"В мире чудес"
методическая разработка (6 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей №2» г. Альметьевск РТ
Программа внеурочной деятельности
Творческая студия « В мире чудес»
Направление: духовно-нравственное
Аудитория – учащиеся 6 классов
Составитель: Шамсиева Ильгиза Альбертовна
Пояснительная записка
I. Обоснование содержания
…Таланты будущих поколений могут быть охраняемы только путем развития и воспитания юных талантов; для этого же необходимо их раннее узнавание.
Г.Ревеш.
Современная педагогическая наука, смотрящая на образование, как на воспроизведение духовного потенциала человека, располагает разнообразными сферами образовательного воздействия на ребенка. Сфера искусства рассматривается как пространство, способствующее формированию социально-эстетической активности личности. По мнению современных ученых, педагогов, психологов, исследующих проблемы школьного образования, раскрытию внутренних качеств личности и самореализации ее творческого потенциала в наибольшей степени способствует синтез искусств.
Этот взгляд на воспитание ребенка сделал актуальной проблему образования и воспитания школьников средствами театрального искусства и позволил нам обратиться к театральной деятельности не только как к самостоятельному разделу художественного воспитания детей, но и как к мощному синтетическому средству развития их творческих способностей. Театр – это уникальный вид искусства, так, как он синтетический. Занимаясь театральным творчеством, ребенок развивается всесторонне. Театр развивает не только речь и такие качества, как внимание, фантазию, воображение, память, чувство ритма, пластичность тела, но и пробуждает в человеке разум и совесть, вовлекает в сотворчество.
Ориентируясь на вышесказанное, можно отметить высокую степень значимости театральной деятельности для развития творческих способностей ребенка и утверждать необходимость и целесообразность создания программы деятельности с одаренными детьми.
Актуальность программы заключается в том, что через знакомство и приобщение детей к театральному искусству обеспечивается совершенствование процесса развития и осуществляется подъем духовно-нравственной культуры обучающихся.
Театр - искусство коллективное, и творцом в театральном искусстве яв-ляется не отдельно взятый человек, а коллектив, творческий ансамбль, который, по сути, и есть автор спектакля. Посему процесс его коллективной подготовки, где у каждого обучающегося - своя творческая задача, дает ребятам возможность заявить о себе и приобщиться к коллективному делу. Поэтому это направление художественного творчества вызывает вполне закономерный интерес у детей.
Основная идея программы внеурочной деятельности подростков в сфере художественного творчества состоит в том, что внеурочная художественная деятельность нацелена в первую очередь на духовно-нравственное развитие и воспитание школьника, а уже потом на развитие специальных предметных способностей художественного творчества. Именно поэтому внеурочная деятельность подростков в сфере художественного творчества строится на основе синтетического вида художественного творчества – театра, позволяющего вывести подростка на проблему управления социокультурным пространством своего существования за счёт таких инструментов, как сценирование (этюд, мыслительный эксперимент или аналогия). Сценироване – это «сборка круга предлагаемых обстоятельств ситуации, постановка целей и задач её участников и реализация этих целей в сценическом взаимодействии, определёнными средствами, доступными персонажами истории» (А.В.Гребёнкин).
Школьники, проиграв этюд-эксперимент, могут практически побывать в любой ситуации и проверить на своём жизненно-игровом опыте предположения и варианты проведения и решения проблемы в подобной ситуации.
Отличительная особенность программы «Мир театра» в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения.
Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей.
Программа строится на следующих концептуальных принципах:
Принцип успеха. Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности.
Принцип динамики. Предоставить ребенку возможность активного поиска и освоения объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься тем, что нравится.
Принцип демократии. Добровольная ориентация на получение знаний конкретно выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной деятельности в коллективе на предстоящий учебный год.
Принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных возможностей подростков, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.
Принцип наглядности. В учебной деятельности используются разнообразные иллюстрации, видеокассеты, аудиокассеты, грамзаписи.
Принцип систематичности и последовательности. Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной работе воспитанников. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших результатов.
Срок реализации программы – 1 год. Выполнение программы рассчитано на 35 учебных часов.
1-й год обучения - «Первые шаги» - основная цель этой ступени – выявление и развитие общих исполнительских способностей детей, формирование интереса к актерскому творчеству. В течение первого года воспитанники получают первоначальные знания и умения в области театрального искусства, открывают для себя поведение (действие) как основной материал актерского мастерства, закладывается фундамент для углубленного представления о театре как виде искусства. Основной формой работы на первом этапе являются театральные игры и упражнения- импровизации.
В работе по программе принципиально важным является ролевое существование воспитанника на занятиях: он бывает актёром, режиссёром, зрителем.
Содержание итогового занятия: спектакль или открытое занятие, включающее: упражнения на коллективную согласованность действий и исполнение воспитанниками работ из своего чтецкого репертуара.
Распределение форм и методов по годам и темам программы
Раздел | Формы проведения | Приёмы и методы |
История театра. | Групповые занятия по усвоению новых знаний, игровые групповые занятия, практические занятия, творческая лаборатория, заочная экскурсия, | Метод игрового содержания, наглядный, объяснительно-иллюстративный, метод импровизации, репродуктивный, |
Актерская грамота | Беседы, игровые формы, занятие-зачёт | Метод полных нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации. |
Художественное чтение | Групповые, игровые, занятие-зачёт. | Метод ступенчатого повышения нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации |
Сценическое движение | Групповые | Метод ступенчатого повышения нагрузок, метод плотных нагрузок, метод взаимообучения |
Работа над пьесой | Практические, творческие лаборатории, репетиции. | Метод ступенчатого повышения нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации, эвристический, проблемный, объяснительно-иллюстративный, метод импровизации, метод полных нагрузок. |
Мероприятия и психологические практикумы | Вечера, праздники, конкурсы, практикумы. | Эвристический, метод полных нагрузок |
Использование разнообразных форм обучения повышает продуктивность занятий, повышает интерес учащихся к учебному процессу.
В процессе обучения применяются такие формы занятий: групповые занятия, индивидуальные, теоретические, практические, игровые, семинары, творческие лаборатории, соревнования, конкурсы, устный журнал, экскурсии, занятие-путешествие, занятия зачёты, экзаменационные показы.
II. Цель: обеспечение возможности учащимся проявить себя, творчески раскрыться в области театрального искусства.
Цель будет достигнута при решении следующих задач:
- расширить общий и художественный кругозор учащихся подросткового возраста, общей и специальной культуры, развивать эстетические чувства и художественный вкус;
- развивать физические природные задатки (мышечная свобода, пластика тела, дикция) и психические свойства (память, внимание, воображение, фантазия и др.), помогающие достижению успеха в театральном виде творчества;
- формировать способность «прочтения» жизненной ситуации межличностного взаимодействия по аналогии с художественным текстом, сценирования как рефлексивного управления ситуациями межличностного взаимодействия;
- развивать диапазон управления своим поведением в ситуациях взаимодействия с другими людьми, освоить способы создания ситуаций гармоничного межличностного взаимодействия, тренировать сенсорные способностей.
III. Направленность
1. Развитие творческих способностей детей, формирование творческой личности с богатым воображением, инициативой.
2. Духовное развитие детей.
3. Речевое, социальное и интеллектуальное развитие детей.
IV. Формируемые УУД
Личностные универсальные учебные действия
- усвоенный и принимаемый образ Я во всем богатстве отношений личности к окружающему миру;
- чувство адекватности и стабильности владения личностью собственным Я независимо от изменений Я и ситуации;
- способность личности к полноценному решению задач, возникающих на каждой из возрастных стадий развития.
Регулятивные универсальные учебные действия
- анализ учащимися собственной деятельности;
- формирование навыков саморегуляции в процессе учебного сотрудничества учителя и учащихся.
Познавательные универсальные учебные действия
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные универсальные учебные действия
- слушать и слышать друг друга;
- спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое;
- вступать в диалог, а так же участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
- понимание возможности различных точек зрения, не совпадающих с собственной;
- готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции;
- умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор;
- умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом.
- определение цели и функций участников, способов взаимодействия;
- планирование общих способов работы;
- обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
- способность брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера, умение убеждать.
- устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе;
- уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого;
- адекватное межличностное восприятие;
- готовность адекватно реагировать на нужды других; в частности, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
-стремление устанавливать доверительные отношения взаимопонимания, способность к эмпатии.
VI. Количество часов на реализацию:
№ | Наименование темы-предмета | 1 год |
1 | Особенности актёрского мастерства. Практические занятия. | 6 |
2 | Актёрское мастерство: внимание, воображение, наблюдательность. Практические занятия. | 5 |
3 | Сценическое мастерство. Практические занятия. | 8 |
4 | Сценическое движение. Практические занятия. | 4 |
5 | Основные правила поведения на сцене. Практические занятия. | 3 |
6 | История театра | 3 |
7 | Постановка спектакля | 4 |
ВСЕГО ЧАСОВ: | 35 |
Тематическое планирование
№ | Кол. час | Тема занятия | Содержание занятия | Коммуникативные УУД | Время пр. | |
по плану | по факту | |||||
1 | 1 | Особенности театрального искусства. Обсуждение плана работы | Слушание, чтение по ролям сказки «Өч кыз». Первичная инсценировка сказки. | Умение слушать и вступать в диалог с товарищами | 7.09 | |
2 | 5 | Мимика и жесты. Ритмопластика. Учебные театральные миниатюры | Импровизации на тему татарских народных сказок по имеющимся атрибутам. | Умение взаимодействовать с партнером, передавать свои мысли жестами и мимикой | 14.09 21.09 28.09 5.10 12.10 | |
3 | 1 | Сценические действия. Что такое сцена. | Знакомство с историей театра и театральным искусством | Умение слушать, умения вступать в диалог. | 19.10 | |
4 | 2 | Культура и техника речи. | Виды говорения: диалог и монолог. Как разучить роль своего героя. | Умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, четко выражать свои мысли. | 2, 9.11 | |
5 | 2 | Просмотр профессионального театрального спектакля | Просмотр спектакля. | Умение взаимодействовать с товарищами по коллективу | 16, 23.11 | |
6 | 1 | Поход в Альметьевский татарский государственный театр | Просмотр спектакля. Знакомство с обустройством здания. | Умение взаимодействовать с товарищами по коллективу | 30.11 | |
7 | 3 | Основы театральной культуры. Актёрское мастерство: внимание, наблюдательность, воображение. | Рассказ о театре и видах театрального искусства. Работа над эпизодами спектакля. | Умение учиться договариваться друг с другом. | 7.12 14.12 21.12 | |
8 | 2 | Сценическая речь. Понятие о дикции, интонации. | Распределение и разучивание ролей. Проигрывание отдельных эпизодов. Работа над дикцией. | Умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, четко выражать свои мысли. | 11.01 18.01 | |
9 | 1 | Распределение ролей для инсценировки сказки «Өч кыз». | 25.01 | |||
10 | 2 | Мы актёры. Репетиция. Обсуждение костюмов, декораций. | Создание декораций и костюмов. Генеральная репетиция спектакля. | Умение слушать и вступать в диалог с товарищами | 1.02 8.02 | |
11 | 1 | Выступление на уроке внеклассного чтения перед пятиклассниками. | Прогон спектакля | Умение сопереживать, оказывать взаимопомощь, проявлять отзывчивость к своим товарищам | 15.02 | |
12 | 1 | Основные правила поведения на сцене. Этюды | Импровизации на тему русских народных сказок по имеющимся атрибутам. Проигрывание мини-сценок. | Умение учиться договариваться друг с другом. | 22.02 | |
13 | 2 | Чтение сказки Т. Миннулина “Авыл эте Акбай” и выбор постановочного материала. | Распределение ролей и первое прочтение спектакля по ролям. | Умение участвовать в диалоге, умение договариваться друг с другом | 1.03 8.03 |
14 | 4 | Мы актеры. Работа над спектаклем Генеральная репетиция, изготовление декораций. | Генеральная репетиция спектакля на празднике Осени | Умение учиться договариваться друг с другом. | 15,22.03 5,12.04 | |
15 | 1 | Премьера пьесы | Премьера спектакля для учащихся начальной школы | Умение объективно относится к результатам своего труда и труда своих товарищей | 19.04 | |
16 | 1 | Выступление перед воспитанниками детского сада. | Создание игровых ситуаций, вовлечение малышей в театральное действо | Умение объективно относится к результатам своего труда и труда своих товарищей | 26.04 | |
17 | 4 | Репетиция пьесы. | Создание образов героев сказки. Генеральная репетиция с декорациями, реквизитом и музыкальным сопровождением | Умение учиться договариваться друг с другом. | 3,10,17, 24.05 | |
18 | 1 | Выступление перед учащимися начальной школы | Премьера спектакля для учащихся и учителей школы. | Умение оценивать результаты своего труда | 26.05 |
Список литературы для педагогов
1. Аджиева Е.М. 50 сценариев классных часов /Е.М.Аджиева, Л.А. Байкова, Л.К.Гребенкина, О.В.Еремкина Н.А., Жокина Н.В. – М.: Педагогический поиск, 2002. – 160 с.
2. Безымянная О. Школьный театр. – М.: Айрис Пресс, Рольф, 2001. – 270 с.
3. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с.
4. Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. – М.: Просвещение, 2011. –76 с.
5. Давыдова М.А. Праздник в школе. – М.: Айрис-Пресс, 2007. – 300 с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра «Поле чудес» Тема: Слова из мира животных и их новые названия
Материал для внеклассного занятия по русскому языку представлен в форме игры, цель:расширить знания учащихся о словах, их значениях, прививать интерес к русскому языку...
Открытый урок по истории Древнего Мира на тему: "Семь чудес света" (Презентация)
СЕМЬ ЧУДЕС СВЕТА, (лат. septemmiraculamundi) - самые знаменитые памятники древнего мира — египетские пирамиды в Эль-Гизе, Висячие сады Семир...
Урок по ознакомлению с окружающим миром на тему «Тайны и чудеса зимушки-зимы»
Урок по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в 3 классе Задачи:1) На основе наблюдения и представления раскрывать и распознавать признаки зимней природы;2) Развивать внимание и любознатель...
Урок-путешествие по химии "В мире чудес"
Методическая разработка урока-путешествия по химии " В мире чедес" для учащихся начального и среднего звена....
Презентация по истории древнего мира для 5 класса "Семь чудес света Древнего мира"
Семь чудес Древнего Мира. Это список самых великих и самых поразительных строений и памятников. Некоторые, если не все, из Чудес Света обладают удивительным техническим уровнем....
Классный час: "Семь чудес света или Семь чудес Древнего Мира".
Цель:- Развитие культурного и эстетического интереса у учащихся, расширение их представлений о культуре Древнего Мира. - Создание атмосферы "Путешествие по чудесам света".Задачи: - Раз...
Иллюзион группа "В мире чудес"
Выступила со своей программой в МАОУ СПШ № 33. Дети смотрели с большим удивлением и восхищением –как могли шарики иллюзиониста попасть за пазуху, в карман , и даже, за голову. Потом они пы...