Примеры ключевых слов-концептов русской культуры
план-конспект урока

Дряева Дарья Александровна

Примеры ключевых слов-концептов русской культуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_rodnogo_yazyka_6_klass.docx22.99 КБ

Предварительный просмотр:

Урок Технологическая карта урока родного языка

Учитель: Дряева Д.А.

Тема: «Примеры ключевых слов-концептов русской культуры»

Класс: 6

Тип урока: открытие нового знания

Планируемые образовательные результаты/критерии успеха

Личностные

Осознание этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к культуре, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

Метапредметные

Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности, обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач; выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели.

Предметные

Понимание и истолкование значения слов с национально-культурным компонентом, понимание особенностей слов  в произведениях устного народного творчества и произведениях художественной литературы разных исторических эпох, понимание и истолкование значения пословиц и поговорок.

Цели урока

Личностные

Способствовать воспитанию уважения к родному языку и его культуре.

Метапредметные

Формировать умение работать в парах,  коммуникативную компетенцию.

Предметные

Создать портрет слов «число», «счет» в русской культуре, привлекая материал культуры русского народа

Ход урока

Структура урока/этапы деятельности

Содержание взаимодействия

УУД

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

  1. Актуализация знаний.

Составляют кластер. /Например: дата, цифры, математика, календарь, счетные палочки и т.д./

Учащиеся формулируют тему урока.

- Составьте кластер со словами «число», «счет».

- О чем пойдет речь сегодня на уроке?

Самоопределение, смыслообразование (Л)

Целеполагание (Р)

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Формулируют значения.

/Число – это …/

Ответы:

Недостаточно слов, знаний.

- Определите и запишите лексическое значение слов «число», «счет».

- Почему не все смогли выполнить задание?

Сопоставление и подбор информации(П)

Выполнение пробного учебного действия;

  1. Целеполагание, постановка проблемы.

Ответы учащихся:

- Найти значение слова в словаре. Подобрать и записать к словам ассоциации. Выявить положительные и отрицательные стороны концепта. Проследить отношение к этому концепту в разных культурах. Вспомнить, в каких произведениях встречаются данные слова-концепты.

Учитель предлагает поставить цели, подводит итог. /Сегодня мы создадим портрет слов «число», «счет» в русской культуре, привлекая материал культуры русского народа./

Найдем пути выхода из проблемы.

- Где мы можем проверить наше предположение?

Откройте словари и уточните значения данных слов.

Планирование учебного сотрудничества (К) Фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

  1. Решение проблемы.

 Выписывают слова по заданию.

Находят порядковые и количественные, собирательные числительные. Отвечают на вопрос.

Учитель предлагает выписать из текста все слова, связанные с числом, счетом, определите части речи записанных слов.

Предлагает проверить по эталону.

- Какие виды числительных вы увидели?

 

Поиск и выделение информации (П)

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К)

  1. Закрепление

Работают в парах. Называют записанные пословицы.

Отвечают на вопрос учителя.

Предлагает выполнить задание в парах: вспомнить и записать пословицы и поговорки с данными словами-концептами.

Предлагает ответить на вопрос:

- Какие числительные употребляются чаще всего и почему?

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Оценивание усваемого содержания (Л)

Контроль, коррекция, оценка (Р)

Вспоминают и называют произведения. (Например, В. Каверин «Два капитана», М. Лермонтов «Выхожу один я на дорогу», С. Маршак «Двенадцать месяцев», А. Дюма «Три мушкетера»)

На слайде – цифры. Учитель предлагает вспомнить произведения, в названиях которых встречаются данные числа.

Отвечают на вопрос.

Предлагает подумать над вопросом:

- Какие числа не встречаются или редко встречаются в фольклоре и произведениях литературы? Почему? (4, 13, 66).

Сравнить разные культуры.

- Какие эмоции у вас вызывают эти числа?

  1. Итоги урока.

Дополняют кластер. Зачитывают.

- Что нового вы узнали о словах «число», «счет»? Дополните кластер.

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)

  1. Рефлексия.

Анализируют работу на уроке через самооценку

- Оцените свою работу на уроке.

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка;адекватное понимания причин успеха или неуспеха (Р)

  1. Домашнее задание.

Записывают в дневники.

Поясняет домашнее задание (на выбор): 1) составить рассказ по пословице, в которой есть число, 2) подобрать загадки с числительными.

3) Опережающее: история происхождения названий русских городов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с ключевыми словами русской культуры на уроках русского языка в 5 классе

Работа со словом на уроках русского языка в 5 классе....

План-конспект занятия Жанр и метод журналистского эксперимента на примере дня Русской культуры (13-15 лет)

Цель:     познакомить воспитанников с жанром журналистского экспериментаЗадачи: 1.Дать первичные представления о жанре журналистского эксперимента;2.Дать первичные представлен...

Урок родного языка 8 класс Примеры ключевых слов-концептов русской культуры

Интересная работа со словами - концептами русской культуры....

Урок Примеры ключевых слов-концептов русской культуры (время)

Урок Примеры ключевых слов-концептов русской культуры (время)...

9 класс Родной русский язык. Контрольная работа по темам, изученным в 1 четверти ("Ключевые слова русской культуры", "Развитие языка как объективный процесс", "Крылатые слова и выражения в русском языке", "Активизация процесса заимствования слов".

Задания составлены на основе материала учебника О.М. Александровой "Русский родной язык. 9 класс" по темам, изученным в 1 четверти: "Ключевые слова русской культуры", "Развити...