раб.программа по родному рус.яз.
рабочая программа (5 класс)
Адаптировнная рабочая программа для детей с ЗПР по родному русскому языку 5 кл
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rod.yaz_5a_kl._.doc | 125.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
СОГЛАСОВАНО Протоколом заседания методического объединения от 24.08.2021 №1 | УТВЕРЖДЕНО |
Рабочая программа
обучающихся с ЗПР
по родному языку ( русскому)
5а класс
2021-2022 учебный год
Составил:
учитель Мартемьянова Екатерина Владимировна
г. Жуковский
2021г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающихся 5 классов с ЗПР составлена в соответствии с требованиями Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ. От 29.12.2012г.;
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО);
требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования;
постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. №26 «Об утверждении САНПИН 2.4.2.3286- 15 "Санитарно – требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Рабочая программа составлена с использованием примерной программы по русскому родному языку под ред. Александровой О.М., Загоровской О.В., Богданова С.И. и др. издательство. «Просвещение» разработанной в соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего образования.
В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.
Особенности рабочей программы
Программа составлена с учѐтом специфики обучающихся с ОВЗ ЗПР. Для данной категории обучающихся характерны:
1 Незрелость эмоционально-волевой сферы.
2 Сниженный уровень познавательной деятельности.
3 Недостаточная сформированность предпосылок к усвоению новых знаний и предметных понятий.
4 Отсутствие у большинства обучающихся словесно-логической памяти.
5 Несовершенность мыслительных операций: мышление, память, внимание, восприятие.
6 Отсутствие
умения самостоятельно сравнивать, обобщать, классифицировать новый учебный материал без специальной
педагогической поддержки.
7 Трудности при составлении письменных ответов. У многих обучающихся недостаточно развиты навыки чтения, образно-
эмоциональная речевая деятельность.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ обучения Концепция модернизации российского образования определяет цели общего образования на современном этапе. Она подчеркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей». На основании требований федерального государственного образовательного стандарта в содержании Программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы для успешной социализации, дальнейшего образования и трудовой деятельности учащихся с ЗПР.
ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ– изучение основного перечня тем, которые раскрывают стержневые разделы языкознания, подготовка учащихся к сдаче экзамена по русскому языку.
ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ:
Познавательные задачи:
− изучать базовые основы таких разделов языка, как фонетика, орфоэпия, графика, орфография, лексикология, фразеология, морфемика, словообразование, морфология, синтаксис, пунктуация, стилистика, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, его развитии, о месте русского языка среди языков мира;
− формировать у обучающихся научно-лингвистического мировоззрения;
− формировать умения опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умения работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; уметь пользоваться различными лингвистическими словарями, в том числе и электронными.
− совершенствовать речемыслительную деятельность, коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие свободное овладение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащать словарный запас и грамматический строй речи учащихся; формировать потребность к речевому самосовершенствованию и взаимодействию; совершенствовать умения и навыки устной и письменной речи;
− развивать творческое и логическое мышление;
- воспитывать чувства гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитывать интерес и любовь к русскому язык
Ввиду вышеуказанных психофизических особенностей обучающихся проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления:
-развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной моторики;
− развитие восприятия, памяти, внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина), пространственных представлений и ориентаций, представлений о времени;
− развитие различных видов мышления: наглядно-образного, словесно-логического;
− развитие основных мыслительных операций: умения сравнивать, анализировать, выделять сходство и различие понятий, работать по словесной и письменной инструкциями, алгоритму, планировать деятельность;
− развитие эмоционально-личностной сферы: инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование адекватности чувств, устойчивой и адекватной самооценки, умений анализировать свою деятельность, преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения, правильного отношения к критике;
−− развитие речи: фонематического восприятия, связной устной и письменной речи, лексико-грамматических средств языка;
− расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
− формирование и развитие учебно-практических действий по устранению индивидуальных пробелов в знаниях
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
2 Содержание учебного предмета, курса.
3 Тематическое планирование с указанием часов, отводимых на освоение каждой темы.
Основное содержание учебного предмета:
Введение Язык и культура
Русский язык – национальный язык русского народа. Роль родного языка в жизни человека. Русский язык в жизни общества и государства. Бережное отношение к родному языку как одно из необходимых качеств современного культурного человека. Русский язык – язык русской художественной литературы. Язык как зеркало национальной культуры. Слово как хранилище материальной и духовной культуры народа. Слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта (национальную одежду, пищу, игры, народные танцы и т.п.), слова с национально-культурным компонентом значения (символика числа, цвета и т.п.), народно -поэтические символы, народнопоэтические эпитеты (за тридевять земель, цветущая калина – девушка, тучи – несчастья, полынь, веретено, ясный сокол, красна девица, рόдный батюшка), прецедентные имена (Илья Муромец, Василиса Прекрасная, Иван-Царевич, сивка-бурка, жар-птица, и т.п.) в русских народных и литературных сказках, народных песнях, былинах, художественной литературе. Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из русских народных и литературных сказок (битый небитого везѐт; по щучьему велению; сказка про белого бычка; ни в сказке сказать, ни пером описать; при царе Горохе; золотая рыбка; а ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бобарихой и др.), источники, значение и употребление в современных ситуациях речевого общения. Русские пословицы и поговорки как воплощение опыта, наблюдений, оценок, народного ума и особенностей национальной культуры народа. Загадки. Метафоричность русской загадки. Краткая история русской письменности. Создание славянского алфавита. Особенности русской интонации, темпа речи по сравнению с другими языками. Особенности жестов и мимики в русской речи, отражение их в устойчивых выражениях (фразеологизмах) (надуть щѐки, вытягивать шею, всплеснуть руками и др.) в сравнении с языком жестов других народов. Слова с суффиксами субъективной оценки как изобразительное средство. Уменьшительно-ласкательные формы как средство выражения задушевности и иронии. Особенности употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и произведениях художественной литературы разных исторических эпох. Ознакомление с историей и этимологией некоторых слов. Слово как хранилище материальной и духовной культуры народа. Национальная специфика слов с живой внутренней формой (черника, голубика, земляника, рыжик). Метафоры общеязыковые и художественные, их национально-культурная специфика. Метафора, олицетворение, эпитет как изобразительные средства. Поэтизмы и слова-символы, обладающие традиционной метафорической образностью, в поэтической речи. Слова со специфическим оценочно-характеризующим значением. Связь определѐнных наименований с некоторыми качествами, эмоциональными состояниями и т.п. человека (барышня – об изнеженной, избалованной девушке; сухарь – о сухом, неотзывчивом человеке; сорока – о болтливой женщине и т.п., лиса – хитрая для русских, но мудрая для эскимосов; змея – злая, коварная для русских, символ долголетия, мудрости – в тюркских языках и т.п.). Русские имена. Имена исконные и заимствованные, краткие сведения по их этимологии. Имена, которые не являются исконно русскими, но воспринимаются как таковые. Имена традиционные и новые. Имена популярные и устаревшие. Имена с устаревшей социальной окраской. Имена, входящие в состав пословиц и поговорок, и имеющие в силу этого определѐнную стилистическую окраску. Общеизвестные старинные русские города. Происхождение их названий.
Культура речи
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Понятие о варианте нормы. Равноправные и допустимые варианты произношения. Нерекомендуемые и неправильные варианты произношения. Запретительные пометы в орфоэпических словарях. Постоянное и подвижное ударение в именах существительных; именах прилагательных, глаголах. Омографы: ударение как маркѐр смысла слова: пАрить — парИть, рОжки — рожкИ, пОлки — полкИ, Атлас — атлАс. Произносительные варианты орфоэпической нормы: (було[ч’]ная — було[ш]ная, же[н’]щина — же[н]щина, до[жд]ѐм — до[ж’]ѐм и под.). Произносительные варианты на уровне словосочетаний (микроволнОвая печь – микровОлновая терапия). Роль звукописи в художественном тексте. Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Основные нормы словоупотребления: правильность выбора слова, максимально соответствующего обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности. Лексические нормы употребления имѐн существительных, прилагательных, глаголов в современном русском литературном языке. Стилистические варианты нормы (книжный, общеупотребительный‚ разговорный и просторечный) употребления имѐн существительных, прилагательных, глаголов в речи (кинофильм — кинокартина — кино – кинолента, интернациональный — международный, экспорт — вывоз, импорт — ввоз‚ блато — болото, брещи — беречь, шлем — шелом, краткий — короткий, беспрестанный — бесперестанный‚ глаголить – говорить – сказать – брякнуть). Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Категория рода: род заимствованных несклоняемых имен существительных (шимпанзе, колибри, евро, авеню, салями, коммюнике); род сложных существительных (плащ-палатка, диван-кровать, музей-квартира); род имен собственных (географических названий); род аббревиатур. Нормативные и ненормативные формы употребления имѐн существительных. Формы существительных мужского рода множественного числа с окончаниями–а(-я), -ы(и)‚ различающиеся по смыслу: корпуса (здания, войсковые соединения) –корпусы(туловища). Литературные‚ разговорные‚ устарелые и профессиональные особенности формы именительного падежа множественного числа существительных мужского рода (токари – токаря, цехи – цеха, выборы – выбора, тракторы – трактора и др.). Речевой этикет. Правила речевого этикета: нормы и традиции. Устойчивые формулы речевого этикета в общении. Обращение в русском речевом этикете. История этикетной формулы обращения в русском языке. Особенности употребления в качестве обращений собственных имѐн, названий людей по степени родства, по положению в обществе, по профессии, должности; по возрасту и полу. Обращение как показатель степени воспитанности человека, отношения к собеседнику, эмоционального состояния. Обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации. Современные формулы обращения к незнакомому человеку. Употребление формы «он».
Речь. Речевая деятельность. Текст
Язык и речь. Точность и логичность речи. Выразительность, чистота и богатство речи. Средства выразительной устной речи (тон, тембр, темп), способы тренировки (скороговорки). Интонация и жесты. Формы речи: монолог и диалог. Текст и его основные признаки. Как строится текст. Композиционные формы описания, повествования, рассуждения. Повествование как тип речи. Средства связи предложений и частей текста. Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Просьба, извинение как жанры разговорной речи. Официально-деловой стиль. Объявление (устное и письменное). Учебно-научный стиль. План ответа на уроке, план текста. Публицистический стиль. Устное выступление. Девиз, слоган. Литературная сказка. Рассказ. Особенности языка фольклорных текстов. Загадка, пословица. Сказка. Особенности языка сказки (сравнения, синонимы, антонимы, слова с уменьшительными суффиксами и т.д.). Основное содержание внутрипредметного модуля « К тайнам слова» Язык и культура Краткая история русской письменности. Создание славянского алфавита. Русские имена. краткие сведения по их этимологии. Происхождение названий старинных русских городов. Культура и речь Литературные‚ разговорные‚ устарелые и профессиональные особенности формы именительного падежа множественного числа существительных мужского рода . Речевой этикет Правила речевого этикета: нормы и традиции. Речь. Речевая деятельность. Текст Язык и речь. Виды речевой деятельности. Точность и логичность речи. Средства выразительной устной речи. Интонация и жесты. Формы речи: монолог и диалог. Особенности языка фольклорных текстов. Загадка, пословица Язык художественной литературы. Литературная сказка, рассказ. Устное выступление. Девиз, слоган.
СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
1.Организация работы по формированию прочных орфографических и грамматических знаний и умений учащихся с ЗПР и детей с ограниченными возможностями здоровья. 2.Усиление практической направленности обучения русскому языку по вопросам теории, которые служат базой для формирования орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков в устной работе.
3.Усвоение теоретических сведений в процессе практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении различных видов лингвистического разбора.
4.Совершенствование видов речевой деятельности учащихся с ЗПР (говорения, аудирования, чтения):
овладение нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной форме.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение предметной области «Родной (русский) язык» - языка как знаковой системы, лежащей в основе человеческого общения,
формирования гражданской, этнической и социальной идентичности, позволяющей понимать, быть понятым, выражать внутренний мир
- получение доступа к языковому и литературному наследию и через него к сокровищам отечественной и мировой культуры и достижениям
- формирование основы для понимания особенностей разных культур и воспитания уважения к ним, осознание взаимосвязи между своим
социальным и культурным ростом, способствующим духовному, нравственному, эмоциональному, творческому, этическому и
- формирование базовых умений, обеспечивающих возможность дальнейшего изучения языков, с установкой на билингвизм;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса для достижения более высоких результатов при изучении других учебных
Обучающийся научится: в сфере познавательной деятельности:
1. основным нормам русского литературного языка (орфоэпические, лексические, орфографические, пунктуационные), нормам речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
2. свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
3. адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
4. соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
5. соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
6. соблюдать нормы русского речевого этикета;
7. уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
8. осуществлять речевой самоконтроль.
Обучающийся получит возможность научиться: в сфере познавательной деятельности:
1. осознавать роль родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности;
2. понимать значение родного языка в жизни человека и общества;
3. речевой культуре, бережному и сознательному отношению к родному языку, сохранению чистоты русского языка как явления культуры;
4. коммуникативным навыкам, умениям в учебных, бытовых социально-культурных ситуациях общения;
5. пополнять словарный запас;
6. расширять круг используемых грамматических средств;
7. способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
8. использовать родной язык как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
познавательные: 1) самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
2) использовать общие приѐмы решения задач;
3) применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
4) осуществлять смысловое чтение;
5) создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач;
6) самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных лингвистических проблем;
7) понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
8) понимать и использовать лингвистические средства наглядности (рисунки, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
9) находить в различных источниках информацию, необходимую для решения лингвистических проблем, и представлять еѐ в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
регулятивные: 1) формулировать и удерживать учебную задачу;
2) выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации;
3) планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
4)предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;
5) составлять план и последовательность действий; 6) осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
7) адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, еѐ объективную трудность и собственные возможности еѐ решения;
8) сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
коммуникативные: 1) организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
2) взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов; слушать партнѐра; формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение;
3) прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
4) разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех участников;
5) координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
6) аргументировать свою позицию и координировать еѐ с позициями партнѐров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Личностные: 1) ответственное отношение к учению;
2) готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
3) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
4) начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
5) экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения;
6) формирование способности к эмоциональному восприятию языковых объектов, лингвистических задач, их решений, рассуждений;
7) умение контролировать процесс и результат учебной деятельности.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п/п | Содержание раздела | часы |
Язык и культура | 15 | |
Культура речи | 6 | |
Речь. Текст. | 13 |
Приложение № 1
к рабочей программе
МОУ школа-интернат
по родному языку(русскому)
Календарно-тематическое планирование уроков родного языка (русского)
в 5а классе
на 2021-2022 учебный год
Учитель: Е.В.Мартемьянова
№ п/п | № урока в разделе, теме | Наименование разделов и тем | Дата проведения | |
Плановая | Скорректированная | |||
Язык и культура (15ч.) | ||||
Наш родной русский язык. | ||||
Орфографический практикум | ||||
Из истории русской письменности | ||||
Язык - волшебное зеркало мира и национальной культуры | ||||
Урок-практикум. Значение слов, называющих степень родственных отношений | ||||
История в слове: наименования предметов традиционной русской одежды | ||||
Моя Россия. Орфографический и пунктуационный практикум | ||||
История в слове: наименования предметов традиционного русского быта | ||||
Образность русской речи: метафора, олицетворение | ||||
Живое слово русского фольклора | ||||
Лингвистические заметки. Эпитет. Сравнение. | ||||
Меткое слово русской речи: крылатые слова, пословицы, поговорки | ||||
О чем могут рассказать имена людей и названия городов | ||||
Урок-практикум. Имена родных и друзей. | ||||
Моя Россия: история города и происхождение его названия. | ||||
Культура речи (6ч.) | ||||
Современный русский литературный язык | ||||
Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения | ||||
Речь точная и выразительная. Основные лексические нормы | ||||
Стилистическая окраска слова | ||||
Речь правильная. Основные грамматические нормы | ||||
Речевой этикет: нормы и традиции | ||||
Речь. Текст. (13ч.) | ||||
Язык и речь | ||||
Средства выразительности устной речи | ||||
Формы речи: монолог и диалог | ||||
Текст и его строение | ||||
Композиционные особенности описания, повествования, рассуждения | ||||
Средства связи предложений и частей текста | ||||
Функциональные разновидности языка | ||||
Разговорная речь. Просьба, извинение | ||||
Официально - деловой стиль. Объявление | ||||
Научно – учебный подстиль. План ответа на уроке, план текста | ||||
Публицистический стиль. Устное выступление | ||||
Язык художественной литературы. Литературная сказка. Рассказ | ||||
Особенности языка фольклорных текстов | ||||
Итого: | ||||
По программе 34ч. | ||||
Выполнено |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).
Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...
Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р
Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...
Программа по физической культуре разработана на основе примерной программы ФГОС основной школы и программы по физической культуры В.И.Ляха "Копмлексная программа по физическому воспитанию для 1-4 класса
Данная учебная программа предназначена для обучающихмя 1-4 класс....
Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв
Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...