Потенциал интегрированных проектов в повышении интереса учащихся к чтению
статья по литературе по теме
В статье, написанной в соавторстве с заместителем директора по УВР МБОУ СОШ № 35 Двуреченской Н. В., рассказывается о возможностях интегрированных проектов, реализуемых в ОУ Нижегородского района г. Нижнего Новгорода, для повышения интереса к чтению у учащихся средних и старших классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
potentsial_inegrirovannykh_proektovmicrosoft_office_word.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Воротникова Ольга Григорьевна, Двуреченская Наталья Викторовна
Город Нижний Новгород, РМС Нижегородского района
Потенциал интегрированных проектов в повышении интереса учащихся к чтению
Никогда никакими силами вы не заставите читателя познать мир через скуку. Читать должно быть интересно.
А. Н. Толстой.
Основными тенденциями последних лет можно назвать утрату роли чтения в обществе, падение престижа образования и знаний, ориентацию на некнижные формы культуры. Чтение в наши дни больше ориентируется на удовлетворение информационно-прагматических потребностей, а не общекультурных, эстетических, эмоциональных.
Вместе с тем чтение остается важнейшим инструментом образования, социализации и развития личности. Чтение формирует качества развитого и социально ценного человека. Человека, умеющего охватить целое, адекватно оценить ситуацию, быстро принять правильное решение, иметь больший объем памяти, лучше владеть речью, точнее формулировать мысли, свободнее писать и т. д.
В ОУ нашего района проблема ребенка, не любящего читать, не умеющего получать радость от общения с книгой, также стоит очень остро. Для решения проблемы учителя нескольких школ разработали проекты, построенные на интеграции различных школьных дисциплин и в то же время нацеленные на повышение интереса учащихся к чтению.
Сейчас метод проектной деятельности приобрел широкую популярность в России. Неслучайно в базисный учебный план внесена новая строчка о проектной деятельности, а в перечень параметров нового качества образования – способность проектировать. Данный метод развивает познавательные интересы читателей-учащихся, способствует умению самостоятельно конструировать знания при работе с книгой, журналом, ориентироваться в информационном пространстве, развивать мышление и творческие умения читателей. Позволяет синтезировать усилия педагогического коллектива на основе принципов личностно ориентированного подхода, гуманистической педагогики, которые заявлены в качестве приоритетных во всех нормативных документах.
Проект - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, создание разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность.
Проект ориентирован на самостоятельную деятельность читателей – индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени, имеет широкое общедидактическое значение, и применим как к библиотеке, так и ко всем предметам гуманитарного цикла.
Такая работа реализуется уже несколько лет в МБОУ СОШ №7 Нижегородского района Нижнего Новгорода. В ходе реализации авторской программы «Человек и природа» учителем литературы Воротниковой О. Г. и учителем биологии МОУ СОШ №7 Нижегородского района Нижнего Новгорода Себельдиной Н. Н. было создано несколько проектов : «Психологизм Достоевского», « Русская природа в искусстве ХIХ – ХХ веков», «Умному дай голову» (по повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»).
Последний был реализован в 2010-2011 учебном году с учениками 9-х классов МОУ СОШ № 7 Нижнего Новгорода. Начиная работу над проектом, формулируется учащимся основополагающий вопрос: «Совпадает ли позиция М.А. Булгакова с выводами профессора Преображенского?». Направляющий вопрос проекта, – «Какие вопросы волновали автора повести в процессе ее создания?». Все ученики – участники проекта делятся на 4 группы («биологи», «историки», «медики», « литераторы»), каждая из которых получает свои учебные вопросы. Например, «медики» должны были ответить, могут ли операции по пересадке превратить животного в человека, и какова история научных опытов по омоложению и по пересадке органов. «Биологи» искали материалы о прототипах Преображенского и раскрывали роль эндокринной системы. «Историки» давали характеристику эпохи, описанной в повести, и искали ее черты в произведении. «Литераторы» получили задание по анализу содержания повести.
На заключительном этапе проекта работа всех групп обсуждалась и оценивалась и учащимися, и учителями, координирующими их работу. В данном случае «соединение» литературы и биологии дало замечательный результат.
Эпиграфом к разговору мы предложили слова М. Волошина о преображении России: «Они хотят создать ей новую душу хирургическим путем».
В ходе работы ученики определили разницу между сатирой и сатирической фантастикой, вспомнили характерные черты жанра «памфлет», т.е. пользовались литературоведческой терминологией. Разговор о повести привел ребят к интересным выводам. Во-первых, Булгаков специально меняет несколько раз повествователя. Во-вторых, в П.П. Шарикове есть черты и Шарика, и Клима Чугункина. В-третьих, и Преображенским, и Швондером движет одно и то же стремление – переделать мир, один несет в себе культуру, другой – антикультуру. Повесть проводит интересные параллели: когда Пролетарий стал хозяином жизни, в Москве наступила разруха. Когда Шарик стал Шариковым, в доме профессора наступила разруха.
Все группы участников проекта продуктивно проработали свои вопросы и задания. Оказалось, например, что в качестве прототипов профессора Преображенского можно назвать несколько имен. Задумались ребята и над говорящими фамилиями и именами повести.
Работа над проектом привела его участников к следующему выводу: нарушение законов – как природных, так и нравственных (умышленное или нет – все равно!) – может привести человечество к катастрофе.
Продуктом проекта стали письма, которые девятиклассники написали автору повести, сформулировав свое отношение к его творению.
Мы считаем, что такая работа имеет огромное значение в развитии интереса детей к чтению. Учащиеся по-новому смотрят на произведения литературы, которые становятся им понятнее, ближе. Не ощущается оторванность от реальной жизни, истории и т.д. Ребята в ходе выполнения задании учатся определять проблему, ставить перед собой цели, планировать свою деятельность. Они проходят через рефлексию, самоанализ. Работают над презентациями и самопрезентациями, ищут информацию, учатся практически применять академические знания, обучаются исследовательской и творческой деятельности.
Интересный проект реализуется в МБОУ СОШ № 35 Нижегородского района Нижнего Новгорода. Он называется «По литературным местам Нижнего Новгорода». В нем важен не только и не столько результат, сколько сам процесс, потому что школьники учатся работать с информацией: как ее найти, архивировать (сократить), систематизировать, хранить и т.д.. Узнают много интересного из истории города. А для этого им необходимо работать с книгой.
Конечно, узнавая все больше и больше о литературной истории Нижнего Новгорода, ребята испытывают гордость за свой город, в котором жили и творили люди, чьи имена вошли в сокровищницу мировой литературы.
Техническое исполнение конечного результата данного проекта – сайт «Литературный Нижний». Уже готова интерактивная карта города, на которую ребята нанесли места, связанные с именами писателей. При нажатии на точку открывается окно, в котором содержится текстово–иллюстративный материал об этом литературно – историческом памятнике.
Проект позволяет взять под ненавязчивый педагогический контроль, поставить на образовательные рельсы, но не с тем, чтобы задавить, а чтобы пустить в правильном направлении «общение» детей с Интернетом, который наряду с позитивными факторами оказывает порой и дурное влияние. Таким образом в ходе проекта реализуется связь литературы, истории, информатики.
Важно отметить, что меняется в ходе работы над проектом и деятельность учителя. Он становится одновременно и руководителем, и коллегой по работе, и экспертом, и вдохновителем. Работа над учебным проектом помогает выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс из скучной «принудиловки» в результативную созидательную творческую работу, подтверждая слова В. Сухомлинского: « То, что ребенку необходимо запомнить и чему научиться, прежде всего должно быть для него интересным».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
История математического образования в России, как средство повышения интереса учащихся средней школы к предмету «Математика»
История математического образования в России, как средство повышения интереса учащихся средней школы к предмету «Математика»Большинство так называемых культурных людей, не связанных с математикой по р...
"Организация внеклассной деятельности для повышения интереса учащихся к естественным наукам"
В 2010-2011 учебном году методическое объединение естественно-научного цикла работало над организацией условий повышения интереса учащихся к естественным наукам....
Внеклассная работа по химии как средство повышения интереса учащихся к предмету
Внеклассные занятия по химии, наряду с уроками,- одна из главных форм организации учебно-воспитательного процесса в школе. Не секрет, что ученики на уроках устают от “сухого” преподавания весьма объем...
Исследовательский методический проект "Повышение интереса учащихся к предмету через использование игровых технологий на уроках русского языка в 5 классе"
Исследовательский методический проект Повышение интереса учащихся к предмету через использование игровых технологий на уроках русского языка в 5 классе....
Описание инновационного проекта "Современные образовательные технологии как способ повышения интереса учащихся к изучению французского языка"
Описание инновационного проекта "Современные образовательные технологии как способ повышения интереса учащихся к изучению французского языка"...
Потенциал шефства, как способ развития интереса учащихся к исследовательской деятельности.
На сегодняшний день проектной и исследовательской деятельности уделяется очень большое внимание. В том числе и в общем образовании. В школе дети делают проекты, проводят какие-то исследования. Но допо...
Повышение качества образования по учебному предмету «Информатика» путем повышения интереса учащихся к изучению предмета.
Интерес является единственным мотивом, который поддерживает повседневную работу нормальным образом, он необходим для творчества, ни один навык не формируется без устойчивого познавательного интереса. ...