Рабочая программа по предмету " Родной русский язык" для 5 класса
рабочая программа (5 класс)
Рабочая программа по предмету "Родной русский язык" для 5 класса. Пояснительная записка и календарно- тематическое планирование.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому родному языку в 5 классе составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Конвенция о правах ребёнка (вступила в силу для России с 15 сентября 1990 г.).
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897».
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 8 мая 2019 г. №233 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345».
- Основная образовательная программа гимназии во имя Святителя Николая Чудотворца.
- Авторская программа по русскому родному языку О.В. Александровой 5 класс к УМК под редакцией О.В. Александровой и др. «Русский родной язык», издательство «Просвещение», 2019 г.
- Стандарт Православного компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) образования (утверждён решением Священного Синода Русской Православной Церкви 27 июля 2011 г.).
- Учебный план гимназии во имя Святителя Николая Чудотворца на 2019-2020 год.
Планируемые результаты освоения учебного материала
Выпускник научится:
- владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
- владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
- владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
- адекватно понимать, интерпрветировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
- участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
- создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
- анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
- использовать знание алфавита при поиске информации;
- различать значимые и незначимые единицы языка;
- классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;
- определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;
- опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
- проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
- проводить лексический анализ слова;
- опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
Выпускник получит возможность научиться:
- анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
- опознавать различные выразительные средства языка;
- писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;
- осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
- участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
- характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
- использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;
- самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
Содержание курса
Язык и культура (3 ч)
\Русский язык – национальный язык русского народа. Роль родного языка в жизни человека. Русский язык в жизни общества и государства. Бережное отношение к родному языку как одно из необходимых качеств современного культурного человека. Русский язык – язык русской художественной литературы.
Язык как зеркало национальной культуры. Слово как хранилище материальной и духовной культуры народа. Слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта (национальную одежду, пищу, игры, народные танцы и т.п.), слова с национально-культурным компонентом значения (символика числа, цвета и т.п.), народно-поэтические символы, народно-поэтические эпитеты (за тридевять земель, цветущая калина – девушка, тучи – несчастья, полынь, веретено, ясный сокол, красна девица, рόдный батюшка), прецедентные имена (Илья Муромец, Василиса Прекрасная, Иван-Царевич, сивка-бурка, жар-птица, и т.п.) в русских народных и литературных сказках, народных песнях, былинах, художественной литературе.
Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из русских народных и литературных сказок (битый небитого везёт; по щучьему велению; сказка про белого бычка; ни в сказке сказать, ни пером описать; при царе Горохе; золотая рыбка; а ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бобарихой и др.), источники, значение и употребление в современных ситуациях речевого общения. Русские пословицы и поговорки как воплощение опыта, наблюдений, оценок, народного ума и особенностей национальной культуры народа. Загадки. Метафоричность русской загадки.
Краткая история русской письменности. Создание славянского алфавита.
Особенности русской интонации, темпа речи по сравнению с другими языками. Особенности жестов и мимики в русской речи, отражение их в устойчивых выражениях (фразеологизмах) (надуть щёки, вытягивать шею, всплеснуть руками и др.) в сравнении с языком жестов других народов.
Слова с суффиксами субъективной оценки как изобразительное средство. Уменьшительно-ласкательные формы как средство выражения задушевности и иронии. Особенности употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и произведениях художественной литературы разных исторических эпох.
Ознакомление с историей и этимологией некоторых слов.
Слово как хранилище материальной и духовной культуры народа. Национальная специфика слов с живой внутренней формой (черника, голубика, земляника, рыжик). Метафоры общеязыковые и художественные, их национально-культурная специфика. Метафора, олицетворение, эпитет как изобразительные средства. Поэтизмы и слова-символы, обладающие традиционной метафорической образностью, в поэтической речи.
Слова со специфическим оценочно-характеризующим значением. Связь определённых наименований с некоторыми качествами, эмоциональными состояниями и т.п. человека (барышня – об изнеженной, избалованной девушке; сухарь – о сухом, неотзывчивом человеке; сорока – о болтливой женщине и т.п., лиса – хитрая для русских, но мудрая для эскимосов; змея – злая, коварная для русских, символ долголетия, мудрости – в тюркских языках и т.п.).
Русские имена. Имена исконные и заимствованные, краткие сведения по их этимологии. Имена, которые не являются исконно русскими, но воспринимаются как таковые. Имена традиционные и новые. Имена популярные и устаревшие. Имена с устаревшей социальной окраской. Имена, входящие в состав пословиц и поговорок, и имеющие в силу этого определённую стилистическую окраску.
Общеизвестные старинные русские города. Происхождение их названий
Культура речи (3 ч)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Понятие о варианте нормы. Равноправные и допустимые варианты произношения. Нерекомендуемые и неправильные варианты произношения. Запретительные пометы в орфоэпических словарях.
Постоянное и подвижное ударение в именах существительных; именах прилагательных, глаголах.
Омографы: ударение как маркёр смысла слова: пАрить — парИть, рОжки — рожкИ, пОлки — полкИ, Атлас — атлАс.
Произносительные варианты орфоэпической нормы: (було[ч’]ная — було[ш]ная, же[н’]щина — же[н]щина, до[жд]ём — до[ж’]ём и под.). Произносительные варианты на уровне словосочетаний (микроволнОвая печь – микровОлновая терапия).
Роль звукописи в художественном тексте.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Основные нормы словоупотребления: правильность выбора слова, максимально соответствующего обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности.
Лексические нормы употребления имён существительных, прилагательных, глаголов в современном русском литературном языке. Стилистические варианты нормы (книжный, общеупотребительный‚ разговорный и просторечный) употребления имён существительных, прилагательных, глаголов в речи (кинофильм — кинокартина — кино – кинолента, интернациональный — международный, экспорт — вывоз, импорт — ввоз‚ блато — болото, брещи — беречь, шлем — шелом, краткий — короткий, беспрестанный — бесперестанный‚ глаголить – говорить – сказать – брякнуть).
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Категория рода: род заимствованных несклоняемых имен существительных (шимпанзе, колибри, евро, авеню, салями, коммюнике); род сложных существительных (плащ-палатка, диван-кровать, музей-квартира); род имен собственных (географических названий); род аббревиатур. Нормативные и ненормативные формы употребления имён существительных.
Формы существительных мужского рода множественного числа с окончаниями –а(-я), -ы(и)‚ различающиеся по смыслу: корпуса (здания, войсковые соединения) – корпусы(туловища); образа (иконы) – образы (литературные); кондуктора (работники транспорта) –кондукторы (приспособление в технике); меха (выделанные шкуры) – мехи (кузнечные); соболя (меха) – соболи (животные). Литературные‚ разговорные‚ устарелые и профессиональные особенности формы именительного падежа множественного числа существительных мужского рода (токари – токаря, цехи – цеха, выборы – выбора, тракторы – трактора и др.).
Речевой этикет
Правила речевого этикета: нормы и традиции. Устойчивые формулы речевого этикета в общении. Обращение в русском речевом этикете. История этикетной формулы обращения в русском языке. Особенности употребления в качестве обращений собственных имён, названий людей по степени родства, по положению в обществе, по профессии, должности; по возрасту и полу. Обращение как показатель степени воспитанности человека, отношения к собеседнику, эмоционального состояния. Обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации. Современные формулы обращения к незнакомому человеку. Употребление формы «он»
Речь. Речевая деятельность. Текст (3 ч)
Язык и речь. Виды речевой деятельности
Язык и речь. Точность и логичность речи. Выразительность, чистота и богатство речи. Средства выразительной устной речи (тон, тембр, темп), способы тренировки (скороговорки).
Интонация и жесты. Формы речи: монолог и диалог.
Текст как единица языка и речи
Текст и его основные признаки. Как строится текст. Композиционные формы описания, повествования, рассуждения. Повествование как тип речи. Средства связи предложений и частей текста.
Функциональные разновидности языка
Функциональные разновидности языка.
Разговорная речь. Просьба, извинение как жанры разговорной речи. Официально-деловой стиль. Объявление (устное и письменное).
Учебно-научный стиль. План ответа на уроке, план текста.
Публицистический стиль. Устное выступление. Девиз, слоган.
Язык художественной литературы. Литературная сказка. Рассказ.
Особенности языка фольклорных текстов. Загадка, пословица. Сказка. Особенности языка сказки (сравнения, синонимы, антонимы, слова с уменьшительными суффиксами и т.д.)
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
Наименование разделов и тем | Всего часов | Планируемые результаты | |||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||
Язык и культура | 3 | ||||
Русский язык – национальный язык русского народа. Язык как зеркало национальной культуры. Краткая история русской письменности. Создание славянского алфавита | 1 | Научиться понимать высказывания на лингвистическую тему и составлять рассуждение на лингвистическую тему | Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые, в ходе исследования структуры, содержания и значения слова, предложения, текста | Формирование «стартовой» мотивации к изучению нового материала | |
Особенности русской интонации, темпа речи по сравнению с другими языками Слова с суффиксами субъективной оценки как изобразительное средство | 1 | ||||
Ознакомление с историей и этимологией некоторых слов. Русские имена. Имена исконные и заимствованные, краткие сведения по их этимологии Общеизвестные старинные русские города Происхождение их названий | 1 | Научиться применять алгоритм проведения лексического анализа слова | Коммуникативные: формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы). Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции, т. е. операциональный опыт, сотрудничать в совместном решении задач. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе лексического анализа слова | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической и творческой деятельности | |
Культура речи | 3 | ||||
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Понятие о варианте нормы
| 1 | Научиться излагать текст с опорой на план Владение речевым этикетом. | Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе составления и конструирования текста | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельному и коллективному проектированию, конструированию, творческой деятельности | |
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. | 1 | ||||
Правила речевого этикета: нормы и традиции | 1 | ||||
Речь. Текст | 3 | ||||
Язык и речь. Точность и логичность речи. Выразительность, чистота и богатство речи
| 1 | Формирование умения эффективно читать | Коммуникативные: формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы). Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования предмета разговора | Формирование устойчивой мотивации к проблемно-поисковой деятельности | |
Текст как единица языка и речи. Композиционные формы описания, повествования, рассуждения. Средства связи предложений и частей текста
| 1 | Формирование понимания принципов построения текстов разных функциональных стилей | |||
Функциональные разновидности языка | 1 |
Предварительный просмотр:
Календарно- тематическое планирование уроков русского родного языка в 5 А классе (0.25 ч. в неделю, всего 9 ч. в год)
№ п/п | Дата | Тема урока | Содержание | Виды деятельности | Контроль | |
По плану | Факт. | |||||
Язык и культура (3 часа) | ||||||
1 | Русский язык – национальный язык русского народа. Язык как зеркало национальной культуры. Краткая история русской письменности. Создание славянского алфавита | Русский язык – национальный язык русского народа. Роль родного языка в жизни человека. Русский язык в жизни общества и государства. Бережное отношение к родному языку как одно из необходимых качеств современного культурного человека. Русский язык – язык русской художественной литературы Краткая история русской письменности. Создание славянского алфавита | Лингвистический анализ текста, нахождение слов, обозначающих предметы и явления традиционного русского быта (национальную одежду, пищу, игры, народные танцы и т.п.), слов с национально-культурным компонентом значения (символика числа, цвета и т.п.), народно- поэтических символов, народно-поэтических эпитетов в русских народных и литературных сказках, народных песнях, былинах, художественной литературе, в текстах учебника. Орфографический практикум | Текущий Творческая работа | ||
2 | Особенности русской интонации, темпа речи по сравнению с другими языками Слова с суффиксами субъективной оценки как изобразительное средство | Особенности русской интонации, темпа речи по сравнению с другими языками. Особенности жестов и мимики в русской речи, отражение их в устойчивых выражениях (фразеологизмах) (надуть щёки, вытягивать шею, всплеснуть руками и др.) в сравнении с языком жестов других народов. Слова с суффиксами субъективной оценки как изобразительное средство. Уменьшительно-ласкательные формы как средство выражения задушевности и иронии. Особенности употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и произведениях художественной литературы разных исторических эпох. Ознакомление с историей и этимологией некоторых слов | Лингвистический анализ текста, нахождение метафор общеязыковых и художественных. Сравнение особенности жестов и мимики в русской речи с языком жестов других народов, Анализ слов с суффиксами субъективной оценки как изобразительного средства. Анализ особенностей употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и произведениях художественной литературы разных исторических эпох | Фронтальный | ||
3 | Ознакомление с историей и этимологией некоторых слов. Русские имена. Имена исконные и заимствованные краткие сведения по их этимологии Общеизвестные старинные русские города Происхождение их названий | Лингвистический анализ текста. Анализ происхождения русских имен и названий городов Творческая работа. | Индивидуальный | |||
Культура речи (3 часа) | ||||||
4 | Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Понятие о варианте нормы | Понятие о варианте нормы. Равноправные и допустимые варианты произношения. Нерекомендуемые и неправильные варианты произношения. Запретительные пометы в орфоэпических словарях. Постоянное и подвижное ударение в именах существительных; именах прилагательных, глаголах. Омографы | Лингвистический анализ текста, орфографический практикум, работа с учебником, пунктуационный, орфоэпический практикум Работа с акцентологическими словарями | Фронтальный | ||
5 | Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Основные грамматические нормы современного русского литературного языка | Основные грамматические и лексические нормы современного русского литературного языка Лексические нормы употребления имён существительных, прилагательных, глаголов в современном русском литературном языке | Лингвистический анализ текста, орфографический практикум, работа с учебником, пунктуационный, орфоэпический практикум Работа с акцентологическими словарями | Фронтальный | ||
6 | Речевой этикет | Правила речевого этикета: нормы и традиции. Устойчивые формулы речевого этикета в общении. Обращение в русском речевом этикете. История этикетной формулы обращения в русском языке. Особенности употребления в качестве обращений собственных имён, названий людей по степени родства, по положению в обществе, по профессии, должности; по возрасту и полу. Обращение как показатель степени воспитанности человека, отношения к собеседнику, эмоционального состояния. Обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации. Современные формулы обращения к незнакомому человеку. Употребление формы «он» | Творческие задания по речевому этикету: составление речевых высказываний с использованием форм речевого этикета Лингвистический анализ текста, орфографический практикум, работа с учебником, пунктуационный, орфоэпический практикум | Индивидуальный | ||
Речь. Текст (3 часа) | ||||||
7 | Язык и речь. Точность и логичность речи. Выразительность, чистота и богатство речи | Язык и речь. Точность и логичность речи. Выразительность, чистота и богатство речи. Средства выразительной устной речи (тон, тембр, темп), способы тренировки (скороговорки). Интонация и жесты. Формы речи: монолог и диалог | Закрепление знания этапов работы с текстом Знание средств художественной выразительности устной речи | Фронтальный | ||
8 | Текст как единица языка и речи. Композиционные формы описания, повествования, рассуждения. Средства связи предложений и частей текста | Текст и его основные признаки. Как строится текст. Композиционные формы описания, повествования, рассуждения. Повествование как тип речи. Средства связи предложений и частей текста | Составление плана текста различных функциональных стилей, знание и понимание лингвистических терминов. Составление плана текста разных стилей | Фронтальный | ||
9 | Функциональные разновидности языка | Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Просьба, извинение как жанры разговорной речи. Официально-деловой стиль. Объявление (устное и письменное). Учебно-научный стиль. План ответа на уроке, план текста. Публицистический стиль. Устное выступление. Девиз, слоган. Язык художественной литературы. Литературная сказка. Рассказ. Особенности языка фольклорных текстов. Загадка, пословица. Сказка. Особенности языка сказки (сравнения, синонимы, антонимы, слова с уменьшительными суффиксами и т.д.). | Составление плана текста различных функциональных стилей, знание и понимание лингвистических терминов. Нахождение тропов и фигур в фольклорном тексте. Понимание особенностей языка сказки | Фронтальный |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета "Родной (русский) язык", 8 класс
Данная программа представляет основы русской словесности, т. е. главные исходные сведения о словесности, основные приемы словесного выражения содержания....
Рабочая программа учебного предмета "Родная (русская) литература", 8 класс
Рабочая программа по «Родной (русской) литературе» для 8 классов основной школы составлена на основе требований ФГОС ООО к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения осно...
Рабочая программа по предмету "Родная (русская) литература" для 8-9 классов
Рабочая программа по предмету "Родная (русская) литература" для 8-9 классов создана по инициативе УМО "Слово" (Курской обл.) в помощь молодым педагогам, работающим в восьмых - девя...
Рабочая программа по предмету "Родной (русский) язык 5- 9 класс
Рабочая программа по предмету "Родной (русский) язык 5-9 класс рассчитана на 0,5 часа в неделю (17 часов вт год)...
Рабочая программа по предмету "Родной(русский) язык" 5 класс
Рабочая программа по предмету "Родной(русский) язык" 5 класс...
Рабочая программа по предмету "Родной (русский) язык" 7 класс
Рабочая программа по предмету "Родной (русский) язык" 7 класс...
Рабочая программа по предмету "Родной (русский) язык" 9 класс
Рабочая программа по предмету "Родной (русский) язык" 9 класс...