Слова, заимствованные из старославянского языка
план-конспект урока (7 класс)
Слова, заимстованные из старославянского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slova_zaimstvovannye_iz_staroslavyanskogo_yazyka.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Конспект урока «Слова, заимствованные из старославянского языка»
Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний
Цели как деятельность учеников.
Личностные: осознавать связь русского языка с культурой и историей России.
Метапредметные:
- извлекать информацию из словарей (толкового словаря, словаря иностранных слов), пользоваться разными видами чтения
(ознакомительным, изучающим), адекватно понимать основную и дополнительную информацию в тексте.
- стремиться к координации различных действий в сотрудничестве, слушать и слышать других, формулировать собственное
мнение и аргументировать его, осуществлять взаимный контроль.
Предметные:
- расширять словарный запас на основе усвоения значений старославянизмов.
- опознавать старославянизмы по их отличительным признакам: неполногласным сочетаниям в корнях и приставках в
- соответствии с полногласными сочетаниями в русском языке, уместно употреблять их в речи.
Технологическая карта с дидактической структурой урока
Дидактическая структура урока | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | ||||
Организационный момент | Приветствие. Рапорт дежурного. | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. | Самоорганизация. | ||
Словарный диктант. | Пишут словарный диктант. Вестибюль, дизайн, каникулы, фойе, балет, сувенир, эксперимент, театр, партер, экспонат, теннис, виолончель, десерт, репертуар, коктейль, рояль, жюри, аллегория, инфекция. | Проверка. Оценивание. | Диктант. | Формирование грамотности. | |
Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания. | Отвечают на вопросы. – Как отличить заимствованные слова от исконно русских? – По каким признакам можно узнать заимствования из греческого языка? (Корни -поли-, -фон-.) Приведите примеры. – Приведите примеры заимствований из европейских языков. – Из каких языков заимствованы слова, найденные вами в учебниках по разным предметам? (Приводят примеры слов из домашней работы) Упр. 34 – развивается языковая догадка при поиске заимствованных слов с опорой на толкование лексических значений. | В случае затруднения учитель может предложить слова для справок: фауна, мемуары, интервью, флора, биография, каталог, шасси, аннотация. Проверка осуществляется по слайду. (ИКТ) | Устный опрос. | Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать, классифицировать (подводить под понятие), обобщать, делать выводы. Коммуникативные УУД 1. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. 2. Слушать и слышать других, осуществлять речевую рефлексию. | |
Изучение нового материала. Постановка проблемного вопроса урока. | Чтение ключевых слов урока. | Беседа. Диалог. Какую новую информацию вы получили из этих слов? – Сформулируйте проблемный вопрос урока. (Что такое старославянизмы? Какие у них признаки? Чем отличаются от других заимствованных слов?) | Прочитайте ключевые слова урока. – Запишите ключевое слово урока (тему). Составление схемы. | Расширять активный,потенциальный словарный запас на основе усвоения старославянизмов. | Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать вопрос (проблему) урока. |
Открытие новых знаний. Актуализация знаний о создателях славянской азбуки Кирилле и Мефодии. | Упр. 35 – ознакомительное чтение текста, выявление новой информации. Упр. 36 – изучающее чтение текста, осмысление понятия «старославянизмы». | Беседа. Работа по вопросам после чтения текста. | Задание на проверку понимания: – запишите пары слов: золотой – златой, волосы – златовласка, ворота – врата (вратарь). – Укажите, какое из слов старославянское, а какое – русское. Назовите (подчеркните) признак старославянизма и признак русского слова | Ознакомительное чтение Изучающее чтение | Осознавать связь русского языка с культурой и историей России Регулятивные УУД 1. Искать пути решения проблемы. 2. Выявлять необходимую информацию в тексте и соотносить её с проблемой урока. 3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Познавательные УУД 1. Пользоваться разными видами чтения (ознакомительным, изучающим). 2. Адекватно понимать основную и дополнительную информацию в тексте. |
Закрепление нового материала. | Упр. 37 – развивается умение соотносить старославянизмы и русские слова с сочетаниями -ла-, -ле, -ра-, -ре-/-оло-, -оро-, -ере-, устанавливать сходство и различие значений с опорой на словарь. , затем самостоятельно с взаимопроверкой. Упр. 38 – развивается умение соотносить старославянизмы с приставками пре-, пред- и соответствующие русские слова с приставками пере-, перед-.
| Работа по образцу (1–2 человека у доски). Проверка коллективная. | Сопоставление. Классификация. Выполняется в парах. | Развитие учебно-языковых умений. Извлекать информацию из словарей (толкового словаря, словаря иностранных слов), перерабатывать и преобразовывать информацию (вопросы, схема, ключевые слова), воспринимать и вычленять нужную информацию. Умение классифицировать. | Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи. 2. Владеть приёмами отбора и систематизации материала. Коммуникативные УУД 1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме. 2. Оказывать необходимую взаимопомощь и осуществлять взаимный контроль. Личностные. |
Контроль | Выполняют тест. 1. Заимствованным является слово: а) рагу; б) молоко; в) морковь; г) репа.2. Не является заимствованным слово: а) балет; б) танец; в) пляска; г) театр.3. К старославянизмам относится слово: а) холод; б) берег; в) сторож; г) вратарь. 4. Не является старославянизмом слово: а) слава; б) глава; в) страна; г) прохлада. | На слайдах последовательно показываются задания с вариантами ответа. Ученики записывают только выбранные ими буквы. Проверка по ключам: 1) а; 2) в; 3) г; 4) а. | Блицопрос. | Опознавать старославянизмы, объяснять их значение, правильно и уместно употреблять в речи. | Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы. 2. Владеть приёмами отбора и систематизации материала. 3. Извлекать информацию из словарей разных типов. Коммуникативные УУД 1. Свободно излагать свои мысли в устной форме, владеть разными видами монолога и диалога. 2. Оказывать необходимую взаимопомощь и осуществлять взаимный контроль. |
Рефлексия Итог урока. | Ответ. Подводят итог. Читают ещё раз ключевые слова в конце темы. | Беседа. Что нового узнали на уроке? Чему научились? – Какие трудности встретились? – Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок, успешно преодолеть трудности? – Дайте самооценку своей работы (по желанию, т.к. изучался новый материал). | Прочитайте ещё раз ключевые слова в конце темы. Составление схемы. Задайте вопросы по теме урока. | Регулятивные УУД 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2. Опираясь на критерии самооценки, определять степень успешности работы. | |
Домашнее задание | Упр. 39 (выписать только старославянизмы, остальные орфограммы объяснить устно). Найдите во фразеологическом словаре примеры фразеологизмов, в состав которых входят старославянизмы. Запишите. Объясните значение найденных вами фразеологизмов. | Средний Повышенный | Регулятивные, познавательные коммуникативные УУД, личностные результаты. |
Литература.
- Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Л.Ю.Комиссарова, И.В.Текучева «Программа по русскому языку для основной школы» М. «БАЛАСС» 2006
- Карабанова О. А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны / О. А. Карабанова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - № 2. - С. 11-12.
- Купалова А. Ю. Текст в занятиях родным языком. Сборник задач и упражнений для 5-6 классов , - М.: «Флинта», 1996.
- Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания вместе с детьми.- М, 2002.
- Образовательные технологии. Сборник материалов. – М. Баласс, 2008.
- Русский язык 6 класс «Русский язык» под ред. Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В .-М, «Баласс» 2010
- Синицын В. А.,Сухова Г. В. Уроки лексики, или когда язык заплетается. Оригинальное пособие по русскому языку с теоретическим и практическим материалом для развития речи и речевого творчества.- М.: « МСГИ», 2002.
- Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010. - 159 с. : ил. - (Стандарты второго поколения). - Библиогр.: с. 155-158. - ISBN 978-5-09-020588-7.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вхождение заимствованных слов в лексику русского языка
Методическая работа...
Конспект урока «Слова, заимствованные из старославянского языка».
План-конспек урока, построенного в соответствии с ФГОС....
Заимствование английских слов в современном немецком языке
СодержаниеI. ВведениеII. Основна...
Заимствование английских слов в современном немецком языке
СодержаниеI. ВведениеII. Основна...
Русские слова, заимствованные из французского языка по теме "Еда".
Данная работа поможет учащимся быстро и легко пополнить свой лексический запас, т.к. слова мало чем отличаются друг от друга...
Тест. Лексика. Группы слов: профессионализмы, диалектизмы, устаревшие слова, заимствованные слова, фразеологизмы
Обобщающий урок по разделу "Лексика"....
9 класс Родной русский язык. Контрольная работа по темам, изученным в 1 четверти ("Ключевые слова русской культуры", "Развитие языка как объективный процесс", "Крылатые слова и выражения в русском языке", "Активизация процесса заимствования слов".
Задания составлены на основе материала учебника О.М. Александровой "Русский родной язык. 9 класс" по темам, изученным в 1 четверти: "Ключевые слова русской культуры", "Развити...