Рабочая программа по родной русской литературе
рабочая программа (5 класс)

Ильясова Римма Алексеевна

Рабочая программа по родной русской литературе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_rod._rus._lit._5_klass.docx24.02 КБ
Microsoft Office document icon pz_rod._rus._lit._5_kl.doc127 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Родная русская литература»  для  5 класса

Дата

план

Дата

факт

Тема урока

Примечание

Введение (1 ч )

1

Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития человека. Родная литература как национально – культурная ценность народа.

Русский фольклор (2 ч )

2

Отражение в фольклорных произведениях быта, традиций, обрядов .

3

Прославление в  фольклорных произведениях национального характера, народных нравственных ценностей.

Древнерусская литература (2ч)

4

Традиции и особенности духовной литературы. «Русская земля».

5

Образное отражение жизни в древнерусской литературе «Русская земля».

Из литературы XVIII века (1)

6

Новиков Н.И. «Детское чтение для сердца и разума» (фрагменты по выбору).

Творчество поэтов и писателей XIX века (8 ч)

7

Басни. Толстой Л.Н. Нравственная проблематика басен, злободневность басен: «Два товарища», «Лгун», « Отец и сыновья» ( на выбор).

8

Мораль басен  Дмитриев И.И. Отражение пороков человека в баснях: «Два веера», «Нищий и собака» «Отец с сыном» (на выбор). Аллегория как основное средство художественной выразительности в баснях.

9

Литературные сказки. Богатство и выразительность языка сказок В.И. Даля.

10

Сказка В.И. Даля  «Что значит досуг?». Тема труда в сказке. Индивидуальная характеристика героя и авторское отношение.

11

Н.Г. Гарин-Михайловский. Сказка «Книжка счастья». Образы и сюжет сказки.

12

Р.р. Сочинение на тему «Зло и добро в сказке»

13

 Станюкович К.М. «Рождественская ночь»: проблематика рассказа. Милосердие и вера в  рассказе писателя.

14

Смешное и грустное в рассказе А.П. Чехова «Шуточка».

Родная природа в стихах поэтов XIX века (2 ч)

15

Стихотворение П.А. Вяземского «Первый снег». Радостные впечатления, труд, быт, чистота помыслов и стремлений лирического героя.

16

Некрасов Н.А. Стихотворение «Снежок». Основная тема и способы её раскрытия. Сравнения и олицетворения в стихотворении. Умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей.

Из литературы XX века (10 ч)

17

Е.А. Пермяк. Сказка «Березовая роща» Тема, особенности создания образов.

18

Решение проблем зависти и злобы, добра и зла языком сказки. Аллегорический язык сказки.

19

 В.А. Сухомлинский. "Легенда о материнской любви». Материнская любовь и сыновняя благодарность в произведении.

20

Ю.Я. Яковлев. Рассказ «Цветок хлеба». Образы главных героев Раннее взросление. Забота взрослых о ребенке.

21

Ю.Я. Яковлев. Рассказ «Цветок хлеба». Чувство ответственности за родных. Беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире; своеобразие языка.

22

Р.р Сочинение " Мир глазами ребёнка".

23

А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Нравственная проблематика рассказа (тяжёлое детство; сострадание, чуткость, доброта).   

24

Пришвин М.М. Мир природы и мир человека. Рассказы Пришвина  (на выбор)

25

В.Я. Ерошенко. Сказка «Умирание ивы». Тема природы в сказке. Особенности языка писателя.

26

Пантелеев Л. «Шкидские рассказы»

Родная природа в произведениях поэтов XX века (4 ч)

27

В. Я. Брюсов. Стихотворение «Весенний дождь». Выразительные средства создания образов.

28

М. А. Волошин. Стихотворение «Как мне близок и понятен…» Единство человека и природы. Практикум выразительного чтения.

29

Образы животных в произведениях родной литературы: сравнительный анализ стихотворения Есенина С.А. «Песнь о собаке» и стихотворения Анфилова Г.И. «Собака».

30

Рождественский Р.И. Стихотворения. Величие духа «маленького человека» в стихотворении « На земле безжалостно маленькой…»

Творчество поэтов и писателей Сибири XX  века ( 5 ч)  

31-34

Региональный компонент. Комплексная работа с текстами из художественных произведений писателей и поэтов Сибири (по выбору) 

35

Итоговое занятие

Всего 35 часов

     Учебно-методический комплекс

Учебная программа

Учебники

Методический материал

Дидактический

материал

Дополнительная

литература

Примерная программа основного общего образования. Литература. 5-9 классы» Авторы:  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И., Беляева Н.В..М.: Просвещение, 2014.

Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература,  5 класс, Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе: В 2 ч. - М.: Просвещение, 2014.

Беляева Н.В. Уроки литературы в 5 классе. Поурочные разработки: Книга для учителя, - М.: Просвещение, 2015.

Карасёва И.В., Пташкина В.Н. «Система уроков по учебнику В. Я. Коровиной, В. П. Журавлёва, В. И. Коровина». Волгоград, Изд. «Учитель», 2013 г.

Золотарева И.В., Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. 5 класс. – 3-е изд., перераб. и доп. - М: ВАКО, 2010.

Репродукции картин художников

Словарь литературных терминов /Сост. И.В. Клюхина. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2011. – 96 с. – (Школьный словарик).

Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 5 класс / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2011.

Ахмадуллина Р.Г. Литература. 5 класс. Рабочая тетрадь. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2015.

Контрольно-измерительные материалы. Литература: 5 класс / Сост. Л.В. Антонова. – М.: ВАКО, 2011. – 96 с. – (Контрольно-измерительные материалы).

Учебно-методический комплекс «Вокруг тебя – Мир…». 5-8 классы: В помощь учителю. Сборник / И. Бурж, К. Сухарев-Дериваз, В.Ю. Выборнова, Ю.Ф. Гуголев. – М.: МККК – 160 с.

Корректировка календарно-тематического планирования

Учитель Ильясова Р.А.

Предмет «Родная русская литература»

5-6 классы

Четверть

Тема

По программе (план)

Фактическое время проведения

Причина корректировки (б/л, праздничный день, отпуск, курсы)

За счет, каких часов проведена корректировка программы (часов элективных, развивающих курсов, дополнительные часы по приказу)

Примечание



Предварительный просмотр:

Составитель: учитель русского языка и литературы   Ильясова Р.А.

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Русская родная литература» для учащихся 5 класса составлена на основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта основного общего образования (ФГОС), утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17 декабря 2010 года, с учётом Примерной программы по учебному предмету «Родная (русская) литература» для 5 -6 классов общеобразовательных учреждений, реализующих программы основного общего образования, одобренной  решением  федерального учебно-методического объединения по общему образованию Протокол от 31 января 2018 года № 2/18.  

           Программа рассчитана на  35 часов (1 час в неделю), что соответствует учебному плану общеобразовательной организации.

            Рабочая программа содержит пояснительную записку: цели и задачи курса, общую характеристику учебного предмета, место  предмета в учебном плане, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса, формы и методы организации учебной деятельности, основные виды учебной деятельности, содержание учебного предмета, планируемые результаты изучения учебного предмета, календарно-тематическое планирование, описание учебно - методического комплекса.

     

Рабочая программа  одобрена  на заседании методического совета,

протокол № ____ от «____» ____________ 2019 г.

Председатель методического совета_______________   И.В.Сосновская          

                                                                    (подпись)                       (Ф.И.О.)

Рабочая программа рассмотрена методическим объединением учителей- предметников,

протокол № ____ от «____» __________ 2019 г.

Руководитель методического объединения _____________ Р.А.Ильясова

                                                                               (подпись)                        (Ф.И.О.)

Пояснительная записка

 Рабочая программа учебного предмета «Родная  русская литература» разработана наряду с обязательным курсом литературы. Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса литературы, обязательного для изучения, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по литературе, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом.

Рабочая программа по курсу «Родная русская литература» направлена на решение важнейшей задачи современного образования — становление  гармоничной личности, воспитание гражданина,  патриота своего Отечества. Образовательные задачи курса связаны, прежде всего, с формированием умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст.

 Главной целью освоения программы является: получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.

            Задачами изучения курса «Родная русская литература» являются:

•         воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;

•         приобщение к литературному наследию своего народа; создание представлений о русской литературе как едином национальном достоянии;

•         формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;

•         обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

                            Общая характеристика учебного предмета

Изучение родной литературы играет ведущую роль в процессах воспитания личности, развития ее нравственных качеств и творческих способностей, в сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности поколений.  Родная (русская) литература как культурный символ России, высшая форма существования российской духовности и языка в качестве школьного предмета воспитывает в человеке патриотизм, чувства исторической памяти, принадлежности к культуре, народу и всему человечеству посредством воздействия на эстетические чувства обучающихся.

Как курс, имеющий частный характер, школьный курс обязательных предметных областей «Родной язык и родная литература» направлен на освоение особенностей словесности (языка и литературы) малой родины – Западной Сибири (тексты сибирских писателей и поэтов, публицистика Сибири).

Содержание программы каждого класса включает в себя произведения (или фрагменты из произведений) родной литературы, помогающие школьнику осмыслить её непреходящую историко-культурную и нравственно-ценностную роль.  Критерии отбора художественных произведений для изучения: высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, культурно-исторические традиции.

В программе представлены следующие разделы:

  1. Устное народное творчество
  2. Древнерусская литература.

2) Русская литература XVIII в.

3) Русская литература первой половины XIX в.

4) Русская литература второй половины XIX в.

5) Русская литература первой половины XX в.

6) Русская литература второй половины XX в.

7) Творчество писателей и поэтов Западной Сибири.

      Данная программа ориентирована на обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Следовательно, основной задачей на уроках является коррекция устной и письменной речи обучающихся, развитие монологической речи и коммуникативных навыков. Основы учебно- исследовательской и проектной деятельности на занятиях упрощены. В первую очередь, необходимы «основы смыслового чтения  и работы с текстом». Принцип работы в этом классе –  речевое развитие, что ведет непосредственным образом к интеллектуальному развитию.

      Темп изучения материала небыстрый, с перерывами на физкультминутки. Объяснение материала  со  включением игровых моментов. Снижен объем запоминаемой информации, уроки проводятся, в основном, с опорой на наглядность.

 

Место учебного предмета в учебном плане

       Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ предусматривает  изучение  учебного предмета « Родная русская литература»  в 5-6 классах – 35 часов (1 урок в неделю).

Результаты освоения учебного предмета « родная русская литература»

       В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования предметными результатами изучения предмета «Родная (русская) литература» являются:

Личностные результаты: 

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
  • осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
  • усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
  • воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
  •  формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;  готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

Метапредметные результаты. 

Регулятивные УУД. 

  • Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Познавательные УУД. 

  • Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • смысловое чтение;
  • Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

 Коммуникативные УУД

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
  • формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты:

  • осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития;
  • формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
  •  понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
  • обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
  •  воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
  • развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
  • овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления».

Учащийся научится: ·

  • определять тему и основную мысль произведения (5 кл.); ·
  •  владеть различными видами пересказа (5 - 6 кл.),
  • пересказывать сюжет; выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу (6 кл.); ·
  • характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики (5 -6 кл.);
  • оценивать систему персонажей (5–6кл.);
  • находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции (5–6 кл.);
  • определять родо-жанровую специфику художественного произведения (5–6 кл.);
  • выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению (5-6 класс);
  • ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой (5–6 кл.);

Формы и методы организации учебной деятельности

Для организации учебной деятельности используются следующие формы и методы: объяснительно-иллюстративный метод обучения; репродуктивный метод обучения, метод проблемного изложения в обучении, частично-поисковый, исследовательский метод обучения. Программа предусматривает чередование индивидуальных и коллективных форм                         деятельности, а также диалогичность и сотворчество учителя и ученика.

Основные формы учебной деятельности: беседа, лекция, чтение произведений художественной литературы (выразительное, комментированное, объяснительное, выборочное), заучивание лирических произведений наизусть, чтение и комментирование статей учебника, устный   пересказ  (подробный,   выборочный,   сжатый,     от  другого  лица, художественный) небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; прослушивание аудиозаписи изучаемых произведений, просмотр и комментирование фрагментов художественных и анимационных фильмов – экранизаций изучаемых произведений, анализ произведения (выделение композиционных частей, характеристика героев произведения, разбор изобразительно-выразительных средств и др.), создание иллюстраций по произведению, словарная работа (введение новых терминов и понятий).

          Контроль  за знаниями, умениями и навыками осуществляется в ходе устных опросов, письменных ответов на вопросы, написания небольших сочинений по изучаемым произведениям.

Методы работы: словесный (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой); наглядный (наблюдение, демонстрация); практический.

Формы работы: рассказ, беседа, выборочное объяснительное чтение текста, работа с картиной, планом, просмотр и разбор отдельных фрагментов кино, мультфильмов, сказок, заслушивание отрывков произведений в авторском исполнении.

           Типы уроков

        Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала). Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.

        Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок). Имеет целью выработку умений по применению знаний.

        Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок). Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.

           Комбинированный урок, урок-беседа.

Основные виды деятельности по освоению учебного предмета

-Акцентно-смысловое чтение; воспроизведение элементов содержания произведения в устной и письменной форме (изложение, действие по заданному алгоритму с инструкцией); формулировка вопросов; составление системы вопросов и ответы на них (устные, письменные);

 -устное и письменное выполнение аналитических процедур с использованием теоретических понятий (нахождение элементов текста; наблюдение, описание, сопоставление и сравнение выделенных единиц; объяснение функций каждого из элементов; установление связи между ними; создание комментария на основе сплошного и хронологически последовательного анализа; пофразового (при анализе стихотворений и небольших прозаических произведений : рассказов, новелл) или поэпизодного; проведение целостного анализа;

-устное или письменное истолкование художественных функций особенностей поэтики произведения, рассматриваемого в его целостности, а также истолкование смысла произведения как художественного целого.

Содержание учебного предмета «Родная (русская) литература»

Введение. (1ч) Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития человека.(1) Своеобразие родной литературы. Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития человека. Родная литература как национально-культурная ценность народа. Родная литература как способ познания жизни. Образ человека в литературном произведении. Система персонажей. Образ автора в литературном произведении. Образ рассказчика в литературном произведении. Слово как средство создания образа. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Прогноз развития литературных традиций в XXI веке.

Русский фольклор Отражение в фольклорных произведениях быта, традиций, обрядов . Воплощение в фольклорных произведениях национального характера, народных нравственных ценностей. Прославление в фольклорных произведениях силы, мужества, справедливости, бескорыстного служения Отечеству. Жанровое своеобразие фольклорных произведений.

Древнерусская литература Традиции и особенности духовной литературы. Образное отражение жизни в древнерусской литературе «Русская земля».

Из литературы XVIII века Новиков Н.И. «Детское чтение для сердца и разума» (фрагменты по выбору)

Из литературы XIX века Традиции литературы XIX века. Басни. Толстой Л.Н. Нравственная проблематика басен, злободневность басен: «Два товарища», «Лгун», «Отец и сыновья» (на выбор). Изображение пороков, недостатков, ума и глупости, хитрости, невежества, самонадеянности. Основные темы басен. Приёмы создания характеров и ситуаций. Мораль басен.  Дмитриев И.И. Отражение пороков человека в баснях: «Два веера», «Нищий и собака», «Три льва», «Отец с сыном» (на выбор). Аллегория как основное средство художественной выразительности в баснях. Литературные сказки. Даль В.И. Богатство и выразительность языка сказок В.И. Даля. Тема труда в сказке. Сказка «Что значит досуг?». Идейно-художественный смысл сказки. Индивидуальная характеристика героя и авторское отношение. Использование описательной речи автора и речи действующих лиц. Отношение писателя к событиям и героям. Мир глазами ребёнка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире); своеобразие языка. Н.Г. Гарин-Михайловский. Сказка «Книжка счастья». Сведения о писателе. Образы и сюжет сказки. Социально-нравственная проблематика произведения. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу. Отношение писателя к событиям и героям. Мир глазами ребёнка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире); своеобразие языка. Сочинение "Зло и добро в сказке". Станюкович К.М. Рассказ «Рождественская ночь»: проблематика рассказа. Милосердие и вера в произведении писателя .Чехов А.П. «В рождественскую ночь». Иронический парадокс в рождественском рассказе. Трагедийная тема рока, неотвратимости судьбы. Нравственное перерождение героини. Смешное и грустное в рассказе А.П. Чехова «Шуточка»

Родная природа в стихах поэтов XIX века. Образ родной природы в стихах русских поэтов  Вяземский П.А. Стихотворение «Первый снег». Радостные впечатления, труд, быт, волнения сердца, чистота помыслов и стремлений лирического героя. Некрасов Н.А. Стихотворение «Снежок». Детские впечатления поэта. Основная тема и способы её раскрытия. Сравнения и олицетворения в стихотворении. Умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей.

Из литературы XX века (6 ч ) 

Е.А. Пермяк. Сказка «Березовая роща». Краткие сведения о писателе. Тема, особенности создания образов. Решение серьезных философских проблем зависти и злобы, добра и зла языком сказки. Аллегорический язык сказки. В.А. Сухомлинский. "Легенда о материнской любви». Краткие сведения о писателе. Материнская любовь. Сыновняя благодарность. Особенности жанра. Значение финала. Ю.Я. Яковлев. Рассказ «Цветок хлеба». Краткие сведения о писателе. Раннее взросление. Забота взрослых о ребенке. Чувство ответственности за родных. Беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире; образы главных героев, своеобразие языка. Сочинение " Мир глазами ребёнка".

 А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Краткие сведения о писателе. Основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжёлое детство; сострадание, чуткость, доброта). Нравственно-эмоциональное состояние персонажей. Выразительные средства создания образов. Воспитание чувства милосердия, сострадания, заботы о беззащитном.  Пришвин М.М. Мир природы и мир человека. «Остров спасения», «Предательская колбаса», «Этажи леса». «Таинственный ящик». «Синий лапоть». «Лесная капель» (на выбор). В.Я. Ерошенко  Сказка «Умирание ивы». Краткие сведения о писателе. Тема природы и приёмы её реализации; второй смысловой план в сказке. Цельность произведения, взаимосвязанность всех элементов повествования, глубина раскрытия образа. Особенности языка писателя. Пантелеев Л. «Шкидские рассказы»

Родная природа в произведениях поэтов XX века (1)

В. Я. Брюсов. Стихотворение «Весенний дождь». Краткие сведения о поэте. Образная система, художественное своеобразие стихотворения. Слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние лирического героя. Выразительные средства создания образов. М. А. Волошин. Стихотворение «Как мне близок и понятен…» Краткие сведения о поэте. Непревзойдённый мастер слова. Чудесное описание природы. Умение видеть природу, наблюдать и понимать её красоту. Единство человека и природы. Практикум выразительного чтения. Образы животных в произведениях родной литературы: сравнительный анализ стихотворения Есенина С.А. «Песнь о собаке» и стихотворения Анфилова Г.И. «Собака». Рождественский Р.И. Стихотворения. Величие духа «маленького человека» в стихотворении «На земле безжалостно маленькой…

Творчество писателей и поэтов Западной Сибири (региональный компонент) (2 ч )   Комплексная работа с текстами из художественных произведений писателей и поэтов Сибири (по выбору)

Планируемые результаты изучения учебного предмета « Родная русская литература»

Обучающийся научится

Обучающийся получит возможность научиться

Личностные универсальные учебные действия

- Идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству.

- Проявлять интерес к культуре и истории своего народа, страны.

- Различать основные нравственно-эстетические понятия.

- Выражать положительное отношение к процессу познания.

- Уважительно относиться к родной литературе.

- Оценивать свои и чужие поступки.

Регулятивные универсальные учебные действия

- Удерживать цель деятельности до получения её результата.

- Анализу достижения цели.

- Самостоятельно ставить новые учебные цели задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

- Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения.

- Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

- Учитывать и координировать отличные от собственных  позиции людей.

- Понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы.

Познавательные универсальные учебные действия

- Осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях.

-Понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных  пособиях.

- Понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме.

- Анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных  признаков.

- Осуществлять синтез как составление целого из его частей.

- Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.

- Обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку).

- Ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи.

- Первоначальному умению смыслового восприятия текста.

- Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Предметные результаты обучения

Устное народное творчество:

- видеть черты русского национального характера в героях русских сказок, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок;

- учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

- целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и  письменных высказываниях;

- определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;

- выразительно читать сказки, соблюдая соответствующий  интонационный рисунок устного рассказывания;

- пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных  сказок художественные приёмы;

- выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки.

- сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение

нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);

- рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, обосновывая свой выбор;

- сочинять сказку (в том числе и по пословице).

Древнерусская литература. Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России:

- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;

- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения.

- сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по родной (русской) литературе

Рабочая программа по родной (русской) литературе предназначена для обучающихся 5-9 классов общеобразовательной школы...

Рабочая программа по родной русской литературе для 8 класса

Рабочая программа учебного предмета " Родная литература" разработана для обучения учащихся 8 класса в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего обр...

Рабочая программа по родной русской литературе для 10-11 класов

Один из вариантов рассмотрения родной русской литературы в старшей школе...

Рабочая программа по родной (русской) литературе 11 класс

Рабочая программа по  родной (русской) литературе разработана в соответствии с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта и Примерной основной образовательной прог...

Рабочая программа по родной (русской) литературе 10 класс

Рабочая программа по  родной (русской) литературе разработана в соответствии с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта и Примерной основной образовательной прог...

Рабочая программа по родной(русской) литературе 7 класс

Рабочая программа по родной( русской) литературе 7 класса  рассчитана на 17 часов...

Аннотация к рабочей программе по родной русской литературе для 9 класса

Аннотация включает в себя  цели и задачи изучения предмета, тематическое планирование...