Сценарий мероприятия "Жизнь и творчество Мусы Джалиля".
методическая разработка (7 класс)
Сценарий мероприятия "Жизнь и творчество Мусы Джалиля" для детей с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сценарий | 42.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий мероприятия
«Памяти Мусы Джалиля»
Вед.:(слайд №1) Хәерле көн хөрмәтле тамашачылар! Добрый день дорогие зрители! Когда еще наша страна называлась Советским Союзом, был такой поэт Муса Джалиль. Сегодняшнее мероприятие мы посвящаем памяти Мусы Джалиля. Итак, мы начинаем наше мероприятие памяти поэта Мусы Джалиля.
Эпиграфом к жизни, творчеству Мусы Джалиля можно назвать следующее выражение: «Жизнь, отданная борьбе…»
Муса Джалиль- это псевдоним поэта. Настоящее имя его Залилов Муса Мустафович. Он говорил:
Жизнь моя для народа, все силы ему,
За народ свой я голову, может, сложу-
Собираюсь служить до могилы ему.
Кто же такой Муса Джалиль. Что мы знаем о нем?
(слайд №2)
В холодный зимний день в селе Мустафино Оренбургской области в семье Мустафы абый и Рахиляапа появляется на свет маленький Муса, очень подвижный, жизнелюбивый мальчик.
(слайд №3)
У Мусы был брат Ибрагим. Он был старше Мусы на целых четыре года и уже учился в татарской начальной школе. Ибрагим для Мусы был учёным человеком – ведь он знал все буквы арабского алфавита. Иногда он показывал, как пишутся эти буквы Мусе. Муса запоминал их и в свою очередь учил этим буквам маленькую сестрёнку Зайнаб. Осенью Ибрагим начал собираться в школу…
(Ибрагим собирается в школу)
Муса:- Я тоже хочу в школу! Я тоже хочу учиться!
Отец: - Рано тебе ещё учиться, погуляй ещё годика два, поиграй с мальчишками, покатайся на санках.
(Муса вцепился в торбу Ибрагима)
Муса: - И я хочу учиться! И я пойду в школу.
Отец: - Сейчас возьму ремень…
Мать: - Ребёнок ведь не озоровать, а учиться просится. Попробуй поговорить с учителем, может возьмёт Мусу в школу.
Ведущий: - Мустафа-абзый покряхтел, поворчал для порядка, но всё-таки пошел с сыном в мәктәб.
(слайд №4)
Отец: - Здравствуйте, учитель. Вот мальчонка мой…учиться просится, просто спасения нет. А ему лишь шесть годков стукнуло. Что делать?
Учитель: - Пусть пока ходит! Надоест – сам бросит.
(слайд №5)
Ведущий: - Так Муса стал учеником. Учился очень старательно и к середине зимы учитель пересадил Мусу в третий класс. Так за год Муса закончил три класса начальной школы. В 13 лет начинает писать стихи.
Вед.: Жизнь и творчество Муса Джалилясвязаны с детьми. Он любил веселых, озорных, дисциплинированных, старательных и трудолюбивых детей. И сам в детстве был таким. Он создал для детского чтения стихотворения, песни, подвижно - игровые песни, пьесы. Давайте послушаем его стихотворения, написанные для детей.
( звучит Колыбельная музыка)
Элли-бэлли, озорница,
Пусть тебе спокойно спится,
Звездочка моя, певунья,
Птица счастья, песня птица!
( “Куркак куян”)
Вед.: Около деревни Мусы расстилается сказочно красивый лес. Маленький Муса очень любил слушать голоса птиц. Печальный голос кукушки запомнился надолго и помог творить стихотворение "Күке" (Кукушка). Почему же так тоскует эта птица? Звучит голос Кукушки
(слайд №6)
(Стихотворение:"Күке")
Бала :
Калын урманда, гел кичкә каршы,
Ишетелә моңлы бер кош тавышы
-Кәккүк, кәккүк, кәккүк!
Ул салмак кына кабатлый шуны,
Шул аның җыры, шул аның моңы:
-Кәккүк, кәккүк, кәккүк!
Ул ялгыз яши, чыгармый бала.
Менә шунлыктан ямансу аңа:
-Кәккүк, кәккүк, кәккүк.
(слайд №7)
Вед.:Муса Джалиль писал и шуточные стихи, стихи о любви. Давайте послушаем стихотворение «Часы»
(исценировка «Часы»)
(слайд №8)
Танец: «М.Джалиль» (видео)
Вед: Уходя на войну, поэт, прощаясь с друзьями и близкими, пишет стихотворения “Разлука”, “Прощай, моя умница”.
(слайд №9)
(стих-ие «Прощай моя умница»)
“… Чтоб нашего счастья врагам не отдать,
Тебя я покинул, родная…
Я – раненный – грудью вперед упаду,
Дорогу врагу преграждая.
Спокоен и радостен будет мой сон,
Коль жизнь подарю я отчизне,
А сердце бессмертное в сердце твоем
Забьется, как билось при жизни
Прощай, моя умница. Этот привет
Я с ветром тебе посылаю,
Я сердце тебе посылаю свое,
Где пламя не меркнет, пылая”.(Д.Ильшат)
Вед.:До войны у него вышло несколько сборников стихов. И он был уже знаменитым поэтом. Но в памяти народа Муса Джалиль представляется как поэт, написавший больше ста стихотворений находясь, в тюрьме Моабит.
Для поэта было важно не потерять лицо даже в самых нечеловеческих условиях войны.
В июне 1942 года был ранен и в бессознательном состоянии попал в плен. Фашисты жестоко обращались с пленными – били их, морили голодом. За малейшую провинность расстреливали.
(фильм «Варварство»)
(слайд №10)
(стих-иеВолки)
Люди кровь проливают в боях:
Сколько тысяч за сутки умрет!
Чуя запах добычи, вблизи
Рыщут волки всю ночь напролет.
Разгораются волчьи глаза:
Сколько мяса людей и коней!
Вот одной перестрелки цена!
Вот ночной урожай батарей!
Волчьей стаи вожак матерой,
Предвкушением пира хмелен,
Так и замер: его пригвоздил
Чуть не рядом раздавшийся стон.
То, к березе припав головой,
Бредил раненый, болью томим,
И береза качалась над ним,
Словно мать убивалась над ним.
Все, жалеючи, плачет вокруг,
И со всех стебельков и листков
Оседает в траве не роса,
А невинные слезы цветов.
Старый волк постоял над бойцом.
Осмотрел и обнюхал его,
Для чего-то в глаза заглянул,
Но не сделал ему ничего…
На рассвете и люди пришли.
Видят: раненый дышит чуть-чуть.
А надежда-то все-таки есть
Эту искорку жизни раздуть.
Люди в тело загнали сперва
Раскаленные шомпола,
А потом на березе, в петле,
Эта слабая жизнь умерла…
Люди кровь проливают в боях:
Сколько тысяч за сутки умрет!
Чуя запах добычи вблизи,
Рыщут волки всю ночь напролет.
Что там волки! Ужасней и злей
Стаи хищных двуногих зверей.(Н.Радик)
Вед.: Что может быть тяжелее и горестнее для человека, чем видеть Отечество свое в руках неприятельских, душу своего народа поруганной, а тело его закованным в цепи врага!
(слайд №11)
А дети на войне? Это ведь вообще противоестественно!
(Инсценировка «Дети Войны». Брат и сестра в ожидании матери. Сестра, кутаясь в старую шаль, играет в куклы, брат ремонтирует табурет)
С е с т р а. Как холодно! И мама не идёт.
Быть может, хлебушка она нам принесёт?
Ну, хоть бы крошечку где отыскать,
Голодной страшно мне идти в кровать.
Б р а т. А разве я есть не хочу? Хочу!
Но всё равно молчу.
Ведь там, где папа наш сейчас,
Потяжелее, чем у нас.
Не разрываются снаряды здесь,
И дом у нас с тобою есть.
А главное – фашисты далеко.
Да и кому сейчас легко!
С е с т р а. А помнишь блинчики с вареньем,
Чай с маминым печеньем,
Которое по праздникам пекла она.
Сейчас я б съела всё одна!
Б р а т. Опять ты о еде заговорила!
Уж лучше б душу не травила!
Чем чаще вспоминаешь ты о ней,
Тем голод чувствуешь сильней.
И мне воспоминанья эти не нужны.
С е с т р а. А вот и мамины шаги слышны!
Б р а т (строго). Не вздумай хныкать перед ней,
Дай отдохнуть сначала ей.
(стих-ие «Кукла» видео от 02- «Кукла»)
(слайд №12)
(стих-ие «Чулочек»)
Их расстреляли на рассвете
Когда еще белела мгла,
Там были женщины и дети
И эта девочка была.
Сперва велели им раздеться,
Затем к обрыву стать спиной,
И вдруг раздался голос детский
Наивный, чистый и живой:
-Чулочки тоже снять мне, дядя?
Не упрекая, не браня,
Смотрели прямо в душу глядя
Трехлетней девочки глаза.
"Чулочки тоже..?"
И смятеньем эсесовец объят.
Рука сама собой в волнении
Вдруг опускает автомат.
И снова скован взглядом детским,
И кажется, что в землю врос.
"Глаза, как у моей Утины" -
В смятеньи смутном произнес,
Овеянный невольной дрожью.
Нет! Он убить ее не сможет,
Но дал он очередь спеша…
Упала девочка в чулочках.
Снять не успела, не смогла.
Солдат, солдат, а если б дочка
Твоя вот здесь бы так легла,
И это маленькое сердце
Пробито пулею твоей.
Ты человек не просто немец,
Ты страшный зверь среди людей.
Шагал эсесовец упрямо,
Шагал, не подымая глаз.
Впервые может эта дума
В сознании отравленном зажглась,
И снова взгляд светился детский,
И снова слышится опять,
И не забудется навеки
"ЧУЛОЧКИ, ДЯДЯ, ТОЖЕ СНЯТЬ?"
Фрагмент «Дети войны» (ролик)
Вед.:Находясь в концлагере М.Джалиль вел политическую борьбу, создал группу сопротивления. Выпускали листовки. Готовили побег из концлагеря. За это его заточили в одиночную камеру берлинской тюрьмы Моабит.
От декабря 1943 года до марта 1944 года Муса заключен в камере 382 военной тюрьмы Летерштрассе вместе с бельгийским борцом Сопротивления Андре Тиммермансом. В плену создано 125 стихотворений, но на чем их писать, Они умирают вместе со мною- вспоминал он.
Чудом достали школьные тетради, и ужасы неволи он описал в трех тетрадях. Которые так и называются Моабитские тетради. Они и сейчас хранятся как подлинные документы истории.
В тюрьме также была найдена записка следующего содержания: «Я, известный татарский писатель Муса Джалиль, заключен в Моабитскую тюрьму как пленный, и наверное, буду скоро расстрелян. Если кому-нибудь из русских попадет эта запись, пусть передадут привет от меня моим товарищам – писателям в Москве».
Как мы видим до нас дошли и исторические тетради со стихами Мусы Джалиля и записка.
(инсценировка стих-ия «Красная ромашка» фильм на 17 ой секунде «Красная ромашка» на08.)
Луч поляну осветил
И ромашки разбудил:
Улыбнулись, потянулись,
Меж собой переглянулись.
Ветерок их приласкал,
Лепестки заколыхал,
Их заря умыла чистой
Свежею росой душистой.
Так качаются они,
Наслаждаются они.
Вдруг ромашки встрепенулись,
Все к подружке повернулись.
Эта девочка была
Не как все цветы бела:
Все ромашки, как ромашки,
Носят белые рубашки.
Все — как снег, она одна,
Словно кровь, была красна.
Вся поляна к ней теснилась: —
Почему ты изменилась?
— Где взяла ты этот цвет?
А подружка им в ответ:
— Вот какое вышло дело.
Ночью битва здесь кипела,
И плечо в плечо со мной
Тут лежал боец-герой.
Он с врагами стал сражаться,
Он один, а их пятнадцать.
Он их бил, не отступил,
Только утром ранен был.
Кровь из раны заструилась,
Я в крови его умылась.
Он ушел, его здесь нет —
Мне одной встречать рассвет.
И теперь, по нем горюя,
Как Чулпан-звезда горю я.
Вед.: В стихотворениях М. Джалиля судьба поэта и судьба родины тесно переплетаются.
Образ матери проходит сквозной линией в его творчестве. “Мать”, “Молодая мать”, “Праздник матери”. В этих произведениях отражаются самые святые чувства, идущие из глубины души, великая любовь к матери.
( «Праздник матери»)
- Как вольных птиц над степью на рассвете,
Трех сыновей пустила я в полет.
Как матери, как близкой, мне ответьте,
Как женщине, что слезы льет:
Где сыновья мои? В душе тревога,
Мать хочет знать, на то она и мать:
Какая детям суждена дорога?
Победы или смерти ждать?
Летит под облаками голубь с юга,
Он к матери садится на порог.
-- Ты видел их? Прошу тебя, как друга,
Подай мне весть, мой голубок!
Где старший мой? Где сердца утешенье;
Он жив ли? Помощь надобна ль ему?
-- О мать, крепись: твой старший пал в сраженьи,
Твой старший сын погиб в Крыму.
Застыла мать. Какая боль во взоре!
Как ей излить в слезах печаль свою!
И голову посеребрило горе
По сыну, павшему в бою.
-- Как вольных птиц над степью на рассвете,
Отправила в полет я трех детей.
Как матери, как близкой, мне ответьте,--
Измучавшись, я жду вестей.
Мой старший не пришел, он гибель встретил,
Он пал в бою, очей родимых свет.
Быть может, средний жив? Быть может, ветер
Принес мне от него привет?
Шумит, играет ветер на пороге,
О чем он шепчет матери седой?
-- Скажи мне, ветер, на твоей дороге
Мой средний встретился с тобой?
-- О мать, крепись, в сраженье пал твой средний,
Для матери не смог себя сберечь.
Пока не смолк в груди удар последний,
Держал в руке алмазный меч.
В беспамятстве упала мать седая,
Не выдержало сердце, а слеза
Катилась за слезой, не высыхая,
Ослепли старые глаза.
-- Как вольных птиц над степью на рассвете.
Трех сыновей пустила я летать.
Как женщине, как близкой, мне ответьте,
Не то сгорит от горя мать.
Погибли на войне два милых сына,
Живу теперь надеждою одной:
Пусть не примчатся трое воедино,
Вернется ль младший сын домой?
Но почему-то голубок не вьется,
И ветер приумолк, -- наверно, спит.
Лишь на опушке эхо отдается
Трубы и топота копыт.
Звенят подковы, скачет конь горячий,
Пылает сердце матери в огне:
Сынок любимый, самый, самый младший,
Сидит на гордом скакуне!
В его руках -- победы нашей знамя
И золотая на груди медаль,
И лес его приветствует ветвями
И пеньем -- солнечная даль.
Она душой почуяла, узнала,
Хотя увидеть сына не могла.
Сказала: -- Сын мой! Сын мой! -- зарыдала.
Была слеза ее светла.
-- Вернулся мой последний, мой единый...
Нам встретиться, сыночек, довелось!..--
И льются золотые слезы сына
На серебро ее волос.
-- Ну, успокойся, мать, прошли напасти,
На сына посмотри, не надо слез!
На боевом клинке -- победы счастье
И жизнь я родине принес.
Два старших брата пали в битве правой,
Пути к победе начертав для нас,
Но сделалась их жизнь бессмертной славой,
Когда настал их смертный час.
Я их зарыл в земле, весенней, талой,--
Там, далеко, лежат твои сыны,
Но я принес их крови отсвет алый
На славном знамени страны.
И мать глаза протерла стягом красным,
И зренье к ней вернулось наконец,
На младшего взглянула взором ясным:
Стал сильным соколом птенец!
-- Как вольных птиц, на бой благословляя,
Я трех детей в полет пустила, вдаль.
Придите! Всех зову я, как родная,
Как мать, познавшая печаль.
Они любовь к отчизне с колыбели
Всосали вместе с молоком моим.
Я соколов пустила -- полетели
С единой думой: "Победим!"
Нет, не вернулись, мы двоих не встретим,
Без всадников их кони ржут в пыли,
Ту кровь, что я дала бесстрашным детям,
Они оставили вдали.
Заря победы светится над нами
Их кровью, за отчизну пролитой.
Мой младший сын зарю принес, как знамя,--
Мой сын, мой сокол молодой.
Его медаль я вижу золотую
И говорю: "Ты счастье мне даешь!"
Мне кажется, я двух сынов целую.
Когда приходит молодежь.
Мне, как дитя родное, дорог каждый:
Мое не расплескалось молоко!
Горюю раз, а радуюсь я дважды.
Друзья поют, и мне легко.
Я сыновей взрастила, что бессмертье,
Погибнув, принесли своей стране.
Я с вами праздник праздную, поверьте.
Придите к матери, ко мне!
И стар и млад приходят к ней с участьем,
Цветы, любовь несут в ее жилье.
Стремится родина цветущим счастьем
От горя исцелить ее
Мы будем вечно прославлять
Ту женщину, чье имя - Мать.
(инсценировка)
Мать. Мой мальчик, как долго тебя я ждала!
И вдруг я услышала зов Победы.
Я уж на стол все собрала,
Жду тебя, а тебя все нету.
Мой мальчик, ты, где потерялся?
Сын. Мама, ты знаешь, я виноват,
Я виноват пред тобою.
Я собирался вернуться назад,
И вдруг тот последний бой.
Я умер, мама, прости меня,
Постой за меня у калитки.
А если Варя спросит меня,
Скажи, что любовь не ошибка.
Мать: Мой мальчик, не уходи, постой!
Давай мы выберем путь другой,
Другой умрет в том последнем бою,
Пусть он оставит любовь свою.
Сын. Ах, мама, другой - ведь мне он брат,
Он также ни в чем не виноват.
Раз выпало пасть мне в последнем бою,
Так унесу я любовь свою.
Прости меня, мама!
(«Памятник»Вы думаете, павшие молчат?
Конечно, да - вы скажете. Неверно!
Они кричат, пока ещё стучат
Сердца живых и осязают нервы.
Они кричат не где-нибудь, а в нас.
За нас кричат. Особенно ночами,
Когда стоит бессонница у глаз
И прошлое толпится за плечами.
Они кричат, когда покой, когда
Приходят в город ветры полевые,
И со звездою говорит звезда,
И памятники дышат, как живые.
Они кричат и будят нас, живых,
Невидимыми, чуткими руками.
Они хотят, чтоб памятником их
Была Земля с пятью материками.
Великая! Она летит во мгле,
Ракетной скоростью до глобуса уменьшена.
Жилая вся. И ходит по Земле
Босая Память - маленькая женщина.
Она идёт, переступая рвы,
Не требуя ни визы, ни прописки.
В глазах - то одиночество вдовы,
То глубина печали материнской.
Её шаги неслышны и легки,
Как ветерки на травах полусонных.
На голове меняются платки -
Знамёна стран, войною потрясённых.
То флаг французский, то британский флаг,
То польский флаг, то чешский, то норвежский...
Но дольше всех не гаснет на плечах
Багряный флаг страны моей Советской.
Он флаг победы. Заревом своим
Он озарил и скорбь и радость встречи.
И может быть, сейчас покрыла им
Моя землячка худенькие плечи.
И вот идёт, печали не тая,
Моя тревога, боль моя и муза.
А может, это гданьская швея?
А может, это прачка из Тулузы?
Она идёт, покинув свой уют,
Не о себе - о мире беспокоясь.
И памятники честь ей отдают.
И обелиски кланяются в пояс.
От всех фронтов, от всех концлагерей,
От всех могил от Волги до Ла-Манша
И молча путь указывают ей
На Рейн, на Рейн, на огоньки реванша. "
(инсценировка)
"Проснись, сынок, ушла война.
Отбрось скорее покрывало,
Что расстелила мать-земля.
Уж не грохочут больше танки
И самолеты не бомбят.
Под мирным небом бьют куранты.
Ты слышишь, сын. Проснись солдат!
Проснись и посмотри на солнце,
На птиц в небесной синеве,
Полет их волен, песни звонче -
Мир воцарился на земле.
Взгляни, как радуются дети
И оживает все вокруг,
Поверь, сегодня на планете
Друг другу каждый брат и друг.
Ну, что же ты родной, не слышишь?
Взгляни, как расцвели поля.
Огнем не полыхают крыши
И пушки больше не палят."
"Я слышу, не волнуйся, мама,-
Раздался голос с вышины,-
Но я останусь здесь, с друзьями,
В тех годах горестной войны.
Мы станем стражами покоя,
Чтоб не вернулась к вам беда,
Чтоб это небо голубое
Не окровилось никогда!
Вед.:Стояла мать у обелиска,
Печален вздох, печален взор.
Над сыном наклонившись низко,
Вела неслышный разговор.
(фильм «Женщина Войны»)
(стих-ие «Не обижайте матерей»)
Не обижайте матерей,
На матерей не обижайтесь.
Перед разлукой у дверей
Нежнее с ними попрощайтесь.
И уходить за поворот
Вы не спешите, не спешите,
И ей, стоящей у ворот,
Как можно дольше помашите.
Вздыхают матери в тиши,
В тиши ночей, в тиши тревожной.
Для них мы вечно малыши,
И с этим спорить невозможно.
Так будьте чуточку добрей,
Опекой их не раздражайтесь,
Не обижайте матерей.
На матерей не обижайтесь.
Они страдают от разлук,
И нам в дороге беспредельной
Без материнских добрых рук –
Как малышам без колыбельной.
Пишите письма им скорей
И слов высоких не стесняйтесь,
Не обижайте матерей,
На матерей не обижайтесь.
Мурат
( Танец 6-кл.)
(слайд №13)
Вед. Всё дальше уходят в прошлое события Великой Отечественной войны. Выросло уже новое поколение, знакомое с минувшей войной лишь по фильмам и книгам. Они есть всюду, где есть честные люди, влюблённые в жизнь и мирный труд, верящие в будущее человечества.
Весь свой жизненный путь М.Джалиль мечтал пройти с песнями, «Питающими землю», с песнями, подобными звонким песням родника, с песнями от которых расцветают «Человеческих душ сады». Песни в сердце поэта звучит любовь татарскому народу.
(тат.танец)
(Булат Ф.)
Вед.:Подвиг советского народа живёт. И Джалиль навечно с нами, подобно тысячелетнему дубу, будет на своём месте.
IV. Заключительная часть.
Вед.: «Народ родивший такого великого поэта, как М.Джалиль,велик»,- писал С.Вургун. Поэт- герой, прославивший Татарстан, привлекает к себе всё больше и больше поклонников.
(«Мин яратам сине Татарстан»)
Вед.:На этом наш праздник, посвящённый М.Джалилю подошёл к концу, но память о нём будет вечно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий фестиваля детского творчества "Я росинка твоя, Россия"
Этот материал можно использовать для любых мероприятий о России, Родине, Отчизне....
Сценарий фестиваля детского творчества "Дадим шар земной детям"
Сценарий смотра художественной самодеятельности....
Сценарий вечера, посвященного творчеству А.С.Пушкина “Вся жизнь – один чудесный миг”
Сценарий вечера, посвященного творчеству А.С.Пушкина “Вся жизнь – один чудесный миг”...
Сценарий фестиваля детского творчества "Ты не могла не выстоять, Москва!"
Предлагаем вниманию коллег сценарий "Ты не могла не выстоять, Москва!", проведенный в форме фестиваля детского творчества. Мероприятие посвящено памятной датет в истории Отечества -70-летию битвы под ...
Сценарий фестиваля народного творчества (песни и танца)
Предлагаю сценарий для проведения фестиваля народного танца и песни....
Сценарий праздника по творчеству Даниила Хармса
Сценарий устного журнала Литературный мир Даниила Хармса. Был показан к юбилею Хармса в декабре 2010 г. для учеников 2-8-ых классов. Прошёл на ура, вызвав массу положительных эмоций и у зрителей, и у ...