Рабочая программа по родной (русской) литературе
рабочая программа (9 класс)

Наумова Наталия Владимировна

Рабочая программа

Образовательная область: «Родной язык и родная литература»

Учебный предмет: Родная литература (русская)

Уровень: базовый

Класс:8, 9

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodnaya_literatura_8-9.docx80.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение                                                    

«Южно-Степная средняя общеобразовательная школа»

   

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Образовательная область: «Родной язык и родная литература»

Учебный предмет: Родная литература (русская)

Уровень: базовый  

Класс:8, 9

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

1.1. Личностные планируемые результаты

Критерии сформированности

Личностные результаты

Предметные результаты

Самоопреде-ление (личностное, профессиональное, жизненное)

1.1.Сформированность российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России

Понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания мира

1.2. Осознанность своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества

Обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей русского языка на основе изучения выдающихся произведений российской и мировой культуры

Смыслообразование

2.1.Сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

Овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.

Формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления

Нравственно-этическая ориентация

3.1. Сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов родного края, России и народов мира мира

Понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания мира

Обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей русского языка на основе изучения выдающихся произведений российской и мировой культуры

3.2. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества

Воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение

3.3.Сформированность морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам

Осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности ив систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизация отношений человека и общества, многоаспектного диалога

3.6. Сформированность эстетического сознания через освоение художественного наследия народов родного края, России и мира, творческой деятельности эстетического характера

Развитие способности понимать литературные художественные произведения , отражающие разные этнокультурные  традиции

1.2. Метапредметные планируемые результаты

Универсальные учебные действия

Метапредметные результаты

Типовые задачи

применения УУД

Регулятивные универсальные учебные действия

Р1 Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности (целеполагание)

Р1.1 Анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты

Р1.2 Идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему

Р1.3Выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат

Р1.4 Ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей

Р1.5 Формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности

Р1.6 Обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов

Постановка и решение учебных задач

Учебное сотрудничество

Технология формирующего (безотметочного) оценивания

Эколого-образовательная деятельность

Метод проектов

Учебно-исследовательская деятельность

Кейс-метод

Р2 Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач (планирование)

Р2.1 Определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения

Р2.2 Обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач

Р2.3 Определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи

Р2.4 Выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов)

Р2.5 Выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели

Р2.6 Составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования)

Р2.7 Определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения

Р2.8 Описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса

Р2.9 Планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию

Постановка и решение учебных задач

Организация учебного сотрудничества

Метод проектов

Учебно-исследовательская деятельность

Кейс-метод

Р3 Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией (контроль и коррекция)

Р3.1 Определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности

Р3.2 Систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности

Р3.3 Отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований

Р3.4Оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата

Р3.5 Находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата

Р3.6 Работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата

Р3.7 Устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта

Р3.8 Сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно

Постановка и решение учебных задач

Поэтапное формирование умственных действий

Организация учебного сотрудничества

Технология формирующего (безотметочного) оценивания

Учебно-познавательные (учебно-практические) задачи на саморегуляцию и самоорганизацию

Метод проектов

Учебно-исследовательская деятельность

Р4 Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения (оценка)

Р4.1 Определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи

Р4.2 Анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи

Р4.3 Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий

Р4.4 Оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности

Р4.5 Обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов

Р4.6 Фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов

Организация учебного сотрудничества

Технология формирующего (безотметочного) оценивания

Учебно-познавательные (учебно-практические) задачи на саморегуляцию и самоорганизацию

Метод проектов

Учебно-исследовательская деятельность

Р5 Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной (познавательная рефлексия, саморегуляция)

Р5.1 Наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки

Р5.2Соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы

Р5.3 Принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность

Р5.4 Самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха

Р5.5 Ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности

Р5.6 Демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности)

Постановка и решение учебных задач

Организация учебного сотрудничества

Технология формирующего (безотметочного) оценивания

Эколого-образовательная деятельность

Учебно-познавательные (учебно-практические) задачи на формирование рефлексии

Метод проектов

Учебно-исследовательская деятельность

Познавательные универсальные учебные действия

П6 Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы (логические УУД)

П6.1 Подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства

П6.2 Выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов

П6.3 Выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство

П6.4 Объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления

П6.5 Выделять явление из общего ряда других явлений

П6.6 Определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений

П6.7 Строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям

П6.8 Строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки

П6.9 Излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи

П6.10 Самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации

П6.11Вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником

П6.12 Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения)

П6.13 Выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ

П6.14 Делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными

Учебные задания, обеспечивающие формирование логических универсальных учебных действий

Стратегии смыслового чтения

Дискуссия

Метод ментальных карт

Эколого-образовательная деятельность

Метод проектов

Учебно-исследовательская деятельность

Дебаты

Кейс-метод

П7 Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач (знаково-символические / моделирование)

П7.1 Обозначать символом и знаком предмет и/или явление

П7.2 Определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме

П7.3 Создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления

П7.4 Строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения

П7.5 Создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией

П7.6 Преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область

П7.7 Переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот

П7.8 Строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм

П7.9 Строить доказательство: прямое, косвенное, от противного

П7.10 Анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата

Постановка и решение учебных задач, включающая моделирование

Поэтапное формирование умственных действий

Метод ментальных карт

Кейс-метод

Метод проектов

Учебно-исследовательская деятельность

П8 Смысловое чтение

П8.1Находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

П8.2 Ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

П8.3 Устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

П8.4 Резюмировать главную идею текста;

П8.5 Преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);

П8.6 Критически оценивать содержание и форму текста.

П8.7Систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах

П8.8 Выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий – концептуальных диаграмм, опорных конспектов)

П8.9 Заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты

Стратегии смыслового чтения

Дискуссия

Метод ментальных карт

Кейс-метод

Дебаты

Метод проектов

Учебно-исследовательская деятельность

П9 Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации

П9.1 Определять свое отношение к природной среде

П9.2 Анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов

П9.3 Проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций

П9.4 Прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора

П9.5 Распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды

П9.6 Выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы

Эколого-образовательная деятельность

П10 Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем

П10.1 Определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы

П10.2 Осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями

П10.3 Формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска

П10.4 Соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью

Применение ИКТ

Учебно-познавательные (учебно-практические) задачи на, использование

Метод проектов

Учебно-исследовательская деятельность

Коммуникативные универсальные учебные действия

К11 Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение (учебное сотрудничество)

К11.1 Определять возможные роли в совместной деятельности

К11.2 Играть определенную роль в совместной деятельности

К11.3 Принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории

К11.4 Определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации

К11.5 Строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности

К11.6 Корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен)

К11.7 Критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его

К11.8 Предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации

К11.9Выделять общую точку зрения в дискуссии

К11.10 Договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей

К11.11 Организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.)

К11.12 Устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога

Организация учебного сотрудничества

Технология формирующего (безотметочного) оценивания

Дискуссия

Эколого-образовательная деятельность

Кейс-метод

Метод проектов (групповые)

Дебаты

К12 Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью (коммуникация)

К12.1 Определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства

К12.2 Отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.)

К12.3 Представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности

К12.4 Соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей

К12.5 Высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога

К12.6 Принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником

К12.7 Создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств

К12.8 Использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления

К12.9 Использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя

К12.10 Делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его

Организация учебного сотрудничества

Дискуссия

Кейс-метод

Дебаты

Учебно-познавательные (учебно-практические) задачи на коммуникацию

Учебно-исследовательская деятельность

К13 Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентность)

К13.1 Целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ

К13.2 Выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации

К13.3 Выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи

К13.4 Использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.

К13.5 Использовать информацию с учетом этических и правовых норм

К13.6 Создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности

Применение ИКТ

Учебно-познавательные (учебно-практические) задачи на использование ИКТ для обучения

Метод проектов

Учебно-исследовательская деятельность

1.3. Предметные планируемые результаты

8 класс

Раздел

программы

Планируемые результаты

Обучающийся научится

Обучающийся получит возможность научиться

Древнерусская литература.

Русская литература XVIII в. Русская литература XIX-XXI вв.

 

Осознанно воспринимать художественное произведение русской литературы в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;

- интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

- выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

 - определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

- анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному произведению;

- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

 - сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

- работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.

- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

- дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;

- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

- создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;

- сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

9 класс

Раздел программы

Планируемые результаты

Обучающийся научится

Обучающийся получит возможность научиться

Древнерусская литература.

Русская литература XVIII в.

Русская литература XIX-XXI вв.

 

  • определять тему и основную мысль произведения;
  • владеть различными видами пересказа, пересказывать сюжет; выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;
  • характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики; оценивать систему персонажей;
  • находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;
  • определять родо-жанровую специфику художественного произведения;
  • выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними;
  • выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;
  • пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;
  • давать развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы;
  • собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии;
  • выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;
  • выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению
  • ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.

•        сравнивая произведения, принадлежащие разным писателям, видеть в них воплощение нравственного идеала;

•        рассказывать о самостоятельно прочитанной  произведении, обосновывая свой выбор;

•        создавать тексты или придумывать сюжетные линии;

•        сравнивая произведения, определять черты национального характера; выбирать произведения для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

•        устанавливать связи между  произведениями  на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).

2. Содержание учебного предмета

Введение.  Литература как искусство слова

В мире искусства слова.  Национальная самобытность русской литературы.

Древнерусская литература

 «Житие Сергия Радонежского». Житийный жанр в древнерусской литературе. Историческая основа «Жития Сергия Радонежского». Сергий Радонежский – воплощение национального нравственного идеала, олицетворение Святой Руси.

«Задонщина». Тема единения Русской земли в поэме «Задонщина»

Литература 18 века

Н.М.Карамзин. Обзор жизни и творчества. «Наталья, боярская дочь». Историческая основа повести. Характеры героев. Нравственные проблемы в повести

Русская литература 19 века

Поэты пушкинской поры. К.Н.Батюшков «Мой гений», «Есть наслаждение и в дикости лесов…». Д.В.Давыдов «Песня старого гусара», «Гусарский пир». А.А.Дельвиг «Элегия».  

А.С. Пушкин. Донские страницы в жизни и творчестве великого поэта. «Повести Белкина». «Станционный смотритель» - сюжет и герои повести. Тема «маленького человека» в произведениях А.С.Пушкина.

 И.С.Тургенев. Слово о писателе. История любви в повести «Вешние воды». Светлые воспоминания на склоне жизни. Характеры героев повести.

А.П.Чехов. Характеры героев повести «Попрыгунья». История человеческой жизни как основа сюжета.

                                                                                               Литература 20 века.

М.А.Шолохов. Тема Гражданской войны в «Донских рассказах» писателя.

В.Ф.Тендряков. Слово о писателе.  «Хлеб для собаки». Проблематика рассказа.

К. Г. Паустовский. Рассказ «Телеграмма». Композиция рассказа. Нравственные проблемы. Авторская позиция. Роль пейзажа. Смысл названия.

Ю.П. Казаков «Запах хлеба». Память о близких людях. Проблема утраты связи с отчим домом.

А.Г.Алексин . «Безумная Евдокия».   Сюжет и главные герои повести. Нравственные проблемы  повести.

Г.Н.Щербакова «Вам и не снилось». История о первой любви. Смысл названия повести. Проблема взаимоотношений родителей и детей в повести

В .П. Астафьев. «Рукавички», «Рукой согретый хлеб» (из книги «Затеси»). Лирическая миниатюра. Нравственный выбор. Человек на войне. Личные переживания героя-рассказчика.

В.Г.Распутин. Слово о писателе. «Я забыл спросить у Лешки». Тема истинной дружбы в произведении

В. А. Каверин. «Два капитана». Приключенческий роман. Настойчивость и целеустремлённость главного героя в достижении мечты. Нравственные проблемы в романе.

Ю. М. Нагибин. «Старая черепаха». Сюжет рассказа, герои. Проблема ответственности. Особенности композиции.

А. Г. Алексин. «А тем временем где-то». Сюжет повести, главные герои. Желание юного героя понять себя и окружающих. Проблема выбора.

Русская поэзия

Э. Асадов. Основные темы лирики. «Письмо с фронта», А. Прокофьев «Мама», Ж. Баринова «Чтобы жить без тревог и печали», Е. Трутнева «Мама» и др.

Великая Отечественная война в русской литературе.

В.А.Закруткин. Слово о писателе. Повесть «Матерь человеческая». Женская судьба в годы Великой Отечественной войны. Смысл названия повести.

К.М.Симонов «Свеча». Гуманистическая идея рассказа

Русская литература 21 века.

Обзор (.Костюнин. «Совенок».   Л. Улицкая. «Детство сорок девять». Книга о послевоенном детстве.

О.Павлова. «Гришка». Герои рассказа. Сопереживание. Милосердие.)

3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

8 класс (35 часов)

Наименование учебника: хрестоматия «Литература России. Южный Урал. 5-9 класс»; примерная образовательная программа основного общего образования

Авторы:  Н. А. Капитонова, Т. Н. Крохалева, Т. В. Соловьева.

                  Издательство «Взгляд»

№ п/п

Тема

Количество часов

Текущий контроль успеваемости

Содержание НРЭО

1

Связь литературного процесса с национальными традициями русского народа.

1

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 7 часов

2

Жанровое и тематическое своеобразие древнерусской литературы.

1

Терминологический диктант

Древнерусская литература: жанровое и идейно-художественное своеобразие произведений

3-4

«Житие Феодосия Печерского» (фрагменты).  Нравственные основы жизни святого.

2

5

Жанровый синтез беллетристики и жития в древнерусской литературе. 

1

6

«8 июля – День  семьи, любви и верности. Праздник в моей семье».

1

Творческая работа – создание тематической странички  календаря

Творческая работа – создание тематической странички  календаря

7

Литературные места России, связанные с произведениями Древней Руси.

1

Заочная экскурсия.

8

Первая печатная книга «Апостол».

Первая  печатная русская азбука

1

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА 4 часа

9

«Ведомости»  первая русская газета.

10

И. П. Богданович. Отрывки из  повести  «Душенька». Своеобразие жанра.

11

Письменная работа «Почему автор называет своё сочинение «забавой»?»

12

Практикум. Составление Толкового словаря авторской лексики с учётом специфики поэзии XVIII века.

Практикум

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА 19 часов

13

Идейно-художественное богатство литературы XIX века.

1

14

Просветительский реализм

1

15

Басни И.А. Крылова. Образ М. И. Кутузова в баснях.

1

16

Реферат «Отечественная война 1812 года в баснях И.А. Крылова».

1

17

Предромантизм. Своеобразие жанра.

1

18

«На театральных подмостках». Декламация.

1

Составление декламации

19

Неповторимые особенности русского романтизма.

1

20

 «Другу стихотворцу» – первый поэтический манифест А.С. Пушкина

1

21

Подготовка и представление презентация  «Музы Александра Сергеевича Пушкина»

1

Презентация

22

Историческая тема в творчестве Пушкина

1

Сказ С. К. Власовой «Пугачевский клад» как иллюстрация связи преданий о Пугачеве с распространенными на Урале легендами о кладах

23

Особенность творческого дарования Н.В. Гоголя. Сборник «Арабески». Обзор статей.

1

24

Комментированное чтение отрывков из статьи «Несколько слов о Пушкине»

1

25

Развитие демократической литературы.

И.С. Тургенев, Н. А. Некрасов.

1

Анализ произведений, не входящих в программу курса литературы по учебнику Коровиной

26

А.А. Фет. Своеобразие лирического мира.  Сборник «Вечерние огни»

1

Анализ поэтического текста

27

Ф. И. Тютчев. «Денисьевский цикл». Романтика чувства в стихотворениях

1

Анализ поэтического текста

28

Отражение красоты родного края  в стихах уральских поэтов

1

Произведения уральских поэтов

29

Литературные места Южного Урала

1

Виртуальная экскурсия

30

Сочинение "Как солнце в драгоценной грани — в Урале Русь отражена".

1

Сочинение

Связь произведений уральских писателей и поэтов с национальными традициями русского народа.

31

Анализ сочинений

1

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО 4 часа

32

Подготовка к итоговой контрольной работе. Повторение изученного материала

1

33

Итоговая контрольная работа

1

Контрольная работа

34

Анализ итоговой контрольной работы

1

35

Повторение

1

9 класс

Наименование учебника: хрестоматия «Литература России. Южный Урал. 5-9 класс»; примерная образовательная программа  основного общего образования

Авторы:  Н. А. Капитонова, Т. Н. Крохалева, Т. В. Соловьева.

                  Издательство «Взгляд»

№ п/п

Количество часов

Текущий контроль успеваемости

Содержание НРЭО

ВВЕДЕНИЕ 2 часа

1

 Национальная самобытность русской литературы.

2

Южноуральская литература как своеобразная художественная система.

Особенности тематики, проблематики, ключевые образы произведений уральских писателей.

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 3 часа

3

Историческая личность на страницах произведений Древней Руси. «Житие Сергия Радонежского».

4

Тема единения Русской земли в поэме «Задонщина»

 

5

Сопоставление сюжетной основы «Слова…» и поэмы «Задонщина»

Практикум. Анализ фрагментов произведений

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА VIII ВЕКА 5 часов

6

Н.М. Карамзин. «Наталья, боярская дочь». Историческая основа повести. Характеры героев.

7

Нравственные проблемы в повести Н.М. Карамзина «Наталья, боярская дочь».

Анализ фрагмента прозаического произведения: приемы выражения авторской позиции в произведении Н. М. Карамзина

8

Жанр путешествий в прозе 18 века

Развитие жанра путешествия в прозе Александра Гавриловича Туркина. Путешествие от станции «Челябинск» до станции «Миасс» в рассказе «Мимоходом»

9

Сатира 18 века. Д. И. Фонвизин. «Бригадир»

10

Проверочная  работа «Русская литература 18 века»

Проверочная  работа №1.

Русская литература XVIII века: тематика, проблематика, литературные направления, жанры

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА 8 часов

11

Поэты пушкинской поры. Д.В. Давыдов «Песня старого гусара», «Гусарский пир». А.А. Дельвиг «Элегия».  

12

И.С. Тургенев. История любви в повести «Вешние воды»

13

И.С. Тургенев.  «Вешние воды».  Характеры героев повести

14

А.П. Чехов. «Попрыгунья». История человеческой жизни как основа сюжета

15

Писатели земли уральской. Д. Н. Мамин-Сибиряк. Обзор творчества

Работа с фрагментами произведений

Обзор произведений Д. Н.Мамина- Сибиряка, С. Т. Аксакова

16

Писатели земли уральской. Обзор творчества С. Т. Аксакова

Работа с фрагментами произведений

Обзор произведений Д. Н.Мамина- Сибиряка, С. Т. Аксакова

17

Обобщающий урок по разделу «Литература 19 века»

18

Проверочная  работа «Русская литература 19 века»

Проверочная  работа № 2.

Русская литература XIX века: тематика, проблематика, литературные направления, жанры

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА 12 часов

19

М.А. Шолохов. Тема Гражданской войны в «Донских рассказах» писателя.

20

В.Ф. Тендряков. «Хлеб для собаки». Проблематика рассказа.

Развернутый ответ на вопрос «Над чем заставил задуматься рассказ В.Ф. Тендрякова»?

21

Ю.П. Казаков «Запах хлеба». Память о близких людях. Проблема утраты связи с отчим домом.

22

Нравственные уроки повести А.Г. Алексина «Безумная Евдокия»

23

В.П. Астафьев «Рукавички», « Рукой, согретый хлеб» (из книги «Затеси»). Личные переживания героя-рассказчика.

24

В.Г. Распутин. «Я забыл спросить у Лешки». Тема истинной дружбы в произведении.

25

Основные темы лирики Э. Асадова. «Письмо с фронта»

Анализ лирического произведения

26

В.А. Закруткин. Слово о писателе. Повесть «Матерь человеческая».

27

К.М. Симонов «Свеча». Гуманистическая идея рассказа.

28

Произведения уральских писателей о Великой Отечественной войне.

Работа с текстом

Г. Л. Занадворов «Была весна»

29

А. Н. Толстой «Русский характер» 

30

Проверочная работа «Русская литература 20 века»

Проверочная  работа № 3.

Русская литература XX века: тематика, проблематика, литературные направления, жанры

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XXI ВЕКА 2 часа

31

Русская литература 21 века. Обзор.

Работа с фрагментами произведений

Обзор произведений уральских писателей:

романы Игоря Сахновского. «Человек, который знал всё», «Заговор ангелов», рассказы  Бориса Телкова и Романа Сенчина

32

Жестокость и сострадание. А. В. Костюнин. Рассказ «Совенок».

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО 2 часа

33

Повторение изученного материала. Подготовка к итоговой контрольной работе

34

Итоговая контрольная работа 

Контрольная работа:

«По страницам истории и литературы: история России в художественных произведениях»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по родной (русской) литературе

Рабочая программа по родной (русской) литературе предназначена для обучающихся 5-9 классов общеобразовательной школы...

Рабочая программа по родной русской литературе для 8 класса

Рабочая программа учебного предмета " Родная литература" разработана для обучения учащихся 8 класса в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего обр...

Рабочая программа по родной русской литературе для 10-11 класов

Один из вариантов рассмотрения родной русской литературы в старшей школе...

Рабочая программа по родной (русской) литературе 11 класс

Рабочая программа по  родной (русской) литературе разработана в соответствии с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта и Примерной основной образовательной прог...

Рабочая программа по родной (русской) литературе 10 класс

Рабочая программа по  родной (русской) литературе разработана в соответствии с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта и Примерной основной образовательной прог...

Рабочая программа по родной(русской) литературе 7 класс

Рабочая программа по родной( русской) литературе 7 класса  рассчитана на 17 часов...

Аннотация к рабочей программе по родной русской литературе для 9 класса

Аннотация включает в себя  цели и задачи изучения предмета, тематическое планирование...