желтых рамках, изображавшие немецких барышень с птицами в руках; круглый стол овальной формы перед диваном. (Комната старухи-процентщицы; «лишний» элемент — дырявая простыня — из квартиры Мармеладовых.)
Герои романа.
Слайд 7
Ведущий. « С щедростью и всеобъемлющим размахом «Человеческой комедии» Достоевский в границах данного романа развернул исключительное богатство социальных характеров и показал сверху донизу целое общество...» — писал о «Преступлении и наказании» выдающийся исследователь творчества Ф.М. Достоевского Л.П. Гроссман. А хорошо ли вы помните всех героев романа?
Суть данного конкурса состоит в следующем. Последовательно сообщаются сведения о том или ином персонаже произведения. Десятиклассники стараются как можно быстрее угадать, о каком герое романа ведется речь.
Задание команде № 1
Эта героиня:
- по утверждению одного из персонажей романа, «ушла бы в Египетскую пустыню» и находилась бы там «тридцать лет, питаясь кореньями, восторгами и видениями», если бы жила в IV—V веках нашей эры;
- «только того и жаждет <...>, чтобы за кого-нибудь какую- нибудь муку поскорее принять»;
- «целомудренна, может быть, до болезни, несмотря на весь свой широкий ум...»
(Дуня Раскольникова.)
Этот герой:
- «пить... мог до бесконечности, но мог и совсем не пить; иногда проказил даже непозволительно, но мог и совсем не проказить»;
- «слыл за силача», «мог квартировать хоть на крыше, терпеть адский голод и необыкновенный холод»;
- по словам Свидригайлова, «малый, говорят, рассудительный (что и фамилия его показывает)».
(Разумихин.)
Эта героиня:
- имела «весьма смешную привычку» — «решительно всем рассказывать все ... семейные тайны»;
- выкупила своего будущего супруга «за тридцать тысяч сребреников»;
- являлась мужу с того света, чтобы похвастаться обновками и поговорить о «пустяках».
(Марфа Петровна Свидригайлова.)
Задание команде № 2 Эта героиня:
- внешне напоминала «солдата переряженного»;
- трудолюбивая, чистоплотная, «тихая ... кроткая, безответная, согласная, на все согласная»;
- по замечанию одного из персонажей, «поминутно была беременна».
(Лизавета.)
Этот герой:
- собирался «в экспедицию на Северный полюс» либо «в вояж» по Америке» и даже подумывал о полете на воздушном шаре;
- окружен множеством «мрачных и таинственных сказок», контактировал с привидениями;
- утверждал, что между ним и Родионом Раскольниковым «есть какая-то общая точка» и они «одного поля ягоды».
( Свидригайлов.)
Этот герой:
- «человек ... небольшого образования», «несколько как бы тщеславен и очень любит, чтобы его слушали»;
- «человек благонадежный и обеспеченный, служит в двух местах и уже имеет свой капитал»;
- «положил взять» в жены «девушку честную, но без приданого и непременно такую, которая уже испытала бедственное положение».
(Лужин.)
«Отчёт одного преступления» Слайд 8
Ведущий. Об идее «Преступления и наказания» Ф.М. Достоевский писал издателю
М.Н. Каткову: «Это — психологический отчет одного преступления». Нас же в ходе данного конкурса будет интересовать отнюдь не психологическая сторона, а фактическая, юридическая.
Форма проведения данного конкурса — беседа с учащимися.
Вопросы команде № 1
- Кто был арестован первым по подозрению в убийстве старухи-процентщицы и ее сестры? Почему? (Полиция арестовала Коха и Пестрякова. Объяснение этому факту дал Разумихин: «Ведь что их, например, перво-наперво с толку сбило? Дверь была заперта, а пришли с дворником — отперта: ну, значит, Кох да Пестряков и убили! Вот ведь их ло- гика».)
- Кто признал себя виновным в убийстве? Почему? (Миколка взял на себя вину, чтобы выручить арестованного по подозрению в убийстве Митьку.)
- Как известно, преступника тянет на место преступления. Посещал ли герой романа квартиру убиенной после убийства? Когда это было? (На пятый день после убийства по- здно вечером Раскольников «обнаружил», что «стоит у того дома», и «необъяснимое желание повлекло его « в квартиру старухи-процентщицы. «Поколебавшись немного, он поднялся по последним ступенькам и вошел в квартиру».)
- Какие смягчающие вину обстоятельства были учтены судом при вынесении приговора Раскольникову? (1) «болезненное и бедственное состояние преступника»; 2)
«то, что он не воспользовался ограбленным»; 3) «явка с повинною в то время, когда дело необыкновенно запуталось... и когда на настоящего преступника... даже и подозрений почти не имелось...»; 4) свидетельства, представленные Разумихиным, о добрых деяниях Раскольникова.)
Вопросы команде № 2
- Кто знал доподлинно о том, что истинный убийца Алены Ивановны и ее сестры Лизаветы — Родион Раскольников? (Раскольников рассказал об убийстве Соне, разговор подслушал Свидригайлов и передал все Дуне. Порфирий Петрович
«вычислил» убийцу путем собственных умозаключений.)
- Как и во многих уголовных преступлениях, в случае с Раскольниковым имел место шантаж. Кто и зачем шантажировал героя? (Некий мещанин, которому показался странным визит Раскольникова на квартиру погибшей старухи- процентщицы, обратился к Порфирию Петровичу и, дабы подтвердить возникшие подозрения, дождался преступника на улице и бросил ему в лицо: «Ты убивец!»)
- Какие советы дали Раскольникову люди, знавшие о том, что он убийца: Соня, Порфирий Петрович, Свидригайлов?
(Порфирий Петрович: «...Пришел к Вам с открытым и прямым предложением — учинить явку с повинною. Это вам будет бесчисленно выгоднее, да и мне тоже выгоднее,
— потому с плеч долой». Свидригайлов: «...вы вот все охаете да ахаете! <...> Если так, ступайте, да и объявите начальству, что вот, дескать, так и так, случился со мной казус: в теории ошибочка небольшая вышла. Если же убеждены, что... старушонок можно лущить чем попало, в свое удовольствие, так уезжайте куда-нибудь поскорее в Америку! <...> Денег, что ли, нет? Я дам на дорогу». Соня Мармела- дова: «Страдание принять и искупить себя им, вот что надо». «Поди сейчас... стань на перекрестке, поклонись, поцелуй сначала землю, которую ты осквернил, а потом поклонись всему свету, на все четыре стороны, и скажи всем, вслух: «Я убил!»)
- Каким был приговор суда? («...Преступник присужден был к каторжной работе
второго разряда, на срок всего только восьми лет...»)
Сны в романе. Слайд 9
Ведущий. Сны занимают важное место в композиционной структуре романа
«Преступление и наказание». «В болезненном состоянии сны отличаются часто необыкновенной выпуклостью, яркостью и чрезвычайным сходством с действитель- ностью, — говорится в романе. — Слагается иногда картина чудовищная, но обстановка и весь процесс всего представления бывают при этом до того вероятны и с такими тонкими... подробностями, что их и не выдумать наяву этому же самому сновидцу, будь он такой же художник, как Пушкин или Тургенев».
Данный конкурс посвящен как раз «подробностям» сновидений.
Вопросы, общие для всех команд
- Сколько снов включено автором в текст произведения?
(Ведущий выслушивает версии каждой команды, а потом говорит правильный ответ: снов в романе пять.)
- Перечислите их в порядке следования.
(Ведущий поочередно предоставляет слово игрокам из разных команд.)
(Первый сон — о «забитой клячонке». Второй: Раскольникову чудится, что Илья Петрович бьет хозяйку. В третьем сне Раскольников еще раз убивает старуху: он много раз бьет ее топором по голове и никак не может убить. Четвертый сон — это сон Свидригайлова в гостинице. Наконец, последний — сон Раскольникова на каторге о трихинах.)
Викторина.
Слайд 10
Ведущий поочерѐдно задаѐт вопросы командам. За правильный ответ на командный счѐт начисляется 1 балл.
- Какой цвет преобладал в обстановке комнаты старухи- процентщицы и в еѐ одежде?
(Жѐлтый: жѐлтые обои, мебель из жѐлтого дерева, пожелтевшая меховая кацавейка.)
- «Одет он был в старый, совершенно оборванный.„фрак, с осыпавшимися пуговицами», — так Достоевский описывает внешний облик Мармеладова в эпизоде его трактирной исповеди. Какого же цвета фрак был надет на герое? (Чѐрный.)
- «Здравствуйте, Аркадий Иванович! Как на ваш вкус моѐ платье? » — спрашивала Марфа Петровна супруга, являясь ему в видениях. Помните ли вы, какое платье было на покойнице? (Шѐлковое зелѐное платье.)
- Какой оттенок приобрела «циммермановская» шляпа Раскольникова в результате долгой носки? (Рыжий.)
- У кого из персонажей «глаза почти чѐрные, сверкающие, гордые»? (У Дуни Раскольниковой.)
Кого из героев писатель наделил «замечательными голубыми глазами»? (Соню Мармеладову.)
- О лице одного из действующих лиц автор говорит, что «оно было бы даже и добродушное, если бы не мешало выражение глаз, с каким-то жидким водянистым блеском, прикрытых почти белыми, моргающими, точно подмигивая кому, ресницами». Кто же обладатель таких глаз? (Порфирий Петрович.)
- Образ лестницы в романе весьма многозначителен: он символизирует восхождение и нисхождение души. Текстологи подсчитали, что Раскольников спускается и поднимается по лестнице 48 раз. А помните ли вы, сколько ступенек насчитывала лестница, ведущая в каморку героя? (Тринадцать.)
- «Он даже знал, — читаем в романе, — сколько шагов от ворот его дома» до дома, где жила будущая «жертва» преступления — чиновница Алена Ивановна. А известна ли вам эта цифра? («Ровно семьсот тридцать».)
- Каков возраст Раскольникова? (23 года.)
- Каков возраст убиенной старухи? («Лет шестидесяти».)
Книжная полка. Слайд 11
Ведущий. Перед вами книжная мини-выставка. Отвечая на вопросы, вы должны выбрать в нашем «книжном развале» и показать всем присутствующим книгу, о которой идет речь в вопросе.
Вопросы
- Прослушайте фрагмент песни «Хуторок», чрезвычайно популярной в 60-х годах XIX века (муз. Е. Климовского). Название песни неоднократно упоминается в романе
«Преступление и наказание». А кто автор текста песни? Найдите в книжном развале книгу стихов данного поэта. (А. Кольцов.)
- «Где это, — подумал Раскольников, идя далее, — где это я читал, как один приговоренный к смерти, за час до смерти, говорит или думает, что если бы пришлось ему жить где-нибудь на высоте, на скале, и на такой узенькой площадке, чтобы только две ноги можно было поставить <...> — то лучше так жить, чем сейчас умирать!» В какой книге прочитал об этом главный герой романа? (В. Гюго, «Собор Парижской богоматери».)
- «Да зачем же стулья-то ломать, господа...» — такова первая реплика Порфирия Петровича в романе, обращенная к Раскольникову и Разумихину. Укажите на выставке книгу, откуда заимствована данная цитата. (Н. В. Гоголь, «Ревизор». Это ставшие крылатыми слова Городничего об учителе: «Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать?»)
- Прослушайте фрагмент романса «Сон» (муз. К. Пауфлера). («В полдневный жар, в долине Дагестана...») Вы, конечно, помните: Катерина Ивановна «до обожания любила этот романс». Известен ли вам автор текста? (М.Ю. Лермонтов.)
- Назовите любимого писателя Свидригайлова. (Шиллер.)
- «В тот же самый год, кажется, и «Безобразный поступок «Века» случился (ну, <...> чтение-то публичное помните?)» С каким художественным произведением был связан скандал, о котором упоминал Свидригайлов в разговоре с Раскольниковым? («Египетские ночи» А.С. Пушкина.)
VII. Подведение итогов.
IX. Ресурсы.
- С. В. Белов «Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
- О. Н. Харитонова «Интеллектуальные литературные игры для учащихся»/ «изд-во
«Феникс», 2005
- https://yandex.ru/images
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Дуровская средняя общеобразовательная школа» Сафоновского района Смоленской области
Преступление и наказание
Литературная игра, посвященная 200-летней годовщине со дня рождения
Ф.М.Достоевского
(по одноименному роману Ф.М.Достоевского)
Подготовила: учитель русского языка и литературы Полещук Ирина Валерьевна
Цель мероприятия:
- Углубить знания учащихся о романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
- Развивать умения обобщать, выделять главное, сопоставлять, работать с деталью и словом Достоевского.
- Воспитывать у подростков мысль о необходимости нравственного выбора и ответственности каждого человека за то, что происходит в мире на примере русской классической литературы.
Оборудование: мультимедийный проектор, выставка книг Ф.М.Достоевского, наборы карточек, иллюстращии к роману
Подготовительная работа: литературная игра проводится как итог изучения творчества Ф.М.Достоевского. Требуется знание текста произведения, учащиеся выполняют индивидуальные задания по организации выставки книг, изготовлению карточек.
Могут принимать участие учащиеся 10-11 классов. Ребята делятся на две команды. Результаты соревнований оценивает жюри в составе учителей и учащихся, количество баллов за каждый конкурс устанавливает жюри.
Ход игры
Слайд 1-2
Ведущий. «Преступление и наказание» — первый роман Ф.М. Достоевского, входящий в знаменитое «Пятикнижие». «Не помнишь ли, — писал Ф.М. Достоевский брату в 1859 году, — я тебе говорил про исповедь-роман... На днях я совершенно решил писать его немедля <...> Всѐ сердце моѐ с кровью положится в этот роман». Произведение было начато позднее — в 1865 году. Отказался художник и от исповедальной формы. Тем не менее эта книга не знает себе равных по глубине психологического анализа. Этому уникальному творению Достоевского и посвящается настоящая игра.
Петербург Достоевского Слайд 3
Ведущий. «Это город полусумасшедших. Если б у нас были науки, то медики, юристы и философы могли бы сделать над Петербургом драгоценнейшие исследования, каждый по своей специальности, - говорил Свидригайлов Раскольникову. - Редко где найдѐтся столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге. Чего стоят одни климатические влияния! Между тем это административный центр всей России, и характер его должен отображаться во всѐм».
В романе «Преступление и наказание» «угрюмый» образ Северной Пальмиры создают грязные углы и подворотни, уродливые дворы-колодцы, вонючие трактиры и тесные каморки. Войдѐм вместе с художником в жилища его героев.
На доске закреплены иллюстрации с изображением жилищ персонажей.
Задача игроков - определить, жилищу какого персонажа принадлежат данные пред- меты, а также найти «лишний» элемент, не вписывающийся в интерьер этого жилища.
Слайды 4-6
Набор карточек № 1: простой тесовый стол, покрытый синенькою скатертью; около стола два плетеных стула; небольшой, простого дерева комод; туалет с зеркальцем в простенке. (Комната Сони Мармеладовой; «лишний» элемент — туалет с зеркальцем в простенке — из комнаты Алены Ивановны.)
Набор карточек № 2: три старых стула, не совсем исправных; крашеный стол в углу, на котором лежало несколько тетрадей и книг; в углу перед небольшим образом лампада; неуклюжая большая софа <...>, когда-то обитая ситцем, но теперь вся в лохмотьях.
(Каморка Раскольникова; «лишний» элемент — в углу перед небольшим образом лампада
— из комнаты Алены Ивановны.)
Набор карточек № 3: диван с огромною выгнутою деревянною крышкой; через задний угол была протянута дырявая простыня; картинки в желтых рамках, изображавшие немецких барышень с птицами в руках; круглый стол овальной формы перед диваном. (Комната старухи-процентщицы; «лишний» элемент — дырявая простыня — из квартиры Мармеладовых.)
Герои романа.
Слайд 7
Ведущий. « С щедростью и всеобъемлющим размахом «Человеческой комедии» Достоевский в границах данного романа развернул исключительное богатство социальных характеров и показал сверху донизу целое общество...» — писал о «Преступлении и наказании» выдающийся исследователь творчества Ф.М. Достоевского Л.П. Гроссман. А хорошо ли вы помните всех героев романа?
Суть данного конкурса состоит в следующем. Последовательно сообщаются сведения о том или ином персонаже произведения. Десятиклассники стараются как можно быстрее угадать, о каком герое романа ведется речь.
Задание команде № 1
Эта героиня:
- по утверждению одного из персонажей романа, «ушла бы в Египетскую пустыню» и находилась бы там «тридцать лет, питаясь кореньями, восторгами и видениями», если бы жила в IV—V веках нашей эры;
- «только того и жаждет <...>, чтобы за кого-нибудь какую- нибудь муку поскорее принять»;
- «целомудренна, может быть, до болезни, несмотря на весь свой широкий ум...»
(Дуня Раскольникова.)
Этот герой:
- «пить... мог до бесконечности, но мог и совсем не пить; иногда проказил даже непозволительно, но мог и совсем не проказить»;
- «слыл за силача», «мог квартировать хоть на крыше, терпеть адский голод и необыкновенный холод»;
- по словам Свидригайлова, «малый, говорят, рассудительный (что и фамилия его показывает)».
(Разумихин.)
Эта героиня:
- имела «весьма смешную привычку» — «решительно всем рассказывать все ... семейные тайны»;
- выкупила своего будущего супруга «за тридцать тысяч сребреников»;
- являлась мужу с того света, чтобы похвастаться обновками и поговорить о «пустяках».
(Марфа Петровна Свидригайлова.)
Задание команде № 2 Эта героиня:
- внешне напоминала «солдата переряженного»;
- трудолюбивая, чистоплотная, «тихая ... кроткая, безответная, согласная, на все согласная»;
- по замечанию одного из персонажей, «поминутно была беременна».
(Лизавета.)
Этот герой:
- собирался «в экспедицию на Северный полюс» либо «в вояж» по Америке» и даже подумывал о полете на воздушном шаре;
- окружен множеством «мрачных и таинственных сказок», контактировал с привидениями;
- утверждал, что между ним и Родионом Раскольниковым «есть какая-то общая точка» и они «одного поля ягоды».
( Свидригайлов.)
Этот герой:
- «человек ... небольшого образования», «несколько как бы тщеславен и очень любит, чтобы его слушали»;
- «человек благонадежный и обеспеченный, служит в двух местах и уже имеет свой капитал»;
- «положил взять» в жены «девушку честную, но без приданого и непременно такую, которая уже испытала бедственное положение».
(Лужин.)
«Отчёт одного преступления» Слайд 8
Ведущий. Об идее «Преступления и наказания» Ф.М. Достоевский писал издателю
М.Н. Каткову: «Это — психологический отчет одного преступления». Нас же в ходе данного конкурса будет интересовать отнюдь не психологическая сторона, а фактическая, юридическая.
Форма проведения данного конкурса — беседа с учащимися.
Вопросы команде № 1
- Кто был арестован первым по подозрению в убийстве старухи-процентщицы и ее сестры? Почему? (Полиция арестовала Коха и Пестрякова. Объяснение этому факту дал Разумихин: «Ведь что их, например, перво-наперво с толку сбило? Дверь была заперта, а пришли с дворником — отперта: ну, значит, Кох да Пестряков и убили! Вот ведь их ло- гика».)
- Кто признал себя виновным в убийстве? Почему? (Миколка взял на себя вину, чтобы выручить арестованного по подозрению в убийстве Митьку.)
- Как известно, преступника тянет на место преступления. Посещал ли герой романа квартиру убиенной после убийства? Когда это было? (На пятый день после убийства по- здно вечером Раскольников «обнаружил», что «стоит у того дома», и «необъяснимое желание повлекло его « в квартиру старухи-процентщицы. «Поколебавшись немного, он поднялся по последним ступенькам и вошел в квартиру».)
- Какие смягчающие вину обстоятельства были учтены судом при вынесении приговора Раскольникову? (1) «болезненное и бедственное состояние преступника»; 2)
«то, что он не воспользовался ограбленным»; 3) «явка с повинною в то время, когда дело необыкновенно запуталось... и когда на настоящего преступника... даже и подозрений почти не имелось...»; 4) свидетельства, представленные Разумихиным, о добрых деяниях Раскольникова.)
Вопросы команде № 2
- Кто знал доподлинно о том, что истинный убийца Алены Ивановны и ее сестры Лизаветы — Родион Раскольников? (Раскольников рассказал об убийстве Соне, разговор подслушал Свидригайлов и передал все Дуне. Порфирий Петрович
«вычислил» убийцу путем собственных умозаключений.)
- Как и во многих уголовных преступлениях, в случае с Раскольниковым имел место шантаж. Кто и зачем шантажировал героя? (Некий мещанин, которому показался странным визит Раскольникова на квартиру погибшей старухи- процентщицы, обратился к Порфирию Петровичу и, дабы подтвердить возникшие подозрения, дождался преступника на улице и бросил ему в лицо: «Ты убивец!»)
- Какие советы дали Раскольникову люди, знавшие о том, что он убийца: Соня, Порфирий Петрович, Свидригайлов?
(Порфирий Петрович: «...Пришел к Вам с открытым и прямым предложением — учинить явку с повинною. Это вам будет бесчисленно выгоднее, да и мне тоже выгоднее,
— потому с плеч долой». Свидригайлов: «...вы вот все охаете да ахаете! <...> Если так, ступайте, да и объявите начальству, что вот, дескать, так и так, случился со мной казус: в теории ошибочка небольшая вышла. Если же убеждены, что... старушонок можно лущить чем попало, в свое удовольствие, так уезжайте куда-нибудь поскорее в Америку! <...> Денег, что ли, нет? Я дам на дорогу». Соня Мармела- дова: «Страдание принять и искупить себя им, вот что надо». «Поди сейчас... стань на перекрестке, поклонись, поцелуй сначала землю, которую ты осквернил, а потом поклонись всему свету, на все четыре стороны, и скажи всем, вслух: «Я убил!»)
- Каким был приговор суда? («...Преступник присужден был к каторжной работе
второго разряда, на срок всего только восьми лет...»)
Сны в романе. Слайд 9
Ведущий. Сны занимают важное место в композиционной структуре романа
«Преступление и наказание». «В болезненном состоянии сны отличаются часто необыкновенной выпуклостью, яркостью и чрезвычайным сходством с действитель- ностью, — говорится в романе. — Слагается иногда картина чудовищная, но обстановка и весь процесс всего представления бывают при этом до того вероятны и с такими тонкими... подробностями, что их и не выдумать наяву этому же самому сновидцу, будь он такой же художник, как Пушкин или Тургенев».
Данный конкурс посвящен как раз «подробностям» сновидений.
Вопросы, общие для всех команд
- Сколько снов включено автором в текст произведения?
(Ведущий выслушивает версии каждой команды, а потом говорит правильный ответ: снов в романе пять.)
- Перечислите их в порядке следования.
(Ведущий поочередно предоставляет слово игрокам из разных команд.)
(Первый сон — о «забитой клячонке». Второй: Раскольникову чудится, что Илья Петрович бьет хозяйку. В третьем сне Раскольников еще раз убивает старуху: он много раз бьет ее топором по голове и никак не может убить. Четвертый сон — это сон Свидригайлова в гостинице. Наконец, последний — сон Раскольникова на каторге о трихинах.)
Викторина.
Слайд 10
Ведущий поочерѐдно задаѐт вопросы командам. За правильный ответ на командный счѐт начисляется 1 балл.
- Какой цвет преобладал в обстановке комнаты старухи- процентщицы и в еѐ одежде?
(Жѐлтый: жѐлтые обои, мебель из жѐлтого дерева, пожелтевшая меховая кацавейка.)
- «Одет он был в старый, совершенно оборванный.„фрак, с осыпавшимися пуговицами», — так Достоевский описывает внешний облик Мармеладова в эпизоде его трактирной исповеди. Какого же цвета фрак был надет на герое? (Чѐрный.)
- «Здравствуйте, Аркадий Иванович! Как на ваш вкус моѐ платье? » — спрашивала Марфа Петровна супруга, являясь ему в видениях. Помните ли вы, какое платье было на покойнице? (Шѐлковое зелѐное платье.)
- Какой оттенок приобрела «циммермановская» шляпа Раскольникова в результате долгой носки? (Рыжий.)
- У кого из персонажей «глаза почти чѐрные, сверкающие, гордые»? (У Дуни Раскольниковой.)
Кого из героев писатель наделил «замечательными голубыми глазами»? (Соню Мармеладову.)
- О лице одного из действующих лиц автор говорит, что «оно было бы даже и добродушное, если бы не мешало выражение глаз, с каким-то жидким водянистым блеском, прикрытых почти белыми, моргающими, точно подмигивая кому, ресницами». Кто же обладатель таких глаз? (Порфирий Петрович.)
- Образ лестницы в романе весьма многозначителен: он символизирует восхождение и нисхождение души. Текстологи подсчитали, что Раскольников спускается и поднимается по лестнице 48 раз. А помните ли вы, сколько ступенек насчитывала лестница, ведущая в каморку героя? (Тринадцать.)
- «Он даже знал, — читаем в романе, — сколько шагов от ворот его дома» до дома, где жила будущая «жертва» преступления — чиновница Алена Ивановна. А известна ли вам эта цифра? («Ровно семьсот тридцать».)
- Каков возраст Раскольникова? (23 года.)
- Каков возраст убиенной старухи? («Лет шестидесяти».)
Книжная полка. Слайд 11
Ведущий. Перед вами книжная мини-выставка. Отвечая на вопросы, вы должны выбрать в нашем «книжном развале» и показать всем присутствующим книгу, о которой идет речь в вопросе.
Вопросы
- Прослушайте фрагмент песни «Хуторок», чрезвычайно популярной в 60-х годах XIX века (муз. Е. Климовского). Название песни неоднократно упоминается в романе
«Преступление и наказание». А кто автор текста песни? Найдите в книжном развале книгу стихов данного поэта. (А. Кольцов.)
- «Где это, — подумал Раскольников, идя далее, — где это я читал, как один приговоренный к смерти, за час до смерти, говорит или думает, что если бы пришлось ему жить где-нибудь на высоте, на скале, и на такой узенькой площадке, чтобы только две ноги можно было поставить <...> — то лучше так жить, чем сейчас умирать!» В какой книге прочитал об этом главный герой романа? (В. Гюго, «Собор Парижской богоматери».)
- «Да зачем же стулья-то ломать, господа...» — такова первая реплика Порфирия Петровича в романе, обращенная к Раскольникову и Разумихину. Укажите на выставке книгу, откуда заимствована данная цитата. (Н. В. Гоголь, «Ревизор». Это ставшие крылатыми слова Городничего об учителе: «Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать?»)
- Прослушайте фрагмент романса «Сон» (муз. К. Пауфлера). («В полдневный жар, в долине Дагестана...») Вы, конечно, помните: Катерина Ивановна «до обожания любила этот романс». Известен ли вам автор текста? (М.Ю. Лермонтов.)
- Назовите любимого писателя Свидригайлова. (Шиллер.)
- «В тот же самый год, кажется, и «Безобразный поступок «Века» случился (ну, <...> чтение-то публичное помните?)» С каким художественным произведением был связан скандал, о котором упоминал Свидригайлов в разговоре с Раскольниковым? («Египетские ночи» А.С. Пушкина.)
VII. Подведение итогов.
IX. Ресурсы.
- С. В. Белов «Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
- О. Н. Харитонова «Интеллектуальные литературные игры для учащихся»/ «изд-во
«Феникс», 2005
- https://yandex.ru/images
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка литературной игры, посвященной 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова
Зпо Познакомить с фактами биографии М. В. Ломоносова, вызвать интерес к литературному творчеству ученого, воспитать чувство патриотизма на примере личности М. В. Ломоносова....
Открытое мероприятие, посвященное 73-летней годовщине битвы под Москвой.
В ходе мероприятия учащиеся узнали о начале ВОВ, о героической защите столицы нашей Родины, о трудовом подвиге народа. Услышали голос Левитана об объявлении войны, познакомились с подв...
Сценарий праздника "Дети России -за мир!", посвященного 70-летней годовщине Победы в Великой Отечественной войне.
сценарий "9 мая"...
Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 9-11 классов, посвященная 120 - ти летней годовщине со дня рождения С. А. Есенина. Литературно-музыкальная гостиная "Я сердцем никогда не лгу...".
Предлагаю вашему вниманию методическую разработку внеклассного мероприятия, посвященную 120-ти летней годовщине со дня рождения С. А. Есенина. Мероприятие раскрывает важные этапы жизни поэта, дает пре...
Урок мужества, посвященный 75-ти летней годовщине Сталинградской битвы
В 2018 году отмечается 75 лет со дня Сталинградской битвы. Тяжелое и страшное время для русского народа. Но русский народ силен духом, сумел отстоять Сталинград. Данное мероприятие я провела в предвер...
Спортивные соревнования, посвященные 73-летней годовщине Победы в Великой Отечественной войне.
Спортивные соревнования, посвященные 73-летней годовщине Победы в Великой Отечественной войне....
Конкурс чтецов стихотворений, посвященный 76-летней годовщине снятия Блокады Ленинграда
Война оставляла глубокие раны в сердцах. И те, кто пережил Великую Отечественную, имели честь поделиться впечатлениями с потомками. Важной точкой в войне стала блокада Ленинграда. Это была трагедия вс...