РАБОЧАЯ ПРОГРАММА к учебнику Т.М. Воителевой, О.Н. Марченко, Л.Г. Смирновой, И.В. Текучёвой «РУССКИЙ РОДНОЙ ЯЗЫК» 5 клас
рабочая программа (5 класс)

Ольга Владимировна Лиманова

О. Н. Марченко, Л. Г. Смирнова, И. В. Текучёва) разработана с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования1 . Содержательной и критериальной основой для разработки рабочей программы учебного предмета «Русский родной язык» и учебно-методической литературы являются планируемые результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования (ФГОС. П. 19.2). Рабочая программа включает пояснительную записку, планируемые результаты обучения, примерные темы для проектной деятельности, перечень учебно-методического обеспечения курса и поурочно-тематическое планирование. ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ РОДНОЙ ЯЗЫК» ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА Согласно пояснительной записке из Примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования, «содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского языка… и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом». Тем не менее курс русского родного языка имеет свои особые цели, которые предопределены «дополнительным характером курса». Курс родного русского языка опирается на содержание основного курса русского языка. Основное отличие дополнительного курса заключается в его практико-ориентированном характере, который выражается: • в особом внимании к реализации знаний учащихся в речевой деятельности; • в расширении сведений, способствующих осмыслению языковой практики; • в разнообразном культурно-историческом материале, посвящённом языковым и речевым аспектам; • в повышенном внимании к заданиям творческим и проектным, позволяющим актуализировать знания учащихся в их речевой деятельности. 1 См.: Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» // Минобрнауки.рф/документы/543; Примерная программа по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования // URL: http://fgosreestr.ru/registry/primernaya-rabochaya.... 4 Прикладной задачей курса русского родного языка является сопровождение и поддержка курса русского языка, входящего в предметную область «Русский язык и литература». Цели данного курса определяются: – дополнительным характером курса, содержащим сведения, выходящие за границы основного курса; – особенностями функционирования русского языка в разных регионах Российской Федерации. В соответствии с этим курс русского родного языка направлен на достижение следующих целей: предметных, включающих формирование представлений о русском языке как родном языке русского народа, являющемся основой его культурного и нравственного самоопределения, о национальном своеобразии русского языка и его месте среди других языков; освоение разнообразных видов деятельности для получения нового знания в рамках учебного предмета, формирования мотивированного интереса к учебному предмету, уважения к русскому языку и русской культуре, а также культуре любого другого народа; овладение культурой межнационального общения; воспитание ответственного отношения к русскому родному языку и желания сохранять и преумножать его богатство; формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами освоения предмета; метапредметных, включающих освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования, осуществления и коррекции учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории; личностных, включающих сформированность основ российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной; готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; осознанное становление социальных и межличностных отношений, основанных на общепринятой и лично усвоенной системе нравственных ценностей; способность ставить цели и строить жизненные планы; способность к толерантному поведению и общению в поликультурном социуме; понимание ценностей здорового и безопасного образа жизни и применение их к собственному образу жизни; сформированность современного экологического мышления; понимание и принятие ценностей семейной жизни. МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Место предмета «Русский родной язык» в учебном плане определяется дополнительным характером курса. На его изучение отводится 245 часов: по 70 часов в 5 и 6 классах, по 35 часов в 7, 8 и 9 классах. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Содержательные разделы (блоки) программы не повторяют основной курс русского языка, а дополняют его и при этом ориентированы на практическое применение полученных знаний. Представленная рабочая программа опирается на содержание разделов Примерной программы, одобренной решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (31.01.2018, протокол № 2/18). В разделе «Язык и культура» • русский язык рассматривается как национальный и государственный язык Российской Федерации; • устанавливается взаимосвязь русского языка с историческим процессом, обозначается процесс формирования языка в историческом становлении нации; • даётся характеристика языка как основы духовной культуры русского народа; • показывается, как русская культура и быт отражаются в родном языке; • определяются основы национально-культурной специфики русского языка (на материале разных сфер культуры и быта); • проводится сопоставление русского с другими языками Российской Федерации и мира, которое позволяет понять особенности родного языка и его общность с другими языками. 5 Раздел «Речь. Речевая деятельность. Текст» направлен на практическое формирование устной и письменной реч и учащихся, ориентированной на коммуникативное взаимодействие: определять цель общения, выбирать средства построения речи, создавать тексты разных жанров и стилей. В разделе освещаются следующие вопросы: • представление о языке и речи, о свойствах культурной речи; • использование в устной речи изобразительно-выразительных средств языка, интонирования речи, логического ударения; • правила ведения монолога и диалога в речевой практике; • понятие текста, средства его создания; типы текста и стили речи; • представление о речевом этикете, о практическом применении знаний в разговорной речи, научноучебном подстиле, официально-деловом и публицистическом стилях; • особенности языка произведений устного народного творчества и художественной литературы в применении к речевой деятельности современного человека. Материалы раздела «Культура речи» формируют у учащихся: • умение грамотно использовать русский язык в речевой практике; • речевую культуру, которая выражается в осознанном и повсеместном применении норм русского литературного языка (фонетических, лексических, грамматических) в устной и письменной форме; • потребность обращаться к словарям русского языка разных типов; умение находить в них нужную информацию. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА Рабочая программа ориентирована на достижение предметных результатов, включающих: 1) осознание роли русского языка в жизни общества и в жизни отдельного человека; 2) понимание языка как постоянно развивающегося явления, имеющего объективные законы развития; 3) осознание национального своеобразия русского языка; 4) понимание слов с национально-культурным компонентом, их грамотное использование в повседневной речи; 5) понимание слов, обозначающих предметы русского быта; 6) понимание общеязыковых и художественных метафор с национально-культурным компонентом, умение их грамотно использовать в повседневной речи; 7) знание народно-поэтической символики, народно-поэтических эпитетов, прецедентных имён, умение истолковывать их в художественных произведениях; 8) понимание русских пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; умение использовать их в повседневной речи; 9) понимание национальной специфики русского речевого этикета и соблюдение его норм; 10) понимание особенностей русской интонации, темпа речи по сравнению с другими языками; значения жестов и мимики; 11) понимание слов с суффиксами субъективной оценки как изобразительного средства; уменьшительно-ласкательных форм; 12) понимание национальной специфики слов с живой внутренней формой: метафора, олицетворение, эпитет; 13) знание основных норм русского литературного языка: орфоэпических, лексических, грамматических; 14) умение использовать в устной речи изобразительно-выразительных средств языка, интонирования речи, логического ударения; 15) понимание правил ведения монолога и диалога; 16) понимание строения текста, знание средств его создания; типов текста и стилей речи; 6 17) создание устных и письменных высказываний в разговорном стиле, научно-учебном подстиле, официально-деловом и публицистическом стилях; 18) понимание особенностей языка произведений устного народного творчества и художественной литературы в применении к речевой деятельности современного человека; 19) использование словарей: толковых словарей, фразеологических словарей, словарей пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; учебных этимологических словарей; словарей синонимов, антонимов; словарей эпитетов, метафор и сравнений. Рабочая программа ориентирована на достижение метапредметных результатов, включающих: 1) умение самостоятельно формулировать цель своего обучения, ставить задачи и составлять алгоритм их выполнения; 2) умение планировать действия, выбирать наиболее эффективные способы и необходимые ресурсы для выполнения задания; 3) умение контролировать процесс выполнения задания; корректировать работу по ходу её выполнения; понимать и адекватно оценивать возникшую проблему и эффективно её решать; 4) владение навыками самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 5) умение организовывать совместную работу с одноклассниками и учителем; работать индивидуально и в группе; с уважением относиться к позиции других участников совместной деятельности; активно и заинтересованно участвовать в обсуждении поставленной задачи, способов её решения, решении возникших проблем; эффективно разрешать конфликты; аргументированно отстаивать своё мнение; 6) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении поставленных задач; 7) умение воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи; преобразовывать полученную информацию для выполнения задания; 8) создавать письменный текст с использованием разных типов речи, монологическое устное высказывание с учётом поставленной задачи; ясно, последовательно и точно излагать свою точку зрения; 9) умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников. Рабочая программа ориентирована на достижение личностных результатов, включающих: 1) осознание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, знание истории, языка, культуры своего народа; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; 2) сформированность ответственного и уважительного отношения к учёбе и труду; 3) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки; 4) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми. 5) сформированность нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 6) сформированность позитивного отношения к здоровому и безопасному образу жизни; 7) сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления; 8) осознание значения семьи в жизни человека и общества, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; 9) сформированность эстетического сознания через освоение художественного наследия, а также в процессе творческой деятельности эстетического характера; 10) сформированность навыков работы с различными источниками информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.) для решения познавательных и коммуникативных задач. Достижению предметных, метапредметных и личностных результатов способствуют основные виды деятельности учителя и учащихся: • выявление специфики фонетических, лексических, грамматических составляющих русского родного языка в процессе углублённой работы с текстом; • определение нравственных ценностей русского народа, нашедших выражение в языковой картине мира в сопоставлении с языками других народов (на примере произведений устного народного творчества); • подготовка устных высказываний с использованием теоретических и дополнительных материалов и упражнений учебника; • работа со словарями разных типов; • редактирование текста; • работа с интернет-сайтами, поддерживаемыми научными институтами и музеями; • работа в «творческих группах»; • сопоставление произведений разных видов искусства; • письменные ответы на проблемные вопросы, составление планов, написание сочинений разных жанров, высказывания на заданную тему; • доклады, сообщения, исследовательские и проектные задания и др. Предлагаемая рабочая программа даёт пространство для творческой деятельности учителя, выстраивающего урок с учётом индивидуальных особенностей класса и конкретного ученика. Она содействует формированию духовно развитой личности учащегося, развитию интеллектуальных и творческих способностей, воспитанию интереса к исследовательской и проектной деятельности, повышению уровня моти

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon рабочая программа499.56 КБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Төрле төркемнәр өчен эш программалары./ Рабочие программы по предмету Родной язык (русский), Родной язык (татарский).

Эш программалары тәкъдим итәм. Тел дәресләре атнага 2 сәгать, уку дәресләре атнага 1 сәгать исәбеннән....

Рабочие программы "Русский родной язык" 5-9 класс и "Русский язык" 5-9 класс по УМК В.В.Бабайцевой

В рабочих программах представлены планируемые результаты освоения учебного предмета "Русский язык" и "Русский родной язык", содержание учебного предмета по классам, сетка часов и к...

Рабочая программа пок учебнику русский язык 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений /Ладыженская Т.А.,Баранов М.Т./ 5-е издание -М. Просвещение 2018 к учебнику русский язык 8 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений /.Тростенцова Л.А , Ла

Рабочая программа к учебнику русский язык 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений /Ладыженская Т.А.,Баранов М.Т./ 5-е издание -М. Просвещение 2018к учебнику русский язык 8 кл.: учебник для о...