Любовь в рассказе А.И.Куприна «Гранатовый браслет»
план-конспект урока (11 класс)
Цели урока: поговорить о великой и вечной духовной ценности человека – любви, показать, как писатель изображает влияние любви на человека, пробудить желание учащихся философствовать на тему любви, учиться отстаивать своё мнение, приводя веские аргументы из текста и из жизни; по возможности использовать при обсуждении темы и другие литературные произведения, а также музыку, в частности, Вторую сонату Бетховена.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_kuprinu.docx | 19.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 11 классе (2 курс СПО) – 2 часа.
Тема урока: Любовь в рассказе А.И.Куприна «Гранатовый браслет».
Цели урока: поговорить о великой и вечной духовной ценности человека – любви, показать, как писатель изображает влияние любви на человека, пробудить желание учащихся философствовать на тему любви, учиться отстаивать своё мнение, приводя веские аргументы из текста и из жизни; по возможности использовать при обсуждении темы и другие литературные произведения, а также музыку, в частности, Вторую сонату Бетховена.
Методические приёмы: лекция учителя, беседа.
Ход урока.
Слово учителя. Что такое любовь? На протяжении веков ответ на этот вопрос искали и до сих пор продолжают искать философы, художники, композиторы, писатели, поэты и обычные люди. Всегда не переставали прославлять это великое и вечное чувство человека. Вот так писал о любви ещё в 17 веке известный драматург Ж.-Б.Мольер:
В душе померк бы день, и тьма настала вновь,
Когда бы на земле изгнали мы любовь,
Лишь тот блаженство знал, кто страстно сердце нежил,
А кто не знал любви, тот всё равно, что не жил.
Сам же Куприн так говорил: это чувство, «которое до сих пор ещё не нашло себе истолкователя».
(Учащимся можно предложить и другие высказывания о любви, а также стихи поэтов разных времён. Весь этот материал записывается на доске или читается вслух. Наиболее понравившиеся высказывания о любви ученики могут записать в тетрадь, а затем обсудить в конце урока.)
Прежде чем непосредственно перейти к обсуждению произведения Куприна, к раскрытию его главных тем, к обсуждению характеров героев, проведём специальную викторину. Её вопросы помогут вам вспомнить детали произведения, а ваши ответы покажут, насколько внимательно вы прочитали рассказ «Гранатовый браслет» и как хорошо вы помните его содержание и некоторые детали.
Вопросы викторины:
- В какое время года происходит действие рассказа? (Осень, сентябрь)
- Где происходят события произведения? (Причерноморский город)
- Как зовут главную героиню рассказа? (Вера)
- Фамилия княгини Шеиной до замужества? (Мирза – Булат – Тугановская)
- Кто был предок Веры Шеиной? (Тамерлан)
- Как зовут сестру Веры? (Анна)
- Как зовут мужа княгини Веры? Его должность? (Василий Львович, предводитель дворянства)
- Какого числа были именины княгини Веры? (17 сентября)
- Что подарил Вере на День рождения муж? (Серьги из жемчужин грушевидной формы)
- Что подарила Вере сестра? (записную книжку «в удивительном переплёте»)
- Как звали знаменитую пианистку, подругу Веры? (Женни Рейтер)
- Кто подарил Вере браслет с гранатами? (Желтков)
- С чем сравнивает Вера красные гранаты? (кровь)
- Кто такой Желтков? (телеграфист, влюблённый в княгиню Веру)
- Имя Желткова? (Георгий)
- Как звали мужа Анны, сестры Веры? (Густав Иванович)
- Какая музыка звучит в произведении? (Вторая сонатам Бетховена)
- Кому принадлежат следующие слова: «А где же любовь? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано – сильна, как смерть. Такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение, - вовсе не труд, а одна радость..Любовь должна быть трагедией! Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчёты и компромиссы не должны её касаться». (Аносов)
Обсуждение рассказа А.Куприна «Гранатовый браслет».
1. О чём рассказывается в произведении Куприна? Почему, на ваш взгляд, автор назвал свой рассказ «Гранатовый браслет»?
2. Какое значение для любви имеет разный социальный статус героев?
3. Критикует ли автор ту среду, к которой принадлежит княгиня?
4. Какое значение имеет первая глава рассказа и описание осеннего пейзажа?
5. Какую роль играет пейзаж в передаче настроения Веры Шеиной?
6. Когда происходит завязка действия рассказа?
7. Что ждёт от именин героиня т что происходит в этот день?
8. Что значит гранатовый браслет для самого Желткова?
9. Подумайте, почему Желтков подарил Вере самую ценную для него вещь?
Работа с текстом.
- Прочитайте письмо Желткова к Вере. Что мы узнаём о молодом человеке из этого письма? На основании прочитанного дайте герою свою характеристику.
- Как относится муж Веры к письмам Желткова? (глава 9)
- Найдите в тексте ответ на вопрос: Способен князь Василий Шеин глубоко и сильно любить? (Генерал Аносов о Васе)
- Какова, на ваш взгляд, роль генерала Аносова в рассказе? Его рассуждения о любви?
- Найдите в тексте и зачитайте портрет Желткова.
- Найдите в тексте понимание Верой всей исключительности прошедшей мимо неё любви и предчувствие скорой смерти Желткова.
- Найдите в тексте характеристику Желткова, данную генералом Аносовым, где говорится о том, что Веру «пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины».
Основные выводы.
- Можно ли чувство Желткова к Вере назвать сумасшествием? (Найти в тексте слова князя Шеина,которые являются ответом на поставленный вопрос)
- Почему автор дал главному герою имя Георгий? (Имя Георгий означает «победоносец». Желтков из побеноносцев. Куприн в своём рассказе нарисовал «маленького, но великого человека»)
- Прощание Веры Шеиной с умершим Желтковым? (12 глава) Как вы думаете, почему Вера заплакала? Может быть, она поняла, что мимо неё прошла большая любовь?
- Почему Желтков «заставил» любимую женщину слушать именно Вторую сонату Бетховена? Именно это бессмертное произведение?
- В чём, на ваш взгляд, состоит сила любви? (Любовь возвышает человека, преображает его душу. Любовь расцветает в сердце Желткова и дарит ему громадное счастье. Свою жизнь он ограничил только этим чувством , пренебрегая всем остальным. Эта идеальная, чистая любовь возвышает маленького человека, делает его значительным в собственных и чужих глазах. Любовь Желткова, та, которпая бывает «раз в тысячу лет», осталась бессмертной.Именно такая любовь воспета Куприным.
Оценки за урок. Ребятам, активно работающим на уроке - за ответы на вопросы викторины, принимавшим участие в обсуждении, в работе над текстом рассказа.
Домашнее задание. Подготовиться к сочинению по рассказу А.Куприна «Гранатовый браслет» по темам:
- "Молчать и гибнуть..." (Образ Желткова в рассказе А. И. Куприна "Гранатовый браслет")
- «Благословенна будет любовь, которая сильнее смерти!» (по рассказу А. И. Куприна «Гранатовый браслет»)
- «Да святится имя твое…» (по рассказу А. И. Куприна «Гранатовый браслет»)
- «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире!» (по рассказу А. Куприна «Гранатовый браслет»)
- Анализ эпизода «Прощание Веры Николаевны с Желтковым» (по рассказу А. И. Куприна «Гранатовый браслет»)
- Анализ эпизода «Именины Веры Николаевны» (по рассказу А. И. Куприна «Гранатовый браслет»)
- Любовь — сердце всего… (По рассказу А.И.Куприна "Гранатовый браслет")
- Смысл названия и проблематика рассказа А. И. Куприна «Гранатовый браслет».
- Смысл спора о сильной и бескорыстной любви в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет».
- Соединение вечного и временного (на материале рассказов И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» и А. И. Куприна «Гранатовый браслет»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературы: "Трагическая любовь в рассказе А.И.Куприна "Гранатовый браслет"
Методическая разработка урока по творчеству А.И.Куприна:Тема: «Трагическая любовь в рассказе Куприна «Гранатовый браслет»Аудитория: 2 курс профессионального училищаАвтор: Бирюкова Наталья Никола...
Урок в 11 классе по рассказу А.И.Куприна"Гранатовый браслет"
Для проведения урока по рассказу А.И.Куприна “ Гранатовый браслет” – рассказ о прекрасной и сильной любви” в 11-м классе учителю в современной школе необходимо иметь несколько вариантов проведения уро...
Урок-презентация по рассказу А.И.Куприна "Гранатовый браслет"
Творческие задания помогут учащимся полнее представить содержание и главных героев рассказа, а фотографии из одноименного кинофильма повысят эмоциональность урока....
Тема любви в рассказе А.И.Куприна "Гранатовый браслет"
Данная презентация может быть использована на уроках литературы при изучении рассказа А.И.Куприна "Гранатовый браслет"...
Конспект урока по рассказу А.И.Куприна "Гранатовый браслет"
Предлагаемый урок литературы в 11-м классе «Тема любви в рассказе А.И.Куприна «Гранатовый браслет» знакомит учащихся с творчеством замечательного русского писателя 20 века. Аналитическая беседа опирае...
Урок по рассказу А. И.Куприна "Гранатовый браслет"
Урок по рассказу А.И.Куприна "Гранатовый браслет" в 11 классе. Тип урока:комбинированный...
Урок по рассказу А. И.Куприна "Гранатовый браслет"
Урок по литературе в 11 класса на тему "Рассказ А.И.Куприна "Гранатовый браслет", тип урока: комбинированный...