«Наша Победа в нашем единстве (по произведению Гриша Плиева «В окопе»)»
план-конспект урока (7 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Базовая средняя общеобразовательная школа №7 им. А.С. Пушкина с углубленным изучением английского языка города Владикавказ РСО-Алания
Методическая разработка
урока по родной (осетинской) литературе в 7 классе
«Наша Победа в нашем единстве (по произведению Гриша Плиева «В окопе»)»
Подготовила
Газзаева Ирина Георгиевна, учитель родного (осетинского) языка и литературы
МАОУ БСОШ №7 им. А.С. Пушкина
2020 год
Тема урока: «Наша Победа в нашем единстве (по произведению Гриша Плиева «В окопе»)»
Цели урока: Способствовать формированию патриотических чувств детей.
Задачи:
- Развитие личностных качеств патриота и гражданина нашего Отечества.
- Воспитание уважения к славным страницам прошлого; любви и уважения к тем, кто сражался за свою страну, кто провожал своих родных на фронт, кто ждал их с войны - людям старшего поколения.
- Формировать умение анализировать художественное произведение, работать с текстом, читать выразительно, строить монологическое высказывание;
- Формировать навыки познавательной и исследовательской деятельности, умения наблюдать, делать самостоятельные выводы;
- Развивать аналитическое мышление, связную речь и коммуникативные способности обучающихся;
- Воспитывать чувство патриотизма, человечности и ответственности.
Тип урока: открытие новых знаний.
Оборудование: презентация на интерактивной доске, мобильный класс, карточки, фронтовые письма.
Ход урока:
I. Организационный этап
Учащиеся садятся по группам.
II. Мотивация учебной деятельности
Добрый день, ребята. Сегодня нас ждет непростой урок.
(просмотр видеосюжета о боевых действиях Битвы за Кавказ)
Учитель со стола берет открытку, читает под музыку из к/ф «Офицеры».
Слайд №1
« … Спешу Вам сообщить, что я со вчерашнего вечера нахожусь по другую сторону фронта от Вас. Пользуюсь случаем и посылаю открытку. Начинаю месть врагу заново. Если долго не будет от меня писем – не печальтесь. Крепитесь, мама!..»
-Как вы думаете, у меня в руках обычное письмо?
(Письмо с фронта.)
-Посмотрите, письмо датировано 1942 годом. Какая война шла в этот период?
(Великая Отечественная война).
-А какие это были годы?
(С 1941 по 1945 год).
Слайды №2-4, музыка «Священная война»
Учитель: Такие письма присылали с фронтов наши солдаты. Они отдали свои жизни в жестокой битве с фашизмом за свободу своей Родины. Они погибли во имя Победы!
-Сколько лет прошло с тех пор?
(75 лет).
Учитель: Да, 75-летие Великой Победы отметила совсем недавно наша Родина.
II. Актуализация имеющихся знаний и проверка домашнего задания.
Проверка домашнего задания. Проектная работа "Прощай, моя Осетия…"
Учащимся было предложено выполнить в виде проекта следующее задание: собрать информацию о молодых осетинских поэтах и писателях, не вернувшихся с войны, опираясь на материалы сборника "Прощай, моя Осетия…" и написать эссе. В ходе работы над проектом дети познакомились с талантливыми поэтами и прозаиками, которые оставили короткий, но очень яркий след в осетинской литературе.
Учащиеся представили краткие эссе о Хазби Калоеве и Мухарбеке Кочисове, чьё творчество наиболее полно представлено в сборнике, подготовили и прочитали стихотворение М.Кочисова:
Коль пасть в атаке мне придется,
Фашистам мстя,
Коль вдруг нежданно оборвется
Моя стезя,
Коль захлебнусь свинцом горячим
Навек в бою,
И песню, что счастливо начал,
Не допою,
Коль догорит со мною в поле
Мечта моя, -
Последнюю исполнить волю
Прошу, друзья:
Когда войны уймется пламя,
Остынет пал.
Скажите безутешной маме:
Я - с честью пал.
И передайте мой Кавказу
Поклон земной,
Ведь осрамлен ничем ни разу
Он не был мной.
2. Беседа по прочитанному стихотворение «Арима дон…»
- Как вы думаете, почему автор дал своему стихотворению такое название?
(В годы войны часто ничего дороже воды не было.)
- Что произошло, что случилось с солдатом?
(Ранен в сражении.)
- Кто же спас его?
(«горянка с добрым взглядом»)
- Как вы думаете, вода в этом произведении символ чего?
(Жизни. Она вернула его к жизни.)
- О чем повествуют последние строки?
(Солдат на всю жизнь запомнил свою спасительницу)
Учитель: Сейчас мы посмотрим видеосюжет и узнаем, кто же автор этого стихотворения.
В видеофрагменте Руслан Фидаров рассказывает о том, как в 1942 году во время ожесточенных боев на Кавказе, его мать Тменова-Фидарова Клавдия спасла жизнь украинскому солдату. Спустя 30 лет семья Клавы о судьбе того самого солдата. Сделав запрос через военкомат Олекса Максимейко – на тот момент известный украинский поэт – нашел свою спасительницу. Вот так и зародилась дружба между семьей украинского писателя и женщины – осетинки.
Олекса не забыл подвиг молодой девушки, которая не испугалась расправы фашистов и, видя страдания раненого солдата, спасла ему жизнь. Став поэтом, он посвятил ей стихотворение «Арима дон», которое стало одним из известнейших у поэта.
Учитель: Вот так и зародилась дружба между двумя людьми разной национальности, осетинки и украинца, которых свела вместе ВОВ.
Слайд №5
IV. Сообщение темы урока и совместный поиск его целевой установки.
- Исса Плиев, Барбашов, Матросов, Остапенко –
К какой мысли приводят вас эти фамилии?
( - Эти солдаты – представители разных национальностей)
- А к какому выводу мы можем прийти?
(-Люди разных национальностей воевали вместе ради Победы.)
Учитель: Ребята, как вы думаете, какова же будет сегодня тема нашего урока?
(Наша Победа в нашем единстве)
V. Открытие нового знания
Учитель: Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством известного осетинского поэта, писателя и драматурга Гриша Плиева.
С самого начала Великой Отечественной войны Г. Плиев был в рядах действующей армии. За храбрость и героизм, проявленные в боях за Родину, он награжден тремя орденами и многими медалями.
В военной лирике народного поэта Осетии Г. Плиева личность человека, участника Великой Отечественной войны, показывалась в двойном освещении; во-первых, со стороны среды и автора, во-вторых, с точки зрения коллектива и индивидуума. Среда в стихах Г. Плиева того времени – не только военная обстановка, окопы и боевые товарищи по оружию, отступления и победы, бои и короткие передышки между сражениями, но и те социально-исторические и нравственно-политические факторы, которые определяли поступки и действия солдат и тружеников, ковавших победу в тылу.
В своем стихотворении «В окопе» Гриш говорит о единстве народа, о проявленном героизме солдат во время Великой Отечественной войны.
Работу над стихотворением Гриша Плиева «В окопе» мы продолжим в необычном для нас месте. Мы представим себя бойцами, героями стихотворения. Мы отправимся туда, где храниться память о той страшной войне.
(видеосюжет о Барбашовом поле)
МВД по РСО–А инициировало создание военно-исторического музея под названием "Барбашово поле". Благодаря поддержке руководства республики стало возможным воплощение в жизнь грандиозного по своим масштабам и предназначению патриотического музея под открытым небом.
Особой достопримечательностью военно-исторического мемориала стал легендарный дзот, который накрыл своим телом 23-летний Петр Барбашов, дав возможность своим однополчанам занять заветную высоту. Подвиг Петра Барбашова много лет назад был увековечен на территории мемориального комплекса в виде величественной скульптуры воина-автоматчика. Сегодня закрытый, полуразрушенный дзот превратился в полноценный музей. В ходе реставрационных работ пришлось существенно расширить помещение, чтобы каждый желающий мог пройти вовнутрь и окунуться в атмосферу боевой обстановки тех военных лет, доподлинно воссозданной при помощи исторических артефактов.
VI. Первичное усвоение новых знаний
Учитель: Ребята, видите, в каком необычном месте мы оказались.
Именно здесь мы разберем с вами стихотворение «В окопе». Я предлагаю вам прослушать аудиозапись стихотворения в исполнении Юрия Фидарова.
Ребята, подумайте, пожалуйста, и скажите, какие ассоциации у вас возникают со словом «ВОЙНА». Давайте составим из них кластер.
ХÆСТ
Фыдыбæстæ
лæгдзинад акъопп
зынтæ
Много ассоциаций возникает у нас с этим словом. А теперь обратимся к нашему стихотворению. Давайте посмотрим, встречаются ли они в тексте.
VII. Анализ литературного произведения
А сейчас я вам предлагаю групповую работу.
1) Первой группе необходимо найти в стихотворении строки, которые нас знакомят с героями стихотворения. Обратить внимание на то, представителями каких национальностей они были, а также с помощью флажков отметить на карте месторасположение республик, выходцами из которых они являлись.
Сау зынты бахауæг алгъуызон адæм:
Фидар уырыссаг (Россия), хъазах (Краснодарский край),
Сомихаг (Армения), лекъаг (Дагестан), Гуырдзыстонæй рафтæг (Грузия),
Хорджын украинаг (Украина), ирон (Осетия)…
2) Второй группе необходимо найти, подчеркнуть и прочитать слова, наиболее точно выражающие главную мысль стихотворения.
Акъопп нæ абон куыд иу кæны, афтæ
Никуы ма фенди ныронг.
Иу сæ нæ бауадздзæн иннæйы `рхауын,
Иумæ та – уарзон бæсты
Бавзæрстам исты æхсызгонæй, мастæй –
Не `хсæн æй байуарæм уæд.
Уарзын сæ, адджын æфсымæрты уарзтæй,
Райсин сæ сæрыл мæлæт.
3) Третья группа будет собирать пословицы, а также выделит одну, которая показывает главную мысль стихотворения.
- Райгуырæн бæстæ адджын у.
- Адæймаг адæймаджы кæддариддæр бахъæудзæн.
- Адæмæн сæ тых сæ иудзинады.
Учитель: Какие вы знаете художественные средства выразительности? Просмотрите еще раз текст и найдите их.
Эпитеты: фидар уырыссаг, хорджын украинаг,адджын æфсымæрты…
Метафоры: Сау зынты бахауæг алгъуызон адæм; акъопп нæ абон куыд иу кæны...
Сравнение: иу мады зæнæгау; уарзын сæ, адджын æфсымæрты уарзтæй; уалдзыгон хуры тынау…
Вывод: Гриш в своем стихотворении показал нам представителей различных национальностей, которых в одном окопе объединила одна задача, освободить родную землю от врага.
VIII. Закрепление новых знаний
Учитель: А сейчас я предлагаю ощутить себя солдатами в тех условиях, представителями тех национальностей, которые упоминаются в стихотворении.
Что бы вы написали в своем письме к родителям, к любимой девушке?
Уырыссаг. Мæ зæрдыл арæх æрлæууы , цы бæрз бæлас ныссагътон нæ хæдзары раз, уый. Ныр, æвæццæгæн, бæрзонд у.
Русский: «Я часто вспоминаю березу, посаженную мной возле дома. Сейчас она, наверное, высокая».
Сомихаг. Гыцци, дæ торнейы конд дзулы тæф арæх ауайы мæ былтыл.
Армянин: «Мамочка, как часто я чувствую запах испеченного тобою в торне лаваша».
Хъазах. Мæ бæхмæ мын дзæбæх кæсут… Тынг арæх æй æрымысын.
Казак: «Берегите моего коня. Как часто я его вспоминаю…»
Украинаг. Сæумæцъæхыл райхъал вæййын сармадзанты хъæрæй… Искуы-ма уасджыты зарын фехъус…
Украинец: « Спозаранку просыпаюсь я от грохота пушек. Эх, услышать бы еще утреннее пение петухов…»
Лекъаг. Мæ уарзон чызгæн лæвар, гогон, кæронмæ конд нал фæдæн.
Дагестанец: «Мой подарок любимой девушке, кувшин, я так и не закончил…»!
Гуырдзиаг. Деда, цымæ ацы уазалты нæ сæнæфсир нæ басыдис?...
Грузин: «Мама, что с нашим виноградом, не замерз он?»
Ирон. Ехх, хохмæ-ма хосгæрдæнты фæцу….( Ранымайут сæ, равдисут картæйыл цавæр республикæтæ æмæ бæстæтæй сты)
Осетин: «Эх, пойти бы еще раз на сенокос».
IX. Итог урока и рефлексия своей деятельности
Работа над стихотворением. Вставить пропущенные глаголы.
Уæхскæй-уæхскмæ ____________ судзгæ тохы,
Æндонау фидар _____ уæ ныфс,
Лæгмар знаджы фыдæлты зæххæй _____________,
Амонд æмæ уæ уарзт рæстæгмæ ___________рохы.
Хæстон быдыры__________ `нустæм: ирон, украинаг – иуыл `взонг, цыртдзæст.
Ис махæн абон уыдонæй фæдзæхст:
Зæххыл мыггагмæ макуыуал_________ хæст.
Цыдыстут, баззадысты, аззадысты, уыд, уæд, ссырдтат
Учитель: Это не простое стихотворение. Сейчас вы сами это поймете. Прочитайте слово по первым буквам по вертикали. Что у нас получится?
Уæхскæй-уæхскмæ цыдыстут судзгæ тохы,
Æндонау фидар уыд уæ ныфс,
Лæгмар знаджы фыдæлты зæххæй ссырдтат,
Амонд æмæ уæ уарзт рæстæгмæ аззадысты рохы.
Хæстон быдыры баззадысты `нустæм: ирон, украинаг – иуыл `взонг, цыртдзæст.
Ис махæн абон уыдонæй фæдзæхст:
Зæххыл мыггагмæ макуыуал уæд хæст.
УÆЛАХИЗ - ПОБЕДА
Учитель: Как называется такой вид стихотворения?
-Акростих.
-Что такое акростих?
- осмысленный текст (слово, словосочетание или предложение), сложенный из начальных букв каждой строки стихотворения.
Учитель: Сегодня мы собрались в необычном для нас месте как герои стихотворения Гриша Плиева. Это солдаты, представители разных национальностей нашей необъятной Родины: украинец, русский, дагестанец, грузин, армянин и осетин. Их единство дало им силу в Победе над фашизмом. Мы сегодня объединились здесь, чтобы доказать: единство – это сила! Мы всегда будем помнить наших героев.
Возложение цветов
Приложение 1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«НАША СЛАВА И НАША ПАМЯТЬ» Сценарий семейного конкурса, посвященного 55-летию Великой Победы
Сценарий семейного конкурса...
Презентация к уроку по произведению В Некрасова "В окопах Сталинграда" - культовое произведение о войне" .
Презентацию можно использовать в начале изучения произведения или при завершении. работы. Она содержит краткие сведения об авторе, заостряет внимание на основных проблемах, помогает понять авторскую ...
Семейный конкурс "Наша слава и наша победа"
Конкурс семейных команд ко Дню Победы...
сценарий митинга, посвящённого 70-летию Победы "День нашей Славы, день Победы!"
Школой проведён митинг в честь 70-летия Победы. Непосредственные участники -учителя и учащиеся школы. Этому митингу предшествовала большая подготовительная работа совместно с Администрацией сельского ...
конспект урока по физической географии Казахстана 8 класс "Арал-наша трагедия,Балхаш-наша печаль,Каспий-наша совесть"
Разработка урока по физической географии Казахстана 8 класс. Форма урока:пресс-конференция....
Урок-презентация: Тема войны в поэзии Гриша Плиева".
Ирон фысджыты цалдæр фæлтæры йæ Хуссарæй- Цæгатмæ нымадтой сæ монон фыдыл. Грисы уазджыты æхсæн фенæн уыдис бирæ хæрзæгъдауджын адæмы: Коцойты Арсен, Дзанайты Иван – Нигер , Дзесты Куыдзæг, Мамс...
Сценарий тематического вечера, посвященного Дню Победы «Песни нашей Победы»
Расширять знания о песнях нашей победы; закреплять представление о празднике День Победы; формировать патриотические чувства. Создание доброжелательной атмосферы вечера....