Путешествие в мир словарей
проект (6 класс)

Комзолова Анна Сергеевна

Цели урока: научить учащихся работать со словарями для развития речи школьников  в ходе школьного курса русского языка.

Задачи:

- формировать умение свободно пользоваться словарями различных типов, сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, определять цели предстоящей учебной деятельности, составлять опорные конспекты

- способствовать развитию устной и письменной речи учащихся, развить языковое чутьё, внимание к слову; овладевать орфографическими нормами языка;

-  развивать логическое мышление учащихся, выявить интерес и любовь к русскому языку

Оборудование урока: презентация, словари, рабочие листы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx36.64 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку на тему: «Путешествие в мир словарей» (7 класс).

ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР …

Цели урока: научить учащихся работать со словарями для развития речи школьников  в ходе школьного курса русского языка.

Задачи:

- формировать умение свободно пользоваться словарями различных типов, сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, определять цели предстоящей учебной деятельности, составлять опорные конспекты

- способствовать развитию устной и письменной речи учащихся, развить языковое чутьё, внимание к слову; овладевать орфографическими нормами языка;

-  развивать логическое мышление учащихся, выявить интерес и любовь к русскому языку

Оборудование урока: презентация, словари, рабочие листы.

Ход урока

1. Орг.момент

2. Сообщение темы урока

Учитель: Здравствуйте, дорогие друзья. А что тут у нас? Путешествие? А куда это мы полетим?

Дорогие друзья, чтобы ответить на этот вопрос вы должны разгадать мои загадки, а ответы записать в кроссворд! Все умеют заполнять кроссворды? Я разделю вас на две команды, какая команда разгадает этот кроссворд первая, получает монетку. Вам дается 3 минуты, иначе мы не успеем отправиться в путешествие!

Терминологический диктант.

1.  Раздел грамматики, который изучает словосочетания, простые и сложные предложения, тексты…

2. Устойчивые словосочетания – это…

3. Раздел науки о языке, в котором изучаются правила написания слов -…

4. Слова объединяются в ….

5. Раздел науки, изучающий значения слов -….

6.  Раздел науки о языке, в котором слово изучается как часть речи - …

7. Раздел науки,

Изучающий звуки - …

Учитель: А теперь по вертикали у нас должно получиться ключевое слово. И это слово – словари. Значит, мы отправляемся куда?

Ученики : Мы отправляемся «В мир словарей»!

Учитель: Запишем в графе тема «Путешествие в мир словарей».

Учитель: А теперь вспомним наш маленький опрос на тему «Словари». В нем были такие вопросы:

1) Что такое «словарь»? Как вы это понимаете? Какие словари вы знаете? Есть ли у вас дома словари?

2) Где вы встречаетесь с этим понятием?

3) Когда вы сталкиваетесь со словарями?

4) Как вы думаете, почему встречаются безграмотные люди?

5) Замечали ли вы, что ваши знакомые делают какие-либо ошибки, например, в употреблении форм слова, или ставят неправильное ударение, или произносят слова, не зная их значения? Было бы замечательно, если бы вы еще вспомнили хотя бы один из таких случаев!

А теперь посмотрите на доску. (Слайд 4)

Какие же ошибки допускают ваши знакомые и родственники. А чтобы проверить правильность их высказываний, к чему мы должны обратиться?

Ученики: Мы должны обратиться к словарю!

Учитель: По результатам опроса, я делаю вывод, что все из вас имеют обобщенное представление о том, что такое словарь. Вот некоторые ваши высказывания!

(Слайд 5)

Словарь –

- Книга, в нем написаны слова, которые переведены или объясняются значения слов.

- сбор слов, в котором можно найти значения слов

- книга, в которой можно найти объяснение слова и правильное написание слова

- слова, в алфавитном порядке

- книга, в которой содержатся значения слов

- все слова, которые употребляются в русском языке

- книга, в которой есть слова с разными лексическими значениями

А как вы думаете, где мы можем найти точное значение слова словарь?

Ученики: В словаре.

Учитель: А в каком словаре? Затрудняетесь ответить? Значит мы можем сформулировать нашу цель?

Ученики: Наша цель- познакомиться со словарями (видами словарей) и научиться ими пользоваться!

Учитель: Нам это и предстоит сегодня узнать!

3. Анализ эпиграфа (Слайд 6)

Учитель: Эпиграф нашего урока :«Словарь – это вселенная в алфавитном порядке». Анатоль Франс.

Как вы понимаете эти слова? (ответы учеников)

Учитель: Прекрасно! А теперь обратимся к стихотворению известного для вас поэта Самуила Яковлевича Маршака «Словарь». Я прочитаю стихотворение, а ваша задача – понять, о чем в нем говорится. (Слайд 7)

Стихотворение "Словарь"

 

Усердней с каждым днем гляжу в словарь.
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь.

На всех словах - события печать.
Они дались недаром человеку.
Читаю: "Век. От века. Вековать.
Век доживать. Бог сыну не дал веку.

Век заедать, век заживать чужой..."
В словах звучит укор, и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная повесть.

Давайте попробуем проанализировать данные строки! О чем вам рассказывает это стихотворение? (О словарях). Как вы понимаете словосочетание «искры чувства»? (ответы учеников) Стоит отметить, что Маршак был не только поэтом, но и переводчиком стихотворений!

Как вы понимаете последние три строки? (ответы учеников)

Учитель: А теперь вспомним, где мы встречаемся со словарями? (Слайд 8)

А какие словари мы знаем? Все безусловно правы, но теперь давайте окунемся в их мир поглубже, поймем строение жизни слов и их значения.(Слайд 9)

Учитель: Ребята, в ваших рабочих листах под записью «Опорный конспект», вы должны списать с доски таблицы и, слушая, дополнять.

4. Объяснения новой темы:

Прежде всего, приходится различать словари лингвистические (лингвистика (от лат. lingua — язык), наука о языке)  и нелингвистические (энциклопедические). (Слайд 10)

Примерами общих лингвистических словарей могут служить обычные толковые и переводные словари, охватывающие с той или иной степенью полноты всю лексику. Специальный лингвистический словарь разрабатывает какую-то одну область лексики, иногда достаточно широкую (например, фразеологический словарь, словарь иностранных слов), иногда же довольно узкую (например, словарь личных имен, даваемых новорожденным).

Энциклопедические словари раскрывают объем и содержание понятий о предметах, событиях, явлениях. Энциклопедические словари бывают двух типов: общие и специальные. 
Виды энциклопедических словарей: к общим энциклопедическим словарям относятся прежде всего энциклопедия. Энциклопедия представляет в сжатой форме современное состояние научных знаний в какой-либо области, т. е. описывает мир, объясняет понятия, дает биографические справки о знаменитых личностях, сведения о городах и странах, исторических событиях.

 Специальные энциклопедические словари посвящены определенным областям знаний: экономические, философские, исторические, литературные и другие словари.

Цель описания в лингвистическом словаре — предоставить сведения не о самом обозначаемом предмете, а о лингвистической единице (о ее значении, сочетаемости и т. д.), характер же предоставляемой словарем информации различается в зависимости от вида лингвистического словаря.

Лингвистические словари в свою очередь подразделяются на два типа: двуязычные (реже многоязычные), т. е. переводные, которыми мы пользуемся при изучении иностранного языка, в работе с иноязычным текстом (русско-английский словарь, польско-русский словарь и т. п.), и одноязычные.
Многоязычные и двуязычные словари — это словари переводные. В них значения слов одного языка объясняются через сопоставление со словами другого языка. Часто встречаются следующие двуязычные словари: 1) англо-русский и русско-английский; 2) немецко-русский и русско-немецкий; 3) французско-русский и русско-французский.

В одноязычных словарях слова объясняются посредством слов того же языка. К ним относятся: словари иностранных слов(заимствованных из других языков), синонимов, антонимов(слов с противоположным значением), омонимов(слов, принадлежащих к одной и той же части речи и одинаково звучащих, но различных по значению), паронимов (смешиваемых однокоренных слов разного значения), фразеологический, орфоэпический( произношения слов), орфографический, словообразовательный, морфемный, этимологический (объясняющие происхождение слов), обратный(с расположением слов в алфавите их концов), сокращений и другие типы словарей. В каждом словаре есть предисловие, в котором объясняется, как пользоваться словарём.


5. Сообщнения учеников:

1. Толковый словарь. (Слайд 13) Наиболее полные сведения о слове даёт толковый словарь. Современным нормативным толковым словарём является толковый словарь русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой. Он служит руководством к правильному употреблению слов, правильному образованию слов, правильному произношению и написанию. Из всего многообразия лексики современного русского языка в этот словарь отобран основной её состав.

В словаре раскрывается значение слова в кратком определении, достаточном для понимания самого слова и его употребления.

В словаре даётся характеристика употребления слова: книжное, высокое, официальное, разговорное, просторечное, областное, презрительное, специальное.

После толкования значения слова в необходимых случаях даются примеры, иллюстрирующие его употребление в речи. Примеры помогают точнее понять значение слова и способы его применения. В качестве примеров даются короткие фразы, наиболее употребительные сочетания слов, а также пословицы, поговорочные, обиходные и образные выражения, показывающие употребление данного слова.

После толкования и примеров даются фразеологические обороты, в которые входит данное слово.

Валентина Сарма

Толковый словарь как волшебный фонарь,
И путь к просвещенью людскому.
Любому ты слову значенье найдешь,
Цены нет предмету такому.

Там тысячи слов в алфавитном порядке
Стоят словно дети на школьной зарядке,
И каждому слову понятье дано,
Все нам передаст о том слове оно.

И если вам трудным покажется слово,
Взгляните в толковый словарь,-и готово!
И вновь то вам слово покажется легким,
Как будто вы снова взялись за букварь,
Уж так он усроен-толковый словарь.

(1995 г.)

Учитель: Ребята, а можем мы посмотреть в толковом словаре значение слова «словарь»?

Ученики: Да.

Учитель: Итак, а теперь откроем «короля словарей» - Толковый словарь! И найдем само это слово. Зачитаем.

Словарь-я,м. 1. Собрание слов (обычно в алфавитном порядке), устойчивых выражений с пояснениями, толкованиями или с переводом на другой язык. Толковый словарь Энциклопедический словарь Фразеологический словарь Двуязычный словарь Терминологический словарь Словари синонимов, омонимов, антонимов. Словарь морфем (толкующий значимые части слов). 2. ед. Совокупность слов какого-нибудь языка, а также слов, употреблённых в ка-ком-нибудь одном произведении, в произведениях какого-нибудь писателя или вообще употребляемых кем-нибудь Богатство русского словаря. Поэтический словарь Пушкина. Он изъясняется по-английски с трудом: его словарь очень беден. || уменьш. словарик, -а, м. (к 1 значение). ||прилагательное словарный, -ая, -ое. Словарная статья (главка словаря, посвящённая отдельному слову или фразеологизму, вынесенному в её заглавие). С. запас.

Учитель: И сколько значений мы видим у слова «словарь»?  И что означает буква «м» после слова?

Ученики: Мы видим два значения. Буква «м» обозначает род к которому относится данное слово.

Учитель: Вам даны словосочетания, ваша задача  - это отметить в каком значении используется слово «верный». Не забывайте пользоваться словарями! (Слайд 16)

Верный друг (преданный)
верное средство (эффективное)
верный расчет (точный)
верный ответ ( правильный)

Самопроверка.

Учитель:

2. Этимологический словарь. (Слайд 18) Происхождение слова, его путь в языке, исторические изменения в его составе фиксируют исторические и этимологические словари. Примером этимологических словарей могут служить «Этимологический словарь русского языка» А. Преображенского, «Russisches etymologisches Worterbuch» М. Фасмера, который с 1966 г. начал выходить в русском переводе. Для практических целей может быть полезен вышедший в 1961 г. «Краткий этимологический словарь русского языка» Н.М. Шанского, В.В. Иванова и Т.В. Шанской.

Учитель: Проследите этимологию слов «пчела» и «бык».

Сообщения:

3. Фразеологический словарь (Слайд 21)Во фразеологических словарях можно найти описания устойчивых оборотов, узнать об их происхождении и употреблении. В 1967 г. под ред. А. И. Молоткова был издан первый специальный « Фразеологический словарь русского языка», в котором объяснено свыше 4000 фразеологизмов.

Учитель: Перед вами лежит текст. Вместо точек вставь нужное слово. Подумайте, что означают данные фразеологизмы.

Как ... вода (с курицы, с утки, с гуся); как ... на голову (снег, дождь, град); убить ... зайцев (трех, четырех, двух); сказка про ... бычка (белого, черного, рыжего); как ... лист дрожит (березовый, кленовый, осиновый).

4. Орфографический словарь (Слайд 23)

Орфографический словарь нужен всем, чтобы не допускать произвола в написании слов, в особенности в тех случаях, когда написание не подчиняется правилам, а определяется словарем. В результате частного обращения к словарю у учащихся формируется зрительная и двигательная память.

Начиная с 1934 года «Орфографический словарь» Д.Н. Ушакова и С.Е. Крючкова получил широкую «прописку» в средней школе. Его можно найти почти у каждого учащегося.

В орфографическом словаре помещен алфавит и названия букв. В приложении дан список мужских и женских имен, употребляемых в современном языке и частично в литературных произведениях прошлого. Имена даются в их официально-светской форме. Например: Александр, Алексей, Мария, Светлана (а не Саша, Алеша, Маша, Света). В начале словаря дан краткий свод важнейших правил правописания (всего 112 параграфов).

В основном корпусе словаря зафиксировано около 13000 слов. В некоторых случаях в скобках после заглавного слова даются необходимые объяснения. Например, для того, чтобы учащиеся не смешивали два однокоренных, или близких по звучанию разных, или частично совпадающих по значению слова, в словаре кратко поясняется лексическое значение, дается грамматическая форма слова. Например, адресант (кто посылает), адресат (кто получает) и т.д.

В русской орфографии выделяются следующие разделы:

· Правописание значимых частей слова ( морфем) - корней, приставок, суффиксов, окончаний;

· Слитное, раздельное или дефисное написание;

· Употребление строчных и прописных букв;

· Правила переноса слов;

· Графические сокращения слов.

Учитель: Ребята, переходим к следующему заданию! Напишите в алфавитном порядке слова: ансамбль, автор, Авраам, Аврора.

Кинолог, киноактриса, кипа.

Слова кинолог и киноактриса – обозначают одно и тоже? Как вы думаете? А какой словарь нам в этом поможет?

Ученики: Толковый.

Учитель: А как вы напишите словосочетание «дифференцированный экзамен»? Каким словарем будем пользоваться?

Ученики: Орфографическим.

5. Орфоэпический словарь (Слайд 28)фиксирует нормы произношения и ударения. Первый такой словарь вышел в свет в 1959 году: это "Русское литературное произношение и ударение».

В этот словарь преимущественно включаются слова:

- произношение которых не может быть однозначно установлено на основании их письменного облика;

- имеющие подвижное ударение в грамматических формах;

- слова, испытывающие колебание ударения.

Словарь вводит шкалу нормативности: некоторые варианты рассматриваются как равноправные, в других случаях один из вариантов признаётся основным, а другой допустимым. В словаре также даются пометы, указывающие на вариант произношения слова в поэтической и профессиональной речи.

В произносительных пометах отражаются следующие основные явления:

- смягчение согласных, т.е. мягкое произношение согласных под влиянием последующих мягких согласных, например, рецензия, -и [ньзь];

- изменения, происходящие в группах согласных, например, произношение стн как [сн] (местный);

- возможное произношение одного согласного звука (твёрдого или мягкого) на месте двух одинаковых букв, например, аппарат, -а [п]; эффект, -а [фь];

Учитель: Задание написано в ваших листах. Укажите ударение в слове творог, договор. Какое слово является равноправным, а какое нет?

Раскройте правильно скобки. Как правильно вы поставите ударение в слове «искар»?

   Отлетела от костра;

   Коль (не)верно, то искра,

   И погасла быстро –

  Если (не)верно – искра!..

6. Словари синонимов (Слайд 32) русского языка дают читателю возможность найти замену какому-либо слово или сочетанию, отвечают на вопрос, как сказать иначе, как другими словами выразить ту же мысль, назвать тот или иной предмет. Синонимы – это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи. Знание синонимов необходимо для того, чтобы уметь выразить свою мысль наиболее точно, выбрав нужное слово из ряда других, близких по значению. Слова в таком словаре приводятся в виде рядов синонимов к основным словам, расположенным по алфавиту.

Учитель: Ребята, у вас на партах лежат тексты стихотворения. Ваша задача вставить слова в загадки.

Здесь придётся подумать немного
И назвать по-другому дорогу.
Про шоссе и тропинку забудь!
Слово очень обычное - …
(Путь.)

Шум – грохот,
Смех – ... (хохот).

Хвала – одобрение,
Удача –- ... (везение).

Силач – атлет,
Тайна – ... (секрет).


Верный – надёжный,
Трудный – ... (сложный).

Учитель:

7. Словари неологизмов (Слайд 37)  описывают слова, значения слов или сочетания слов, появившиеся в определенный период времени или употребленные только один раз (окказионализмы). В развитых языках количество неологизмов, зафиксированных в газетах и журналах в течение одного года, составляет десятки тысяч. Еще в стародавние времена неологизмы привлекали к себе внимание ученых. Словари неологизмов создавались эпизодически. Только с начала 70-х гг. XX в. они распространяются.

8. Словарь иностранных слов

это вид толкового словаря, в котором объясняются значения слов иностранного происхождения, которые ощущаются носителями языка как заимствования из других языков. Кроме собственно толкования, словари такого типа включают информацию о том, из какого языка пришло слово и его иноязычный аналог. Один из наиболее известных словарей иностранных слов - словарь под редакцией И.В. Лёхина, С.М. Локшиной, Ф.Н. Петрова и Л.С. Шаумяна, который содержит около 23 тысяч слов.

Чужие слова иногда так прочно усваиваются, что люди и не подозревают об их иностранном происхождении. Например, утром, за завтраком, вы, сами того не зная, говорите на множестве самых различных языков. Вы попросили себе КОФЕ – и произнесли слово арабского корня, САХАР – индийского происхождения. Если вы больше любите не кофе, а ЧАЙ, вы начинаете говорить по-китайски: ЧА – так в Северном Китае испокон веков называется и чайное дерево и полученный из его листьев напиток.

Есть словари грамматические, содержащие информацию о морфологических свойствах слова.

Существуют словари, посвященные описанию отдельных групп лексики: синонимов, антонимов, омонимов, паронимов.

Лексикографы работают над составлением словарей языка писателей, есть, например, «Словарь языка Пушкина». Словари речевых неправильностей и трудностей помогают избегать речевых ошибок в употреблении тех или других слов или их форм.

Изучая иностранный язык, невозможно обойтись без двуязычных словарей.

Домашнее задание:

1 уровень сложности: Написать синквейн на тему: «Словарь»

2 уровень сложности: Составить тест, состоящий из 5 заданий, для своих одноклассников по теме «Разновидности словарей».

Учитель: подводя итоги, ответим на вопросы:

Что для вас показалось самым интересным?

Что вызвало затруднения?

Предлагаю закончить наш урок, выбрав в конце подходящий к вашему сегодняшнему настроению смайлик.

Выставление оценок за сообщения, за рабочие листы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Путешествие в Словарию"

Данное внеклассное мероприятие предназначено для проведения среди обучающихся 5-7 классов, способствует систематизации знаний в работе со справочной литературой,формированию информационной культуры об...

Путешествие в мир словарей.

1.Стихотворение С.Маршака «Словарь».2.Рассказ учителя о словарях и их создателях.3.Рассказы детей о словарях и их создателях Аванесов Р.И., Ушаков Д.Н., Ожегов С.И. и других.4.Рассказ о Дале В.И.Текст...

Открытый урок по русскому языку для учащихся 5-6-ых классов "Путешествие в мир словарей"

Открытый урок, посвященный творчеству В. И. Даля. В игровой форме ребята узнают о разнообразии словарей русского языка. История сопровождает ребят на протяжении всего урока, во время которого ребята в...

Путешествие в мир словарей

Цели урока: научить учащихся работать со словарями для развития речи школьников  в ходе школьного курса русского языка.Задачи:- формировать умение свободно пользоваться словарями различных типов,...

Конспект урока по русскому языку «Путешествие по страницам словарей»

Конспект урока по русскому языку «Путешествие по страницам словарей»...

Методическая разработка "Путешествие по страницам словарей"

Данная методическая разработка содержит конспект урока, путевой лист и презентацию, которые могут быть использованы на уроке обобщающего повторения темы "Лексика" в 5 классе....

Путешествие в мир словарей

Интеллектуальная игра....