Компьютерные технологии в работе со слабоуспевающими учащимися на уроках русского языка.
статья по русскому языку

Гончарова Эгнара Ивановна

Выступление на заседании ШМО от 22.02.2019

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_shmo_ot_22.02.19.docx21.19 КБ

Предварительный просмотр:


Выступление на заседании ШМО гуманитарного цикла:

«Компьютерные технологии в работе со слабоуспевающими учащимися на уроках русского языка»


                  подготовила учитель русского языка и литературы Гончарова Э.И.

                                                                                                           февраль 2019 г.


   В последнее время психологи и педагоги вместе с медиками отмечают, что негативные изменения экологической и социально-экономической ситуации в стране ухудшают соматическое и нервно-психическое здоровье школьников, а в условиях интенсификации обучения и перегруженности школьных программ значительно возрастает число неуспевающих.

    Кто же такой слабоуспевающий, или какой он? Каковы причины, порождающие неуспеваемость? Существуют ли методы и приёмы преодоления неуспеваемости учащихся?

    Неуспеваемость - это отставание в учении, при котором за отведенное время обучающийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой, а также весь комплекс проблем, который может сложиться у ребенка в связи с систематическим обучением (как в группе, так и индивидуально).

Ученик может отставать в обучении по разным зависящим и не зависящим от него причинам:

  • пропуски занятий по болезни;
  • слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний;
  • задержка психического развития;
  • педагогическая запущенность: отсутствие у ребенка наработанных общеучебных умений и навыков за предыдущие годы обучения: низкая техника чтения, техника письма, отсутствие навыков самостоятельности в работе и др.;
  • неблагополучная семья;
  • проблема «улицы»;
  • прогулы и др.

В связи с этим детей с проблемами школьной успеваемости можно условно разделить на несколько групп:

  • 1 группа. Низкое качество мыслительной деятельности (слабое развитие познавательных процессов - внимания, памяти, мышления, несформированность познавательных умений и навыков и т. д.) сочетается с положительным отношением к учению.
  • 2 группа. Высокое качество мыслительной деятельности в паре с отрицательным отношением к учению.
  • 3 группа. Низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению.

Работа с обучающимися со слабым развитием мыслительной деятельности

Для первой группы неуспевающих (со слабо развитой мыслительной деятельностью, но с желанием учиться) необходимы занятия по формированию познавательных процессов - внимания, памяти, отдельных мыслительных операций: сравнения, классификации, обобщения; занятия по формированию учебных навыков т. д. Главное в работе с такими детьми - учить учиться.

Этой группе неуспевающих детей рекомендуют упражнения, направленные на развитие мышления, памяти и внимания.

Работа с обучающимися, не желающими учиться (вторая и третья группы неуспевающих)

     Причиной плохой успеваемости многих обучающихся является внутренняя личностная позиция - нежелание учиться. Школу они посещают безо всякого желания, на уроках избегают активной познавательной деятельности, к поручениям учителей относятся отрицательно. О данных учениках можно сказать так: будет мотивация - будет продуктивность учения.

     Существует прямая зависимость интеллектуальных процессов от мотивации деятельности. Как увлечь ребят познанием нового?

    Для того чтобы повысить познавательный интерес, применяются активные формы обучения. Это:

  • решение проблемных ситуаций;
  • использование исследовательского подхода при изучении учебного материала;
  • связь учебной информации с жизненным опытом учащихся;
  • организация сотрудничества, использование командных форм работы и методов деятельности, построенных на соревновании с периодической сменой состава групп; позитивное эмоциональное подкрепление, индивидуальная и групповая работа над проектами

Что прежде всего нужно сделать в работе со слабоуспевающими? Необходимо:

— создать благоприятную атмосферу на уроке;

— своевременно оказывать помощь слабоуспевающим и организовать работу консультантов;

— изменить формы и методы учебной работы на уроках русского языка, чтобы преодолеть пассивность обучающихся и превратить их в активный субъект деятельности;

— освободить школьников от страха перед ошибками, создавая ситуацию свободного выбора и успеха и др.

                                       Технология дифференцированного обучения.

     Дифференциация осуществляется не за счет того, что одним ученикам дают меньший объем материала, а другим больший, а за счет того, что, предлагая учащимся одинаковый его объем, учитель ориентирует их на различные уровни требований к его усвоению. При дифференциации учащихся учителю необходимо опираться на следующее: общий уровень обученности, развития ученика; отдельные особенности психического развития; индивидуальные особенности ученика; неспособность ученика усваивать предмет по тем или иным причинам; интерес ученика к тому или иному предмету. Оценив каждого учащегося по данной схеме, можно приблизительно отнести его к той или иной группе. Однако необходимо учитывать то, что ученик может (и должен!) передвигаться из одной группы в другую; поэтому рекомендуется проводить диагностику примерно раз в полугодие. Карточки могут быть использованы для организации деятельности учеников на целый урок либо на 15-20 минут в зависимости от целеустановки.

Игровые технологии

«Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности», – писал В.А. Сухомлинский. Начало любой игры – это, прежде всего, эмоциональная установка на игру, на восприятие игровых задач, когда активизируется мыслительная деятельность и воображение ребенка. Установку на игру обычно создаю в увлекательной форме, иногда с использованием слайдов, рисунков, кинофрагментов. Следующим структурным элементом игры являются игровые задачи, которые соединяются с учебными задачами. Для соединения дидактических (учебных) и игровых задач необходимы правила игры. Они организуют поведение играющих, обеспечивают игрокам равные условия. Обязательным структурным элементом игры является ее результат. Результат может быть наглядным (выиграл, отгадал, выполнил); менее заметным (получил удовольствие, заинтересовался вопросом).

Среди многообразия игр, которые используются в работе с детьми в школе, различают сюжетно-ролевые и дидактические игры. Отличительной особенностью ролевых игр является то, что ученики вместе с учителем становятся исполнителями определенных ролей. Ролевые игры развивают фантазию, воображение и речь, имеют большое значение в нравственном воспитании. Дидактические игры специально создаются в учебно-воспитательных целях, являются познавательными и развивающими. В своей практике широко использую словесные игры; уроки-путешествия, например, на уроке литературы в 8А классе при изучении творчества М.Ю.Лермонтова «Путешествие по лермонтовским Тарханам»; уроки-викторины по творчеству писателей и поэтов; лингвистические кроссворды, к составлению которых привлекаю самих учеников.

 На своих уроках также  использую следующие приёмы:

   Учитывая специфику содержания учебного материала при обучении русскому языку (обилие слов, предназначенных для запоминания, труднозаучиваемые и легкозабываемые правила, преобладание неяркого материала и т.д.), хочу рассказать о тех приемах, которые я использую в своей работе.  
Основываясь на том, что у слабоуспевающих преобладает зрительная память, рекомендую использовать 
прием «усиления» орфограммы.
Например, при изучении темы 
« Мягкий знак на конце существительных после шипящих» «подсказываю»:
«У женщин характер мягче, чем у мужчин и написание это подтверждает, женский род – с ь, мужской род – без ь». 
В русском языке много правил, которые необходимо знать. 
Предлагаю использовать следующие приемы заучивания правил.
Рассказывание правила в разных вариантах и ролях:

а) по «телефону» маме или товарищу;
б) игра «Поучи правилу попугая». Один учащийся выступает в роли учителя, а другой (это может быть слабоуспевающий) в роли «попугая», т.е. повторяет правило за учителем;
в) расскажите правило так, как будто вы сами сделали открытие. Например, «Ребята, эврика! Оказывается, в русском языке есть слова, в которых некоторые согласные не произносятся! Не верите?» и т.д.;
г) передайте правило «по радио», как самую свежую новость:
«Внимание! Передаю последнее известие! Ученикам 5 класса стало известно, что НЕ с глаголами пишется отдельно» и т.д. 

д) угадайте, какое слово «проглотил» диктор. 
В роли диктора – учитель или ученик. «Диктор» рассказывает правило, пропуская в предложении одно слово. После каждого предложения «диктор» останавливается. Ребята отгадывают, какое слово «проглочено».
Такие формы работы целесообразны после 30-ой минуты урока. Именно в это время психологи советуют для повышения интереса школьников к работе включать занимательные элементы, применять средства эмоциональной разрядки, вовлекать в эту работу в первую очередь учащихся с пониженной работоспособностью. 

Для увеличения объема запоминаемого материала и развития точности памяти рекомендую проводить 
 диктанты

Вариант 1: С полной подготовкой
Материал пишется на доске и предъявляется учащимся для знакомства и объяснения опасных мест. Далее запись закрывается. 
Диктант проводят согласно
алгоритму. 
Вариант 2: С выборочной подготовкой. 
Весь диктант записан на доске и закрыт. В другой части из текста выписаны слова с орфограммами, над ними ведется работа. Учитель предупреждает, что эти слова встретятся в диктанте. Ребята объясняют написание этих слов, после чего стираются с доски. Проводится диктант по обычной форме. 
Вариант 3: «Для красного карандаша». 
Текст диктанта записан на доске с ошибками. Учащиеся получают задание:
1.Отыскать ошибки и доказать их исправления;

2.Подготовиться к записи «чистого» текста; ребята поочередно выходят к доске, исправляют ошибки, объясняют орфограммы. Когда все ошибки найдены, текст закрывается, ученики пишут под диктовку.
Вариант 4: Самодиктант. 
На доске записан текст. Учащиеся читают каждое предложение один раз, повторяют его про себя (не глядя на доску), пишут в тетрадь по памяти, делают самопроверку написанного по доске. 

Неуспеваемость — сложное и многогранное явление школьной действительности. Работа со слабоуспевающими детьми представляет большие трудности, требует времени, сил, настойчивости и терпения. Но результат обычно целиком оправдывает затраченное время и силы. И если учитель сумеет правильно поставить воспитательную работу со школьниками с первых дней их пребывания в школе, то не будет ни слабоуспевающих детей, ни неудач, ни провалов в благородном деле обучения и воспитания.

    Диапазон возможностей информационных технологий гораздо шире и зависит от фантазии, творчества и технической подготовленности учителя, но в любом случае можно сделать вывод о том, что применение информационных технологий в преподавании русского языка и литературы не только интенсифицирует процесс обучения, но и повышает мотивацию современного школьника к занятиям, стимулирует его познавательный интерес и повышает эффективность групповой и самостоятельной работы.
Но успешность любой педагогической технологии зависит от личности учителя. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа со слабоуспевающими учащимися на уроках русского языка

Проблемы слабой успеваемости учащихся на уроках русского языка и способы ее преодоления....

Работа со слабоуспевающими учениками на уроках русского языка и литературы

Рекомендации учителям-предметникам при работе со слабоуспевающими учащимися...

Мастер-класс «Использование игровых технологий в работе со слабоуспевающими учащимися на уроках русского языка» с приложением (Дидактические игры, материалы по предупреждению неуспеваемости, психолого-педагогическая характеристика)

Мастер-класс проведен на районном методическом объединении учителей русского языка и литературы. Работа со слабоуспевающими учащимися должна быть направлена на преодоление трудностей и привитие интере...

Работа со слабоуспевающими учащимися на уроках английского языка.

Данный материал предназначен в помощь учителям английского языка....

«Работа со слабоуспевающими учащимися на уроках русского языка»

laquo;Работа со слабоуспевающими учащимися на уроках русского языка»...