Статья "Приобщение учащихся к чтению"
статья

Шантырь Мария Ивановна

 

"Приобщение учащихся к чтению"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_priobshchenie_uchashchihsya_k_chteniyu.docx24.95 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИОБЩЕНИЕ УЧАЩИХСЯ К ЧТЕНИЮ

        Проблема приобщения детей школьного возраста к чтению литературы стоит в настоящее время особенно остро, поскольку в преддверии внедрения в российское образование нового поколения стандартов и появление новых учебников обязывает учителей — словесников активизировать свою деятельность в этом направлении.

        С целью анализа состояния и разработанности данной тематики в научной педагогической литературе постараемся провести обзор статей, которые посвящены проблеме приобщения подрастающего поколения к чтению.

Статья Ермоленко Н.И. «Приобщение школьников к чтению», опубликованная 13.01.2014 на международном образовательном портале «Азбука.kz» исследует проблему обучения учащихся на уроках литературы вдумчивому чтению с целью развития интереса к художественной литературе. Ермоленко Н.И. акцентирует внимание, что чтение как путь к совершенствованию молодого поколения всегда оставалось краеугольным камнем в деле воспитания личности. Нынешнее время требует особых усилий, прежде всего школьных учителей, в решении этой задачи. Автор статьи рассматривает процесс формирования литературного мышления учащихся на примере своего опыта работы в школе. Приводятся элементы конкретных уроков использования текстов разных видов литературы: произведений Ф. М. Достоевского, пьесы А. С. Грибоедова «Горе от ума», лирики разных поэтов. В рассматриваемой статье отмечается, что приобщение школьников к чтению — процесс длительный и сложный, под силу творческим учителям. Автор статьи дает понять, что приобщение к чтению осуществляется путем поиска методов внимательного исследования текстов художественных произведений на уроках в ходе коллективной, совместно с учителем и под его руководством, деятельности учащихся. Это приводит к появлению интереса к прочитанному, рождает желание приобщиться к чтению. В статье акцентируется внимание на роли чтения в жизни школьников, внимании к художественному слову, как через подачу материала учителем формируется устойчивый интерес к книге вообще, что благоприятно влияет на личность молодого человека.

«Творческий учитель постоянно ищет путь к сердцу, душе своего ученика, чтобы возделав почву, бросить зерно и ждать…. Прорастет ли… Учитель — словесник имеет богатый арсенал средств воздействия на чувства ребенка»[ 4]. Как действующий учитель Ермоленко Н.И. делится с читателем своим опытом по приобщению своих учеников к чтению литературы, прежде всего классической. Она использует системно-деятельностный подход, логику развития универсальных учебных действий — от мысли — к действию.

Публикация Суворовой Екатерины Павловны, заместителя директора НИИ общего образования в Вестнике Герценовского университета в № 1 за 2007 год под названием «Речевое развитие школьников и студентов как междисциплинарная проблема общего и педагогического образования» посвящена проблеме речевого развития школьников и студентов. Автор обеспокоена тем, что многие молодые люди перестают, а часто и просто не умеют формулировать свою мысль, выражать ее в слове. Неумение выразить мысль становится бичом нашего времени: неясность выражения влечет за собой и неясность мышления. Свои выводы она основывает на статистических данных Минобрнауки по исследованию овладения школьниками основными интеллектуально-речевыми умениями непосредственно связанными с познавательной деятельностью. Она показывает на примерах, что основной упор учителей в средней школе на научение учащихся писать изложение приводит к тому, что дети не учатся анализировать текст, их умение водится к простому запоминанию и затем воспроизведению текста, а это не развивает познавательный интерес у школьника. Суворова Е.П. подчеркивает, что проблема речевого развития является проблемой междисциплинарной. «Современная трактовка процесса познания связана с овладением речевой, а точнее текстовой деятельностью» [5 ]. Познание это непрерывное чередование  процессов  восприятия  и  создания  текста. Школьнику необходимо объяснить ценность знания и личностно его заинтересовать, чтобы ему стало интересно учиться, только в этом случае можно будет сказать, что он успешно овладеет ключевыми компетентностями в сфере текстовой (учебно-познавательной) деятельности.

В издании Известия РГПУ им. А.И. Герцена в № 14 2006г. опубликована статья Галактионовой Татьяны Гелиевны «Чтение школьников как социально-педагогический феномен открытого образования: проблемы исследования». В этой статье Галактионова Т.Г. исследует проблемное поле чтения школьников с позиции социально-педагогического феномена концепции открытого образования. Она констатирует тот факт, что в настоящее время сложилась особая ситуация с развитием чтения у школьников. Автор статьи подчеркивает свою позицию, что роль чтения как средства сохранения интеллектуальной культуры, преемственности знаний и фактора развития познавательных интересов у подрастающего поколения остается достаточно высокой. В своей статье Галактионова Т.Г. уточняет сущность понятия «чтение» и, в частности, «чтение школьников». В своей статье она обращает внимание читателей на тот факт, что вроде бы роль чтения в период бурного развития средств массовой коммуникации и информации должна ослабляться, однако на деле мы наблюдаем процесс видоизменения читательского спроса. Она описывает основные тенденции данных изменений: «чтение становится все более утилитарным и прагматичным; произошло сокращение доли чтения в структуре свободного времени; приоритет отдается массовому и развлекательному чтению; книга как источник информации находится в жесткой конкуренции с электронными носителями; чтение превращается в элитарное занятие» [3]. Основываясь на положениях философии чтения, выдвинутых Н. С. Плотниковым, она понимает под термином чтение - социокультурный феномен человеческого бытия восприятия. Человек, находясь в постоянном диалоге с природой, другими людьми, с самим собой учиться «читать» другое как текст. Степень гармоничности этого диалогового чтения фиксирует уровень культуры чтения и читателя. Только углубленное чтение в диалоге с самим собой дает истинную саморефлексию. Этот тип чтения считается самым сложным. На основе проведенных исследований «читающих и не читающих людей» делается вывод, что чтение формирует качества наиболее развитого и социально ценного человека. В отличие от восприятия таких видов культуры, как телевидение, видео и т. п., чтение — всегда труд, интенсивный, доставляющий удовольствие, но труд. В своей  статье автор приводит мнения Лихачева, Тугова, Рубакина и др. о необходимости развития культуры чтения как элемента стабильности традиционной культуры в преемственности поколений. Особенно интересным в ее статье на наш взгляд идея, что развитие навыков чтения является важнейшим условием выживания и успешной ориентации в информационном пространстве. Она затрагивает тему становления «библиотерапии» - формы психотерапии, которая построена на использовании специально подобранных книг, которые позволяют оказывать существенное воздействие на эмоциональное состояние

человека. Грамотный перенос этого способа в педагогическую практику помогает ребенку справиться со своей проблемой не просто за счет узнавания в тексте своей травмирующей ситуации и типа эмоционального реагирования на нее, но и помогает юному читателю самому формировать активную жизненную позицию.

В 2008 году, в Известиях РГПУ им. А.И. Герцена в №59 Галактионова Т.Г. публикует статью «Технологический инструментарий социально-педагогического взаимодействия в приобщении к чтению современных школьников». В этой статье она последовательно рассматривает организационные формы взаимодействия школьников и взрослых в процессе приобщения к чтению. Ею выделены следующие формы: личностно ориентированное педагогическое сопровождение читателя-школьника, целевые надпредметные программы, сетевое взаимодействие образовательных организаций, социокультурное партнерство в проектной деятельности. Оптимальным решением проблемы приобщения школьника к чтению, по Галактионовой Т.Г., является выстраивание грамотного социально – педагогического взаимодействия с учетом «встречных потоков» на основе диалога. Названы организационные механизмы – поиск «единомышленников», уточнение принципиальных позиций, анализ уже существующего опыта у субъектов взаимодействия, создание благоприятных условий и анализ эффективности показателей, как качественных, так и количественных. В статье детально рассмотрены технология всех вышеназванных форм приобщения школьника к чтению, с точки зрения развития его познавательных способностей и потребностей.

В диссертационном исследовании Виноградовой Ольги Валерьевны «Педагогические условия повышения эффективности чтения подростками литературы фэнтези» проблема приобщения школьников к чтению рассмотрена с точки зрения влияния литературы фэнтази на познавательный интерес детей школьного возраста. Автор рассматривает литературу фэнтази, прежде всего как средство воспитания подростков. В диссертационном исследовании подробно описано эстетико-воспитательное своеобразие данной литературы, оценены возможности этой литературы в плане воспитания. С точки зрения деятельностного подхода представлен педагогический аспект формирования личности подростка-читателя. Виноградовой О.В. проведено исследование мотивов предрасположенности детей к чтению литературы фэнтази, рассматривает различные жанры и стили фэнтази с точки зрения увлеченности ею подростковой частью читателей. Фэнтези — своеобразное сращение сказки, фантастики, приключенческого романа. Несмотря на популярность данного литературного жанра (занимает третье место по объему изданий  популярности после «дамских романов» и детективов) практически это диссертационное исследование является единственным, которое посвящено восприятию фэнтези подростками и влиянию, оказываемому этими произведениями на их духовное становление. «Фэнтези восхищает, увлекает, заражает своим настроением - и поэтому она, как настоящее искусство, педагогически ценна»[1]. Далее Виноградова основательно дает ответы, почему подростки читают литературу в жанре фэнтази. Целью своей работы она называет раскрытие педагогическую значимость литературы фэнтези, описание возрастных предпосылок увлечения современных подростков данной литературой, обоснование актуальных условий педагогического руководства чтением. И она успешно справляется с этими целями.

Список литературы

  1. Виноградова Ольга Валерьевна «Педагогические условия повышения эффективности чтения подростками литературы фэнтези» // О.В. Виноградова. автореф. к.пед.н. М.. 2002 -
  2. Галактионова Татьяна Гелиевна «Технологический инструментарий социально-педагогического взаимодействия в приобщении к чтению современных школьников» // Известия РГПУ им. А.И. Герцена . 2008. №59.
  3. Галактионова Татьяна Гелиевна «Чтение школьников как социально-педагогический феномен открытого образования: проблемы исследования» // Известия РГПУ им. А.И. Герцена . 2006. №14.
  4. Ермоленко Наталья Ивановна Приобщение школьников к чтению  // Международный образовательный портал «Азбука.kz». 2014.
  5. Суворова Екатерина Павловна Речевое развитие школьников и студентов как междисциплинарная проблема общего и педагогического образования // Вестник Герценовского университета . 2007. №1.



        Выбор – это действие, предоставленное человеку, которое определяет дальнейший склад ситуации. В качестве аргумента приведу два примера.
       Обратимся к фрагменту из текста Гридина А.В. При данном обстоятельстве главному герою пришлось выбирать. Он мог вернуть девушке потерянный телефон и спокойно жить дальше, но он забрал его себе. Из-за этого его моральное состояние изменилось в худшую сторону. Теперь его мучает совесть. Его выбор привёл его к таким последствиям.
       Ещё одна ситуация, взятая из жизни, связана с моим младшим братом, которому нужно было сделать домашнее задание, но его позвали гулять. Отказавшись от прогулки, он сел за уроки. На следующий день те, кто пошёл на улицу, получили двойки, а мой брат – пятёрку. Ему не пришлось отбывать наказание.
        Выбирая между какими-то действиями, нужно быть готовым к последствиям, которые могут быть как плохими, так и хорошими.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация эффектиной работы по обучению учащихся оптимальному чтению

Представлен опыт работы учителя по формированию оптимального чтения учащихся начальной школы...

Памятка в помощь учащимся . Правила чтения на немецком языке.

Данный материал разработан мною для лучшего запоминания правил чтения буквосочетаний и гласных с умлаут в немецком. Предназначен для учащихся и родителей. Из отдельных листов (здесь всё дано в натурал...

Потенциал интегрированных проектов в повышении интереса учащихся к чтению

В статье, написанной в соавторстве с заместителем директора по УВР МБОУ СОШ № 35 Двуреченской Н. В., рассказывается о возможностях интегрированных проектов, реализуемых в ОУ Нижегородского района г. Н...

Викторина как прием активации мышления учащихся при чтении художественных произведений. (Методическая разработка).

В данной разработке представлены вопросы для изучения трех произведений: Михаил Мришвина "Кладовая солца", Гончарова "Обломов",  Михаила Шолохова "Обломов".  Викторина может быть исполь...

Викторина как прием активации мышления учащихся при чтении художественных произведений. (Методическая разработка).

В данной разработке представлены вопросы для изучения трех произведений: Михаил Мришвина "Кладовая солца", Гончарова "Обломов",  Михаила Шолохова "Обломов".  Викторина может быть исполь...

Роль педагога в развитии интереса учащихся к чтению.

Рассмотрен вопрос по привлечению детей к чтению через творческую деятельность...