Внеклассная работа по русскому языку и литературе
материал (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Внеурочная система деятельности по моим предметам направлена на повышение учебной мотивации, воспитанию любви к родному языку и литературе, повышению качества обученности, развитие познавательного интереса и исследовательской деятельности и способностей обучающихся. Во внеурочной деятельности создаются дополнительные возможности для успешности обучающихся в урочной деятельности по русскому языку и литературе. Формы внеурочной деятельности по данным предметам выстраиваются в соответствии с возрастными и психологическими особенностями детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Русский язык в России и за ее пределами»
День памяти первоучителей славянских народов – святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия
История праздника 1986 г. – возрождение праздника 1991 г. – утвержден как государственный праздник Каждый год какой-нибудь город России становится хозяином праздника Во всех городах проводятся фестивали, концерты
Для меня русский язык - это…
Для меня русский язык – это мой родной язык, на котором я говорю, думаю, читаю любимые книги, с помощью которого я мечтаю, нахожу взаимопонимание с близкими, выражаю свое мнение и постигаю мир .
О жизни Кирилла и Мефодия Кирилл ( род. в 827 г. , до принятия монашества – Константин) и Мефодий ( род. в 815 г., мирское имя неизвестно) родились в семье византийского военачальника из г. Фессалоники ( Греция)
Св. Мефодий Св. Мефодий – высокопоставленный воин, правивший около 10 лет одним из славянских княжеств, подчиненных Византии, что дало ему возможность научиться славянскому языку
Св. Кирилл Св. Кирилл с малых лет отличался умственными способностями. Обучаясь в солунской школе и еще не достигнув пятнадцати лет, он уже читал книги глубокомысленнейшего из Отцов Церкви – Григория Богослова ( IV в.)
О жизни Кирилла и Мефодия В 861 году император вызвал святых Константина и Мефодия из монастыря и отправил их к хазарам для евангельской проповеди
О жизни Кирилла и Мефодия В 863 году посольство правителя Великоморавской державы (Чехия, Словакия, Богемия, часть Австрии и Венгрии) князя Ростислава просило у императора Михаила прислать учителей для проповеди в недавно принявшей христианство стране
С помощью брата Мефодия Кирилл за 6 месяцев составил славянскую азбуку (т.н. глаголицу) и перевел на славянский язык книги, без которых не могло совершаться Богослужение: Евангелие Апракос, Апостол, Псалтирь и избранные службы О жизни Кирилла и Мефодия …пойду с радостью, если у них есть буквы для их языка… Учить без азбуки и без книг все равно, что писать беседу на воде. Св.Кирилл
«Мы тянули с тобой, брат, одну борозду, как супруг волов, и вот, я падаю на гряде, кончаю жизнь свою. Я знаю, ты очень любишь свой родной Олимп. Смотри же, не покидай даже ради него наше служение…» 14 февраля 869 в возрасте 42 лет Кирилл умирает в Риме
Благодаря деятельности св. Мефодия, и чехи, и поляки вступили в военный союз с Моравией, противостоящей влиянию немцев. Мефодий предсказал день своей смерти и скончался 6 апреля 885 г. После смерти брата Мефодий продолжает евангельскую проповедь среди славян «Я не молчал из страха и всегда бодрствовал на страже»
К лику святых равноапостольные Кирилл и Мефодий причислены в древности В Русской Православной Церкви память святых равноапостольных просветителей славян чествуется с XI века Память каждого из св. братьев отмечается в дни их кончины: Св . равноап . Кирилл – 14 февр.(по ст. ст.)/27 февр. (по нов. ст.). Св . равноап . Мефодий – 6 апреля/19 апреля. Общая церковная память отмечается 11 мая/24 мая
Истоки русской письменности АЗБУКА: АЗ + БУКИ греческие буквы: Aa Bb Gg Dd Ee Kk Ll Mm АЛФАВИТ: АЛЬФА + ВИТА славянские буквы: Аа Вв Гг Дд Ее Кк Лл Мм
Славянские азбуки: кириллица и глаголица Глаголица Кирилл и Мефодий "переложили" звуки славянского языка на пергамент с помощью той глаголицы. Начертания букв не сохранились Кириллица В 893 г. появилась кириллица, которая со временем вытеснила глаголицу во всех славянских странах Русский алфавит Церковно-славянский алфавит
Кириллическое письмо Образцом для написания букв кириллицы послужили знаки греческого уставного алфавита Устав - это такое письмо, когда буквы пишутся прямо на одинаковом расстоянии друг от друга, без наклона - они как бы "уставлены"
Кириллическое письмо С середины XIV столетия получил распространение полуустав , который был менее красив, чем устав зато позволял писать быстрее Появился наклон в буквах, их геометричность не так заметна; перестало выдерживаться соотношение толстых и тонких линий; текст уже делился на слова
Кириллическое письмо В XV веке полуустав уступает место скорописи Рукописи написанные "скорым обычаем", отличает связное написание соседних букв, размашистость письма. В скорописи каждая буква имела множество вариантов написания. С развитием скорости появляются признаки индивидуального почерка
Кириллическое письмо Древнейшая книга на Руси, написанная кириллицей, - Остромирово Евангелие - 1057 года Во времена Петра Великого были внесены изменения в начертания некоторых букв, а 11 букв были исключены из алфавита. Новый алфавит стал беднее по содержанию, но проще и более приспособлен к печатанию различных гражданских деловых бумаг. Он так и получил название " гражданский ". В 1918 году была проведена новая реформа алфавита, и кириллица потеряла еще четыре буквы: ять, и(I), ижицу, фиту.
Что нового вы можете сказать о месте и роли русского языка в современном мире? Что заставило встревожиться, а что – возгордиться вас как носителей этого языка ? Какие выводы, важные для себя, вы сделали о родном языке ?
Вставай, народ, вздохни всей грудью, Заре навстречу поспеши. И Азбукой, тебе подаренной, Судьбу грядущую пиши. Надежда, вера греет души. Наш путь тернистый – путь вперёд! Лишь тот народ не погибает, Где дух Отечества живёт. Пройдя под солнцем просвещенья Из давней славной старины, Мы и сейчас, славяне-братья, Первоучителям верны! К апостолам высокославным Любовь святая глубока. Дела Мефодия – Кирилла В славянстве будут жить века!
Возрождение славянского праздника
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка,
посвященный Дню славянской письменности и культуры,
в 11 классе.
Тема: «Русский язык в России и за ее пределами»
Цель урока:
Прививать детям любовь к родному слову, родному языку, отечественной истории.
Задача урока:
Ознакомить учащихся с истоками создания славянской азбуки и ее создателями, определение места и роли русского языка в мире.
Оборудование:Компьютер, презентация
Деятельность учителя | Деятельность учеников (варианты ответов) |
1. Организационные моменты. Сообщение темы. 24 мая - День памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, создателей славянской письменности. Россия традиционно отмечает День славянской письменности и культуры. Этот праздник после многих десятилетий забвения был возрожден в нашей стране в 1986 году, а в 1991 году ему был придан статус государственного. Сегодня мы поговорим о современном состоянии русского языка и о его месте в мире. (Презентация «Русский язык в России и за ее пределами»). 2. Задание. Запишите начало фразы и сочините ее продолжение: «Для меня русский язык – это…» Сделайте так, чтобы получилось сложноподчиненное предложение, часть которого осложнена однородными членами. Объясните постановку тире в предложении. 3. Упражнение . 1.Прочитайте стихотворение вслух. Как можно назвать переживание, интонацию, живущие в стихотворении? Как вам кажется, как бы продолжил предложение о русском языке автор этого стихотворения? Слово учителя о И.А.Бунине (крупнейший писатель ХХ века, нобелевский лауреат, эмигрировавший в 1920 году в возрасте 50 лет во Францию, писал там только о России, которую увез с собой в сердце, и только на русском языке, хотя более 30 лет прожил на чужбине и прекрасно владел французским языком) И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
Это стихотворение, написанное им в 1918 году на юге России, куда он вынужден был «отступить» с белой армией, - прощание с родиной. Давайте посмотрим, какие возможности предоставил родной язык поэту для выражения сложной гаммы чувств? Определите стиль речи этого текста. 2. Обратимся к тексту другого стиля. Cвятые Кирилл и Мефодий Братья Кирилл и Мефодий выросли в знатной семье, жившей в греческом городе Солуни. Мефодий был старшим из семи братьев, Константин – самым младшим. Мефодий был в военном звании и являлся правителем в одном из подчиненных Византийской империи славянских княжеств, болгарском, что дало ему возможность научиться славянскому языку. Будущие славянские просветители получили прекрасное воспитание и образование. Константин с младенчества обнаружил необычайные умственные дарования. Обучаясь в солунской школе и еще не достигнув пятнадцати лет, он уже читал книги глубокомысленнейшего из отцов Церкви IV века – Григория Богослова. Слух о даровитости Константина достиг Константинополя, и тогда он был взят ко двору, где учился вместе с сыном императора у лучших учителей столицы Византии. У знаменитого ученого Фотия, будущего Константинопольского патриарха, Константин изучал античную литературу. Константин учился у лучших учителей Константинополя и в совершенстве постиг все науки своего времени и многие языки, получив за свой ум и выдающиеся познания прозвание Философ. Постигал он также философию, риторику, математику, астрономию и музыку. Константина ожидала блестящая карьера при императорском дворе, богатство и женитьба на знатной красивой девушке. Но он предпочел удалиться в монастырь на гору Олимп к Мефодию, брату своему, – рассказывает его жизнеописание, чтобы беспрестанно творить молитву и заниматься благочестивыми размышлениями. Однако не удавалось Константину подолгу проводить время в уединении. Как лучшего проповедника веры, защитника Православия его часто посылали в соседние страны для участия в диспутах. Поездки эти были весьма успешными для Константина. Однажды, путешествуя к хазарам, он посетил Крым Вся жизнь Константина была наполнена частыми трудными, тяжкими испытаниями и напряженной работой. Это подорвало его силы, и в 42 года он сильно заболел. Незадолго перед кончиной он принял монашество с именем Кирилл и тихо скончался в 869 году. Случилось это в Риме, когда братья в очередной раз приехали искать у папы Римского поддержки в главном своем деле – распространении славянской письменности. Перед смертью Кирилл говорил брату: “Мы с тобою, как два вола, вели одну борозду. Я изнемог, но ты не подумай оставить труды учительства и снова удалиться на свою гору”. Мефодий пережил брата на 16 лет. Терпя лишения и поношения, он продолжал великое дело – перевод на славянский язык Священных книг, проповедь православной веры, крещение славянского народа. Преемником себе он оставил лучшего из своих учеников, архиепископа Горазда, и около двухсот обученных им священников – славян. О начале славянской письменности узнаем мы из главной русской летописи – “Повести временных лет”. Там говорится о том, как однажды славянские князья Ростислав, Святополк и Коцел отправили к византийскому царю Михаилу послов со словами: “Земля наша крещена, но нет у нас учителя, который бы наставил, и поучил нас, и объяснил святые книги. Ведь не знаем мы ни греческого языка, ни латинского; одни учат нас так, а другие иначе, от этого не знаем мы ни начертания букв, ни их значения. И пошлите нам учителей, которые бы могли нам рассказать о книжных словах и о смысле их”. Тогда вызвал царь Михаил двух ученых братьев – Константина и Мефодия, и “уговорил их царь и послал их в славянскую землю... Когда же братья эти пришли, начали они составлять славянскую азбуку и перевели Апостол и Евангелие”. Совершилось это в 863 году. Отсюда и ведет свое начало славянская письменность. “И рады были славяне, что услышали о величии Божием на своем языке”. Затем братья перевели Псалтирь, Октоих и другие церковные книги. С принятием христианства на Русь пришла и славянская азбука. И в Киеве, и в Новгороде, и в других городах стали создавать школы для обучения славянской грамоте. Явились в Русской земле учителя из Болгарии – продолжатели дела Кирилла и Мефодия. Новый алфавит получил название «кириллица» по монашескому имени Константина. Славянская азбука была составлена на основе греческой, существенно изменив ее, чтобы передать славянскую звуковую систему. Были созданы две азбуки – глаголица и кириллица. Изначально существовало твердое убеждение, что только три языка являются достойными для богослужения и написания церковных книг (древнееврейский, греческий и латинский). Папа римский после представления братьями нового алфавита утвердил богослужение на славянском языке, а переведенные братьями книги приказал положить в римских церквах и совершать литургию на славянском языке. 4. Упражнение 270 стр 147 Прочитайте текст. К какому стилю речи он относится?
Выполните задания из упражнения. 5.Работа с исходным авторским текстом (Приложение) Чтение исходного текста. Смысловой анализ работы ученика. (Работа в парах.) Итоги урока. Что нового вы можете сказать о месте и роли русского языка в современном мире? Что заставило встревожиться, а что – возгордиться вас как носителей этого языка? Какие выводы, важные для себя, вы сделали о родном языке? | Пишут предложения в тетрадях. Получается, например, так: «Для меня русский язык – это мой родной язык, на котором я говорю, думаю, читаю любимые книги, с помощью которого я мечтаю, нахожу взаимопонимание с близкими, выражаю свое мнение и постигаю мир». Или: «Для меня русский язык – это тот язык, на котором я говорю в школе, читаю учебники, который становится для меня вторым родным языком и который дарит мне новых друзей». Читают 1-2 человека вслух. Восторг, смешанный со щемящей, невыразимой, ностальгической грустью. Русский язык, как и русское поле – это родина, единственный источник счастья в жизни земной. Ряд однородных членов и многосоюзие в первом предложении задают интонацию перечисления «примет» родной земли. Это назывное предложение обрывается многоточием – ведь невозможно найти слова, которое бы выразили восторг лирического героя. Лексический повтор «трава, колосья» говорит о том, что эти понятия превращаются в символы родины для лирического героя. Эпитетами «сладостные», «милосердные» в конце стихотворения поэт как бы проговаривается о тех чувствах, которые связаны для него с понятием «родина». Это художественный стиль, т.к. создание образа лирического героя и выражение его переживаний – цель автора. Это научный стиль, т.к. цель автора - объективное определение места и роли русского языка в мире. Употреблено много терминов. Читают, выполняют задания 1 – 4. Пишут, читают соседу по парте. Читают, смотрят, пишут. Вслух читают то, что получилось. Записывают друг за другом те аргументы в пользу необходимости изучения русского языка, которые считают убедительными. Высказываются. Получается, например, так (Приложение.) Большую роль играет русский язык как язык межнационального общения. Русский алфавит лег в основу письменности многих младописьменных языков, а русский язык стал вторым родным языком нерусского населения Российской Федерации. Происходящий в жизни процесс добровольного изучения, наряду с родным языком, русского языка имеет положительное значение, так как это содействует взаимному обмену опытом и приобщению каждой нации и народности к культурным достижениям всех других народов и к мировой культуре. Происходит постоянный процесс взаимообогащения русского языка и языков народов Российской Федерации. |
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Что нового вы можете сказать о месте и роли русского языка в современном мире?
Большую роль играет русский язык как язык межнационального общения. Русский алфавит лег в основу письменности многих младописьменных языков, а русский язык стал вторым родным языком нерусского населения Российской Федерации. Происходящий в жизни процесс добровольного изучения, наряду с родным языком, русского языка имеет положительное значение, так как это содействует взаимному обмену опытом и приобщению каждой нации и народности к культурным достижениям всех других народов и к мировой культуре. Происходит постоянный процесс взаимообогащения русского языка и языков народов Российской Федерации.
Язык относится к тем общественным явлениям, которые действуют на всем протяжении существования человеческого общества. Язык служит прежде всего средством общения людей. Язык служит также и средством формирования и выражения мыслей и чувств, поскольку он неразрывно связан с мышлением, сознанием человека.
Русский язык является государственным языком на территории Российской Федерации. Это означает, что на нем не только говорят в быту, на работе, но он также является официальным языком государства, языком науки и культуры.
На территории Российской Федерации немало автономных образований, и у каждого коренного народа, населяющего эти автономии, есть наряду с русским свой государственный язык.
Русский язык выполняет, помимо других, функцию межнационального общения, без которой невозможны были бы необходимые в быту и на работе связи людей различных национальностей, проживающих в одном регионе.
Работа с исходным авторским текстом
Предварительный просмотр:
БЕСЕДА
Подготовила учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Хожаева Л.Н.
Словари - наши добрые помощники
Только люди обладают даром речи. С помощью слова люди общаются друг с другом. С помощью слова человек описывает природу, мир, самого себя. Владимир Даль, составитель знаменитого словаря, писал: "Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни. Словом называют слово, беседу, разговор, речь, пароль, обещание, ругательство, букву, письменный знак, остроту, шутку”.
Народ издавна отметил разницу между словом и делом: "На словах и так и сяк, а на деле - никак”, "Кто словом скор, тот в деле не спор”, "От слова до дела не близко”. Александр Трифонович Твардовский в стихотворении "Слово о словах” пишет об ответственности человека за свои слова:
Да, есть слова, что жгут, как пламя,
Что светят вдаль и вглубь - до дна.
Но их подмена словесами
Измене может быть равна.
Поэт мечтает о таком времени,
Чтоб ограничить трату слов,
Чтоб сердце кровью их питало;
Чтоб разум их живой смыкал;
Чтоб не транжирить как попало...
А великий Лев Николаевич Толстой когда - то писал: "Слово - дело великое. Великое потому, что словом можно служить вражде и ненависти”.
Так сколько же слов в русском языке? Обратимся к словарям русского языка. В однотомном "Толковом словаре” С. И. Ожегова около 57 тысяч слов. В четырехтомном словаре под редакцией Д. Н. Ушакова более 85 тысяч слов. Этот словарь отразил все лучшее, что накопила русская лексикология за все свое существование. Почти вплоть до середины XX века этот словарь оставался незаменимым пособием для учителей, лингвистов и всех любителей русского языка. На смену этому словарю пришли два новых академических словаря: 17 - томный ( более 120 тысяч слов) и четырехтомный. Заглянув в словарь и найдя нужное слово, мы узнаем, что оно обозначает, как пишется, где находится ударение, как оно изменяется. Анатоль Франс, известный французский писатель, сказал о словарях: "Словарь - это вся вселенная в алфавитном порядке.. .Все эти собранные слова - дело плоти, крови и души родины и человечества”.
Попытку собрать все слова русского языка предпринял Владимир Иванович Даль. В его "Толковом словаре живого великорусского языка” более 200 тысяч слов. Над своим словарем Даль работал 47 лет! По образованию Даль был хирургом. Он был также известным писателем ( под псевдонимом Казак Луганский ), имел способности к технике. Но главным трудом всей его жизни стало составление словаря. Это научный подвиг ученого. Когда Владимир Иванович готовил свой труд к печати, работать ему приходилось очень много, иногда до обмороков. В. Даль был одновременно и автором словаря, и редактором, и корректором. Ученый-языковед сумел раскрыть неисчерпаемое словарное богатство русского языка.
Какие есть еще словари?
"Орфографический словарь русского языка” под редакцией С Г Бархударова, С. И. Ожегова и А. Б. Шапиро (104 тысячи слов).
"Словарь ударений” ( для работников радио и телевидения ) под редакцией Д. Э. Розенталя. "Русское литературное произношение и ударение” под редакцией Р. И Аванесова и С. И. Ожегова.
"Фразеологический словарь русского языка” под редакцией А. И. Молоткова (4000 выражений).
"Словарь синонимов русского языка” под редакцией З.Е. Александравой.
"Словарь русских личных имен” под редакцией Н. А. Петровского.
"Словарь иностранных слов” под редакцией И. В. Лехина, С. М. Локшиной, Ф. Н. Петрова и Л. С. Шаумяна (23 тысячи слов иноязычного происхождения).
Есть и другие языковые словари.
В жизни часто приходится обращаться к энциклопедиям, различным справочникам: "Энциклопедический словарь” (86 томов) "Большая энциклопедия” (20 томов).
ЗАДАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
- Какие словари есть в вашей библиотеке? Кто их авторы?
О чем можно узнать с помощью этих словарей?
- Каким словарем необходимо пользоваться, чтобы узнать значение и происхождение словосочетаний: между двух огней', хлопать глазами. Ответьте, в каких случаях вы обращаетесь к орфографическому словарю.
- Пользуясь школьным словообразовательным словарем, объясните, как образовались данные слова: пчела, игрушка, жалеть, молниеносный.
- Что означают слова? Авеню, аршин, кольраби, ротационный, омшаник.
Обращайтесь к школьным словарям и справочникам постоянно. Помощь, которую они вам окажут, вы, несомненно, оцените, а школьная дружба со словарями сохранится у вас на всю жизнь.
БЕСЕДА
Подготовила учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Хожаева Л.Н.
Ты и твое имя
Имя человеку дается один раз. Оно становится своеобразным удостоверением личности человека, его личным именем. Все личные имена некогда были именами нарицательными. У русского народа и других народов в древности существовал обычай: при рождении ребенка присваивать ему в качестве имени названия различных предметов, явлений, признаков. Отсюда такие древнерусские имена, как Добрыня, Дружина, Калина. До принятия христианства у русских были имена, которые называли человека по внутреннему или внешнему признаку (Большой, Рябой, Косой, Буян, Мал, Ждан, Молчан, Кудряш, Нелюб), отражали порядок появления новых членов семьи (Первой, Первуша, Второй, Третьяк, Малюта, Меньшик, Поздей). Имена отражали социальное и экономическое положение (Холоп, Бобыль, Селянин, Гольтепа), место происхождения (Несвой, Инозем, Ненаш, Казанец, Серпуховитин), церковные отношения (Богомаз, Грех, Богомол, Игумен, Келарь). Иногда и клички (Олух, Болван, Беспортошник). Наши предки пользовались и иносказательными именами (Баран, Волк, Блоха, Гнида, Оладья, Дуб). В летописи XV века сохранились имена: Баран Филиппов, Овца Владимиров, Паук Иванов. Были и имена другого рода - княжеские, возникшие на общеславянской или русской почве: Ярослав, Всеволод, Владимир, Будимир и др. Некоторые славянские имена возникли позже: Важен - желаемый, Тарас -беспокойный, Руфина - рыжая. Иногда в качестве имен брались не реальные, а желаемые признаки: Светозар (светлый как заря), Владислав (владеющий миром), Доброслава (имеющая добрую славу), Всемила (всеми милая). Детям давались и древнегреческие, и древнеримские имена: Каллистрат (хороший воин), Севастиан (достойный поклонения), Наум (радость, утеха), Домна (хозяйка). Красивых древних женских имен сохранилось очень мало: Голуба, Несмеяна, Забава, Лебедь, Ждана, Досада, Любава, Борислава. Смысловые значения некоторых имен забывались. А нарицательное имя превращалось в собственное. Имя Прасковья осознается как имя только потому, что в быту уже едва ли кто вспомнит о его первоначальном значении - "пятница”.Некоторые обрусевшие имена подвергались сокращению: Борислав — Борис (борющийся за славу), Владимир - Вадим (наставляющий мир). В. А. Жуковский опоэтизировал имена Светлана (светлая), Людмила (людям милая). А. С. Пушкин использовал имя Чернова. Д. И. Фонвизин назвал своего героя из комедии "Недоросль” Митрофаном. В буквальном переводе с греческого языка это означает "являющий свою мать”, т. е. Похожий на свою мать. Имя положительной героини - Софья (греч.) - "мудрая”.В популярной повести Н. М. Карамзина "Бедная Лиза” главный персонаж - Эраст (греч.) -"прелестный, милый, возлюбленный”. Главный герой "Шинели” назван Н. В. Гоголем Акакием Акакиевичем (греч.) - "не делающий зла, безропотный, кроткий”. Он на самом деле кроткий, тихий, безропотно переносящий все невзгоды. У А. Н. Островского в "Грозе” главная героиня Катерина, что означает "гордая, чистая”. А в пьесе "Бесприданница” героиня - Лариса - "чайка”. Она , действительно, как чайка, стремившаяся к свету, свободе. А вот имена из сказок: Елена и Василиса. Елена (от греч. Не1епо§ - "свет, факел”). Василиса (от греч. ВазПеш - "царица”). Героини различны по своему характеру. Елена -мягкая, лиричная, "носит” постоянный эпитет "прекрасная”. А Василиса - мужественная, находчивая, энергичная. Поэтому Василиса всегда "премудрая” Почему на Руси было распространено имя Иван? Потому, что это имя в полных святцах встречается 170 раз. (Святцы или месяцесловы в русской православной церкви -особые книги. В святцах на каждый день были записаны имена святых, которых в этот день чтит церковь. Священник родителям перед обрядом крещения предлагал на выбор несколько имен, которые значились в святцах). Иногда священник шел на уступки и давал другое имя, которое в святцах не значилось. Этим и объясняется, что иногда имя, редко встречающееся в святцах, в жизни встречалось довольно часто. Таковы славянские имена Вера, Надежда, Любовь. Революция и имена
Регистрацию новорожденных стали вести отделы записи актов гражданского состояния ЗАГСы). Родители могли выбрать любое понравившееся имя или даже придумать свое. Родители иногда давали своим детям нелепые, странные имена. Известно около трех тысяч новых и заимствованных имен, которые не имели распространение в последующие годы. Например: Береза, Сирень. Представлены чуть ли не все элементы таблицы Менделеева: Радий, Иридий, Вольфрам, Рубин. В качестве личных имен и математические термины и технические названия: Медиана, Радиана, Алгебрина, Гипотенуза, Турбина. После революции были модны имена из других языков: Изольда, Артур, Элиза, Роберт, Эдуард, Эвелина. Пошли в ход имена древнегреческих и древнеримских богов: Венера, Диана. Очень много имен было образовано от революционных лозунгов: Ноябрина, Свобода, Нинель (если прочитать справа налево -то получится Ленин), Вилена ( Владимир Ильич Ленин - сокращенно Вилена), Нера (новая эра), Роблен ( родился быть ленинцем). Уродливые имена: Цас (Центральный аптечный склад), Райтия (районная типография). Н. А. Петровский рассказывает в "Словаре русских личных имен” о странных именах, нередко звучащих диссонансом с русским отчеством и фамилией. Например: Гарри Семенович Попов, Диана Кривоногова, Роберт Овечкин, Рэд Алексеевич. Бывшего директора Сталинградского драмтеатра (50 -е годы) звали Палладий Меринов. Трактор Иванович Конев был назван в честь выпуска в Сталинграде первого трактора.
Что означают некоторые имена ?
Александр - защищать, защитник. Анастасия - воскресшая. Андрей - мужественный. Анатолий - восток, восточный. Анна - грациозная, миловидная. Валентина - сильная, здоровая. Валерия - крепкая, бодрая. Виктор, Виктория - победитель, победа. Виталий - жизненный, витаминный. Герман - родной, единокровный. Григорий — бодрствующий. Дарья - сильная, побеждающая. Дмитрий - принадлежащий Деметре, богине земледелия и плодородия. Евгений - благородный. Екатерина - чистая Елена - светлая, солнечная. Иван — благодать Божия. Игорь - хранитель. Ирина - мир, мирная. Кирилл - повелитель, владыка. Максим - величайший. Константин - стойкий, постоянный. Марина - морская. Наталия - родная, природная. Олег, Ольга - святой, святая. Петр - каменный. Раиса - легкая. Роман - крепкий. Светлана - светлая София - мудрая. Татьяна - устроительница. Филипп - любящий лошадей. Полная информация о значении имен в книге: П. А. Петровский. Словарь русских личных имен. М. :Сов. Энциклопедия, 1980.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ВИКТОРИНЫ
- Кто больше назовет женских имен с удвоенной согласной в корне?
- Какие имена можно получить, заменив одну букву
- Какое женское имя состоит из тридцати букв я ? (ЗОЯ)
- Назовите города, состоящие из двух мужских имен (Борисоглебск)
- Попробуйте, меняя последовательно по одной букве, превратить имя Лев в имя Тит.
- Вспомните названия растений ( цветов, трав, деревьев), которые созвучны с именами. (Например: Василий - василек, Снежана - подснежник)
- Образуйте имена от следующих сочетаний слов: владеть миром (Владимир), владеть всем ( ? ); свято славить ( ? ); милая людям ( ? ).
Предварительный просмотр:
Викторина по литературе
«Угадай героя»
Викторина по литературе
Задание №1 « Перевертыши»
Узнайте пословицу в искаженных фразах.
Например, «Глупые ноги ругают к старости. – Умную голову почитают смолоду».
- Враги не знают друг друга в счастье.
- Великое безделье хуже крошечного бизнеса.
- Чужие штаны подальше от себя.
- Безделье неумеху не страшно.
- Черт всем скажет, боров слопает.
Задание №2 О каком произведении идет речь?
«Это не просто собрание фактов русской истории и не просто историко-публицистическое сочинение, связанное с насущными, но преходящими задачами русской действительности, а цельная литературно изложенная история Руси.»
Задание №3 Какие художественные средства использованы в следующих строках?
- Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела.
- Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы...
- Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом.
- Весёлым треском
Трещит натопленная печь.
Задание №4 Определить жанр произведения.
- «Вольга и Микула Селянинович»
- «... Владимира Мономаха»
- И.С.Тургенев « Русский язык»
- В.Жуковский «Кубок»
- Н.Гоголь «Тарас Бульба»
Задание №5 Автор, название произведения?
- И славы полон взор его
И царский пир его прекрасен.
- «Прощай , мой товарищ, мой верный слуга,
Расстаться настало нам время».
- «Под деревом , брюхом кверху и подложив под голову кулак, спал громаднейший мужчина и самым нахальным образом уклонялся от работы».
- «Что почувствовал он, когда увидел своего сына? Что было тогда в его сердце? Он глядел на него из толпы и не проронил ни одного движения его.»
- « Только один осторожнейший человек заметил это и , боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой... И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло...»
Викторина по литературе (ответы)
Задание №1 « Перевертыши»
Узнайте пословицу в искаженных фразах.
Например, «Глупые ноги ругают к старости. – Умную голову почитают смолоду».
- Враги не знают друг друга в счастье.( Друзья познаются в беде)
- Великое безделье хуже крошечного бизнеса.( Маленькое дело лучше большого безделья)
- Чужие штаны подальше от себя.( Своя рубашка ближе к телу)
- Безделье неумеху не страшно.( Дело мастера боится)
- Черт всем скажет, боров слопает.( Бог не выдаст ,свинья не съест)
Задание №2 О каком произведении идет речь?
«Это не просто собрание фактов русской истории и не просто историко-публицистическое сочинение, связанное с насущными, но преходящими задачами русской действительности, а цельная литературно изложенная история Руси.»
«Повесть Временных лет»
Задание №3 Какие художественные средства использованы в следующих строках?
- Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела. ( сравнение)
- Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы... ( метафора)
- Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом.
( инверсия)
- Весёлым треском
Трещит натопленная печь.
( эпитет)
Задание №4 Определить жанр произведения.
- «Вольга и Микула Селянинович» ( былина)
- «... Владимира Мономаха» ( поучение)
- И.С.Тургенев « Русский язык» ( стих-е в прозе)
- В.Жуковский «Кубок» ( баллада)
- Н.Гоголь «Тарас Бульба» ( повесть)
Задание №5 Автор, название?
- И славы полон взор его
И царский пир его прекрасен. Пушкин «Полтава»
- «Прощай , мой товарищ, мой верный слуга,
Расстаться настало нам время». Пушкин «Песнь о вещем Олеге»
- «Под деревом , брюхом кверху и подложив под голову кулак, спал громаднейший мужчина и самым нахальным образом уклонялся от работы».С-Щ «Повесть о том».
- «Что почувствовал он, когда увидел своего сына? Что было тогда в его сердце? Он глядел на него из толпы и не проронил ни одного движения его.»
Гоголь «Тарас Бульба»
- « Только один осторожнейший человек заметил это и , боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой... И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло.» Горький «Старуха Изерг.»
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе
«Здоровье не купишь»
6 класс
В мероприятии участвуют 2 команды, болельщики и жюри.
Ведущий:
Сегодня мы с вами проведём мероприятие в рамках недели русского языка и литературы . Все вы знаете, что с детства, в школе, ребёнок постигает тайны разных наук, всесторонне развивается. Сегодня мы проверим, насколько глубоки ваши познания в области русского языка и литературы. Но все сегодняшние конкурсы будут касаться только одной темы – темы здоровья. Ведь здоровье необходимо беречь с детства. Итак первый конкурс носит название «Ларчик мудрых мыслей» и он оценит вашу начитанность и смекалку, сообразительность.
1 конкурс «Ларчик мудрых мыслей»
Ребята должны соединить мудрые высказывания о здоровом образе жизни и собрать ларчик мудрых мыслей. За каждый правильный ответ – 1 балл. (задания проецируются через проектор на доску)
“Болен – лечись, после ужина походи”
“Зрение дороже денег, да хил на работу”
“Здоров на еду, острее сабли”
“После обеда полежи, тот дойдёт до беды”
“Кто жаден до еды, здоров – берегись”
Ответы:
“Болен – лечись, а здоров – берегись”
“Зрение дороже денег, острее сабли”,
“Здоров на еду, да хил на работу”,
“После обеда полежи, после ужина походи”,
“Кто жаден до еды, тот дойдёт до беды”,
Ведущий:
Пока наши команды думают, мы послушаем одно небольшое интересное сообщение о том, как появилось на свет такое блюдо, как макароны.
Ученик:
Материал для сообщения.
Макароны. Их придумал некто Марко Арони. Он жил в 18 столетии, владел таверной близ Неаполя. Лапша была уже к тому времени излюбленным блюдом итальянцев. Однажды дочь Арони играла с тестом, сворачивая его в длинные тонкие трубочки и развешивая их на верёвке для белья. Находчивый хозяин сварил трубочки, полил их специальным томатным соусом и подал новое блюдо гостям. Они были в восторге. Таверна стала излюбленным местом неаполитанцев.
Подведение итогов 1 конкурса.
2 конкурс «Смысловые цепочки»
Команды должны составьте смысловые цепочки по образцу: зубы-кариес-стоматолог. (кто быстрее). За каждую правильную цепочку – 1 балл. Работают у магнитной доски с отпечатанными словами.
Желудок, терапевт, горло, сердце, гастрит, инфаркт, лор, ангина, кардиолог.
Ведущий:
Пока наши команды думают, мы послушаем ещё одно сообщение о том, как справиться с плохим настроением.
Ученик:
Сообщение.
Если у вас подавленное настроение из-за плохой погоды, неприятностей в личной жизни, в школе или на работе, то это немедленно сказывается на состоянии здоровья.
Общение с жизнерадостными людьми, уютный вечер, проведённый в семейном кругу, просмотр кинокомедии или просто яркий букет цветов в вашей комнате могут удивительным образом поднять ваше настроение.
Учёные утверждают, что зелёный цвет снимает усталость, нервное напряжение, делая нас добродушными и спокойными. Поэтому мы так хорошо себя чувствуем, выезжая на природу.
Подведение итогов 2 конкурса.
3 конкурс «Скорая помощь»
Ведущий:
А сейчас я прошу послушать вас две истории. Внимательно слушайте, т.к. потом будет задание по этим историям.
Первая история произошла с одним моим знакомым. Из-за неправильного обращения с огнём он получил обширный ожог лица, он не знал, что делать в такой ситуации, и лишь своевременная помощь друга помогла моему знакомому отделаться лёгким испугом, а не тяжкими последствиями.
А вторая история, к сожалению, закончилась не столь благополучно. Она произошла с отцом великого русского поэта В.В.Маяковского. Владимир Константинович сшивал бумаги, уколол палец иголкой, и у него образовался нарыв. Он не обратил на это внимания и уехал в лесничество, но там ему стало ещё хуже. Вернулся домой он в плохом состоянии. Операцию было уже поздно делать. Ничем нельзя было помочь.
19 февраля 1906 года семью Маяковских постигло большое горе: неожиданно от заражения крови отец умер.
Итак, моё задание командам. Первой команде подготовить краткую памятку о том, что нужно делать при ожогах, а 2-ая команда расскажет о первой помощи при различных повреждениях кожи. За этот конкурс можно заработать 5 баллов, в зависимости от полноты ответа.
Игра со зрителями.
Ведущий:
Пока наши команды думают, мы поиграем со зрителями. Попробуйте отгадать мою загадку. Их не сеют, не сажают – они сами вырастают.(волосы)
А знаете ли вы значение следующих фразеологических оборотов: волосы дыбом встали, рвать на себе волосы. (ответы детей)
Справка из фразеологического словаря.
Посыпать пеплом голову
Когда вас охватывает горе или отчаяние, вы, как и все окружающие вас, начинаете плакать, «ломать руки», тяжело вздыхать. Иногда дело доходит до громких рыданий... Случается, человек впадает в полное оцепенение.
Древние люди выражали свое горе гораздо более бурно. По ритуальному обычаю, глубоко скорбя о несчастье, принято было раздирать на себе одежды, рвать волосы, посыпать голову землею или пеплом.
Вот, например, как описывает Гомер в «Илиаде» скорбь, которая охватила Ахиллеса (или Ахилла), когда погиб в бою его лучший друг Патрокл:
Быстро в обе он руки схвативши нечистого пепла,
Голову всю им осыпал и лик осквернил свой прекрасный;
Риза его благовонная вся почернела под пеплом.
Сам он, великий, пространство покрывши великое, в прахе,
Молча простерся и волосы рвал, безобразно терзая...
Все эти странные, с нашей точки зрения, действия были (да остаются и сейчас у некоторых народов Юга и Востока) естественным выражением у них горя, крайнего отчаяния.
Язык сохранил и нам, в нашем быту, следы того времени, когда наши предки вели себя в горе, как Ахилл. Мы говорим «посыпать пеплом голову», «рвать на себе волосы», «раздирать одежды» (или «ризы»), когда хотим выразить крайнюю степень скорби или отчаяния.
Подведение итогов 3 конкурса.
4 конкурс капитанов «Шесть порций орфографических ошибок»
Ведущий:
Как-то компания литераторов отправилась в пригородный ресторан. Писатель А.Куприн посмотрел меню и заказал: “Шесть порций орфографических ошибок”. В меню, которое он читал, был большой выбор ошибок, на все вкусы. Ваша задача – написать меню в исправленном виде. За каждый правильно написанный пункт – 1 балл.
- Булон куриный с фрекадельками.
- Щи из свежей копусты.
- Катлеты свиные.
- Пильмени.
- Яишница с калбасой.
- Кампот яблачный.
- Кесель клюквенный.
- Ковришка ржаная.
- Пероженое бесквитное.
- Пирошки с печёнкой.
Ответы:
1.Бульон куриный с фрикадельками.
2.Щи из свежей капусты.
3.Котлеты свиные.
4.Пельмени.
5.Яичница с колбасой.
6.Компот яблочный.
7.Кисель клюквенный.
8.Коврижка ржаная.
9.Пирожное бисквитное.
10.Пирожки с печёнкой.
Ведущий:
Пока наши команды думают, мы послушаем одно небольшое интересное сообщение о русском писателе Л.Н.Толстом. ( на доску проецируются портреты С.А.Толстой, Л.Н.Толстого, Ясной Поляны)
Ученик:
Материал для сообщения
Софья Андреевна Толстая, жена Льва Николаевича Толстого, всю жизнь собирала рецепты вегетарианской кухни – ведь великий писатель после 60 лет стал вегетарианцем и не ел мяса. Вы можете приготовить одно из овощных блюд, которые подавались на стол в Ясной Поляне. Для этого смешайте мелко нарезанные редьку, морковь, зелень петрушки, посолите по вкусу, добавьте сахар и приправьте сметаной.
Подведение итогов 4 конкурса.
5 конкурс «Олимпийские игры»
Ведущий:
А сейчас мы с вами перенесёмся на много сотен лет назад и окажемся в Древней Греции. Там огромное значение придавали силе и красоте гармонически развитого тела. Недаром именно здесь зародились олимпийские игры... Победители олимпийских игр пользовались исключительным почётом и уважением. В их честь сочинялись хвалебные оды, им ставились памятники. Спортсмены освобождались от налогов и пожизненно обеспечивались питанием за счёт государства. Олимпийские игры считались праздником мира. Во время их проведения прекращались все военные действия между враждовавшими государствами. Давайте посмотрим небольшой видеофрагмент об Олимпийских играх 1980 года. В тот год столицей Олимпийских игр стала Москва. (видеофрагмент)
А сейчас внимание на доску. Вы видите кроссворд. Все зашифрованные в нём слова являются летними видами спорта. По очереди отвечаете на вопросы и зарабатываете по 1 баллу. Вопросы выбираете сами. В случае затруднения, можно 1 раз обратиться к залу.
Бадминтон (Badminton — от названия английского города Бадминтон) — спортивная игра с оперенным мячом (воланом) и ракеткой.
Баскетбол (английское basket-ball от basket — корзина и ball — мяч) — спортивная игра, в которой играют две команды, каждая из которых стремится забросить мяч в корзину соперника и помешать другой команде овладеть мячом и забросить его в корзину.
Бокс (английский box, буквально — удар) — единоборство, кулачный бой двух спортсменов, проводимый на ринге.
Волейбол (англ. Voleyball от volley — летающий и ball- мяч) — командная спортивная игра, в процессе которой две команды на специальной площадке, разделенной сеткой, стремятся направить мяч на сторону соперника таким образом, чтобы он приземлился на площадке противника, либо игрок защищающейся команды допустил ошибку.
Дзюдо (от японского дзю — мягкость, до — путь) — вид единоборств, в котором наряду с бросками разрешены болевые (только на руки) и удушающие приемы. Спортсмены в кимоно (длинная куртка с поясом и штаны) борются на специальных матах — татами. Для достижения победы в стойке атакующий борец должен выполнить бросок соперника на татами на спину, в положении лежа — болевой или удушающий прием либо удержание (30 сек.).
Плавание- вид спорта, заключающийся в преодолении определенным стилем соревновательной дистанции от 50 до 1500 м в бассейне.
Фехтование — вид спорта, объединяющий три дисциплины: рапира, шпага, сабля.
Футбол — спортивная игра на травяном поле, в которой две противоборствующие команды (по 11 человек в каждой), используя ведение и передач мяча ногами или другой частью тела (кроме рук), стремится забить его в ворота соперника и не пропустит в свои.
Теннис — Tennis. Теннис, спортивная игра с мячом и ракетками на специальной площадке — корте, разделенном посредине сеткой.
Подведение итогов игры.
Команды | 1 конкурс ««Ларчик мудрых мыслей» (каждый правильный ответ -1 балл, максимум 5 баллов) | 2 конкурс «Смысловые цепочки» (за каждую правильную цепочку -1 балл, максимум 3 балла) | 3 конкурс «Скорая помощь» (до 5 баллов) | 4 конкурс капитанов «Шесть порций орфографических ошибок» (за каждый правильный пункт – 1 балл, максимум -10 баллов) | 5 конкурс «Олимпийские игры» | Общее количество баллов |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
№ | КЛАСС | НАЗВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ | ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ | ОТВЕТСТВЕННЫЙ | |
1 | Оформление стенда «Неделя русского языка и литературы» | 26.02.18г. Пн | МО учителей гуманитарного цикла | ||
2 | 6 , 7,8 9 кл. | Конкурс «Самый грамотный в классе!» | В течение недели | Кононова Д.А. Хожаева Л.Н. | |
3 | 7 кл | Викторина по литературе «Угадай героя» | 27.02.18г. Пн | Хожаева Л.Н. | |
4 | 6 , 7 | Игра – путешествие «По разделам лингвистики» | 27.02.18г. Вт | Кононова Д.А. | |
5 | 6.7 | Викторина «Что я знаю о странах изучаемого языка | 27.02.10Г | Квасникова М.Н. | |
6 | 8– 9 | Литературная викторина | 27.02.18г. Ср | Хожаева Л.Н. | |
7 | 5-11 | Создание творческих работ на тему «Наследники Победы» | В течение недели | Калугина М.Е. Кононова Д.А. Хожаева Л.Н. | |
8 | 10-11 | Лингвистический конкурс | 02.03.18г. Пт | Кононова Д.А. Хожаева Л.Н. | |
9 | 11 | Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе «Своя игра» | 01.03.18г. Чт | Кононова Д.А. | |
10 | 7,8. | Видео экскурсия «Музей Лондона» Музыка страны изучаемого языка. | 01.03.18г | Квасникова М.Н. | |
11 | 5 | Конкурс «Знатоки русского языка» | 28.02.18г. Ср | Калугина М.Е. | |
12 | 9,10 | Конкурс переводчиков | 28.02.18г. Ср | Квасникова М.Н. | |
13 | Подведение итогов предметной недели | СБ | МО учителей гуманитарного цикла | ||
14 | Линейка - награждение | 05.03.18г. Пн |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассная работа по русскому языку и литературе .
Внеклассная работа по русскому языку и литературе является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы в школе и подчинена общим целям образования и воспитания учащихся....
«НАШИ ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ» (Из опыта внеклассной работы по русскому языку и литературе)
Внеклассная работа по предмету - важнейшая область творческого сотрудничества учителя и ученика. В статье обобщен опыт работы педагога-словесника, представлены интересные методические идеи и результат...
внеклассная работа по русскому языку и литературе
Представленные материалы могут быть использованы при проведении предметной недели русского языка и литературы в основном звене. Практически все задания могут быть предложены ученикам для самостоятельн...
внеклассная работа по русскому языку и литературе
Представленные материалы могут быть использованы при проведении предметной недели русского языка и литературы в основном звене. Практически все задания могут быть предложены ученикам для самостоятельн...
Организация внеклассной работы по русскому языку и литературе как важная составляющая часть нравственного воспитания.
Организация внеклассной работы по русскому языку и литературе как важная составляющая часть нравственного воспитания....
Внеклассная работа по русскому языку и литературе
В статье отмечается роль внеклассной работы по русскому языку и литературе в свете ФГОС ООО...
Внеклассная работа по русскому языку и литературе
В статье отмечается роль внеклассной работы по русскому языку и литературе в свете ФГОС ООО...