Урок Примеры ключевых слов-концептов русской культуры (время)
план-конспект урока
Урок Примеры ключевых слов-концептов русской культуры (время)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок Примеры ключевых слов-концептов русской культуры (время)
Предмет: родной язык.
Учитель: Дряева Д.А.
Класс: 7.
Планируемые образовательные результаты/критерии успеха | |
Личностные | Осознание этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к культуре, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира. |
Метапредметные | Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности, обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач; выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели. |
Предметные | Понимание и истолкование значения слов с национально-культурным компонентом, понимание особенностей слов в произведениях устного народного творчества и произведениях художественной литературы разных исторических эпох, понимание и истолкование значения пословиц и поговорок. |
Цели урока | |
Личностные | Способствовать воспитанию уважения к родному языку и его культуре. |
Метапредметные | Формировать умение работать в парах, коммуникативную компетенцию. |
Предметные | Создать портрет слова «время» в русской культуре, привлекая материал культуры русского народа |
Ход урока
Структура урока/этапы деятельности | Содержание взаимодействия | |
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | |
| Можно ли понять русскую культуру через слова русского языка? Составляют кластер. /Например: часы, минуты, детское время, время пришло, период, срок, время – грамматическая категория у глагола и т.д./ Учащиеся формулируют тему урока. | Предлагает высказывания: «Язык – сжатое выражение всей культуры нации», - считал Д.С.Лихачёв. Народ выражает себя всего полнее и вернее в языке своём. Народ и язык, один без другого, представлен быть не может. (И.И.Срезневский ). - Составьте кластер со словом «время». - О чем пойдет речь сегодня на уроке? |
| Формулируют значения. /Время – это …/ Ответы: Недостаточно слов, знаний. | - Определите и запишите лексическое значение слова. - Почему не все смогли выполнить задание? |
| Ответы учащихся: - Найти значение слова в словаре. Подобрать и записать к словам ассоциации. Выявить положительные и отрицательные стороны концепта. Проследить отношение к этому концепту в разных культурах. Вспомнить, в каких произведениях встречаются данные слова-концепты. | Учитель предлагает поставить цели, подводит итог. Время — это то, с чем мы имеем дело каждый день и характеризуем как прошлое, настоящее и будущее. /Сегодня мы создадим портрет слова «время» в русской культуре, привлекая материал культуры русского народа./ Найдем пути выхода из проблемы. - Где мы можем проверить наше предположение? Откройте словари и уточните значения данного слова. В словаре: время |
| Выполняют задание. 1) Мы с тобой великолепно проведём время летом 2) Я ещё какое-то время провела с ребятами, а потом отправилась в свой домик. 3) Он не стал терять времени даром. 4) С незапамятных времён разные звери направлялись к этому перевалу, потому что здесь было удобно проходить. | Учитель предлагает записать предложения, определить значение слова время. Проверка. |
| Работают в парах. Называют записанные пословицы.
Добрый совет ко времени хорош. | Предлагает выполнить задание в парах: вспомнить и записать пословицы и поговорки с данным словом-концептом. У вех народов, привыкших к созерцанию, философским размышлениям есть пословицы о времени. От всего плохого есть два лекарства: одно - время, другое, на вес золота, - молчание. (французская пословица) Что хорошо для вторника, не всегда можно использовать в среду. (польская пословица) Охраняй прошлое, но знай и новое. (таджикская пословица) Надо много времени, чтобы лист шелковицы превратился в шелк. (вьетнамская пословица) Придумайте небольшой рассказ с любой пословицей. |
Вспоминают и называют произведения. (Например, В.М. Шукшин «Далекие зимние вечера», А.С. Пушкин «Зимнее утро», «Зима! Крестьянин, торжествуя..», «Зимняя дорога», И. Никитин «Встреча зимы», Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной..», Пушкин «Уж небо осенью дышало..») | Учитель предлагает вспомнить произведения, в названиях которых встречаются времена года. - Почему их так много? | |
Отвечают на вопрос. | - Какие эмоции у вас вызывают эти произведения? | |
| Восстанови фразеологизм. | |
| Дополняют кластер. Зачитывают. | - Что нового вы узнали о слове «время»? Дополните кластер. |
| Записывают в дневники. | Поясняет домашнее задание: дополни ряд пословиц и фразеологизмов, выучи их наизусть. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с ключевыми словами русской культуры на уроках русского языка в 5 классе
Работа со словом на уроках русского языка в 5 классе....
Русская музыка на уроках фортепиано в контексте преподавания русской культуры.
Русская музыка на уроках фортепиано в контексте преподавания русской культуры...
Урок по истории на тему "Русская культура XIV-XV веков"
Даны основные аспекты развития русской культуры XIV-XV веков....
Разработка урока истории в 7 классе "Русская культура в 16 веке"
Урок истории в 7 классе...
Урок родного языка 8 класс Примеры ключевых слов-концептов русской культуры
Интересная работа со словами - концептами русской культуры....
Примеры ключевых слов-концептов русской культуры
Примеры ключевых слов-концептов русской культуры...
9 класс Родной русский язык. Контрольная работа по темам, изученным в 1 четверти ("Ключевые слова русской культуры", "Развитие языка как объективный процесс", "Крылатые слова и выражения в русском языке", "Активизация процесса заимствования слов".
Задания составлены на основе материала учебника О.М. Александровой "Русский родной язык. 9 класс" по темам, изученным в 1 четверти: "Ключевые слова русской культуры", "Развити...