«Кейс – технологии на уроках бурятской литературы в рамках реализации ФГОС ООО»
учебно-методический материал (11 класс)

В процессе изучения предмета «Бурятская литература» формирование теоретических представлений также может идти по этому пути – от действия к мысли. Поэтому особую важность приобретает формирование практических умений, основанных на владении универсальными учебными действиями. Содержание многих бурятских литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или, наоборот, с изображением человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду. Покажу отдельные элементы системы работы в данном направлении.

Примеры кейс – заданий 

1. «Разум и чувство». Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности. 

Тема разума и чувства интересна для бурятских писателей разных времён: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл keysovye_tehnologii_na_urokah_buryatskoy_literatury.docx32.12 КБ

Предварительный просмотр:

Цыренова Эржэн Очиржаповна,

учитель бурятского языка и литературы

МБОУ «Барагханская СОШ»

Курумканский район Республика Бурятия,

erzhen1965@mail.ru

Статья

«Кейс – технологии на уроках бурятской литературы

 в рамках реализации ФГОС ООО»


Содержание

Введение ------------------------------------------------------------------------ 2

Основная часть работы ------------------------------------------------------3 - 10  

Выводы -----------------------------------------------------------------------------11

Заключение ------------------------------------------------------------------------12

Список литературы --------------------------------------------------------------13


Введение

         Перемены, происходящие в российском образовании, направлены на   формирование ключевых компетенций, которые помогут учащемуся достичь уровня образованности, достаточного для самостоятельного решения мировоззренческих и исследовательских проблем теоретического или прикладного характера. Необходимо создавать такие условия обучения, чтобы учащийся стремился получить новые результаты своей работы и в дальнейшем успешно применить их в практической деятельности. Среди современных технологий и методов обучения в последнее время особое место в образовании занимает обучение кейс – методом. Кейс – метод совмещает в себе такие прекрасно зарекомендовавшие себя методы, как: метод проектов, ролевая игра, ситуативный анализ и многое другое. При решении общей проблемы на уроках бурятской литературы полезной оказывается совместная деятельность, которая позволяет всем учащимся полностью осмыслить и усвоить учебный материал, дополнительную информацию, а главное – научиться работать совместно и самостоятельно.

        Актуальность определяется потребностями человека к самоопределению и самовыражению в условиях современного, информационного общества. Исходя из выше сказанного тема данного исследования: «Кейс – технологии на уроках бурятской литературы».

Цель работы: заключается в обобщении опыта работы использования кейс – технологий как интерактивного метода при формировании ключевых образовательных компетенций учащихся на уроках бурятской литературы.

Цель конкретизировалась в следующих задачах:

- рассмотреть кейсовую технологию - как метод обучения;

- выявить методику преподавания бурятской литературы по кейс – методу;

- проанализировать использование кейс – технологий на уроках бурятской литературы;

Объект исследования: кейс – технология по бурятской литературе;

Предмет исследования: процесс осуществления развития учащихся через использование кейсов обучения по бурятской литературе.

Методы исследования: изучение опыта, анализ научной и методической литературы, дедуктивный метод.

Цель и задачи определили структуру работы, которая состоит из введения,  основной части, заключения и списка использованной литературы.

2

Основная часть

Кейсовая технология как метод обучения

Процесс обучения с использованием кейс–метода позволяет формировать метапредметные компетенции обучающихся, индивидуализировать учебный процесс. Использование кейс–метода позволяет вызвать потребность в знаниях, познавательный интерес к изучаемому материалу, обеспечивает возможность применения методов научного исследования, развивает познавательную самостоятельность и мыслительные творческие способности, развивает эмоционально – волевые качества и формирует познавательную мотивацию. Кейс - технологии – один из механизмов, позволяющих максимально задействовать коммуникативные и творческие способности учеников. Они могут быть успешно построены как на материале художественной, так и публицистической литературы.

Цели кейс–метода:

  • активизации познавательной деятельности обучающихся, что, в свою очередь, повышает эффективность обучения;
  • повышении мотивации к учебному процессу;
  • умении делать правильный вывод на основе группового анализа ситуации;
  • приобретении навыков четкого и точного изложения собственной точки зрения в устной и письменной форме, убедительно отстаивать и защищать свою точку зрения;
  • выработке навыков критического оценивания различных точек зрения, осуществлении самоанализа, самоконтроля и самооценки.

Сущность кейс-метода заключается в следующем:

  • Подбор заданий для возможности использования разных путей решения.
  • Блочно–модульное построение изучение нового материала.
  • Организация самостоятельной работы учащихся при подготовке к уроку, при работе с кейсом.
  • Общение, обмен ответами между учащимися

3

  • Концентрация всех видов деятельности по этапам работы.

Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
                                       
Методика преподавания литературы по кейс–методу

Средством для достижения поставленных целей преподавания литературы является кейс, как пакет документов для работы учащихся.

Структура и содержание кейса:

- предъявление темы урока, проблемы, вопросов, задания;

- подробное описание спорных ситуаций;

- сопутствующие факты, положения, варианты, альтернативы;

- учебно – методическое обеспечение:

- наглядный, раздаточный или другой иллюстративный материал;

- литература основная и дополнительная;

- режим работы с кейсом;

- критерии оценки работы по этапам.

Примерная схема обучения по кейс–методу:

Учитель

Ученики

Разработка кейса

Определение списка необходимой для усвоения учебной темы литературы

4

Разработка плана урока

Руководство групповой работой

Организация итогового обсуждения

Оценка работ учащихся.

Получение кейса

Изучение литературы

Самостоятельная подготовка

Организация предварительного обсуждения содержания кейса

Изучение дополнительной информации для овладения материалом учебной темы и выполнения задания

Представление и отстаивание своего варианта решения задания

Выслушивание точек зрения других участников.

Методика каждого этапа

1. Подготовка учителем и учащимися:

На этом этапе учитель проводит логический отбор учебного материала, формулирует проблемы. При отборе материала учитывает, что: учебный материал большого объема запоминается с трудом; учебный материал, компактно расположенный в определенной системе, облегчает восприятие; выделение в обучаемом материале смысловых опорных пунктов способствует эффективности его запоминания.

2. Индивидуальная самостоятельная работа учащихся с кейсом:

Учащиеся на данном этапе работают с учебно–методическим обеспечением,

5

дополнительной литературой, анализируют предложенные ситуации. При всей простоте

названного этапа требуется большое искусство учителя, чтобы стимулировать интерес учащихся к самостоятельной работе, активизировать их учебную деятельность. В процессе самостоятельной работы к учащимся применяем самые различные методы и приемы обучения, в том числе и традиционные.

  1. Проверка усвоения изученного материала.

Так как учащиеся самостоятельно по кейсу изучают новый материал, часто возникает потребность в проверке его усвоения. Методы проверки могут быть традиционными (устный фронтальный опрос, взаимопроверка, ответ по карточкам и т.д.) и нетрадиционными (тестирование, рейтинг и т.д.)

  1. Работа в микрогруппах:

Занимает центральное место в кейс – методе, так как это самый хороший метод изучения и обмена опытом. После того, как учащиеся разделены на малые группы для работы, они начинают самостоятельную работу.

Принципы организации самостоятельной совместной работы учащихся в малых группах:

  • Принцип сотрудничества: (совокупность совместной и индивидуальной деятельности; самостоятельная работа дома как опережающее обучение и работа непосредственно на занятии).
  • Принцип коллективизма: (работа каждого адресована не учителю, а всем учащимся).
  • Принцип ролевого участия: (добровольность при выборе ролей; удовольствие от сыгранной роли; тактичность в смене ролей).
  • Принцип ответственности: (отвечает материал урока ученик не учителю, а одноклассникам; контроль гласный; обучаем учащихся методам самоконтроля и самооценки).

  Выполнение этих правил дает возможность организовать развивающий учебный процесс, так как в решении творческой задачи учащиеся сначала ведут мысленный перебор известных им способов решения и, не найдя его в арсенале своего прежнего

6

опыта, конструируют новый способ.

Особое внимание при работе в малых группах обращаем на дискуссию, в ходе которой осуществляется представление вариантов решения каждой ситуации, ответы на возникающие вопросы, оппонирование.

Критерии оценок работы по этапам занятия:

  • грамотное решение проблемы;   
  • новизна и неординарность решения проблемы;
  • краткость и четкость изложения теоретической части;
  • качество оформления решения проблемы;    
  • этика ведения дискуссии;   
  • активность работы всех членов микрогруппы.     

                    Применение кейс – технологии на уроках литературы

В процессе изучения предмета «Бурятская литература» формирование теоретических представлений также может идти по этому пути – от действия к мысли. Поэтому особую важность приобретает формирование практических умений, основанных на владении универсальными учебными действиями. Содержание многих бурятских литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или, наоборот, с изображением человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду. Покажу отдельные элементы системы работы в данном направлении.

Примеры кейс – заданий  

1. «Разум и чувство». Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности. 

Тема разума и чувства интересна для бурятских писателей разных времён: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением

7

чувства и подсказкой разума. 

2. «Честь и бесчестие». В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия. 

Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности. 

3. «Победа и поражение». Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском, психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, ее причинами и результатами. 

В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях. 

4. «Опыт и ошибки». В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта.  

Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.

5.«Дружба и вражда». Направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними. 

Сюжетную канву кейса (реальную ситуацию для анализа) в рамках школьного предмета может составлять художественная литература.

На уроках бурятской литературы используются кейсы различной степени сложности [9, С. 67 - 74]:

Первая степень предполагает наличие практической ситуации и ее решения.

Учащимся предлагается определить, подходит ли решение для данной ситуации и

8

возможно ли иное решение. Например, согласны ли вы со словами Герцена, о герое Аламжи, который «случайно оказался на дороге истории» (Д. - Р. О. Батожабай «Похищенное счастье» роман – трилогия).

 Вторая степень сложности:

               Существует некая практическая ситуация – необходимо найти ее решение. В. Ц. Найдаков выделяет «два плана изображения: один - бытовой, через изображение частной жизни героев, показывающий многочисленные и запоминающиеся картины повседневного угнетения трудящихся, картины в которых непосредственно сталкиваются бедняки и богачи, служители культа и верующие, государственные чиновники и частные лица. Второй план - широкий, исторический, раскрывающий основы внутренней и внешней политики ряда стран Европы и Азии, разоблачающий загнивание на корню паразитирующих классов, их социальную и моральную несостоятельность». Но есть и третий, выделите третий план изображения жизни героев.

Третья степень сложности: наличествует практическая ситуация – необходимо определить проблему и найти пути ее решения. Например, при разборе романа Даши – Рабдана Одбоевича Батожабая  «Похищенное счастье» предлагается определить главную тему, проблему произведения.

            Решений может быть множество, и почти все варианты имеют право на существование, аргументацию и обсуждение. Кейс может быть представлен в виде всего лишь одного предложения – цитаты из текста. Например, как вы понимаете строки из романа «Похищенное счастье»: «Где же он споткнулся? Где отыскать маленький поворот, который привел его в этот тупик? Когда это случилось? Может там, в Тунке, когда он без памяти влюбился в Жалму и стал навещать ее темными и осенними ночами? Или с той ужасной беды у колодца? А может быть виною всему коса?». «Ты всесильный, и я, немощный, сколько лет дружили... Сколько надежд возлагал я на тебя! Друзьям не всегда верил, а тебе всегда. А ты играл моей жизнью. Паршивая игрушка! Может, я ошибаюсь? Так покажи свою силу, власть покажи... справедливую...».

         Ситуативные кейсы на уроках литературы могут быть связаны с проблемами и перспективами взаимоотношений между главными героями произведения; с составлением хронологических таблиц событий и даже с составлением карт маршрута передвижения главного героя. Например, составьте маршрут пути передвижения Аламжи с целью поиска

9

счастья.

       Подготовленные в письменном виде, эти кейсы читаются, изучаются и обсуждаются учащимися и составляют основу беседы, дискуссии под руководством преподавателя. После прочтения и детального анализа всего произведения выясняется истинное значение данных строк, сверяется с предложенными толкованиями до знакомства с произведением. Решение кейсов одинаково эффективно в групповой работе, в работе в парах, в индивидуальной работе.

10

Выводы

          Средством для достижения поставленных целей преподавания бурятской литературы является кейс, как пакет документов для работы учащихся. Чтобы помочь ребёнку стать компетентным, надо использовать активные методы обучения, например, метод проектов, метод проблемного изложения, игры, которые являются частью кейс - технологий.  В процессе изучения предмета «Бурятская литература» формирование теоретических представлений также может идти по этому пути – от действия к мысли. Поэтому особую важность приобретает формирование практических умений, основанных на владении универсальными учебными действиями. Будучи интерактивным методом обучения, кейс-метод позволяет повысить интерес учащихся к предмету. Применение этого метода помогает развить в детях такие важные для дальнейшей жизни качества, как коммуникабельность, социальная активность, умение правильно представить своё мнение и выслушать мнение другого человека.

11

Заключение

        Под кейс-технологией понимают описание конкретной практической ситуации, методический прием обучения по принципу «от типичных ситуаций, примеров – к правилу, а не наоборот». Это активный метод обучения, основанный на рассмотрении конкретных (реальных) ситуаций из практики будущей деятельности обучающихся.

Кейс-метод открывает ученикам отличную возможность для проведения интересного и творческого урока на основе приобретенных знаний, а также позволяет школьникам адаптироваться к реальным и возможным ситуациям. Будучи интерактивным методом обучения, он завоевывает позитивное отношение со стороны учеников, которые видят в нем возможность проявить инициативу, почувствовать самостоятельность в освоении теоретических положений и овладении практическими навыками. Не менее важно и то, что анализ ситуаций довольно сильно воздействует на учеников, способствует их взрослению, формирует интерес и позитивную мотивацию к учебе.

         Однако можно выделить ряд недостатков, а именно: подготовка кейса требует много времени; наблюдается сложность в подборе информации; не все обучающиеся способны работать с большим объемом информации, так как техника чтения не у всех школьников одинаковая; отсутствует банк готовых кейсов по предмету. Следовательно, применение данного метода в учебном процессе должно быть избирательным с точки зрения места и времени его использования. Только сочетая различные интерактивные методы можно добиться максимального обучающего эффекта.

При использовании кейс - метода в изучении гуманитарных наук, в частности бурятского языка и литературы, у обучающихся   повышается уровень знания иностранного языка в целом; развиваются творческое мышление,  навыки проведения презентации;  умение вести дискуссию,  формировать вопросы и  аргументировать ответы.

        Для учителя кейс-технологии являются полезным материалом для проведения успешного и эффективного урока бурятского языка, соответствующего современному стандарту и отвечающего всем его требованиям.

12

Список литературы

  1. Брюханова, Е. Н. Об особенностях применения кейс – технологии на уроках литературы [Электронный ресурс] / Е. Н. Брюханова. – Режим доступа:http://kampk.ucoz.ru (дата обращения: 25. 05. 2014)
  2. Батожабай Д. – Р. О. Батожабай «Похищенное счастье» (роман – трилогия)
  3. Буряад литература 11 – дэхи класста үзэхэ. Хрестомати. Хоёр хубитай. Нэгэдэхи, хоёрдохи хубинууд. Буряад литература 11 – дэхи класста үзэхэ ном Улаан – Yдэ «Бэлиг» 2015;
  4. Воспоминания о Батожабае. – Улан – Удэ, 1996.
  5. Леонид Дамбаевай «Жаргал гээшэ юун гээшэб?» найруулга, Б. – С. Цыденовэй «Мүнөө үеын буряад уран зохёол тухай» статьягай хэһэгүүд. «Буряад Үнэн» сонин 2006 оной декабриин 14
  6. Найдаков В. Ц. Даширабдан Батожабай /В.Ц.Найдаков. – Улан – Удэ. 1991.
  7. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: учебное пособие/ Г. К. Селевко // – М.: Народное образование,- 1998. С. 17 – 24

13


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер- класс "Применение кейс-технологий на уроках обществознания как средство реализации ФГОС"

Мастер-класс "Применение кейс-технологий   на уроках обществознания как средство реализации ФГОС " посвящен вопросам практического использования иновационной технологии - кейс-технологии в учебно...

Самостоятельная работа как одна из технологий развития УУД на уроках математики в рамках реализации ФГОС

В статье рассматривается самостоятельная работа учащихся как одна из важнейших технологий развития УУД в рамках современного подхода, основанного на ФГОС...

«Использование информационных технологий на уроках музыки в рамках реализации ФГОС»

«Использование информационных технологий на уроках музыки в рамках реализации ФГОС»...

Технология проблемного обучения на уроках математики в рамках реализации ФГОС ООО

Выступление по теме самообразования «Технология проблемного обучения на уроках математики в рамках реализации ФГОС ООО»...

Использование современных образовательных технологий на уроках ИЗО в рамках реализации ФГОС. Копилка примеров рефлексии на уроках.

Цель данной работы повысить мотивацию педагогов к овладению рефлексивной деятельностью учащихся....

Использование кейс-технологии для продуктивного обучения в условиях реализации ФГОС

Главной задачей учителя является мотивирование обучающихся на проявление инициативы и самостоятельности. Он должен организовать самостоятельную деятельность обучающихся, в которой каждый мог бы реализ...

Применение современных образовательных технологий на уроках истории в рамках реализации ФГОС основного общего образования

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образован...