РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)» 8 класс
рабочая программа (8 класс)
Учебно-методическое сопровождение программы:
Используемый УМК «Родной язык (русский)» включает в себя учебник для общеобразовательных учреждений (авторы: О.М. Александрова, О.В. Загоровская, С.И. Богданов и др.), М.: Просвещение, 2019.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_kl._rus._rodn._2021-2022.docx | 851.16 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №40»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)»
8В класс
УМК «Русский язык и литература»
Авторы программы: О.М.Александрова,
О.В.Загоровская, С.И.Богданов и др.
Составитель: Колос Наталья Адольфовна,
учитель русского языка и литературы.
2021-2022 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Планируемые результаты изучения учебного предмета………………………………………………. | 3 |
2. | Содержание учебного предмета……………………… | 10 |
3. | Тематическое планирование………………………….. | 13 |
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Рабочая программа по «Родному языку (русскому)» для 8 класса на 2021-2022 учебный год составлена в качестве приложения к основной образовательной программе основного общего образования МБОУ «СШ № 40» на основе:
· Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
· Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации, от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 № 1577);
· Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СШ № 40»;
· Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
· Планируемых результатов основного общего образования (с изменениями от февраля 2020г);
· Фундаментального ядра содержания общего образования;
· Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию; протокол от 8 апреля 2015 г. №1/15 (в редакции протокола от 04 февраля 2020 г. № 1/20);
· Авторской программы «Русский родной язык». Предметная линия учебников «Русский родной язык». 5-9 классы / под ред. О.М. Александровой — М.: Просвещение, 2019;
· Методических рекомендаций по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 сентября 2017 г., регистрационный № 48226),
· Учебного плана МБОУ «СШ №40» на 2021-2022 учебный год;
· Локального акта МБОУ «СШ №40» «Положение о рабочей программе».
Учебно-методическое сопровождение программы:
Используемый УМК «Родной язык (русский)» включает в себя учебник для общеобразовательных учреждений (авторы: О.М. Александрова, О.В. Загоровская, С.И. Богданов и др.), М.: Просвещение, 2019.
Уровень познавательной активности и интеллектуальных способностей 8-х классов представлен в следующей характеристике:
8А класс: % успеваемости – 100%, % качества – 19%, что соответствует критическому уровню в обучении;
8Б класс: % успеваемости – 100%, % качества – 50%, что соответствует достаточному уровню в обучении;
8В класс: % успеваемости – 100%, % качества – 86%, что соответствует оптимальному уровню в обучении;
8Г класс: % успеваемости – 100%, % качества – 81%, что соответствует оптимальному уровню в обучении.
Планируемые результаты:
1. Личностные результаты освоения программы должны отражать:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной,
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества,
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями,
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям,
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей,
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию,
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни,
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды,
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:
способность к социальной адаптации и интеграции в обществе, в том числе при реализации возможностей коммуникации на основе словесной речи (включая устную коммуникацию), а также, при желании, коммуникации на основе жестовой речи с лицами, имеющими нарушения слуха;
для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
- владение навыками пространственной и социально-бытовой ориентировки; умение самостоятельно и безопасно передвигаться в знакомом и незнакомом пространстве с использованием специального оборудования;
- способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
для обучающихся с расстройствами аутистического спектра:
формирование умения следовать отработанной системе правил поведения и взаимодействия в привычных бытовых, учебных и социальных ситуациях, удерживать границы взаимодействия;
знание своих предпочтений (ограничений) в бытовой сфере и сфере интересов.
2.Метапредметные результаты освоения программы должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности, самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты,
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, применению различных методов познания,
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности,
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач,
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов,
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей,
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства,
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения,
для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:
владение навыками определения и исправления специфических ошибок (аграмматизмов) в письменной и устной речи;
для обучающихся с расстройствами аутентического спектра:
- способность планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;
- овладение умением определять наиболее эффективные способы достижения результата при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;
- овладение умением выполнять действия по заданному алгоритму или образцу при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;
- овладение умением оценивать результат своей деятельности в соответствии с заданными эталонами при организующей помощи тьютора;
- овладение умением адекватно реагировать в стандартной ситуации на успех и неудачу, конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха при организующей помощи тьютора;
- овладение умением активного использования знаково-символических средств для представления информации об изучаемых объектах и процессах, различных схем решения учебных и практических задач при организующей помощи педагога-психолога и тьютора;
- способность самостоятельно обратиться к педагогическому работнику (педагогу-психологу, социальному педагогу) в случае личных затруднений в решении какого-либо вопроса;
- способность самостоятельно действовать в соответствии с заданными эталонами при поиске информации в различных источниках, критически оценивать и интерпретировать получаемую информацию из различных источников.
3. Предметные результаты освоения программы.
Предметные результаты освоения программы устанавливаются на базовом уровне.
Предметные результаты изучения учебного предмета «Родной язык (русский)» на уровне основного общего образования должны быть ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать:
1. Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа, говорящего на нём:
- осознание роли русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире;
- осознание роли русского родного языка в жизни человека;
- осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка с историей общества;
- осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка;
- понимание и истолкование значения слов с национально-культурным компонентом, правильное употребление их в речи; понимание особенностей употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и произведениях художественной литературы разных исторических эпох;
- пониманиеслов с живой внутренней формой, специфическим оценочно-характеризующим значением; осознание национального своеобразия общеязыковых и художественных метафор, народных и поэтических слов-символов, обладающих традиционной метафорической образностью; распознавание, характеристика.
- понимание и истолкование значения фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом; комментирование истории происхождения таких фразеологических оборотов, уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения;
- понимание и истолкование значения пословиц и поговорок,крылатых слов и выражений; знание источников крылатых слов и выражений; правильное употребление пословиц, поговорок, крылатых слов и выражений в современных ситуациях речевого общения;
- характеристика лексики с точки зрения происхождения: лексика исконно русская и заимствованная; понимание процессов заимствования лексики как результата взаимодействия национальных культур; характеристика заимствованных слов по языку-источнику (из славянских и неславянских языков), времени вхождения (самые древние и более поздние); распознавание старославянизмов, понимание ролистарославянского языка в развитии русского литературного языка; стилистическая характеристика старославянизмов (стилистически нейтральные, книжные, устаревшие);
- понимание роли заимствованной лексики в современном русском языке; распознавание слов, заимствованных русским языком из языков народов России и мира; общее представление об особенностях освоения иноязычной лексики; определение значения лексических заимствований последних десятилетий; целесообразное употребление иноязычных слов;
- понимание причин изменений в словарном составе языка, перераспределения пластов лексики между активным и пассивным запасом слов; определение значения устаревших слов с национально-культурным компонентом;определение значения современныхнеологизмов,характеристика неологизмов по сфере употребления и стилистической окраске;
- определение различий между литературным языком и диалектами; осознание диалектов как части народной культуры; понимание национально-культурного своеобразия диалектизмов;
- осознание измененийв языке как объективного процесса;понимание внешних и внутренних факторов языковых изменений; общее представление обактивных процессах в современном русском языке;
- соблюдение норм русского речевого этикета; понимание национальной специфики русского речевого этикета по сравнению с речевым этикетом других народов;
- использование словарей, в том числе мультимедийных, учитывая сведения о назначении конкретного вида словаря, особенностях строения его словарной статьи: толковых словарей, словарей устаревших слов,словарей иностранных слов, фразеологических словарей, этимологических фразеологических словарей, словарей пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; учебных этимологических словарей; словарей синонимов, антонимов; словарей эпитетов, метафор и сравнений.
2. Овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), нормами речевого этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка:
- осознание важности соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека;
- анализ и оценивание с точки зрения норм современного русского литературного языка чужой и собственной речи; корректировка речи с учетом её соответствия основными нормами литературного языка;
- соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка и правил речевого этикета;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
- стремление к речевому самосовершенствованию;
- формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность;
- осознанное расширение своей речевой практики, развитие культуры использования русского языка, способности оценивать свои языковые умения, планировать и осуществлять их совершенствование и развитие;
- соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм современного русского литературного языка: произношение имен существительных‚ прилагательных, глаголов‚ полных причастий‚ кратких форм страдательных причастий прошедшего времени‚ деепричастий‚ наречий;произношение гласных [э]‚ [о] после мягких согласных и шипящих; безударный [о] в словах иностранного происхождения; произношение парных по твердости-мягкости согласных перед [е] в словах иностранного происхождения; произношение безударного [а] после ж и ш; произношение сочетания чн и чт; произношение женских отчеств на -ична, -инична; произношение твердого [н] перед мягкими [ф'] и [в']; произношение мягкого [н] перед ч и щ.; постановка ударения в отдельных грамматических формах имён существительных,прилагательных; глаголов(в рамках изученного); в словоформах с непроизводными предлогами‚ в заимствованных словах;
- осознание смыслоразличительной роли ударения на примере омографов;
- различение произносительных различий в русском языке, обусловленных темпом речи и стилями речи;
- различение вариантов орфоэпической и акцентологической нормы; употребление слов с учётом произносительных вариантов орфоэпической нормы;
- употребление слов с учётом стилистических вариантов орфоэпической нормы;
- понимание активных процессов в области произношения и ударения;
- соблюдение основных лексических норм современного русского литературного языка:правильность выбора слова, максимально соответствующего обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности;нормы употребления синонимов‚ антонимов‚ омонимов‚ паронимов;употребление слова в соответствии с его лексическим значением и требованием лексической сочетаемости; употребление терминов в научном стиле речи‚ в публицистике, художественной литературе, разговорной речи; опознавание частотных примеров тавтологии и плеоназма;
- различение стилистических вариантов лексической нормы;
- употребление имён существительных, прилагательных, глаголов с учётом стилистических вариантов лексической нормы;
- употребление синонимов, антонимов‚ омонимов с учётом стилистических вариантов лексической нормы;
- различение типичных речевых ошибок;
- редактирование текста с целью исправления речевых ошибок;
- выявление и исправление речевых ошибок в устной речи;
- соблюдение основных грамматических норм современного русского литературного языка: употребление заимствованных несклоняемых имен существительных; сложных существительных; имён собственных (географических названий); аббревиатур‚ обусловленное категорией рода; употребление заимствованных несклоняемых имён существительных; склонение русских и иностранных имен и фамилий; названий географических объектов‚ употребление отдельных грамматических форм имен существительных, прилагательных (в рамках изученного);склонение местоимений‚ порядковых и количественных числительных; употребление отдельных форм имен существительных в соответствии с типом склонения, родом, принадлежностью к разряду одушевленности – неодушевленности; словоизменение отдельных форм множественного числа имени существительного‚ глаголов 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени; формообразование глаголов совершенного и несовершенного вида‚ форм глаголов в повелительном наклонении; употребление имен прилагательных в формах сравнительной степени‚ в краткой форме‚ употребление в речи однокоренных слов разных частей речи; согласование сказуемого с подлежащим, имеющим в своем составе количественно-именное сочетание; согласование сказуемого с подлежащим, выраженным существительным со значением лица женского рода; согласование сказуемого с подлежащим, выраженным сочетанием числительного и существительным; согласование определения в количественно-именных сочетаниях с числительными; построение словосочетаний по типу согласования; управление предлогов благодаря, согласно, вопреки; употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания‚ употребление предлога по с количественными числительными в словосочетаниях с распределительным значением; построение простых предложений с причастными и деепричастными оборотами‚ предложений с косвенной речью‚ сложных предложений разных видов;
- определение типичныхграмматических ошибок в речи;
- различение вариантов грамматической нормы: литературных и разговорных форм именительного падежа множественного числа существительных мужского рода‚форм существительных мужского рода множественного числа с окончаниями –а(-я), -ы(и)‚ различающихся по смыслу‚ литературных и разговорных форм глаголов‚ причастий‚ деепричастий‚ наречий;
- различение вариантов грамматической синтаксической нормы‚ обусловленных грамматической синонимией словосочетаний‚ простых и сложных предложений;
- правильное употребление имён существительных, прилагательных, глаголов с учётом вариантов грамматической нормы;
- правильное употребление синонимических грамматических конструкций с учётом смысловых и стилистических особенностей; редактирование текста с целью исправления грамматических ошибок;
- выявление и исправление грамматических ошибок в устной речи;
- соблюдение основных норм русского речевого этикета:этикетные формы и формулы обращения; этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации; современные формулы обращения к незнакомому человеку; употребление формы «он»;
- соблюдение этикетных форм и устойчивых формул‚ принципов этикетного общения, лежащих в основе национального речевого этикета;
- соблюдение русской этикетной вербальной и невербальной манеры общения;
- использование в общении этикетных речевых тактик и приёмов‚ помогающих противостоять речевой агрессии;
- использование при общении в электронной среде этики и русского речевого этикета;
- соблюдение норм русского этикетного речевого поведения в ситуациях делового общения;
- понимание активных процессов в русском речевом этикете;
- соблюдение основных орфографических норм современного русского литературного языка(в рамках изученного в основном курсе);
- соблюдение основных пунктуационных норм современного русского литературного языки(в рамках изученного в основном курсе);
- использование толковых, в том числе мультимедийных, словарей для определения лексического значения слова, особенностей употребления;
- использование орфоэпических, в том числе мультимедийных, орфографических словарей для определения нормативного произношения слова; вариантов произношения;
- использование словарей синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимовдля уточнения значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов, а также в процессе редактирования текста;
- использованиеграмматических словарейи справочников для уточнения нормы формообразования, словоизменения и построения словосочетания и предложения; опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования текста;
- использование орфографических словарей и справочников по пунктуации для определения нормативного написания слов и постановки знаков препинания в письменной речи.
3. Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и слушания, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации):
- владение различными видами слушания (детальным, выборочным‚ ознакомительным, критическим‚ интерактивным) монологической речи, учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;
- владение различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым) учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;
- умение дифференцировать и интегрировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных; классифицировать фактический материал по определённому признаку; выделять наиболее существенные факты; устанавливать логическую связь между выявленными фактами;
- умение соотносить части прочитанного и прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения, логические связи между абзацами и частями текста и определять средства их выражения; определять начало и конец темы; выявлять логический план текста;
- проведение анализа прослушанного или прочитанного текста с точки зрения его композиционных особенностей, количества микротем; основных типов текстовых структур (индуктивные, дедуктивные, рамочные/ дедуктивно-индуктивные, стержневые/индуктивно-дедуктивные);
- владение умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; приёмами работы с заголовком текста, оглавлением, списком литературы, примечаниями и т.д.; основными способами и средствами получения, переработки и преобразования информации (аннотация, конспект); использование графиков, диаграмм, схем для представления информации;
- владение правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях;
- уместное использование коммуникативных стратегий и тактик устного общения: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация, просьба, принесение извинений, поздравление; и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др.
- участие в беседе, споре, владение правилами корректного речевого поведения в споре;
- умение строить устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке) различных видов (ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-добавление, ответ-группировка), рецензию на проектную работу одноклассника, доклад; принимать участие в учебно-научной дискуссии;
- владение умениями учебно-делового общения: убеждения собеседника; побуждения собеседника к действию; информирования об объекте; объяснения сущности объекта; оценки;
- создание устных и письменных текстов описательного типа: определение, дефиниция, собственно описание, пояснение;
- создание устных и письменных текстов аргументативного типа (рассуждение, доказательство, объяснение) с использованием различных способов аргументации, опровержения доводов оппонента (критика тезиса, критика аргументов, критика демонстрации); оценка причин неэффективной аргументации в учебно-научном общении;
- создание текста как результата проектной (исследовательской) деятельности; оформление реферата в письменной форме и представление его в устной форме;
- чтение, комплексный анализ и создание текстов публицистических жанров(девиз, слоган, путевые записки, проблемный очерк; тексты рекламных объявлений);
- чтение, комплексный анализ и интерпретация текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т.п.); определение фактуальной и подтекстовой информации текста, его сильных позиций;
- создание объявлений (в устной и письменной форме); деловых писем;
- оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения их эффективности, понимание основных причин коммуникативных неудач и объяснение их; оценивание собственной и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
- редактирование собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов.
2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел 1. Язык и культура. (10 ч)
Исконно русская лексика: слова общеиндоевропейского фонда, слова праславянского (общеславянского) языка, древнерусские (общевосточнославянские) слова, собственно русские слова. Собственно русские слова как база и основной источник развития лексики русского литературного языка.
Роль старославянизмов в развитии русского литературного языка и их приметы. Стилистически нейтральные, книжные, устаревшие старославянизмы.
Иноязычная лексика в разговорной речи, дисплейных текстах, современной публицистике.
Речевой этикет. Благопожелание как ключевая идея речевого этикета. Речевой этикет и вежливость. «Ты» и «ВЫ» в русском речевом этикете и в западноевропейском, американском речевых этикетах. Называние другого и себя, обращение к знакомому и незнакомому Специфика приветствий, традиционная тематика бесед у русских и других народов.
Раздел 2. Культура речи. (15 ч)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Типичные орфоэпические ошибки в современной речи: произношение гласных [э], [о] после мягких согласных и шипящих;безударный [о] в словах иностранного происхождения; произношение парных по твердости-мягкости согласных перед [е] в словах иностранного происхождения; произношение безударного [а] после ж и ш; произношение сочетания чн и чт; произношение женских отчеств на -ична, -инична;произношение твёрдого [н] перед мягкими [ф'] и [в'];произношение мягкого [н] перед ч и щ.
Типичные акцентологические ошибки в современной речи.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Терминология и точность речи. Нормы употребления терминов в научном стиле речи. Особенности употребления терминов в публицистике, художественной литературе, разговорной речи. Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением терминов. Нарушение точности словоупотребления заимствованных слов.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки. Согласование: согласование сказуемого с подлежащим, имеющим в своем составе количественно-именное сочетание; согласование сказуемого с подлежащим, выраженным существительным со значением лица женского рода (врач пришел – врач пришла); согласование сказуемого с подлежащим, выраженным сочетанием числительного несколько и существительным;согласование определения в количественно-именных сочетаниях с числительными два, три, четыре (два новых стола, две молодых женщины и две молодые женщины).
Нормы построения словосочетаний по типу согласования (маршрутное такси, обеих сестер – обоих братьев).
Варианты грамматической нормы: согласование сказуемого с подлежащим, выраженным сочетанием слов много, мало, немного, немало, сколько, столько, большинство, меньшинство.Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках.
Речевой этикет
Активные процессы в речевом этикете. Новые варианты приветствия и прощания, возникшие в СМИ; изменение обращений‚ использования собственных имен; их оценка. Речевая агрессия. Этикетные речевые тактики и приёмы в коммуникации‚ помогающие противостоять речевой агрессии. Синонимия речевых формул.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст. (10 ч)
Язык и речь. Виды речевой деятельности
Эффективные приёмы слушания. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы.
Основные методы, способы и средства получения, переработки информации.
Текст как единица языка и речи
Структура аргументации: тезис, аргумент. Способы аргументации. Правила эффективной аргументации. Причины неэффективной аргументации в учебно-научном общении.
Доказательство и его структура. Прямые и косвенные доказательства. Виды косвенных доказательств. Способы опровержения доводов оппонента: критика тезиса, критика аргументов, критика демонстрации.
Функциональные разновидности языка
Разговорная речь. Самохарактеристика, самопрезентация, поздравление.
Научный стиль речи. Специфика оформления текста как результата проектной (исследовательской) деятельности. Реферат. Слово на защите реферата. Учебно-научная дискуссия. Стандартные обороты речи для участия в учебно-научной дискуссии. Правила корректной дискуссии.
Язык художественной литературы. Сочинение в жанре письма другу (в том числе электронного), страницы дневника и т.д.
Учебно-тематический план
№ раздела/модуля | Название раздела/модуля | Количество учебных часов | Количество зачетов, к/работ, практич. илаборатор. работ |
1 | Язык и культура | 10 | Практич. работа – 3 Тестовая работа – 1 |
2 | Культура речи | 15 | Практич. работа – 7 Самост. работа – 1 Тестовая работа – 1 |
3 | Речь. Речевая деятельность. Текст | 10 | Практич. работа – 1 Самост. работа – 1 Сочинение – 3 Тестовая работа – 1 |
Итого 35 часов |
Формы контроля результатов образовательной деятельности
№ п/п | Форма контроля | № урока |
1 | Самостоятельная работа | 14 |
2 | 27 | |
3 | Практическая работа | 2 |
4 | 7 | |
5 | 9 | |
6 | 11 | |
7 | 13 | |
8 | 14 | |
9 | 15 | |
10 | 17 | |
11 | 18 | |
12 | 21 | |
13 | 22 | |
14 | 28 | |
15 | Сочинение | 30 |
16 | 32 | |
17 | 35 | |
18 | Тестовая работа | 10 |
19 | 25 | |
20 | 35 |
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
В данном разделе представлено тематическое планирование для 8 класса в соответствии с требованиями ФГОС общего образования. Тематическое планирование рассчитано на 35 учебных недель в каждом классе, что составляет 35 часов в год (1 час в неделю). Тематическое планирование отражает содержание курса, количество часов, отводимое на каждую тему. Дана характеристика основных видов деятельности обучающихся и формируемых универсальных учебных действий по каждой теме.
3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Дата урока | Тема урока | Тип урока | Формируемые УУД | Виды деятельности обучающихся | Вид и форма контроля | |
план | факт | ||||||
Раздел 1. Язык и культура. (10 часов) | |||||||
1 | 1н | Исконно русская лексика: слова общеиндоевропейского фонда, слова праславянского языка, древнерусские слова, собственно русские слова. | Урок усвоения нового материала. | Личностные: формирование знания о международном значении русского языка, о взаимосвязи русского языка с культурой и историей России и мира; Метапредметные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию; объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры, содержания и значения слова, предложения, текста; Предметные: осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка; осознание роли русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире; осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка с историей общества. | Изучение материала по теме: Исконно русская лексика (слова общеиндоевропейского фонда, слова праславянского языка, древнерусские слова, собственно русские слова). | Фронтальный опрос | |
2 | 2н | Собственно русские слова как база и основной источник развития лексики русского литературного языка. | Комбинированный урок. | Личностные: формирование «стартовой» мотивации к изучению нового материала; Метапредметные: находить недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность); применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе проектирования структуры слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; Предметные: осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка; понимание и истолкование значения слов с национально-культурным компонентом, правильное употребление их в речи. | Анализ признаков собственно русских слов, изучение собственно русских слов какбазы и основной источник развития лексики русского литературного языка. | Практическая работа | |
3 | 3н | Роль старославянизмов в развитии русского литературного языка и их приметы. | Комбинированный урок. | Личностные: формирование «стартовой» мотивации к изучению нового материала; Метапредметные: находить недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность); применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе проектирования структуры слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; Предметные: осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка; понимание и истолкование значения слов с национально-культурным компонентом, правильное употребление их в речи. | Изучение роли старославянизмов в развитии русского литературного языка и выделение их примет. | Работа с этимологическим словарём | |
4 | 4н | Стилистически нейтральные, книжные, устаревшие старославянизмы. | Комбинированный урок. | Личностные: формирование «стартовой» мотивации к изучению нового материала; Метапредметные: находить недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность); применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе проектирования структуры слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; Предметные: осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка; понимание и истолкование значения стилистически нейтральных, книжных, устаревших старославянизмов. | Выделение и анализ стилистически нейтральных, книжных, устаревших старославянизмов. | Анализ текста | |
5 | 5н | Иноязычная лексика в разговорной речи, дисплейных текстах, современной публицистике. | Комбинированный урок. | Личностные: формирование «стартовой» мотивации к изучению нового материала; Метапредметные: находить недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность); применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе проектирования структуры слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; Предметные: осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка; истолкование использования иноязычной лексики в разговорной речи и современной публицистике. | Изучение иноязычной лексики в разговорной речи, дисплейных текстах, современной публицистике. | Анализ текста | |
6 | 6н | Речевой этикет. Благопожелание как ключевая идея речевого этикета. | Урок актуализации знаний и умений. | Личностные: формирование устойчивой мотивации к самостоятельной, коллективной аналитической и творческой деятельности; Метапредметные: находить недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность); применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе проектирования структуры слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; Предметные: осознание роли русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире; осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка с историей общества. | Работа по выявлению особенностей речевого этикета; изучение роли благопожелания как ключевая идея речевого этикета. | Фронтальный опрос | |
7 | 7н | Речевой этикет и вежливость. | Урок актуализации знаний и умений. | Личностные: формирование устойчивой мотивации к самостоятельной, коллективной аналитической и творческой деятельности; Метапредметные: находить недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность); применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе проектирования структуры слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; Предметные: соблюдение основных норм русского речевого этикета: этикетные формы и формулы обращения; этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации; современные формулы обращения к незнакомому человеку. | Работа по усвоению правил речевого этикета и вежливости в письменной и устной речи. | Практическая работа | |
8 | 8н | «Ты» и «Вы» в русском речевом этикете и в западноевропейском, американском речевых этикетах. | Комбинированный урок. | Личностные: формирование устойчивой мотивации к самостоятельной, коллективной аналитической и творческой деятельности; Метапредметные: находить недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность); применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе проектирования структуры слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; Предметные: соблюдение основных норм русского речевого этикета: этикетные формы и формулы обращения; этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации; современные формулы обращения к незнакомому человеку; употребление формы «ТЫ» и «ВЫ»; соблюдение этикетных форм и устойчивых формул‚ принципов этикетного общения, лежащих в основе национального речевого этикета. | Изучение использования слов «ТЫ» и «ВЫ» в русском речевом этикете и в западноевропейском, американском речевых этикетах. | Анализ текста | |
9 | 9н | Называние другого и себя, обращение к знакомому и незнакомому. | Комбинированный урок. | Личностные: формирование устойчивой мотивации к самостоятельной, коллективной аналитической и творческой деятельности; Метапредметные: находить недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность); применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе проектирования структуры слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; Предметные: соблюдение основных норм русского речевого этикета: этикетные формы и формулы обращения; этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;соблюдение этикетных форм и устойчивых формул‚ принципов этикетного общения, лежащих в основе национального речевого этикета. | Создание устных и письменных текстов разговорного стиля. | Практическая работа | |
10 | 10н | Специфика приветствий, традиционная тематика бесед у русских и других народов. | Комбинированный урок. | Личностные: формирование устойчивой мотивации к самостоятельной, коллективной аналитической и творческой деятельности; Метапредметные: находить недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность); применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе проектирования структуры слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; Предметные: соблюдение русской этикетной вербальной и невербальной манеры общения;использование в общении этикетных речевых тактик и приёмов‚ помогающих противостоять речевой агрессии;соблюдение норм русского этикетного речевого поведения в ситуациях делового общения;понимание активных процессов в русском речевом этикете. | Изучение специфики приветствий, традиционной тематики бесед у русских и других народов.Тестовая работа по разделу «Язык и культура» | Тестовая работа | |
Раздел 2. Культура речи. (15 часов) | |||||||
11 | 11н | Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. | Урок систематизации и обобщения знаний и умений. | Личностные: формирование устойчивой мотивации к самостоятельной, коллективной аналитической и творческой деятельности; Метапредметные: находить недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность); применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе проектирования структуры слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; Предметные: осознание важности соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека;анализ и оценивание с точки зрения норм современного русского литературного языка чужой и собственной речи; корректировка речи с учетом её соответствия основными нормами литературного языка; соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм современного русского литературного языка. | Актуализация знаний по теме: Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Активные процессы в области произношения и ударения. Работа со словарями (наблюдение над отражением произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях) | Практическая работа | |
12 | 12н | Типичные орфоэпические ошибки в современной речи. | Комбинированный урок. | Личностные: формирование устойчивой мотивации к самостоятельной, коллективной аналитической и творческой деятельности; Метапредметные: находить недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность); применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе проектирования структуры слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; Предметные: различение вариантов орфоэпической и акцентологической нормы; употребление слов с учётом произносительных вариантов орфоэпической нормы; употребление слов с учётом стилистических вариантов орфоэпической нормы;понимание активных процессов в области произношения и ударения. | Знакомство с орфоэпическими ошибками: произношение гласных [э], [о] после мягких согласных и шипящих; произношение парных по твердости-мягкости согласных перед [е] в иностранных словах; произношение безударного [а] после ж и ш; произношение сочетания чн и чт; произношение женских отчеств на -ична, -инична; произношение твёрдого [н] перед мягкими [ф'] и [в'];произношение мягкого [н] перед ч и щ. | Работа со словарём | |
13 | 13н | Типичные акцентологические ошибки в современной речи. | Урок актуализации знаний и умений. | Личностные: формирование устойчивой мотивации к самостоятельной, коллективной аналитической и творческой деятельности; Метапредметные: находить недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность); применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе проектирования структуры слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; Предметные: различение вариантов орфоэпической и акцентологической нормы; употребление слов с учётом произносительных вариантов орфоэпической нормы; употребление слов с учётом стилистических вариантов орфоэпической нормы; понимание активных процессов в области произношения и ударения. | Актуализация знаний по теме: Типичные акцентологические ошибки в современной речи. Работа по коррекции акцентологических ошибок в современной речи. | Практическая работа | |
14 | 14н | Основные лексические нормы современного русского литературного языка. | Урок актуализации знаний и умений. | Личностные: формирование устойчивой мотивации к самостоятельной, коллективной аналитической и творческой деятельности; Метапредметные: находить недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность); применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе проектирования структуры слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; Предметные: соблюдение основных лексических норм современного русского литературного языка: правильность выбора слова, максимально соответствующего обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности; нормы употребления синонимов‚ антонимов; употребление слова в соответствии с его лексическим значением и требованием лексической сочетаемости. | Актуализация знаний по теме: Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Самостоятельная практическая работа с использованием материалов ОГЭ. | Самостоятельная работа | |
15 | 15н | Терминология и точность речи. Нормы употребления терминов в научном стиле речи. | Урок комплексного применения знаний и умений. | Личностные: формирование устойчивой мотивации к самостоятельной, коллективной аналитической и творческой деятельности; Метапредметные: находить недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность); применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе проектирования структуры слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; Предметные: соблюдение основных лексических норм современного русского литературного языка: правильность выбора слова, максимально соответствующего обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности; нормы употребления синонимов‚ антонимов; употребление слова в соответствии с его лексическим значением и требованием лексической сочетаемости. | Анализ норм употребления терминов в научном стиле речи. | Практическая работа | |
16 | 16н | Особенности употребления терминов в публицистике, художественной литературе, разговорной речи. | Комбинированный урок. | Личностные: формирование устойчивой мотивации к самостоятельной, коллективной аналитической и творческой деятельности; Метапредметные: находить недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность); применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе проектирования структуры слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; Предметные: соблюдение основных лексических норм современного русского литературного языка: правильность выбора слова, максимально соответствующего обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности; нормы употребления синонимов‚ антонимов; употребление слова в соответствии с его лексическим значением и требованием лексической сочетаемости; употребление терминов в научном стиле речи‚ в публицистике, художественной литературе, разговорной речи. | Изучение особенностей употребления терминов в публицистике, художественной литературе, разговорной речи. | Анализ текста | |
17 | 17н | Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением терминов. | Комбинированный урок. | Личностные: формирование устойчивой мотивации к самостоятельной, коллективной аналитической и творческой деятельности; Метапредметные: находить недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность); применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе проектирования структуры слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; Предметные: различение типичных речевых ошибок;редактирование текста с целью исправления речевых ошибок;выявление и исправление речевых ошибок в устной речи; употребление терминов в научном стиле речи‚ в публицистике, художественной литературе, разговорной речи. | Знакомство с типичными речевыми ошибками‚ связанными с употреблением терминов; работа по устранению этих ошибок в тексте. | Практическая работа | |
18 | 18н | Нарушение точности словоупотребления заимствованных слов. | Комбинированный урок. | Личностные: формирование устойчивой мотивации к самостоятельной, коллективной аналитической и творческой деятельности; Метапредметные: находить недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность); применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе проектирования структуры слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; Предметные: различение типичных речевых ошибок; редактирование текста с целью исправления речевых ошибок; выявление и исправление речевых ошибок в устной речи: употребление заимствованных несклоняемых имен существительных; сложных существительных; имён собственных (географических названий); аббревиатур‚ обусловленное категорией рода; употребление заимствованных несклоняемых имён существительных; склонение русских и иностранных имен и фамилий; названий географических объектов. | Анализ текстов с целью изучения и коррекции нарушения точности словоупотребления заимствованных слов. | Практическая работа | |
19 | 19н | Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки. | Комбинированный урок. | Личностные: формирование устойчивой мотивации к самостоятельной, коллективной аналитической и творческой деятельности; Метапредметные: находить недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность); применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе проектирования структуры слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; Предметные: соблюдение основных грамматических норм современного русского литературного языка: правильное построение словосочетаний по типу согласования; определение типичных грамматических ошибок в речи; выявление и исправление грамматических ошибок в устной речи; правильное употребление синонимических грамматических конструкций с учётом смысловых и стилистических особенностей; редактирование текста с целью исправления грамматических ошибок. | Изучение грамматических ошибок: согласование сказуемого с подлежащим, имеющим в своем составе количественно-именное сочетание; с подлежащим, выраженным существительным со значением лица ж.р.; с подлежащим, выраженным сочетанием числительного несколько и существительным;согласование определения в количественно-именных сочетаниях с числительными два, три, четыре. | Анализ текста | |
20 | 20н | Нормы построения словосочетаний по типу согласования. | Комбинированный урок. | Личностные: формирование устойчивой мотивации к самостоятельной, коллективной аналитической и творческой деятельности; Метапредметные: находить недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность); применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе проектирования структуры слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; Предметные: соблюдение основных грамматических норм современного русского литературного языка:построение словосочетаний по типу согласования. | Изучение норм построения словосочетаний по типу согласования (маршрутное такси, обеих сестер – обоих братьев). | Анализ текста | |
21 | 21н | Варианты грамматической нормы. Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. | Комбинированный урок. | Личностные: формирование устойчивой мотивации к самостоятельной, коллективной аналитической и творческой деятельности; Метапредметные: находить недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность); применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе проектирования структуры слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; Предметные: соблюдение основных грамматических норм современного русского литературного языка; определение типичных грамматических ошибок в речи; выявление и исправление грамматических ошибок в устной речи; использованиеграмматических словарейи справочников для уточнения нормы формообразования, словоизменения и построения словосочетания и предложения; опознавания вариантов грамматической нормы в процессе редактирования текста. | Изучение вариантов грамматической нормы: согласование сказуемого с подлежащим, выраженным сочетанием слов много, мало, немного, немало, сколько, столько, большинство, меньшинство; отражения вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. | Практическая работа | |
22 | 22н | Речевой этикет. Активные процессы в речевом этикете. | Комбинированный урок. | Личностные: формирование устойчивой мотивации к самостоятельной, коллективной аналитической и творческой деятельности; Метапредметные: находить недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность); применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе проектирования структуры слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; Предметные: соблюдение основных норм русского речевого этикета: этикетные формы и формулы обращения; этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации; использование при общении в электронной среде этики и русского речевого этикета. | Наблюдение над процессами, происходящими в речевом этикете в современном русском языке. | Практическая работа | |
23 | 23н | Новые варианты приветствия и прощания, возникшие в СМИ; изменение обращений‚ использования собственных имен; их оценка. | Урок комплексного применения знаний и умений. | Личностные: формирование устойчивой мотивации к самостоятельной, коллективной аналитической и творческой деятельности; Метапредметные: находить недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность); применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе проектирования структуры слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; Предметные: соблюдение основных норм русского речевого этикета: этикетные формы и формулы обращения; этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации; использование при общении в электронной среде этики и русского речевого этикета. | Изучение новых вариантов приветствия и прощания, возникших в СМИ; измененияобращений‚ использования собственных имен; их оценка. | Анализ текста | |
24 | 24н | Речевая агрессия. Этикетные речевые тактики и приёмы в коммуникации‚ помогающие противостоять речевой агрессии. | Урок усвоения новых знаний. | Личностные: формирование устойчивой мотивации к самостоятельной, коллективной аналитической и творческой деятельности; Метапредметные: находить недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность); применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе проектирования структуры слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; Предметные: соблюдение основных норм русского речевого этикета: этикетные формы и формулы обращения; этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации; использование при общении в электронной среде этики и русского речевого этикета; использование в общении этикетных речевых тактик и приёмов‚ помогающих противостоять речевой агрессии. | Знакомство с понятием речевой агрессии, с этикетными речевыми тактиками и приёмами в коммуникации‚ помогающими противостоять речевой агрессии. Изучение правил этикета в электронной среде общения (этикет Интернет-переписки) | Практикум | |
25 | 25н | Синонимия речевых формул. | Урок комплексного применения знаний и умений. | Личностные: формирование устойчивой мотивации к самостоятельной, коллективной аналитической и творческой деятельности; Метапредметные: находить недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность); применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе проектирования структуры слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; Предметные: соблюдение основных норм русского речевого этикета: этикетные формы и формулы обращения; этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации; использование при общении в электронной среде этики и русского речевого этикета; употребление синонимов с учётом стилистических вариантов лексической нормы. | Знакомство с вариантами синонимии речевых формул и изучение приёмов их использования. Тестовая работа по разделу «Культура речи». | Тестовая работа | |
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст. (10 часов) | |||||||
26 | 26н | Язык и речь. Виды речевой деятельности. Эффективные приёмы слушания. | Урок усвоения новых знаний. | Личностные: формирование устойчивой мотивации к самостоятельной, коллективной аналитической и творческой деятельности; Метапредметные: находить недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность); применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе проектирования структуры слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; Предметные: владение различными видами слушания (детальным, выборочным‚ ознакомительным, критическим‚ интерактивным) монологической речи, учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;владение различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым) учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи. | Знакомство с эффективными приёмами слушания. Проведение практикума по правилам эффективных приёмов слушания. | Практикум | |
27 | 27н | Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы. | Комбинированный урок. | Личностные: формирование устойчивой мотивации к самостоятельной, коллективной аналитической и творческой деятельности; Метапредметные: находить недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность); применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе проектирования структуры слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; Предметные: проведение анализа прослушанного или прочитанного текста с точки зрения его композиционных особенностей, количества микротем; основных типов текстовых структур (индуктивные, дедуктивные, рамочные/ дедуктивно-индуктивные, стержневые/индуктивно-дедуктивные); владение умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; приёмами работы с заголовком текста, оглавлением, списком литературы, примечаниями и т.д.; основными способами и средствами получения, переработки и преобразования информации (аннотация, конспект). | Актуализация знаний по теме: Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы. Осуществление различных этапов работы с текстом. | Самостоятельная работа | |
28 | 28н | Основные методы, способы и средства получения, переработки информации. | Комбинированный урок. | Личностные: формирование устойчивой мотивации к самостоятельной, коллективной аналитической и творческой деятельности; Метапредметные: находить недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность); применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе проектирования структуры слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; Предметные: проведение анализа прослушанного или прочитанного текста с точки зрения его композиционных особенностей, количества микротем; основных типов текстовых структур (индуктивные, дедуктивные, рамочные/ дедуктивно-индуктивные, стержневые/индуктивно-дедуктивные); владение умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; приёмами работы с заголовком текста, оглавлением, списком литературы, примечаниями и т.д.; использование графиков, диаграмм, схем для переработки и представления информации. | Знакомство с основными методами, способами и средствами получения, переработки информации. Практическая работа по различным видам преобразования текстовой информации. | Практическая работа | |
29 | 29н | Структура аргументации. Способы аргументации. Правила эффективной аргументации. Причины неэффективной аргументации. | Комбинированный урок. | Личностные: формирование устойчивой мотивации к самостоятельной, коллективной аналитической и творческой деятельности; Метапредметные: находить недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность); применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе проектирования структуры слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; Предметные: создание устных и письменных текстов аргументативного типа (рассуждение, доказательство, объяснение) с использованием различных способов аргументации, опровержения доводов оппонента (критика тезиса, критика аргументов, критика демонстрации); оценка причин неэффективной аргументации в учебно-научном общении. | Актуализация знаний по теме: Структура, способы и правила аргументации. Практическая работа по выявлению причин неэффективной аргументации. | Практикум | |
30 | 30н | Доказательство и его структура. Прямые и косвенные доказательства. Виды косвенных доказательств. | Комбинированный урок. | Личностные: формирование устойчивой мотивации к самостоятельной, коллективной аналитической и творческой деятельности; Метапредметные: находить недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность); применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе проектирования структуры слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; Предметные: создание сочинения-рассуждения;оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения их эффективности, понимание основных причин коммуникативных неудач и объяснение их; оценивание собственной и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;редактирование собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов. | Выделение структурных элементов доказательства и его видов. Создание текста сочинения-рассуждения. | Сочинение | |
31 | 31н | Способы опровержения доводов оппонента: критика тезиса, критика аргументов, критика демонстрации. | Комбинированный урок. | Личностные: формирование устойчивой мотивации к самостоятельной, коллективной аналитической и творческой деятельности; Метапредметные: находить недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность); применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе проектирования структуры слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; Предметные: создание устных и письменных текстов аргументативного типа (рассуждение, доказательство, объяснение) с использованием различных способов аргументации, опровержения доводов оппонента (критика тезиса, критика аргументов, критика демонстрации); оценка причин неэффективной аргументации в учебно-научном общении; владение умениями учебно-делового общения: убеждения собеседника; побуждения собеседника к действию; участие в беседе, споре, владение правилами корректного речевого поведения в споре. | Знакомство со способами опровержения доводов оппонента: критика тезиса, критика аргументов, критика демонстрации. Составление рецензии на устные ответы обучающихся. | Сообщения обучающихся Рецензия на ответ | |
32 | 32н | Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Самохарактеристика, самопрезентация, поздравление. | Комбинированный урок. | Личностные: формирование устойчивой мотивации к самостоятельной, коллективной аналитической и творческой деятельности; Метапредметные: находить недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность); применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе проектирования структуры слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; Предметные: чтение, комплексный анализ и создание текстов разговорных жанров (самохарактеристика, самопрезентация, поздравление). | Изучение особенностей разговорной речи, особенностей самохарактеристики, самопрезентации, различных видов поздравлений. Работа по созданию сочинения в разговорном стиле (написание самохарактеристики, самопрезентации, различных видов поздравлений). | Сочинение | |
33 | 33н | Научный стиль речи. Специфика оформления текста как результата проектной (исследовательской) деятельности. Реферат. Слово на защите реферата. | Урок комплексного применения знаний и умений. | Личностные: формирование устойчивой мотивации к самостоятельной, коллективной аналитической и творческой деятельности; Метапредметные: находить недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность); применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе проектирования структуры слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; Предметные: чтение, комплексный анализ и интерпретация научных текстов; оценивание собственной и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; создание текста как результата проектной (исследовательской) деятельности; оформление реферата в письменной форме и представление его в устной форме. | Выделение структурных элементов и языковых особенностей научного стиля, специфики оформления научного текста. | Сообщения обучающихся | |
34 | 34н | Учебно-научная дискуссия. Стандартные обороты речи для участия в учебно-научной дискуссии. Правила корректной дискуссии. | Урок комплексного применения знаний и умений. | Личностные: формирование устойчивой мотивации к самостоятельной, коллективной аналитической и творческой деятельности; Метапредметные: находить недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность); применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе проектирования структуры слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; Предметные: умение строить устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке) различных видов (ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-добавление, ответ-группировка), рецензию на проектную работу одноклассника, доклад; принимать участие в учебно-научной дискуссии;владение умениями учебно-делового общения: убеждения собеседника; побуждения собеседника к действию; информирования об объекте; объяснения сущности объекта; оценки; участие в беседе, споре, владение правилами корректного речевого поведения в споре. | Знакомство с особенностями ведения учебно-научной дискуссии, стандартными оборотами речи для участия в учебно-научной дискуссии. Проведение корректной дискуссии с применением стандартных оборотов речи. | Фронтальный опрос дискуссия | |
35 | 35н | Язык художественной литературы. Сочинение в жанре письма другу (в том числе электронного), страницы дневника. | Урок комплексного применения знаний и умений. | Личностные: формирование устойчивой мотивации к самостоятельной, коллективной аналитической и творческой деятельности; Метапредметные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе проектирования структуры слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; Предметные: чтение, комплексный анализ и интерпретация художественных текстов или их фрагментов; определение фактуальной и подтекстовой информации текста, его сильных позиций; оценивание собственной и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; создание текста в жанре дружеского письма, дневника. | Изучение особенностей языка художественной литературы. Создание сочинения в жанре письма другу. Тестовая работа по разделу «Речь. Речевая деятельность. Текст» | Сочинение. Тестовая работа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Родной язык(русский)» в 8 классе
Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Родной язык(русский)» в 8 классе для обучающихся с ЗПР...
Примерная рабочая программа по учебному предмету «Родной язык (русский)» для 9 класса
Программа учебного предмета «Родной язык (русский)» разработана для функционирующих в субъектах Российской Федерации образовательных организаций, реализующих наряду с обязательным курсом р...
Рабочая программа по учебному предмету "Родной язык (русский), 8-9 классы"
Рабочая программа по учебному предмету "Родной русский язык, 8-9 классы". Структура программы: планируемые результаты, содержание, тематическое планирование...
Рабочая программа по учебному предмету "Родная литература (русская) 8-9 классы"
Рабочая программа по учебному предмету "Родная литература (русская) 8-9 классы". Структура: планируемые результаты, содержание , тематическое планирование...
Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по учебному предмету «Родной язык» 7 класс
Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по учебному предмету «Родной язык» 7 класс...
Рабочая программа по учебному предмету "Родной язык (русский)"
2020-2021 учебный год...
Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по учебному предмету «Родной язык (русский)» ФГОС (уровень основного общего образования)
Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по учебному предмету «Родной язык (русский)» ФГОС (уровень основного общего образования) 8А, 8Б, 8Д класс Базовый уровень...