Рабочая программа по родной (русской) литературе
рабочая программа (9 класс)
Рабочая программа
Образовательная область: «Родной язык и родная литература»
Учебный предмет: Родная литература (русская)
Уровень: базовый
Класс:8, 9
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodnaya_literatura_8-9.docx | 80.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Южно-Степная средняя общеобразовательная школа»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Образовательная область: «Родной язык и родная литература»
Учебный предмет: Родная литература (русская)
Уровень: базовый
Класс:8, 9
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
1.1. Личностные планируемые результаты
Критерии сформированности | Личностные результаты | Предметные результаты |
Самоопреде-ление (личностное, профессиональное, жизненное) | 1.1.Сформированность российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России | Понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания мира |
1.2. Осознанность своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества | Обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей русского языка на основе изучения выдающихся произведений российской и мировой культуры | |
Смыслообразование | 2.1.Сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию | Овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п. Формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления |
Нравственно-этическая ориентация | 3.1. Сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов родного края, России и народов мира мира | Понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания мира Обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей русского языка на основе изучения выдающихся произведений российской и мировой культуры |
3.2. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества | Воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение | |
3.3.Сформированность морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам | Осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности ив систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизация отношений человека и общества, многоаспектного диалога | |
3.6. Сформированность эстетического сознания через освоение художественного наследия народов родного края, России и мира, творческой деятельности эстетического характера | Развитие способности понимать литературные художественные произведения , отражающие разные этнокультурные традиции |
1.2. Метапредметные планируемые результаты
Универсальные учебные действия | Метапредметные результаты | Типовые задачи применения УУД |
Регулятивные универсальные учебные действия | ||
Р1 Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности (целеполагание) | Р1.1 Анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты Р1.2 Идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему Р1.3Выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат Р1.4 Ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей Р1.5 Формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности Р1.6 Обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов | Постановка и решение учебных задач Учебное сотрудничество Технология формирующего (безотметочного) оценивания Эколого-образовательная деятельность Метод проектов Учебно-исследовательская деятельность Кейс-метод |
Р2 Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач (планирование) | Р2.1 Определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения Р2.2 Обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач Р2.3 Определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи Р2.4 Выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов) Р2.5 Выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели Р2.6 Составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования) Р2.7 Определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения Р2.8 Описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса Р2.9 Планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию | Постановка и решение учебных задач Организация учебного сотрудничества Метод проектов Учебно-исследовательская деятельность Кейс-метод |
Р3 Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией (контроль и коррекция) | Р3.1 Определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности Р3.2 Систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности Р3.3 Отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований Р3.4Оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата Р3.5 Находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата Р3.6 Работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата Р3.7 Устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта Р3.8 Сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно | Постановка и решение учебных задач Поэтапное формирование умственных действий Организация учебного сотрудничества Технология формирующего (безотметочного) оценивания Учебно-познавательные (учебно-практические) задачи на саморегуляцию и самоорганизацию Метод проектов Учебно-исследовательская деятельность |
Р4 Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения (оценка) | Р4.1 Определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи Р4.2 Анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи Р4.3 Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий Р4.4 Оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности Р4.5 Обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов Р4.6 Фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов | Организация учебного сотрудничества Технология формирующего (безотметочного) оценивания Учебно-познавательные (учебно-практические) задачи на саморегуляцию и самоорганизацию Метод проектов Учебно-исследовательская деятельность |
Р5 Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной (познавательная рефлексия, саморегуляция) | Р5.1 Наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки Р5.2Соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы Р5.3 Принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность Р5.4 Самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха Р5.5 Ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности Р5.6 Демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности) | Постановка и решение учебных задач Организация учебного сотрудничества Технология формирующего (безотметочного) оценивания Эколого-образовательная деятельность Учебно-познавательные (учебно-практические) задачи на формирование рефлексии Метод проектов Учебно-исследовательская деятельность |
Познавательные универсальные учебные действия | ||
П6 Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы (логические УУД) | П6.1 Подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства П6.2 Выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов П6.3 Выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство П6.4 Объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления П6.5 Выделять явление из общего ряда других явлений П6.6 Определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений П6.7 Строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям П6.8 Строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки П6.9 Излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи П6.10 Самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации П6.11Вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником П6.12 Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения) П6.13 Выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ П6.14 Делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными | Учебные задания, обеспечивающие формирование логических универсальных учебных действий Стратегии смыслового чтения Дискуссия Метод ментальных карт Эколого-образовательная деятельность Метод проектов Учебно-исследовательская деятельность Дебаты Кейс-метод |
П7 Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач (знаково-символические / моделирование) | П7.1 Обозначать символом и знаком предмет и/или явление П7.2 Определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме П7.3 Создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления П7.4 Строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения П7.5 Создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией П7.6 Преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область П7.7 Переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот П7.8 Строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм П7.9 Строить доказательство: прямое, косвенное, от противного П7.10 Анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата | Постановка и решение учебных задач, включающая моделирование Поэтапное формирование умственных действий Метод ментальных карт Кейс-метод Метод проектов Учебно-исследовательская деятельность |
П8 Смысловое чтение | П8.1Находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); П8.2 Ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; П8.3 Устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов; П8.4 Резюмировать главную идею текста; П8.5 Преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction); П8.6 Критически оценивать содержание и форму текста. П8.7Систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах П8.8 Выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий – концептуальных диаграмм, опорных конспектов) П8.9 Заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты | Стратегии смыслового чтения Дискуссия Метод ментальных карт Кейс-метод Дебаты Метод проектов Учебно-исследовательская деятельность |
П9 Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации | П9.1 Определять свое отношение к природной среде П9.2 Анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов П9.3 Проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций П9.4 Прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора П9.5 Распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды П9.6 Выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы | Эколого-образовательная деятельность |
П10 Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем | П10.1 Определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы П10.2 Осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями П10.3 Формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска П10.4 Соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью | Применение ИКТ Учебно-познавательные (учебно-практические) задачи на, использование Метод проектов Учебно-исследовательская деятельность |
Коммуникативные универсальные учебные действия | ||
К11 Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение (учебное сотрудничество) | К11.1 Определять возможные роли в совместной деятельности К11.2 Играть определенную роль в совместной деятельности К11.3 Принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории К11.4 Определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации К11.5 Строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности К11.6 Корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен) К11.7 Критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его К11.8 Предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации К11.9Выделять общую точку зрения в дискуссии К11.10 Договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей К11.11 Организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.) К11.12 Устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога | Организация учебного сотрудничества Технология формирующего (безотметочного) оценивания Дискуссия Эколого-образовательная деятельность Кейс-метод Метод проектов (групповые) Дебаты |
К12 Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью (коммуникация) | К12.1 Определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства К12.2 Отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.) К12.3 Представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности К12.4 Соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей К12.5 Высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога К12.6 Принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником К12.7 Создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств К12.8 Использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления К12.9 Использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя К12.10 Делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его | Организация учебного сотрудничества Дискуссия Кейс-метод Дебаты Учебно-познавательные (учебно-практические) задачи на коммуникацию Учебно-исследовательская деятельность |
К13 Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентность) | К13.1 Целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ К13.2 Выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации К13.3 Выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи К13.4 Использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др. К13.5 Использовать информацию с учетом этических и правовых норм К13.6 Создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности | Применение ИКТ Учебно-познавательные (учебно-практические) задачи на использование ИКТ для обучения Метод проектов Учебно-исследовательская деятельность |
1.3. Предметные планируемые результаты
8 класс
Раздел программы | Планируемые результаты | |
Обучающийся научится | Обучающийся получит возможность научиться | |
Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX-XXI вв.
| Осознанно воспринимать художественное произведение русской литературы в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; - интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения; - воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку; - определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения; - выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации; - определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями; - анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному произведению; - создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах; - сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах; - работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации. | - выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста; - дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию; - сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их; - оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств; - создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств; - сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа; - вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект). |
9 класс
Раздел программы | Планируемые результаты | |
Обучающийся научится | Обучающийся получит возможность научиться | |
Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX-XXI вв.
|
| • сравнивая произведения, принадлежащие разным писателям, видеть в них воплощение нравственного идеала; • рассказывать о самостоятельно прочитанной произведении, обосновывая свой выбор; • создавать тексты или придумывать сюжетные линии; • сравнивая произведения, определять черты национального характера; выбирать произведения для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками; • устанавливать связи между произведениями на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия). |
2. Содержание учебного предмета
Введение. Литература как искусство слова
В мире искусства слова. Национальная самобытность русской литературы.
Древнерусская литература
«Житие Сергия Радонежского». Житийный жанр в древнерусской литературе. Историческая основа «Жития Сергия Радонежского». Сергий Радонежский – воплощение национального нравственного идеала, олицетворение Святой Руси.
«Задонщина». Тема единения Русской земли в поэме «Задонщина»
Литература 18 века
Н.М.Карамзин. Обзор жизни и творчества. «Наталья, боярская дочь». Историческая основа повести. Характеры героев. Нравственные проблемы в повести
Русская литература 19 века
Поэты пушкинской поры. К.Н.Батюшков «Мой гений», «Есть наслаждение и в дикости лесов…». Д.В.Давыдов «Песня старого гусара», «Гусарский пир». А.А.Дельвиг «Элегия».
А.С. Пушкин. Донские страницы в жизни и творчестве великого поэта. «Повести Белкина». «Станционный смотритель» - сюжет и герои повести. Тема «маленького человека» в произведениях А.С.Пушкина.
И.С.Тургенев. Слово о писателе. История любви в повести «Вешние воды». Светлые воспоминания на склоне жизни. Характеры героев повести.
А.П.Чехов. Характеры героев повести «Попрыгунья». История человеческой жизни как основа сюжета.
Литература 20 века.
М.А.Шолохов. Тема Гражданской войны в «Донских рассказах» писателя.
В.Ф.Тендряков. Слово о писателе. «Хлеб для собаки». Проблематика рассказа.
К. Г. Паустовский. Рассказ «Телеграмма». Композиция рассказа. Нравственные проблемы. Авторская позиция. Роль пейзажа. Смысл названия.
Ю.П. Казаков «Запах хлеба». Память о близких людях. Проблема утраты связи с отчим домом.
А.Г.Алексин . «Безумная Евдокия». Сюжет и главные герои повести. Нравственные проблемы повести.
Г.Н.Щербакова «Вам и не снилось». История о первой любви. Смысл названия повести. Проблема взаимоотношений родителей и детей в повести
В .П. Астафьев. «Рукавички», «Рукой согретый хлеб» (из книги «Затеси»). Лирическая миниатюра. Нравственный выбор. Человек на войне. Личные переживания героя-рассказчика.
В.Г.Распутин. Слово о писателе. «Я забыл спросить у Лешки». Тема истинной дружбы в произведении
В. А. Каверин. «Два капитана». Приключенческий роман. Настойчивость и целеустремлённость главного героя в достижении мечты. Нравственные проблемы в романе.
Ю. М. Нагибин. «Старая черепаха». Сюжет рассказа, герои. Проблема ответственности. Особенности композиции.
А. Г. Алексин. «А тем временем где-то». Сюжет повести, главные герои. Желание юного героя понять себя и окружающих. Проблема выбора.
Русская поэзия
Э. Асадов. Основные темы лирики. «Письмо с фронта», А. Прокофьев «Мама», Ж. Баринова «Чтобы жить без тревог и печали», Е. Трутнева «Мама» и др.
Великая Отечественная война в русской литературе.
В.А.Закруткин. Слово о писателе. Повесть «Матерь человеческая». Женская судьба в годы Великой Отечественной войны. Смысл названия повести.
К.М.Симонов «Свеча». Гуманистическая идея рассказа
Русская литература 21 века.
Обзор (.Костюнин. «Совенок». Л. Улицкая. «Детство сорок девять». Книга о послевоенном детстве.
О.Павлова. «Гришка». Герои рассказа. Сопереживание. Милосердие.)
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
8 класс (35 часов)
Наименование учебника: хрестоматия «Литература России. Южный Урал. 5-9 класс»; примерная образовательная программа основного общего образования
Авторы: Н. А. Капитонова, Т. Н. Крохалева, Т. В. Соловьева.
Издательство «Взгляд»
№ п/п | Тема | Количество часов | Текущий контроль успеваемости | Содержание НРЭО |
1 | Связь литературного процесса с национальными традициями русского народа. | 1 | ||
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 7 часов | ||||
2 | Жанровое и тематическое своеобразие древнерусской литературы. | 1 | Терминологический диктант Древнерусская литература: жанровое и идейно-художественное своеобразие произведений | |
3-4 | «Житие Феодосия Печерского» (фрагменты). Нравственные основы жизни святого. | 2 | ||
5 | Жанровый синтез беллетристики и жития в древнерусской литературе. | 1 | ||
6 | «8 июля – День семьи, любви и верности. Праздник в моей семье». | 1 | Творческая работа – создание тематической странички календаря | Творческая работа – создание тематической странички календаря |
7 | Литературные места России, связанные с произведениями Древней Руси. | 1 | Заочная экскурсия. | |
8 | Первая печатная книга «Апостол». Первая печатная русская азбука | 1 | ||
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА 4 часа | ||||
9 | «Ведомости» – первая русская газета. | |||
10 | И. П. Богданович. Отрывки из повести «Душенька». Своеобразие жанра. | |||
11 | Письменная работа «Почему автор называет своё сочинение «забавой»?» | |||
12 | Практикум. Составление Толкового словаря авторской лексики с учётом специфики поэзии XVIII века. | Практикум | ||
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА 19 часов | ||||
13 | Идейно-художественное богатство литературы XIX века. | 1 | ||
14 | Просветительский реализм | 1 | ||
15 | Басни И.А. Крылова. Образ М. И. Кутузова в баснях. | 1 | ||
16 | Реферат «Отечественная война 1812 года в баснях И.А. Крылова». | 1 | ||
17 | Предромантизм. Своеобразие жанра. | 1 | ||
18 | «На театральных подмостках». Декламация. | 1 | Составление декламации | |
19 | Неповторимые особенности русского романтизма. | 1 | ||
20 | «Другу стихотворцу» – первый поэтический манифест А.С. Пушкина | 1 | ||
21 | Подготовка и представление презентация «Музы Александра Сергеевича Пушкина» | 1 | Презентация | |
22 | Историческая тема в творчестве Пушкина | 1 | Сказ С. К. Власовой «Пугачевский клад» как иллюстрация связи преданий о Пугачеве с распространенными на Урале легендами о кладах | |
23 | Особенность творческого дарования Н.В. Гоголя. Сборник «Арабески». Обзор статей. | 1 | ||
24 | Комментированное чтение отрывков из статьи «Несколько слов о Пушкине» | 1 | ||
25 | Развитие демократической литературы. И.С. Тургенев, Н. А. Некрасов. | 1 | Анализ произведений, не входящих в программу курса литературы по учебнику Коровиной | |
26 | А.А. Фет. Своеобразие лирического мира. Сборник «Вечерние огни» | 1 | Анализ поэтического текста | |
27 | Ф. И. Тютчев. «Денисьевский цикл». Романтика чувства в стихотворениях | 1 | Анализ поэтического текста | |
28 | Отражение красоты родного края в стихах уральских поэтов | 1 | Произведения уральских поэтов | |
29 | Литературные места Южного Урала | 1 | Виртуальная экскурсия | |
30 | Сочинение "Как солнце в драгоценной грани — в Урале Русь отражена". | 1 | Сочинение | Связь произведений уральских писателей и поэтов с национальными традициями русского народа. |
31 | Анализ сочинений | 1 | ||
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО 4 часа | ||||
32 | Подготовка к итоговой контрольной работе. Повторение изученного материала | 1 | ||
33 | Итоговая контрольная работа | 1 | Контрольная работа | |
34 | Анализ итоговой контрольной работы | 1 | ||
35 | Повторение | 1 |
9 класс
Наименование учебника: хрестоматия «Литература России. Южный Урал. 5-9 класс»; примерная образовательная программа основного общего образования
Авторы: Н. А. Капитонова, Т. Н. Крохалева, Т. В. Соловьева.
Издательство «Взгляд»
№ п/п | Количество часов | Текущий контроль успеваемости | Содержание НРЭО | |
ВВЕДЕНИЕ 2 часа | ||||
1 | Национальная самобытность русской литературы. | |||
2 | Южноуральская литература как своеобразная художественная система. | Особенности тематики, проблематики, ключевые образы произведений уральских писателей. | ||
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 3 часа | ||||
3 | Историческая личность на страницах произведений Древней Руси. «Житие Сергия Радонежского». | |||
4 | Тема единения Русской земли в поэме «Задонщина» |
| ||
5 | Сопоставление сюжетной основы «Слова…» и поэмы «Задонщина» | Практикум. Анализ фрагментов произведений | ||
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА VIII ВЕКА 5 часов | ||||
6 | Н.М. Карамзин. «Наталья, боярская дочь». Историческая основа повести. Характеры героев. | |||
7 | Нравственные проблемы в повести Н.М. Карамзина «Наталья, боярская дочь». | Анализ фрагмента прозаического произведения: приемы выражения авторской позиции в произведении Н. М. Карамзина | ||
8 | Жанр путешествий в прозе 18 века | Развитие жанра путешествия в прозе Александра Гавриловича Туркина. Путешествие от станции «Челябинск» до станции «Миасс» в рассказе «Мимоходом» | ||
9 | Сатира 18 века. Д. И. Фонвизин. «Бригадир» | |||
10 | Проверочная работа «Русская литература 18 века» | Проверочная работа №1. Русская литература XVIII века: тематика, проблематика, литературные направления, жанры | ||
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА 8 часов | ||||
11 | Поэты пушкинской поры. Д.В. Давыдов «Песня старого гусара», «Гусарский пир». А.А. Дельвиг «Элегия». | |||
12 | И.С. Тургенев. История любви в повести «Вешние воды» | |||
13 | И.С. Тургенев. «Вешние воды». Характеры героев повести | |||
14 | А.П. Чехов. «Попрыгунья». История человеческой жизни как основа сюжета | |||
15 | Писатели земли уральской. Д. Н. Мамин-Сибиряк. Обзор творчества | Работа с фрагментами произведений | Обзор произведений Д. Н.Мамина- Сибиряка, С. Т. Аксакова | |
16 | Писатели земли уральской. Обзор творчества С. Т. Аксакова | Работа с фрагментами произведений | Обзор произведений Д. Н.Мамина- Сибиряка, С. Т. Аксакова | |
17 | Обобщающий урок по разделу «Литература 19 века» | |||
18 | Проверочная работа «Русская литература 19 века» | Проверочная работа № 2. Русская литература XIX века: тематика, проблематика, литературные направления, жанры | ||
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА 12 часов | ||||
19 | М.А. Шолохов. Тема Гражданской войны в «Донских рассказах» писателя. | |||
20 | В.Ф. Тендряков. «Хлеб для собаки». Проблематика рассказа. | Развернутый ответ на вопрос «Над чем заставил задуматься рассказ В.Ф. Тендрякова»? | ||
21 | Ю.П. Казаков «Запах хлеба». Память о близких людях. Проблема утраты связи с отчим домом. | |||
22 | Нравственные уроки повести А.Г. Алексина «Безумная Евдокия» | |||
23 | В.П. Астафьев «Рукавички», « Рукой, согретый хлеб» (из книги «Затеси»). Личные переживания героя-рассказчика. | |||
24 | В.Г. Распутин. «Я забыл спросить у Лешки». Тема истинной дружбы в произведении. | |||
25 | Основные темы лирики Э. Асадова. «Письмо с фронта» | Анализ лирического произведения | ||
26 | В.А. Закруткин. Слово о писателе. Повесть «Матерь человеческая». | |||
27 | К.М. Симонов «Свеча». Гуманистическая идея рассказа. | |||
28 | Произведения уральских писателей о Великой Отечественной войне. | Работа с текстом | Г. Л. Занадворов «Была весна» | |
29 | А. Н. Толстой «Русский характер» | |||
30 | Проверочная работа «Русская литература 20 века» | Проверочная работа № 3. Русская литература XX века: тематика, проблематика, литературные направления, жанры | ||
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XXI ВЕКА 2 часа | ||||
31 | Русская литература 21 века. Обзор. | Работа с фрагментами произведений | Обзор произведений уральских писателей: романы Игоря Сахновского. «Человек, который знал всё», «Заговор ангелов», рассказы Бориса Телкова и Романа Сенчина | |
32 | Жестокость и сострадание. А. В. Костюнин. Рассказ «Совенок». | |||
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО 2 часа | ||||
33 | Повторение изученного материала. Подготовка к итоговой контрольной работе | |||
34 | Итоговая контрольная работа | Контрольная работа: «По страницам истории и литературы: история России в художественных произведениях» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по родной (русской) литературе
Рабочая программа по родной (русской) литературе предназначена для обучающихся 5-9 классов общеобразовательной школы...
Рабочая программа по родной русской литературе для 8 класса
Рабочая программа учебного предмета " Родная литература" разработана для обучения учащихся 8 класса в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего обр...
Рабочая программа по родной русской литературе для 10-11 класов
Один из вариантов рассмотрения родной русской литературы в старшей школе...
Рабочая программа по родной (русской) литературе 11 класс
Рабочая программа по родной (русской) литературе разработана в соответствии с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта и Примерной основной образовательной прог...
Рабочая программа по родной (русской) литературе 10 класс
Рабочая программа по родной (русской) литературе разработана в соответствии с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта и Примерной основной образовательной прог...
Рабочая программа по родной(русской) литературе 7 класс
Рабочая программа по родной( русской) литературе 7 класса рассчитана на 17 часов...
Аннотация к рабочей программе по родной русской литературе для 9 класса
Аннотация включает в себя цели и задачи изучения предмета, тематическое планирование...