Работа со слабоуспевающими учащимися на уроке родного (татарского) языка
план-конспект урока

Шарапова Рамиля Мударисовна

1. Цели:

1). Выполнение Закона об образовании

2). Принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости и качества знаний учащихся.

2. Задачи:

1). Создать  условия для успешного усвоения учащимися учебных программ.

2). Выбрать те педагогические технологии для организации учебного процесса, которые позволят повысить  мотивацию у слабоуспевающих учеников.

3). Реализовать  разноуровневое обучение.

4). Изучить особенности слабоуспевающих  учащихся,  причины их отставания в учебе и слабой мотивации.

5). Формировать ответственное отношение учащихся к учебному труду.

6). Сохранять и укреплять здоровье учеников.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Бетькинская средняя общеобразовательная школа»

         Тукаевского муниципального района  Республики Татарстан

Работа со слабоуспевающими учащимися на уроке

родного (татарского) языка

                                             Подготовила: учитель татарского языка и        литературы  Шарапова Рамиля Мударисовна

             

                                     

                                                   

1. Цели:

1). Выполнение Закона об образовании

2). Принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости и качества знаний учащихся.

2. Задачи:

1). Создать  условия для успешного усвоения учащимися учебных программ.

2). Выбрать те педагогические технологии для организации учебного процесса, которые позволят повысить  мотивацию у слабоуспевающих учеников.

3). Реализовать  разноуровневое обучение.

4). Изучить особенности слабоуспевающих  учащихся,  причины их отставания в учебе и слабой мотивации.

5). Формировать ответственное отношение учащихся к учебному труду.

6). Сохранять и укреплять здоровье учеников.

Причины, вызывающие школьную неуспеваемость:

  • неблагоприятная наследственность;
  • нарушения нервной деятельности;
  • общая неспособность к интеллектуальному труду;
  • физическая ослабленность;
  • школьная незрелость;
  • педагогическая запущенность;
  • недостаточное развитие речи;
  • боязнь школы, учителей;
  • плохая наследственность
  • снижение зрения;
  • социум;
  • социально-экономическая ситуация, которая снизила материальный уровень жизни людей

Причины и характер проявления неуспеваемости

Причины неуспеваемости

Характер проявления

Низкий уровень развития учебной мотивации (ничто не побуждает учиться). Влияют:

- обстоятельства жизни ребёнка в семье;

- взаимоотношения с окружающими взрослыми

Неправильно сформировавшееся отношение к учению, непонимание его общественной значимости.

Нет стремления быть успешным в учебной деятельности (отсутствие заинтересованности в получении хороших отметок, вполне устраивают удовлетворительные). 

 Интеллектуальная пассивность как результат неправильного воспитания взрослыми.

 Интеллектуально пассивные учащиеся – те, которые не имели ни правильных условий для умственного развития, ни достаточной практики  интеллектуальной деятельности, у них отсутствуют интеллектуальные умения, знания и навыки, на основе которых педагог строит обучение.

При выполнении учебного задания, требующего активной мыслительной работы, отсутствует стремления его понять и осмыслить.

Вместо активного размышления – использование различных обходных путей: зазубривание, списывание, подсказки товарищей, угадывание правильных вариантов ответа.

Интеллектуальная пассивность может проявляться как избирательно в отношении учебных предметов, так и во всей учебной работе. Вне учебных занятий многие из таких учащихся действуют умнее, активнее и сообразительнее, чем в учении.

 Неправильные навыки учебной работы – со стороны педагога нет должного контроля над способами и приёмами её выполнения.

Учащиеся не умеют учиться, не умеют самостоятельно работать, потому что пользуются малоэффективными способами учебной работы, которые требуют от них значительной траты лишнего времени и труда: заучивают текст, не выделяя логических частей; начинают выполнять практические задания раньше, чем выучивают правила, для применения которого эти задания задаются; не проверяют свои работы или не умеют проверять; выполняют работы в медленном темпе.

Неправильно сформировавшееся отношение к учебному труду:

- пробелы в воспитании (нет постоянных трудовых обязанностей, не приучены выполнять их аккуратно, не предъявля-лось строгих требований к качеству работы; избалованные, неорганизованные учащиеся); - неправильная организация учебной деятельности ОУ. 

Нежелание выполнять не очень интересное, скучное, трудное, отнимающее много времени задание.

Небрежность и недобросовенность в выполнении учебных обязанностей.

Невыполненные или частично выполненные домашние задания.

Неаккуратное обращение с учебными пособиями.

Отсутствие или слабое развитие учебных и познавательных интересов – недостаточное внимание к этой проблеме со стороны педагогов и родителей. 

Знания усваиваются без интереса, легко становятся формальными, т. к. не отвечают потребности в  их  приобретении, остаются мёртвым грузом, не используются, не влияют на представления школьника на об окружающей действительности и не побуждают к дальнейшей деятельности.

                            Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке

Этапы урока

Виды помощи в учении

Контроль подготовленности учащихся

Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.

Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.

Предложение учащимся примерного плана ответа.

Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.

Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой

Изложение нового материала

Поддержание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала.

Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т. д.

Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником

Самостоятельная работа учащихся на уроке

Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.

Напоминание приема и способа выполнения задания.

Указание на необходимость актуализировать то или иное правило.

Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.

Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.

Более тщательный контроль их деятельности, указание на ошибки, проверка, исправления

Организация самостоятельной работы вне класса

Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.

Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.

                                      Профилактика неуспеваемости

Этапы урока

Акценты в обучении

Контроль подготовленности учащихся

Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшее затруднение. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении.

Изложение нового материала

Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала.

Самостоятельная работа учащихся на уроке

Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала. Стремиться меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе достичь большего эффекта.

Организация самостоятельной работы вне класса

Обеспечивать в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения. Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять понимание этих инструкций школьниками.

                                План работы со слабоуспевающими  учащимися  

Мероприятия

Срок

Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения.

Определение фактического уровня знаний детей; выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации.

Сентябрь

Установление причин неуспеваемости учащихся через встречи с родителями, беседы со школьными специалистами: психологом, врачом, логопедом и обязательно с самим ребенком.

Сентябрь

Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть. Дальнейшая его корректировка.

                Сентябрь

 Использование дифференцированного подхода при организации самостоятельной работы на уроке. Включение посильных индивидуальных заданий.

   В течение учебного года

Ведение тематического учета знаний слабоуспевающих учащихся класса.

   В течение учебного года

Организация индивидуальной работы со слабым учеником.

    В течение учебного года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа со слабоуспевающими учащимися на уроках русского языка

Проблемы слабой успеваемости учащихся на уроках русского языка и способы ее преодоления....

Применение компьютерных технологий на уроках родного татарского языка и литературы

Использование компьютерных технологий позволяет совершенствовать методику преподавания родных языков, вносить элементы разнообразия в различные типы занятий, способствует развитию интереса к овладению...

Мастер-класс «Использование игровых технологий в работе со слабоуспевающими учащимися на уроках русского языка» с приложением (Дидактические игры, материалы по предупреждению неуспеваемости, психолого-педагогическая характеристика)

Мастер-класс проведен на районном методическом объединении учителей русского языка и литературы. Работа со слабоуспевающими учащимися должна быть направлена на преодоление трудностей и привитие интере...

План работы со слабоуспевающими учащимися 5 класса по русскому языку.

План работы со слабоуспевающими учащимися 5 класса по русскому языку....

Работа со слабоуспевающими учащимися на уроках английского языка.

Данный материал предназначен в помощь учителям английского языка....

«Работа со слабоуспевающими учащимися на уроках русского языка»

laquo;Работа со слабоуспевающими учащимися на уроках русского языка»...