Урок Примеры ключевых слов-концептов русской культуры (время)
план-конспект урока

Дряева Дарья Александровна

Урок Примеры ключевых слов-концептов русской культуры (время)

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок Примеры ключевых слов-концептов русской культуры (время)

Предмет: родной язык.

Учитель: Дряева Д.А.

Класс: 7.

Планируемые образовательные результаты/критерии успеха

Личностные

Осознание этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к культуре, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

Метапредметные

Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности, обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач; выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели.

Предметные

Понимание и истолкование значения слов с национально-культурным компонентом, понимание особенностей слов  в произведениях устного народного творчества и произведениях художественной литературы разных исторических эпох, понимание и истолкование значения пословиц и поговорок.

Цели урока

Личностные

Способствовать воспитанию уважения к родному языку и его культуре.

Метапредметные

Формировать умение работать в парах,  коммуникативную компетенцию.

Предметные

Создать портрет слова «время» в русской культуре, привлекая материал культуры русского народа

Ход урока

Структура урока/этапы деятельности

Содержание взаимодействия

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

  1. Актуализация знаний.

Можно ли понять русскую культуру через слова русского языка?

Составляют кластер. /Например: часы, минуты, детское время, время пришло, период, срок, время – грамматическая категория у глагола и т.д./

Учащиеся формулируют тему урока.

Предлагает высказывания: «Язык – сжатое выражение всей культуры нации», - считал Д.С.Лихачёв.

Народ выражает себя всего полнее и вернее в языке своём. Народ и язык, один без другого, представлен быть не может. (И.И.Срезневский ).

- Составьте кластер со словом «время».

- О чем пойдет речь сегодня на уроке?

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Формулируют значения.

/Время – это …/ Ответы:

Недостаточно слов, знаний.

- Определите и запишите лексическое значение слова.

- Почему не все смогли выполнить задание?

  1. Целеполагание, постановка проблемы.

Ответы учащихся:

- Найти значение слова в словаре. Подобрать и записать к словам ассоциации. Выявить положительные и отрицательные стороны концепта. Проследить отношение к этому концепту в разных культурах. Вспомнить, в каких произведениях встречаются данные слова-концепты.

Учитель предлагает поставить цели, подводит итог.

Время — это то, с чем мы имеем дело каждый день и характеризуем как прошлое, настоящее и будущее.

/Сегодня мы создадим портрет слова «время»  в русской культуре, привлекая материал культуры русского народа./

Найдем пути выхода из проблемы.

- Где мы можем проверить наше предположение?

Откройте словари и уточните значения данного слова.

В словаре: время
1. о ком-чем-нибудь бывшем в отдаленном прошлом,  в период, во время существования кого-чего-нибудь.
Пример: Писатели времен классицизма. Оружие времен гражданской войны.

2. пора дня, года
Пример: Вечернее в. В. детское (взрослым еще рано ложиться спать; разг.). Дождливое в. Времена года (зима, весна, лето, 
осень).

3. период, эпоха
Пример: Во время (времена) Петра 1. Суровое время (суровые времена). С незапамятного времени (
с незапамятных времен). Во всем времена (всегда). На все времена (навсегда).

4.продолжительность, 
длительность чего-нибудь, измеряемая секундами, минутами, часами
Пример: Сколько времени (который час?).

  1. Решение проблемы.

 Выполняют задание.

1) Мы с тобой великолепно проведём время летом 

2) Я ещё какое-то время провела с ребятами, а потом отправилась в свой домик.

3) Он не стал терять времени даром.

4) С незапамятных 

времён разные звери направлялись к этому перевалу, потому что здесь было удобно проходить.

Учитель предлагает записать предложения, определить значение слова время.

Проверка.

  1. Первичное применение знаний

Работают в парах. Называют записанные пословицы.

  • Упустишь минуту - потеряешь час.
  • Всему свое время.
  • Делу - время, а потехе - час.
  • Время не ждет.
  • У молодых время тянется, у стариков - бежит.
  • Время как воробей: упустишь - не поймаешь.
  • Время дороже золота.

Добрый совет ко времени хорош.

Предлагает выполнить задание в парах: вспомнить и записать пословицы и поговорки с данным словом-концептом.

У вех народов, привыкших к созерцанию, философским размышлениям есть пословицы о времени.

От всего плохого есть два лекарства: одно - время, другое, на вес золота, - молчание. (французская пословица)

Что хорошо для вторника, не всегда можно использовать в среду. (польская пословица)

Охраняй прошлое, но знай и новое. (таджикская пословица)

Надо много времени, чтобы лист шелковицы превратился в шелк. (вьетнамская пословица)

Придумайте небольшой рассказ с любой пословицей.

Вспоминают и называют произведения. (Например, В.М. Шукшин «Далекие зимние вечера», А.С. Пушкин «Зимнее утро», «Зима! Крестьянин, торжествуя..», «Зимняя дорога», И. Никитин «Встреча зимы», Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной..», Пушкин «Уж небо осенью дышало..»)

Учитель предлагает вспомнить произведения, в названиях которых встречаются времена года.

- Почему их так много?

Отвечают на вопрос.

- Какие эмоции у вас вызывают эти произведения?

  • Первое время.
  • Время пошло.
  • Время терпит.
  • Всему своё время.
  • Незапамятные времена.
  • Пир во время чумы.
  • Повернуть время вспятьПотерянное время.

Восстанови фразеологизм.

  1. Рефлексия.

Дополняют кластер. Зачитывают.

- Что нового вы узнали о слове «время»? Дополните кластер.

  1. Домашнее задание.

Записывают в дневники.

Поясняет домашнее задание: дополни ряд пословиц и фразеологизмов, выучи их наизусть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с ключевыми словами русской культуры на уроках русского языка в 5 классе

Работа со словом на уроках русского языка в 5 классе....

Русская музыка на уроках фортепиано в контексте преподавания русской культуры.

Русская музыка на уроках фортепиано  в контексте преподавания русской культуры...

Урок по истории на тему "Русская культура XIV-XV веков"

Даны основные аспекты развития русской культуры XIV-XV веков....

Урок родного языка 8 класс Примеры ключевых слов-концептов русской культуры

Интересная работа со словами - концептами русской культуры....

Примеры ключевых слов-концептов русской культуры

Примеры ключевых слов-концептов русской культуры...

9 класс Родной русский язык. Контрольная работа по темам, изученным в 1 четверти ("Ключевые слова русской культуры", "Развитие языка как объективный процесс", "Крылатые слова и выражения в русском языке", "Активизация процесса заимствования слов".

Задания составлены на основе материала учебника О.М. Александровой "Русский родной язык. 9 класс" по темам, изученным в 1 четверти: "Ключевые слова русской культуры", "Развити...