ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РОДНОГО РУССКОГО ЯЗЫКА В 9 КЛАССЕ
план-конспект
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РОДНОГО РУССКОГО ЯЗЫКА В 9 КЛАССЕ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_rodnogo_russkogo_yazyka_v_9_klasse.docx | 23.78 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РОДНОГО РУССКОГО ЯЗЫКА В 9 КЛАССЕ
Предмет: родной язык (русский)
Тема: «Нормы употребления причастных, деепричастных оборотов и предложений с косвенной речью»
Наименование образовательной программы: рабочая программа к учебному пособию Т.М. Воителевой, О.Н. Марченко, Л.Г. Смирновой, И.В. Шамшина «Русский родной язык» 9 класс. Автор – составитель Е.А. Жиляева. Москва «Русское слово» 2019 г.
Тип урока: урок – диалог
Прогнозируемые результаты:
Личностные | Метапредметные | Предметные |
Воспитывать ценностное отношение к родному языку как хранителю культуры. | Регулятивные: Выбирать действия и необходимые ресурсы для выполнения задания; составлять алгоритм выполнения задания. Познавательные: Использовать приёмы отбора и систематизации материала по заданной теме; преобразовывать полученную информацию для выполнения задания. Коммуникативные: Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями общения. | Правильно использовать в устной и письменной речи причастные и деепричастные обороты, уметь правильно преобразовывать прямую речь в косвенную и косвенную в прямую. |
Время: 45 минут
Методическое обеспечение:
1. Рабочая программа к учебному пособию «Русский родной язык» для 9 класса общеобразовательных организаций (авторы Т. М. Воителева, О. Н. Марченко, Л. Г. Смирнова, И. В. Шамшин) / авт.-сост. Е.А. Жиляева. М.: ООО «Русское слово — учебник», 2019. (ФГОС. Инновационная школа).
2. Русский родной язык: учебное пособие для 9 класса общеобразовательных организаций / Т. М. Воителева, О. Н. Марченко, Л. Г. Смирнова, И. В. Шамшин. М.: ООО «Русское слово — учебник», 2019. (ФГОС. Инновационная школа).
3. gramota.ru – Справочно-информационный портал по русскому языку.
4. ruscorpora.ru – Национальный корпус русского языка.
Оборудование:
Компьютерная техника с доступом к Интернету.
Мультимедийные средства обучения.
Этап | Время | Педагогический инструментарий | Содержание педагогического взаимодействия | Прогнозируемый результат | Учебно – методическое обеспечение | |
деятельность педагога | деятельность детей | |||||
1. Цен-ностно – эмоцио-нальный | 9 мин. | Форма организации учебной деятельности: фронтальная. Методы и приёмы работы: беседа, фронтальный опрос, наблюдение, работа с текстом, самооценка, взаимооценка. | Учитель держит в руках книгу, не показывая детям, что это за книга. Читает предложение: «Подъезжая к сией станции и глядя на природу, у меня слетела шляпа. И. Ярмонкин». Задаёт вопросы: - Из какого произведения эта цитата? Кто его автор? - Что и как полагается писать в жалобной книге? - Как писали «авторы» в жалобной книге в рассказе Чехова? - Какие нормы нарушены в этом предложении? Как называется такая ошибка? Предлагает исправить грамматическую ошибку в этом предложении и перестроить его в предложение с косвенной речью. Актуализирует знания учащихся о причастных оборотах и об ошибках, встречающихся при употреблении причастных оборотов. Подводит учеников к формулировке темы урока. | Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Обдумывают ответы на вопросы. Отвечают на вопросы. Находят грамматическую ошибку в предложении и исправляют её. Перестраивают предложения с деепричастным оборотом и причастным оборотом в предложения с косвенной речью. Формулируют тему урока. | Выбирают действия и необходимые ресурсы для выполнения заданий. Создают устные монологические высказывания и оценивают их по установленным критериям. | 1. Рабочая программа к учебному пособию «Русский родной язык» Т. М. Воителевой и др. 2. Учебник для 9 класса «Русский родной язык» Т.М. Воителевой и др. § 9 3. Упражнение 87. 4. Критерии оценивания устного монологического высказывания на итоговом собеседовании по русскому языку. |
2. Цен-ностно – познава- тельный | 24 мин | Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, групповая Методы и приёмы работы: беседа, фронтальный опрос, наблюдение, работа с текстом, работа с рубрикой, работа с электронными ресурсами, самооценка, взаимооценка. | - Учитель организует работу с упражнениями учебника. - Обратимся к упражнению повышенной сложности 88. Первые два предложения проанализируем все вместе. -Далее продолжайте работу в парах. - Допишите предложения в соответствии с нормами литературного языка в упражнении 91. Объясните свой выбор в каждом случае.
Корректирует выполнение заданий. - Выполните упражнение 93 с учетом сведений, помещенных в рубрике «Теоретические сведения». Выразительно прочитайте теоретический материал рубрики. Организует работу с образовательными ресурсами gramota.ru и ruscorpora.ru. - Опираясь на прочитанный материал рубрики, сформулируйте правила построения предложений с косвенной речью. | Выполняют упражнение учебника. Работают в парах. Воспринимают учебный материал. Отвечают на вопросы. Работают в группах. Объясняют грамматические ошибки, связанные с употреблением причастных и деепричастных оборотов. Читают тексты упражнения и рубрики и оценивают выразительность чтения. Работают с образовательными ресурсами gramota.ru и school-collection.edu.ru. Формулируют правила построения предложений с косвенной речью. | Используют приёмы отбора и систематизации материала по заданной теме. Создают устные монологические высказывания и оценивают их по установленным критериям. Умеют выразительно читать и оценивать выразительность чтения по установленным критериям. | 1. Рабочая программа к учебному пособию «Русский родной язык» Т. М. Воителевой. 2. Учебник для 9 класса «Русский родной язык» Т.М. Воителевой и др. § 9 3. Упражнения 88, 90, 91, 93. 4. Критерии оценивания устного монологического высказывания и выразительного чтения на итоговом собеседовании по русскому языку. 5. Рубрика «Теоретические сведения». 6. gramota.ru — Справочно-информационный портал по русскому языку. 7. ruscorpora.ru — Национальный корпус русского языка. |
3. Цен- ностно – рефлексив-ный | 12 мин. | Форма организации учебной деятельности: фронтальная. Методы и приёмы работы: беседа, фронтальный опрос, наблюдение, работа с текстом, приём актуализации субъективного опыта «Телеграмма». | Устанавливает осознанность восприятия учениками учебного материала. Организует деятельность по применению полученных знаний. Даёт задание учащимся: - Кратко (в форме телеграммы) напишите самое важное, что вы поняли на уроке и что хотите пожелать герою рассказа А.П. Чехова И. Ярмонкину. Подводит учащихся к обобщению полученных на уроке знаний. Задаёт домашнее задание: § 9, упр. 89 | Выполняют задания и упражнение учебника. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Выполняют задание «Телеграмма». Подводят итоги. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. | Полно и точно выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями общения. Правильно используют в устной и письменной речи причастные и деепричастные обороты, правильно преобразовывают прямую речь в косвенную и косвенную в прямую. | 1. Рабочая программа к учебному пособию «Русский родной язык» Т. М. Воителевой и др. 2. Учебник для 9 класса «Русский родной язык» Т.М. Воителевой и др. § 9 3. Упражнение 94. |
Рабочая программа к учебному пособию Т.М. Воителевой, О.Н. Марченко, Л.Г. Смирновой,
И.В. Шамшина «Русский родной язык» 9 класс. Автор – составитель Е.А. Жиляева, Москва «Русское слово» 2019 год
Урок 16. Нормы употребления причастных, деепричастных оборотов
и предложений с косвенной речью.
Тип урока: урок – диалог.
Цели. Личностные: воспитывать ценностное отношение к родному языку как хранителю культуры.
Метапредметные: анализировать, сравнивать, классифицировать языковой материал, строить монологическое высказывание в устной форме; аргументировать свою точку зрения; анализировать и оценивать чужую и собственную речь с точки зрения норм современного русского литературного языка, корректировать речь с учетом ее соответствия основным нормам современного русского литературного языка.
Предметные: правильно использовать в устной и письменной речи причастные и деепричастные обороты, уметь правильно преобразовывать прямую речь в косвенную и косвенную в прямую.
Опорные понятия, термины: причастный оборот, деепричастный оборот, прямая речь, косвенная речь, слова автора, грамматическая ошибка, грамматическая норма.
Инструментарий учителя: учебник для 9 класса «Русский родной язык» Т.М. Воителевой, О.Н. Марченко, Л.Г. Смирновой, И.В. Шамшина, § 9 стр. 77 – 81, упр. 87, 88, 90, 91, 93, 94, рубрика
«Теоретические сведения».
Критерии оценивания устного монологического высказывания (см. критерии устного монологического высказывания на итоговом собеседовании по русскому языку).
Домашнее задание: упр. 89
Этап 1. Ценностно – эмоциональный
Учитель держит в руках книгу, не показывая детям, что это за книга. Читает предложение:
«Подъезжая к сией станции и глядя на природу, у меня слетела шляпа. И. Ярмонкин».
- Вспомните, из какого произведения эта цитата? Кто его автор?
(Ученики называют рассказ А.П. Чехова «Жалобная книга»).
- Что и как полагается писать в жалобной книге?
(Только то, что имеет отношение к предмету жалобы; официально, аргументированно, корректно, грамотно).
- Как писали «авторы» в жалобной книге в рассказе Чехова?
(Станционная жалобная книга полна нелепых, смешных, безграмотных надписей).
- Какие нормы нарушены в этом предложении? Как называется такая ошибка?
(Ученики отвечают, что нарушены грамматические нормы, ошибка называется грамматической). Термины знают с предыдущего урока.
- Исправьте грамматическую ошибку в этом предложении. (Исправляют).
Учитель говорит о том, что этот пример из рассказа А.П. Чехова можно назвать хрестоматийным примером ошибки в употреблении деепричастного оборота.
- Перестройте предложение так, чтобы в нем была косвенная речь.
(И. Ярмонкин написал, что, когда он подъезжал к станции, у него слетела шляпа).
- В употреблении каких ещё оборотов часто встречаются грамматические ошибки?
(Причастных).
- Прочитайте предложения в левой колонке в упр. 87 и охарактеризуйте их правку в правой колонке.
(Ученики объясняют, какая норма нарушена в употреблении причастных оборотов.)
- Причастный оборот разорван определяемым словом.
- Причастие не согласовано в роде, числе и падеже с определяемым словом.
- Причастный оборот употребляется после слова, не являющегося определяемым для него.
- Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.
(Ученики вместе с учителем формулируют тему урока: «Нормы употребления причастных, деепричастных оборотов и предложений с косвенной речью».)
Этап 2. Ценностно – познавательный.
- Обратимся к упражнению 88. Это задание повышенной сложности. Первые два предложения проанализируем все вместе, заменим придаточные определительные предложения причастными оборотами.
(Записывают получившиеся предложения).
- Далее, ребята, выполняя это упражнение, работайте в парах,
(Ученики работают в парах. Первая пара – 3-ое предложение, вторая – 4-ое предложение и т.д.)
- Прочитайте задание к упражнению 90. (Выполняется устно). Объясните, какая норма в употреблении деепричастных оборотов нарушена.
(Ученики объясняют, какая норма нарушена в употреблении деепричастных оборотов.)
- Деепричастный оборот и сказуемое обозначают действия разных лиц.
- Употребление деепричастного оборота в безличном предложении.
- Допишите предложения в соответствии с нормами литературного языка в упражнении 91. Объясните свой выбор в каждом случае.
(Ученики выполняют задание в группе, объясняют свой выбор, участвуют в обсуждении. Отметки за ответы выставляются по критериям устного монологического высказывания на итоговом собеседовании).
- Прочитайте задание к упражнению 93. Выполните его с учетом сведений, помещенных в рубрике «Теоретические сведения». (Выразительно прочитать теоретический материал рубрики).
(Упражнение можно выполнить выборочно).
- Опираясь на прочитанный материал, сформулируйте правила построения предложений с косвенной речью.
Этап 3. Ценностно – рефлексивный.
(Учитель использует приём актуализации субъективного опыта «Телеграмма»).
- Кратко (в форме телеграммы) напишите самое важное, что вы поняли на уроке и что хотите пожелать герою рассказа А.П. Чехова И. Ярмонкину.
- Подведем итоги нашей работы. Выполним упражнение 94.
- Какой вывод мы с вами можем сделать в конце урока?
(Нужно быть внимательными к слову, правильно строить предложения, не допускать грамматических ошибок в употреблении причастных и деепричастных оборотов, предложений с косвенной речью).
Домашнее задание: упражнение 89.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по русскому языку 5 класс
по учебнику русского языка Т.А. Ладыженской, 5 класс...
Технологическая карта урока по русскому языку 5 класс
урок по теме "Фонетика. Гласные и согласные звуки"...
Технологическая карта урока по русскому языку.5 класс.Урок по разделу «Фонетика».
Тема урока: Что изучает фонетикаУМК: Русский язык 5 класс. Разумовская М. М. «Просвещение», М., 2014Тип урока: изучения нового материала...
Технологическая карта урока по русскому языку 5 класс ФГОС.
Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе.Тема. Графика. Алфавит....
Технологическая карта урока родного (русского) языка в 9 классе Тема урока: «Виды очерков. Портретный очерк. Особенности портретного очерка. Работа с очерком Б. Полевого «Полководец Конев». Портретный очерк нашего современника»
Технологическая карта урока родного (русского) языка в 9 классе Тема урока: «Виды очерков. Портретный очерк. Особенности портретного очерка. Работа с очерком Б. Полевого «Полководец ...
Технологическая карта урока родного русского языка в 6 классе по теме: "Диалектизмы
Тема урока:Диалектизмы и их особенности.Цели: Образовательная: знакомство с диалектизмами как словами, ограниченными в...
Технологическая карта урока родного русского языка в 8 классе "Доказательство и его структура. Виды доказательств"
Технологическая карта урока родного русского языка в 8 классе по теме: "Доказательство и его структура. Виды доказательств" Тип урока: урок открытия новых знанийТехнологии: ...