Рабочая программа по предмету “Русский родной язык” и задания ИРТ "Skysmart", 5 класс
план-конспект урока (5 класс)
Поурочное планирование по учебному предмету “Русский родной язык” и использованием заданий ИРТ "Skysmart", 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
e.a.varava._pourochnoe_planirovanie._russkiy_rodnoy_yazyk_5_klass.docx | 19.23 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по учебному предмету “Русский родной язык”, 5 класс
(рабочая программа - 17 ч.: 1 час в неделю, в месяц - 4 часа).
Е.А.Варава, учитель русского языка и литературы
МБОУ “СОШ №1” п.Пуровск Пуровского района ЯНАО
УМК:
1.О.М.Александрова, О.В.Загоровская, С.И.Богданов, Л.А.Вербицкая, Ю.Н.Гостева, И.Н.Добротина, А.Г.Нарушевич, Е.И.Казакова, И.П.Васильевых. Русский родной язык. 5 класс.Учебное пособие для общеобразовательных организаций. Москва, Просвещение, 2019.
2.О.М.Александрова,О.В.Загоровская,Ю.Н.Гостева,И.Н.Добротина, А.Г.Наруше-
вич, И.П.Ваcильевых. Русский родной язык. 5 класс. Методическое пособие. Москва, Учебная литература, 2019.
Раздел 1. Язык и культура.
Урок №1. Наш родной русский язык.
Цели урока: расширять представления учащихся об отражении в русском языке истории, материальной и духовной культуры народа, о роли русского родного языка в современном мире, в жизни общества, государства и в жизни человека; мотивировать к развитию познавательной деятельности, обогащению словарного запаса.
Личностные УУД: осознание эстетической ценности русского языка и значимости в жизни человека; стремление к речевому совершенствованию.
Регулятивные УУД: целеполагание, самоанализ.
Познавательные УУД: извлечение информации из учебного текста.
Коммуникативные УУД: развитие основных видов речевой деятельности.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Гимн русскому языку Г.Гладкова:
Русских слов глубокое теченье
Дарит силу песенной строке.
Ах, какое это наслажденье —
Говорить на русском языке!....
II. Актуализация знаний. Мотивация к познавательной деятельности.
1. Знакомство с учебником: структура (раздел, параграф, рубрики), условные обозначения, художественное оформление.
2. Групповая работа. Определение учащимися темы урока по представленным ключевым словам и словосочетаниям: культура народа, история народа, ценность, речь, родной язык, национальный язык, государственный язык, общение, мысли и чувства.
3. Индивидуальная работа. Мастерская слова.
- Ассоциативные иллюстрации к слову “родной” (запись /зарисовки в тетради)
- Продолжите фразу: “Родной язык – это…” (запись в тетради).
III. Освоение нового материала. Организация познавательной деятельности.
1. Фронтально-групповая работа с учебником.
1.1. Анализ рубрики «Лингвистические заметки» (с.5,6 учебника).
1.2.Словарная работа: родной язык, национальный язык, межнациональное общение, государственный язык, Российская Федерация (с.5,6;);
1.3.Чтение статьи 68 из Конституции Российской Федерации (упр.1).
2.Работа с текстом: фрагмент книги Д.С.Лихачёва «Земля родная» (упр.7, с.9):
- о чём рассуждает автор?
- данный фрагмент не имеет заключения; как можно закончить текст?
3.ИРТ “Skysmart”. https://edu.skysmart.ru/student/darakivupa
Индивидуальная работа. Практикум “Высказывания и пословицы о языке” (рабочая тетрадь, ч.1., УМК Л.М.Рыбченковой, 5 класс. Язык и языкознание (стр.6) №3
IV. Подведение итогов. Рефлексия.
1. Какую информацию получили на уроке? Как будем использовать новые знания?
2. Синквейн-творчество. Алгоритм составления: название - имя существительное; признаки - 2 прилагательных; действие - 3 глагола; фраза из четырёх слов, иллюстрирующая отношение к рассмотренному материалу; синоним - раскрытие главной мысли темы.
V. Домашнее задание: материал §1; подобрать небольшое стихотворение о русском языке и подготовиться к письму по памяти.
Урок №2.
Из истории русской письменности.
Цели урока: расширять представления учащихся об основных фактах из истории русской письменности и создания славянского алфавита, ориентировать на уважительное отношение к русскому языку как основе русской культуры и литература; продолжить формирование умений читать и анализировать лингвистический текст, мотивировать к развитию познавательной деятельности и обогащению словарного запаса.
Личностные УУД: саморазвитие, интерес к творческой деятельности.
Регулятивные УУД: планирование действий в соответствии с поставленными задачами.
Познавательные УУД: поиск и отбор необходимого материала в учебной и справочной литературе.
Коммуникативные УУД: развитие основных видов речевой деятельности; умение работать в группе.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний. Мотивация к познавательной деятельности.
ИРТ “Skysmart” : https://edu.skysmart.ru/student/nuvodepeme
Групповая практическая работа“Язык и его функции” (Skysmart.Русский язык. 5 класс. Язык и общение.).
III. Освоение нового материала. Организация познавательной деятельности.
- Просмотр информационно-обучающего фильма “Возникновение письмен- ности на Руси” (https://www.youtube.com/watch?v=drAhbnB0RsE).
Если нет возможности просмотра фильма, предлагается работа с фрагментом книги М.Альбедиль “Кто придумал алфавит”: “Кирилл и Мефодий”.
- Фронтальная беседа - осмысление информации:
- первые шаги на Руси к созданию письменности;
- знаки-символы и их назначение;
- как появилось выражение “Заруби на носу”и значение фразеологизма;
- почему славяне испытывали трудности в чтении богослужебных книг?
- почему братьев, святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, называют просветителями славян, учителями словенскими?
- как обучались в старину дети?
- как появилась “красная” строка?
- почему День славянской письменности отмечается 24 мая?
- как вы понимаете высказывание “Развитие письменной культуры?”
- Групповая работа. Развитие аналитических умений.
3.1. Сравнение представленных в таблице букв Кириллицы и букв греческого алфавита (с.15-17). Какую информацию о буквах[ можно узнать? Почему одни буквы Кириллицы обозначены знаком* , другие знаком**?
3.2.Решение лингвистических задач.
Группа №1. Переписать поговорки из сборника XVIII века, заменяя арха- ичные (устаревшие) написания современными (из энциклопедии для детей “Языкознание. Русский язык”; в учебнике - с.17, упр.14).
Группа №2. Продолжить слоговую цепочку (задания из сборника С.И.Льво- вой “Русский язык. Лингвистические игры. 5-9 классы”).
IV. Подведение итогов. Рефлексия.
1. Блиц-опрос “Русская письменность”:
- почему люди до сих пор почитают Кирилла и Мефодия?
- сколько букв было в старинном алфавите?
- как возникло слово “азбука”?
- как вы понимаете выражения “мастер печатного дела”, “тиражирование книги”, датированная книга”?
2.Мастерская букв (при наличии времени). Аппликации понравившихся графических изображений букв.
V. Домашнее задание: материал §2; упр.15 (разделить текст на смысловые части и записать ключевые слова и словосочетания).
Урок №3.
Образность русской речи: метафора, олицетворение.
Цели урока: учить учащихся пониманию национального своеобразия общеязы- ковых и художественных метафор, народных и поэтических образов-символов; совершенствовать умения правильного употребления образных слов в современных ситуациях речевого общения; мотивировать к развитию умений оценивания собственной и чужой речи с точки зрения правильного, выразительного слово- употребления и интонирования.
Личностные УУД: саморазвитие, стремление к речевому самосовершен- ствованию.
Регулятивные УУД: саморегуляция, контроль за результатами деятельности и их оценка.
Познавательные УУД: вычитывание, сопоставление и отбор необходимой информации.
Коммуникативные УУД: развитие основных видов речевой деятельности; умение работать в команде, умение вести диалог.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний. Мотивация к познавательной деятельности.
1. Запишите слова: тайна, секрет, загадка. Что их объединяет, по вашему мнению?
(Синонимы, т.к. близки по значению.) Всегда ли легко разгадать загадку? А почему? Использование каких средств может помочь? Обратите внимание на выставочный столик: краски, кисти, бумага, карандаши, поэтические сборники, музыкальные инструменты… А что, по вашему мнению, будем самым ярким средством? Безусловно, слово, образное слово!..
III. Освоение нового материала. Организация познавательной деятельности.
1. Звучит мелодия песни “Во поле берёза стояла…”. Отгадку проиллюстри-
руйте, пожалуйста. Итак, речь о символе России - берёзе.
2. Групповая работа. На интерактивной доске демонстрируется небольшой текст.
Лё...кие, п...учие, словно девушки, - по две, по три - выб...жали б...рё...ки на омытую дождём л...сную п..ляну. Солнечные лучи л...скают их бело-розовые, круглящиеся под т...нкой к...рой ств...лы.
- Прежде, чем мы будем находить в тексте средства выразительности, необходимо поработать над орфографией. (напоминание о значении термина “орфография”).
- С помощью каких средств автор рисует словесную картину “Берёзы”?
- Перекликается ли данное описание с картиной А.И.Куинджи “Берёзовая роща”? (дополняют друг друга)
- Выпишите слова или словосочетания, которые наиболее ярко и образно раскрывают (подчёркивают, передают) красоту русской берёзы.
3. Работа с учебником:
- теоретический материал (с.41,42)6
- выполнение упр. 41: Какое слово необходимо добавить схему? С чем сравнивается явление, обозначенное словом свет?
IV. Подведение итогов. Рефлексия.
1.Сравните прямое и переносное (метафорическое) значение слова. В чём сходство предметов и явлений, обозначенных словами в прямом и переносном значениях:
Сладкая конфетка - сладкая улыбка; крыло птицы - крыло самолёта; женская шляпка - шляпка гриба; рано проснулся - проснулась совесть.
2. На чём основаны метафора и олицетворение? Приведите примеры, используя фрагменты стихотворений С.А.Есенина (с.47- 48, упр.46)..
3.Оцените, пожалуйста, свой уровень знаний по данной теме с помощью цветного знака препинания: восклицательный – «отлично, всё понятно», вопросительный – «есть вопросы», «надо ещё поработать». Чем были вызваны ваши затруднения?
V. Домашнее задание: материал §6; задания по индивидуальной ссылке ИРТ“Skysmart”: https://edu.skysmart.ru/student/dixesehaze
(Skysmart.Русский язык. 5 класс. Лексика и культура речи. Прямое и переносное значение слов. Метафора. Олицетворение).
Урок №4.
Меткое слово русской речи: крылатые слова, пословицы поговорки.
Цели урока: учить учащихся распознавать крылатые слова и выражения из русских народных и литературных сказок, развивать умение понимать значения пословиц и поговорок, правильно употреблять меткие слова в современных ситуациях речевого общения; мотивировать к обогащению словарного запаса.
Личностные УУД: интерес к изучению языка, к расширению лексического запаса.
Регулятивные УУД: целеполагание, прогнозирование результатов деятельности.
Познавательные УУД: анализ объектов и их сопоставление, построение рассуждений.
Коммуникативные УУД: развитие основных видов речевой деятельности, умение отстаивать свою точку зрения.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний. Мотивация к познавательной деятельности.
- Внимание учащихся обращается на демонстрационную (интерактивную) доску:
Язык есть исповедь народа:
В нём слышится его природа,
Его душа и быт родной...
П.Вяземский, русский поэт, историк, публицист
- Как вы понимаете, ребята, слово “исповедь” ?
В древнерусском языке было слово “ведати” – «знать, иметь». От него возникло поведать, то есть «сообщить, рассказать». Таким образом, исповедь – “откровенный рассказ обо всём, что есть, в том числе и самом тайном”. Пётр Андреевич в слове “исповедь” подчеркнул, что язык открывает нам все свои тайники, потому что в словах и их значениях отразились и дошли до наших дней отзвуки далеких времён: быт, заповеди, обычаи и культура народа.
III. Освоение нового материала. Организация познавательной деятельности.
- Сообщение темы урока. Славится русская речь меткими образными словами. Что значит “меткими”? Да, действительно “меткое слово” - точное слово, дающее исчерпывающее описание предмета, явления или действия.
Народное словесное искусство создало в обилии пословицы и поговорки, пополнило русскую речь яркими выражениями, которые принято называть “крылатыми”. Обратимся к материалу учебника на с.60 и узнаем, почему слова и даже целые высказывания называются “крылатыми”.
- Чтобы наше путешествие слово было увлекательным, предлагаю лингвистическую игру “Исследователь” Исследовать - значит изучать...Эдуард Арамаисович Вартаньян давно серьёзно изучает жизнь слов, помогает открывать тайны многих крылатых слов и выражений. Каждому из вас представлены на парте фрагменты книги Э.Вартаньяна “Из жизни слов”. Итак, отправляемся в путешествие…
- Групповая работа. Анализ предложенных статей-фрагментов (принцип распределения - алфавитный).
Группа №1. Выражения “Бирюком жить”,”Высечь море”, “Горе луковое”.
Группа №2. Выражения “Душа пятки ушла”, “Затрапезный вид”, “Иван, родства не помнящий”.
Группа №3. Выражения “Красного петуха пустить”, “После дождичка в четверг”, ”Умыть руки”.
IV. Подведение итогов. Рефлексия.
1.Практикум с использованием заданий ИРТ“Skysmart” по ссылке
.https://edu.skysmart.ru/student/vabihehine
(Skysmart.Русский язык. 5 класс. Лексика и культура речи. Соотнеси синонимичные фразеологизмы и их значение).
2. Лингвистическая игра “Продолжи фразу”:
- “Поди туда - …” (не знаю куда);
- “Скоро сказка сказывается ….” (да не скоро дело делается);
- “Это всё присказка, не сказка - …” (сказка будет впереди).
V. Домашнее задание: материал § 8; подготовить сообщение “Из жизни слов”: используя материал сайтов “Русский язык и литература”, “Грамота.ру”, “Национальный корпус”, подготовить рассказ о понравившемся крылатом выражении (иллюстрирование приветствуется!).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету Русский (родной) язык на 17 часов, 5 класс и КТП
Предлагаю программу, составленную по примерной И КТП к ней....
Рабочая программа учебного предмета "Русский родной язык" 9 класс
Рабочая программа учебного предмета "Русский родной язык" 9 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ РОДНОЙ ЯЗЫК» 9 КЛАСС
Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение). Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая значимость. Крылатые слова и выражения (пре...
Рабочая программа по предмету «Русский родной язык». 5 класс.
Составлена на основе "Примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» для общеобразовательных организаций, реализующих программы основного общего образования"...
Рабочая программа по предмету «Русский родной язык». 7 класс.
Составлена на основе примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» для общеобразовательных организаций, реализующих программы основного общего образования....
Рабочая программа по предмету «Русский родной язык». 8 класс.
Составлена на основе примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» для общеобразовательных организаций, реализующих программы основного общего образования. Учеб...
Рабочая программа по предмету «Русский родной язык». 6 класс.
Рабочая программа по предмету «Русский родной язык» представляет собой целостный документ, включающий: пояснительную записку; планируемые метапредметные и предметные результаты, содер...