Дорожная карта ЭКСКУРСИЙ ПО РЕСПУБЛИКЕ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ – АЛАНИЯ НА ОСНОВЕ ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
материал (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Важнейшим условием модернизации общества выступает сохранение культурно-исторического наследия страны как основы инновационных процессов в экономике, промышленности, науке и, в том числе, в отечественной культуре. Организация внеурочной деятельности в школе имеет свои особенности. Современная школа должна создать условия для расширения социальной среды, в которой происходит формирование личности ребёнка. Поэтому в организации дополнительного образования особое значение имеет экскурсия, как форма, позволяющая воспитывать детей в расширенном социальном и культурном пространстве, предоставляющая возможность получения нового опыта и обеспечивающая повышение культурного уровня учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
11dorozhnaya_karta.docx | 25.88 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОРОЖНАЯ КАРТА
ЭКСКУРСИЙ ПО РЕСПУБЛИКЕ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ – АЛАНИЯ НА ОСНОВЕ ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Вершины гор и солнце золотое,
Шум звонких рек и старые дома…
Всё самое любимое, родное
Живёт в тебе, Осетия моя!
Автор-составитель: Гассиева Ф.Г.
учитель осетинского языка и литературы
МБОУ Гимназии
Республики РСО-Алания, г. Владикавказ
2020 г.
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Пояснительная записка
2. Цели и задачи экскурсионно- образовательной деятельности 3. Принципы организации деятельности 4. Объекты экскурсий 5. Порядок организации экскурсионно- образовательной деятельности 6. Темы экскурсионно- образовательной деятельности 7. Образец методической разработки экскурсии 8. Список литературы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Важнейшим условием модернизации общества выступает сохранение культурно-исторического наследия страны как основы инновационных процессов в экономике, промышленности, науке и, в том числе, в отечественной культуре. Организация внеурочной деятельности в школе имеет свои особенности. Современная школа должна создать условия для расширения социальной среды, в которой происходит формирование личности ребёнка. Поэтому в организации дополнительного образования особое значение имеет экскурсия, как форма, позволяющая воспитывать детей в расширенном социальном и культурном пространстве, предоставляющая возможность получения нового опыта и обеспечивающая повышение культурного уровня учащихся.
В процессе реализации ФГОС нового поколения, определяющего требования к отслеживанию результатов личностного развития учащихся, организации мета предметной образовательной среды, перед педагогами нашей гимназии встала задача разработки программы экскурсионной деятельности образовательного учреждения, в основе которой лежит системно - деятельностный подход к организации внеурочной воспитательной работы. Сущность данного подхода заключается в систематизации экскурсионно- образовательной деятельности с определением целей, задач, принципов, направлений и методики этого вида деятельности, а также форм отслеживания её результативности. Приоритетным направлением в области экскурсионной политики является развитие кругозора, разносторонне развитие личности каждого обучающегося. Важна экскурсионная работа и как средство снятия физической усталости, психологического напряжения и стрессов. Экскурсии помогают развивать в детях коммуникабельность, самодисциплину, адаптивность. Обучение и воспитание с помощью внешкольного метода активизирует школьников, мобилизует и развивает их способности, стимулирует любознательность и интерес к той огромной сумме знаний, которую накопило человечество. Экскурсия – это наиболее ёмкий, наиболее синкретический вид познания, который может быть бесконечно разнообразен в культурном контексте.
Основная цель экскурсионно-образовательной деятельности в школе – углубленное изучение школьной программы, воспитание нравственных чувств и эстетического сознания, творческого отношения к учёбе, труду, жизни, воспитание ценностного отношения к истории и культуре своей Родины, к своему народу, к природе и окружающей среде.
Экскурсионная деятельность в нашей гимназии основывается на следующих принципах: • учет возрастных особенностей (познавательных интересов и возможностей) учащихся; • образовательный аспект (тесная связь с учебными программами по предметам); • воспитательный аспект ( привитие интереса и любви к Родине, её культуре и истории); • развитие общего кругозора и эрудиции; • вовлечение родителей с целью формирования общих интересов с детьми, развития взаимопонимания; • системный, плановый характер.
Исходя из того, что экскурсионная программа имеет целый ряд учебных и воспитательных задач, экскурсии можно разделить на несколько групп: • учебные: цель- усвоение детьми знаний по учебному предмету; •краеведческие: цель- знакомство с историей и культурой родного края и своего народа; • общеобразовательные: цель- расширение общего культурного кругозора; • культурно - воспитательные: цель - усвоения культурных знаний в сочетании с художественным воспитанием.
Цели и задачи экскурсионно- образовательной деятельности.
Цель экскурсионно- образовательной деятельности – реализация принципа единства теории и практики в образовательной деятельности гимназии и обеспечение функционально – практической направленности обучения и социализации гимназии.
Задачи экскурсионно-образовательной деятельности: - выработка и развитие умений и навыков серьезной самостоятельной умственной работы, включающей элементы поиска, исследования; - расширение кругозора учащихся и стимулирования познавательной активности и интереса к знаниям; - углубление и популяризация теоретических предметных знаний при помощи непосредственного знакомства учащихся с соответствующими культурными, историческими, природными, и производственно-техническими объектами; - развитие коммуникативных навыков, а также навыков совместной деятельности самоорганизации в группе произвольной комплектации; - содействие профессиональному самоопределению учащихся, их адаптации к жизни в обществе; - создание дополнительных возможностей для двигательной активности и смены видов деятельности учащихся;
Принципы организации деятельности: - дидактизм: научность, связь с жизнью, доступность, системность, доходчивость и убедительность; -тактичность; - наглядность; - эмоциональность; - активность.
Выбор объектов для посещения определяется задачами образовательного процесса и склонностями учащихся.
Объектами экскурсий могут быть: - места, связанные с историческими событиями в жизни нашего народа, развитием общества и государства; - здания и сооружения, мемориалы и памятники, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся личностей, произведения архитектуры и градостроительства, жилые и общественные здания, фортификационные и инженерные сооружения (крепости, мосты, башни), , здания культурного назначения и другие постройки; - природные объекты — леса, рощи, парки, природные заповедники. - экспозиции государственных и народных музеев, картинных галерей, постоянных и временных выставок; - памятники археологии, святилища и др.; - памятники искусства- произведения изобразительного, декоративно-прикладного искусства, скульптура и др. искусство; - научные и образовательные учреждения, лектории, планетарии, библиотеки.
6. Порядок организации экскурсионно- образовательной деятельности: 1. Экскурсионные дни проводятся согласно учебного плана. 2. Для проведения экскурсионного дня приказом директора школы для каждой группы определяются: тема экскурсии, место и сроки проведения экскурсии, состав группы, ответственный учитель-руководитель группы.
3. Руководитель группы несёт ответственность за жизнь и здоровье детей во время проведения экскурсии в соответствии с «Инструкцией по охране труда при проведении прогулок, туристических походов, экскурсий». 4. Учащиеся, не принимающие участие в экскурсиях по уважительной причине, обязаны посещать занятия в школе по специально составленному расписанию. 5. Общая подготовка экскурсионного дня предусматривает следующие распределение функций: Администрация гимназии: - определение перечня объектов посещения; - сбор информации о времени работы и порядке допуска к предполагаемым объектам посещения, маршруте и способе транспортировки учащихся; - установление контактов с ответственными за прием экскурсантов на предполагаемых объектах о проведении экскурсии; - назначение учителей – руководителей групп; Руководитель группы: -сбор информации об учебном потенциале предполагаемых объектов посещения; - подбор материалов для будущей экскурсии, их изучение (накопление знаний по данной теме, определение цели и задач экскурсии); - информирование учащихся о предполагаемых экскурсиях порядке и сроках формирование групп. 6. Подготовительная работа с группой включает в себя: - учебно-методическую подготовку – вводную беседу, постановку заданий; - информационную подготовку - краткое сообщение о теме и длительности экскурсии, протяженности и продолжительности маршрута, времени и месте отправления и возвращения, санитарных остановках, решение вопросов питания; - организационную подготовку - инструктаж учащихся о правилах поведения и технике безопасности в пути и при посещении экскурсионного объекта. 7. Итоги экскурсионного дня (методические и учебные результаты экскурсий, качество их подготовки и проведения, поведение и степень заинтересованности учащихся, целесообразность повторного посещения того или иного объекта) подводятся на совещании учителей школы.
Образец методической разработки экскурсии Тема экскурсии ____________________________________ Цель экскурсии ____________________________________ Задачи экскурсии ___________________________________ Продолжительность (ч) _____________________________ Протяженность (км) _______________________________ Автор – разработчик ________________________________ (автор, коллектив авторов) Содержание экскурсии ______________________________
Таблица
Этап движения | Остановки с указанием места | Объекты показа | Время показа | Краткая информация | Логический переход | Методические указания |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Список литературы:
1.Закон Российской Федерации «Об образовании»
2. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации: федер. закон [с изм. на 17 января 2007г.]
3. Программа развития школы на 2012-2016 гг.
4. Журнал «Туризм в школе»
5. Требования к методической разработке экскурсии: Метод, рекомендации. — М.: ЦРИБ «Турист», 2014.
6. История Северо-Осетинской АССР с древнейших времен до наших дней. Под ред. Тотоева М.С. – Орджоникидзе, 1968.
7. Калоев Б.А. Осетины. – М., 1971.
8. Магометов А.X. Культура и быт осетинского народа. - Орджоникидзе, 1968.
9. Фидаров К.Я. Культура: общее и особенное//Северная Осетия: история и современность. Вып. 2. Под ред. А.Г. Кучиева и др. - Владикавказ, 1992.
10. Дзадзиев А. Б., Дзуцев Х. В., Караев С. М. Этнография и мифология осетин:
11. Штырков С. А. Осетинское святилище Реком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по истории, обществознанию и истории Северной Осетии
Хочу поделиться своим календарно тематическим планированием...оно очень удобно для личного использования, так как содержит необходимый минимум для самоконтроля прохождения программы....
Помним, скорбим о погибших в Северной Осетии 1 сентября 2004 года
Сценарий мероприятия по нравственно-патриотическому воспитанию...
При поддержке компании РусГидро в Северной Осетии открыта вторая экологическая тропа
Северо-Осетинский государственный природный заповедник при поддержке компании РусГидро открыл в Цейском ущелье экологическую тропу «К Цейскому леднику». Это уже вторая экотропа, оборудованная в респуб...
Транспорт и внешние экономические связи Республики Северная Осетия - Алания
Урок раскрывает значение транспорта Северной Осетии во внутриреспубликанских перевозках, помогает проанализировать основные формы внешнеэкономических связей и главных торговых партнеров республики....
Презентация "Республика Северная Осетия-Алания - моя малая Родина"
Республика Северная Осетия-Алания - моя малая Родина, мой любимый край...
Реинтродукция (Восстановление) Кавказского Барса в Республике Северная Осетия -Алания
Статья посвящена восстановлению популяции кавказского барса в Северной Осетии....
Минеральные воды Северной Осетии - Алании
Описание Минеральных вод Северной Осетии - Алании...