Слова, заимствованные из старославянского языка
план-конспект урока (7 класс)

Цхай Ирина Александровна

Слова, заимстованные из старославянского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slova_zaimstvovannye_iz_staroslavyanskogo_yazyka.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Конспект урока «Слова, заимствованные из старославянского языка»

Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний

Цели как деятельность учеников.

Личностные: осознавать связь русского языка с культурой и историей России.

Метапредметные:

  • извлекать информацию из словарей (толкового словаря, словаря иностранных слов), пользоваться разными видами чтения

(ознакомительным, изучающим), адекватно понимать основную и дополнительную информацию в тексте.

  • стремиться к координации различных действий в сотрудничестве, слушать и слышать других, формулировать собственное

мнение и аргументировать его, осуществлять взаимный контроль. 

Предметные:

  1. расширять словарный запас на основе усвоения значений старославянизмов.
  2. опознавать старославянизмы по их отличительным признакам: неполногласным сочетаниям в корнях и приставках в
  3. соответствии с полногласными сочетаниями в русском языке, уместно употреблять их в речи.

Технологическая карта с дидактической структурой урока

Дидактическая структура урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Организационный момент

Приветствие. Рапорт дежурного.

Приветствие.

Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

Самоорганизация.

Словарный диктант.

Пишут словарный диктант.

Вестибюль, дизайн, каникулы, фойе, балет, сувенир, эксперимент, театр, партер, экспонат, теннис, виолончель, десерт, репертуар, коктейль, рояль, жюри, аллегория, инфекция.

Проверка. Оценивание.

Диктант.

Формирование грамотности.

Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания.

Отвечают на вопросы.

– Как отличить заимствованные слова от исконно русских?

– По каким признакам можно узнать заимствования из греческого

языка? (Корни -поли-, -фон-.) Приведите примеры.

– Приведите примеры заимствований из европейских языков.

– Из каких языков заимствованы слова, найденные вами в учебниках по разным предметам? (Приводят примеры слов из домашней работы)

Упр. 34 – развивается языковая догадка при поиске заимствованных слов с опорой на толкование лексических значений.

В случае затруднения учитель может предложить слова для справок: фауна, мемуары, интервью, флора, биография, каталог, шасси, аннотация.

Проверка осуществляется по слайду. (ИКТ)

Устный опрос.

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, классифицировать (подводить под понятие), обобщать, делать выводы.

Коммуникативные УУД

1. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

2. Слушать и слышать других, осуществлять речевую рефлексию.

Изучение нового материала.

Постановка проблемного вопроса урока.

Чтение ключевых слов урока.

Беседа. Диалог.

Какую новую информацию вы получили из этих слов?

– Сформулируйте проблемный вопрос урока. (Что такое старославянизмы? Какие у них признаки? Чем отличаются от других заимствованных слов?)

 Прочитайте ключевые слова урока.

– Запишите ключевое слово урока (тему).

Составление схемы.

Расширять активный,потенциальный словарный запас на основе усвоения старославянизмов.

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (проблему) урока.

Открытие новых знаний.

 Актуализация знаний о создателях славянской азбуки Кирилле

и Мефодии.

Упр. 35 – ознакомительное чтение текста, выявление новой информации.

Упр. 36 – изучающее чтение текста, осмысление понятия «старославянизмы».

Беседа. Работа по вопросам после чтения текста.

Задание на проверку понимания:

– запишите пары слов: золотой – златой, волосы – златовласка, ворота – врата (вратарь).

– Укажите, какое из слов старославянское, а какое – русское. Назовите (подчеркните) признак старославянизма и признак русского слова

Ознакомительное чтение

Изучающее чтение

Осознавать связь русского языка с культурой и историей России

Регулятивные УУД

1. Искать пути решения проблемы.

2. Выявлять необходимую информацию в тексте и соотносить её с проблемой урока.

3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД

1. Пользоваться разными видами чтения (ознакомительным, изучающим).

2. Адекватно понимать основную и дополнительную информацию в тексте.

Закрепление нового материала.

Упр. 37 – развивается умение соотносить старославянизмы и русские слова с сочетаниями -ла-, -ле, -ра-, -ре-/-оло-, -оро-, -ере-, устанавливать сходство и различие значений с опорой на словарь.    , затем самостоятельно с взаимопроверкой.

Упр. 38 – развивается умение соотносить старославянизмы с приставками пре-, пред- и соответствующие русские слова с приставками пере-, перед-.

 

Работа по образцу (1–2 человека у доски).

Проверка коллективная.

Сопоставление. Классификация.

Выполняется в парах.

Развитие учебно-языковых умений.

Извлекать информацию из словарей (толкового словаря, словаря иностранных слов), перерабатывать и преобразовывать

информацию (вопросы, схема, ключевые слова), воспринимать и вычленять нужную информацию. Умение классифицировать.

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи.

2. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

Коммуникативные УУД

1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

2. Оказывать необходимую взаимопомощь и осуществлять взаимный контроль.

Личностные.

Контроль

Выполняют тест.

1. Заимствованным является слово: а) рагу; б) молоко; в) морковь; г) репа.2. Не является заимствованным слово: а) балет; б) танец; в) пляска; г) театр.3. К старославянизмам относится слово: а) холод; б) берег; в) сторож; г) вратарь.

4. Не является старославянизмом слово: а) слава; б) глава;

в) страна; г) прохлада.

На слайдах последовательно показываются задания с вариантами

ответа. Ученики записывают только выбранные ими буквы.

Проверка по ключам: 1) а; 2) в; 3) г; 4) а.

Блицопрос.

Опознавать старославянизмы, объяснять их значение, правильно и уместно употреблять в речи.

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы.

2. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

3. Извлекать информацию из словарей разных типов.

Коммуникативные УУД

1. Свободно излагать свои мысли в устной форме, владеть разными видами монолога и диалога.

2. Оказывать необходимую взаимопомощь и осуществлять взаимный контроль.

Рефлексия

Итог урока.

Ответ. Подводят итог. Читают ещё раз ключевые слова в конце темы.

Беседа. Что нового узнали на уроке? Чему научились?

– Какие трудности встретились?

– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок, успешно преодолеть трудности?

– Дайте самооценку своей работы (по желанию, т.к. изучался новый материал).

Прочитайте ещё раз ключевые слова в конце темы.

 Составление схемы.

Задайте вопросы по теме урока.

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Опираясь на критерии самооценки, определять степень успешности работы.

Домашнее задание

Упр. 39 (выписать только старославянизмы, остальные орфограммы объяснить устно).

Найдите во фразеологическом словаре примеры фразеологизмов, в состав которых входят старославянизмы. Запишите. Объясните значение найденных вами фразеологизмов.

Средний

Повышенный

Регулятивные, познавательные коммуникативные УУД, личностные результаты.

Литература.

  1. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Л.Ю.Комиссарова, И.В.Текучева  «Программа по русскому языку для основной школы» М. «БАЛАСС» 2006
  2. Карабанова О. А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны / О. А. Карабанова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - № 2. - С. 11-12.
  3. Купалова А. Ю. Текст в занятиях родным языком. Сборник задач и упражнений для 5-6 классов , - М.: «Флинта», 1996.
  4. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания вместе с детьми.- М, 2002.
  5. Образовательные технологии. Сборник материалов. – М. Баласс, 2008.
  6. Русский язык 6 класс «Русский  язык» под ред. Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В .-М,  «Баласс» 2010
  7. Синицын В. А.,Сухова Г. В. Уроки лексики, или когда язык заплетается. Оригинальное пособие по русскому языку с теоретическим и практическим материалом для развития речи и речевого творчества.- М.: « МСГИ», 2002.
  8. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010. - 159 с. : ил. - (Стандарты второго поколения). - Библиогр.: с. 155-158. - ISBN 978-5-09-020588-7.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока «Слова, заимствованные из старославянского языка».

План-конспек урока, построенного в соответствии с ФГОС....

Заимствование английских слов в современном немецком языке

СодержаниеI.                ВведениеII.             Основна...

Заимствование английских слов в современном немецком языке

СодержаниеI.                ВведениеII.             Основна...

Русские слова, заимствованные из французского языка по теме "Еда".

Данная работа поможет учащимся быстро и легко пополнить свой лексический запас, т.к. слова мало чем отличаются друг от друга...

9 класс Родной русский язык. Контрольная работа по темам, изученным в 1 четверти ("Ключевые слова русской культуры", "Развитие языка как объективный процесс", "Крылатые слова и выражения в русском языке", "Активизация процесса заимствования слов".

Задания составлены на основе материала учебника О.М. Александровой "Русский родной язык. 9 класс" по темам, изученным в 1 четверти: "Ключевые слова русской культуры", "Развити...